Научная статья на тему 'Исследование эффективности традиционной системы подготовки 6-10-летних школьников, занимающихся футболом'

Исследование эффективности традиционной системы подготовки 6-10-летних школьников, занимающихся футболом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАГРУЗКА / ОРГАНИЗМ / ОПЫТ / ПАРАМЕТРЫ / ПРОБЛЕМА / ТРЕНИРОВКА / ФУТБОЛ / ДіТИ / НАВАНТАЖЕННЯ / ДОСВіД / ОРГАНіЗМ / ПАРАМЕТРИ / ТРЕНУВАННЯ / CHILDREN / LOAD / BODY / EXPERIENCE / SETTINGS / PROBLEM / TRAINING / FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максименко Игорь Георгиевич, Самер Маджед Дмор

Цель: выявить степени эффективности, традиционно используемой в Украине системы организации и проведения занятий по футболу со школьниками 6-10-лет. Материал: в исследованиях приняли участие 57 школьников в возрасте 6-10 лет. Исследования проводили на основе использования системы Polar Team System. Результаты: выявлены показатели пульсовой и энергетической стоимости различных вариантов тренировочных занятий, традиционно проводимых в секциях с детьми в группах начальной подготовки. Обозначены параметры реакции организма начинающих игроков на соревновательные нагрузки. Обоснованы количественные характеристики рациона питания детей. Представлены данные сравнительного анализа энергетической стоимости тренировочных занятий и ежедневного рациона питания детей. Выводы: установлено, что занятия с начинающими сопровождаются использованием больших нагрузок, при этом часто рацион питания не обеспечивает полноценного восстановления организма детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максименко Игорь Георгиевич, Самер Маджед Дмор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purpose : to identify the degree of efficiency traditionally used in Ukraine, the organization and conduct classes on football with students 6 to 10 years. Material : the study involved 57 students, ages 6-10 years. Investigations were carried out through the use of Polar Team System. Results : the indexes of the pulse energy and the cost of various options for training sessions, traditionally held in the sections with the children in groups of initial training. Marked reaction parameters organism beginners to competitive load. Substantiated quantitative characteristics of the diet of children. The data of the comparative analysis of energy cost of training sessions and daily food intake of children. Conclusions : It was found that classes with beginners accompanied by the use of heavy loads, often diet does not provide full recovery in children.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности традиционной системы подготовки 6-10-летних школьников, занимающихся футболом»

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного

виховання і спорту

Исследование эффективности традиционной системы подготовки 6-10-летних школьников, занимающихся футболом

Максименко И.Г.1, Самер Маджед Дмор1,2

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко1 Мота университет (Иордания)1-2

Аннотации:

Цель: выявить степени эффективности, традиционно используемой в Украине системы организации и проведения занятий по футболу со школьниками 6-10-лет. Материал: в исследованиях приняли участие 57 школьников в возрасте 6-10 лет. Исследования проводили на основе использования системы Polar Team System. Результаты: выявлены показатели пульсовой и энергетической стоимости различных вариантов тренировочных занятий, традиционно проводимых в секциях с детьми в группах начальной подготовки. Обозначены параметры реакции организма начинающих игроков на соревновательные нагрузки. Обоснованы количественные характеристики рациона питания детей. Представлены данные сравнительного анализа энергетической стоимости тренировочных занятий и ежедневного рациона питания детей. Выводы: установлено, что занятия с начинающими сопровождаются использованием больших нагрузок, при этом часто рацион питания не обеспечивает полноценного восстановления организма детей.

Ключевые слова:

дети, нагрузка, организм, опыт, параметры, проблема, тренировка, футбол.

Максименко І.Г., Самер Маджед Дмор. Дослідження ефективності традиційної системи підготовки 6-10-річних школярів, які займаються футболом. Мета: визначити ступень ефективності традиційної системи організації і проведення занять з футболу зі школярами 6-10 років. Матеріал: у дослідженнях взяли участь 57 школярів у віці 6-10 років. Дослідження проводили на основі використання системи Polar Team System. Результати: визначено показники пульсової та енергетичної вартості різних варіантів занять, що традиційно проводять у секціях з дітьми у групах початкової підготовки. Окреслено параметри реакції організму початківців на змагальні навантаження. Обґрунтовано кількісні характеристики раціону харчування дітей. Представлено дані порівнювального аналізу енергетичної вартості тренувальних занять і щоденного раціону харчування дітей. Висновки: встановлено, що заняття з початківцями супроводжуються використанням великих навантажень, при цьому часто раціон харчування не забезпечує повноцінного відновлення організму дітей.

