Научная статья на тему 'Исследование энергетических характеристик гидропривода с дроссельным регулированием'

Исследование энергетических характеристик гидропривода с дроссельным регулированием Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
152
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВТОРИЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЯМОЙ ХОД ПОРШНЯ / ОБЪЕМНЫЙ ГИДРОПРИВОД / ДРОССЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ / ОБРАТНЫЙ ХОД ПОРШНЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пильгунов Владимир Николаевич

Рассмотрены способы дроссельного регулирования скорости движения выходного звена исполнительного двигателя возвратно-поступательного движения. Проанализирована энергетическая эффективность методов первичного и вторичного регулирования и проведена их оценка путем сравнения мощностей, развиваемых насосом, и КПД гидропривода. Дана сравнительная оценка суммарной силы трения в уплотнениях гидроцилиндра в зависимости от вида нагрузки на штоке и скорости движения поршня на прямом и обратном ходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of energy chracteristics of the hydraulic drive with throttle control

Techniques to control output link velocity of a reciprocal drive are considered. An analysis of the primary and secondary regulation is carried out. A comparative evaluation of friction force in hydraulic cylinder depending on load velocity of piston for direct and backward stroke is given. Energy efficiency of primary and secondary regulation is given via comparison of pump power and hydraulic drive efficiency.

Текст научной работы на тему «Исследование энергетических характеристик гидропривода с дроссельным регулированием»

УДК 62-52

Исследование энергетических характеристик гидропривода с дроссельным регулированием

© В.Н. Пильгунов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены способы дроссельного регулирования скорости движения выходного звена исполнительного двигателя возвратно-поступательного движения. Проанализирована энергетическая эффективность методов первичного и вторичного регулирования и проведена их оценка путем сравнения мощностей, развиваемых насосом, и КПД гидропривода. Дана сравнительная оценка суммарной силы трения в уплотнениях гидроцилиндра в зависимости от вида нагрузки на штоке и скорости движения поршня на прямом и обратном ходах.

Ключевые слова: объемный гидропривод, дроссельное регулирование скорости, первичное регулирование, вторичное регулирование, прямой ход поршня, обратный ход поршня.

Для управления скоростью движения выходного звена исполнительного двигателя гидроприводов применяют регулируемые дроссели и регуляторы расхода [1]. Дроссель как устройство управления объемным расходом рабочего тела в силу особенностей своей расходно-перепадной характеристики не обеспечивает независимость скорости движения выходного звена от нагрузки:

где ц — коэффициент расхода рабочей щели дросселя, ц = 0,61.. .0,64; А — площадь проходного сечения рабочей щели, м2; Ар — перепад давлений на дросселе, зависящий от нагрузки на выходном звене, Па; р — плотность рабочего тела, кг-м-3. При постоянном давлении на входе в дроссель р1 = ту, перепад давлений на его выходе Ар определяется значением давления на его выходе р2, зависящем от нагрузки на штоке.

В зависимости от месторасположения дросселя различают схемы первичного (дроссель установлен в напорной линии исполнительного двигателя) и вторичного (дроссель установлен в сливной линии исполнительного двигателя) регулирования скорости движения выходного звена (рис. 1).

(1)

Рис. 1. Схемы первичного (а) и вторичного (б) регулирования

Раздельное регулирование скорости движения выходного звена на прямом и обратном ходах поршня обеспечивается установкой регулируемых дросселей с обратными клапанами в обеих линиях гидроцилиндра [2—4]. Схема регулирования методом подпора на сливе (рис. 1, б) предпочтительнее схемы установки дросселя в на-порную линию (рис. 1, а). Это связано с тем, что:

• дроссель, установленный в сливной линии, обеспечивает повышенный уровень давления в обеих полостях гидроцилиндра, препятствует выделению растворенного воздуха из жидкости и повышает равномерность скорости движения выходного звена;

• выделяемая в дросселе теплота, обусловленная преобразованием механической энергии в тепловую, отводится непосредственно в бак и не вызывает дополнительного нагрева гидроцилиндра;

• подпор на сливе снижает опасность последствий аварийных ситуаций при несанкционированном изменении знака нагрузки.

