Научная статья на тему 'Исследование эмоциональной устойчивости работников жилищной сферы'

Исследование эмоциональной устойчивости работников жилищной сферы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
858
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / РАБОТНИК ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ / ЖИЛЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завейборода Д.В.

В статье исследуется эмоциональная устойчивость работников жилищной сферы, которая понимается как оптимальная степень эмоционального возбуждения, не превышающая пороговой величины и не нарушающая поведение человека. Эмоциональную устойчивость можно повышать с помощью сознательно организованных действий. Деятельность работников жилищной сферы связана с нервно-психическим напряжением человека, что влечет потенциальную опасность возникновения невротических расстройств, психосоматических заболеваний, деструктивных состояний. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей психограммы работников жилищной сферы. Целью исследования является изменение уровня эмоциональной устойчивости работников жилищной сферы. В исследовании эмоциональной устойчивости сотрудников жилищной сферы были использованы методики исследования: Торонтская алекситимическая шкала (TAS), Личностный опросник Г. Айзенка EPQ, 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование эмоциональной устойчивости работников жилищной сферы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

УДК 159.9.072 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Завейборода Д.В.,

Магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск E-mail: dashakuizo@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТНИКОВ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ

Аннотация

В статье исследуется эмоциональная устойчивость работников жилищной сферы, которая понимается как оптимальная степень эмоционального возбуждения, не превышающая пороговой величины и не нарушающая поведение человека.

Эмоциональную устойчивость можно повышать с помощью сознательно организованных действий. Деятельность работников жилищной сферы связана с нервно-психическим напряжением человека, что влечет потенциальную опасность возникновения невротических расстройств, психосоматических заболеваний, деструктивных состояний. Эмоциональная устойчивость является важной составляющей психограммы работников жилищной сферы. Целью исследования является изменение уровня эмоциональной устойчивости работников жилищной сферы.

В исследовании эмоциональной устойчивости сотрудников жилищной сферы были использованы методики исследования: Торонтская алекситимическая шкала (TAS), Личностный опросник Г. Айзенка EPQ, 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла.

Ключевые слова:

Муниципальный служащий, работник жилищной сферы, жилье, эмоциональная устойчивость.

Исследование эмоциональной устойчивости работников жилищной сферы.

Реализация целей и задач жилищной политики всегда являлась, и будет являться актуальной проблемой для человечества. Эта проблема весьма разносторонняя, она включает экономические, социальные, политические аспекты, но неизменно задачи и проблемы, которые касаются кадровой политики муниципальных служащих, работающих в жилищной сфере остаются первостепенными [8, с. 130].

Складывается реальное не сопоставление между требованиями к муниципальному служащему, к которым обязывает изменившаяся социально-экономическая и политическая ситуации, и тем уровнем подготовленности кадров в данной сфере, которые мы имеем на сегодняшний день. Ведь сравнительно недавно появились специальные учебные заведения, филиалы, отделения, где учитываются профессиональные и социально-психологические качества работников жилищной сферы, повышающие успешность и результат их деятельности [2, с. 127], [9, с. 305].

Кроме того, особое внимание необходимо уделять специфике профессиональной деятельности сотрудников в сфере жилищной политики. Они относятся к муниципальным служащим, основная активность которых направлена, с одной стороны на регулирование процессами в жилищной сфере, с другой - на общении с гражданами, нуждающимися в помощи. В связи с чем, муниципальные служащие сталкиваются со сложнейшими ситуациями различного плана. Зачастую это общение с такими категориями граждан, как безработные, дети-сироты, бывшие осужденные, пожилые люди, инвалиды. При этом практически на любую ситуацию общения направляется обширный спектр эмоциональных состояний граждан [3, с. 201], [10, с. 12].

Цель статьи - представить и проанализировать результаты исследования уровня эмоциональной -( 12 )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

устойчивости, посредством проведения методик.

Эмоциональная устойчивость - это особенность психики, проявляющаяся в способности личности справляться с излишним эмоциональным возбуждением при выполнении тяжелой деятельности. Эмоциональная устойчивость снижает риск воздействия сильных эмоциональных потрясений, предупреждает стресс, способствует повышенному уровню готовности к ситуациям в напряженных условиях. Для экстремальной обстановки это самый действенный психологический фактор надежности и эффективности деятельности [6, с. 113], [7, с. 70].

