Научная статья на тему 'Исследование факторов формирования качества человеческих ресурсов в российских муниципальных образованиях'

Исследование факторов формирования качества человеческих ресурсов в российских муниципальных образованиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FACTORS SHAPING THE QUALITY / HUMAN RESOURCES / THE MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворова В. В.

В статье определены методологические подходы к исследованию основных факторов, детерминирующих процесс формирования качества человеческих ресурсов в границах муниципальных образований; раскрыта методика исследования; предложен ряд интегральных показателей для оценки локальных параметров качества человеческих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF A FACTOR OF QUALITY HUMAN RESOURCES RUSSIAN MUNICIPALITETIES

In the article the methodological approaches to the study of the major factors determining the formation of quality human resources within the boundaries of municipalities; disclosed methods of research, proposed a number of integrated indicators for assessing the quality parameters of local human resources.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов формирования качества человеческих ресурсов в российских муниципальных образованиях»

УДК 333.5

В.В. Суворова ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

В статье определены методологические подходы к исследованию основных факторов, детерминирующих процесс формирования качества человеческих ресурсов в границах муниципальных образований; раскрыта методика исследования; предложен ряд интегральных показателей для оценки локальных параметров качества человеческих ресурсов.

Факторы, формирование качества, человеческие ресурсы, муниципальное образование

V.V. Suvorova INVESTIGATION OF A FACTOR OF QUALITY HUMAN RESOURCES RUSSIAN MUNICIPALITETIES

In the article the methodological approaches to the study of the major factors determining the formation of quality human resources within the boundaries of municipalities; disclosed methods of research, proposed a number of integrated indicators for assessing the quality parameters of local human resources.

Factors shaping the quality, human resources, the municipality

Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономи-

ки, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний. Ведущим ресурсом, обеспечивающим такой переход, становятся уникальные навыки, способности людей, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям, высокая квалификация кадров, т.е. качество человеческих ресурсов. Более того, именно качество человеческих ресурсов определяет уровень эффективности использования всех иных ресурсов любой системы (предприятия, муниципального образования, региона, страны в целом), а следовательно, ее конкурентоспособность. Именно этот факт «заставляет» передовые страны вкладывать огромные средства в образование, здравоохранение, воспитание, что позволяет им при значительно меньших природных ресурсах, чем у России, опережать ее по уровню конкурентоспособности в границах мирового экономического пространства.

Для сравнения можно привести данные о доле государственных расходов на формирование человеческих ресурсов в ВВП России и США. В 2007 г. она составила соответственно: на здравоохранение - 4 и 10% (в европейских странах - 8%); образование - 4,8% и 7% [1]. Примечательно, что значительную долю расходов на обучение персонала в развитых странах принимают на себя работодатели. Так, уже в конце ХХ века (90-е годы) расходы американских компаний на обучение работников составляли около 100 млрд. долл. В соответствии с отчетом 1ВМ за 1987 г. компания направила на обучение сотрудников более 750 млн. долл., что превысило бюджет Гарвардского университета [2].

Отставание России от развитых стран по уровню и темпам инвестирования в человеческий капитал приводит к падению качества человеческих ресурсов страны. По образному выражению одного из исследователей, наша экономическая система «дожигает» остатки человеческих ресурсов, «заготовленные» в России в средине ХХ века: уже следующее поколение малочисленно и по своим качествам неконкурентоспособно [3].

Сложившиеся реалии и поставленные руководством страны задачи по модернизации российской экономики заставляют по новому подойти к решению проблемы повышения качества человеческих ресурсов страны. Необходимо разработать эффективные механизмы регулирования данного процесса, включающие соответствующие инструменты воздействия на те факторы, которые его детерминируют.

Спецификой процесса формирования качества человеческих ресурсов являются его поли-субъектность, полиобъектность и многоуровневость.

