Научная статья на тему 'Исследование факторов совершенствования функциональной подготовленности студентов на основе измерения частоты сердечных сокращений'

Исследование факторов совершенствования функциональной подготовленности студентов на основе измерения частоты сердечных сокращений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
237
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / ФАКТОРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / ПУЛЬС / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАЗЛИЧИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мошкин Владимир Николаевич

В статье представлены результаты анализа ответов студентов об их функциональной подготовленности. На основе эмпирического исследования выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между функциональной подготовленностью обследованных студентов со следующими факторами: год обучения в вузе (уровень функциональной подготовленности обследованных студентов повышается по мере перехода от первого курса к третьему); самооценка студентами их знаний о развитии физических возможностей (студенты с позитивной самооценкой знаний о физическом развитии показали более высокий уровень функциональной готовности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мошкин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов совершенствования функциональной подготовленности студентов на основе измерения частоты сердечных сокращений»

УДК 37.013

Владимир Николаевич Мошкин

(доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры Алтайской академии экономики и права, г. Барнаул)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Ключевые слова: анкетирование, гендерные отличия, статистические данные, факторы, функциональная подготовленность, студенты вуза, частота сердечных сокращений, пульс, статистическая значимость различий.

Физическая тренировка оказывает серьезное влияние на организм человека, вызывая в нем как морфологические, так и физиологические изменения. Такого рода перестройки направлены на обеспечение высокой активности организма при выполнении физической деятельности. В педагогике проблема функциональной готовности воспитанников исследуется прежде всего применительно к физической подготовке спортсменов. При этом имеется значительное количество научных публикаций, в которых раскрываются различные аспекты совершенствования и диагностики функциональной подготовленности различных групп воспитанников: контроль функциональной подготовленности студентов специального учебного отделения [1], оценка функциональной подготовленности спортсменов циклических видов спорта [2], контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов [3], соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса [4], функциональная подготовленность студентов, занимающихся физической культурой и спортом [5], показатели физической и функциональной подготовленности подростков и юношей [6], особенности функциональной подготовленности юношей-спортсменов [7], мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов [8], факторы в обеспечении функциональной подготовленности у спортсменов [9], средства улучшения физической и функциональной подготовленности студентов специального медицинского отделения [10] и т.д. В публикациях о роли обучающей среды учебного заведения в раз-

витии физической культуры студентов [11], о формировании мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой [12] раскрыты некоторые теоретические предпосылки совершенствования функциональной подготовленности студентов. В методических пособиях излагаются рекомендации о диагностике и методах повышения функциональной подготовленности [13; 14], повышении функциональной подготовленности студенток в процессе занятий физической культурой на воздухе [15] и т.д. Вместе с тем до настоящего времени в педагогике недостаточно исследованной является проблема факторов совершенствования функциональной подготовленности студентов в массовой педагогической практике высших учебных заведений. В связи с этим изложим результаты проведенного нами исследования факторов функциональной подготовленности студентов на основе измерения частоты сердечных сокращений.

Оценка функциональной подготовленности человека осуществляется с использованием различных методик диагностики, в том числе с помощью физиологических проб. К наиболее простым и распространенным методикам относится фиксация частоты сердечных сокращений (ЧСС) обследуемых. Данный показатель, доступный для самоконтроля студентов, отражает состояние сердечно-сосудистой системы человека при физических нагрузках. Редкий пульс обычно рассматривается как один из основных физиологических признаков высокого уровня тренированности человека. У спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, частота сердечных сокраще-

Исследование факторов совершенствования функциональной подготовленности студентов.

ний в покое обычно особенно мала - до 40 ударов в минуту и меньше. Это редко наблюдается у тех, кто не занимается спортом. Для них наиболее характерна частота пульса около 70 ударов в минуту.

Исследование основано на эмпирических данных, полученных при анкетировании студентов в апреле 2015 г. Нами были обследованы студенты 1-3 курсов экономического и юридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). Преподавателями кафедры физической культуры ААЭП (В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев, В.М. Зуев, В.В. Овча-

Как следует из таблицы 1 (данные строки 4, столбцы 3, 4,5), процентная доля студентов, у которых частота пульса 59 и менее сокращений, различается на 1, 2, 3 курсах (13, 30 и 41% соответственно). Процентная доля студентов, у которых частота пульса 60-80 сокращений, отличается на 1, 2, 3 курсах (71, 49 и 43% соответственно). Редкий пульс (59 и менее сокращений) является признаком высокой функциональной подготовленности студентов (по сравнению со студентами, у которых выявлен более учащенный пульс, см. строки 1, 2, 3 таблицы). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/ statistics/fisher. Для проверки достоверности различий статистических данных в таблице 1 используем абсолютные цифры в столбцах 3, 5 и строках 3, 4. Выясняем, что ф*эмп = 4,143, полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены статистически значимые признаки взаимосвя-

ров, С.В. Зайцева) опрошено 229 студентов 1-3 курсов, из них 153 девушки, 76 юношей. Был использован электронный вариант анкеты, студенты заполняли анкету на персональных компьютерах под руководством преподавателей. Результаты анкетирования обработаны при помощи разработанной нами статистической программы.

