Научная статья на тему 'Исследование эффективности механизма государственной поддержки аграрной отрасли Украины'

Исследование эффективности механизма государственной поддержки аграрной отрасли Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новак Инна Николаевна

В статье проанализированы примеры государственной поддержки аграрных производителей в мире и в Украине. Отмечаются недостатки в финансировании украинских бюджетных программ и диспаритета механизма распределения инвестиций по отраслям экономики. Выявлено, что несмотря на дефицит средств по государственной программе развития украинского села, производителями было достигнуто высоких экономических показателей, при этом состояние социального обеспечения ухудшилось, что привело к миграции сельского населения в города. Предложено разработать стратегию эффективного инвестирования аграрной отрасли, направления которой должны включать в себя не только создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, но и разработку механизма взаимоотношений украинских институциональных инвесторов с производителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH INTO EFFICIENCY OF THE MECHANISM OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL BRANCH OF UKRAINE

The article analyzes examples of state support of agricultural producers in the world and in Ukraine. There have been shortcomings in the financing of Ukrainian budget programs and disparity of investment allocation mechanism in different industries. We have established that despite the shortage of funds under the state program of development of the Ukrainian village, high economic performance has been achieved with the state of welfare deteriorated, which has led to the migration of rural population to the cities. We have suggested developing a strategy for effective investment into agricultural sector, the directions of which should include not only the creation of a favorable investment climate for foreign investors, but also the development of a mechanism of mutual relations between Ukrainian institutional investors and producers.

Текст научной работы на тему «Исследование эффективности механизма государственной поддержки аграрной отрасли Украины»

УДК 338.268

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ УКРАИНЫ

И. Н. НОВАК, кандидат экономических наук, доцент Уманский национальный университет садоводства

RESEARCH INTO EFFICIENCY OF THE MECHANISM OF STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL BRANCH OF

UKRAINE

I.N. NOVAK, Candidate of economic sciences, reader at Uman national university of horticulture

В статье проанализированы примеры государственной поддержки аграрных производителей в мире и в Украине. Отмечаются недостатки в финансировании украинских бюджетных программ и диспаритета механизма распределения инвестиций по отраслям экономики. Выявлено, что несмотря на дефицит средств по государственной программе развития украинского села, производителями было достигнуто высоких экономических показателей, при этом состояние социального обеспечения ухудшилось, что привело к миграции сельского населения в города. Предложено разработать стратегию эффективного инвестирования аграрной отрасли, направления которой должны включать в себя не только создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, но и разработку механизма взаимоотношений украинских

институциональных инвесторов с производителями.

The article analyzes examples of state support of agricultural producers in the world and in Ukraine. There have been shortcomings in the financing of Ukrainian budget programs and disparity of investment allocation mechanism in different industries. We have established that despite the shortage of funds under the state program of development of the Ukrainian village, high economic performance has been achieved with the state of welfare deteriorated, which has led to the migration of rural population to the cities. We have suggested developing a strategy for effective investment into agricultural sector, the directions of which should include not only the creation of a favorable investment climate for foreign investors, but also the development of a mechanism of mutual relations between Ukrainian institutional investors and producers.

Введение. В условиях интеграции Украины в мировое сообщество особое значение приобретает решение проблем государственной поддержки экономического и социального развития агропромышленного комплекса как приоритетного сектора экономики страны, от которого зависит продовольственная безопасность государства и благосостояние населения. На данный момент для восстановления и развития инфраструктуры аграрного рынка Украины, по подсчетам ученых, нужно 5070 млрд. гривен в год. Кроме того, для обновления основных средств производства требуется капиталовложений на сумму 50 млрд. гривен. Дополнительно, для обеспечения нормальной работы отрасли животноводства нужно 43 млрд. гривен, растениеводства 57 млрд. гривен в год соответственно.

