электронный научный журнал «apriori. cерия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru
№ 5 2015
УДК 338.24
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Мухина Евгения Ринатовна
кандидат экономических наук Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь
аиШг@арпоп-]оигпа!. ги
Аннотация. Статья направлена на характеристику факторов, влияющих на эластичность спроса по цене и эластичность предложения по цене. Приведены определения ценовой эластичности.
Ключевые слова: эластичность; спрос; предложение; факторы; цена.
THE RESEARCH OF FACTORS PRICE ELASTICITY OF DEMAND AND SUPPLY
Mukhina Evgeniya Rinatovna
candidate of economical sciences Perm National Research Polytechnic University, Perm
Abstract. The article focused on characterization of factors influencing the price elasticity of demand and the elasticity of supply price. The definition of price elasticity is given.
Key words: flexibility; demand; sentence; factors; price.
Вопросы эластичности встречаются в различных областях экономики. В общем виде под эластичностью принято понимать меру реакции одной величины на изменение другой.
Различают следующие виды эластичности: ценовая эластичность, перекрестная эластичность, дуговая эластичность, эластичность по доходу и пр. Рассмотрим вопросы, связанные с ценовой эластичностью, и воздействием различных факторов на нее.
Различают ценовую эластичность спроса (эластичность спроса по цене) и ценовую эластичность предложения (эластичность предложения по цене).
Под ценовой эластичностью спроса понимают меру реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванную изменением цены этого товара или услуги.
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на тот или иной товар при изменении его цены на 1 %.
Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1 % величина спроса на него изменится более чем на 1 %.
Например, если при подорожании женских сумок на 5 % величина спроса на них упадет на 10 % или при снижении цены на 10 % величина спроса повысится на 30 %, говорят, что спрос на этот товар окажется эластичным по цене.
Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1 % величина спроса на него изменится менее чем на 1 %.
Например, если хлеб подорожает на 5 %, а объем спроса снизится только на 3 %, можно будет сделать вывод, что спрос на хлеб неэластичен по цене.
Проанализируем факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса (таблица 1).
Таблица 1
Влияние различных факторов на ценовую эластичность спроса
№ Наименование фактора Характеристика влияния
1 Наличие у товара или услуги заменителей Большое количество товаров-заменителей приводит к тому, что потребителям проще отказаться от данного товара или услуги. Следовательно, спрос оказывается более эластичным. Малое количество товаров-заменителей приводит к тому, что потребителям сложнее отказаться от данного товара или услуги. Следовательно, спрос оказывается менее эластичным.
2 Степень необходимости данного товара для потребителя Чем более необходим товар, тем ниже степень эластичности спроса на него. Чем менее необходим товар, тем выше степень эластичности.
3 Удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя Если доля стоимости товара или услуги в бюджете высокая, то спрос на товар окажется эластичным, поскольку потребители не смогут позволить себе этот товар. К примеру, стоимость ювелирных украшений. Если доля стоимости товара или услуги в бюджете небольшая, то спрос на товар окажется неэластичным, поскольку потребители смогут позволить себе этот товар. К примеру, стоимость хлеба.
4 Фактор времени Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном периоде, так как люди постепенно находят заменители подорожавшему товару и меняют свои привычки и пристрастия в потреблении. Как правило, спрос менее эластичен в краткосрочном периоде.
Что касается ценовой эластичности предложения, то данный показатель отражает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения при изменении цены товара (услуги) на 1 %. Предложение эластично, если при изменении цены на 1 % его объем изменится более чем 1 %.
Ценовую эластичность предложения также определяет ряд факторов (таблица 2).
Таблица 2
Влияние различных факторов на ценовую эластичность предложения
№ Наименование фактора Характеристика влияния
1 Фактор времени В долгосрочной перспективе предложение оказывается более эластичным, поскольку у производителей появляется время для того, чтобы среагировать на изменения рынка. В краткосрочном периоде предложение оказывается менее эластичным, поскольку производителям сложнее отреагировать на изменения конъюнктуры рынка и, к примеру, выпустить на рынок большее количество продукции
2 Наличие или отсутствие резервов производства Если у производителя есть свободные мощности, следовательно, предложение окажется более эластичным, поскольку продавец сможет при необходимости произвести дополнительное количество требуемых товаров и вывести их на рынок. Если у производителя нет свободных мощностей, следовательно, предложение окажется менее эластичным, поскольку продавец не сможет при необходимости произвести дополнительное количество требуемых товаров и вывести их на рынок.
3 Характер и тип производимого товара или услуги Если цикл производства достаточно сложен и продолжителен по времени, то предложение в краткосрочном периоде окажется менее эластичным, поскольку несмотря на потребности рынка, продавец будет не в состоянии удовлетворить его запросы и вывести на рынок новый товар. Если цикл производства несложен и непродолжителен по времени, то предложение в краткосрочном периоде окажется более эластичным, поскольку продавец будет способен удовлетворить запросы потребителей и вывести на рынок новый товар.
4 Значительное количество запасов [1] Чем больше запасов у продавца, тем более эластичным оказывается предложение на товар. Чем меньше запасов у продавца, тем менее эластичным оказывается предложение на товар.
Таким образом, эластичность спроса и предложения по цене определяют множество факторов, влияние которых необходимо учитывать.
Список использованных источников
1. Галеутдинова Е.Р. Микроэкономика. Пермь, 2009. 45 с.