Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФИННО-УГОРСКИХ РЕГИОНАХ: ДОМИНАНТЫ ФИННО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБЫ ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФИННО-УГОРСКИХ РЕГИОНАХ: ДОМИНАНТЫ ФИННО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБЫ ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / АКСИОМЕТРИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / РЕГИОН / СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ / ЭТНОС / СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ / ЭТНОТУРИЗМ / ЭТНОБРЕНД / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ломшина Е. Н., Сафонкина О. С., Антипкина Е. Н.

Введение. Использование аксиологического поля финно-угорской культуры в рамках формирования социогуманитарной составляющей современного образования предполагает получение новых знаний, связанных с исследованием ценностных доминант финно-угорской культуры в диахронии и способов их актуализации в современном социуме. Статья посвящена изучению этнокультурных ценностей финно-угорских народов на примере прибалтийско-финской (карелы, вепсы), пермской (удмурты, коми), волжской (мордва, марийцы), угорской (ханты, манси) подгрупп. Материалы и методы. Материалом послужили данные онлайн-опроса, касающегося ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в современном социуме. Методология исследования включает сочетание гуманитарных (культурно-антропологических, аксиосоциометрических, функционально-ценностных, кросс-культурных) подходов и естественно-научных (математической статистики) методов анализа. Результаты исследования и их обсуждение. С помощью разработанного авторами теста-опросника проведено кросс-культурное исследование, позволившее выявить систему этнокультурных ценностей финно-угорских народов, а также важнейшие ценностные доминанты, характерные для этих народов на современном этапе. Продемонстрированы основные механизмы актуализации ценностных доминант финно-угорской культуры с учетом российского опыта. Заключение. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы места и роли аксиологического поля этнокультуры в обновляющемся обществе, а также для оптимизации этнокультурной политики современной России, в том числе в сфере этнобрендирования территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF ETHNOCULTURAL VALUES IN THE FINNO-UGRIC REGIONS: DOMINANTS OF FINNO-UGRIC CULTURE AND WAYS OF THEIR ACTUALIZATION IN MODERN SOCIETY

Introduction. The use of the axiological field of the Finno-Ugric culture within the framework of the formation of the socio-humanitarian component of modern education presupposes the acquisition of new knowledge related to the study of the value dominants of the Finno-Ugric culture in diachrony and the ways of their actualization in modern society. The article considers the study of the ethnocultural values of the Finno-Ugric peoples on the example of the Baltic-Finnish (Karelians, Vepsians), Perm (Udmurts, Komi), Volga (Mordovins, Mari), Ugric (Khanty, Mansi) groups. Materials and Methods. The material was the data of a questionnaire on the value dominants of the Finno-Ugric culture and the ways of their actualization in modern society. The research methodology includes a combination of humanitarian (cultural-anthropological, axiosociometric, functional, cross-cultural) approaches and natural research methods of analysis (mathematical statistics). Results and Discussion. With the help of the questionnaire developed by the authors, a cross-cultural study was carried out, which made it possible to identify the system of ethnocultural values of the Finno-Ugric peoples, as well as the most important value dominants characteristic of these peoples at the present stage. The main mechanisms of actualization of the value dominants of the Finno-Ugric culture, as well as Russian experience, are demonstrated. Conclusion. The main provisions and conclusions of the work can be used in the further study of the problem of the place and role of the axiological field of ethnoculture in a renewing society, as well as to optimize the ethno-cultural policy of modern Russia, including ethno-branding of territories.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ФИННО-УГОРСКИХ РЕГИОНАХ: ДОМИНАНТЫ ФИННО-УГОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБЫ ИХ АКТУАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ»

(1ц1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ -

Научная статья УДК 39:008(=511.1)

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439

ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме

Елена Николаевна Ломшина Ольга Сергеевна Сафонкина Елена Николаевна Антипкина

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

Введение. Использование аксиологического поля финно-угорской культуры в рамках формирования социогума-нитарной составляющей современного образования предполагает получение новых знаний, связанных с исследованием ценностных доминант финно-угорской культуры в диахронии и способов их актуализации в современном социуме. Статья посвящена изучению этнокультурных ценностей финно-угорских народов на примере прибалтийско-финской (карелы, вепсы), пермской (удмурты, коми), волжской (мордва, марийцы), угорской (ханты, манси) подгрупп.

Материалы и методы. Материалом послужили данные онлайн-опроса, касающегося ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в современном социуме. Методология исследования включает сочетание гуманитарных (культурно-антропологических, аксиосоциометрических, функционально-ценностных, кросс-культурных) подходов и естественно-научных (математической статистики) методов анализа. Результаты исследования и их обсуждение. С помощью разработанного авторами теста-опросника проведено кросс-культурное исследование, позволившее выявить систему этнокультурных ценностей финно-угорских народов, а также важнейшие ценностные доминанты, характерные для этих народов на современном этапе. Продемонстрированы основные механизмы актуализации ценностных доминант финно-угорской культуры с учетом российского опыта.

