УДК 662.6
исследование энергетической безопасности республики тува
г. ф. балакина,
кандидат экономических наук, заместитель директора по научной работе E-mail: balakina@tikopr. sbras. ru Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Со ран
м. п. куликова,
кандидат химических наук,
доцент кафедры химии E-mail: mpkuHkova@mail. ru Тувинский государственный университет
В статье предлагаются определение и логическая схема исследования энергетической безопасности региона. Анализируются проблемы энергетической безопасности и перспективы снабжения энергетической и тепловой энергией Республики Тува, условия возможной их реализации. Рассматриваются основные перспективные направления совершенствования системы тепло- и энергоснабжения, обеспечения энергетической безопасности региона.
Ключевые слова: энергетическая безопасность, регион, перспективы теплообеспечения и энергоснабжения, Республика Тува.
Исследование энергетической безопасности региона
Целью энергетической политики России и регионов является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:
1) энергетическая безопасность;
2) энергетическая эффективность экономики;
3) экономическая (бюджетная) эффективность энергетики;
4) экологическая безопасность энергетики.
Энергетическая безопасность (ЭБ), по трактовке ученых СЭИ СО РАН имени Л. А. Мелен-тьева, понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угрозы дефицита в обеспечение их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также от угрозы нарушения топливо- и энергоснабжения потребителей. По мнению ряда авторов (Р. В Окороков, В. Р. Окорокова, И. И. Мазур, Н. И Пятакова, Н. И. Воропай), под энергетической безопасностью любой экономической системы (страны, региона, предприятия) следует понимать минимальную вероятность проявления внешних и внутренних угроз процессу ее энергоснабжения, при которой не нарушается долговременное устойчивое функционирование системы [5, с. 7-8; 4, с. 57; 7, с. 109]. Далее под энергетической безопасностью региона мы будем понимать вектор параметров, характеризующих состояние технологических систем тепло- и энергоснабжения региона, их надежность, обеспеченность ресурсами и техническое состояние, способности системы энергообеспечения минимизировать угрозы стабильному функцио-
Природные ресурсы
Минераль- Возобнов-
но- ляемые
сырьевые ресурсы
ресурсы (энергия
солнца,
ветра воды)
Технологическая обеспеченность системы тепло- и энергоснабжения региона
Состояние и угрозы на моментанализа
нированию, возможности транспорта электроэнергии из объединенной энергосистемы России. Данная категория отражает сбалансированность спроса и предложения энергии или бездефицитность энергобаланса региона.
Анализ энергетической безопасности региона целесообразно проводить при рассмотрении таких проблем, как обеспеченность регионального хозяйства энергетическими и экономическими ресурсами, соответствие параметров человеческого капитала (квалификация, образование, ответственность и др. качества работников) требованиям секторального развития, возможность увеличения объемов инвестиций. Необходимо также рассматривать проблемы производства
электроэнергии и тепла, которые относятся к основным угрозам энергетической безопасности региона (см. рисунок). При этом исследователям важно не только констатировать слабую разработанность институциональных основ функционирования и развития сферы электро- и теплоснабжения, но и определять направления совершенствования институционального статуса сектора. Оценку уровня энергетической безопасности регионов страны правомерно базировать на использовании индикаторов, условно распределенных по трем блокам:
1) блок производственной и ресурсной обеспеченности системы топливо- и энергоснабжения региона;
2) блок надежности топливо- и энергоснабжения региона;
3) блок состояния основных производственных фондов систем энергетики, расположенных на территории региона.