діти, навантаження, досвід, організм, параметри, проблема, тренування, футбол.

Maksymenko I.G., Samer Majed Dmor. Study of the effectiveness of the traditional system of training 6-10-years-old involved in football. Purpose: to identify the degree of efficiency traditionally used in Ukraine, the organization and conduct classes on football with students 6 to 10 years. Material: the study involved 57 students, ages 6-10 years. Investigations were carried out through the use of Polar Team System. Results: the indexes of the pulse energy and the cost of various options for training sessions, traditionally held in the sections with the children in groups of initial training. Marked reaction parameters organism beginners to competitive load. Substantiated quantitative characteristics of the diet of children. The data of the comparative analysis of energy cost of training sessions and daily food intake of children. Conclusions: It was found that classes with beginners accompanied by the use of heavy loads, often diet does not provide full recovery in children.

children, load, body, experience, settings, problem, training, football.

Введение.

Общеизвестно, что основными задачами работы с начинающими в спортивных играх является создание «базы» разносторонней подготовленности и укрепление их здоровья [1, 2, 4, 6, 7, 10, 14]. Как утверждают ведущие специалисты, создание такой «базы» возможно при условии реализации в этот период определенных особенностей подготовки [5, 7, 10, 11]. К таким особенностям относят необходимость осуществления разносторонней физической подготовки игроков и обучения технике не только избранного вида, но и других видов спорта. При этом в процессе обучения техническим элементам не следует требовать от начинающих демонстрации устойчивых двигательных навыков - дети должны освоить основы техники игры, а вместе с тем получить необходимый арсенал умений и навыков [12]. Одними из приоритетных особенностей процесса подготовки на первом этапе также являются обязательное применение игрового метода, недопустимость использования значительных и больших нагрузок и полноценное питание начинающих [9, 10]. В связи с выше изложенным, особую актуальность приобретает изучение эффективности реализации охарактеризованных теоретических положений в практике подготовки детей. Анализ последних исследований и публикаций указывает на фрагментарность

© Максименко И.Г., Самер Маджед Дмор, 2014 doi: 10.6084/m9.figshare.971063

и разнохарактерность полученных другими исследователями данных по этой проблеме [1, 3, 8, 15].

Работа выполнена в соответствии с темой 2.8 «Совершенствование подготовки спортсменов в отдельных группах видов спорта» Сводного плана НИР Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 гг.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - на основе экспериментальных исследований выявить степень эффективности традиционно используемой в Украине системы подготовки

6-10-летних школьников, занимающихся футболом. В исследованиях были использованы следующие методы: анализ украинских и зарубежных литературных и Интернет-источников, педагогические наблюдения, методы математической статистики, пульсометрия и регистрация показателей энергозатрат энергозатрат (основе использования системы «Polar Team System»). По замыслу исследований на основе использования системы «Polar Team System» определяли пульсовую [суммарное количество ЧСС (частота сердечных сокращений) спортсмена за одно занятие] и энергетическую (количество энергии, потраченной спортсменом за занятие) стоимость разных вариантов занятий, которые традиционно проводят в ДЮСШ и в разнообразных секциях с начинающими. На основе регистрации показателей ЧСС и данных о расходе энергии также из-

учали реакцию организма детей на соревновательные нагрузки, которые используются в подготовке игроков. Также в процессе исследований было подсчитано количество килокалорий, которые ежедневно получают среднестатистические украинские школьники за счет питания. После обобщения полученных данных был осуществлен сравнительный анализ энергетической стоимости тренировочных занятий и ежедневного рациона питания начинающих. В исследованиях приняли участие 57 школьников в возрасте 6-10 лет.

Результаты исследований.