Анализ субъектной структуры процесса формирования и повышения качества человеческих ресурсов позволил выявить три группы субъектов, взаимосвязь и взаимодействие которых и определяют его содержание. Во-первых, это субъекты, выполняющие функции по регулированию процесса повышения качества человеческих ресурсов (органы федеральной, региональной и местной власти, руководители и УП-менеджеры предприятий). Во-вторых, это «поставщики» определенных услуг: персонал организаций и учреждений сфер здравоохранения, образования, физической культуры, спорта, правоохранительных органов, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и т.п. И, наконец, в-третьих, - это домохозяйства, роль которых носит двойственный характер. Они являются и «получателями» услуг, и одновременно участвуют в процессе регулирования. Последнее связано с тем, что население принимает самостоятельные решения относительно направлений получения образования и квалификации, пользования медицинскими услугами, учреждениями дополнительного образования, выбора места работы и жительства. Эти решения принимаются как под воздействием объективных условий, сложившихся на данной территории (системы профессиональной ориентации молодежи, наличие учебных заведений, в т.ч. по переподготовке кадров и повышению их квалификации, программ и проектов, инициируемых органами региональной, федеральной, местной власти либо определенными общественными структурами), а также под воздействием рыночных регуляторов.

Рыночные регуляторы (экономические законы) оказывают воздействие, в первую очередь, на решения домохозяйств (населения) относительно направлений получения образования, квалификации, выбора видов деятельности и мест реализации своей производительной функции. Главным ориентиром в этом служат законы спроса и предложения на рынке труда, формирующие

«цену» труда, т.е. уровень заработной платы. Так, изменение структуры спроса на рабочую силу формирует новые профессионально-образовательные ориентиры населения и, соответственно, меняется спрос на образовательные услуги. Это, с одной стороны, изменяет квалификационнообразовательные параметры качества человеческих ресурсов, а с другой - изменяется и структура миграционных потоков. Данный фактор связан с тем, что не востребованные на рынке труда работники уезжают в другие регионы, т.к. их квалификационно-образовательный уровень либо не соответствует требованиям работодателей, либо явно превышает их. В этом случае работников не устраивают предлагаемый уровень оплаты труда, содержание работы, ее условия и т.п.

Многоуровневый характер процесса формирования качества человеческих ресурсов обусловлен границами социально-экономического пространства, в котором развивается данный процесс. По отраслевому признаку - это уровень предприятия и уровень отрасли; по отношению к субъектам, у которых формируются определенные качественные параметры, - это индивидуальный и групповой уровень.

Объектами формирования качественных параметров человеческих ресурсов (в данном случае более корректно говорить о предметах регулирования) выступают процессы формирования психофизиологических, квалификационно-образовательных и социально-нравственных параметров человеческих ресурсов территории.

Выделение субъектно-объектной и уровневой структуры процесса формирования качества человеческих ресурсов крайне важно для разработки механизма регулирования данного процесса, т.к. позволяет: во-первых, четко обозначить субъектов, осуществляющих регулятивные функции в соответствии с целями и задачами каждого уровня; во-вторых, определить круг проблем, входящих в их компетенцию; в-третьих, разработать инструменты (методы и средства), позволяющие эффективно воздействовать на данный процесс с целью придания нужного вектора его развитию в соответствии со сложностью и масштабностью проблемы, решаемой на данном этапе экономического развития страны.

Особую роль в ряду субъектов, осуществляющих воздействие на процесс формирования качества человеческих ресурсов, оказывают субъекты среды муниципального образования: местные органы власти, предприятия и организации, домохозяйства. Естественно, что границы их действий определяются той институциональной базой, которая разрабатывается верхними уровнями территориального управления, - федеральными и региональными органами власти. Вместе с тем в границах муниципальных образований существует система эндогенных факторов, воздействие на которые со стороны субъектов муниципального образования может оказаться достаточно эффективным. В свете вышесказанного исследование данных факторов и разработка механизма их мобилизации являются весьма актуальной и практически значимой задачей.

Концептуальной идеей, которая лежит в основе такого исследования, является идея о зависимости человеческого развития от многочисленных факторов, воздействие на динамику которых со стороны различных субъектов позволяет обеспечить населению долгую и здоровую жизнь, доступность получения образования и квалификации, достойный уровень потребления материальных и духовных благ и достойную среду жизнедеятельности и обитания, параметры которой не должны быть ниже мировых стандартов. Именно эта концептуальная идея является основой исследования факторов, детерминирующих процесс формирования и повышения качества человеческих ресурсов муниципального образования. Методологическую базу исследования составили следующие положения.

