Научная статья на тему 'Исследование эффективности работы пропорционально-интегрального и нейросетевого регуляторов при косвенном векторном управлении асинхронным двигателем по модели потока статора'

Исследование эффективности работы пропорционально-интегрального и нейросетевого регуляторов при косвенном векторном управлении асинхронным двигателем по модели потока статора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / КОСВЕННОЕ ВЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОПОРЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНЫЙ И НЕЙРОСЕТЕВОЙ РЕГУЛЯТОРЫ СКОРОСТИ / INDUCTION MOTOR / INDIRECT VECTOR CONTROL / PROPORTIONAL-INTEGRAL SPEED CONTROL AND NEURAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Али Салама Абозеад Абоалела, Андреев Николай Кузьмич

Разработаны и проанализированы реализации интеллектуального контроллера для косвенного векторного управления скоростью асинхронного двигателя (АД). Описана и просчитана в программе MATLAB полная математическая модель ориентации поля (ОП) асинхронного двигателя мощностью 37 кВт с ротором типа «беличье колесо». Выполнено сравнение качества регулирования пропорционально-интегрального (ПИ) и нейросетевого (НС) регуляторов скорости. Применена 20-слойная структура нейронной сети, основанная на методе «обратного распространения ошибки при обучении нейронной сети» (ОРО). Установлена более высокая эффективность предлагаемого НС контроллера по сравнению с эффективностью ПИ регулятора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Али Салама Абозеад Абоалела, Андреев Николай Кузьмич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of effectiveness of pi and neural network speed controllers in indirect vector control of induction motor using stator flux model

Implementation of intelligent controller for speed control of an induction motor (IM) using indirect vector control method has been developed and analyzed . A complete mathematical model of field orientation control (FOC) of induction motor is described and simulated in MATLAB for a 50 HP (37KW) cage type induction motor . The comparative performance of PI and Neural network control techniques has been presented and analyzed in this work. The 20-layer structure of a feed forward neural network is used. Higher efficiency of the proposed controller NN compared with the efficiency of the PI controller was demonstrated.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности работы пропорционально-интегрального и нейросетевого регуляторов при косвенном векторном управлении асинхронным двигателем по модели потока статора»

УДК 621.313 32

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРАЛЬНОГО И НЕЙРОСЕТЕВОГО РЕГУЛЯТОРОВ ПРИ КОСВЕННОМ ВЕКТОРНОМ УПРАВЛЕНИИ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ПО МОДЕЛИ ПОТОКА СТАТОРА

А.А. АЛИ САЛАМА, Н.К. АНДРЕЕВ Казанский государственный энергетический университет

Разработаны и проанализированы реализации интеллектуального контроллера для косвенного векторного управления скоростью асинхронного двигателя (АД). Описана и просчитана в программе ЫЛТЬЛБ полная математическая модель ориентации поля (ОП) асинхронного двигателя мощностью 37 кВт с ротором типа «беличье колесо». Выполнено сравнение качества регулирования пропорционально-интегрального (ПИ) и нейросетевого (НС) регуляторов скорости. Применена 20-слойная структура нейронной сети, основанная на методе «обратного распространения ошибки при обучении нейронной сети» (ОРО). Установлена более высокая эффективность предлагаемого НС контроллера по сравнению с эффективностью ПИ регулятора.

Ключевые слова: асинхронный двигатель, косвенное векторное управление, пропорционально-интегральный и нейросетевой регуляторы скорости.

Введение

В этой статье исследуются варианты векторного управления скоростью асинхронного двигателя с ротором типа «беличье колесо» на базе ПИ регулятора и НС контроллера. В среде Ма^аЬ проведено симулирование работы электропривода с использованием полной математической модели ориентации АД по полю на примере АД мощностью 37 кВт.

В работе вводится многослойная персептронная нейронная сеть и описывается способ ее использования для аппроксимации функции. Для выполнения обучения многослойных персептронов применен алгоритм ОРО. Необходимо было соблюдать осторожность при тренировке (обучении) персептронов, чтобы они не исказили данные для тренировки и далее, в новых ситуациях, оказались не в состоянии обобщать данные.

