Научная статья на тему 'Исследование факторов формирования толерантности в межнациональных взаимодействиях учащейся молодежи'

Исследование факторов формирования толерантности в межнациональных взаимодействиях учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
162
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНФЛИКТ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / TOLERANCE / THE CONFLICT / THE YOUTH ENVIRONMENT / ETHNIC STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Наталья Александровна

В авторском понимании проблемы идеалом человеческих отношений является толерантность и диалог. В статье приводятся результаты исследования по вопросу формирования толерантности, терпимости к традициям, образу жизни, поведению, межнациональным взаимодействиям учащейся молодежи в Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF TOLERANCE FORMING FACTORS IN INTERNATIONAL RELATIONS BETWEEN STUDDING YOUNG PEOPLE

The article is devoted to the research results of forming of tolerance, tolerability to traditions, way of life, behaviors and international relations between studding young people.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов формирования толерантности в межнациональных взаимодействиях учащейся молодежи»

I особое мнение

Н.А. Коновалова

исследование факторов формирования толерантности в межнациональных взаимодействиях учащейся молодежи

Ключевые слова: толерантность, конфликт, молодежная среда, этнические стереотипы

Keywords: tolerance, the conflict, the youth environment, ethnic stereotypes

Понимание личности не как личины, а как сущности человека, и притом такой, какой он сам ее ощущает, определяет личность как реальный регулятор поведения, представитель чего-то высшего в человеке.

Личность — сложнейшая естественная система, совмещающая в себе биологические и социальные, сознательные и бессознательные, разумные логические и образные подсистемы, обладающая собственной неповторимой совокупностью системных качеств. Внутренний мир личности является источником вдохновения и самореализации. Индивидуальная система ценностных ориентаций человека является важнейшей подсистемой личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний, которые вырастают из его взаимодействия с внешним окружением.

Становление ценностно-смысловой позиции личности определяет характер его отношений с миром и собой, способствует гармонизации становления целостного мира в человеке. Д.А. Леонтьев выделяет три плоскости существования смысла человеческой ценности: объективных отношений между личностью и миром; образ мира в сознании личности (личностный смысл является определенной формой познания жизнедеятельности); плоскость как психологический субстрат смысла.

Исходя из понимания определяющей роли ценностей в поведении и нравственных устоях личности, любое общество заинтересовано в том, чтобы люди придерживались тех, а не иных принципов. Наличие в обществе твердой системы ценностей и соответствующих норм поведения является основой (системообразующим компонентом) социума.

Все основные ценности (религиозные, юридические, научные, экономические, политические, эстетические) предполагают свои правила поведения. В свою очередь, ценности различных групп и членов общества должны находиться в согласии с обществом и друг с другом. Нельзя привести к единству все нормы и ценности народов разных культур, но их возможно совместить при помощи обобщения. Идеалом человеческих отношений становится толерантность и диалог. Толерантность позволяет терпимо относиться к другой точке зрения и выстраивать взаимообогащающие отношения на основе различных точек зрения.

Термин «толерантность» приложим практически к любому психологическому феномену, поскольку толерантность пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни человека, является важным измерением практически любого психологического процесса и состояния.

Анализируя молодежную среду как наиболее подвижную и активную часть современного общества, можно выявить факторы, влияющие на формирование установок толерантного сознания и поведения молодежи.

Конфликт, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку, может выражаться во многих формах, начиная с инди-

видуального поведения (оно связано с избеганием, исключением и враждой и сопровождается созданием стереотипов, возникновением предрассудков, нетерпимости и дискриминации на уровне межличностных отношений) и заканчивая общественно-политическими выступлениями, движениями за отделение вплоть до насильственных столкновений и межгосударственных войн.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального взаимодействия, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляющимся при восприятии представителей другой этнической группы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается, как известно, в формировании определенного «мы-чувства». Для этнических групп «мы-чувство» фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу

Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этнических групп, то есть способствует распространению «приблизительных», неточных характеристик, что в определенных политических условиях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма.

Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, то есть стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни.

Проблемы в области межэтнического взаимодействия начинают проявляться на бытовом уровне в виде неприязни к представителям отдельных этносов. Этническая неприязнь находит выход в форме взаимных оскорблений, а также отдельных нападений на представителей различных этносов.

