Научная статья на тему 'Исследование этнотопонимов с компонентом 'багиш''

Исследование этнотопонимов с компонентом 'багиш' Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК / ТОПОНИМИКА / ЭТНОТОПОНИМ 'БАГИШ'

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Эргашев Абдухалим Абдужалилович

В статье изложен историко-этимологический анализ этнотопонимов багиш, корабагиш, чунгбагиш, сарбагиш, кукбагиш, учбагиш, появившихся на основе компонента багиш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование этнотопонимов с компонентом 'багиш'»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 20 (235).

Филология. Искусствоведение. Вып. 56. С. 148-152.

А. А. Эргашев

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОТОПОНИМОВ С КОМПОНЕНТОМ ‘БАГИШ’

В статье изложен историко-этимологический анализ этнотопонимов багши ', ‘корабагши ', 'чунгбагиш ', 'сарбатш ', ‘кукбагиш ', ‘учбагиш ', появившихся на основе компонента багиш

Ключевые слова: узбекский язык, топонимика, этнотопоиим ‘багиш’.

Известно, что формирование узбекского народа явилось результатом ассимиляции с племенами других наций и народностей на протяжении длительного исторического периода. Свой вклад в национальную специфику узбекского народа - названия, культуру, язык

- внесло множество разнородных этнических групп, которые явились важным источником формирования узбекской нации. В исследовании наименований данных этнических групп и появившихся на их основе названий местностей особое место занимают этнотопонимы.

Этнокультурные связи киргизов и узбеков, проживающих в Ферганской долине, уходят корнями в давнюю историю. По свидетельствам исторических источников, предки киргизов, считающихся одним из древних тюркских этносов, издревле кочевали в степях от отрогов северного Тянь-Шаня до Енисея. В XVI веке отдельные этнические группы киргизов мигрировали на территорию Ферганской долины. В ХУП-Х1Х веках множеством киргизских родов уже были освоены горные, предгорные и адырные пастбища Ферганской долины. Здесь располагались киргизы, проживавшие в Тянь-Шане, Чаткале, Алае, Каратегине и Кашгаре [1. С. 6-7; 6. С. 359; 12. С. 505].

В прошлом киргизы, как и все кочевые и полукочевые племена, имели родоплеменную структуру. Киргизские роды, как и узбекские, именовали занимаемые местности согласно родоплеменным номенклатурным терминам. Цель статьи - раскрыть лингвистикоэтимологические особенности названия рода “Багиш', являвшегося одним из киргизских субэтничсских терминов и встречавшегося на территории Андижанской области в топонимах с компонентом “багиш’.

На территории Андижанской области имеется множество этнонимов, появившихся на основе названий киргизских родов и связанных с ними этнотопонимов. На данный момент благодаря территориальной близости Республики Киргизстан с Джалакудукским, Пахтаа-

бадским, Кургантепинским, Асакинским, Ход-жаабадским, Мархаматским, Избасканским районами в Андижанской области проживают многие киргизские роды и племена.

Киргизские роды и племена именовали аулы, махалля, улицы по своим этническим подразделениям, что сохранилось и закрепилось в народной памяти и на географической карте.

1. Изучение имеющейся научной литературы показывает, что киргизы делились на три крупные группы: киргизы «правого» крыла, киргизы «левого» крыла и киргизы «средних» групп. Согласно этому принципу киргизы располагались на территории своего проживания, в том числе и в Ферганской долине. В северной части долины проживали племена «правого» крыла: саёк, жедигар, багши, сарибагиш, мон-голдар, и племена «левого» крыла: сари, басиз, кушчи. чонбаггии, киёт, мундуз, в южной части жили, в основном, племена «средних» групп: кипчаки, нагшаны, тейты, кесакы, жоокесак, конди, бустон, найгут, авот, туялас. В восточной части Ферганской долины также жили племена «средних» групп: бустон, кипчак, тайит, найман, мунгуш, кесак, и «правые» и «левые» племена: багши, монгол, мундуз, бассиз.