В литературе обсуждается много способов для улучшения обобщения. Различают три способа нейросетевого регулирования: регулирование по модели, модельное прогнозирующее регулирование и линеаризованная модель с обратной связью [1-3]. В описываемой работе использована модель прогнозирующего регулирования скорости АД. Имеется много вариантов прогнозирующего регулирования, которые базируются на линейном прогнозировании. В этих вариантах контроллер регулятора должен рассчитать входной сигнал, который оптимизирует качество регулирования в течение будущего обозримого промежутка времени. В модели линейного прогнозирования [1] первым этапом является построение идентификационной модели системы. Далее рабочая модель должна прогнозировать поведение системы на будущий промежуток времени.

© Али Салама А.А., Андреев Н.К.

Проблемы энергетики, 2012, № 3-4

Ниже кратко рассматриваются ПИ и нейросетевые регуляторы скорости, их назначение и преимущества.

Косвенное векторное управление скорости асинхронного двигателя с ориентацией по полю

На рис. 1 показана структурно-динамическая схема косвенного векторного управления асинхронного двигателя (КВУАД). Асинхронный двигатель работает под управлением токового регулятора. Двигатель приводит в движение механическую нагрузку с моментом инерции 3, коэффициентом трения В и моментом нагрузки Т^ . В замкнутом контуре управления скоростью вместо пропорционально-интегрального регулятора используется нейросетевой контроллер, который вырабатывает (генерирует) квадратурный опорный ток г по оси q, для регулирования величины крутящего

момента двигателя. Поток двигателя контролируется по другой, продольной, оси

.* * * * *

опорным током г. Для преобразования опорных токов и в опорные токи га, ¡ь

*

и гс для регулятора тока используется преобразователь координат dq-abc.

Рис.1. Структурно-динамическая схема векторного управления скоростью двигателя

Моделирование косвенного векторного управления асинхронным двигателем

Рассмотрим основной принцип косвенного векторного управления. Выходные токи двигателя ia, i* и i* преобразуются в igs и igs компоненты путем преобразования трехфазной системы токов в двухфазную 3ф /2ф . Перед применением de-qe модели машины, в синхронно вращающейся системе отсчета, вектор тока с

компонентами cos 9e и sin 9e преобразуется. Контроллер производит двухступенчатое

* *

обратное преобразование (рис. 1), так что токи управления ids и iqs соответствуют

токам двигателя ig и iqs . Кроме того, обеспечивается правильное согласование тока

iS s

d с вектором потока a>r и с iqS в направлении, перпендикулярном к ним. d - q оси

iS s

закреплены на статоре, а d - q оси, которые закреплены на роторе, движутся со скоростью ar, как показано на рис.1. Синхронные оси de - qe вращаются с опережением на положительный угол скольжения 9S/ относительно dr - qr осей в соответствии с частотой скольжения ®sj. Так как полюс ротора направлен вдоль оси de и rae = rar +®s[, можно записать

9e = jaedt = |(rar +asi)dt = Qr +QS[ . (1)

Нужно обратить внимание на то, что положение полюса ротора не является абсолютным. Оно скользит по отношению к магнитному полю статора на частоте cosi. В случае раздельного управления компонента потока статора от тока ids должна быть

направлена по оси de , а крутящий момент от тока должен быть расположен на

e

оси q .

Для раздельного управления можно вывести уравнения косвенного векторного управления с помощью de - qe схем замещения. Уравнение для ротора может быть записано в виде:

Rriqr + daXVqr + (Юe -ar) Vdr = 0 (2)

Rridr + dVdr - (ffle - ®r)Vqr = (3)

Уравнения для потокосцепления ротора могут быть заданы в виде:

V qr = Lriqr + Lmiqs, (4)

V dr = Lridr + Lmids. (5)

Исходя из вышеизложенного, можно написать:

1 Lm ■ rc\

idr =~rVdr —T~ ids, (6) Lr Lr

lqr = L Vqr - L q. (7)

Токи ротора можно убрать из формул путем записи:

dVdr + Rr V Lm R i V (8)

+ — Vdr - JTRrids-asl Vqr=0> (8)

d Vqr Rr Lm

-— + —- Var - —

dt Lr qr Lr

+ Vqr --JLRri4s -aslVdr=0. (9)

Здесь выражение для скорости заменено на = (юе - юг). Для раздельного управления желательно, чтобы

= 0. (10)

Л Уаг

То есть -а- = 0. (11)

Л

Так что полный поток ротора \j) направлен по оси de .

Lr d \j) r

Rr dt

"+4V = Lmids,

1sl =

T R

+ .