На сегодняшний день человечество выработало основные нормативные акты, в которых закреплены права этносов: «Всеобщая декларация прав и свобод человека ООН», «Международный пакт о гражданских и политических правах», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», принятые в 1966 г. Есть и другие международные документы, которые говорят о расширении прав человека за счет дополнительных прав этнических групп, меньшинств с целью достижения эры демократии, мира и единства. Это — Парижская хартия всей Европы от 21 октября 1990 г., европейская «Декларация о хартии народов и регионов», принятая в Карлсруэ в 1996 г. и др. В Конституции России 1993 г. отражено влияние этих международных документов. По Конституции гарантируются как права человека, так и есть положения, касающиеся прав народов — право на сохранение родного языка, права малочисленных народов (ст. 68, 69). Суверенитет Российской Федерации провозглашен от имени многонационального народа (ст. 3). Таким образом, Конституцией Российской Федерации закрепляется полиэтническая модель российского общества.

В исследовании особенностей отношения респондентов к актуальным проблемам формирования толерантности, правомерности культурных, религиозных и других различий, терпимости к обычаям, традициям, верованиям, образу жизни, поведению других людей в Тульской области приняли участие 60 респондентов.

Анкеты проведенного нами исследования включали в себя вопросы, направленные на выявление этнонациональных, культурных, моральных, духовных ценностей в молодежной и подростковой среде. В комплексе вопросы взаимосвязаны и представляют собой модель предварительной диагностики факторов, влияющих на формирование установок толерантного сознания, прогнозирования и предупреждения нежелательных столкновений в молодежной среде.

На вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что представители национальных меньшинств, проживающие в России, отмечают свои национальные праздники?» ответы респондентов распределились следующим образом: 64 % школьников и 82% студентов считают, что все народы должны иметь возможность отмечать свои национальные праздники, проживая в России. 27 % школьников (среди них ребята по национальности полька и украинец) и 18% студентов равнодушно относятся к проведению таких праздников; 6 % школьников испытывают раздражение, что народности, проживающие в России отмечают свои праздники; 3 % школьников (мальчики) полагают, что нацменьшинства не должны отмечать в России национальные праздники.

На вопрос: «Что вы испытываете при общении с человеком другой национальности?» наиболее популярным ответом был: испытываю интерес — 44% школьников и 29% студентов; 6% школьников ответили, что испытывают уважение; 3% -раздражение (мальчики); 6% школьников и 4% студентов испытывают недоверие, 21% студентов (примечательно, все девушки) ответили, что испытывают различные чувства в зависимости от национальности. 40% школьников и 46% студентов не испытывают ничего особенного в общении с человеком другой национальности (см. диаграмму 1).

При ответе на вопрос: «Склонны ли вы объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника?» большинство школьников (64 %) и студентов (70 %) ответили, что не приписывают конфликтность в общении национальности собеседника.

26 % школьников и 30% студентов полагают, что конфликт в общении может быть обусловлен особенностями национальности, но не будут использовать этот аргумент в споре. 10 % школьников (примечательно, все мальчики) будут использовать как аргумент в споре возникновение конфликтов склонностью собеседника (см. диаграмму 2).

50

□ интерес

ШКОЛЬНИКИ

студенты

категория опрошенных

□ раздражение

□ недоверие

■ ничего особенного

■ зависит от национальности

Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Что вы испытываете при общении с человеком другой национальности ?»

70 Г'' 60 50 40 30 20 10 0

□ нет, никогда

□ да, но это не аргумент в споре

■ да, буду использовать это как аргумент

школьники студенты

категория опрошенных

Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос «Склонны ли вы объяснять возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника?»

Следует отметить, что среди школьников, ответивших, что испытывают раздражение или недоверие, общаясь с человеком другой национальности, 97 % объясняют возникновение конфликтов при общении национальностью собеседника. В отношении студентов такой закономерности не прослеживается.

Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Участвовали ли Вы в конфликтах на национальной почве в последние три года?». Оказалось, что большинство участников опроса (83% школьников и 100% студентов) не участвовали в подобного рода конфликтах. 17 % школьников приходилось участвовать в конфликтах на национальной почве (60 % из них — мальчики), из них 7 % лично инициировали подобный конфликт.

