УДК 62-52
Исследование энергетических характеристик гидропривода с дроссельным регулированием
© В.Н. Пильгунов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены способы дроссельного регулирования скорости движения выходного звена исполнительного двигателя возвратно-поступательного движения. Проанализирована энергетическая эффективность методов первичного и вторичного регулирования и проведена их оценка путем сравнения мощностей, развиваемых насосом, и КПД гидропривода. Дана сравнительная оценка суммарной силы трения в уплотнениях гидроцилиндра в зависимости от вида нагрузки на штоке и скорости движения поршня на прямом и обратном ходах.
Ключевые слова: объемный гидропривод, дроссельное регулирование скорости, первичное регулирование, вторичное регулирование, прямой ход поршня, обратный ход поршня.
Для управления скоростью движения выходного звена исполнительного двигателя гидроприводов применяют регулируемые дроссели и регуляторы расхода [1]. Дроссель как устройство управления объемным расходом рабочего тела в силу особенностей своей расходно-перепадной характеристики не обеспечивает независимость скорости движения выходного звена от нагрузки:
где ц — коэффициент расхода рабочей щели дросселя, ц = 0,61.. .0,64; А — площадь проходного сечения рабочей щели, м2; Ар — перепад давлений на дросселе, зависящий от нагрузки на выходном звене, Па; р — плотность рабочего тела, кг-м-3. При постоянном давлении на входе в дроссель р1 = ту, перепад давлений на его выходе Ар определяется значением давления на его выходе р2, зависящем от нагрузки на штоке.
В зависимости от месторасположения дросселя различают схемы первичного (дроссель установлен в напорной линии исполнительного двигателя) и вторичного (дроссель установлен в сливной линии исполнительного двигателя) регулирования скорости движения выходного звена (рис. 1).
(1)
Рис. 1. Схемы первичного (а) и вторичного (б) регулирования
Раздельное регулирование скорости движения выходного звена на прямом и обратном ходах поршня обеспечивается установкой регулируемых дросселей с обратными клапанами в обеих линиях гидроцилиндра [2—4]. Схема регулирования методом подпора на сливе (рис. 1, б) предпочтительнее схемы установки дросселя в на-порную линию (рис. 1, а). Это связано с тем, что:
• дроссель, установленный в сливной линии, обеспечивает повышенный уровень давления в обеих полостях гидроцилиндра, препятствует выделению растворенного воздуха из жидкости и повышает равномерность скорости движения выходного звена;
• выделяемая в дросселе теплота, обусловленная преобразованием механической энергии в тепловую, отводится непосредственно в бак и не вызывает дополнительного нагрева гидроцилиндра;
• подпор на сливе снижает опасность последствий аварийных ситуаций при несанкционированном изменении знака нагрузки.
Схема гидропривода с первичным регулированием скорости движения представлена на рис. 1, а. Примем следующие допущения:
• избыточное давление на выходе сливной линии равного нулю: Т = 0;
• рабочий объем нерегулируемого насоса постоянен: Qн= ту;
• гидравлическое сопротивление рабочих щелей распределителя, обратных клапанов и магистралей мало по сравнению с сопротивлением регулируемого дросселя;
• поршень преодолевает внешнюю нагрузку Я\, Н, и силы трения в уплотнениях поршня ^пЬ Н, и штока Гш1, Н.
Уравнение неразрывности имеет вид
бн = 0и.д + 0к1, (2)
где 0н — объемная подача насоса, м3 • с-1; 0к1 — объемный расход через переливной клапан, м3 • с-1; 0и.д = 0др1 — объемный расход через дроссель (объемный расход исполнительного двигателя), м3-с-1. Скорость прямого хода V п.х1 поршня связана с расходом соотношением
0н1 = Vп.х^^п, (3)
где Ап — площадь поршня, м2.
Запишем уравнение динамики исполнительного двигателя при рв =
= Т = 0:
раАп - Яг - ^пх - Fшl = 0, (4)
гдерА — давление в поршневой полости А гидроцилиндра, Па. Выразим из уравнения (4) давление рА:
Я + FП1 + FШ1 ра =---. (5)
АП
Тогда уравнение (1) с учетом выражения (5) примет вид
0*1 = ^2ррГрА), (6)
где Адр1 — площадь проходного сечения рабочей щели дросселя, м2; р0 — давление на выходе питающей установки, Па. Введем проводимость дросселя
гДР1 = МАдР^ , (7)
р
в этом случае уравнение (6) преобразуется к виду
0ДР1 = 2др1у1 р0 - Ра . (8)
Расходно-перепадная характеристика переливного клапана 0к1 =
= 0к1(р):
0к1 = цА
к1
2 р0
р
2к1
4р~0, (9)
где Ак1 — площадь проходного сечения запорно-регулирующего эле-
ро
та клапана, 2к1 = ^Ак1(2/р)0,5.