Анализ источников. Государство, являясь одним из субъектов процесса инвестирования, разрабатывает и реализует проекты, финансируя развитие различных отраслей народного хозяйства. Нынешнюю инвестиционную политику государства в аграрном секторе можно охарактеризовать дефицитом средств, поэтому ее основные направления определены перераспределением национального дохода в решение первоочередных задач. Основными источниками данных вложений являются средства государственных и местных бюджетов.

Примером эффективной бюджетной поддержки аграрного сектора в мире может служить методика, применяемая членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в странах Центральной и Восточной Европы и называется - оценка поддержки производителей PSE (Producer Support Estimate) [2]. Она представляет собой сумму выполненных мероприятий правительственной политики трансфертов от потребителей и налогоплательщиков к сельскохозяйственным производителям. В результате данной поддержки фермеры в развитых странах получают за свою продукцию примерно в 1,5 раза больше прибыли, чем они могли бы получить в условиях свободной конкуренции на мировом рынке.

В некоторых странах, особенно при наличии неблагоприятных условий для ведения хозяйства, прямая поддержка произ-

водителей составляет примерно 30 % от получаемых ими эффективных доходов. В то же время из общего объема поддержки сельского хозяйства на долю бюджета приходится не более 50 %, остальное обеспечивается мерами защиты рынка. Общая поддержка сельского хозяйства в развитых странах в настоящее время не превышает 1,5 % от ВВП [1].

Что касается поддержки аграрных производителей в Украине, то в 2014 г. в структуре источников финансирования капитальных инвестиций доля средств государственного бюджета составила лишь 0,7 %, против 5,8 % в 2010 г., финансирование из местного бюджета составило 2,6 %, против 3,4 % соответственно. Основная доля в данной структуре приходиться на собственные средства производителей. Таким образом, за период 2010-2014 гг. резко сократилась государственная поддержка аграрных производителей, произошла децентрализация каналов поступления бюджетных средств по направлению финансирования капитальных инвестиций.

Как негативный фактор можно отметить диспаритет в механизме распределения средств на капитальные инвестиции, так в 2014 г. в аграрную отрасль было направлено всего 8 %, от общего объема инвестиций (среди которых средства государства -0,7 %), что на 2 % или на 1084,5 млн. гривен больше объемов 2012 г. Данное опосредованное отношение государства к аграрному сектору может привести к его вырождению. Поэтому возникает необходимость анализа действующих программ поддержки производителей и разработки новых экономично эффективных и социально ориентированных программ развития отрасли.

Методы исследования. В качестве методов исследования использовались общенаучные методы познания монографический, абстрактно-логический, анализ и синтез, обобщение и аналогии, системный и структурно-композиционный анализ.

Основная часть. Министерством аграрной политики и продовольствия Украины разрабатываются программы государственной поддержки развития аграрной отрасли и украинского села. Однако финансирование данных программ является доста-

точно минимальным, и в большей степени не выполняется в запланированных объемах, о чем свидетельствует состояние основных средств производства аграрных предприятий и обеспечение социальной сферы.

Так, Министерством аграрной политики и продовольствия Украины совместно с Министерством финансов Украины были предусмотрены средства для выполнения «Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года» (Программа) в пределах расходов, которые были определены во время планирования проекта Государственного бюджета Украины на соответствующие годы. Преимуществом данной программы было четко определенные направления деятельности, источники и объемы их финансирования (табл. 1) [8].

Таблица 1. Прогнозные объемы и источники финансирования Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 г., млн. гривен

Источники финансирования Объем финансирования В том числе по годам

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011-2015 гг.

Государственный бюджет 120750,5 15318,9 15153,5 14550,4 75727,7

Местные бюджеты 11,2 0,1 0,3 10,1 0,7

Другие ресурсы 7402,4 407,2 984,1 1028,2 4982,9

Всего 128164,1 15726,2 16137,9 155588,7 80711,3

При планировании Программы мероприятия были разделены на три этапа: первый - 2008-2009 гг., второй - 2010-2011 гг., третий - 2011-2015 гг. Относительно бюджета данной программы, то следует отметить, что выделенные средства должны были обеспечить комплексное развитие отечественного села в течение указанного периода (табл. 2) [9].

