вопросы инновдционнои экономики
Том 9 • Номер 2 • Апрель-июнь 2019 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
издательство
Креативная экономика
исследование экономической сущности процессов управления знаниями
Суворова С.Д. 1, Теванян А.М. 2
1 Высшая школа сервиса и торговли - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия
2 Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия экономической категории «управление знаниями» и сделаны выводы об их изолированности от целей и практической деятельности предприятия. Исследована экономическая сущность управления и диффузии знаний, а также дано разъяснение позиции авторов в отношении применения терминов «управление знаниями» и «управление информацией». Авторами предложен двухуровневый подход к управлению знаниями, не исключающий иерархию и дополнение друг друга: на уровне предприятия (экзоуровень управления информацией) и на уровне сотрудника (эндоуровень управления знаниями). Также на каждом из представленных уровней рассмотрены процессы управления, где диффузия или трансформация знаний в информацию является основанием для обеспечения инновационного развития, стрессоустойчивости и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: знания, информация, диффузия знаний, менеджмент знаний, принцип суперпозиции знаний.
The study of the economic substance of the knowledge management processes
Suvorova S.D. 1, Tevanyan A.M. 2
1 Higher School of Service and Trade - Peter the Great's St. Petersburg State Polytechnic University, Russia
2 Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Russia
введение
Современная экономика, находящаяся на новом этапе развития, основывается на знаниях, которые являются качественно новым фактором производства и ключевым средством достижения социально-экономических результатов развития, а также определяют конкурентоспособность предприятий, регионов и стран. Сегодня становится существенным не только обладание и создание новых знаний, но и их управление, которое необходимо для решения как стратегических, так и оперативных задач, особенно при создании материальных благ и выгодных нематериальных преимуществ.
Залогом успешной интеграции предприятия в современную экономику становится планирование, создание и реализация стратегий управления его интеллектуальными ресурсами и активами знаний. Такая тенденция меняет существующие экономические закономерности и требует актуального подхода к изучению сущности знаний и процессов их управления экономической наукой.
Основные подходы к управлению знаниями
Менеджмент знаний (англ. knowledge management или КМ - менеджмент знаний, управление знаниями) находится на стыке научных дисциплин и представляет собой достаточно молодое, но актуальное направление в мировой экономике. На сегодняшний день активные исследования в этой области принадлежат зарубежным исследователям, таким как П. Друкер, Р. Маер, И. Нонаки, Л. Прусак, X. Такеучи, К. Вииг и др. Среди отечественных специалистов, исследующих данную тему, можно отметить: Б.3. Мильнера, С.М. Климову, Т.А. Гаврилову, В.З. Ямпольского и др. Изучение трудов обозначенных ученых позволяет констатировать, что исследования в области управления знаниями весьма востребованы, но на данном этапе развиваются фрагментарно и чаще всего изолировано от практических целей: обеспечения инновационного развития, стрессоустойчивости и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.
ABSTRACT:_
The article analyzes the main approaches to the "knowledge management" definition, and it concludes that they are isolated from the goals and practical activities of the enterprise. The economic essence of management and knowledge diffusion is further investigated. Authors suggest an explanation of their position regarding use of the terms "knowledge management" and "information management". They propose a two-level approach to knowledge management with the hierarchy structure: at the enterprise level ("Exo-level" of information management) and at the employee level ("Endo level" of knowledge management). The management processes are detailed at each presented level. The knowledge diffusion or knowledge transformation into information is considered to be a link for both levels as a solution to entities' innovative development, stress resistance and investment attractiveness goals achievement.
KEYWORDS: knowledge, information, diffusion of knowledge, knowledge management, superposition principle of knowledge.
