A.M. АРИСТОВ
Александр Михайлович АРИСТОВ — аспирант кафедры экономики и менеджмента на транспорте Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (СПбГИЭУ) В 2010 г. окончил СПбГИЭУ. Автор 10 публикаций.
Область научной специализации — экономика транспорта.
^ ^ Ъ
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК
ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ*
В результате исследований, выполненных нами на автотранспортных предприятиях Санкт-Петербурга, было выявлено, что главным критерием качества, на который ориентируются клиенты этих предприятий, является перевозка груза к назначенному сроку. Именно этот показатель признан большинством клиентов как наиболее значимый из общего числа показателей. С целью определения силы влияния отдельных факторов на выполнение сроков перевозок тарно-штучных грузов был проанализирован технологический процесс доставки грузов. При этом рассматривались основные составляющие процесса.
1. Время на подготовку груза к перевозке. Число и характер операций по подготовке груза к перевозке зависят от рода перевозимого груза и типа подвижного состава. Как правило, подготовка тарно-штучных грузов заключается в затаривании, взвешивании, группировке грузов по грузополучателям, маркировке грузовых мест, подготовке товарно-транспортных документов и пропусков. Поэтому основными факторами сокращения времени на подготовку груза к перевозке является параллельное выполнение работ, а также применение электронных технологий.
2. Время на подачу подвижного состава на погрузку. Технологически данный этап заключается в подаче подвижного состава в пункт погрузки. Автотранспортное предприятие должно при этом обеспечить работоспособное состояние подаваемого под погрузку подвижного состава. Для этого на предприятии организуется производственно-техническая служба, которая несет ответственность за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Следует учесть, что иногда заявки на перевозки носят срочный характер и необходимо в короткие сроки предоставить грузовой автомобиль под погрузку. Поэтому обеспечение технической готовности подвижного состава на предприятии является важным фактором сокращения возможных потерь времени на перевозку, а значит, и повышения качества транспортных услуг.
3. Время погрузки груза на подвижной состав в пунктах отправления. Данный период времени включает следующие четыре элемента: ожидание погрузки, маневрирование подвижного состава, собственно погрузку и оформление документов [2].
Продолжительность ожидания погрузки зависит от пропускной возможности погрузочного пункта, количества постов и автомобилей, находящихся в ожидании погрузки.
Продолжительность маневрирования автомобиля зависит, главным образом, от организации работы погрузочного пункта. Например, для перевозки тарно-штучных грузов наиболее рациональным
ГРНТИ 73.31.61 ©A.M. Аристов, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГЛ. Кононовой.
способом организации работы на постах являются следующие схемы расстановки автомобилей на постах.
Боковая расстановка удобна при организации передвижения подвижного состава в пределах фронта погрузки или разгрузки по потоку, что особенно важно при эксплуатации автопоездов.
Торцовая расстановка автомобилей получила широкое распространение при выполнении погру-зочно-разгрузочных работ на складах, оборудованных грузовыми рампами. Она сокращает длину фронта и обеспечивает возможность выполнения погрузочно-разгрузочных работ со стороны заднего борта автомобиля.
При ступенчатой расстановке создаются условия для использования погрузочно-разгрузочных машин, в результате чего время на маневрирование сводится к минимуму и повышается скорость доставки грузов.
Продолжительность собственно погрузки грузов на автомобиль зависит от рода перевозимых тар-но-штучных грузов, типа подвижного состава, а также от способа осуществления погрузки (ручной или механизированный). Существенное сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ происходит в результате их механизации и использования системы сквозного складирования.
Продолжительность оформления документов зависит от организации и особенностей технологии выполнения погрузочных работ. Например, если в пункте погрузки отсутствует контрольно-пропускная система, то возможно совмещение выполнения элементов оформления документов и собственно погрузки груза на автомобиль [там же].
4. Время транспортировки тарно-штучного груза подвижным составом от пункта отправления до пункта назначения. Как свидетельствуют данные исследований, продолжительность транспортировки груза связана с дальностью перевозки и скоростью движения автомобиля.
Дальность перевозки грузов — расстояние между пунктами их отправления и назначения. Известно, что на автомобильном транспорте дальность перевозки тарно-штучных грузов оказывает большое влияние не только на время транспортировки, но и на себестоимость транспортной услуги. Поэтому данный фактор необходимо учитывать при проектировании и оптимизации маршрутов.