На вопрос: «Считаете ли Вы, что в России необходимо ввести ограничения по национальному признаку?» наблюдается разброс ответов:

5 % школьников ответили «да, на получение высшего образования»;

5 % школьников и 7% студентов — «ввести национальные ограничения на определенную профессиональную деятельность»;

12 % школьников и 12% студентов — «на занятие руководящих должностей»; 10% школьников и 18% студентов — «на занятие политической деятельностью»;

7 % школьников — «на деятельность в сфере СМИ»;

2 % школьников — «на деятельность в сфере культуры»;

10% школьников и 7% студентов — «на получение российского гражданства»; 17% школьников и 12% студентов относятся к этой проблеме безразлично. 29 % школьников и 44% студентов полагают, что ограничения по национальному признаку недопустимы.

Довольно сильный разброс мнений среди школьников оказался по вопросу «Как Вы оцениваете вклад представителей национальных меньшинств в развитие Российской науки и культуры?»:

— «значение этого вклада сильно преувеличено и, в первую очередь, самими представителями национальных меньшинств» — 7% школьников и 4% студентов (примечательно, все юноши);

— «я считаю, что представители национальных меньшинств внесли большой вклад в развитие русской науки и культуры» — 38% школьников и 18% студентов;

— «не имею определенного мнения» — 26% школьников и 64% студентов (примечательно, из них 93 % ответов девушек);

— «мне это безразлично» — 20% школьников и 9% студентов.

В ситуации, если человек другой национальности говорит по-русски с акцентом, 38 % школьников и 23% студентов постараются убедить других людей не

унижать его; большинство студентов (73 %) и 45% школьников постараются не обращать на это внимание. 10 % школьников ответили, что будут стараться избегать общения с ним; 7 % школьников и 4% студентов посочувствуют, но не будут ничего делать, чтобы его поддержать.

На вопрос «Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве?» 42 % опрошенных затруднились давать какие-либо рецепты на этот счет; еще 13% проблем в этой сфере не видят и ничего предпринимать не рекомендуют. Остальные (по 6—8%) советуют развивать культуру межнационального общения, воспитывать толерантность в школах, через СМИ; решить социальные проблемы; ужесточить контроль над миграционными потоками; усилить борьбу с проявлениями межнациональной розни.

Подводя итоги, следует отметить, что ядром современного общества является создание опыта понимания, принятия, общения, взаимопонимания, совместного действия с другими людьми как с Другими, Иными, непохожими на меня, на нас (с людьми другого пола, культуры, возраста, религии, социального слоя) — того, что называют толерантностью.

Психологическая наука активно включается в разработку современных методологических и практических основ деятельности в этом направлении.

Можно определить несколько групп причин нетерпимости. Первая — это биологическая основа нетерпимости, коренится в неприятии непохожести как потенциальной угрозы, как атавизм, как наследие далеких предков, как конкуренция и борьба за существование. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций.

Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. При выявлении таких типических, общих черт национального характера нельзя их абсолютизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому — общительность.

Вторая — психологическая причина нетерпимости коренится в монологическом типе сознания, когда человек чувствует себя способным давать оценки всем феноменам окружающего мира, обладающим как бы монополией на истину. Также существуют факторы, провоцирующие, обостряющие нетерпимость к инаково-сти. Например, несмотря на широкие возможности знакомиться с разными культурами, все же бытует чудовищная непросвещенность среди как коренного, так и некоренного населения и особенно молодежи, как наиболее взрывоопасной части общества, в сфере межнациональной коммуникации. Незнание часто является фактором, провоцирующим тревожность, страх и фобические состояния, которые в свою очередь провоцируют агрессию.

Суть межличностной толерантности заключается в понимании естественности и неизбежности различий между людьми и готовности уважать эти различия, а также признании прав и свобод каждого человека, способности к сосуществованию с другими людьми, готовность и способность к диалогу. Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности, как с точки зрения ее изучения, так и с точки зрения развития и формиро-

вания. В качестве главного психологического основания межличностной толерантности следует признать осознанный и ценностно-осмысленный личностный выбор, в соответствии с которым человек, имея собственное мнение, позицию, уважает и признает право другого воспринимать и мыслить иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения.

Литература__________________________________________________________________________

1. Выжлецов Т.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-психологический журнал. 2004. № 3—6.

2. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования. М., 2006.

3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного воспитательного процесса. М., 2003.

4. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М, 2006.

© Коновалова Н.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.