Применительно к экономике Республики Тува наиболее вероятными угрозами ее энергетической безопасности в средне- и долгосрочной перспективе являются:
Ресурсы для развития энергетики
Человеческий потенциал
Кадровый Наличиеучеб-
состав ных заведении
по подготовке
энергетиков
Экономические ресурсы
Инвести- Наличие мощно-
ции в сек- стей по производ-
тор ству, передаче
и распределению
тепло- и электро-
энергии
Производство электроэнергии и тепла
Надежность тепло-и энергоснабжения региона
Энергетическая безопасность
Техническое состояние системы тепло-и энергоснабжения региона
Институциональные
условия совершенствования
Направления совершенствования
Логическая схема исследования энергетической безопасности региона
1) крайне высокая степень зависимости республики от поставок электроэнергии из-за пределов региона;
2) высокая энергоемкость валового регионального продукта Тувы;
3) низкие темпы энергосбережения;
4) значительная изношенность основных фондов ТЭКа, что обусловливает высокие потери электроэнергии и тепла в сетях;
5) низкий уровень инвестиций в развитие ТЭК региона и их неэффективное использование;
6) дисбаланс в наличии энергетических ресурсов и в уровне развития электроэнергетики и теплоснабжения;
7) неэффективное управление производственно-хозяйственными процессами в ТЭК республики.
оценка состояния энергетической безопасности Тувы
Анализ состояния энергетической безопасности (ЭБ) всех субъектов РФ за 2005 и 2007-2008 гг. ранее уже был представлен в работе [7]. Уровень
энергетической безопасности региона, определяемый состоянием объектов ТЭК, был оценен с помощью индикативных показателей с использованием статистических данных о параметрах объектов и регистрируемых процессов. На основании важнейших индикаторов энергетической безопасности в четырех регионах Сибирского федерального округа (СФО) (республики Бурятия, Тува, Новосибирская область, Забайкальский край) наблюдается предкризисное состояние ЭБ [4, с. 111-112]. Согласно данным анализа, в Республике Тыва значения индикаторов, характеризующих возможности покрытия максимальной электрической нагрузки, располагаются в кризисных диапазонах. Тува — единственный в СФО регион, где фактическая максимальная электрическая нагрузка уже несколько лет ограничена суммарными возможностями подачи электроэнергии. Собственными электрогенерирующими источниками здесь может быть покрыто всего лишь 11,2 % максимальной электрической нагрузки. Потребление электрической энергии достигло критического максимума. Ситуация обостряется высоким износом энергетического хозяйства.
Республика Тува относится к числу регионов ресурсного типа, решение современных проблем которых многие ученые видят в реализации концепции устойчивого развития, т. е. комплексного решения экономических, социальных и экологических задач. К энергетическим ресурсам региона относятся: запасы коксующихся и энергетических каменных углей, гидроресурсы, энергия ветра, солнечная энергия.
Республика имеет благоприятные условия для развития топливно-энергетического комплекса. Ресурсный потенциал комплекса представлен крупными запасами коксующихся и энергетических каменных углей. Основные запасы каменных углей сосредоточены в Улуг-Хемском угольном бассейне, общие ресурсы коксующихся углей оцениваются в 937 млн т, площадь Улуг-Хемского бассейна составляет около 2 700 км2, в его пределах оценены 4 месторождения: Каа-Хемское, Межегейское, Эле-гестское и Эрбекское. В настоящее время разрабатываются Каа-Хемское и Чаданское месторождения каменного угля. Разработка месторождений ведется открытым способом. На Элегестском месторождении началось опытно-промышленное освоение. Ведется добыча угля на восточном участке по технологии открытых горных работ, а также с применением комплекса глубинной разработки пласта
(подземная безлюдная выемка). Основное применение угля — энергетическое [1, с. 155-156].
По данным республиканского органа федеральной службы государственной статистики [6, с. 4, 9], в республику в 2010 г. поступило из других регионов жидкого и газообразного топлива около 45,3 тыс. т условного топлива (т. у. т.), электроэнергии — 657,6 млн кВт-ч (74 тыс. т. у. т.). Заготовка дров составляет 9,4 тыс. т. у. т., добыча угля — 663,8 тыс. т. у. т. Основным видом топлива в республике является уголь, его доля в топливном балансе составляет 98,6 %.
