Научная статья на тему 'Исследование факторов повышения качества перевозок тарно-штучных грузов'

Исследование факторов повышения качества перевозок тарно-штучных грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / ФАКТОРЫ / FACTORS / ПЕРЕВОЗКА ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ / TRANSPORTATION BREAK BULK CARGOES / ПРОЦЕСС ДОСТАВКИ ГРУЗОВ / THE PROCESS OF DELIVERY CARGOES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аристов Александр Михайлович

В статье приводятся результаты исследования, позволившие выявить и структурировать наиболее значимые факторы повышения качества перевозок тарно-штучных грузов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of factors, which increase the quality of transportation break bulk cargoes

This article is represented research of the most actual factors, which increase the quality of transportation break bulk cargoes in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов повышения качества перевозок тарно-штучных грузов»

A.M. АРИСТОВ

Александр Михайлович АРИСТОВ — аспирант кафедры экономики и менеджмента на транспорте Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (СПбГИЭУ) В 2010 г. окончил СПбГИЭУ. Автор 10 публикаций.

Область научной специализации — экономика транспорта.

^ ^ Ъ

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК

ТАРНО-ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ*

В результате исследований, выполненных нами на автотранспортных предприятиях Санкт-Петербурга, было выявлено, что главным критерием качества, на который ориентируются клиенты этих предприятий, является перевозка груза к назначенному сроку. Именно этот показатель признан большинством клиентов как наиболее значимый из общего числа показателей. С целью определения силы влияния отдельных факторов на выполнение сроков перевозок тарно-штучных грузов был проанализирован технологический процесс доставки грузов. При этом рассматривались основные составляющие процесса.

1. Время на подготовку груза к перевозке. Число и характер операций по подготовке груза к перевозке зависят от рода перевозимого груза и типа подвижного состава. Как правило, подготовка тарно-штучных грузов заключается в затаривании, взвешивании, группировке грузов по грузополучателям, маркировке грузовых мест, подготовке товарно-транспортных документов и пропусков. Поэтому основными факторами сокращения времени на подготовку груза к перевозке является параллельное выполнение работ, а также применение электронных технологий.

2. Время на подачу подвижного состава на погрузку. Технологически данный этап заключается в подаче подвижного состава в пункт погрузки. Автотранспортное предприятие должно при этом обеспечить работоспособное состояние подаваемого под погрузку подвижного состава. Для этого на предприятии организуется производственно-техническая служба, которая несет ответственность за своевременное и качественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Следует учесть, что иногда заявки на перевозки носят срочный характер и необходимо в короткие сроки предоставить грузовой автомобиль под погрузку. Поэтому обеспечение технической готовности подвижного состава на предприятии является важным фактором сокращения возможных потерь времени на перевозку, а значит, и повышения качества транспортных услуг.

3. Время погрузки груза на подвижной состав в пунктах отправления. Данный период времени включает следующие четыре элемента: ожидание погрузки, маневрирование подвижного состава, собственно погрузку и оформление документов [2].

Продолжительность ожидания погрузки зависит от пропускной возможности погрузочного пункта, количества постов и автомобилей, находящихся в ожидании погрузки.

Продолжительность маневрирования автомобиля зависит, главным образом, от организации работы погрузочного пункта. Например, для перевозки тарно-штучных грузов наиболее рациональным

ГРНТИ 73.31.61 ©A.M. Аристов, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. ГЛ. Кононовой.

способом организации работы на постах являются следующие схемы расстановки автомобилей на постах.

Боковая расстановка удобна при организации передвижения подвижного состава в пределах фронта погрузки или разгрузки по потоку, что особенно важно при эксплуатации автопоездов.

Торцовая расстановка автомобилей получила широкое распространение при выполнении погру-зочно-разгрузочных работ на складах, оборудованных грузовыми рампами. Она сокращает длину фронта и обеспечивает возможность выполнения погрузочно-разгрузочных работ со стороны заднего борта автомобиля.

При ступенчатой расстановке создаются условия для использования погрузочно-разгрузочных машин, в результате чего время на маневрирование сводится к минимуму и повышается скорость доставки грузов.

Продолжительность собственно погрузки грузов на автомобиль зависит от рода перевозимых тар-но-штучных грузов, типа подвижного состава, а также от способа осуществления погрузки (ручной или механизированный). Существенное сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ происходит в результате их механизации и использования системы сквозного складирования.

Продолжительность оформления документов зависит от организации и особенностей технологии выполнения погрузочных работ. Например, если в пункте погрузки отсутствует контрольно-пропускная система, то возможно совмещение выполнения элементов оформления документов и собственно погрузки груза на автомобиль [там же].

4. Время транспортировки тарно-штучного груза подвижным составом от пункта отправления до пункта назначения. Как свидетельствуют данные исследований, продолжительность транспортировки груза связана с дальностью перевозки и скоростью движения автомобиля.