Заключение. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы места и роли аксиологического поля этнокультуры в обновляющемся обществе, а также для оптимизации этнокультурной политики современной России, в том числе в сфере этнобрендирования территорий.

Ключевые слова: аксиология, аксиометрия, этнокультура, ценность, регион, современный социум, этнос, способы актуализации, этнотуризм, этнобренд, финно-угорские народы, социология культуры

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-49-130003р_а. Для цитирования: Ломшина Е. Н., Сафонкина О. С., Антипкина Е. Н. Исследование этнокультурных ценностей в финно-угорских регионах: доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме // Финно-угорский мир. 2021. Т. 13, № 4. С. 428-439. DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439.

Введение

Научная и технологическая инновация невозможна без социогуманитарной составляющей, которая обеспечивается системой ценностных доминант и установок в современном социуме. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского обще-

ства. Современные процессы и тенденции развития культуры финно-угорских народов России вписываются в национальную программу социокультурного развития страны и способствуют созданию единого пространства межкультурной коммуникации в полиэтническом государстве. Значимость научного исследования для конкретного региона связана с разработкой моделей трансляции ценностных до-

© Ломшина Е. Н., Сафонкина О. С., Антипкина Е. Н., 2021

минант финно-угорской культуры в современное социокультурное пространство, в том числе в сферу этнотуризма, с целью позиционирования данного региона на российском и международном уровнях, повышения его инвестиционной привлекательности.

Важность проблемы, на решение которой направлено исследование, обусловлена необходимостью сохранения и развития уникального этнокультурного наследия финно-угорских народов; разработки моделей трансляции духовных традиций и нравственных ценностей финно-угорских народов в современное социокультурное и образовательное пространство; укрепления и развития межкультурных связей между малыми и титульными народами Российской Федерации; обеспечения социокультурных условий для межэтнического диалога; признания первостепенной роли культуры и образования для возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей; создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России.

Актуальность исследования заключается в применении аксиологического поля финно-угорской культуры в рамках формирования социогуманитарной составляющей современного образования, в целях успешного развития культурных брендов, основанных на использовании ценностного потенциала культуры финно-угорских народов.

Исследование направлено на решение фундаментальной научной задачи в области финно-угроведения - получение новых знаний, связанных с изучением ценностных доминант финно-угорской культуры в диахронии и способов их актуализации в современном социуме.

Рассматриваются различные аспекты финно-угорской лингвофольклористики, лингвокультурологии и этнической идентичности, аксиологическая составляющая культур финно-угорских народов, символическая картина мира в жизни финно-угорских народов России. Большое внимание уделяется исследованию актуализации стереотипов, представленных в финно-угорском фольклоре.

Обзор литературы

Методологическую базу исследования составили труды по теории ценностей Дж. Биллингтона [2], Ф. Броделя, Г. Гада-мера, С. Лаллукки, Б. Рассела, П. Рикера, Ф. Фукуямы, М. Шелера [13], О. Шпенглера. В работах представителей постмодернизма Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Дар-рида, П. Козловски, М. Фуко, а также исследователей антропологических проблем этнокультуры Р. Барта, К. Леви-Строс-са, М. Элиаде выявлена необходимость теоретической реконструкции семантических структур традиционной культуры.

В условиях современного дискурса исследований междисциплинарный подход к анализу традиционной культуры применили С. Бенхабиб, М. Бубер [8], М. Вебер, Р. Генон, Э. Левинас, К. Мангейм, Э. Шилз и другие ученые.

В отечественной науке проблема ценности нашла отражение в работах С. Ф. Ани-симова, Ю. Б. Борева, С. С. Гольдентрихта,

A. В. Гулыги, В. И. Додонова, А. Г. Здра-вомыслова, В. Г. Иванова, М. С. Кагана, М. К. Мамардашвили, Б. В. Орлова, С. Л. Рубинштейна, В. А. Степановича [11], М. Б. Туровского, Н. З. Чавчавадзе,

B. А. Ядова и др.1

Понятие «аксиология культуры» ввел Г. П. Выжлецов [3]. В современной отечественной традиции проблематика ак-сиосферы культуры получила развитие в трудах А. П. Валицкой, И. М. Суворовой, Н. М. Теребихина, Ю. В. Попкова и др. Аксиологическая теория культурного пространства представлена в работах В. П. Большакова, С. Н. Иконниковой. Морфология аксиосферы культуры определяется М. С. Каганом онтологически -строением ценностно осмысленного мира как многообразия форм бытия. В рамках социологии и социальной психологии формируется направление «прикладной» аксиологии, получившее название «аксио-метрия». Под ней понимаются изучение и «измерение» ценностей в целостных социокультурных и исторических контекстах на новых методолого-методических

1 См.: Дробницкий О. Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 462.

Finno-Ugric World. 2021. Vol. 13, no. 4 429

(1ц1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ -

основаниях2. Этическим системам различных народов посвящены исследования О. В. Брейкина, Д. Ж. Валеева, А. С. Лап-тенка, В. А. Федотова и др. Эстетический аспект ценностного отношения к миру представлен в работах Ю. Б. Боре-ва, А. В. Гулыги, А. Я. Зися, М. С. Кагана, Л. Н. Столовича [12], Н. З. Чавчавадзе [9].