Выясним, имеются ли отличия функциональной подготовленности (частоты сердечных сокращений) студентов разных курсов. Данные об ответах студентов 1-3 курсов представлены в таблице 1.

зи между годом обучения в вузе и функциональной подготовленностью обследованных студентов.

В таблице 1 представлены полные данные об ответах студентов, включая 4 варианта ответов о частоте сердечных сокращений. Объединяя строки 1, 2, 3, получаем таблицу 2 с данными, позволяющими сравнивать две группы студентов: с частотой пульса 59 и менее в минуту (строка 4), с частотой пульса 60 и более в минуту (строки 1-3).

Используя данные таблицы 2, применяя те же методы проверки статистической достоверности, сравнивая 2 группы студентов: с частотой пульса 59 и менее в минуту (строка 2), с частотой пульса 60 и более в минуту (строка 1), приходим к тем же выводам, что сформулированы выше, на основании сведений в таблице 1. Отличие между студентами 1 и 2, 1 и 3 курсов находится в зоне значимости (эмпирическое значение ф* равно 2,362, 3,802 соответственно). Таким образом, уровень функциональной подготовленности обследованных студентов повышается по мере перехода от первого курса к третьему.

Таблица 1

Ответы студентов 1-3 курсов о частоте сердечных сокращений (подробно)

№ п/п Частота сердечных сокращений в минуту 3-й курс 2-й курс 1-й курс

1 2 3 4 5

1 91 и более 3 (3%) 6 (8%) 2 (4%)

2 81-90 12 (12%) 9 (12%) 6 (13%)

3 60-80 42 (43%) 36 (49%) 34 (71%)

4 59 и менее 40 (41%) 22 (30%) 6 (13%)

5 ИТОГО: 97 73 48

Таблица 2

Ответы студентов 1-3 курсов о частоте сердечных сокращений (кратко)

№ п/п Частота сердечных сокращений в минуту 3-й курс 2-й курс 1-й курс

1 2 3 4 5

1 60-91 и более 57 (59%) 51 (70%) 42 (88%)

2 59 и менее 40 (41%) 22 (30%) 6 (13%)

3 ИТОГО: 97 73 48

В таблицах 3, 4 приведены данные, в которых ответы сгруппированы в 2 варианта: количество студентов с частотой пульса 59 и менее в минуту, количество студентов с частотой пульса 60 и более в минуту. При этом отметим, что выводы о наличии или отсутствии признаков отличий, связей, факторов на основе различным образом сгруппированных данных совпали (нами обработаны все приводимые ниже данные в подробном варианте, как в таблице 1,

Как следует из таблицы 3, процентная доля студентов разного пола, с редким пульсом (59 и менее сокращений в минуту) отличается: 41% - у юношей, 27% - у девушек. Из полученных данных следует, что у юношей более высокий (по сравнению с девушками) уровень функциональной подготовленности. Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах в столбцах 3, 4 и строках 1, 2. Выясняем, что ф*эмп = 2,093, полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне неопределенности. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между полом и функциональной подготовленностью студентов.

Для сокращения объема статьи полученные эмпирические данные об ответах студентов по поводу утверждений анкеты преобразованы в сводную таблицу 4, в которой исключены аб-

и в сокращенном варианте, как в таблице 2). Поэтому далее в статье мы не приводим подробные сведения и анализируем лишь укрупненные (сокращенные, как в таблице 2) данные об ответах студентов.

Выясним, имеются ли гендерные особенности функциональной подготовленности (частоты сердечных сокращений) студентов. Данные об ответах юношей и девушек представлены в таблице 3.

солютные цифры, данные о затрудняющихся ответить. Такого рода перегруппировка данных проведена нами с учетом необходимости выяснить, имеются ли признаки связи между функциональной подготовленностью опрошенных студентов и следующими факторами: активность студентов в чтении литературы по безопасности, выполнение утренней зарядки, чтение литературы по физкультуре, посещение спортивных секций, выполнение упражнений для развития выносливости, закаливание холодной водой, наличие знаний о развитии физических возможностей, наличие самоконтроля за физическим состоянием в ходе занятий физкультурой. Данные о соотношении ответов студентов на вопрос анкеты 34 (пульс в спокойном состоянии) с ответами по поводу утверждений 1, 8-10, 16-19 (различные виды активности студентов), представлены в таблице 4.