1. Гипотеза о том, что в каждом муниципальном образовании в форме малых и средних городов существует специфический набор внутренних (эндогенных) факторов, воздействие на которые со стороны субъектов муниципального образования (местных органов власти, бизнеса, домашних хозяйств) способствует созданию условий для сбережения населения муниципального образования и повышения качества человеческих ресурсов. Вместе с тем необходимо учитывать и тот факт, что на данный процесс оказывают влияние и экзогенные факторы: нормативноправовые акты властных структур более высокого уровня территориального управления (федерального и регионального), которые задают определенные границы, регламентирующие действия

субъектов муниципального образования. Кроме того, на процесс повышения качества человеческих ресурсов оказывают влияние общая социально-экономическая и политическая обстановка в стране и регионе, реализация национальных и региональных проектов в социальной сфере, а также неравномерность пространственного развития экономики России, т.е. разность производственных, социальных и инвестиционно-инновационных потенциалов территорий.

2. Концепция жизненного цикла человека, которая отражает целостный обществоведческий подход к человеку как носителю рабочей силы и субъекту социально-трудовых отношений и позволяет объединить в объективную логическую структуру все сферы его жизнедеятельности (дотрудовой, трудовой и посттрудовой периоды). Структурирование человеческих ресурсов на основе стадий жизненного цикла человека является весьма конструктивным для разработки механизма мобилизации эндогенных факторов муниципального образования, влияющих на процесс формирования их качественных характеристик, т.к. позволяет: во-первых, четко обозначить предметы (объекты) регулирования в каждой из фаз жизненного цикла. Так, в дотрудовой период

- это дошкольное воспитание и здоровье детей, образование, профориентация, формирование ценностных установок личности и т.п.; в трудовой период - регулирование занятости, повышение квалификации персонала предприятий, охрана труда, обеспечение социальных гарантий, развитие системы социального партнерства; в посттрудовой - пенсионное обеспечение, участие пожилых людей в общественно полезной деятельности, в т.ч. работа в Советах наставников, что будет способствовать связи поколений и передаче опыта. Во-вторых, выявить факторы, которые влияют на динамику показателей качества человеческих ресурсов и определить субъектов, которые несут ответственность за состояние дел в каждой из указанных сфер, четко разграничить их функции и определить источники финансирования мероприятий, направленных на решение конкретных проблем и, наконец, в-третьих, разработать формы, методы, средства регулирования, создать соответствующую институциональную основу, что позволит более эффективно реализовать цели формирования качественного, конкурентоспособного человека.

3. Гипотеза о наличии зависимости количественных и качественных параметров, характеризующих систему человеческих ресурсов муниципальных образований, от эффективности деятельности органов местного самоуправления по улучшению «среды обитания» населения и условий функционирования бизнеса. Это позволяет предположить, что эффективность процесса повышения качества человеческих ресурсов определяется не только воздействием на факторы, непосредственно влияющие на формирование отдельных параметров качества человеческих ресурсов (развитие систем образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, здравоохранения и т.п.), но и созданием условий для комфортного проживания населения: решением жилищной проблемы, благоустройством территорий, развитием инфраструктуры отдыха и т.п. Не менее важным является также обеспечение возможности реализации производительной функции человеческих ресурсов. Это зависит от наличия в муниципальных образованиях продуктивных рабочих мест, что предопределяет необходимость повышения инвестиционной привлекательности территории, создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Если все вышеназванные процессы «уходят» от внимания местных органов власти либо развиваются недостаточно эффективно, то затраты, которые несет как само население, так и местный бюджет, по повышению качества человеческих ресурсов не будут окупаться в границах муниципального образования через увеличение валового муниципального продукта, рост производительности труда, увеличение доходов местного бюджета, что является главным условием для решения социальных вопросов и т.п. Весь эффект примет «внешний характер», т.к. население, причем наиболее активное, образованное, квалифицированное, будет уезжать в другие регионы. Отсюда следует еще одно методологическое основание, важное для исследования проблемы формирования качества человеческих ресурсов муниципального образования. Им выступают положения концепции принятия решений. Речь в данном случае идет о принятии населением решений о том, в какой сфере хозяйственной деятельности и на какой территории реализовать свою способность к труду. В конечном итоге для муниципального образования важно, примут ли потенциальные субъекты социально-трудовых отношений (молодежь, выпускники вузов, квалифицированные кадры) решение

реализовать свой трудовой потенциал в границах муниципального образования либо решат сделать это за его пределами.