Схема гидропривода с первичным регулированием скорости движения представлена на рис. 1, а. Примем следующие допущения:

• избыточное давление на выходе сливной линии равного нулю: Т = 0;

• рабочий объем нерегулируемого насоса постоянен: Qн= ту;

• гидравлическое сопротивление рабочих щелей распределителя, обратных клапанов и магистралей мало по сравнению с сопротивлением регулируемого дросселя;

• поршень преодолевает внешнюю нагрузку Я\, Н, и силы трения в уплотнениях поршня ^пЬ Н, и штока Гш1, Н.

Уравнение неразрывности имеет вид

бн = 0и.д + 0к1, (2)

где 0н — объемная подача насоса, м3 • с-1; 0к1 — объемный расход через переливной клапан, м3 • с-1; 0и.д = 0др1 — объемный расход через дроссель (объемный расход исполнительного двигателя), м3-с-1. Скорость прямого хода V п.х1 поршня связана с расходом соотношением

0н1 = Vп.х^^п, (3)

где Ап — площадь поршня, м2.

Запишем уравнение динамики исполнительного двигателя при рв =

= Т = 0:

раАп - Яг - ^пх - Fшl = 0, (4)

гдерА — давление в поршневой полости А гидроцилиндра, Па. Выразим из уравнения (4) давление рА:

Я + FП1 + FШ1 ра =---. (5)

АП

Тогда уравнение (1) с учетом выражения (5) примет вид

0*1 = ^2ррГрА), (6)

где Адр1 — площадь проходного сечения рабочей щели дросселя, м2; р0 — давление на выходе питающей установки, Па. Введем проводимость дросселя

гДР1 = МАдР^ , (7)

р

в этом случае уравнение (6) преобразуется к виду

0ДР1 = 2др1у1 р0 - Ра . (8)

Расходно-перепадная характеристика переливного клапана 0к1 =

= 0к1(р):

0к1 = цА

к1

2 р0

р

2к1

4р~0, (9)

где Ак1 — площадь проходного сечения запорно-регулирующего эле-

ро

та клапана, 2к1 = ^Ак1(2/р)0,5.

мента клапана, м2; гк1 — проводимость запорно-регулирующего элемен-

С учетом (3) из (7) и (8) следует, что

(10)

После подстановки (5) в (10) получим

^.х1 Дп

(11)

др1

2 Др1

Преобразуем уравнение (11) и определим давление на выходе питающей установки:

Согласно равенству (12), давление на выходе питающей установки характеризуется скоростью движения выходного звена гидроцилиндра и нагрузкой на штоке. Для нахождения проводимости переливного клапана при заданных значениях скорости прямого хода уп.х и нагрузки Я1 с учетом уравнения неразрывности преобразуем равенство (9) к виду

Уравнение (13) устанавливает связь между проводимостями переливного клапана и дросселя на заданном режиме движения выходного звена исполнительного двигателя (упх1, Я1) при неизменной подаче насоса Qн1 = ту.

Оценим мощность гидравлических потерь при первичном способе регулирования:

(12)

Qн1 ^.х1 Дп

(13)

N = #др1 + N1 = (ро -Рл)0др1 + PoQк1 = PoQн1 -PлQдр1

(14)

Гидравлическую мощность насоса определим с учетом (12):

#н1 =

Qнl.

(15)

Эффективность способа первичного регулирования скорости прямого хода оценим с помощью КПД гидропривода

_ ЯЛ гдахУп.х! (16)

ЛП + (Я1 + Яп1 + Ям) 2%1 ]

Уравнения, описывающие гидросистему при прямом ходе поршня гидроцилиндра и вторичном регулировании. Схема гидропривода с вторичным регулированием скорости приведена на рис. 1, б. С учетом принятых ранее допущений динамику исполнительного двигателя представим уравнением

РлЛп - Я - Яп2 - Яш2 - РбЛш _ 0, (17)

где рБ — давление в штоковой полости В гидроцилиндра, Па; рЛ = р0; Яп2, Яш2 — силы трения в уплотнении поршня и штока, которые могут отличаться от аналогичных сил трения при первичном способе регулирования вследствие различных условий нагружения уплотнительных элементов; Лш — площадь поршня со стороны штоковой полости, м2.