С помощью эмоциональной устойчивости, для любого человека, находящегося в экстремальной ситуации, обеспечивается переход психики на другой уровень активности - некая перестройка ее стимулирующих, исполнительских функций, а также регуляции поведения. В связи с чем, эмоциональная устойчивость дает возможность сохранить и далее повысить эффективность деятельности [1, с. 435].

Актуальность исследования эмоциональной устойчивости у работников жилищной сферы обуславливается ее высокой социальной значимостью и широкой распространенностью. На сегодняшний день проблема формирования эмоциональной устойчивости сотрудников жилищной сферы является недостаточно изученной и мало освещенной [4, с. 121].

Для исследования эмоциональной устойчивости необходимо провести систему мероприятий, позволяющих выявить уровень формирования эмоциональной устойчивости работников жилищной сферы. Цель - проведение диагностики при помощи методик:

- Торонтская алекситимическая шкала (TAS);

- личностный опросник Г. Айзенка EPQ;

- 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттела.

Базой экспериментального исследования являлись сотрудники жилищной сферы Администрации города Челябинска. Поскольку сохранялись обычные условия рабочего процесса у работников жилищной сферы, эксперимент по характеру был естественным. Применяемые в исследовании методики диагностики эмоциональной устойчивости были подобраны на основе теоретического анализа доступной литературы по теме исследования, а также целей и задач экспериментального взаимодействия.

Первой методикой являлась Торонтская алекситимическая шкала (TAS), разработанная в 1985 году Дж. Тейлор и адаптированная в институте им. Бехтерева для определения алекситимии. Многочисленные исследования с применением TAS доказали стабильность, надежность и валидность ее факторной структуры и соответственно получаемых результатов. По мнению В.В. Николаевой под алекситимией понимают трудности в осознании эмоций, сниженную способность личности к определению и описанию собственных переживаний, сложность в различении чувств и телесных ощущений[16, с. 87].

Эмоциональная устойчивость обратно пропорциональна показателю по шкале «алекситимичность»: чем выше показатели по шкале «алекситимичность», тем ниже его эмоциональная устойчивость. Исследователи отмечают, что алекситимия не позволяет когнитивно перерабатывать аффекты и ведет к усилению физиологических реакций на стресс. Тестовый лист содержит 26 пунктов. Испытуемый характеризует себя, используя для ответов шкалу Ликерта - от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». При этом одна половина пунктов имеет положительный код, другая - отрицательный. Сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель алекситимичности. Подсчет баллов осуществляется по ключу. Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов. Чем ниже сумма баллов, тем лучше личность ориентируется в своем эмоцио- нальном состоянии. Количество баллов от 26-и до 45-и является показателем высокого уровня эмоциональной устойчивости. Результат от 46-и до 59-и - средний уровень эмоциональной устойчивости. Показатель от 60-и до 130 баллов мы считаем низким уровнем эмоциональной устойчивости [11, с. 68].

В качестве второй методики использован Личностный опросник Г. Айзенка EPQ. Целью методики является исследование индивидуально- психологических черт личности, диагностика степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности в концепции Г. Айзенка.

Суть теории Г. Айзенка состоит в том, что факторы в структуре личности ортогональны, то есть

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

статистически не зависят друг от друга. Г. Айзенк описал четыре категории на основе выраженности двух независимых параметров. Каждая категория является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма [17, с. 350].

Следует отметить, что в концепции Г. Айзенка особое значение придается индивидуальным различиям и автором была предпринята попытка установить нейрофизиологическую основу для каждого типа личности. Эмоциональная устойчивость, в концепции Г. Айзенка, черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности [12, с. 168].

Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале «нейротизм» в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз. Методика содержит 101 вопрос, относящийся к четырем шкалам: 1. «Психотизм». 2. «Экстраверсия-интроверсия». 3. «Нейротизм». 4. Специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого и его отношения к обследованию. Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными [13, с. 35].

Полученные результаты ответов сопоставляются с ключом. За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются. Средние показатели по шкале «нейротизм» составляют 8-16 баллов. Мы принимаем этот показатель за средний уровень эмоциональной устойчивости, так как эмоциональная устойчивость обратно пропорциональна уровню нейротизма. Таким образом, к низкому уровню эмоциональной устойчивости относится результат 17-25 баллов по шкале «нейротизм» опросника Г. Айзенка. Показатель 0-7 баллов соответствует высокому уровню эмоциональной устойчивости [15, с. 527].