Таблица 3

Ответы студентов разного пола о частоте сердечных сокращений

№ п/п Частота сердечных сокращений в минуту Девушки Юноши

1 2 3 4

1 60-91 и более 109 (72,67%) 44 (58,67%)

2 59 и менее 41 (27,33%) 31 (41,33%)

3 ИТОГО: 150 75

Таблица 4

Соотношение ответов студентов на вопросы анкеты

№ п/п Частота сердечных сокращений в минуту (пульс) Пульс при положительных и отрицательных ответах о разных видах активности Разница процентных долей при положительном и отрицательном ответах Эмпирическое значение ф*, значимость различий, наличие или отсутствие признаков связи

1 2 3 4 5 6

1 Нет Я читаю статьи, брошюры, книги о безопасности, самозащите, выживании ф*эмп = 0,264, находится в зоне незначимости, выявлены статистически незначимые признаки связи

2 60-91 и более 70% 68% 2%

3 59 и менее 30% 32% 2%

4 Нет Я ежедневно делаю утреннюю зарядку ф*эмп = 1,246, находится в зоне незначимости, выявлены статистически незначимые признаки связи

5 60-91 и более 72% 62% 10%

6 59 и менее 28% 38% 10%

7 Нет Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании Не выявлены признаки связи

8 60-91 и более 68% 68% 0%

9 59 и менее 32% 32% 0%

10 Нет Я посещаю спортивную секцию ф*эмп = 0,93, находится в зоне незначимости, выявлены статистически незначимые признаки связи

11 60-91 и более 72% 66% 6%

12 59 и менее 28% 34% 6%

13 Нет Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости ф*эмп = 1,487, находится в зоне незначимости, выявлены статистически незначимые признаки связи

14 60-91 и более 73% 63% 10%

15 59 и менее 27% 37% 10%

16 Нет Я каждый день обливаюсь холодной водой ф*эмп = 1,366, находится в зоне незначимости, выявлены статистически незначимые признаки связи

17 60-91 и более 70% 40% 30%

18 59 и менее 30% 60% 30%

19 Нет Я знаю о том, как развивать свои физические возможности ф*эмп = 6,228, находится в зоне значимости, выявлены статистически значимые признаки связи

20 60-91 и более 86% 62% 24%

21 59 и менее 14% 38% 24%

22 Нет Занимаясь физкультурой, я слежу за своим физическим состоянием ф*эмп = 1,325, находится в зоне незначимости, выявлены статистически незначимые признаки связи

23 60-91 и более 80% 68% 12%

24 59 и менее 20% 32% 12%

В таблице 4 столбец 2 фиксирует варианты физиологической подготовленности студентов (пульс), в ней представлены результаты статистической обработки ответов студентов, выраженные в процентных долях (столбцы 3, 4 фиксируют процентные доли студентов с негативным или позитивным ответами на утверждения анкеты, отражающие исследуемые факторы), разница процентных долей при положительных и отрицательных ответах (столбец 5), наличие признаков связи, эмпирическое значение ф*, значимость различий (столбец 6). На пересечении строк 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23 со столбцом 3 отражены процентные доли студентов от количества отрицающих тот или иной вид активности (чтение литературы и т.д.), у которых выявлен пульс 60-91 и более сокращений в минуту. На пересечении строк 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 со столбцом 4 отражены процентные доли студентов от количества признающих наличие у них того или иного вида активности (чтение литературы и т.д.), у которых выявлен пульс 59 сокращений и менее в минуту.

На основе анализа ответов студентов об их функциональной подготовленности, представленные в таблицах 1-4, сформулируем основные выводы. На основе эмпирического исследования выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между функциональной подготовленностью обследованных студентов со следующими факторами:

- год обучения в вузе (уровень функциональной подготовленности обследованных студентов повышается по мере перехода от первого курса к третьему);

- самооценка студентами их знаний о развитии физических возможностей (студенты с позитивной самооценкой знаний о физическом развитии показали более высокий уровень функциональной готовности).

Выявлены признаки взаимосвязи функциональной подготовленности обследованных студентов со следующими факторами:

- пол студентов;

- готовность ежедневно делать зарядку;

- посещение студентами спортивных секций;

- самостоятельное выполнение ими упражнений для развития выносливости;

- закаливание холодной водой;

- самооценка студентами их знаний о развитии физических возможностей.