Давление в штоковой полости определим из уравнения (17):

Р0Лп - Я - ЯП2 - Яш2 ( л оч Рб _----• ( 18)

Лш

Расходно-перепадную характеристику дросселя найдем по уравнению

бдР2 _ ^2,— _ , (19)

где 1др2 — гидравлическая проводимость дросселя при вторичном способе регулирования, 2кр2 _ цЛдР^2/ р ; Лдр2 — площадь проходного сечения рабочей щели дросселя, м2. Расходно-перепадная характеристика переливного клапана

0к2 = рЛ

к2

2 ро

р

^к2

4р0

(20)

где 1к2 — гидравлическая проводимость запорно-регулирующего элемента клапана. С учетом равенства 2к2 = ^Лк2л/2/ р уравнение (19) принимает вид

?др2^ Рв _ ^п.х 2Дш. (21)

После подстановки в (21) равенства (18), получим

__уп.х 2 Дш__/ООЧ

2др2 _ I---, (22)

у/ (Ро Дп - Я2 - 2 - Fш 2) / Дш

отсюда

^п.х 2Д ш , ^2 + 2 + 2

Р0 _ 2 Д -А- ' ( '

¿др2Дп Дп

Для определения проводимости переливного клапана 2к2 при заданных значениях скорости уп.х2 и нагрузки Я2 преобразуем уравнение (20) с учетом уравнения неразрывности (2):

^к2 _

а 2 - " Уп.х2 А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х2Д0 / А) + Я + 2 + 2)/ А ]

(24)

Уравнение (24) характеризует зависимость гидравлической проводимости запорно-регулирующего элемента переливного клапана от гидравлической проводимости дросселя при вторичном регулировании на заданных режимах работы исполнительного двигателя и постоянной подаче насоса Qн2 = ту.

Мощность гидравлических потерь при вторичном регулировании

N2 = Nдр2 + Ык2 = PвQдр2 + PоQк2 = PвQдр2 + Pо(Qн2 - Vп.х2Дп)

Л

^^ + (Я2 + ^п 2 + Рш 2) V 7ДР2

Qн2

- (Я2 + Рп 2 + Fш 2Кх 2 (25)

Гидравлическая мощность насоса с учетом выражения (23)

Nн2 _ Ро&2 _

^ УП.х2 Д0 + Я2 + Рп2 + Рш2 ^

V ^Др2Дп Дп

а

н 2 .

(26)

Эффективность вторичного регулирования скорости прямого хода выходного звена исполнительного двигателя оценим с помощью КПД гидропривода:

л =_я2 дп ^уп.х 2__(27)

п'х2 бн2 [уп.х2Д0 + (Я2 + 2 + 2)42 ] '

Если при первичном и вторичном регулировании давление на выходе насоса принять равным р° = ту при одинаковой скорости (уп.х1 = Уп.х2), нагрузке на штоке (Я1 = Я2) и при одинаковых силах трения в уплотнениях (Рп1 = Яп2; Яш1 = то отношение проводимостей дросселей составит

2др2 2др1

Уравнения, описывающие гидросистему при обратном ходе поршня гидроцилиндра и первичном регулировании. При обратном ходе гидроцилиндра уравнения (1)—(28) примут новый вид.

Расход исполнительного двигателя

би .д1 - ^о.х1 Дп.

(28)

Уравнение динамики исполнительного двигателя

Рв Дл - Я1 _ - - 0 .

Давление в штоковой полости гидроцилиндра

Я1 + Яп1 +

РВ - А

Расходно-перепадная характеристика дросселя

/о( р _ р )

бдр1 - рДдр1 /-°р в - 2др^Ро _ Рв , (29)

где 2др1 — гидравлическая проводимость дросселя на обратном ходе при первичном регулировании, 2др1 - ^Адр1у2/ р .