Тест № 3. 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла. Цель методики: исследование индивидуально-психологических черт личности, диагностика степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности. Перед началом опроса испытуемому зачитывается инструкция. В процессе работы респондент придерживается следующих правил: не тратить много времени на обдумывание, избегать неопределенных ответов; не пропускать вопросов, быть искренним. 16-и факторный опросник включает 187 вопросов. На каждый вопрос предлагаются три варианта ответов (а, Ь, с). Респондент получает бланк для фиксации ответов. Обработка результатов ведется по специальному ключу. За каждый ответ испытуемый получает 2, 1 или 0 баллов. Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, относящихся к 16-и основным и 4-м дополнительным факторам [14, с. 198].

Факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: интеллектуальный блок, эмоционально-волевой и коммуникативный. Экспериментатор суммирует результаты по каждому фактору. «Сырые» баллы переводятся в стандартные (стены). Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 единиц. К чрезмерно выраженным факторам относятся значения стенов от 1-го до 3-х и от 8-и до 10-и. Каждый фактор содержит качественную и количественную характеристику личности. Методика Р.Кеттелла позволяет описать «профиль личности» по всем имеющимся 16-и факторам. При интерпретации особое внимание уделяется «пиковым» значениям, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в характеристике личности, особенно тем показателям, которые находятся в границах от 1-го до 3-х стенов и от 8-и до 10-и стенов [18, с. 302].

Таким образом, исследование эмоциональной устойчивости у работников жилищной сферы проходило в два этапа. Первый поисково-подготовительный этап включал определение темы исследования,

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

выбор объекта и предмета исследования, изучение психолого-педагогической литературы, формулирование гипотезы. На этом этапе был сделан анализ литературы по проблеме эмоциональной устойчивости, определены особенности эмоциональной устойчивости у сотрудников жилищной сферы. На втором этапе были подобраны методики исследования, а далее проведена диагностика сотрудников жилищной сферы.

Исследовательскую базу составили 26 человек в возрасте от 23-х до 52-х лет, работающих в жилищной сфере Администрации города Челябинска.

Сотрудники жилищной сферы работают в Администрации города несколько лет и хорошо знают друг друга, поэтому отношения в коллективе имеют как формальный, так и неформальный характер. Коллектив психологически сильный и уверенный, разделён на небольшие группы, предположительно по возрастному признаку. Социально психологический климат в коллективе достаточно благоприятный. На начальном этапе исследовательской работы участники испытывали недоверие и настороженность по отношению к психологу-исследователю. После того, как сотрудники были проинформированы о цели исследования, её значимости и возможной ценности для каждого участника процесса, сотрудники проявили терпение, уважение и показали свою заинтересованность. Коллектив старался удержать обратную связь. Основная трудность заключалась в раскрепощении во время выполнений некоторых упражнений психолого-педагогической программы и организацией времени для встреч. Занятия проходили с позитивным настроем, заканчивались бурным обсуждением совместной деятельности. Анализ результатов первичной диагностики по методикам показал.

При обследовании воспитателей с помощью Торонтской алекситимической шкалы (TAS) выявлено три уровня эмоциональной устойчивости.

К высокому уровню эмоциональной устойчивости относятся респонденты, которые понимают испытываемые эмоции, могут назвать их, знают причины своего эмоционального состояния, умеют управлять им (7 %). Средний уровень эмоциональной устойчивости 42% группы. Респонденты с таким уровнем эмоциональной устойчивости не испытывают затруднений с осознаванием своих эмоций, чувств и состояний, без труда регулируют уровень эмоционального напряжения. Низкий уровень эмоциональной устойчивости при обследовании по методике Торонтская алекситимическая шкала (TAS) выявлен у 51%. Респонденты отмечают, что не всегда понимают испытываемое чувство, отмечают у себя астенические состояния.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости с использованием Личностного опросника Г. Айзенка EPQ соотносятся к трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости по методике Личностный опросник Г. Айзенка EPQ имеют 10%. Испытуемых с высоким уровнем эмоциональной устойчивости отличают отсутствие деструктивных напряженности и беспокойства, ситуативная целенаправленность, стрессоустойчивость, адаптивность, общительность, активность.

