Научная статья на тему 'Исследование факторов, приводящих к лишению родительских прав'

Исследование факторов, приводящих к лишению родительских прав Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
750
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / родители / дети / формирование личности / социальное сиротство / родительские права / a family / parents / children / formation of personality / social orphanhood / parental rights

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Захаровна Козлова

В статье анализируется факторы родительской семьи, которые предположительно могли бы влиять на асоциальное поведение детей таким образом, что они сами, став родителями, были лишены родительских прав. Исследование показало, что доминирующим фактором было влияние сложной социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A study of factors that lead to the deprivation of parental rights

The article analyzes the factors parent families that could conceivably influence the antisocial behavior of children so that they themselves become parents and were deprived of parental rights. The study found that the dominant factor was the influence of the complex social environment.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов, приводящих к лишению родительских прав»

Социальные исследования 4 (2016) 26-32

Журнал "Социальные исследования"

Исследование факторов, приводящих к лишению родительских прав

Татьяна Захаровна Козлова а *

а - доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт социологии РАН

О СТАТЬЕ

АННОТАЦИЯ

Прохождение статьи: Поступила: 14.10.2016 Принята: 20.12.2016 Опубликована онлайн: 28.12.2016_

Ключевые слова: семья; родители; дети; формирование личности; социальное сиротство; родительские права

В статье анализируется факторы родительской семьи, которые предположительно могли бы влиять на асоциальное поведение детей таким образом, что они сами, став родителями, были лишены родительских прав. Исследование показало, что доминирующим фактором было влияние сложной социальной среды.

1. Введение

В России в 90-е годы прошлого века произошла смена (ломка) прежней системы ценностей, что в свою очередь привело к отрицанию молодым поколением нравственных ориентиров старшего поколения. Кризис семьи, отражая кризисные явления в обществе, в значительной степени связан с нарушением традиционных межпоколенных отношений. Молодежь стала искать новый тип семейно-брачных отношений. Появилось значительное число гражданских браков, которые после непродолжительного существования распадались, имея уже детей. Как следствие кризиса семьи и общества в стране увеличилось численность детей-сирот.

* E-mail: tatiana_kozlova@mail.ru

© 2016 Автор ISSN 2500-0020

Journal of Social Research

Большинство из них - социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. К ним относятся дети, оставленные в роддомах; взятые из неблагополучных семей, где родители лишены родительских прав. Некоторых детей-сирот опекают их бабушки или дедушки - родители лиц, лишенных родительских прав. Формирование этих лиц, лишенных родительских прав, происходило в «первичной» родительской семье.

Одна из главных функций семьи - воспитание детей. Семья была и остается самым важным и влиятельным фактором социализации. С момента рождения ребенок остро нуждается в положительных эмоциях. Эта потребность ребенка может удовлетворяться в атмосфере любви и близости с родителями, особенно с матерью. «Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности» [Кон, 1967: 107]. В процессе воспитания происходит интернализация духовных ценностей детьми, их нравственное воспитание. В свете сказанного представляют большой интерес те семьи, в которых родились и воспитывались индивиды, которые впоследствии были лишены родительских прав.

2. Характеристика исследуемой группы

Под руководством автора статьи было проведено социологическое исследование в восьми регионах Москва, Фрязино, Иваново, Кинешма, Нижний Новгород, Киров, Великий Новгород, Улан-Удэ, по единой методике (интервью). Цель исследования - выявить морально-психологические и иные факторы формирования лиц в «первичной» семье, лишенных впоследствии родительских прав. Объектом нашего исследования явилась опекуны своих внуков, чьи родители были лишены родительских прав.

В то время, когда заключались браки респондентов, в нашей стране существовала традиционная семья, которая со временем у их детей сменилась на сравнительно новый тип семейно-брачных и половых отношений [Здавомыслова, 2003]. Известный отечественный ученый Зарэтхан Саралиева пишет о современной

семье, перефразируя слова немецкого ученого: «...Современная пожизненная семья стала мифом. Так же, как мифом становится Любовь, Общая Фамилия, Общее проживание, то есть все то, что характеризовало традиционную семью» [Саралиева, 2003: 20].

Семьи нашими респондентами, будущими опекунами, создавалась примерно в середине прошлого века (40-е, 50-е, 60-е года). Это была традиционная советская семья, имевшая признаки патриархальной, статус супругов в ней определяли социальные нормы, принятые в то время в советском обществе, то есть мужчина -глава семьи и ее кормилец, женщина - мать его детей и хранительница семейного очага. Вместе с тем, семья, как и общество, постоянно развивается и изменяется. Трансформация семьи постепенно сопровождалась изменением соотношения супружеских ролей. Все большую нагрузку в семье стала брать на себя женщина, не всегда справляясь с тяжелой ношей.

Социально-психологическая атмосфера в «первичной семье», то есть в семье наших респондентов, будущих опекунов своих внуков, - это, прежде всего, отношения между супругами и, конечно, их отношение к детям.

3. Атмосфера в семье на момент рождения лиц, лишенных родительских прав

Социологи считают, что прочность брака зависит от ряда фактором, в том числе и от степени готовности молодых людей к семейной жизни. «Готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющих эмоционально-положительное отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества» [Социология молодежи, 1966: 250].