Расходно-перепадная характеристика переливного клапана

бк1 =

где 2к1 — проводимость переливного клапана, 2к1 = ^Дк1л/2/р.

С учетом равенства 0др1 _ г0.х1 Лш уравнение (29) принимает вид

Уо.х1 Лш

2 др1

Т[ро - (Я + Яп1 + Яшх) / Лш ]

Давление на выходе питающей установки определяется по выражению

>о.х1 Л0 Я + Яп1 + ЯШ1

Ро +—Л-

^др1 лш

Проводимости переливного клапана и дросселя с учетом равенства 0к1 = бн1 - ^0.х1 Лш будут связаны зависимостью

2к1

0н1 - ^о.х1 Лп

^о.х1 Лш / + (Я + Яп1 + ЯШ1)/ Лш I Суммарная мощность гидравлических потерь

^ ^0.х1 Л0 г Я + Яп1 + ЯШ1 ^

N1 _

2

V 2др1

0н1 - (Я + + Яш1 )Уо.х1.

Мощность, развиваемая насосом, составляет

^ >о.х1 Л0 Я + Яп1 + ЯШ1 ^

Nн1 _ Робн1 _

V 2др1

бн1.

Эффективность первичного регулирования скорости обратного хода оценим с помощью КПД:

По.х1 _

Я Лш 2 др1^о.х1

0н1 Л0 + (Я + Яп1 + ЯШ1) г1р1 ]

Уравнения, описывающие гидросистему при обратном ходе поршня гидроцилиндра и вторичном регулировании. Уравнение динамики исполнительного двигателя

РбЛш - Я2 - Яп2 - Яш2 - РлЛп _ о

или с учетом рБ = ро

Рб _-

родл - Я2 - яп 2 - Я

ш 2

Лп

(3о)

(31)

Расходно-перепадная характеристика дросселя

бдр2 _ 2др2у[рл .

Расходно-перепадная характеристика переливного клапана

бк2 = 2к2 -у/Ро,

где 2к2 — проводимость запорно-регулирующего элемента клапана.

С учетом баланса расходов Qдp2 _ у0.х2ЛП из равенства (31) следует, что

2др2 ^о.х 2 лп

или, принимая во внимание (3о), имеем

^о.х 2 Лп

дР2 у](РоЛш - Я'2 - Яп2 - Яш2 ) / Лп Из (32) определим давление ро, развиваемое насосом:

р _ Ур.х ЛП + Я + Яп 2 + Яш 2 гдр1Лш Лш

Установим связь между гидравлическими проводимостями переливного клапана и дросселя на заданных режимах работы исполнительного двигателя с учетом уравнения неразрывности

Qк2 = Qн2 - ^о.х2Лш :

(32)

гк2 _ '

Qн2 - ^о.х2Лп

д^ах 2 Л0 / гд,2 + (Я + Яп2 + Яш2) / Лш I Суммарные гидравлические потери

Л,2

N2 _

Уах 2 ЛП Я + Яг 2 + Яш

гдр2 Л0

Лп

Qн2 - (Я + Я2 + Я)Уо.х2.

Мощность, развиваемая насосом:

^н 2

>о.х2ДП + Я2 + Яп2 + 2 ^

бн2.

Эффективность вторичного регулирования скорости обратного хода поршня гидроцилиндра оценим с помощью КПД гидропривода:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если принять р° = ту при одинаковой скорости обратного хода поршня (уох1= Уох2), нагрузках на штоке Я1 = Я2 и при одинаковых силах трения в уплотнениях (^п1 = Яп2; = ^ш2), то отношение проводимостей дросселей составит

В целях проверки адекватности предлагаемых оценок энергетических характеристик были проведены исследования двух способов дроссельного регулирования скорости движения выходного звена исполнительного двигателя.

В экспериментальной установке были использованы гидроцилиндры с параметрами 32/16-200, 32/22-200, где первая цифра соответствует диаметру поршня, вторая и третья — диаметру штока и ходу поршня. Вертикально расположенный гидроцилиндр нагружался массой 20 и 40 кг, а давление в гидроприводе было ограничено значением р0тах = 6 МПа.