Признавая наличие эмпирических признаков указанных связей, отметим, что эти выводы основаны на статистически незначимых данных, поэтому носят предварительный характер.

Не выявлены признаки связи функциональной подготовленности обследованных студентов со следующими факторами: чтение ими литературы по безопасности и по физической культуре.

Выявление признаков отсутствия или присутствия названных выше связей дает основание предполагать наличие факторов совершенствования функциональной подготовленности студентов в массовой педагогической практике. Однако из полученных фактических данных не совсем ясно, что в рассмотренных связях является причиной, а что - следствием. Кроме того, в исследовании получены и обработаны данные об ограниченном количестве студентов (218 чел., 1-3 курсы). Поэтому сформулированные выводы нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. В последующих публикациях мы планируем изложить и проанализировать имеющиеся у нас эмпирические данные, раскрывающие иные грани развития функциональной подготовленности студентов.

Библиографический список

1. Германов, Г.Н. Контроль двигательной и функциональной подготовленности студентов специального учебного отделения на основе учета индивидуальных норм и темпов прироста показателей в контрольных упражнениях / Г.Н. Германов, Е.В. Готовцев, И.В. Машошина // Культура физическая и здоровье. - 2012. - №2 (38). - С. 79-82.

2. Гонестова, В.К. Современные подходы к оценке функциональной подготовленности спортсменов циклических видов спорта в процессе текущих и оперативных наблюдений / В.К. Гонестова // Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва : материалы республиканской научно-практической конференции. - Минск : [Б. и.], 1993. - С. 144-147.

3. Губа, В.П. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов : монография / В.П. Губа, А.А. Шамардин. - М. : Советский спорт, 2015. - 283 с.

Исследование факторов совершенствования функциональной подготовленности студентов.

4. Иванова, Н.Г. Соответствие физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов первого курса Кубанского государственного технологического университета нормативным требованиям / Н.Г. Иванова, А.Ю. Лейбовский // Физическая культура, спорт - наука и практика.

- 2012. - №1. - С. 16-19.

5. Исследование вопросов функциональной подготовленности студентов, занимающихся физической культурой и спортом : труды института / под ред. А.П. Фролова. - Таганрог : Таганрог. радиотехнический ин-т им. В.Д. Калмыкова, 1974. - 152 с.

6. Лагоша, А.А. Исследование прогностической значимости показателей физической и функциональной подготовленности подростков и юношей / А.А. Лагоша // Теория и практика физкультуры. -1976. - №9. - С. 40-41.

7. Логинов, А. Структура и особенности функциональной подготовленности юношей-спортсменов / А. Логинов // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы : тезисы докладов Международного конгресса. - М. : [Б. и.], 1998. - Т. 1. - С. 311-312.

8. Машошина, И.В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / И.В. Машошина, Е.В. Готовцев, Ю.В. Романова, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012.

- №1. - С. 40-45.

9. Медведев, Д.В. Значение различных факторов в обеспечении функциональной подготовленности у спортсменов различной специализации / Д.В. Медведев // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2011. - №1. - С. 111-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Семенова, О.Н. Методы и средства улучшения физической и функциональной подготовленности студентов специального медицинского отделения / О.Н. Семенова, В.А. Русаков // Актуальные проблемы физической культуры : материалы региональной научно-практической конференции. - Ростов н/Д. : [Б. и.], 1995. - Т. 4. - Ч. 2. - С. 77-80.

11. Кащеев, Д.В. Роль обучающей среды высшего учебного заведения в формировании физической культуры студента / Д.В. Кащеев, С.В. Зайцева // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2013. - Вып. 2. (29) - С. 133-135.

12. Кащеев, Д.В. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом / Д.В. Кащеев, С.В. Зайцева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - Вып 3 (30). - С. 138-141.

13. Диагностика и методы повышения функциональной подготовленности спортсменов. - Волгоград : Волгоград. гос. ин-т физкультуры, 1980. - 148 с.

14. Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности : методическое пособие. - М. : ВНИИФК, 1993. - 112 с.

15. Повышение функциональной подготовленности студенток в процессе круглогодичных занятий физической культурой и спортом на воздухе : методические рекомендации. - Харьков : Харьков. ин-т инж. ж.-д. трансп. им. С.М. Кирова, 1991. - 26 с.

References

1. Germanov, G.N. Kontrol dvigatelnoy i funktsionalnoy podgotovlennosti studentov spetsialnogo uchebnogo otdeleniya na osnove ucheta individualnyih norm i tempov prirosta pokazateley v kontrolnyih uprajneniyah / G.N. Germanov, E.V. Gotovtsev, I.V. Mashoshina // Kultura fizicheskaya i zdorove. - 2012. -№2 (38). - S. 79-82.

