выполненным, например, на основе полупроводниковых и интегральных микросхем [8] Возможно
также применение микропроцессоров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В.А Релейная защита и автоматика систем электроснабжения. - М.: Высшая школа, 1991.-496 с.
2 Казанский В. Е. Измерительные преобразователи тока в релейной защите. - М,: Энергоатомиздат, 1988.-288 с.
3 "Linear Couplers for Bus Protection," by E. L. Harder, E. H. Klemmer. W. K, Sonnematm, and E C. .. Wentz, AIEE Trans, 61 (1942), pp. 241-248. Discussions, p. 463
4 "A New Single-Phase-to-Ground Fault-Detecting Relay,*' by W K. Sonnemann, AIEE Trans., 61 (1942), pp. 677-680. Discussions, pp. 995-996.
5 Белой А. Г. Синтез измерительных преобразователей переменного тока для силовых преобразовательных устройств Дис канд. техн. наук. - M : ВНТИЦ, № 0015141, 2000
6. Мазалёва H.H. Усовершенствование устройств распределения реактивных нагрузок судовых синхронных генераторов' Дис. канд. техн. наук. - Владивосток: ДВГТУ, 2006 г. - 275 с.
7. Богодайко И.А., Кувшинов Г Е. Применение дифференцирующих измерительных преобразователей тока в программной защите трансформаторов // Перспективные технологии автоматизации: Тез. докл междунар. электронной науч.-техн. конф. - Вологда: ВоГТУ, 1999. - С. 91.
8. Шопен Л.В. Бесконтактные электрические аппараты автоматики. -М.: Энергоатомиздат, 1986. -568 с.
у 1 * Л.И.Токмакова
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ НА БАЗЕ КОМШ1ЕСТОВ ОБОРУДОВАНИЯ ЭП-
С-К
В соответствии с определением по ГОСТ 50369-92 «Электропривод - электромеханическая система, состоящая из взаимодействующих преобразователей электроэнергии, электромеханических и механических преобразователей, управляющих и информационных устройств и устройств сопряжения с внешними электрическими, механическими, управляющими и информационными системами, предназначенная для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины и управления этим движением в целях осуществления технологического процесса».
В процессе изучения дисциплин, связанных с электроприводами, студенты проходят лабораторный практикум, позволяющий исследовать отдельные компоненты электропривода: электрические машины, системы управления, преобразователи, информационные устройства, датчики сигналов и устройства сопряжения. В задачи исследований по курсам «Электропривод» и «Теория электропривода» на базе стандартных лабораторных стендов входят.
снятие механических характеристик электродвигателей в статических режимах (двигательном и тормозном);
снятие кривых переходных процессов (тока, скорости, момента) при изменении различных параметров и нагрузок и в процессах пуска и торможения;
исследование электроприводов в замкнутых системах регулирования.
Для обеспечения решения этих задач важную роль играют возможности нагрузочного устройства Оно должно позволять обеспечивать как двигательный, так и тормозные режимы (рекуперативное, противовключением. динамическое) исследуемых электродвигателей.
В имеющих стендах в качестве нагрузочных устройств применяются, синхронный генератор для исследования двигателя постоянного тока и наоборот - двигатель постоянного тока для исследования асинхронного двигателя АД В первом случае нагрузка регулируется изменением тока возбуждения генератора, во втором - регулированием величины добавочного сопротивления в цепи
двигателя постоянного тока ДПТ, работающего генератором. В обоих вариантах нет возможности обеспечить снятие механических характеристик в тормозных режимах, тем более, что в исследованиях рекомендован нереверсивный тиристорный преобразователь.
При исследовании частотно регулируемого электропривода переменного тока стенды не позволяют получить широкий диапазон регулирования, т.к. частота изменяется в небольших пределах.
В докладе приводятся графики, полученные в результате исследований, проведенных на лабораторных стендах. По результатам построены и характеристики нагрузочного устройства на базе синхронного генератора, по которым можно судить о возможностях этого устройства, недостаточных для полноценных исследований.
В какой-то мере выход на более широкие возможности исследований может быть найден при объединении нескольких стендов:
соединение тиристорных преобразователей ТП двух стендов с целью получения реверсивного ТП (с обеспечением раздельного управления);
для обеспечения снятия характеристик в тормозных режимах АД использовать также сдвоенный агрегат ДПТ-АД, включив на параллельную работу двигатели постоянного тока, сделав вторую пару агрегатом с постоянной скоростью (в качестве приводного двигателя использовать вариант соединения обмоток двигателя переменного тока как асинхронного короткозамкнутого);
режим рекуперативного торможения двигателя постоянного тока обеспечить увеличением частоты приводного асинхронного двигателя, при этом питание якорной цени ДПТ следует осуществлять не от выпрямителя, а от сети постоянного тока лаборатории; в двигательном режиме напряжение следует менять, изменяя угол отпирания вентилей в выпрямителе.
Таким образом, могут быть расширены возможности экспериментов. Что касается исследований замкнутых систем, то эти задачи предполагается решать в перспективе после получения информации, связанной с программным обеспечением стендов.
В результате проделанной работы изучены возможности лабораторных стендов ЭП-С-К и ПЧД-ЬС-К, проведены рекомендуемые эксперименты, проанализированы результаты и выработаны рекомендации по расширению области лабораторных исследований электроприводов на имеющихся стендах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Электрический привод. Руководство по выполнению базовых экспериментов ЭП.001 РБЭ(905), 2005.
2. Электрический привод «Преобразователь частоты - асинхронный двигатель». Руководство по выполнению базовых экспериментов. ЭП.004 РБЭ(905.3), 2005.
3. Методика экспериментального получения механических характеристик электродвигателей: Методические указания к лаб. работам /сост. Т.Е. Додиомов, Н.М. Марченко, Л.И. Токмакова. -Владивосток: Изд.-во ДВГТУ, 2005.
В.Н.Коршунов, В.К.Усольцев
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА С ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНЬШ МОДУЛЯТОРОМ В СИСТЕМЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Современные компоненты силовой электроники - мощные высоковольтные транзисторы позволяют коммутировать обмотки электрических машин с большой индуктивностью. Это дает возможность реализации малогабаритных быстродействующих регуляторов напряжения судовых синхронных генераторов с использованием типовых ШИМ - контроллеров. Однако для расчета и оптимизации параметров регулятора, особенно для современных двухкаскадных схем