Объектом исследования стал этнотопо-ним “Багиш", который по генеалогически-этнонимическому характеру относится к левой части средней ветви киргизов 117. С. 1601. Исследователи генетического происхождения киргизского народа считают багишей одним из 40 крупных племён. С. М. Абрамзон также включил племя Багиш в состав киргизских родов [11. С. 42]. Кроме того, среди киргизских племён встречаются наименования Чунгбагиш, Сарибагиш, Корабагши, Учбагиш, Кукбагиш, в структуру которых также заложен компонент “багиш".

Из исторических источников о роде “Багиш" известно [4. С. 31-88; 17], что его представители в древности занимались охотой и скотоводством и проживали в Сибири и Алтайском

крае (затем в Северном Киргизстане и Таласской долине).

Этимология слова 'багиш такова: ' Багиш (багыш)' - наименование лося, в то время использовавшееся в качестве тотема тюркскими народностями, занимавшимися охотой и скотоводством (оленеводством).

Наименование родов и племён в соответствии с тотемистическими взглядами считается древней традицией тюркских и монгольских народов. Согласно информации, которую сообщает Г. Н. Потанин, лексема 'Сибирь также происходит от монгольского 'субр - ‘горный волк" [9. С. 126]. Абдулгази Баходирхон в своём произведении «Шажарайи тарокима» приводит наименования заселенных внуками Огузхана местностей, связанных с тотемными названиями птиц и животных: Бургут 'беркут', Укки 'филин', Карга 'ворона', Шункор 'кречет'. Лочгш 'сокол’ и др. [3. С. 22].

Баггпи 'лось' - крупное парнокопытное животное семейства оленей с широкими уплощёнными рогами [7. С. 155]. Это животное считается чрезвычайно ценным и священным для данных народов.

Согласно легендам, в Сибири на берегах Енисея жило киргизское племя. В войнах между племенами и родами враждебное племя внезапно разрушило аул киргизов. Волей судьбы два ребёнка 5-7 лет остались в живых (во время нападения они как раз ходили в лес за лыком для плетения корзин). На следующий день празднующие победу враги не захотели убивать детей, и старуха по имени Чутир Баймок хотела отправить их по реке. Дети были спасены Матерью-оленихой. Рогатая мать, охраняя детей, растила их до совершеннолетия. Затем они поженились, Мать-олениха на своих рогах принесла для их первенца колыбель. В её честь первенца назвали Бугубой (Багиш) [22. С. 54]. Это послужило ещё одним основанием того, что древние киргизские племена считали оленя священным животным (едущие на лошадях, встречаясь с потомками Бугубоя, спускались с лошадей и давали им дорогу, а влюблённые парни сравнивали миловидность любимых девушек с красотой белого оленя).

Слово 'Багиш' образовано способом аффиксации. Известно, что множество этнонимов (этнотопонимов) образуется от различных частей речи таким способом.

Основа наименования 'баги' в процессе развития языка приобрела форму 'бугу\ В тюркских языках часто наблюдается взаимопереход

гласных фонем о-у (лабиализованных), и-у и согласных г-г . Например:

А > О > У: от ~ ат, соч ~ сач, сон + а ~ сана, онг + ла ~ англа, корин + дош ~ кариндош. говук ~ тувук:

И > У: совик; ~ совук ~ сувук. уриш ~ урутп;

У > И : ковук ~ кувук ~ кавик. учуш ~ учиш, тухум ~ тухим;

Г > К >Ь: багиш ~ бак;иш ~ багиш... и др [2. С. 12; 16. С. 35; 19. С. 46; 20. С. 41].

Известно, что древний суффикс -ш (иш) использовался в тюркских языках при образовании отымённых и отглагольных форм глагола. Данная морфема в исторических рукописях встречается в виде вариантов —у (ш) -ут. -и(-ш) иш. уш/7иш. Среди наименований родов и племён встречается множество слов на

- ш (-иш): багиш, бегиш, баташ/Убапюш, бол-таш, таввош, украш, часгаш.

Суффикс -ш (иш) в некоторых случаях использовался в значении 'собирательной множественности' ; считается, что в данном значении он используется в древних тюркских словах 'йыш' (горный лес), 'йыгаш//агач' (дерево), 'огуш' (род, племя) [19. С. 13-14].