JEL Classification: D80, D83, D89 Received: 03.02.2019 / Published: 30.06.2019
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Suvorova S.D. ([email protected])
CITATION:_
Suvorova S.D., Tevanyan A.M. (2019) Issledovanie ekonomicheskoy suschnosti protsessov upravleniya znaniyami [The study of the economic substance of the knowledge management processes]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 9. (2). - 327-336. doi: 10.18334/vinec.9.2.40683
Впервые термин «управление знаниями» предложил К. Вииг и трактовал его как систематическое формирование, обновление и применение знаний в целях активизации эффективности деятельности предприятий [1] (Wiig, Hoog, Spek, 1997). Ф. Тейлор рассматривал управление знаниями как деятельность аппарата управления по структуризации опыта сотрудников [2] (Teylor, 1991). Р. Уилльямс и У. Букович определили рассматриваемое понятие как процесс извлечения прибыли из знаний, находящихся в их распоряжении [3] (Bukovich, Uillyams, 2002). В.В. Ефимов предложил рассматривать данный процесс как комплекс управленческих решений, воздействующих на формы организации социальных отношений в сфере производства, распределения и использования знаний, направленных на повышение эффективности деятельности в конкретных экономических рамках [4] (Efimov, 2005). Но наибольшую известность получила модель, предложенная И. Нонаки и Х. Такеучи, раскрывающая взаимодействие в организации явных и неявных знаний и представленная в виде спирали, учитывающей процессы социализации, экстернализации, комбинации и интернализации [5] (Nonaki, Takeuchi, 2003). Различные подходы к определению рассматриваемого понятия указывают на то, что в научном сообществе не существует единого мнения относительно термина «управление знаниями». В связи с чем возникает объективная необходимость уточнения его экономической сущности и формулирования обобщенного определения.
интерпретация термина «управление знаниями»
В рамках рассматриваемой темы авторы считают необходимым разъяснить свою позицию в отношении понимания терминов «управление знаниями» и «управление информацией». Информация (от лат. informatio — «разъяснение, понятие о чём-либо», informare - «придавать форму, обучать») [6] - есть знания, обретшие форму представления. Исходя из этого, знание - нематериально и неформализовано. Оно принадлежит непосредственно человеку, но доступно к отчуждению, становясь материальным объектом или информацией. Такое соотношение указывает на подчинение информации знаниям, которые первоначально управляются только человеком и под его воздействием трансформируются в информацию, доступную для управления предприятием. Экономическое потребление информации при создании новых знаний у сотрудников, также как и обратный процесс - создание новой информации при условии использования имеющихся у них знаний, является диффузией знаний.
ОБ АВТОРАХ:_
Суворова Светлана Дмитриевна, доцент, кандидат экономических наук (Ladyanna40yandex.ru) Теванян Анна Михайловна, аспирант кафедры «Мировая экономика» (Ladyanna40yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Суворова С.Д., Теванян А.М. Исследование экономической сущности процессов управления знаниями // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - Том 9. - № 2. - С. 327-336. doi: 10.18334/vinec.9.2.40683
Следовательно, употребление термина «управление знаниями», по нашему мнению, является относительным, так как предприятию напрямую управлять знаниями не представляется возможным, учитывая их неформализованную природу. В данном контексте важно мнение Л. Прусака о том, что управлять знаниями не представляется возможным, так как в действительности можно управлять лишь той средой, в которой знания создаются и используются [7] (Davenport, Prusak, 1998). Таким образом, менеджмент знаний предприятия в буквальном смысле представляет собой менеджмент информации как формализованного знания. С этой позиции его миссия должна заключаться в том, чтобы способствовать обеспечению цикличности и качества процесса диффузии знаний или трансформации знаний в информацию и последующего создания новых знаний у сотрудников за счет приращения информации.
Двухуровневый подход к управлению знаниями
В этой связи мы полагаем, что управление знаниями, как процесс, должно быть рассмотрено на двух уровнях, не исключающих иерархию и дополнение друг друга: на уровне предприятия (экзоуровень или управление информацией) и на уровне сотрудника (эндоуровень или управление знаниями). Такой подход можно обосновать следующим образом:
Во-первых, в нем отражается специфика процесса управления нематериальными активами - знаниями, которыми де-факто обладает и управляет человек, а предприятие де-юре выступает лишь ограниченным бенефициаром в силу трудовых отношений с ним. При этом нематериальные активы предприятия (патенты, базы данных, программное обеспечение и т.п.) представляют собой формализованные знания. Их использование в целях получения значимых экономических и технических результатов напрямую зависит как от грамотности стратегического управления на уровне предприятия, так и от субъективной компетенции его сотрудников, что подтверждает предположение о необходимости двухуровневого управления знаниями.
Во-вторых, формируется понимание принципа суперпозиции знания. Очевидно, что в тождественном значении персонал является носителем и генератором знаний, а каждый сотрудник - создателем и потребителем информации. Поэтому развитие знаний находится под воздействием двух систем: обычного человека (сотрудника) и предприятия. В связи с чем результат воздействия внешних сил на систему управления знаниями может быть более точно прогнозируемым и представляться векторной суммой воздействия всех сил.