мента клапана, м2; гк1 — проводимость запорно-регулирующего элемен-
С учетом (3) из (7) и (8) следует, что
(10)
После подстановки (5) в (10) получим
^.х1 Дп
(11)
др1
2 Др1
Преобразуем уравнение (11) и определим давление на выходе питающей установки:
Согласно равенству (12), давление на выходе питающей установки характеризуется скоростью движения выходного звена гидроцилиндра и нагрузкой на штоке. Для нахождения проводимости переливного клапана при заданных значениях скорости прямого хода уп.х и нагрузки Я1 с учетом уравнения неразрывности преобразуем равенство (9) к виду
Уравнение (13) устанавливает связь между проводимостями переливного клапана и дросселя на заданном режиме движения выходного звена исполнительного двигателя (упх1, Я1) при неизменной подаче насоса Qн1 = ту.
Оценим мощность гидравлических потерь при первичном способе регулирования:
(12)
Qн1 ^.х1 Дп
(13)
N = #др1 + N1 = (ро -Рл)0др1 + PoQк1 = PoQн1 -PлQдр1
(14)
Гидравлическую мощность насоса определим с учетом (12):
#н1 =
Qнl.
(15)
Эффективность способа первичного регулирования скорости прямого хода оценим с помощью КПД гидропривода
_ ЯЛ гдахУп.х! (16)
ЛП + (Я1 + Яп1 + Ям) 2%1 ]
Уравнения, описывающие гидросистему при прямом ходе поршня гидроцилиндра и вторичном регулировании. Схема гидропривода с вторичным регулированием скорости приведена на рис. 1, б. С учетом принятых ранее допущений динамику исполнительного двигателя представим уравнением
РлЛп - Я - Яп2 - Яш2 - РбЛш _ 0, (17)
где рБ — давление в штоковой полости В гидроцилиндра, Па; рЛ = р0; Яп2, Яш2 — силы трения в уплотнении поршня и штока, которые могут отличаться от аналогичных сил трения при первичном способе регулирования вследствие различных условий нагружения уплотнительных элементов; Лш — площадь поршня со стороны штоковой полости, м2.
Давление в штоковой полости определим из уравнения (17):
Р0Лп - Я - ЯП2 - Яш2 ( л оч Рб _----• ( 18)
Лш
Расходно-перепадную характеристику дросселя найдем по уравнению
бдР2 _ ^2,— _ , (19)
где 1др2 — гидравлическая проводимость дросселя при вторичном способе регулирования, 2кр2 _ цЛдР^2/ р ; Лдр2 — площадь проходного сечения рабочей щели дросселя, м2. Расходно-перепадная характеристика переливного клапана
0к2 = рЛ
к2
2 ро
р
^к2
4р0
(20)
где 1к2 — гидравлическая проводимость запорно-регулирующего элемента клапана. С учетом равенства 2к2 = ^Лк2л/2/ р уравнение (19) принимает вид
?др2^ Рв _ ^п.х 2Дш. (21)
После подстановки в (21) равенства (18), получим
__уп.х 2 Дш__/ООЧ
2др2 _ I---, (22)
у/ (Ро Дп - Я2 - 2 - Fш 2) / Дш
отсюда
^п.х 2Д ш , ^2 + 2 + 2
Р0 _ 2 Д -А- ' ( '
¿др2Дп Дп
Для определения проводимости переливного клапана 2к2 при заданных значениях скорости уп.х2 и нагрузки Я2 преобразуем уравнение (20) с учетом уравнения неразрывности (2):
^к2 _
а 2 - " Уп.х2 А
х2Д0 / А) + Я + 2 + 2)/ А ]
(24)
Уравнение (24) характеризует зависимость гидравлической проводимости запорно-регулирующего элемента переливного клапана от гидравлической проводимости дросселя при вторичном регулировании на заданных режимах работы исполнительного двигателя и постоянной подаче насоса Qн2 = ту.
Мощность гидравлических потерь при вторичном регулировании
N2 = Nдр2 + Ык2 = PвQдр2 + PоQк2 = PвQдр2 + Pо(Qн2 - Vп.х2Дп)
Л
^^ + (Я2 + ^п 2 + Рш 2) V 7ДР2
Qн2
- (Я2 + Рп 2 + Fш 2Кх 2 (25)
Гидравлическая мощность насоса с учетом выражения (23)
Nн2 _ Ро&2 _
^ УП.х2 Д0 + Я2 + Рп2 + Рш2 ^
V ^Др2Дп Дп
а
н 2 .