В ходе экспериментальных исследований установлено, что на этапе начальной подготовки детей, которые специализируются по футболу и футзалу, имеет место применение нагрузок, неадекватных возрастным особенностям начинающих. Выполнение такой работы сопровождается достаточно высокими показателями ЧСС и расхода энергии у детей. При этом занятия с использованием отмеченных нагрузок характеризуются повышенной длительностью, что противоречит рекомендациям ведущих специалистов относительно построения тренировок на данном этапе многолетней подготовки [7, 10]. Так, в процессе изучения влияния тренировочных занятий, которые традиционно проводят в ДЮСШ г.Л., на организм

6-7-летних футболистов, установлено следующее (табл. 1). Участие начинающих в типичных для этой возрастной категории занятиях характеризуется такими количественными показателями: расходы энергии каждым игроком, в среднем, составляют 277,7 ккал; пульсовая стоимость тренировки, в среднем, у каждого футболиста равняется 10117,5 уд; средние значения ЧСС max достигают 208,4 уд-мин-1. В ходе исследований выявлено содержание типовых занятий, которые в ДЮСШ по футболу обычно длятся 60-70 мин и состоят из двух частей:

1) выполнение увеличенного объема упражнений на овладение техникой игры и небольшого количества подвижных игр и эстафет (длительность этой части занятия до 30 мин);

2)участие начинающих в двусторонней игре длительностью 20-30 мин.

Анализ аналогичных показателей, зафиксированных в занятиях с 7-8-летними детьми, которые посещают секцию мини-футбольного клуба, позволил выявить следующее. Расходы энергии организма

7-8-летнего ребенка на выполнение программы одной тренировки, в среднем, составляют 302,4 ккал. При этом средняя пульсовая стоимость таких занятий равняется 11307,5 уд, а средние значения ЧСС max достигают 209,4 удмин"1. Установлено, что схемы типичных тренировок начинающих, которые занимаются футболом и футзалом, практически не отличаются. Выявлено, что типичные занятия по мини-футболу для 7-8-летних начинающих, которые длятся 1 ч-1 ч 15 мин, состоят из двух частей. В первой части дети выполняют работу с направленностью на овладение техникой игры и на развитие физических качеств (длительность до 35 мин).

Э 2014

ц

При этом применяют традиционно небольшой объем подвижных игр. Вторая часть, как правило, посвящается двусторонней игре в мини-футбол. Кроме изучения реакции организма 6-8-летних спортсменов на разные нагрузки, аналогичное исследование было проведено и при участии 9-10-летних игроков, которые занимаются в ДЮСШ [13] и секциях на протяжении одного года. В качестве примера приведем количественные характеристики энергозатрат и ЧСС, зафиксированные в типичном тренировочном занятии. При этом, общая длительность 1 ч 55 мин, куда входят: разминка; индивидуальные упражнения с мячом и упражнения на развитие основных физических качеств - интенсивность выполнения 50-85%, длительность 1 ч; двусторонняя игра длительностью 15 мин; упражнения на гибкость и восстановление дыхания - длительность 10 мин со спортсменами, которые специализируются в футзале.

Во время такого занятия каждый игрок тратит, в среднем, 777,4 ккал, средние значения ЧСС max равняются 210,1 удмин"1, а пульсовая стоимость данной тренировки, в среднем, составляет 18149,9 уд.

В ходе анализа традиционных подходов к построению тренировочного процесса на этапе начальной подготовки также установлено, что, занимаясь 3-4 раза в неделю, один из них - по субботам, начинающие принимают участие в двусторонних учебных играх. Например. В футбольных ДЮСШ схема проведения таких соревнований следующая: после разминки дети делятся на команды по 5-6 человек; каждая команда играет на площадке 10 мин, после чего начинающие активно отдыхают 15-20 мин. - выполняют упражнения на восстановление дыхания, на гибкость, жонглируют мячом и т. п. По окончании активного отдыха команда опять выходит на площадку. Обычно такие занятия длятся 1 час - 1 час 30 мин, то есть, игроки одной команды играют на площадке 2-3 раза по 10 мин. Также установлено, что практикуют непрерывное (или с одним перерывом) участие начинающих в двусторонних играх, которые длятся от 30 до 50 мин. В качестве примера приведем показатели энергозатрат и ЧСС, зарегистрированные у начинающих, во время участия в учебных играх. Так, участие 6-7-летних футболистов в занятии-двухсторонней игре длительностью 1 час 35 мин (нахождение на площадке во время матча 3 раза по 10 мин с 20-ти мин паузами активного отдыха) характеризуется средними расходами энергии на уровне 342,7 ккал, количественными значениями суммарной пульсовой стоимости нагрузок - 12124,7 уд и средними значениями ЧСС max на уровне 208 удмин"1. На участие в аналогичном тренировочном занятии длительностью 1 ч 25 мин (разминка, 2 таймах20 мин, перерыв 15 мин в виде активного отдыха, упражнения на восстановление) 7-8-летние спортсмены, которые специализируются по футзалу, в среднем, тратят 357,1 ккал; при этом средняя пульсовая стоимость такого занятия составляет 12300,1 уд, а количественные характеристики ЧСС max, в среднем, равняются 209,4 удмин"1.