Таблица 2. Основные направления государственной поддержки

по целевой программе развития украинского села _на период до 2015 года, млн. гривен _

Направления государственной поддержки 2008-2015 гг.

Обеспечение развития социальной сферы и сельских территорий 15742,7

Обеспечение развития аграрного рынка 49698,2

Финансовое обеспечение аграрного сектора 14011,6

Усовершенствование и реформирование системы управления в аграрном секторе 17519,7

Профессиональное образование 18373,7

Аграрная наука 5308,3

Обеспечение развития консультирования 96,3

Всего 120750,5

Отметим, что объемы государственных средств, планируемых для выполнения данной Программы были минимальными. Так, при степени износа основных фондов в сельском хозяйстве на уровне 38-40 % (в 2009-2014 гг.), в 2014 г. в отрасль было вложено капитальных инвестиций из разных источников на сумму 17,13 млрд. гривен, или 8 % от общего объема. В то же время в среднем годовой объем средств, предусмотренных Программой по всем направлениям развития, составлял всего 16 млрд.гривен.

Основным направлением реализации данной Программы, согласно структуре запланированного финансирования, должно было быть развитие аграрного рынка - 41,1 % от общего объема средств, на финансовое обеспечение аграрного сектора прогнозировалось выделить 11,6 %, на восстановление социальной сферы и сельских территорий - 13 %, на развитие аграрной науки - 4,5 % соответственно.

Для сравнения в США за последнее десятилетие прирост в экономике сельского хозяйства на 50 % был обеспечен благодаря государственному финансированию именно научной деятельности, связанной с сельским хозяйством [5].

Программой, кроме расходов, были определены будущие ориентиры развития, основные из них: рост объема производства валовой продукции сельского хозяйства в стране до 2015 г. в 1,6 раза по сравнению с 2006 г.; увеличение объема поступле-

ний в бюджет Украины от уплаты налогов и сборов субъектами аграрного сектора в 2,5 раза и т. д.

Согласно заключению предоставленному коллегией Счетной палаты Украины «Отчет о результатах аудита выполнения мероприятий Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года», проведение данной программы не способствовало получению ожидаемых результатов [6].

Выводы, предоставленные Председателем Счетной палаты Р. М. Магута, указывают на выполнение только 73,5 % мероприятий, и особенно отмечаются проблемы, которые не были решены, однако финансирование которых было произведено.

В наихудшем состоянии оказалась социальная сфера села, именно ухудшение социальных условий труда и жизни побуждало сельское население к миграции, особенно молодежь, которая представляет собой потенциал будущего развития отрасли. Так, по данным аудита Счетной палаты, за период выполнения программы произошли следующие изменения:

- численность сельского населения сократилась до 2015 г. на 1795 тыс. человек, а количество населенных пунктов - на 54 единицы (рисунок);

15500 п

15000

14500

14000

13500

13000

12500

12000

2006 2015

I Численость сельского населения, тыс. чел.

500 у

400 -К

& 300 -ч

& 200 100 -0

430,1

223,6

95,7

2006

2011

2014

Валовая продукция сельского хозяйства

Рис. Динамика изменений в аграрном секторе за период проведения «Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года» Примечание. Без учета временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г. Севастополя.

- среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве является самой низкой среди отраслей экономики страны (в 2011 г. она составляла 1853 гривен, в 2015 г. - 3308 гривен, ниже среднего заработка по стране на 887 гривен);

- запланированное строительство газопроводов выполнено только на 11,4 %;

- построены и восстановлены сельские автомобильные дороги на 18,4 %;

- поддержка индивидуального жилищного строительства «Свой дом» обеспечена на 24,7 %;

- программа «Школьный автобус» выполнена на 48,3 %;

- для улучшения медицинского обслуживания на селе было введено в эксплуатацию 10 фельдшерско-акушерских пунктов;

- количество учебных заведений в сельской местности уменьшилось.