2. Gonestova, V.K. Sovremennyie podhodyi k otsenke funktsionalnoy podgotovlennosti sportsmenov tsiklicheskih vidov sporta v protsesse tekuschih i operativnyih nablyudeniy / V.K. Gonestova // Problemyi sporta vyisshih dostijeniy i podgotovki sportivnogo rezerva : materialyi respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Minsk : [B. i.], 1993. - S. 144-147.

3. Guba, V.P. Kompleksnyiy kontrol integralnoy funktsionalnoy podgotovlennosti futbolistov : monografiya / V.P. Guba, A.A. Shamardin. - M. : Sovetskiy sport, 2015. - 283 s.

4. Ivanova, N.G. Sootvetstvie fizicheskogo razvitiya, fizicheskoy i funktsionalnoy podgotovlennosti studentov pervogo kursa Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta normativnyim

trebovaniyam / N.G. Ivanova, A.Yu. Leybovskiy // Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. - 2012. -№1. - S. 16-19.

5. Issledovanie voprosov funktsionalnoy podgotovlennosti studentov, zanimayuschihsya fizicheskoy kulturoy i sportom : trudyi instituta / pod red. A.P. Frolova. - Taganrog : Taganrog. radiotehnicheskiy in-t im. V.D. Kalmyikova, 1974. - 152 s.

6. Lagosha, A.A. Issledovanie prognosticheskoy znachimosti pokazateley fizicheskoy i funktsionalnoy podgotovlennosti podrostkov i yunoshey / A.A. Lagosha // Teoriya i praktika fizkulturyi. - 1976. - №9. -S. 40-41.

7. Loginov, A. Struktura i osobennosti funktsionalnoy podgotovlennosti yunoshey-sportsmenov / A. Loginov // Chelovek v mire sporta: Novyie idei, tehnologii, perspektivyi : tezisyi dokladov Mejdunarodnogo kongressa. - M. : [B. i.], 1998. - T. 1. - S. 311-312.

8. Mashoshina, I.V. Monitoring sostoyaniya zdorovya i fizicheskoy podgotovlennosti studentov kak metodologiya analiza i otsenki produktivnosti protsessa fizicheskogo vospitaniya / I.V. Mashoshina, E.V. Gotovtsev, Yu.V. Romanova, G.N. Germanov // Uchenyie zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2012. - №1.

- S. 40-45.

9. Medvedev, D.V. Znachenie razlichnyih faktorov v obespechenii funktsionalnoy podgotovlennosti u sportsmenov razlichnoy spetsializatsii / D.V. Medvedev // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. -2011. - №1. - S. 111-114.

10. Semenova, O.N. Metodyi i sredstva uluchsheniya fizicheskoy i funktsionalnoy podgotovlennosti studentov spetsialnogo meditsinskogo otdeleniya / O.N. Semenova, V.A. Rusakov // Aktualnyie problemyi fizicheskoy kulturyi : materialyi regionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Rostov n/D. : [B. i.], 1995.

- T. 4. - CH. 2. - S. 77-80.

11. Kascheev, D.V. Rol obuchayuschey sredyi vyisshego uchebnogo zavedeniya v formirovanii fizicheskoy kulturyi studenta / D.V. Kascheev, S.V. Zaytseva // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2013. -Vyip. 2. (29) - S. 133-135.

12. Kascheev, D.V. Problema formirovaniya motivatsionno-tsennostnogo otnosheniya studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom / D.V. Kascheev, S.V. Zaytseva // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2013. - Vyip 3 (30). - S. 138-141.

13. Diagnostika i metodyi povyisheniya funktsionalnoy podgotovlennosti sportsmenov. - Volgograd : Volgograd. gos. in-t fizkulturyi, 1980. - 148 s.

14. Diagnostika funktsionalnoy podgotovlennosti i kriterii otsenki pokazateley adaptatsii yunyih sportsmenov raznogo vozrasta i pola s uchetom biologicheskogo sozrevaniya i urovnya podgotovlennosti : metodicheskoe posobie. - M. : VNIIFK, 1993. - 112 s.

15. Povyishenie funktsionalnoy podgotovlennosti studentok v protsesse kruglogodichnyih zanyatiy fizicheskoy kulturoy i sportom na vozduhe : metodicheskie rekomendatsii. - Harkov : Harkov. in-t inj. j.-d. transp. im. S.M. Kirova, 1991. - 26 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.