52% характеризуются высокой адаптивностью, но отмечают, что в условиях стрессовой ситуации могут испытывать неуверенность в себе, беспокойство, склонность к смене настроений, средний уровень.

Низкий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 38%. Таких испытуемых характеризует неровность в контактах с людьми, рассеянность внимания, слабая адаптация к стрессовым ситуациям, впечатлительность, импульсивность, низкий уровень саморегуляции. Они отмечают у себя как сильные реакции на раздражающий стимул, так и сниженный эмоциональный фон.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости по методике 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла имеют также три уровня.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости по методике Р.Кеттелла составил 8%. Средний уровень эмоциональной устойчивости обнаружен у 62%. Респонденты, имеющие средний уровень результатов, оценивают себя как выдержанных, здравомыслящих людей; вместе с тем они отмечают, что иногда избегают трудностей, не вступают в споры, испытывают беспокойство. Низкий уровень - 30 %.

В результате диагностики сотрудников жилищной сферы с применением Торонтской

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

алекситимической шкалы (TAS), Личностного опросника Г. Айзенка EPQ, 16-ти факторного личностного опросника Р. Кеттелла можно наблюдать средний уровень эмоциональной устойчивости, что говорит о том, что сотрудники жилищной сферы оценивают себя как выдержанных, здравомыслящих людей, вместе с тем они отмечают, что иногда избегают трудностей, испытывают беспокойство. Испытуемых с высоким уровнем эмоциональной устойчивости сравнительно мало, что объясняется тяжелой спецификой работы и постоянным контактом с гражданами. Таким образом, сотрудники жилищной сферы нуждаются в разработке программы по повышению уровня эмоциональной устойчивости. Список использованной литературы:

1.Ильин Е. П. Эмоции и чувства. // СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

2. Долгова В. И., Кузнецова Э. С., Кузнецов Н. А. Исследование эмоциональной устойчивости геронтологических клиентов отделения дневного пребывания комплексного центра социального обслуживания населения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3.С. 125-131.

3. Долгова, В.И. Установки на профессиональное самоопределение // В.И. Долгова, Т.М. Лавринович. -Челябинск: АТОКСО, 2006. - 230 с. 19.

4. Долгова, В.И. Формирование конструктивной психологической защиты // В.И. Долгова, О.А. Соболева. - Челябинск: АТОКСО, 2006. -184 с. 20.

5. Долгова, В.И. Формирование эмоциональной устойчивости личности // В.И. Долгова, А.А. Напримеров, Я.В. Латюшин. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - 167 с. 21.

6. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция // В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. -Челябинск: АТОКСО, 2010. - 184 с. 22.

7. Долгова, В.И. Адаптационный потенциал эмоциональной устойчивости студентов в процессе профессионального самоопределения / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Научный журнал. - 2009. - № 6. - С. 69-78.

8. Долгова В.И., Василенко Е.А. Пять важнейших стрессов субъектов образования - экономический, политический, коммуникативный, информационный, экологический // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 128-131.

9. Долгова В.И., Василенко Е.А. Социальный стресс как фактор дезадаптации личности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-2. С. 303-306.

10. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 44. С. 1.

11. Новик И.Б. Моделирование как метод научного исследования. // М.: Гардарики, 2005. - 149 с.

12. Профилактика и разрешение социальных конфликтов // Под ред. Е. В. Змановской. — СПб.: СПбГИПСР, 2011. — 278 с.

13. Долгова В. И., Шумакова О. А. Инновационные технологии педагога- психолога: учебник. // М.: КДУ, 2009. - 96 с. №22.

14. Горнеева, А.Д. Основы коррекционной педагогики // А.Д. Горнеева, И.Н. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под. ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004. - 272 с.

15. Большой психологический словарь // сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.:Олма-Пресс, 2003. -672 с.

16. Николаева, В.В. О психологической природе алекситимии // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1993. - С. 84-93.

17. Айзенк, Г. Ю. Структура личности // Г.Ю. Айзенк. - СПб.: Ювента, 1999. -464 с.

18. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии // Е.В. Сидоренко. - СПб.: «Речь», 2001. - 350 с.

© Завейборода Д.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.