На сегодняшний день проблематикой аксиосферы этнокультуры в России занимаются в Институте этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, Институте философии Российской академии наук, Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, Уральском отделении Российской академии наук, Российском институте культурологии, Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Российском государственном гуманитарном университете, Марийском государственном университете, Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва.

К настоящему времени получены обобщающие результаты по ряду смежных с изучаемыми вопросами тем, отраженные в многочисленных статьях и монографиях финно-угорской тематики. В финно-угро-ведении междисциплинарный подход в исследовании системы ценностей финно-угорских народов с помощью математических методов был осуществлен Н. Н. Глу-ховой, В. А. Глуховым [4]. Комплексный подход в исследовании жизненных ценностей финно-угорских народов России представлен в работе коллектива авторов под руководством В. А. Юрченкова3. Отдельные аспекты ценностных подходов к исследованию культуры финно-угорских народов рассмотрены, в частности, в работах Н. И. Бояркина, Л. Б. Бояркиной, Н. Л. Жуковской, А. Кережи, Г. А. Корни-шиной, М. А. Лапиной, Е. Н. Ломшиной, Н. Ф. Мокшина, Е. Н. Мокшиной, Л. И. Ни-

коновой, Н. С. Попова, Ю. Н. Сушковой, В. Ю. Хотинец, Г. Е. Шкалиной, Н. Г. Юр-ченковой.

В октябре 2020 г. в Саранске на базе Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва состоялась Международная научная конференция «Финно-угорские народы в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности и меняющейся окружающей среды», в рамках которой рассматривались ценностные аспекты культуры финно-угорских народов [5; 7; 10].

В перечисленных выше исследованиях затрагиваются отдельные аспекты изучаемой проблемы. Комплексного осмысления динамики и роли ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в современном социуме пока нет, что обусловливает необходимость данного научного исследования.

Материалы и методы

Работа выполнена в рамках методологических подходов к исследованию эт-нокультуры через систему ценностного восприятия времени, пространства, социокультурных связей и отношений [1; 6]. Несмотря на участие представителей различных национальностей, в фокусе исследования находятся культура именно финно-угорских народов, а также методы исследования аксиосферы и этноэтики. С научной точки зрения решение данных задач подразумевает развитие теоретико-методологических положений в фин-но-угроведении в области исследования ценностных доминант финно-угорской культуры и обобщение эмпирических данных относительно аксиологического поля этнической культуры.

В статье рассматриваются этнокультурные ценности прибалтийско-финской (карелы, вепсы), пермской (удмурты, коми), волжской (мордва, марийцы), угорской (ханты, манси) подгрупп финно-угорских народов. Проводится кросс-культурный

2 См.: Аксиология // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6894 (дата обращения: 03.01.2021).

3 См.: Финно-угорские народы России: диалектика жизненных ценностей / сост. В. А. Юрченков; под ред. П. Н. Тултаева. Саранск, 2013.

анализ ценностных доминант культуры этих народов. Методология исследования включает сочетание гуманитарных (культурно-антропологических, аксиосоциоме-трических, функционально-ценностных, кросс-культурных) подходов и естественно-научных (математической статистики) методов анализа.

Для достижения цели исследования -выявления ценностных доминант финно-угорской культуры в диахронии и способов их актуализации в современном социуме - авторами был проведен онлайн-опрос жителей финно-угорских регионов России. В опросе приняли участие люди разных возрастных категорий: 14-17, 1821; 21-23, 24-30, 31-45, 45 лет и старше, т. е. учащиеся, студенты, выпускники средних специальных и высших учебных заведений, а также работающие специалисты, что отражено в уровне образования респондентов.

Основные этапы выполнения исследования следующие:

1) разработка теоретико-методологических основ исследования, связанных с выявлением ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в современном социуме; изучение различных теоретических подходов в работах российских и зарубежных ученых в области аксиосферы этнокультуры;

2) аксиометрический анализ материала по изучению системы ценностей этно-культуры финно-угорских народов;

3) разработка основных направлений, механизмов и способов актуализации ценностных доминант финно-угорской культуры с учетом российского и зарубежного опыта;

4) создание моделей трансляции аксиологического поля финно-угорской культуры в современный социум.

Основополагающим для исследования данной темы является синергети-ческий подход, который рассматривается как междисциплинарная философская рефлексия и методологическая парадигма, объединяющая социально-культурную антропологию, этнологию, философию культуры, социологию культуры, этноэти-ку. Он предполагает целостное системное

описание и анализ ценностных доминант этнической культуры на примере финно-угорских народов. Особое место в исследовании отводится аксиологическому подходу, позволяющему выявить традиционные ценностные доминанты финно-угорской культуры. Ценностно-функциональный подход помогает осмыслить ценности культуры финно-угорских народов и определить их значимость для современного социума.