І ПЕДАГОГІКА I

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

Таблица 1

Средние значения характеристик ЧСС и затрат энергии 6-10-летних футболистов, зарегистрированные в недельных микроциклах при выполнении различных нагрузок (п=57)

Возраст футбо- листов, лет Направленность нагрузок/ интенсивность работы, % Дли- тель- ность занятия, мин Исследуемые показатели

ЧСС min, уд-мин"! ЧСС max, уд-мин^ Пульсовая стоимость занятия, уд Затраты энергии, ккал

X m X m X m X m

6-7 Анаэробно- аэробная/ 50-95 70 124,8 2,7 208,4 4,2 10117,5 94,8 277,7 12,З

6-7 Анаэробно- аэробная/ 65-95 95 125,7 З,0 208 4,1 12124,7 95,8 З42,7 1З,8

7-8 Анаэробно- аэробная/ 50-95 75 120,4 З,1 209,4 З,8 11З07,5 97,9 З02,4 14,1

7-8 Анаэробно- аэробная/ 65-95 85 122,8 З,4 209,4 З,9 12З00,1 101,1 З57,1 14,9

9-10 Анаэробно- аэробная/ 50-95 115 118,1 4,8 210,1 6,2 18149,9 117,З 777,4 24,З

9-10 Анаэробно- аэробная/ 65-95 75 12З,9 З,5 205,1 4,4 12058,З 100,8 514,9 15,7

В процессе исследования аналогичных показателей у 9-10-летних начинающих, которые первый год занимаются футзалом, были зафиксированы такие параметры. В ходе участия в двусторонней игре - 2 тайма по 20 мин «чистого» времени, отдых 1 мин через каждые 5 мин игры, общая длительность занятия 1 ч 15 мин - каждый спортсмен, в среднем, «сжигает» 514,9 ккал; средние значения ЧСС max равняются 205,1 удмин"1; а пульсовая стоимость такой игры, в среднем, составляет 12058,3 уд. Сравнение полученных показателей с разнохарактерными результатами аналогичных исследований, проведенных с более взрослыми спортсменами [1, 3, 5, 14], указывает на то, что в современных спортивных играх этап начальной подготовки характеризуется достаточно частым использованием в занятиях с детьми значительных, а иногда и больших нагрузок.

Как уже отмечалось, согласно замыслу исследования, кроме определения показателей энергозатрат и ЧСС, связанных с выполнением начинающими разных тренировочных программ и участием в соревнованиях, было установлено количество ккал, которую ежедневно получают в процессе питания среднестатистические посетители спортивных секций. Так, в ходе изучения рациона питания выявили, что 6-7-летние дети-посетители футбольных секций ДЮСШ г. Л., в

среднем, ежедневно получают: на завтрак - 300-320 ккал; на обед - 510-540 ккал; на полдник - 150-170 ккал; на ужин - 700-750 ккал; в целом в течение суток (учитывая потребление разных напитков) - 1760-1830 ккал. При этом, по данным различных специалистов, известно, что в данном возрасте затраты энергии на обеспечение основного обмена, на специфически-динамическое действие продуктов питания и на выполнение разных бытовых действий могут составлять 1200-1400 ккал в сутки [9, 10]. На занятие разными физическими упражнениями в школе (активный перерыв, физкультминутки) дети в течение суток могут тратить до 200 ккал. При этом, как установлено в экспериментальных исследованиях, расходы энергии на выполнение охарактеризованных выше тренировочных программ и на участие в двусторонних играх могут достигать 350 и больше ккал. Таким образом, общие суточные расходы 6-7-летних детей, которые посещают секции по футболу, могут составлять 1855 и больше ккал. А получают с продуктами питания среднестатистические украинские 6-7-летние школьники около 1760 - 1830 ккал. Аналогичное несоответствие количества ккал, полученных с продуктами питания, энергозатратам детей было зафиксировано и во время изучения рациона 9-10- летних начинающих. Таким образом, понятно, что полученные в процессе пита-