В-третьих, становится возможным определить инструментарий управления, соответствующий направленности взаимоотношений категорий субъект - объект на двух уровнях: предприятие - сотрудник; сотрудник - знание.
Уточнение специфики рассматриваемого процесса на разных уровнях помогает смоделировать систему управления знаниями, позволяющую описать ее интеллектуальные элементы, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют
определенную целостность и единство предприятия, то есть формируют интеллектуальный капитал. В целом управление знаниями представляет целенаправленное воздействие и координацию совместной деятельности руководителей и подчиненных, использование интеллектуальных ресурсов и формирование активов для достижения целей развития предприятия.
Понимание сущности классического определения управления как процесса прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимого для формулирования и достижения целей организации, представлено в работах М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедуори [8] (Meskon, Albert, Khedouri, 2015). В связи с чем можно предложить рассматривать управление знаниями как систематический процесс прогнозирования, планирования, организации, диффузии, координации и контроля знаний, направленный на достижение стратегических целей и решение практических задач, обеспечивающих получение дополнительных конкурентных преимуществ предприятия.
Управление информацией предприятием - экзоуровень
На первом этапе исследования рассмотрим экзоуровень, на котором в качестве субъекта управления выступает предприятие, а в качестве объекта - его сотрудники. В данном исследовании искусственный интеллект (ИИ) не рассматривался в качестве автономного генерирующего знания объекта, однако и не исключалась такая возможность в ближайшем будущем, опираясь на понимание, что уже сегодня ИИ обладает свойством выполнять творческие функции интеллектуальных систем, которые традиционно считались прерогативой организации. Для достижения положительного эффекта управления на этом уровне необходимо определить набор целевых средств воздействия на объект, детализирующий следующие процессы: прогнозирование, планирование, организация, диффузия, координация и контроль (табл. 1).
Представленные процессы управления знаниями нельзя рассматривать изолированно, поскольку они тесно взаимодействуют друг с другом, что должно быть осознано руководителями предприятий разных уровней, принимающих управленческие решения оперативного и стратегического характера. В связи с чем можно констатировать, что управление знаниями представляет совокупность всех видов менеджмента: кадрового, организационного, коммуникационного, инновационного и др.
Повышение эффективности управления знаниями может быть достигнуто посредством создания системы усиления и развития значимых компонент интеллектуального капитала: человеческого, ресурсного и организационного [9] (Milner et al., 2011). Другими словами, сегодня предприятию для обеспечения инновационного развития, стрессоустойчивости и инвестиционной привлекательности необходимо планирование, создание и реализация стратегий управления его интеллектуальными ресурсами и активами [10] (Tevanyan, 2017).
Следует отметить, что в рамках системного подхода к управлению крайне затруд-
Таблица 1
Процессы управления знаниями на уровне предприятия
Процессы Сущность
Прогнозирование знаний Выявление и изучение возможных вариантов и путей развития имеющихся знаний как интеллектуального актива предприятия в будущем. Результат - определение наиболее вероятного состояния изучаемого объекта (знаний в будущем).
Планирование знаний Определение того, каким образом управление знаниями может способствовать достижению конкретных стратегических целей и какие задачи из этого вытекают, с учетом корпоративных целей, сформулированных на базе составленного прогноза
Организация знаний Постоянная корректировка структуры и совершенствование системы функционирования: идентификация, создание, извлечение и сбор новых знаний, их передача и обеспечение доступа сотрудников к авторизованным подразделениям; применение знаний при принятии управленческих решений; обеспечение безопасного хранения структурированных знаний, их защита от внешних угроз.
Координация знаний Согласование направлений деятельности всех звеньев системы знаний для успешного выполнения планируемых целей и задач, при котором определяется, кем используются знания, в какой мере те или иные знания необходимы для реализации определенной функции и т.д.
Контроль знаний Наблюдение, проверка и коррекция функционирования управляемой подсистемы (установление стандартов, измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутых с ожидаемыми результатами; подготовка необходимых корректирующих действий)
Диффузия знаний Получение знаний из информации посредством ее трансформации в компетенцию персонала с последующим превращением скрытого знания в информацию при взаимодействии персонала с внешней средой
Источник: составлено авторами.
