Научная статья на тему 'Исследование факторов эффективности деятельности вуза на основе анализа корневых причин'

Исследование факторов эффективности деятельности вуза на основе анализа корневых причин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МОНИТОРИНГ / ФАКТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HIGHER EDUCATION / KEY PERFORMANCE INDICATORS / OPTIMIZATION / MONITORING / FACTORS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакшеева Анна Дмитриевна

Общество, основанное на знаниях, на человеческом капитале, на инновационной активности, нуждается в смене стратегических приоритетов и поиске новых показателей эффективности деятельности. Это подразумевает, в частности, отказ от традиционного анализа эффективности деятельности университета. Из большого количества методик оценки эффективности работы организаций, комбинирующих в себе традиционные финансовые показатели, основанные на прибылях и убытках, и нефинансовые параметры, необходимо выбрать те, которые максимально соответствуют современным реалиям. Автором анализируются факторы эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в контексте их адаптации к изменяющимся требованиям рынка и общественного сектора. Целью исследования является анализ взаимосвязи между факторами внутренней и внешней среды и ключевыми показателями эффективности деятельности, учитываемыми в мониторинге Министерства образования и науки РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакшеева Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Research of the Factors behind Efficient Functioning of Higher Education Institutions Using the Analysis of the Root Causes

The society based on knowledge, human capital, and innovations implies changing strategic priorities and searching for non-traditional indicators to evaluate the efficiency of activities. Particularly, this means the rejection of the traditional approach to the analysis of efficiency of university’s activities. It is necessary to find the most appropriate methodology for assessing the performance of organizations out of a vast number of existing methodologies, which combine traditional financial indicators using profits and losses and non-financial parameters. In other words, such methodology should meet the requirements of evolving reality. The author considers the factors behind the efficient performance of the higher education institutions in the context of their adaptation to the shifting requirements of the market and public sector. The research aims to examine the interface between the factors of the internal and external environment and the key performance indicators monitored by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов эффективности деятельности вуза на основе анализа корневых причин»

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-02-27 e-mail: [email protected]

Старший преподаватель кафедры экономики предприятий

БАКШЕЕВА Анна Дмитриевна

Исследование факторов эффективности деятельности вуза на основе анализа корневых причин

Общество, основанное на знаниях, на человеческом капитале, на инновационной активности, нуждается в смене стратегических приоритетов и поиске новых показателей эффективности деятельности. Это подразумевает, в частности, отказ от традиционного анализа эффективности деятельности университета. Из большого количества методик оценки эффективности работы организаций, комбинирующих в себе традиционные финансовые показатели, основанные на прибылях и убытках, и нефинансовые параметры, необходимо выбрать те, которые максимально соответствуют современным реалиям. Автором анализируются факторы эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования в контексте их адаптации к изменяющимся требованиям рынка и общественного сектора. Целью исследования является анализ взаимосвязи между факторами внутренней и внешней среды и ключевыми показателями эффективности деятельности, учитываемыми в мониторинге Министерства образования и науки РФ.

JEL classification C81, !23

Ключевые слова: высшее образование; ключевые показатели; оптимизация; мониторинг; факторы; эффективность деятельности.

Тенденция роста наукоемкости и интеллектоемкости применяемых технологических процессов, наметившаяся в XXI веке, предопределила повышение значения сферы образования в целом и высшей школы в частности в обеспечении эффективного функционирования национальной экономики.

Последние десятилетия характеризуются повышенным вниманием государственного сектора к политике в сфере образования. Однако, с другой стороны, как подчеркивают в своей работе Б. И. Бортник и Н. Ю. Стожко, «сокращается государственное финансирование, весьма сдержанно осуществляются негосударственные инвестиции, заметно уменьшается время на изучение дисциплин ... возрастает нагрузка преподавателей», что свидетельствует о напряженной ситуации в сфере образования [4. С. 113].