<VrLr qS

(13)

Если поток ротора является постоянным, что обычно так и бывает, то из уравнения (12) вытекает

Vr = Lmids. (14)

Другими словами, поток ротора в установившемся режиме прямо пропорционален текущему току ids .

Моделирование в программе MATLAB косвенного векторного управления асинхронного двигателя на основе ПИ-регулятора

В программе Matlab было выполнено имитационное моделирование косвенного векторного управления АД с использованием ПИ регулятора с помощью модели, изображенной на рис. 2. Сигналы заданной скорости в 120 рад/с и обратной связи суммируются, с выхода сумматора сигнал ошибки подается в ПИ-регулятор, который влияет на выходной сигнал.

cRotor speed !'ЛГП>

Рис.2. Структурная схема косвенного векторного ПИ-регулятора в программе Matlab Simulink

Эффективность косвенного векторного управления АД с использованием ПИ регулятора

Были рассчитаны пусковые диаграммы АД мощностью 37 кВт (номинальное напряжение 460 В, частота сети 60 Гц), работающего на холостом ходу под управлением ПИ регулятора скорости. Задана скорость в 120 рад/с. Двигатель достигает максимальной скорости 120 рад/с за время t =1,1 с, с высоким значением пускового тока в 467 А. Ток двигателя достигает значения 43 А при t =1,1 с, а крутящий момент двигателя устанавливается на величине 32 Н-м в течение времени t =1,1 с. В режиме запуска высокие значения ошибки регулирования усиливаются ПИ

регулятором, вызывая большие колебания крутящего момента двигателя. Если коэффициенты регулятора превышают определенное значение, колебания крутящего момента двигателя становятся слишком высокими, что приводит к дестабилизации системы.

Временные диаграммы токов фаз двигателя Ia^c , крутящего момента двигателя Te и времени t показаны на рис. 3.

400 2 200

1 о

2 -200 -400

^ 200

01

я

1 1(1(1

L

i.

* о

0 м 1 1.S 2 2.5 3

^ 300 = 200 б 100 í 0 -100

(I 0.5 I 1.5 2 2.5 3

timc(sec)

Рис.3. Отклик ВУАД с ПИ регулятором на нагрузку 60Н-м в момент времени t = 2,2 с

Результаты ПИ регулирования:

Случай I. Результаты в режиме пуска в момент времени t = 1,1 с на холостом ходу. Ток двигателя Ia^c = 467 А, крутящий момент Te = 322 Н-м.

Случай II. Результаты после наложения нагрузки в 60 Н-м в момент времени t =1,1 с.

Ток двигателя Ia^c = 55 А, крутящий момент Te = 107 Н-м.

На рис. 3 показаны временные диаграммы характеристик КВУАД, для внезапного изменения нагрузки от 0 до 60 Н-м при t = 2,2 с. Из формы сигналов видно, что частота вращения двигателя снижается до 120 рад/с, крутящий момент двигателя медленно растет от 43 до 55 Н-м, а ток нарастает от 32 до 107 А.

Моделирование в среде MATLAB ВУАД с нейросетевым прогнозирующим контроллером

В данной модели НС контроллер отличается от ПИ регулятора.

НС контроллер имеет два входных сигнала: один сигнал задания, а другой сигнал нагрузки или скорости выходного вала АД (рис.4).

..............f.......... i 1 ■....................................f....................................

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 0.5 i 1.5 2 2.5 3

Рис. 4 . Структурная схема системы косвенного векторного управления с использованием нейросетевого контроллера в программе МаНаЪ БгтиИпк

Эффективность косвенного векторного управления с использованием нейросетевого контроллера

Для КВУАД был использован нейросетевой контроллер. Первая идентификация устройства была проведена с использованием панели инструментов НС. После идентификации были сгенерированы данные, путем сравнения входных и выходных сигналов. Сеть обучалась с этими данными для получения оптимальных значений веса и постоянной составляющей с помощью функции й"ат1ш (Левенберга Маркарта обратного распространения ошибки). Весовые коэффициенты и постоянные составляющие (пороговые величины) были применены к НС прогнозирующему контроллеру. Использовали 20 скрытых слоев, 8000 обучающих выборок и 200 периодов. Сеть сходилась после 12 периодов, когда была получена среднеквадратичная ошибка 3,23681-10"5 при скорости обучения 0,05. Затем производилось моделирование КВУАД с использованием НС контроллера, задавались значения тока двигателя, скорости и крутящего момента. Заданная скорость равнялась 120 рад/с, двигатель развивал заданную скорость при ? = 2,2 с, и пусковой ток усилителя получился низким (405 А), ниже, чем с ПИ регулятором (467 А). Крутящий момент двигателя также получился лучше, чем с ПИ регулятором: между 43 Н-м и 322 Н-м. Более подробно динамические характеристики описаны ниже.