Несмотря на то, что среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве постоянно растет, ее уровень является одним из самых низких по стране и коррелирует относительно инфляции.

По результатам отчета аудита Программы выявлено, что в 2008-2011 гг. бюджетных средств на компенсацию расходов, понесенных предприятиями агропромышленного комплекса на строительство объектов социальной сферы в сельских населенных пунктах (прогнозный объем - 400 млн. гривен) и развитие депрессивных территорий (прогнозный объем - 250,5 млн. гривен), не выделялось.

Сокращение государственного финансирования прослеживается и по другим направлениям данной программы, несмотря на это большинство запланированных экономических показателей все-таки было достигнуто.

Программой было определено за прогнозируемый период увеличить валовое производство продукции аграрной отрасли к 1024,9 млрд. гривен, по статистическим данным 2015 г. (без учета результатов деятельности на оккупированной территории Автономной Республики Крым) данный показатель составил -2121,9 млрд. гривен, или 207 % от запланированного уровня. При этом производство валовой продукции сельского хозяйства

составило в 2015 г. 430,1 млрд. гривен, что в четыре раза превышает показатели 2006 г. - начального этапа разработки программы. Однако следует отметить, что кроме увеличения валовых сборов, на данный показатель имели влияние такие факторы как рост рыночных цен на аграрную продукцию и девальвация гривны относительно ключевых резервных валют мира.

Экспорт продукции сельского хозяйства вырос с 16 % в 2008 г. до 35,7 % в 2015 г. [8].

Возросли поступления от уплаты налогов и сборов предприятий аграрного сектора в консолидированный бюджет Украины за 2008-2011 гг. (I и II этапы программы), и превысили прогнозные показатели программы до 2015 г. на 70 %.

Объем привлеченных в аграрную отрасль инвестиций за 2008-2011 гг. составил 56,7 млрд. гривен, что соответствует уровню прогноза Программы на 2008-2015 гг. Однако данных средств недостаточно для обновления износившихся основных средств, которые на протяжение исследуемого периода практически не обновлялись (в среднем износ составляет около 40 %).

Недостатком данной программы является то, что после проведения аудита и внесения изменений (постановление Кабинета Министров Украины от 22.06.2011 № 704) не было осуществлено распределения мероприятий и объемов финансирования на период 2011-2015 гг. [5]. И хотя основные производственные показатели были достигнуты, главная цель - возрождение украинского села, его инфраструктуры, развития депрессивных территорий - осталась нерешенной, а ситуация с социальным обеспечением только ухудшилась.

Кроме вышеуказанной Программы Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, разработана и находится на обсуждении «Концепция Государственной целевой программы развития аграрного сектора экономики на период до 2020 г.» (Концепция). Целью ее является создание организационно -экономических условий для эффективного социально-направленного развития аграрного сектора, стабильного обеспечения населения качественной и безопасной отечественной сельскохозяйственной продукцией, а промышленность - сель-

скохозяйственным сырьем, производство продукции с высокой добавленной стоимостью, наращивание объемов на мировом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия [4]. Период выполнения Концепции представляет собой два этапа: первый (2016 г.) - внесение нормативно-правовых изменений в законодательную базу, направленных на развитие аграрной отрасли; второй (2017-2020 гг.) - выполнение мероприятий программы.

В отличие от вышеуказанной Программы, данная Концепция не имеет четко прописанной структуры распределения средств по мероприятиям, а общая сумма финансирования уменьшена до 101 млрд. гривен (в отличии от предыдущей Программы с финансированием в 128 млрд. гривен), то есть более чем на 20 %, из которых только 71,6 млрд. гривен - средства государственного бюджета.

По нашему мнению, сокращение бюджетной поддержки негативно отобразиться на запланированных Концепцией экономических и социальных результатах развития аграрной отрасли, а также приведет к деградации и снижению качества жизни сельского населения и соответственно ускорит миграционный процесс и вырождение сельских территорий.