При изучении и актуализации ценностного пространства финно-угорской культуры был использован ряд методологических подходов (антропологический, герменевтический, исторический, коммуникативный, контекстуальный, семиотический, интерпретационный, математический, а также методы аксиометрии), благодаря чему была выстроена единая концептуально-теоретическая схема познания.

При работе с участниками опроса применялись аксиобиографические методики, ориентированные на выявление личностных смыслов респондентов и наиболее значимых, аксиологически окрашенных событий их жизни; методики, направленные на изучение мотиваций и личностных выборов, а также методы статистической обработки и качественного анализа полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

В онлайн-опросе на тему «Ценностные доминанты финно-угорской культуры и способы их актуализации в современном социуме» приняли участие 523 чел., из них 72,5 % женщины и 27,5 % мужчины. Преобладающей оказалась возрастная группа респондентов 18-21 года, составившая 31,7 % выборки (166 чел.). Остальные группы варьировались в рамках от 14,3 до 16,3 %, за исключением категории самых молодых респондентов 14-17 лет, на которую пришлось 6,1 % выборки (32 чел.).

Образование респондентов соответствует их возрастным категориям. Самая большая группа участников - 41,7 %, или 218 чел., - имеют высшее образование. Самую маленькую - 3,0 %, или 16 чел., -

(1ц1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ -

составляют обладатели неполного среднего образования (рис. 1).

Национальная принадлежность респондентов не ограничена только финно-угорской группой. Доля русских опрошенных превысила 33 % и составила 179 чел. Финно-угорские респонденты представлены такими национальностями, как мари, мокша, эрзя, удмурты, коми, карелы в категориях с практически одинаковым количеством участников - 49-55 чел., или 10,2-12,1 %. Ханты, ижора, вепсы, манси, коми-пермяки, ингерманландские финны, водь, сето также приняли участие в опросе. Поскольку их количество невелико и варьируется от 2 до 10 чел., на рис. 2 они объединены в сегмент «Другие».

Участникам опроса была предоставлена возможность выбрать наиболее близкое им определение ценности. Среди ответов самым популярным стал вариант «Важность, значимость, польза, полезность чего-либо» - его выбрали 41,9 % респондентов. За ним последовали «Характеристика предмета или явления, обозначающая признание его значимости» с 33,3 % и «Термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное» с 24,8 % ответов (рис. 3).

Респондентам также предлагалось выбрать из предложенных наиболее близкие им жизненные приоритеты на ближайшие 5-7 лет: «Получить хорошее образование», «Создать прочную семью», «Добиться материального благополучия для себя и своей семьи», «Создать круг верных друзей», «Решить проблемы собственного жилья», «Создать собственный бизнес», «Заниматься любимым делом», «Получить хорошо оплачиваемую работу не по специальности», «Найти интересную работу по спе-

41,7%

Незаконченное высшее

Среднее специальное

9 Непол ное среднее

Рис. 1. Уровень образования респондентов Fig. 1. Educational level of the respondents

В Мордва (мокша, эрзя]

□Удмурты

3 Карелы

Другие

Рис. 2. Национальная принадлежность респондентов Fig. 2. Nationality of the respondents

Термин, используемый для указания на человеческое, социальное и культурное

В Важность, значимость, польза, полезность чего-либо

□ Характеристика предмета или явления, обозначающая признаниеего значимости

Рис. 3. Определение понятия «ценность» Fig. 3. Definition of the concept of "value" Рис. 4. Жизненные приоритеты респондентов, % Fig. 4. Life priorities of the respondents, %

Найти интересную работу по специальности Получить хорошо оплачиваемую работу не по специальности Заниматься любимым делом Создать собственный бизнес Решить проблемы собственного жилья Создать круг верных друзей Добиться материального благополучия для себя и своей семьи

Создать прочную семью Получить хорошее образование

циальности (не обязательно хорошо оплачиваемую)». В ответах со значительным отрывом лидируют категории, связанные с профессиональной и личностной реализацией. Так, категория «Заниматься любимым делом» была выбрана 324 респондентами (60 %), «Добиться материального благополучия для себя и своей семьи» -296 участниками опроса (54 %). Остальные приоритеты плавно распределились в промежутке от 30 до 16 % (рис. 4).

Интересными представляются ответы в категории «Другое», суммарно составившие 3,2 % и содержащие формулировку собственного варианта. Ответы отличались ориентацией на семейные ценности, например: «Поддерживать правильные отношения в семье», «Быть счастливой вне зависимости от материального положения», «Дать хорошее воспитание своим детям» и т. д.

Более 60 % респондентов согласились с утверждением, что традиционные ценности народа отражаются в фольклоре (рис. 5). В то же время свыше 20 % не смогли выразить свою позицию, что может свидетельствовать об относительно низком уровне знаний финно-угорского фольклора среди участников опроса.

Высказанная идея подтверждается данными рис. 6, на котором представлены ответы на вопрос о знании устно-поэтического творчества финно-угорских народов. Половина респондентов подтвердила свою осведомленность в этой области, а четверть затруднились ответить на вопрос.