Для выявления характера супружеских взаимоотношений в семье респондентам был задан вопрос: «Какие отношения были у Вас на момент рождения ребенка с мужем (женой)»? Альтернаты ответов построены таким образом, чтобы последовательно отражать континуум отношений от дружеских до конфликтных.

Распределение ответов по предложенным альтернативам приведено в табл. Обработка полученных данных опроса показала, что у 72,7% респондентов отношения были «Дружеские, доверительные»; у 17% респондентов -«Спокойные»; у 1,2% респондентов - «Безразличные»; у 3% респондентов -

«Напряженные»; у 4,2% респондентов - «Конфликтные»; у 1,8% респондентов -«Другие».

Табл. Распределение ответов на вопрос: «Какие отношения были у Вас на момент рождения ребенка с мужем (женой)?»

Альтернативы Распределение ответов, %

Дружеские, доверительные 72,7

Спокойные 17

Безразличные 1,2

Напряженные 3

Конфликтные 4,2

Другие 1,8

Итак, исходя из ответов респондентов, в 89,7% случаях на момент рождения ребенка отношения в молодых семьях будущих опекунов были дружеские (доверительные) и спокойные. Дети рождались, как правило, через 1-3 года после вступления в брак. Брак заключался в основном по любви, отношения между супругами за такой короткий промежуток времени (от одного года до трех) еще не испортились. Таким образом, можно заключить, что почти в 90% семей атмосфера на момент рождения ребенка была хорошей, однако после того, как эти дети выросли и сами стали родителями, они были лишены родительских прав.

Из сказанного можно сделать вывод, что атмосфера в семье, существовавшая на момент рождения лиц, впоследствии лишенных родительских прав, не имела значимой связи с последующим асоциальным отношением этих лиц уже к своим к детям.

4. Анализ иных факторов

Материалы опроса показали, что только у 4,2% респондентов рождение детей в родительских «первичных» семьях было нежеланным. Основная причина, по которой рождение детей было нежеланным, - плохие материальные условия. Поскольку в более чем 95% семей ребенок был желательным, можно

предположить, что фактор желательности-нежелательности ребенка не оказал влияние на последующее поведение детей, когда они сами стали родителями.

Около половины респондентов отметили, что материальное положение их семей было удовлетворительное, а около 40% - хорошее, только 10% респондентов жили плохо. Из сказанного можно заключить, что материальное положение родительской семьи не влияло существенным образом на последующее родительское поведение детей.

Исследование также не выявило связи между алкоголизмом в «старшей» семье с последующим родительским поведением в «младшей». Также не выявлено связи с успеваемостью детей в школе, уровнем их образования, с последующим «анти-родительским» поведением.

5. Влияние социальной ситуации

Дети наших респондентов создавали свои семьи в 90-е годы, сложные для страны и ее граждан. Ситуации складывались таким образом, что добрые отношения в родительских семьях не смогли уберечь детей от негативного влияния социума. Это было время, когда рушилась одна система ценностей, сложившаяся при советской власти, которая основывалась на национальных традициях, большевистской модели патриархально-демократической идеологии, православной этике. Новые же ценности, возникшие во время реформируемой России, либеральные, еще не всем были понятны и восприняты. Молодежь находилась в растерянности, не всегда понимая: «Что такое хорошо и что такое плохо?» У молодых людей, кроме того, не было той жизненной закалки, которая была у их родителей (наших респондентов), которым за свою жизнь пришлось преодолеть много трудностей.

Материалы исследования позволяют сделать вывод, что основным деструктивным фактором, формировавшим асоциальное, «анти-родительское» поведение лиц, лишенных впоследствии родительских прав, была сложная социальная ситуация в стране. У лиц, лишенных родительских прав, потенциал социальной адаптации оказался недостаточным для ситуации социальной аномии. Ее влияние было доминирующим и потому влияние иных факторов, таких как отношения между супругами, материальное положение семьи, образование

супругов и др., если и было, то на фоне социальной ситуации в стране оказалось несущественным.

Литература

Здавомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. М.: Едиторал УРСС. 2003. - 152 с.

Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат. 1967. - 383 с.

Саралиева З. Х. Семья - клиент социальной работы: Учебное пособие.- Н.Новгород, НИСОЦ, 2003. - 287 с.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета. 1996. - 460 с.

A study of factors that lead to the deprivation of parental rights Tat'yana Zakharovna Kozlova *

* - Doctor of Social Sciences, a leading researcher at the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences Email: tatiana_kozlova@mail.ru

Abstract

The article analyzes the factors parent families that could conceivably influence the antisocial behavior of children so that they themselves become parents and were deprived of parental rights. The study found that the dominant factor was the influence of the complex social environment.

Keywords: a family; parents; children; formation of personality; social orphanhood; parental rights

References

Zdavomyslova O. M. Sem'ya i obshchestvo: gendernoe izmerenie rossiiskoi transformatsii. Moscow: Editoral URSS. 2003. 152 p. (In Russ.)

Kon I. S. Sotsiologiya lichnosti. Moscow: Politizdat. 1967. 383 p. (In Russ.)

Saralieva Z. Kh. Sem'ya - klient sotsial'noi raboty: Uchebnoe posobie. Nizhny Novgorod: NISOTs Publ., 2003. 287 p. (In Russ.)

Sotsiologiya molodezhi: Uchebnik. In Lisovskogo V. T. ed. St. Petersburg: Publishing House of the University of St. Petersburg. 1996. 460 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.