На скорость движения автомобиля влияют:
— технико-эксплуатационные качества автомобиля (динамические качества, их соответствие условиям движения, состояние автомобиля и т. д.);
— эксплуатационные факторы (величина дорожного сопротивления, состояние дорожного покрытия, интенсивность движения, организация движения и т. д.);
— вид тарно-штучного груза. В данном случае имеется в виду то, что для разного рода тарно-штучного груза, например для скоропортящегося или особо ценного, может быть задана определенная скорость движения автомобиля;
— квалификация водителя, время суток, продолжительность работы водителя и т. д.
5. Выгрузка тарно-штучного груза с подвижного состава в пунктах назначения. Принимая во внимание, что элементы погрузки (пункт 3) и разгрузки автомобиля совпадают, мы не будем подробно останавливаться на этом элементе доставки груза.
Анализ процесса доставки тарно-штучных грузов показал, что этапы доставки взаимосвязаны, а потери времени на каждом этапе отрицательно отражаются на качестве услуги в целом.
Для того чтобы узнать, на каком этапе доставки груза возникают основные проблемы, отражающиеся на качестве услуг, было проведено исследование на рынке автотранспортных услуг с привлечением специалистов, непосредственно организующих технологический процесс перевозок (см. рис.).
■ проблемы связанные с погрузочно-разгрузочнымиработами
■ проблемы, связанные с транспортировкой
■ проблемы, связанные с подачей подвижного состава
Рис. Проблемы, связанные с доставкой тарно-штучных грузов
Исследование показало, что 75 % всех проблемных вопросов, связанных с нарушением сроков доставки, возникает при погрузке и разгрузке автомобилей. Превышение времени на погрузку и разгрузку обусловлено тем, что основная часть этих работ осуществляется ручным способом. Так, разгрузка товара на складах в магазинах оптовых сетей, как правило, выполняется подсобными рабочими. При многократной перегрузке это оборачивается большими затратами трудовых ресурсов. При этом не обеспечивается качество перевозок (сохранность грузов, сроки доставки).
В таблице проводится сравнение норм времени простоя автомобиля при ручной и механизированной погрузке и разгрузке тарно-штучных грузов [ 1; 3].
Таблица
Нормы времени на ручную и механизированную погрузку и разгрузку автомобилей (в мин.)
Грузоподъемность автомобиля, т Погрузка Разгрузка
ручная механизированная ручная механизированная
До 1,5 включительно 26 12 17 12
Свыше 1,5 до 2,5 включительно 27 14 20 14
Свыше 2,5 до 4 включительно 33 16 24 16
Свыше 4 до 7 включительно 41 20 30 20
Свыше 7 до 10 включительно 50 27 38 27
Свыше 10 до 15 включительно 60 34 42 34
Свыше 15 до 20 включительно 70 41 54 41
Анализ норм времени, приведенных в таблице, показывает, что механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке тарно-штучных грузов позволяет сократить время на погрузку в среднем на 100 %, на разгрузку — на 60 %.
По мнению специалистов, 15 % от общего количества проблем, приводящих к снижению качества доставки грузов, приходится на этап транспортировки. В первую очередь это нарушения по вине водителя, в том числе отклонение от маршрута, нарушение правил дорожного движения, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, и др.
К другим факторам нарушения сроков доставки, не зависящим от водителя, можно отнести до-рожно-транспортную обстановку на дорогах («пробки»), погодные условия (метель, гололедица, туман и т. д.).
Актуальными являются также проблемы, связанные с подачей подвижного состава под погрузку, в частности в результате его неудовлетворительного технического состояния. По результатам опроса руководителей и специалистов автотранспортных предприятий Санкт-Петербурга было выявлено, что 7,41 % автотранспортных средств имеют срок службы свыше 10 лет, а 48,15 % — от 5 до 10 лет. Неисправное состояние автомобилей приводит к их сверхнормативным простоям и является причиной нарушения сроков доставки.
Таким образом, в ходе исследования процесса доставки тар но-штучных грузов были проанализированы технологические операции, входящие в каждый этап этого процесса с позиций фактора времени. Определено, что основные потери времени возникают при выполнении погрузочных и разгрузочных работ. Выявлены причины этих потерь. Результаты исследования являются информационной базой для принятия управленческих решений в области повышения качества доставки тар но-штучных грузов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горев А. Э. Грузовые автомобильные перевозки. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 288 с.
2. Грузовые автомобильные перевозки / A.B. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, A.B. Куликов. М.: Горячая линия — Телеком, 2006. 560 с.
3. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: справочное пособие. 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2004. 544 с.