Производство, транспортировка и распределение электроэнергии. В Республике Тува централизованным электроснабжением охвачено 16 территориальных образований, их площадь составляет 115,3 тыс. км2, или около 68 % территории республики. Не подключены к сетям энергосистемы три труднодоступных района: Тоджинский, Монгун-Тайгинский и Тере-Хольский. Электропотребление и собственный максимум электрической нагрузки в 2010 г. по республике составили 657,6 млн кВт-ч и 115 МВт соответственно. В зимний период пиковые нагрузки достигают 160 МВт. Собственные электростанции Республики Тува представлены Кызылской ТЭЦ установленной мощностью 17 МВт, располагаемой мощностью 8 МВт и одной блок-станцией — ТЭЦ комбината Хову-Аксы установленной и располагаемой мощностью 6 МВт. Электростанции вырабатывают около 6,6 % потребляемой энергии, покрытие дефицита — 93,4 % осуществляется из Объединенной энергосистемы Сибири. Электроснабжение потребителей Республики Тува осуществляется от генерирующих источников по высоковольтной линии электропередачи ВЛ-220 кВ «Шушенское - Кызыл — Чадан — Ак-Довурак — Абаза — Аскиз». Общая протяженность сетей составляет 949 км, количество трансформаторных подстанций — 832. Распределяется электроэнергия по электрическим сетям предприятия ОАО «Тываэнерго», 12 дизельных станций обеспечивают 1-2 % от общей потребляемой электроэнергии труднодоступные районы региона [2, с. 41-42].
Распределительные сети, находящиеся на балансе компании «Тываэнерго», предназначены непосредственно для электроснабжения городских и сельских потребителей и находятся в удовлетворительном состоянии. Ситуация в сетевом комплексе Республики Тува осложнена высоким износом электрических линий (составляет примерно 80 %), подстанции оснащены оборудованием, которое
выработало свой ресурс (оборудование работает в предельно допустимом режиме). Необходимо отметить, что технические потери неизбежны при передаче электрической энергии в сетях. Так, в международной практике потери в магистральных и распределительных сетях в сумме не превышают 8 % от показателя поступления энергии. Коммерческие потери (несовершенство системы учета, неточность снятия показаний счетчиков, наличие неучтенных потребителей, неравномерность оплаты потребителей) в сетях РФ составляют 20-30 % суммарных потерь. В Республике Тува потери электроэнергии в сетях из-за несанкционированных подключений составляют 35,1 %.
Производство и распределение тепла. Теплоснабжение — самый энергоемкий и самый энергорасточительный сегмент экономики республики, который находится в критическом состоянии. В отличие от других систем энергетики, где обеспечивается бездефицитность энергоснабжения, в теплоснабжении ежегодно происходит от нескольких десятков до сотен тепловых катастроф (с замораживанием целых поселков или микрорайонов), имеются факты нарушения сроков отопительного сезона. Все угрозы энергетической безопасности проявляются в сфере теплоснабжения с наибольшей силой — это наиболее энергорасточительная часть ТЭК и всей экономики республики (средний износ оборудования и коммуникаций здесь выше, чем в других секторах энергетики; финансирование инвестиций — самое незначительное; срок морального износа оборудования ежегодно увеличивается). В теплоснабжении промышленных предприятий и жилого фонда Республики Тува участвуют 5 крупных тепловых электростанций (Кызылская ТЭЦ, Ак-Довуракская ТЭЦ, Улуг-Хемская ТЭЦ, Хову-Аксынская ТЭЦ, Чаа-Хольская ТЭЦ) и 270 малых котельных.
В малых котельных установлено около 411 котлов более чем 30 марок, из них 64 % — это «самосваренные» котлы с ручным забросом твердого топлива, большая часть котлов изготовлена неспециализированными фирмами, которые, как правило, не могут обеспечить достаточную энергетическую эффективность и надежность своего оборудования. Основное преимущество этой продукции — сравнительно низкая цена, к недостаткам относятся перерасход топлива и значительные траты на эксплуатацию и ремонт.
В настоящий момент в республике нет перспективных схем развития теплоснабжения, отсутствуют
планы развития, определяющие оптимальное соотношение между централизованными и локальными системами теплоснабжения.
Энергетика на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). За последнее время принят ряд политических решений, определяющих роль возобновляемой энергетики в системе национальных интересов. В частности, в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009, установлено, что существенными условиями обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых альтернативных источников энергии.