Вуз, как и любая современная фирма, прямо или косвенно удовлетворяет экономические потребности общества в части повышения эффективности использования ресурсов, стабильности цен на услуги, обеспечения занятости трудоспособного населения и экономического роста, повышения качества жизни населения, тем самым га- ш рантируя себе успех и эффективность в долгосрочной перспективе. °

Признание общества дает вузу возможность расширять объем услуг и увеличивать н влияние на рынке высшего образования. А создание ценностей как способ удовлетво- « рения потребителей является основной его функцией [2]. |

Цели функционирования вуза как рыночного субъекта определяются конкрет- § ной экономической ситуацией - стремлением выжить на рынке, получить максимум ©

финансовых и(или) человеческих ресурсов, повысить качество оказываемых услуг (и, следовательно, конечного «продукта»).

Как отмечают в своей статье Л. Ф. Шайбакова и Е. Л. Молокова, в складывающихся условиях глобализации и интеграции главный риск деятельности вуза - «возможная опасность отклонения от желаемого результата, вызванная неустойчивостью или неоптимальностью институциональной среды, порождающая мультипликативный эффект и обладающая признаками реляционности и системности» [12. С. 123].

Чтобы избежать возможных рисков, образовательным организациям следует тщательно отслеживать все аспекты своей деятельности, контролируя и вовремя координируя их результаты.

Информационной базой для оценки эффективности деятельности любой системы выступает анализ факторов влияния как движущей силы процессов, протекающих в ее внутренней и внешней среде [11].

Поскольку на современном рынке образования устанавливаются новые связи и отношения между государством, образовательными учреждениями, бизнес-сообществом и обучающимися, то и трактовка категории «эффективность» применительно к вузу зависит от субъекта, ее оценивающего. При этом многие подходы подчеркивают социально-экономическую роль образовательной организации в деятельности остальных субъектов рынка [1; 5; 6; 8; 13].

Понятия качества, эффективности и результативности деятельности образовательной организации тесно взаимосвязаны, что обусловлено причинно-следственными отношениями факторов и характеристик внутренней и внешней среды. Таким образом, количество показателей, рассматриваемых при оценке деятельности вуза, может быть очень велико и не всегда обоснованно [3; 7; 9; 10]. Их систематизация позволит упростить восприятие и интерпретацию полученных результатов. Следовательно, все факторы должны являться звеньями единой цепи причинно-следственных связей, реализующих стратегию вуза.

Для выполнения этого условия при выборе факторов эффективности решено было использовать анализ корневых причин и корреляционный анализ, обеспечивающий получение информации об одной переменной с помощью другой. Это позволит выявить логические объекты разных причинно-следственных уровней дерева реальности деятельности вуза, приводящих к повышению либо ухудшению его общей эффективности.

Корневые причины - это те состояния (условия), на которые можно повлиять определенным образом, чтобы изменить результат в рамках рассматриваемого процесса. Анализ нашел свое применение в методиках различных отраслей, включая матрицу контрмер, анализ Паретто, диаграмму Исикавы, Кайдзен и пр.

Поскольку интуитивные выводы о наличии причинно-следственных связей между параметрами не всегда соответствуют действительности, корреляционный анализ дает возможность установить их статистические взаимосвязи, подтвердив либо опровергнув гипотезу об одновременном изменении двух переменных. Метод позволяет прогнозировать поведение коррелирующих между собой параметров (рост обоих при положительной корреляции и рост одного и снижение другого при отрицательной), а также идентифицировать признаки для дальнейшей классификации исследуемых параметров.

Методика проведения анализа включает:

• определение наиболее существенных факторов, воздействующих на исследуемый показатель;

• сбор и оценка данных, необходимых для анализа;

• изучение характера и моделирование связей между факторами и результатом (для дальнейшего составления математического уравнения, способного точно выразить сущность зависимостей);

• проведение расчета коэффициентов корреляции;

• оценку результатов и поиск их практического применения.

Подобный структурированный подход способствует предотвращению некоторых проблем эффективности деятельности и(или) достижению положительных результатов.

Поскольку в России основным оценочным средством деятельности вузов является мониторинг эффективности образовательных организаций высшего образования, разработанный Министерством образования и науки РФ, целесообразно за результирующие показатели эффективности взять показатели мониторинга, а затем исследовать их взаимосвязь с различными факторами внутренней и внешней среды университетов.