Да

Нет

Н Затрудняюсь ответить

Рис. 5. Мнение респондентов о содержащихся в фольклоре традиционных ценностях народа

Fig. 5. The opinion of the respondents about the traditional values of the people

Да

Нет

б Затрудняюсь ответить

Рис. 6. Знание респондентами устно-поэтического творчества финно-угорских народов

Fig. 6. Awareness about oral Finno-Ugric poetry

Наиболее популярными жанровыми формами устно-поэтического творчества финно-угорских народов у респондентов являются народные песни (57 %), пословицы и загадки (47 %), народный эпос (42 %) и старинные национальные предания (34 %). Остальные формы не набрали значимого процента ответов (рис. 7).

На рис. 8 отражено мнение респондентов о репрезентации традиционных цен-

Рис. 7. Формы устно-поэтического творчества финно-угорских народов, % Fig. 7. Forms of oral and poetic creativity of the Finno-Ugric peoples, %

Пословицы, загадки

Народный эпос

Старинные национальные предания ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Народные песни

Рис. 8. Репрезентация традиционных ценностей народа в различных жанрах фольклора, % Fig. 8. Representation of traditional values of the people in various genres of folklore, %

Сказки

Загадки

Пословицы и поговорки Приметы о погоде

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Песни

(tjj\ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Здоровье Семья Любовь Трудолюбие

Ценностное отношение к традициям Почитание старших Ценностное отношение к природе Патриотизм

Рис. 9. Ценности этнокультуры, которые содержатся в фольклоре, % Fig. 9. Values of ethnoculture in folklore, %

400 350

1 2

5 6 7

8 9 10 11 12

Да □ Нет

Рис. 10. Отношение к труду, выраженное финно-угорскими пословицами, чел. Fig. 10. Attitude towards work, expressed by Finno-Ugric proverbs, peoples

ностей народа в различных жанрах фольклора. С заметным перевесом (более 60 % для каждого варианта ответа) здесь доминируют сказки, пословицы и поговорки, песни. Значительно уступают им приметы о погоде и загадки, набравшие соответственно 26 и 27 % ответов.

Рис. 9 показывает, какие именно ценности этнокультуры, по мнению респондентов, отражены в фольклоре. Чаще всего назывались категории «Ценностное отношение к природе», «Ценностное отношение к традициям», «Почитание старших», «Трудолюбие» и «Семья». Доля содержащих их ответов незначительно варьируется: от 58 до 61 %. Категория «Любовь» набрала 49 % ответов, «Патриотизм» - 38, «Здоровье» - 29 %.

Исследование предполагало анализ отношения современного человека к труду сквозь призму традиционных представлений этнокультуры, а именно через пословицы и поговорки финно-угорских народов4 и народов, проживающих в финно-угорских регионах. Респондентам предлагалось выразить свое мнение по поводу следующих пословиц о труде: «Дело не медведь, в лес

4 См.: Китиков А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. Йошкар-Ола, 2004.

не уйдет» (1); «Послал Бог работу, да отнял черт охоту» (2); «У Бога дней впереди много: наработаемся» (3); «Работа любит глупца» (4); «На работе не надрывайся, а в еде не отставай» (5); «Работа не лягушка, в воду не прыгнет» (6); «То, что можно сделать сегодня, отложи на завтра, тогда не надо будет думать, чем заняться завтра» (7); «Сон сладок, работа горька» (8); «Работу не кончишь: и после смерти на три дня останется» (9); «Все дела не переделать, все песни не перепеть» (10); «На тяжелый труд идешь от голода» (11); «Знай меру во всяком деле» (12).

Самое большое число согласившихся с народной мудростью пришлось на пословицы, в которых содержится идея о балансе работы в жизни человека, например: «Знай меру во всяком деле» (эстонская пословица; 402 чел.), «Все дела не переделать, все песни не перепеть» (финская пословица; 335 чел.). Наоборот, наибольшее число не согласившихся с утверждением относится к пословицам, в которых раскрывается идея о целесообразности отложить работу или избежать ее, например: «Работа любит глупца» (водская пословица; 355 чел.), «У Бога дней впереди

50

0

3

4

350 300 250 200 150 100 50 0

12345678 Да Z Нет ЕЗ Затрудняюсь ответить

Рис. 11. Осведомленность респондентов относительно традиций и обрядов финно-угорских народов, чел. Fig. 11. Awareness of respondents about traditions and rituals of Finno-Ugric peoples, peoples

много: наработаемся» (русская пословица; 343 чел.), «То, что можно сделать сегодня, отложи на завтра, тогда не надо будет думать, чем заняться завтра» (ливская пословица; 337 чел.) (рис. 10).

Уровень осведомленности респондентов в области традиций и обрядов финно-угорских народов отражен на рис. 11. Участникам опроса предлагалось высказаться о своем знании традиций и ответить на вопросы:

«Традиционные праздники Вашего народа, например мордвы» (1). «Если ли почитаемое дерево в Вашей местности» (2)? «Народные игры, которые проводились во время национальных праздников» (3). «Существовал ли обычай переодевания и использования масок во время проведения праздников и игр» (4)? «Магические средства и обереги, которые используются для защиты от злых сил в Вашей местности» (5). «Известны ли Вам свадебные обряды» (6)? «Известны ли Вам обряды при рождении ребенка» (7)? «Знаете ли Вы обряды, направленные на защиту дома» (8)?