нительно обеспечить контроль над функциями менеджмента в контексте знаний сотрудников. Наибольшую сложность представляет собой воздействие инструментов управления на неформализованные знания: предчувствие, вдохновение, эмоции, понимание, догадка и креативность. Именно такая интеллектуальная деятельность позволяет организации решать важные задачи и формировать предприятие как творческий живой организм, способный к эволюции и адаптации, а не как инструментарий для обработки информации [11] (Suvorova, Tevanyan, 2018).
Управление знаниями человеком - эндоуровень
При проведении исследования, было выявлено, что эндоуровень, или уровень управления знаниями, на котором субъектом управления выступает человек, а объектом - непосредственно знание, превалирует над координацией и контролем знаний,
Таблица 2
Процессы управления знаниями на эндоуровне (уровень управления знаниями человеком)
Процессы Сущность
Эксформализация информации N в знание человека Получение и усвоение информации человеком в процессе хозяйственной деятельности, обучения, коммуникации с источниками информации и т.п. Эксформализация в знание характеризует обратный процесс отделения формы от информации
Генерация знаний человеком Усвоение информации сотрудником в соответствии с целями ее получения, собственной квалификацией, опытом и т.п.
Информализация знаний в информацию N + 1 Отчуждение знания и трансформация его в информацию посредством определения подходящего способа ее передачи и хранения, при последующем целевом использовании информации
Источник: составлено авторами.
которые осуществляются человеком. Управление знаниями на данном уровне, по мнению авторов, должно включать (табл. 2) эксформализацию информации, генерацию и информализацию знаний в информацию.
Знания накапливаются при приобретении опыта сотрудниками, выполнении научно-исследовательских работ, обучении и повышении квалификации [12] (Tuzovskiy, Chirikov, Yampolskiy, 2005). В процессе генерации знаний человеком происходит диффузия знаний на предприятии: распространение, приращение, взаимное проникновение, обновление и творческое изменение «знаний сотрудников» посредством интернализации информации и экстернализации знаний в ходе выполнения рабочих процессов и обучения.
Заключение
Для определения основных направлений дальнейшего исследования в области решения исследуемой проблемы авторы полагают, что управление знаниями во многом зависит от следующих факторов:
• развития методологии и инструментария управления знаниями с целью дальнейшей имплементации в практическую деятельность;
• смены парадигмы в подходах к управлению знаниями на предприятиях, нацеленных на внедрение инноваций [13] (Gagarina, 2015), так как управление знаниями является первичным фактором в создании благ и обеспечении конкурентных преимуществ, а не вторичное звено структурного контроля;
• формирования профессиональных компетенций будущего для полноценной подготовки работников в области управления знаниями;
• улучшения качества и уровня устойчивости всей институциональной среды использования и применения интеллектуальных ресурсов: правовых, нормативных, социальных, предпринимательских и др [14] (Panikarova, Vlasov, 2015). Подводя итоги исследования, авторы полагают, что управление знаниями имеет значительную связь с производительностью организации [15] (Daud, 2008)и эффективностью ее деятельности. Менеджмент знаний становится решающим фактором экономического развития, и как следствие, этот процесс должен быть целеориенти-рованным и способным создавать организационно-экономические, технологические и психологические условия для ускорения воплощения знаний в эффективные инновационные решения, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятия. Современному предприятию необходимо активно применять все виды рассмотренных процессов на эндо- и экзоуровнях, где диффузия знаний является платформой для обеспечения инновационного развития, стрессоустойчивости и инвестиционной привлекательности экономических субъектов. Следовательно, в качестве постановочных научных проблем представляется важным изучение взаимосвязи технологий управления с механизмами экстернализации и интернализации знаний.
ИСТОЧНИКИ:
1. Wiig K., Hoog R., Spek R. Supporting knowledge management: a selection of methods and
techniques // Expert Systems with Applications. - 1997. - № 1. - p. 15-27.
2. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. / Пер. с англ. - М.: Контроллинг,
1991. - 104 с.
3. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. / пер. с
англ. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 504 с.
4. Ефимов В.В. Управление знаниями: учеб.пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 111 с.
5. Нонаки И., Такеучи Х. Компания-создатель знания. Зарождение и развитие инно-
ваций в японских фирмах. / пер. с англ. - М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 384 с.
6. Информация // Ива. - Италики. - М.: Большая советская энциклопедия, 1972. - С.
549. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров; 19691978, т. 10).
7. Давенпорт Т.Г., Прусак Л. Рабочее знание: как организации управляют тем, что они
знают. - М., 1998. - 560 с.