ния ккал практически не обеспечивают достаточным количеством энергии организм большинства украинских детей, которые посещают ДЮСШ и спортивные секции. На фоне недостаточного обеспечения энергией выполнение детьми неадекватных физических нагрузок может привести к истощению организма. Все выше изложенное указывает на необходимость пересмотра традиционных подходов к организации и проведению занятий с детьми. На наш взгляд, такой пересмотр может быть связан с выполнением двух условий: 1) необходимо применять физические нагрузки, адекватные возрастным особенностям детей;

2) следует обеспечить составление полноценного рациона питания детей.

Выводы

1. В ходе экспериментальных исследований установлено, что традиционно используемая в Украине система проведения занятий футболом и футзалом с детьми 6-10 лет имеет ряд недостатков. Такие недостатки, в первую очередь, связаны с частым использованием больших нагрузок: 6-7-летний футболист за одну типовую тренировку тратит, в среднем, до 342,7 ккал при средних значениях ЧСС тах на уровне 208 уд-мин-1 и сумме ЧСС за занятие до 12124,7 уд.

Э 2014

ц

2. Выявлено, что энергетические потребности организма детей, обусловленные выполнением стандартных тренировочных программ, в полной мере не удовлетворяются с помощью рациона питания, который используется среднестатистической украинской семьей. Так, например, средняя энергетическая стоимость суточного рациона питания 6-7-летних футболистов составляет 1760-1830 ккал, при этом среднесуточные расходы энергии с учетом тренировочных нагрузок у этих начинающих достигают 1855 и больше ккал. Все выше изложенное обусловливает необходимость пересмотра традиционно сложившихся подходов к организации и проведению занятий футболом и мини-футболом с детьми 6-10 лет.

Дальнейшими исследованиями предусматривается определение реакции организма юных спортсменов на различные тренировочные и соревновательные нагрузки, которые используются в подготовке детей и подростков 11-17 лет. Рекомендации по данному направлению исследований могут быть связаны с использованием полученных показателей на первом этапе многолетней тренировки с целью повышения качества процесса подготовки.

Литература:

1. Андреев С.Н. Мини-футбол: учеб.-метод. пособие / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк: Липецк. газ. - 2004. - 496 с.

2. Артеменко Б.А. Значимость тактической подготовленности волейболистов разного уровня мастерства в игровой деятельности / Б.А. Артеменко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. журн. - Харків. - 2014. - №1. - С. 9-10.

3. Карпа І.Я. Виконання техніко-тактичних дій кваліфікованими футболістами різних амплуа в ігрових зонах поля / І.Я. Карпа // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. журн. - Харків. - 2013. -№7. - С. 25-26.

4. Максименко И.Г. Соревновательная и тренировочная деятельность футболистов: моногр. / И.Г. Максименко. -Луганск: Знание. - 2009. - 258 с.

5. Максименко І.Г Оцінка ефективності підходів до побудови етапу спеціалізованої базової підготовки у спортивних іграх /

І.Г Максименко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. журн. - Харків. -2010. - №4. - С. 84-86.

6. Максименко І.Г. Етап попередньої базової підготовки у спортивних іграх: експериментальне визначення ефективності традиційної системи тренування / І.Г. Максименко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. журн. - Харків. - 2010. - №3. - С. 49-51.

7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.: Известия. - 2001. - 333 с.

8. Матяш В.В. Методика технической подготовки футболистов на этапе предварительной базовой подготовки / В.В. Матяш // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. журн. - Харків. - 2013. -№4. - С. 47-46.

9. Питание спортсменов / под ред. К. Розенблюм. - Киев: Олимпийская литература. - 2006. - 536 с.

10. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература. - 2004. - 808 с.

11. Прозар М.В. Педагогічні умови покращення фізичного стану учнів 4-5 класів на етапі початкового вивчення спортивних ігор / М.В. Прозар, В.О. Тищенко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. журн.

- Харків. - 2012. - №2. - С. 96-98.

References:

1. Andreev S.N., Levin V.S. Mini-futbol [Mini Football], Lipetsk, 2004,

496 p.