Гидроресурсы. Территория Республики Тува располагает значительными гидроэнергетическими ресурсами, превышающими потребности региона на обозримую перспективу. Значительная зависимость от сторонних поставщиков мощности и электроэнергии при наличии собственного гидроресурсного потенциала создает предпосылки к сооружению собственного энергоисточника—ГЭС. Технические возможности гидроэнергетического потенциала оцениваются в 5,1 ГВт по мощности и в 23 млрд кВт-ч по электроэнергии, при этом 96 % гидроресурсов сосредоточено на реках Большого и Малого Енисея, 4 % — на малых и средних реках республики. Наиболее привлекательным вариантом освоения гидропотенциала является строительство ГЭС на реке Хемчик мощностью 140 МВт (3 гидрогенератора с гарантированной зимней мощностью 38,8 МВт и со среднемноголетней энергоотдачей 560 млн кВт-ч), что может позволить перейти на самобаланс Тувинской энергосистеме, повысить надежность и экономичность электроснабжения потребителей региона. Строительство ГЭС располагается на реке Хемчик в 19 км от впадения в Енисей. Створ ГЭС предполагается на расстоянии примерно 60 км от г. Чадан и г. Шагонар.
Ветровая и солнечная энергетика. В Туве имеются перспективные для использования ветра территории: предгорные и горные районы Саян. Несмотря на относительно большие суммарные ресурсы поступающей на территорию России солнечной энергии, более половины площадей республики непригодны для крупномасштабного производства электроэнергии по существующим технологиям.
Это связано с природно-климатическими условиями, особенностями поступления солнечной энергии [3, с. 541-543].
Направления обеспечения энергетической безопасности Республики Тува
Достижение приемлемого уровня энергетической безопасности в долгосрочной перспективе потребует значительных дополнительных усилий государства (на федеральном и региональном уровнях) и энергетических компаний, а также организаций -потребителей ТЭР. Обеспечение энергетической безопасности Тувы требует реализации некоторых мер, к которым можно отнести:
1) практические меры производственно-технического характера, осуществляемые в рамках инвестиционной и инновационной деятельности (сооружение и реконструкция энергетических объектов, изготовление и поставка оборудования, разработка и внедрение новых технологий, технических решений), а также организационно-технические мероприятия;
2) меры по формированию и обеспечению функционирования институциональной среды, благоприятной для решения задач обеспечения ЭБ, повышения энергетической эффективности экономики, повышения экономической эффективности ТЭК, компаний, предприятий.
По данным министерства промышленности и энергетики Республики Тува и ОАО «Тываэнерго», в перспективе до 2015 г. намечается рост уровней электропотребления республики до 850 млн кВт-ч, при этом за счет естественного прироста существующих потребителей на 5 % и за счет ввода первой очереди угольной шахты «Красная горка» с потреблением 140 млн кВт-ч. Уровень максимальных нагрузок оценивается в 195 МВт (165 МВт — по существующим потребителям и 30 МВт — по угольной шахте «Красная горка»). Развитие собственных мощностей намечается за счет строительства модульной теплоэлектростанции (ТЭС-2) с проектной мощностью ~ 400 МВт, технического перевооружения Кызылской ТЭЦ с демонтажем существующих турбоагрегатов суммарной мощностью 17 МВт и ввода новых четырех теплофикационных агрегатов типа ПТ-12-35. Установленная и располагаемая мощность Кызылской ТЭЦ составит 48 МВт с ограничением развития по условиям загрязненности атмосферного воздуха г. Кызыла, расположенного
в горной котловине. Таким образом, при ожидаемых темпах роста электропотребления и развития тепловых электростанций балансовая ситуация в Республике Тува на перспективу остается остро дефицитной, что представляет угрозу для энергобезопасности региона.
В связи с этим, с точки зрения авторов, необходимо принятие неотложных мер по интенсивному развитию энергетического комплекса в целях предотвращения парализации деятельности реальной экономики, жилищного строительства, а также развития объектов сети социальной сферы республики. Обеспечение энергетической безопасности республики с учетом развития ее экономики на период до 2020 г. будет осуществлено, по результатам расчетов авторов, за счет развития малой энергетики (строительство новых источников теплоснабжения и развитие систем централизованного теплоснабжения в населенных пунктах Самагалтай, Мугур-Аксы, Вавилинский затон, Тээли, Ээрбек, Элегест, Балгазын, Эрзин) (1-й этап), а также за счет строительства ТЭС-2 мощностью ~ 400 МВт, строительства малых ГЭС общей мощностью до 1 500 МВт, строительства солнечных электростанций и прокладки воздушных линий к стратегически важным объектам (2-й этап).