Обратив внимание на данное явление сточки зрения современного узбекского языка, можно отметить, что в настоящее время суффикс -ш (иш) в основе глагола обозначает отвлечённое действие и используется в формах глагола, не имеющих категорий времени и лица.

Здесь для корня 'баги//буги', являющегося именным корнем, суффикс -ш (иш) обозначает значение собирательности, множественности: баги // буги, баги ш // буги+лар (олени). Известно, что суффикс -лар обозначает множественность первичного порядка, большое количество, а также принадлежность к данному роду. Например: кипчоклар - люди, принадлежащие в роду кипчаков, киргизлар - люди, принадлежащие к киргизской национальности.

Если обратить внимание на локализацию этнотопонимов 'Багиш' и '-багиш', согласно ономастическим законам наблюдается следующее явление.

Как известно, этнотопонимы считаются одним из древнейших слоёв системы наименований. Языковед В. А. Никонов высказывает следутощее мнение относительно образования этнотопонимов: «Топонимы, в основе которых лежит этноним, в случае, если они не были названы людьми, не проживавшими в данной местности, не могут появиться на территории, где проживает этнически единый народ.

Как правило, этнонимы, выполняющие функцию различения этнической принадлежности населения, становятся этнотопонимами» [15. С. 13].

Отсюда можно заключить, что в местности, где проживают люди, принадлежащие только к одному роду, не может возникнуть никакого этнотопонима. (Это действительно так, но могут появиться наименования, связанные с различными профессиями, ремёслами^ прозвищами). Во многих случаях топонимами становятся этнотопонимы — наименования родов, составляющих наиболее или наименее крупную часть состава населения на территориях, где компактно проживает множество племён. Это мы можем отметить на примере этимологии некоторых наименований местностей Ферганской долины.

1. В городе Ханабаде, Мархаматском. Аса-кинском, Избасканском районах Андижанской области, Чартакском районе Наманганской области в махаллях с названиями Багиш, Чунгба-гиш, Корабагиш население киргизской национальности, прибывшее из других мест, объединено как этническое общество под наименованием Чунгбагиш. то есть слово 'Чунгбагиш вначале имело лишь этническое значение, затем оно стало наименованием местности. 2. В Андижанском, Пахтаабадском, Алтынкуль-ском, Шахриханском районах Андижанской области, Дангарском, Бувайдинском районах Ферганской области, Нарынском районе Наманганской области, напротив, этимология ма-халли 'Чунгбогиш такова: компонент ’багиш' был выделен из состава рода и на его основе образован топоним 'Чу нгбагиш'. Как известно, представители этноса (лицо либо семья), выделившиеся из состава нации, рода, племени, часто берут общее название рода. Это явление подобно синекдохе.

С течением времени наименования местностей могут претерпевать различные изменения, ввиду чего возможно появление новых топонимов. По нашему мнению, наименование местности может и не обозначать важнейших специфических отличий данной местности, или не обозначать черт, общих для всех местностей. Наоборот, наименование конкретного объекта данной местности может стать названием целого. В настоящее время данное явление наблюдается в наименованиях махаллей ‘Чунгбогиш’ Андижанского, Пахтаабадского, Алтынкульского, Шахриханского, Мархамат-ского (Корабагиш) районов Андижанской об-

ласти, Дангарского, Бувайдинского, Нарын-ского районов. Кроме того, возникает ложная этимология данных наименований, связанная не с этнотопонимом, а с другими явлениями на основе вариативности.

Итак, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что этноним ‘багиш' ‘лось', используемый в качестве тотема, перерастает из названия рода в название местности. На основании названия мы узнаем, чем занимались племена ‘Багиш’.

Каждый этноним имеет своё значение и свою этимологию. Значение некоторых этнонимов трудно установить ввиду их древности. Обычно наименования народов, наций, а также племён, крупных родов являются достаточно древними. Среди киргизских родов имеются роды с названиями Чунгбагиш, Сарпбагиш, Корабагиш, Учбагиш, Кукбагиш, появившиеся на основе компонента ‘Багиш’. Нами был проведен следующий анализ данных этнотопони-мов.