Исходя из версии мониторинга 2014 г. в перечень результирующих показателей для анализа эффективности деятельности образовательной организации автором включены:

• образовательная деятельность;

• научно-исследовательская деятельность;

• международная деятельность;

• финансово-экономическая деятельность;

• инфраструктура;

• трудоустройство;

• дополнительные показатели образовательных организаций.

Далее был выделен ряд факторов, на взгляд автора, имеющих отношение к итоговой эффективности вузов.

С целью проверки выдвинутой гипотезы о влиянии выделенных факторов на эффективность вузов был проведен анализ высших учебных заведений Свердловской области. Образовательные организации включались в выборку с учетом их государственной и негосударственной принадлежности, филиальные учебные заведения и образовательные организации, обладающие спецификой деятельности, не включались. Таким образом, в выборку вошли 19 образовательных организаций г. Екатеринбурга.

Анализ проводился по 24 факторам, по мнению автора, прямо или косвенно влияющим на результативные показатели эффективности деятельности образовательных организаций. Далее были просчитаны коэффициенты корреляции и отсеяны связи, которые не являются значимыми.

Анализ выявил наличие по многим показателям сильной и средней прямой и обратной корреляционной зависимости. В качестве примера приведены коэффициенты корреляции факторов эффективности с результирующими показателями образовательной деятельности (см. таблицу). Результаты анализа представлены на рисунке (обратная зависимость показана пунктирной линией).

Образовательная деятельность напрямую (на границе слабого влияния) связана с количеством филиалов и долей штатных работников профессорско-преподавательского состава в общей численности ППС, также наблюдается однозначная прямая связь со средним баллом ЕГЭ студентов, принятых на обучение. Последний факт естественен по той причине, что данный показатель включен в расчет графы «Образовательная деятельность» самого мониторинга.

Обратная связь с доходами вуза может наблюдаться за счет коммерциализации образовательной организации, увеличения количества платных специальностей, на которые могут поступить студенты с низкими баллами ЕГЭ при высоком доходе семьи. Однозначно сильную обратную связь показывают количество персональных компьютеров в расчете на одного студента и удельный вес научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза.

Корреляционная зависимость факторов эффективности с результирующими показателями образовательной деятельности вузов

Фактор Коэффициент корреляции

Приведенный контингент студентов по укрупненным группам направлений (специальностей) (УГН(С))

Укрупненные группы направлений (специальностей) (УГН(С))

Государственный статус вуза

Организационно-правовая форма

Открытость информации об учебном процессе

Количество филиалов 0,3

Количество статей в расчете на 100 научно-педагогических работников (НПР), ед. -0,5

Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тыс. р.

Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР

Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ) в общей численности студентов

Доходы вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР

Отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона 0,6

Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов -0,6

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента -0,9

Количество экземпляров печатных учебных изданий из библиотечного фонда в расчете на одного студента, %

Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза, % -0,7

Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов, ед. -0,5

Доля штатных работников профессорско-преподавательского состава (ППС) в общей численности ППС 0,3

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение 1,0

Число предприятий, с которыми заключены договоры на подготовку специалистов

Число предприятий, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения

Площадь учебно-лабораторных зданий

Площадь, предназначенная для научно-исследовательских подразделений

Площадь общежитий и спортивных сооружений

Тот факт, что количество реализуемых укрупненных групп направлений (специальностей) (УГН(С)), государственный статус вуза, его организационно-правовая форма и открытость информации об учебном процессе не связаны с образовательной деятельностью, а коррелируют с трудоустройством, показывает, что для абитуриентов и работодателей становится в последнее время не столь критичным разделение на бюджетные и частные учебные заведения.

Количество статей в расчете на 100 НПР.

Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов. Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента.

Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза. Число НПР, имеющих ученуЮ степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов

Количество филиалов. Отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона. Доля штатных работников ППС в общей численности ППС. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение

УГН(С).

Государственный статус вуза. Организационно-правовая форма. Количество филиалов. Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов.

Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, врасчете на 100 студентов. Площадь учебно-лабораторных зданий.

Площадь общежитий и спортивных сооружений

УГН(С).