Реализация целей и задач исследования эндогенных факторов повышения качества человеческих ресурсов возможна в рамках системного, комплексного и стандартизационного (с использованием элементов индивидуализации) подходов.

Системный подход позволяет провести систематизацию факторов внутренней среды муниципального образования с учетом присущих каждому фактору свойств. Такими свойствами являются:

а) первичность целого - в целостной системе факторов отдельные из них функционируют совместно с другими, что обусловливает необходимость и возможность комплексного подхода к регулированию всех факторов. Если происходит недооценка роли какого-либо фактора, система начинает давать сбой, т.е. эффективность регулятивных действий по мобилизации всех факторов снижается;

б) зависимость от внешней среды - все свойства, которые характерны как для отдельных факторов, так и для их системы, формируются только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой, т.к. любое муниципальное образование является открытой системой, имеющей информационные, материальные, денежные и иные связи с другими муниципальными образованиями, а также с управленческими структурами по вертикали в иерархии управления территориями. Так, развитие образования, здравоохранения, культуры и других сфер, связанных с воспроизводством человеческих ресурсов на территории муниципальных образований, зависит от социально-экономической политики, проводимой федеральными и региональными органами управления. Вместе с тем реформирование важнейших социальных сфер, осуществляемое по общим для всех регионов законам и принципам, дает совершенно различный результат. Это связано с наличием определенной специфики факторов и условий, присущих каждому региону, а следовательно, и муниципальным образованиям в силу их природно-географического положения, традиций, менталитета жителей и т.п.;

в) преемственность как свойство системы факторов, выступает в виде закономерности передачи наиболее сильных признаков системы факторов от старого поколения к новому. Причем реалии показывают, что в процессе эволюционного развития «выживают» те факторы, которые на всех этапах сохраняют свои ценностные качества. Это, конечно же, не касается процесса «насильственного» уничтожения (изменения) свойств фактора в ходе реформирования их системы. Примером может быть осуществляемая в настоящее время реформа системы российского образования, в т.ч. высшего и профессионального, в ходе которой из учебного процесса выхолащиваются гуманистические основы и насаждаются чуждые для менталитета россиян и российских традиций элементы (например, тотальная система тестирования, в т.ч. ЕГЭ).

Комплексный поход. В исследовании были учтены экономические, экологические, организационные, социальные, психологические, демографические и другие факторы социальноэкономической среды в рамках муниципального образования и их взаимосвязи.

Стандартизационный подход с использованием элементов индивидуализации. Он предполагает возможность сравнения текущего состояния фактора с нормативным (социальные нормы, правила, характеристики). Такой подход позволяет определить, насколько в данном муниципальном образовании решены такие проблемы, как:

а) обеспечение равного доступа населения, независимо от региона проживания, к важнейшим социальным благам (образованию, профессиональной подготовке, здравоохранению, культуре, спорту, инфраструктуре отдыха и т.п.);

б) оптимальность в соотношении бюджетных и коммерческих форм оказания услуг населению по формированию качественных характеристик человеческих ресурсов;

в) выравнивание уровня жизни населения путем обеспеченности льготным жильем и некоторыми другими социальными благами малоимущих, многодетных семей и некоторых других категорий населения;

г) обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья человека.

Индивидуализация предполагает учет факторов, связанных с особенностями существования отдельной личности, ее предпочтений, вкусов, желаний и нужд. Данный подход закрепляет исключительные права каждого человека на пользование по своему усмотрению возможностями, ресурсами, обстоятельствами в любой области деятельности. Это формирует у каждого человека особые свойства (образование, профессия, личные качества, аксиологические установки и т.п.), составляющие основу его качественных характеристик.