Респондентам в той или иной степени известны все перечисленные традиции. С небольшим отрывом среди них лидирует осведомленность в области свадебных обрядов (341 ответ), традиционных праздников (301) и народных игр, проводимых во время национальных праздников (286 ответов). Остальные категории менее известны опрошенным.

В то же время респонденты демонстрируют достаточно низкий уровень соблюдения традиционных обычаев и обрядов в семье, о чем свидетельствует рис. 12. Только 6 % участников отметили, что со-

блюдают все обычаи и обряды. Ответы остальных отражают разную степень вовлеченности в этнокультуру: от соблюдения отдельных ритуалов и обычаев до полного отказа от них.

Большинство респондентов придерживаются мнения, что сохранению национальных традиций и ценностей способствуют именно семья и преемственность поколений (70 %), а также осознание их роли и значимости на личностном уровне (63 %). Расширение национального регионального компонента в образовательных программах и государственная

Рис. 12. Соблюдение традиционных обычаев и обрядов в семье

Fig. 12. Observance of traditional customs and rituals in the family

Да, соблюдаем все обычаи и обряды

Только некоторые из них

Знаем ритуалы, но не соблюдаем

Не вижу никакой необходимости

Через соблюдение традиций и обрядов осуществляется преемственность поколений

(1ц1 КУЛЬТУРОЛОГИЯ -

Другое

Осознание их роли и значимости на личностном уровне

Семья, преемственность поколений

Расширение национального регионального компонента в образовательных программах

Государственная политика

Рис. 13. Факторы, способствующие сохранению национальных традиций и ценностей, %

с

Fig. 13. Factors contributing to the preservation of national traditions and values, %

Этнические праздники

Этноспорт

Этнотуризм

Этнобренды

Рис. 14. Способы актуализации ценностей этнокультуры в современном социуме, % Fig. 14. Ways to actualize the values of ethnoculture in modern society, %

политика набрали меньше голосов участников опроса: соответственно 51 и 36 % (рис. 13).

Обозначенная позиция подкрепляется мнением респондентов о том, что в современном социуме ценности этнокультуры актуализируются на личностном и внутрисемейном уровнях посредством этнических праздников (76 %) и через вовлеченность людей в этнотуризм (60 %). Этнобренды и этноспорт (соответственно 43 и 32 %) менее популярны среди респондентов как инструменты актуализации этноценностей (рис. 14).

Заключение

Данное исследование было нацелено на определение теоретико-методологических основ ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в современном социуме. Был осуществлен аналитический обзор различных теоретических подходов к изучению проблемы российских и зарубежных ученых. Разработка теста-опросника и проведение кросс-культурного исследования ценностных доминант финно-угорской культуры позволили выявить не только систему этнокультурных ценностей финно-угорских народов, но и важнейшие ценностные доминанты, характерные для исследуемых народов на современном этапе. Кроме того,

полученные данные продемонстрировали основные механизмы актуализации ценностных доминант финно-угорской культуры с учетом российского опыта.

Знания о ценностных дефинициях финно-угорской культуры, о ее актуализации для современного общества и функционировании на современном этапе могут быть использованы при выработке культурно-исторических концепций в образовательной, воспитательной и нравственной сферах и в целом аксиосфере бытия. Научная и прикладная значимость работы состоит в том, что основные положения и выводы могут быть полезны при дальнейшем исследовании проблемы места и роли аксиологического поля этнокультуры в обновляющемся обществе, а также для оптимизации этнокультурной политики современной России, в том числе в сфере эт-нобрендирования территорий.

Немаловажной представляется возможность прикладного использования теоретического материала для создания моделей актуализации аксиосферы финно-угорской культуры и ее трансляции в современное социокультурное пространство. Основными механизмами актуализации могут являться внедрение доминант финно-угорской культуры на личностном и семейном уровнях посредством этнических праздников и через вовлеченность людей в этно-

туризм. Прикладное использование полученных результатов может способствовать популяризации и развитию этнобрендов, разработке целостной концепции стратегии, нацеленной на применение аксиологического поля этнической культуры финно-угорских народов в рамках развития позиционирования территорий.

Данные исследования могут быть полезны при выработке рекомендаций по

оптимизации этнокультурной политики, определении основных направлений дальнейшего развития межкультурного диалога и взаимодействия в финно-угорском пространстве, осознании места и роли аксиологического поля финно-угорской культуры в обновляющемся обществе, в том числе в создании позитивного имиджа территорий и развитии этноту-ризма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева Л. В. Ценности меняющегося мира: экзистенциальная история аксиологии: моногр. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. ун-та, 2004. 278 с.