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2015. - 704 c.
9. Мильнер Б.З., Румянцева З.П., Смирнова В.Г., Блинникова А.В. Управление знания-
ми в корпорациях. - Москва: Дело, 2011. - 304 с.
10. Теванян А.М. Адаптация экономических систем к стрессовым нагрузкам посредством управления интеллектуальным капиталом // Креативная экономика. - 2017. - № 11. - С. 1133-1144. - doi: 10.18334^.11.11.38473.
11. Суворова С.Д., Теванян А.М. Интеллектуальные ресурсы: основа современного общественного производства // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 6 (32). - С. 208-213.
12. Тузовский А.Ф., Чириков С.В., Ямпольский В.З. Системы управления знаниями (методы и технологии). - Томск: Изд-во НТЛ, 2005. - 260 с.
13. Гагарина М.В. Смена парадигмы управления. Подходы к новому пониманию менеджмента, основанные на теории 2С-систем // Вестник пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2015. - № 2. - С. 71-79.
14. Паникарова С.В., Власов М.В. Управление знаниями и интеллектуальным капиталом. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. - 140 с.
15. Daud S. W.F.W. Yusuf An Empirical Study of Knowledge Management Processes in Small and Medium Enterprises // Communications. - 2008. - № 4. - p. 169-177.
REFERENCES:
Bukovich U., Uillyams R. (2002). Upravlenie znaniyami: rukovodstvo k deystvi-
yu [Knowledge management: a guide to action] M.: INFRA-M. (in Russian). Daud S. W.F.W. (2008). Yusuf An Empirical Study of Knowledge Management Processes
in Small and Medium Enterprises Communications. (4). 169-177. Davenport T.G., Prusak L. (1998). Rabochee znanie: kak organizatsii upravlyayut tem, chto oni znayut[Working knowledge: how organizations manage what they know] M.. (in Russian). Efimov V.V. (2005). Upravlenie znaniyami [Knowledge management] Ulyanovsk:
UlGTU,. (in Russian). Gagarina M.V. (2015). Smenaparadigmy upravleniya. Podkhody k novomuponimaniyu menedzhmenta, osnovannye na teorii 2S-sistem [Shift of management paradigms. approaches to a new understanding of management based on the 2s-systems theory]. Vestnik permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo univer-siteta. sotsialno-ekonomicheskie nauki. (2). 71-79. (in Russian). Meskon M., Albert M., Khedouri F. (2015). Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of
management] M.: Delo. (in Russian). Milner B.Z., Rumyantseva Z.P., Smirnova V.G., Blinnikova A.V. (2011). Upravlenie znaniyami v korporatsiyakh [Knowledge management in corporations] Moscow: Delo. (in Russian).
Nonaki I., Takeuchi Kh. (2003). Kompaniya-sozdatel znaniya. Zarozhdenie i razvitie innovatsiy v yaponskikh firmakh [Company-Creator of knowledge. The emergence and development of innovation in Japanese firms] M.: ZAO "Olimp-Biznes". (in Russian).
Panikarova S.V., Vlasov M.V. (2015). Upravlenie znaniyami i intellektualnym kapita-lom [Knowledge management and intellectual capital] Ekaterinburg : Izdatelstvo Uralskogo universiteta. (in Russian).
Suvorova S.D., Tevanyan A.M. (2018). Intellektualnye resursy: osnova sovremennogo obschestvennogoproizvodstva [Intellectual resources: the Foundation of modern social production]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (6 (32)). 208-213. (in Russian).
Tevanyan A.M. (2017). Adaptatsiya ekonomicheskikh sistem k stressovym nagruzkam posredstvom upravleniya intellektualnym kapitalom [Adaptation of economic systems to stress through the medium of intellectual capital management]. Creative economy. 11 (11). 1133-1144. (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.11.38473.
Teylor F.U. (1991). Printsipy nauchnogo menedzhmenta [The principles of scientific management] M.: Kontrolling. (in Russian).
Tuzovskiy A.F., Chirikov S.V., Yampolskiy V.Z. (2005). Sistemy upravleniya znaniyami (metody i tekhnologii) [The knowledge management system (methods and technologies)] Tomsk: Izd_vo NTL. (in Russian).
Wiig K., Hoog R., Spek R. (1997). Supporting knowledge management: a selection of methods and techniquesExpert Systems with Applications. 13 (1). 15-27.