Блок-схема исследования процесса формирования качества человеческих ресурсов муниципального образования в зависимости от динамики эндогенных факторов приведена на рис. 1.

Множественность и сложность системы факторов, влияющих на формирование и повышение качества человеческих ресурсов муниципального образования, обусловливают возможность использования многокритериального подхода к их классификации. Суть его заключается в различных комбинациях факторов в зависимости от используемого критерия (таблица).

Рис. 1. Блок-схема исследования процесса формирования качества человеческих ресурсов муниципального образования в зависимости от динамики эндогенных факторов

В зависимости от целей исследования может быть выбрана любая из приведенных в таблице классификация факторов. Для реализации задач исследования зависимости качества человеческих ресурсов муниципального образования от системы эндогенных факторов были выделены,

во-первых, факторы, на динамику которых могут воздействовать различные субъекты внутренней среды муниципального образования с целью повышения эффективности процесса формирования качества человеческих ресурсов. Во-вторых, факторы, состояние которых детерминирует формирование конкретных (локальных) параметров качества человеческих ресурсов. В-третьих, факторы, воздействующие на формирование определенных свойств человеческих ресурсов в зависимости от стадий жизненного цикла человека.

Классификация факторов, влияющих на формирование и развитие качества человеческих ресурсов.

Критерии классификации Г руппы факторов Характеристика факторов

1. По возможности регулирования Объективные (факторы, не поддающиеся регулированию в краткосрочный период времени) - природно-климатические условия проживания населения; - сложившаяся производственно-хозяйственная и социальная структура территории; - демографическая структура населения; - экологическая обстановка; - нравы, обычаи, религиозные воззрения и т.п.

Субъективные (факторы, поддающиеся изменению и усовершенствованию) - состояние предпринимательской среды; -инновационно-инвестиционная активность бизнеса; - система управления территорией; - технологические процессы в границах муниципального производственнохозяйственного комплекса; -образовательно-профессиональная структура населения.

2. По степени воздействия Прямые (непосредственно воздействующие на формирование свойств человеческих ресурсов) - развитие системы здравоохранения; - развитие системы образования; - наличие институтов профессиональной подготовки и переподготовки кадров; - система воспитания и т.п.

Косвенные (создающие условия для формирования качественных характеристик человеческих ресурсов) - степень развития муниципального производственно-хозяйственного комплекса; - инвестиционная привлекательность территории; - качество «среды жизнедеятельности».

3. По воздействию на локальные параметры качества человеческих ресурсов Воздействующие на формирование психофизиологического потенциала - экологическая обстановка на территории; - состояние системы здравоохранения; - пропаганда здорового образа жизни; - возможность занятия спортом; - решение жилищной проблемы; - уровень доходов населения и т.п.

Воздействующие на формирование интеллектуального потенциала - наличие системы непрерывного образования; - культурная среда территории; - наличие учреждений дополнительного образования для развития творческих способностей детей и молодежи.

Воздействующие на формирование социально-личностного потенциала - наличие на предприятиях муниципального производственно-хозяйственной системы социального партнерства; - наличие институтов воспитания гражданственности, социальной ответственности, формирования ценностных установок молодежи; - состояние криминогенной обстановки.

Воздействующие на формирование деловой активности - условия ведения бизнеса на территории МО; - наличие конкурентоспособных, устойчивых предприятий; - инвестиционная привлекательность региона;

- развитие на территории системы аутсорсинга; - уровень доходов населения.

4. По воздействию на формирование свойств человеческих ресурсов в зависимости от стадий жизненного цикла человека Факторы, влияющие на формирование качественных характеристик человеческих ресурсов в дотрудовой период - наличие и развитие образовательных учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования; - обеспечение возможности интеллектуального, спортивного, культурного развития детей и подростков; - наличие и развитие системы учреждений здравоохранения, способствующих укреплению здоровья детей, подростков и молодежи и т.п.

Факторы, формирующие качество человеческих ресурсов в трудовой период - наличие учреждений по переподготовки и повышению квалификации кадров; - условия труда на предприятиях; - возможности занятия бизнесом; - проведение диспансеризации населения и т.п.