2. Биллингтон Дж. X. Лики России: страдание, надежда и созидание в русской культуре. М.: Логос, 2001. 246 с.

3. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры в системе культурфилософского знания // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Гуманит. науки. 2000. № 16. URL: http://www. admin.novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/all/37C182FCD A018214C3256AC000205E21/$file/%C2%FB%E6 %EB.pdf (дата обращения: 10.01.2021).

4. Глухова Н. Н., Глухов В. А. Система ценностей финно-угорского суперэтноса: моногр. Йошкар-Ола: Стринг, 2009. 275 с.

5. Глухова Н. Н., Ломшина Е. Н. Нравственные и ценностные компоненты самосознания поволжских финнов // Финно-угорские народы в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности и меняющейся окружающей среды: материалы Междунар. науч. конф. Саранск, 2020. С. 294-298.

6. Кирьякова А. В. Теория ценностей - методологический базис аксиологии образования // Аксиология и инноватика образования. 2010. № 1. URL: http://www.orenport.rU/axiology/docs/3/3.pdf (дата обращения: 10.01.2021).

7. Ломшина Е. Н., Глухова Н. Н. Актуальность исследования ценностных доминант финно-угорской культуры и способов их актуализации в социуме // Финно-угорские народы в контексте

формирования общероссийской гражданской идентичности и меняющейся окружающей среды: материалы Междунар. науч. конф. Саранск, 2020. С. 305-311.

8. Мартин Бубер // Философы ХХ века. М., 2004. Ч. 2. С. 64-84.

9. Медзвелия Е. З. Николай Чавчавадзе о специфике ценностного подхода к эстетическим явлениям и проблемам // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2. С. 76-79. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ nikolay-chavchavadze-o-spetsifike-tsennostnogo-podhoda-k-esteticheskim-yavleniyam-i-problemam (дата обращения: 10.01.2021).

10. Сафонкина О. С. Диалог о сохранении этнокультурного наследия и интеграции в условиях глобализации (на примере финно-угорских народов) // Финно-угорские народы в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности и меняющейся окружающей среды: материалы Междунар. науч. конф. Саранск, 2020. С. 282-286.

11. Степанович В. А. История философии. В 2 т. Т. 2. Неклассическая философия. М.: Прометей, 2018. 379 с.

12. Столович Л. Философия. Эстетика. Смех. СПб.; Тарту: [Б. и.], 1999. 384 с. URL: http:// www.independent-academy.net/science/library/ stolovich1.html (дата обращения: 10.01.2021).

13. Феноменологическая концепция Макса Шеле-ра // Шелер М. О сущности философии: работы разных лет. М., 2020. С. 6-72.

Поступила 14.01.2021; одобрена 15.03.2021; принята 06.09.2021.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Е. Н. Ломшина - кандидат культурологии, заведующий научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, enlomshina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7367-4685 О. С. Сафонкина - кандидат философских наук, доцент кафедры английской филологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, olga.safonkina@ gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5802-1897, Scopus Author ID: 57209105195 Е. Н. Антипкина - кандидат философских наук, доцент кафедры театрального искусства и народной художественной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, elana19@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8706-0679

(Fui KynbTyponorMA-

Original article

DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439

ISSN 2076-2577 (Print), 2541-982X (Online)

Study of ethnocultural values

in the Finno-Ugric regions:

dominants of Finno-Ugric culture and ways

of their actualization in modern society

Elena N. Lomshina Olga S. Safonkina Elena N. Antipkina

National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Introduction. The use of the axiological field of the Finno-Ugric culture within the framework of the formation of the socio-humanitarian component of modern education presupposes the acquisition of new knowledge related to the study of the value dominants of the Finno-Ugric culture in diachrony and the ways of their actualization in modern society. The article considers the study of the ethnocultural values of the Finno-Ugric peoples on the example of the Baltic-Finnish (Karelians, Vepsians), Perm (Udmurts, Komi), Volga (Mordovins, Mari), Ugric (Khanty, Mansi) groups.

Materials and Methods. The material was the data of a questionnaire on the value dominants of the Finno-Ugric culture and the ways of their actualization in modern society. The research methodology includes a combination of humanitarian (cultural-anthropological, axiosociometric, functional, cross-cultural) approaches and natural research methods of analysis (mathematical statistics).

Results and Discussion. With the help of the questionnaire developed by the authors, a cross-cultural study was carried out, which made it possible to identify the system of ethnocultural values of the Finno-Ugric peoples, as well as the most important value dominants characteristic of these peoples at the present stage. The main mechanisms of actualization of the value dominants of the Finno-Ugric culture, as well as Russian experience, are demonstrated. Conclusion. The main provisions and conclusions of the work can be used in the further study of the problem of the place and role of the axiological field of ethnoculture in a renewing society, as well as to optimize the ethno-cultural policy of modern Russia, including ethno-branding of territories.

Keywords: axiology, axiometry, ethnoculture, value, region, modern society, ethnos, methods of actualization, ethno-tourism, ethno-brand, Finno-Ugric peoples, sociology of culture

Acknowledgments: The study has been conducted under a grant from the Russian Foundation of the Basic Research № 18-49-130003p_a.