(26)
Эффективность вторичного регулирования скорости прямого хода выходного звена исполнительного двигателя оценим с помощью КПД гидропривода:
л =_я2 дп ^уп.х 2__(27)
п'х2 бн2 [уп.х2Д0 + (Я2 + 2 + 2)42 ] '
Если при первичном и вторичном регулировании давление на выходе насоса принять равным р° = ту при одинаковой скорости (уп.х1 = Уп.х2), нагрузке на штоке (Я1 = Я2) и при одинаковых силах трения в уплотнениях (Рп1 = Яп2; Яш1 = то отношение проводимостей дросселей составит
2др2 2др1
Уравнения, описывающие гидросистему при обратном ходе поршня гидроцилиндра и первичном регулировании. При обратном ходе гидроцилиндра уравнения (1)—(28) примут новый вид.
Расход исполнительного двигателя
би .д1 - ^о.х1 Дп.
(28)
Уравнение динамики исполнительного двигателя
Рв Дл - Я1 _ - - 0 .
Давление в штоковой полости гидроцилиндра
Я1 + Яп1 +
РВ - А
Расходно-перепадная характеристика дросселя
/о( р _ р )
бдр1 - рДдр1 /-°р в - 2др^Ро _ Рв , (29)
где 2др1 — гидравлическая проводимость дросселя на обратном ходе при первичном регулировании, 2др1 - ^Адр1у2/ р .
Расходно-перепадная характеристика переливного клапана
бк1 =
где 2к1 — проводимость переливного клапана, 2к1 = ^Дк1л/2/р.
С учетом равенства 0др1 _ г0.х1 Лш уравнение (29) принимает вид
Уо.х1 Лш
2 др1
Т[ро - (Я + Яп1 + Яшх) / Лш ]
Давление на выходе питающей установки определяется по выражению
>о.х1 Л0 Я + Яп1 + ЯШ1
Ро +—Л-
^др1 лш
Проводимости переливного клапана и дросселя с учетом равенства 0к1 = бн1 - ^0.х1 Лш будут связаны зависимостью
2к1
0н1 - ^о.х1 Лп
^о.х1 Лш / + (Я + Яп1 + ЯШ1)/ Лш I Суммарная мощность гидравлических потерь
^ ^0.х1 Л0 г Я + Яп1 + ЯШ1 ^
N1 _
2
V 2др1
0н1 - (Я + + Яш1 )Уо.х1.
Мощность, развиваемая насосом, составляет
^ >о.х1 Л0 Я + Яп1 + ЯШ1 ^
Nн1 _ Робн1 _
V 2др1
бн1.
Эффективность первичного регулирования скорости обратного хода оценим с помощью КПД:
По.х1 _
Я Лш 2 др1^о.х1
0н1 Л0 + (Я + Яп1 + ЯШ1) г1р1 ]
Уравнения, описывающие гидросистему при обратном ходе поршня гидроцилиндра и вторичном регулировании. Уравнение динамики исполнительного двигателя
РбЛш - Я2 - Яп2 - Яш2 - РлЛп _ о
или с учетом рБ = ро
Рб _-
родл - Я2 - яп 2 - Я
ш 2
Лп
(3о)
(31)
Расходно-перепадная характеристика дросселя
бдр2 _ 2др2у[рл .
Расходно-перепадная характеристика переливного клапана
бк2 = 2к2 -у/Ро,
где 2к2 — проводимость запорно-регулирующего элемента клапана.
С учетом баланса расходов Qдp2 _ у0.х2ЛП из равенства (31) следует, что
2др2 ^о.х 2 лп
или, принимая во внимание (3о), имеем
^о.х 2 Лп
дР2 у](РоЛш - Я'2 - Яп2 - Яш2 ) / Лп Из (32) определим давление ро, развиваемое насосом:
р _ Ур.х ЛП + Я + Яп 2 + Яш 2 гдр1Лш Лш
Установим связь между гидравлическими проводимостями переливного клапана и дросселя на заданных режимах работы исполнительного двигателя с учетом уравнения неразрывности
Qк2 = Qн2 - ^о.х2Лш :
(32)
гк2 _ '
Qн2 - ^о.х2Лп
д^ах 2 Л0 / гд,2 + (Я + Яп2 + Яш2) / Лш I Суммарные гидравлические потери
Л,2
N2 _
Уах 2 ЛП Я + Яг 2 + Яш
гдр2 Л0
Лп
Qн2 - (Я + Я2 + Я)Уо.х2.
Мощность, развиваемая насосом:
^н 2
>о.х2ДП + Я2 + Яп2 + 2 ^
бн2.