Факторы, влияющие на процесс жизнедеятельности населения, находящегося в посттрудовом периоде - эффективная работа Советов ветеранов, наставников; - уровень пенсионного обеспечения; - развитие системы социальной защиты пенсионеров: - наличие корпоративной поддержки пенсионеров и т.п.

5. По субъектам регулирования процесса Общенациональные (государственные) Законы, постановления, социальные стандарты, формируемые федеральными органами власти

повышения качества человеческих ресурсов Территориальные Законы, постановления, социальные стандарты, формируемые региональными органами власти

Местные Нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления. Система здравоохранения, образования, культуры, новые формы управления персоналом предприятия и т.п.

Индивидуальные Потребности, цели, интересы, мотивы, предпочтения и т.п. индивида

6. По типу факторов Факторы географического положения Состояние климата, наличие водных ресурсов, полезных ископаемых, коммуникационных сетей и т.п.

Ресурсные факторы Структура рабочих мест, доходы населения, социальные расходы местных бюджетов.

Генетические факторы Структура экономики муниципального образования, степень освоенности территории, демографическая ситуация, социокультурные особенности населения, неформальные институты (традиции и нормы)

Для определения приоритетов при разработке программ и направлений мобилизации эндогенных факторов с целью повышения эффективности процесса формирования качества человеческих ресурсов муниципального образования возникает необходимость их ранжирования, т.е. выделения и исследования, в первую очередь, тех, которые оказывают на данный процесс наиболее сильное воздействие.

Ранжирование факторов представляет значительную сложность, т.к. само по себе качество человеческих ресурсов является сложной категорией, сущность которой определяется рядом параметров, измеряемых и выражаемых достаточно большим числом показателей (индикаторов). Модель зависимости качества человеческих ресурсов от системы эндогенных факторов представлена на рис. 2.

Представленные модельные зависимости могут быть выражены следующими видами функциональных зависимостей:

1.У=^хь х2, хз)

2.Х1=%1, а2,...ап)

3.Х2=^ЬЬ Ь2,.Ьп)

4.Xз=f(Cl, с2,...сп)

Сложность проблемы (выявление степени воздействия эндогенных факторов на формирование качества человеческих ресурсов муниципального образования) заключается в следующем:

- качество человеческих ресурсов выступает сложной категорией, включающей характеристику ряда локальных параметров качества;

- многие факторы, влияющие на формирование качества человеческих ресурсов, нельзя оценить в количественных показателях.

аі (А, В...14)

а2(А, В...41)

ап(А, В...41)

Ьі (А, В...І4)

Ь2 (А, В...І4)

Ьп (А, В...І4)

сі (А, В...І4)

С2 (А, В...М)

с„ (А, В...К)

Рис. 2. Модель зависимости качества человеческих ресурсов от системы эндогенных факторов

Условные обозначения:

У - интегральный показатель качества человеческих ресурсов муниципального образования; х1: х2, х3 - локальные параметры качества человеческих ресурсов; аь а2, ...ап; Ь1: Ь2, ...Ьп; сь с2, ...сп - факторы, детерминирующие формирование локальных параметров качества; А, В...Ы - количественные показатели,

измеряющие и выражающие состояние каждого фактора

Исходя из этого, методика расчета интегрального показателя качества человеческих ресурсов муниципального образования может быть представлена следующими этапами.

1. Осуществляется расчет обобщающих показателей для оценки каждого локального параметра качества человеческих ресурсов. Так, для характеристики психофизиологических свойств человеческих ресурсов (х1) таким показателем может быть «Коэффициент здоровья» (Х1). Для характеристики квалификационно-образовательного параметра (х2) - «Коэффициент знаний, умений, навыков» (Х2). Для характеристики социально-личностного параметра(х3) «Коэффициент социальных возможностей» (Х3).