Чунгбагиш в качестве этнонима использован для наименования родов, входящих в левое крыло киргизов: В. П. Наливкин указал на род ‘чунгбагиш’ как одно из ответвлений рода ‘багиш' [15. С. 13]. А. Н. Аристов считает эти два рода киргизов близкими друг другу [4. С. 5;

5. С. 351-440].

В современном узбекском языке одним из широко применяемых способов словообразования является способ композиции. Этот способ заключается в соединении в одном слове отдельного словосочетания. Наблюдения показывают, что исторически сложные слова появись из словосочетаний. В процессе развития языка лексическая и грамматическая целостность частей словосочетания приводит к утрате синтаксической связи между ними и образованию словарного единства - появляется сложное слово [24. С. 76].

Исследуемая нами лексема 'Чунгбагиш' образована слиянием компонентов ‘Чунг' и ‘багиш', где ‘чунг' ‘большой', ‘багиш' ‘олень', что обозначает крупную ветвь рода ‘багиш’ или ‘чунг’ ‘бабушка, большая мать’, ‘багиш’ -‘мать-олениха’.

Кроме того, слово ‘багиш’ также было использовано в произведении Махмуда Кашгари ‘‘Диван лугат-ат турк". где оно обозначало ‘соединение пальцев и других членов’, ‘соединение камыша и похожих на него растений'. На основе этого можно сделать вывод, что наименования родов Чунгбагиш, Сарибагиш, Кора-

багиш, Учбагиш, Кукбагиш, имеющие в своих наименованиях компонент “багиш’, с привлечением компонентов 'чунг’ (в значении ‘большой’), а также компонентов, обозначающих цвет: сары(к) (жёлтый), кора (чёрный), кук (синий) обозначали определённые объединения, отделения родов, напр.: чунгбогиш - 'большое объединение, большую часть рода'.

Вместе с тем в тюркских языках имеются этноиндикаторы наподобие бов-бог, которые в составе этнотопонима обозначают объединение аймаков, родов, напр.: Туккизбог (в Андижанском и Пахтаабадском районах).

То, что исследуемые этнотопонимы Сары-багиш, Корабагиш, Кукбагиш произошли не на основе наименований цвета, можно доказать на следующих примерах.

Известно, что различные наименования цвета имели особое значение в тотемистических, мифологических, религиозных, художественных, философских представлениях в жизни тюркских народов. Об этом имеется ряд мнений в исторических источниках, этнографической литературе, согласно которым различные цвета у тюрков имеют определённое символическое значение.

Вот что утверждает К. Шониёзов: «В древние времена тюркские племена, проживавшие на Алтае и в Южной Сибири, называли север, юг, запад и восток по наименованиям цвета. Чёрный цвет обозначал север, красный цвет - юг, синий цвет - восток, белый цвет - запад и жёлтый цвет

- центр. Люди, проживающие в определённом племени, располагаясь на той или иной территории согласно сторонам света, со временем обозначали данную местность этнонимом со значением цвета» [23. С. 145-146]. Следовательно, прилагательное, расположенное в препозиции по отношению к наименованию рода, в прошлом применялось для обозначения сторон света [8. С. 83]. Этнотопонимы Сарибагиш, Корабагиш, Кукбагиш обозначают следующее: Са-рибагиш - 'Багиши, проживающие в центре, в середине’, другие же роды обозначались относительно центра следующим образом: Корабагиш

- 'Багиши, проживающие на севере’, Кукбагиш

- 'Багиши, проживающие на востоке’.

В некоторых источниках указывается, что подобные этнонимы могли обозначать не только цвет, но и другие особенности. Например, слово 'сарик’ могло обозначать 'белая кость', 'знать’, 'аристократия', 'богатство', 'имущество', соответственно служа именованием аристократии или знати рода багиш.

Слово 'Кора' могло обозначать 'великий', 'большой', на основе чего этнонимы кора богат, коратегшт, корабуйин могли обозначать крупные отделения родов багиш, тейит, буйна. По утверждению 3. Дусимова слово 'кора' в составе этнонимов и топонимов хорезмских диалектов обозначает множественность [9. С. 33]. Поэтому возможно параллельное использование вышеприведённых вариантов Багиш 'олень', Чунгбагши "большое объединение (рода)’.