Эффективность вторичного регулирования скорости обратного хода поршня гидроцилиндра оценим с помощью КПД гидропривода:
Если принять р° = ту при одинаковой скорости обратного хода поршня (уох1= Уох2), нагрузках на штоке Я1 = Я2 и при одинаковых силах трения в уплотнениях (^п1 = Яп2; = ^ш2), то отношение проводимостей дросселей составит
В целях проверки адекватности предлагаемых оценок энергетических характеристик были проведены исследования двух способов дроссельного регулирования скорости движения выходного звена исполнительного двигателя.
В экспериментальной установке были использованы гидроцилиндры с параметрами 32/16-200, 32/22-200, где первая цифра соответствует диаметру поршня, вторая и третья — диаметру штока и ходу поршня. Вертикально расположенный гидроцилиндр нагружался массой 20 и 40 кг, а давление в гидроприводе было ограничено значением р0тах = 6 МПа.
В процессе экспериментального исследования были оценены суммарные силы трения в уплотнениях гидроцилиндра при различных нагрузках и скоростях движения выходного звена гидроцилиндра. Настроенный на заданные значения скорости прямого и обратного хода поршня дроссель переставлялся из схемы первичного регулирования в схему вторичного регулирования и наоборот. С помощью турбинного расходомера непрерывно контролировалась расходно-перепадная характеристика насоса бн, измерялись средние скорости движения поршня, давление на выходе питающей установки р0 и давление в полостях гидроцилиндра рД и рв. Эффективность двух способов регулирования на адекватных режимах движения поршня оценивалась отношением мощностей гидравлических потерь
бн2 [Уо2х2ДП + (Я2 + Яп2 + 2)г^,2 ]
V _ _ ЛЭф1 _ - _
N2
,2 л3
[^.хА + (Я + ЯП1 + ЯШ1) гДр1
[^¿.х 2 А0 + (Я2 + Я 2 + 2) 4,2
бн1 / (*Др1 Ап ) - (Я + ЯП1 + ЯШ1)уп.х1
бн2 / (2др2А) - (Я + Яг2 + Ял2)У п.х 2
(33)
Ввиду сложностей определения проводимостей дросселей гдр1 и гдр2 в процессе эксперимента дросселем с проводимостью ¿др1 настраивалась скорость упх1 в схеме первичного дросселирования, затем дроссель с проводимостью ¿д.р1 переносился в схему вторичного дросселирования и настраивалась скорость упх2 = упх1. С учетом предварительно проведенной оценки значений суммарной силы, преодолеваемой поршнем (Яш - Я + Яп1 + ЯШ1 и Я2 - Я + Яп2 + Яш2), в результате обработки экспериментальных данных при измеренном значении проводимости гдр1 определялось значение коэффициента эффективности (33).
Экспериментальная оценка сил трения показала, что суммарная сила трения в уплотнениях штока и поршня при одном и том же перепаде давления на уплотнениях не зависит от скорости движения поршня. В то же время при одной и той же скорости поршня сила трения в уплотнениях возрастает с увеличением перепада давления на уплотнениях на прямом ходе поршня. Зависимость силы трения в уплотнениях Яп + Яш от перепада давления \рА - рв\ приведена на рис. 2.
250
Рис. 2. Зависимость силы трения в уплотнениях от перепада давления (V = ту) на прямом (1, 2) и обратном (3) ходах и т = 20 (1, 3) и 40 (2) кг
1,0 1,5 2,0 I Ра ~Рв\. МПа
При сравнении КПД гидропривода первичного и вторичного регулирования были получены одинаковые значения КПД на прямом и обратном ходах поршня (рис. 3).
Лп.х, %
Л0.Х> %
10
12
2
4
6
8
0
2 3 4 р0,МПа О
1 2 3 4 р0, МПа б
а
Рис. 3. Зависимость КПД от давления на прямом (а) и обратном (б) ходах поршня при первичном (1) и вторичном (2) регулировании
ЛИТЕРАТУРА
[1] Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. Москва, Машиностроение, 1982, 423 с.
[2] Гавриленко Б.А., Минин В.А., Рождественский С.Н. Гидравлический привод. Москва, Машиностроение, 1968, 502 с.
[3] Свешников В.К. Станочные гидроприводы. Справочник: Библиотека конструктора. Москва, Машиностроение, 2004, 512 с.
[4] Никитин О.Ф. Гидравлика и гидропневмопривод. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012, 430 с.
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Пильгунов В.Н. Исследование энергетических характеристик гидропривода с дроссельным регулированием. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 4. URL: http://engjournal.ru/catalog/machin/hydro/685.html
Пильгунов Владимир Николаевич родился в 1941 г., окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1964 г. Канд. техн. наук, доцент кафедры «Гидромеханика, гидравлические машины и гидропневмоавтоматика» МГТУ им Н.Э. Баумана. Автор более 60 научных работ в области механики жидкости и гидропневмоавтоматики. e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.06.2013