2. Определяются показатели, которые характеризуют состояние различных факторов, влияющих на уровень развития (воплощения) каждого локального параметра и поэтому могут быть использованы для расчета обобщающих коэффициентов (Х1, Х2, Х3). При этом, как уже отмечалось выше, многие характеристики качества человеческих ресурсов зачастую не имеют количественного выражения, например способности, предпочтения, коммуникабельность, мировоззрен-

ческие установки, мотивированность к обучению и т.п. Поэтому для каждого параметра качества человеческих ресурсов необходимо определить круг количественных показателей, значение которых прямо зависит от действия определенных факторов.

3. Каждому фактору в зависимости от его значимости присваивается определенный ранг (весовое содержание, характеризующее важность данного фактора в воздействии на данный параметр качества). Ввиду сложности данной оценки ее целесообразно осуществлять экспертным путем.

Например, обобщающий показатель (коэффициент здоровья), характеризующий психофизиологические параметры качества человеческих ресурсов муниципального образования и представленный функциональной зависимостью Х^^аь а2, а3...ап), в виде модельной зависимости выглядит следующим образом (рис. 3).

а1 (А, В...14)

ап (А, В...41)

аз(А, В...41)

ап(А, В...Ы

а1 - экологическая ситуация

а2 - уровень развития системы здравоохранения

аз - инвестиции в здравоохранение и профилактику здорового образа жизни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ап - развитие спорта, инфраструктуры отдыха

Коэффициент здоровья

Рис. 3. Модель зависимости психофизиологических параметров качества человеческих ресурсов от

системы эндогенных факторов Условные обозначения:

Х1 - обобщающий показатель психофизиологических параметров качества человеческих ресурсов муниципального образования; а1, а2, а3...ап - факторы, влияющие на его формирование; А, В...Ы - количественные показатели, измеряющие и выражающие состояние каждого фактора

При условии, что влияние выявленных факторов носит линейный характер, расчет обобщающего показателя (коэффициента здоровья) осуществляется по формуле

^здор = ^ а1 ' ^1 а2 ' ^2 + аэ ' + ■" ап ' Кп

[ =1

где аь а2, а3...ап - факторы, влияющие на процесс формирования психофизиологических параметров качества человеческих ресурсов;

Кь К2, К3...Кп - коэффициенты, характеризующие значимость конкретного фактора (его ранг) в общей системе факторов; 1=1...п - число факторов, учитываемых при расчете обобщающего показателя.

Подобные расчеты позволяют определить обобщающие показатели, характеризующие развитие каждого параметра качества человеческих ресурсов. На их основе рассчитывается интегральный показатель качества (У) человеческих ресурсов муниципального образования:

э

У=^К1'Х1+К2'Х2 + К3 ■ ха £=1

где Х1, Х2, Х3 - обобщающие коэффициенты, характеризующие развитие локальных параметров качества человеческих ресурсов (психофизиологических, квалификационно-образовательных, социально-личностных) в зависимости от факторов, на них воздействующих; К1, К2, К3 - коэффициенты, характеризующие значимость конкретного параметра (его ранг) в формировании уровня качества человеческих ресурсов (определяются экспертным путем).

Сложность и динамизм системы факторов, воздействующих на процесс формирования качества человеческих ресурсов муниципального образования, требуют осуществления постоянного мониторинга состояния данного процесса. Такой мониторинг позволяет не только выявить динамику уровня качества человеческих ресурсов муниципального образования, но и осуществить анализ причин, ее обусловивших.29

ЛИТЕРАТУРА

1. http://www.med2.ru; http://www.imperia.by; http://www.wikipedia.orq/

2. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. СПб.: Питер, 2000. С. 417.

3. Юрьев А. Конкурентоспособность страны: ресурсы, структура и функции. http://www.gazetaprotestant.ru/news/index.php/sociology/2399

Суворова Виктория Васильевна -

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика и управление на предприятиях машиностроения», Балаковско-го института техники, технологии и управления Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А..

Suvorova Victoria Vasilievna -

doctor of Economic Sciences, Associate Professor, the head Department of "Economics and management at the enterprises of mechanical engineering", Balakovo Institute of Engineering, Technology and Management Saratov State technical University named after Gagarin Yu.A.

29 Статья подготовлена в рамках научного проекта по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.): Исследование эндогенных факторов повышения качества человеческого потенциала российских муниципальных образований в условиях перехода в режим инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.