Государственный статус вуза. Организационно-правовая форма. Открытость информации об учебном процессе. Количество филиалов. Отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение

Количество статей в расчете на 100 НПР.

Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов. Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента.

Количество экземпляров печатных учебных изданий из библиотечного фонда в расчете на одного студента. Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза. Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов

Приведенный контингент студентов

по УГН(С).

УГН(С).

Государственный статус вуза. Количество статей в расчете на 100 НПР. Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Доходы вуза из всех источников в расчете на одного студента.

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента. Количество экземпляров печатных учебных изданий из библиотечного фонда в расчете на одного студента. Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза. Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов.

Число предприятий, с которыми заключены договоры на подготовку специалистов. Число предприятий, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения. Площадь учебно-лабораторных зданий. Площадь общежитий и спортивных сооружений

Доходы вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР. Отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона.

Доля штатных работников ППС в общей численности ППС. Средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение

Приведенный контингент студентов

по УГН(С).

УГН(С).

Открытость информации об учебном процессе.

Количество филиалов. Общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов.

Доходы вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР.

Отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона. Число предприятий, являющихся базами практики, с которыми оформлены договорные отношения. Площадь учебно-лабораторных зданий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Площадь общежитий и спортивных сооружений

Количество статей в расчете на 100 НПР.

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента

Доход вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР.

Отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона

Количество статей в расчете на 100 НПР.

Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов.

Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента

Количество статей в расчете на 100 НПР.

Доходы вуза из всех источников в расчете на численность студентов. Количество персональных компьютеров в расчете на одного студента. Удельный вес НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза. Число НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов

УГН(С).

Открытость информации об учебном процессе.

Количество филиалов.

Отношение среднего заработка НПР

в вузе к средней заработной плате

по экономике региона.

Доля штатных работников ППС в общей

численности ППС.

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение.

Площадь, предназначенная для научно-исследовательских подразделений

Связь факторных и результирующих показателей эффективности

Результаты анализа свидетельствуют, что довольно многие показатели оказывают среднее (на границе со слабым) прямое влияние на научно-исследовательскую деятельность. Входящий в них общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является составной частью мониторинга по данному критерию оценки.

Также вполне обоснованно довольно большое количество факторов, связанных с международной деятельностью. Заметная зависимость удельного веса численности иностранных студентов (кроме стран СНГ) в общей численности студентов наблюдается в том числе из-за того, что данный показатель учитывается в мониторинге.

Обратная взаимосвязь финансово-экономической деятельности с показателями количества статей в расчете на 100 НПР, количества персональных компьютеров в расчете на одного студента и числа НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов объясняется расходами на материально-техническое обеспечение учебного процесса и поощрение научной направленности персонала. Сильная прямая зависимость доходов вуза из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР и отношения среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона объясняется наличием этих показателей в методике мониторинга.

Этим же обосновано наличие прямой связи инфраструктуры и показателей площади, предназначенной для научно-исследовательских подразделений. Обратная связь с числом НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов, количеством статей в расчете на 100 НПР, доходами вуза из всех источников в расчете на численность студентов свидетельствует о ранжировании приоритетов инфраструктурного и мотивационно-научного финансирования.

С категорией «Трудоустройство» прямую связь имеют УГН(С), государственный статус вуза, организационно-правовая форма, открытость информации об учебном процессе, количество филиалов, отношение среднего заработка НПР в вузе к средней заработной плате по экономике региона и, естественно, средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение, поскольку эти показатели непосредственно отвечают за качество ресурсной составляющей входящего человеческого капитала и возможность удовлетворить широкий круг запросов рынка труда. Обратная связь с показателями количества статей в расчете на 100 НПР, доходов вуза из всех источников в расчете на численность студентов, количества персональных компьютеров в расчете на одного студента, количества экземпляров печатных учебных изданий из общего количества единиц хранения библиотечного фонда в расчете на одного студента, удельного веса НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в общей численности НПР вуза и числа НПР, имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в расчете на 100 студентов, во-первых, говорит о том, что имеющаяся материально-образовательная база не всегда используется эффективно в образовательной деятельности для обеспечения выпуска качественных специалистов, а во-вторых, о том, что если НПР начинают углубляться в научную деятельность, то меньше сил отдается образовательному процессу как таковому.