Результаты нейросетевого управления с предсказанием:

Случай I. Результаты в режиме пуска в момент времени ? = 0,157 с на холостом ходу. Ток двигателя 1аьс = 405 А, крутящий момент Те = 235 Н-м.

Случай II. Результаты после наложения нагрузки в 60 Н-м в момент времени ? = 2,2 с. Ток двигателя 1аьс = 49 А, крутящий момент Те = 95 Н-м.

Эффективность нейросетевого контроллера сравнивалась с производительностью ПИ регулятора для различных значений нагрузки. На рис. 5 приведены результаты сравнения работы устройства с нагрузкой в диапазоне от 0 до 60 Н-м по сравнению с предыдущими данными без нагрузки. Можно заметить, что при наложении крутящего момента в 60 Н-м среднее значение оценки скорости снизилось с 119,5 рад/с (на холостом ходу) до 114 рад/с. В течение промежутка времени 0,2 с двигатель достигает заданной скорости (рис. 5).

1.5

tinie(sec)

Рис. 5. Производительность КВУАД с нейросетевым контроллером с нагрузкой 60 Н-м, в момент

времени t = 2,2 с

Заключение

Проведено исследование и сравнение эффективность работы ПИ регулятора и НС прогнозирующего контроллера при косвенном векторном управлении приводом асинхронного двигателя. По величинам тока двигателя, крутящего момента и скорости на холостом ходу, и с нагрузкой 60 Н-м эффективность НС контроллера оказалась лучше, чем у ПИ регулятора скорости. На основании проверки результатов моделирования (табл. 1) сделаны следующие выводы.

Таблица 1

Значения тока и крутящего момента электропривода с ПИ и НС регуляторами

Переходный процесс Стационарное состояние С нагрузкой 60 Н-м

1abc ,A Te ,Н-м ^abc , A Te ,Н-м ^abc , A Te Н-м

ПИ 467 322 43 32 55 107

НС 405 235 35 27 49 95

• НС контроллер является более робастным, чем ПИ регулятор в условиях возмущений по нагрузке.

• Эффективность НС контроллера по определенным характеристикам двигателя (например, текущему току и крутящему моменту) значительно лучше, чем у ПИ регулятора при тех же условиях.

В целом, качество регулирования НС контроллера значительно лучше, чем у ПИ регулятора.

Summary

Implementation of intelligent controller for speed control of an induction motor (IM) using indirect vector control method has been developed and analyzed. A complete mathematical model of field orientation control (FOC) of induction motor is described and simulated in MATLAB for a 50 HP (37KW) cage type induction motor. The comparative performance of PI and Neural network control techniques has been presented and analyzed in this work. The 20-layer structure of a feed forward neural network is used. Higher efficiency of the proposed controller NN compared with the efficiency of the PI controller was demonstrated.

Key words: induction motor, indirect vector control, proportional-integral speed control and neural networks.

Литература

1. Vinod Kumar and R. R. Joshi. Hybrid Controller based Intelligent Speed Control of Induction Motor / J. Theor. andAppl. Information Technology, pp. 71-75, 2005.

2.Adel Merabet, Mohand Ouhrouche and Rung-Tien Bui. Neural Generalized Predictive Controller for Induction Motor / Volume 1, Number 1, pp. 83-100, University of Quebec at Chicoutimi. 2006.

3.A. Miloudi, Y. Miloud and A. Draou. A Neural Network Based Speed Control Design Strategy of an Indirect Vector Controlled Induction Machine Drive / University Centre of Saida. 2003.

Поступила в редакцию 09 апреля 2012 г.

Андреев Николай Кузьмич - д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов» (ЭПА) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (843) 519-43-19, 8 (906) 3207341. E-mail: ngeikandreev@gmail.com.

Али Салама Абозеад Абоалела - аспирант кафедры Электропривод и автоматизация промышленных установок и технологических комплексов» (ЭПА) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8 (904) 6674818. Е-mail: slama_abo@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.