В процессе экспериментального исследования были оценены суммарные силы трения в уплотнениях гидроцилиндра при различных нагрузках и скоростях движения выходного звена гидроцилиндра. Настроенный на заданные значения скорости прямого и обратного хода поршня дроссель переставлялся из схемы первичного регулирования в схему вторичного регулирования и наоборот. С помощью турбинного расходомера непрерывно контролировалась расходно-перепадная характеристика насоса бн, измерялись средние скорости движения поршня, давление на выходе питающей установки р0 и давление в полостях гидроцилиндра рД и рв. Эффективность двух способов регулирования на адекватных режимах движения поршня оценивалась отношением мощностей гидравлических потерь

бн2 [Уо2х2ДП + (Я2 + Яп2 + 2)г^,2 ]

V _ _ ЛЭф1 _ - _

N2

,2 л3

[^.хА + (Я + ЯП1 + ЯШ1) гДр1

[^¿.х 2 А0 + (Я2 + Я 2 + 2) 4,2

бн1 / (*Др1 Ап ) - (Я + ЯП1 + ЯШ1)уп.х1

бн2 / (2др2А) - (Я + Яг2 + Ял2)У п.х 2

(33)

Ввиду сложностей определения проводимостей дросселей гдр1 и гдр2 в процессе эксперимента дросселем с проводимостью ¿др1 настраивалась скорость упх1 в схеме первичного дросселирования, затем дроссель с проводимостью ¿д.р1 переносился в схему вторичного дросселирования и настраивалась скорость упх2 = упх1. С учетом предварительно проведенной оценки значений суммарной силы, преодолеваемой поршнем (Яш - Я + Яп1 + ЯШ1 и Я2 - Я + Яп2 + Яш2), в результате обработки экспериментальных данных при измеренном значении проводимости гдр1 определялось значение коэффициента эффективности (33).

Экспериментальная оценка сил трения показала, что суммарная сила трения в уплотнениях штока и поршня при одном и том же перепаде давления на уплотнениях не зависит от скорости движения поршня. В то же время при одной и той же скорости поршня сила трения в уплотнениях возрастает с увеличением перепада давления на уплотнениях на прямом ходе поршня. Зависимость силы трения в уплотнениях Яп + Яш от перепада давления \рА - рв\ приведена на рис. 2.

250

Рис. 2. Зависимость силы трения в уплотнениях от перепада давления (V = ту) на прямом (1, 2) и обратном (3) ходах и т = 20 (1, 3) и 40 (2) кг

1,0 1,5 2,0 I Ра ~Рв\. МПа

При сравнении КПД гидропривода первичного и вторичного регулирования были получены одинаковые значения КПД на прямом и обратном ходах поршня (рис. 3).

Лп.х, %

Л0.Х> %

10

12

2

4

6

8

0

2 3 4 р0,МПа О

1 2 3 4 р0, МПа б

а

Рис. 3. Зависимость КПД от давления на прямом (а) и обратном (б) ходах поршня при первичном (1) и вторичном (2) регулировании

ЛИТЕРАТУРА

[1] Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. Москва, Машиностроение, 1982, 423 с.

[2] Гавриленко Б.А., Минин В.А., Рождественский С.Н. Гидравлический привод. Москва, Машиностроение, 1968, 502 с.

[3] Свешников В.К. Станочные гидроприводы. Справочник: Библиотека конструктора. Москва, Машиностроение, 2004, 512 с.

[4] Никитин О.Ф. Гидравлика и гидропневмопривод. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012, 430 с.

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Пильгунов В.Н. Исследование энергетических характеристик гидропривода с дроссельным регулированием. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 4. URL: http://engjournal.ru/catalog/machin/hydro/685.html

Пильгунов Владимир Николаевич родился в 1941 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1964 г. Канд. техн. наук, доцент кафедры «Гидромеханика, гидравлические машины и гидропневмоавтоматика» МГТУ им Н.Э. Баумана. Автор более 60 научных работ в области механики жидкости и гидропневмоавтоматики. e-mail: vnp41@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.06.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.