Согласно концепции анализа корневых причин Каору Исикавы, на исследуемый результат влияют (положительно или усугубляюще) многие факторы, которые можно разбить по подуровням, что позволит обосновать причины влияния, возможно, нелогичные на первом уровне причинно-следственных связей.

Автором был проведен углубленный корреляционный анализ связей между отобранными факторами для установления их влияния друг на друга.

Результаты анализа показали, что на последующих уровнях взаимосвязей факторы имеют усиливающееся влияние друг на друга, в общем итоге ослабляя или усиливая общую эффективность деятельности вуза.

Несомненно, сильным влиянием обладают государственный статус, распространенность информации и общая известность, а также возможность взаимодействия с бизнес-средой на основе договоров обучения специалистов и прохождения практик.

Наличие большого количества обратных зависимостей факторов ресурсной обеспеченности свидетельствует о нерациональном использовании и недостаточном финансировании материально-технической базы.

Поскольку задача сведения массы различных показателей к обобщенному итогу, который выражает действительно существенную характеристику образовательного учреждения, разными авторами решается по-разному, но в рамках одного направления - многомерного анализа, следует объединить признаки по определенным характеристикам, заменяя их скопления несколькими искусственно сгенерированными.

Таким образом, в данном исследовании автором предлагается для упрощения восприятия разбить полученные факторы влияния на 4 модуля, отражающих основные направления, на которые должна опираться образовательная организация для повышения своей эффективности:

1) ресурсы;

2) организация и управление;

3) имидж;

4) социум.

Подобная оптимизация позволит образовательным организациям высшего образования сократить временные и финансовые расходы на оценку своей эффективности, а управление данными модулями даст вузу возможность быстрее адаптироваться к меняющимся требованиям рынка образования.

Источники

1. Атлуханов А. А., Агасиева М. Н. Основные направления развития материально-технической базы образовательных учреждений в рамках стратегии социально-экономического развития РФ // Креативная экономика. 2014. № 12 (96).

2. Асейнов Р. С. Инструменты маркетинга образовательных услуг. М. : ЦНТЭП, 1998.

3. Березка Н. Н. Пути повышения конкурентоспособности вуза на региональном рынке образовательных услуг // Российское предпринимательство. 2007. № 3 (87).

4. Бортник Б. И., Стожко Н. Ю. Проектирование инновационного процесса естественнонаучной подготовки в экономическом вузе // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 5 (49).

5. Бондаренко Т. Н., Латкин А. П. Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-среды: теория, методология, практика. Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2010.

6. Кулакова М. Н. Высшее образование в России: современные тенденции и возможность стратегического анализа // Территория новых возможностей - Вестник ВГУЭС. 2010. № 2 (6).

7. Новикова Т. С., Хаценко Е. С. Система экономической и финансовой оценки качества образовательных услуг на предприятии // Креативная экономика.

2012. № 5 (65).

8. Пивоваров И. В. Организационно-институциональная модель реализации кластерной стратегии вуза // Экономика и менеджмент инновационных технологий.

2013. № 10.

9. Саяпина Н. Н. Оптимизация показателей конкурентоспособности образовательных услуг вуза // Российское предпринимательство. 2007. № 5. Вып. 1 (90).

10. Терентьева Т. В., Кулакова М. Н. Методика оценки устойчивости развития предпринимательского вуза // Сб. науч. трудов 8ШогЫ по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании». Одесса, 2011. Т. 21. Экономика.

11. Терентьева Т. В., Кулакова М. Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.

12. Шайбакова Л. Ф., Молокова Е. Л. Теоретические подходы к определению понятия институционального риска системы высшего профессионального образования // Известия Уральского государственного экономического университета. 2013. № 5 (49).

13. Хаирова С. М., Хаиров Б. Г. Совершенствование системы образования: пути интеграции вуза и производства // Российское предпринимательство. 2007. № 3 (87).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.