Дальность перевозки грузов — расстояние между пунктами их отправления и назначения. Известно, что на автомобильном транспорте дальность перевозки тарно-штучных грузов оказывает большое влияние не только на время транспортировки, но и на себестоимость транспортной услуги. Поэтому данный фактор необходимо учитывать при проектировании и оптимизации маршрутов.

На скорость движения автомобиля влияют:

— технико-эксплуатационные качества автомобиля (динамические качества, их соответствие условиям движения, состояние автомобиля и т. д.);

— эксплуатационные факторы (величина дорожного сопротивления, состояние дорожного покрытия, интенсивность движения, организация движения и т. д.);

— вид тарно-штучного груза. В данном случае имеется в виду то, что для разного рода тарно-штучного груза, например для скоропортящегося или особо ценного, может быть задана определенная скорость движения автомобиля;

— квалификация водителя, время суток, продолжительность работы водителя и т. д.

5. Выгрузка тарно-штучного груза с подвижного состава в пунктах назначения. Принимая во внимание, что элементы погрузки (пункт 3) и разгрузки автомобиля совпадают, мы не будем подробно останавливаться на этом элементе доставки груза.

Анализ процесса доставки тарно-штучных грузов показал, что этапы доставки взаимосвязаны, а потери времени на каждом этапе отрицательно отражаются на качестве услуги в целом.

Для того чтобы узнать, на каком этапе доставки груза возникают основные проблемы, отражающиеся на качестве услуг, было проведено исследование на рынке автотранспортных услуг с привлечением специалистов, непосредственно организующих технологический процесс перевозок (см. рис.).

■ проблемы связанные с погрузочно-разгрузочнымиработами

■ проблемы, связанные с транспортировкой

■ проблемы, связанные с подачей подвижного состава

Рис. Проблемы, связанные с доставкой тарно-штучных грузов

Исследование показало, что 75 % всех проблемных вопросов, связанных с нарушением сроков доставки, возникает при погрузке и разгрузке автомобилей. Превышение времени на погрузку и разгрузку обусловлено тем, что основная часть этих работ осуществляется ручным способом. Так, разгрузка товара на складах в магазинах оптовых сетей, как правило, выполняется подсобными рабочими. При многократной перегрузке это оборачивается большими затратами трудовых ресурсов. При этом не обеспечивается качество перевозок (сохранность грузов, сроки доставки).

В таблице проводится сравнение норм времени простоя автомобиля при ручной и механизированной погрузке и разгрузке тарно-штучных грузов [ 1; 3].

Таблица

Нормы времени на ручную и механизированную погрузку и разгрузку автомобилей (в мин.)

Грузоподъемность автомобиля, т Погрузка Разгрузка

ручная механизированная ручная механизированная

До 1,5 включительно 26 12 17 12

Свыше 1,5 до 2,5 включительно 27 14 20 14

Свыше 2,5 до 4 включительно 33 16 24 16

Свыше 4 до 7 включительно 41 20 30 20

Свыше 7 до 10 включительно 50 27 38 27

Свыше 10 до 15 включительно 60 34 42 34

Свыше 15 до 20 включительно 70 41 54 41

Анализ норм времени, приведенных в таблице, показывает, что механизация погрузо-разгрузочных работ при перевозке тарно-штучных грузов позволяет сократить время на погрузку в среднем на 100 %, на разгрузку — на 60 %.

По мнению специалистов, 15 % от общего количества проблем, приводящих к снижению качества доставки грузов, приходится на этап транспортировки. В первую очередь это нарушения по вине водителя, в том числе отклонение от маршрута, нарушение правил дорожного движения, приводящее к дорожно-транспортным происшествиям, и др.

К другим факторам нарушения сроков доставки, не зависящим от водителя, можно отнести до-рожно-транспортную обстановку на дорогах («пробки»), погодные условия (метель, гололедица, туман и т. д.).

Актуальными являются также проблемы, связанные с подачей подвижного состава под погрузку, в частности в результате его неудовлетворительного технического состояния. По результатам опроса руководителей и специалистов автотранспортных предприятий Санкт-Петербурга было выявлено, что 7,41 % автотранспортных средств имеют срок службы свыше 10 лет, а 48,15 % — от 5 до 10 лет. Неисправное состояние автомобилей приводит к их сверхнормативным простоям и является причиной нарушения сроков доставки.

Таким образом, в ходе исследования процесса доставки тар но-штучных грузов были проанализированы технологические операции, входящие в каждый этап этого процесса с позиций фактора времени. Определено, что основные потери времени возникают при выполнении погрузочных и разгрузочных работ. Выявлены причины этих потерь. Результаты исследования являются информационной базой для принятия управленческих решений в области повышения качества доставки тар но-штучных грузов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горев А. Э. Грузовые автомобильные перевозки. 5-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 288 с.

2. Грузовые автомобильные перевозки / A.B. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, A.B. Куликов. М.: Горячая линия — Телеком, 2006. 560 с.

3. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: справочное пособие. 2-е. изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2004. 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.