В древности не существовало документов, определяющих принадлежность лица к определенному роду или племени, но на тело, лицо, плечи, руки наносились различные знаки. Эти знаки остались в качестве обозначения этнических общин, а на основе этого начали возникать новые названия этнических обществ.

Тавро (древний вид этого слова - такма) -у большинства тюркских и монгольских скотоводческих народов - официальный символ, знак. При первобытном строе для определения принадлежности прирученного животного тому или иному владельцу изготовлялись определённые знаки, которые наносились на ноги, плечи либо спину, ухо, бедро животного. Потом подобные знаки стали использоваться как символы общества (рода, племени). Для скотоводческих общин наличие тавра было обязательным и на основе его формы именовались роды [14. С. 71].

Людям, попавшим в результате различных войн, восстаний, бунтов в плен (отпущенных правителем) для дальнейшего установления также наносились определённые знаки (клейма). В собранных материалах мы встретили следующие специальные знаки, связанные с этносами, имеющими компонент 'багиш': [4. С. 101-106; 17. С. 38-88].

Род Багиш:

Род Чунгбагиш: _|__

Род Корабагиш:

—г-^

-м т

Итак, лексема 'багиш’, использованная в качестве тотема в значении 'олени’, стала наи-

менованием местности, этноним 'чунгбогиш обозначает большое объединение рода багиш, 'сари(к)богиш - аристократию либо знать рода ‘багиш’, этнонимы ‘корабогиш’ и ‘кукбо-гиш’ - место расположения родов.

Список литературы

1. Абдуллаев, У. Узбекско-киргизские этнокультурные связи // О-во и власть. 2004. № 2.

2. Абдурахмонов. Г. Древне-тюркские языки / Г. Абдурахмонов, А. Рустамов. Ташкент : Укитувчи, 1982.

3. Абулгази Баходирхон. Шажараи тароки-ма. Ташкент : Чулпон, 1995.

4. Абрамзон, С. М. Этнический состав киргизского населения Северной Киргизии // Тр. Киргиз, археол.-этногр. экспедиции. Т. IV М., 1960.

5. Аристов, Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая страна. Вып. III-IV. СПб., 1966.

6. Валихонов, Ч. Ч. О киргизах // Киргизы. Бишкек, 1999.

7. Детская энциклопедия. Т. I. Ташкент,

1987.

8. Дониёров, X. Генеалогия и диалекты узбекского народа. Ташкент, 1968.

9. Дусимов, 3. Топонимы Северного Хорезма : дис. ... канд. филол. наук. Ташкент, 1987.

10. Дусимов, 3. Краткий толковый словарь наименований местностей / 3. Дусимов, X. Эга-мов. Ташкент, 1977.

11. Караев, У. Структура киргизской нации // Материалы междунар. конф., поев. 1000-летию эпоса «Манас». Бишкек, 1996.

12. Мулдабосв. И. Происхождение этнической культуры киргизов // Киргизы. Бишкек, 1999.

13. Наливкин, В. П. Краткая история Ко-кандского ханства. Казань, 1886.

14. Нафасов, Т. Значение тавра в наименовании узбекских родов и племён // Узбек, яз. и лит. 2006. № 2.

15. Никонов, В. А. Топонимика в историкогеографической этнографии. М., 1964.

16. Нурманов, А. Фонология и морфонология узбекского языка. Ташкент, 1990.

17. Отаккуров, С. Происхождение киргизов. Бишкек, 1992.

18. Русско-узбекский словарь. Ташкент, 1972.

19. Серебренников, Б. А. Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков / Б. А. Серебренников, Н. 3. Гаджиева. М., 1986.

20. Туйчибоев, Б. Узбекская диалектология / Б. Туйчибоев. Б. Хасанов. Ташкент : Укитувчи, 2004.

21. Узбекско-русский словарь. Ташкент,

1988.

22. Чингиз Айтматов. Белый пароход. Ташкент : Шарк, 2003.

23. Шониёзов, К. Государство Кангха и кангхийцы. Ташкент : Фан, 1990

24. Ходжиев, А. Система словообразования узбекского языка. Ташкент : Укитувчи, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.