For citation: Lomshina EN, Safonkina OS, Antipkina EN. Study of ethnocultural values in the Finno-Ugric regions: dominants of Finno-Ugric culture and ways of their actualization in modern society. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2021;13;4:428-439. (In Russ.). DOI: 10.15507/2076-2577.013.2021.04.428-439.

REFERENCES

1. Baeva LV. Values of a Changing World: An Existential History of Axiology. Astrakhan; 2004. (In Russ.)

2. Billington DX. Faces of Russia: Suffering, Hope and Creation in Russian Culture. Moscow; 2001. (In Russ.)

3. Vyzhletsov GP. Axiology of culture in the system of cultural philosophical knowledge. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Gumanit. nauki = Bulletin of the Novgorod State University. Series: Humanities. 2000;16. URL: http://www.admin.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

novsu.ac.ru/uni/vestnik.nsf/all/37C182FCD A018214C3256AC000205E21/$ffle/%C2% FB%E6%EB.pdf (accessed 10.01.2021). (In Russ.)

4. Glukhova NN, Glukhov VA. The system of values of the Finno-Ugric superethnos. Monograph. Yoshkar-Ola; 2009. (In Russ.)

5. Glukhova NN, Lomshina EN. Moral and value components of self-awareness of the Volga Finns. Finno-ugorskie narody v kon-tekste formirovaniia obshcherossiiskoi grazh-danskoi identichnosti i meniaiushcheisia

okruzhaiushchei sredy: materialy Mezhdunar. nauch. konf. = Finno-Ugric peoples in the context of the formation of an all-Russian civic identity and a changing environment. Materials of the International Scientific Conference. Saransk; 2020:294-298 (In Russ.)

6. Kiryakova AV. Theory of values - methodological basis. Aksiologiia i innovatika obrazovaniia = Axiology and Innovation of Education. 2010;1. URL: http://www. orenport.ru/axiology/docs/3/3.pdf (accessed 10.01.2021). (In Russ.)

7. Lomshina en, Glukhova NN. The relevance of the study of the value dominants of the Finno-Ugric culture and the ways of their actualization in the society. Finno-ugorskie narody v kontekste formirovaniia obshcher-ossiiskoi grazhdanskoi identichnosti i me-niaiushcheisia okruzhaiushchei sredy: mate-rialy Mezhdunar. nauch. konf. = Finno-Ugric peoples in the context of the formation of an all-Russian civic identity and a changing environment. Materials of the International Scientific Conference. Saransk; 2020:305-311. (In Russ.)

8. Martin Buber. Filosofy XX veka = Philosophers of the XX century. Moscow; 2004;2:64-84. (In Russ.)

9. Medzvelia EZ. Nikolai Chavchavadze on the specifics of the value approach to aesthetic phenomena and problems. Vestnik Moskov-skogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury

i iskusstv = Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2015:2:7679. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7 nikolay-chavchavadze-o-spetsifike-tsennost-nogo-podhoda-k-esteticheskim-yavleniyam-i-problemam (accessed 10.01.2021). (In Russ.)

10. Safonkina OS. Dialogue on the preservation of ethnocultural heritage and integration in the context of globalization (on the example of the Finno-Ugric peoples). Finno-ugorskie narody v kontekste formirovaniia obshche-rossiiskoi grazhdanskoi identichnosti i me-niaiushcheisia okruzhaiushchei sredy: materialy Mezhdunar. nauch. konf. = Finno-Ugric peoples in the context of the formation of an all-Russian civic identity and a changing environment. Materials of the International Scientific Conference. Saransk; 2020:282-286. (In Russ.)

11. Stepanovich VA. History of philosophy. Non-classical philosophy. Moscow; 2018;2. (In Russ.)

12. Stolovich L. Philosophy. Aesthetics. Laugh. Saint-Petersburg; Tartu; 1999. URL: http:// www.independent-academy.net/science/li-brary/stolovich1.html (accessed 10.01.2021). (In Russ.)

13. Phenomenological concept of Max Scheler. Sheler M. O sushchnosti filosofii: raboty raznykh let = Scheler M. On the essence of philosophy: works of different years. Moscow; 2020:6-72. (In Russ.)

Submitted 14.01.2021; reviewing 15.03.2021; accepted 06.09.2021.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

E. N. Lomshina - Candidate Sc. {Cultural Studies}, Head of Research Laboratory of Finno-Ugric Culture, National Research Mordovia State University, enlomshina@mail.ru, https:// orcid.org/0000-0002-7367-4685

O. S. Safonkina - Candidate Sc. {Philosophy}, Associate Professor, Department of English Philology, National Research Mordovia State University, olga.safonkina@gmail.com, https:// orcid.org/0000-0002-5802-1897, Scopus Author ID: 57209105195

E. N. Antipkina - Candidate Sc. {Philosophy}, Associate Professor, Department of Theater Arts and Folk Artistic Culture, National Research Mordovia State University, elana19@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8706-0679

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.