Инновационная деятельность в энергетической сфере должна базироваться на технологиях предварительной дегазации угольных пластов, подземной газификации менее ценных участков угольных месторождений, а также на создании геотермальных циркуляционных систем с использованием энергии подземного пожара на Ээрбекском месторождении.
К стратегическим мероприятиям по газификации Республики Тува до 2020 г., с точки зрения авторов, следует отнести:
1) строительство резервуарных комплексов, состоящих из резервуарных парков и газонаполнительных станций, где будут осуществляться ремонт и наполнение газовых баллонов (г. Кызыл, г. Шагонар и г. Чадан);
2) строительство автогазозаправочных станций (г. Кызыл, г. Шагонар, г. Ак-Довурак и г. Чадан);
3) развитие добычи метана угольных пластов Элегестского и Межегейского месторождений;
4) строительство газопровода высокого давления от газокомпрессорных станций «Кызыл -Шагонар — Чадан — Ак-Довурак», строительство газораспределительных станций.
Меры по совершенствованию институциональной среды должны включать разработку институциональной концепции развития энергетики республики на уровне федерального правительства. Необходимо придание сектору теплоснабжения статуса подразделения федерального уровня. Также, на взгляд авторов, необходимо вывести теплоснабжение из ведения коммунальных служб и частных компаний, создать специализированные федеральные органы управления данным сектором и разработать нормативно-правовые акты для их эффективной работы. Указанные меры создадут основу для повышения энергетической безопасности страны и регионов, повысят надежность теплоснабжения, снизят аварийность в холодные зимние периоды, сконцентрируют ресурсы для масштабной реконструкции материально-технической базы сектора, т. е. существенно повысят качество жизни населения регионов. Также совершенствование институциональной основы позволит повысить привлекательность тепло- и электроснабжения для инвесторов, задействовать ресурсы Инвестиционного фонда РФ.
В рамках существующей институциональной базы развития тепло- и энергообеспечения усилия региональных властей целесообразно концентрировать на формировании благоприятного инвестиционного климата в республике, на повышении инвестиционной привлекательности. Для этого правомерно использовать расширение спектра информационных услуг, предоставляемых инвесторам, в том числе иностранным, как уже вкладывающим инвестиции в экономику региона, так и потенциальным. Также необходимо:
1) совершенствовать финансово-кредитные отношения в регионе за счет стимулирования банков для направления части активов в реальный сектор экономики региона;
2) использовать специальные виды кредитования инноваций;
3) применять льготную ставку налогообложения прибыли кредитных организаций в части доходов, полученных от кредитования промышленного инновационного сектора.
Список литературы
1. Балакина Г. Ф. Стратегии развития депрессивного региона. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2009. 344 с.
2. Куликова М. П., Балакина Г. Ф., Куулар В. В. Использование топливно-энергетических ресурсов в Туве // Проблемы энергетики. Известия высших учебных заведений. 2011. № 11—12. С. 40—45.
3. Куликова М. П., Лебедев В. И., Каминский Ю. Д., Котельников В. И. Энергохимическая переработка каменных углей Тывы — основа устойчивого развития республики // Химия в интересах устойчивого развития. 2004. № 12. С. 541—554.
4. Мазур И. И. Глобальная энергетическая безопасность // Век глобализации. 2008. № 1. С. 57—59.
5. ОкороковР.В., ОкороковВ.Р. О роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности // Академия Энергетики. 2008, апрель. С. 7—16.
6. Топливно-энергетический комплекс в Республике Тыва. Экспресс-анализ: Стат. сб. Кызыл: Тывастат, 2011. 25 с.
7. Энергетическая безопасность России: проблемы и пути решения. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 198 с.