2. Artemenko B.A. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2014, vol.1, pp. 9-10.

3. Karpa I.Ia. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2013, vol.7, pp. 25-26.

4. Maksimenko I.G. Sorevnovatel’naia i trenirovochnaia deiatel’nost’ futbolistov [Competition and training activities of footballers], Lugansk, Knowledge, 2009, 258 p.

5. Maksimenko I.G. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2010, vol.4, pp. 84-86.

6. Maksimenko I.G. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2010, vol.3, pp. 49-51.

7. Matveev L.P. Obshchaia teoriia sporta i ee prikladnye aspekty [The

general theory of sport and its applications], Moscow, Tidings, 2001, 333 p.

8. Matiash VV Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2013, vol.4, pp. 47-46.

9. Rozenblium K. Pitanie sportsmenov [Food athletes], Kiev, Olympic

Literature, 2006, 536 p.

10. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaia teoriia i ee prakticheskie prilozheniia [System of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications], Kiev, Olympic Literature, 2004, 808 p.

11. Prozar M.V., Tishchenko VO. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2012, vol.2, pp. 96-98.

12. Tishchenko V.O. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology,

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

12. Тищенко В.О. Аналіз змагальної діяльності кваліфікованих гандболістів / В.О. Тищенко // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наук. журн.

- Харків. арків 201З. - №2. - С. 84-86.

13. Футбол: навчальна програма для дитячо-юнацьких спортивних шкіл, спеціалізованих дитячо-юнацьких шкіл олімпійського резерву та шкіл вищої спортивної майстерності / В.Г. Авраменко, О.Є. Бобарико, В.І. Гончаренко та ін. - К.: Наук.-метод. комітет ФФУ - 200З. - 106 с.

14. Aboutoihi S. Football: guide de l’educateur sportif / S. Aboutoihi. -Paris: Editions Actio. - 2006. - 178 p.

15. Marseillou P. Football. Programmation annuelle d’entrainement des debutants / Р. Marseillou. - Paris: Editions Actio. - 2008. - 144 p.

medical-biological problems of physical training and sports], 2013, vol.2, pp. 84-86.

13. Avramenko V. G., Bobariko O.Ie., Goncharenko V. I. Futbol: navchal’na programa dlia ditiacho-iunac’kikh sportivnikh shkil, specializovanikh ditiacho-iunac’kikh shkil olimpijs’kogo rezervu ta shkil vishchoyi sportivnoyi majsternosti [Football: training program for youth sports schools, specialized youth school of Olympic reserve school and high sportsmanship], Kiev, Scientific-method. Committee FFU, 2003, 106 p.

14. Aboutoihi S. Football: guide de l’educateur sportif, Paris, Editions Actio, 2006, 178 p.

15. Marseillou P. Football. Programmation annuelle d’entrainement des debutants, Paris, Editions Actio, 2008, 144 p.

І ПЕДАГОГІКА I

Информация об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Максименко Игорь Георгиевич: Д.н. ФВиС, проф.; ORCID: 00000001-6421-9149; [email protected]; Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко; ул. Оборонная, 2, г. Луганск, 91011, Украина

Самер Маджед Дмор: ORCID: 0000-0001-5127-3883; [email protected]; Мота университет (Иордания); г. Аль-Карак, Мота, 61710, Иордания

Information about the authors:

Maksymenko I.G.: ORCID: 0000-0001-6421-9149; maksimenko_76@ mail.ru; Lugansk Taras Shevchenko National University; Defense str. 2, Lugansk, 91011, Ukraine

Samer M.D.: ORCID: 0000-0001-5127-3883; [email protected]; Mota University (Jordan); of Al-Karak, Mota, 61710, Jordan

Цитируйте эту статью как: Максименко И.Г., Самер Маджед Дмор. Исследование эффективности традиционной системы подготовки 6-10-летних школьников, занимающихся футболом // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2014. - № 5 - С. 50-54. doi:10.6084/ m9.figshare.971063

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).

Дата поступления в редакцию: 28.01.2014 г.

Опубликовано: 25.02.2014 г.

Cite this article as: Maksymenko I.G., Samer Majed Dmor. Study of the effectiveness of the traditional system of training 6-10-years-old involved in football. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2014, vol.5, pp. 50-54. doi:10.6084/m9.figshare.971063

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 28.01.2014 Published: 25.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.