В настоящее время большинство отраслей экономики Украины не имеют финансовых возможностей для выхода из кризисного состояния или увеличения производственных мощностей, поэтому меры государственной поддержки способствовали бы выполнению поставленных задач. Однако, экономическая ситуация в стране не способствует этому, государственные программы имеют сугубо нормативный характер, а объем финансирования не соответствует потребностям.

Заключение. Очевидно, что современные возможности украинского консолидированного бюджета не позволяют обеспечить необходимые объемы финансовой поддержки агропромышленного производства, а следовательно, бюджетные средства нельзя рассматривать как основной источник для развития аграрного сектора. Поэтому необходимо сочетать различные формы и методы экономического регулирования, создавать

условия привлечения капитала в развитие отрасли из различных источников, включая собственные ресурсы предприятий, кредитование, частные инвестиции, капитал институционных инвесторов и различные формы государственной поддержки.

Так, планом мероприятий Новой продовольственной политики, указанной в Программе деятельности Кабинета Министров Украины и коалиционного соглашения на 2015 г., было определено создание благоприятных инвестиционных условий для привлечения капитала международных финансовых учреждений и стран стратегических партнеров Украины для реализации проектов в аграрной отрасли, в том числе кредитных ресурсов международных институтов на сумму до 1 млрд. долларов [3]. Для этого на протяжении года в Украине и за рубежом Министерством аграрной политики и продовольствия Украины были проведены круглые столы, встречи, тренинг-проекты, переговоры, а также применялся режим благоприятствования при заключении соглашений о сотрудничестве в агропромышленной сфере. Проведенные инициативы были направлены на привлечение инвестиций и инноваций в аграрное производство, увеличение экспорта отечественной продукции и наполнение бюджета.

Вышеуказанные действия привели к тому, что в 2015 г. государственная поддержка аграриев составила 550 млн. гривен, дополнительно было привлечено льготных кредитов для малых и средних предприятий на сумму 3,1 млрд. гривен, объем фонда поддержки фермеров составил - 25,3 млн. гривен, механизм аграрных расписок позволил привлечь 40 млн. гривен, проекты международной технической помощи - 84 млн. долларов.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование эффективности механизма государственной поддержки аграрной отрасли Украины позволило выявить позитивные моменты разработки программ развития украинского села (целевое финансирование), а также проблемы, основная из которых дефицит денег, что не позволило в полном объеме реализовать запланированные мероприятия, а также имело негативные последствия для социальной сферы.

Список литературы

1. «Антиколхозный миф» с последующим разоблачения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // antisgkm. narod.ru/agric5.htm. - Дата доступа 11.02.2016.

2. Диброва, А. Д. Механизм бюджетной поддержки сельского хозяйства Украины / А. Д. Диброва // Агромир. - 2007. - № 15. - С. 6-11.

3. Информация Министерства аграрной политики и продовольствия Украины о состоянии выполнения плана мероприятий по выполнению Программы деятельности Кабинета Министров Украины и «Стратегии устойчивого развития «Украина - 2020» в 2015 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://minagro.gov.ua/apk?nid=18280. - Дата доступа 11.02.2016.

4. Концепция Государственной целевой программы развития аграрного сектора экономики на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://minagro.gov.ua/apk?nid=168\. - Дата доступа 11.02.2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зимина, Л.Б. Сельское хозяйство: в чем секрет успеха / Л. Б. Зимина. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://bujet.ru/article/177647.php. -Дата доступа 11.02.2016.

6. О результатах аудита выполнения мероприятий государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года / Отчет о результатах аудита выполнения мероприятий Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года - Киев: Счетная палата Украины, 2013.

7. Павленко А. Украина на внешних аграрных рынках. Как компенсировать потерю рынка РФ / А. Павленко // Европейская правда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.eurointegration.com.ua/experts/2015/09/23/ 7038635/viewprint/ 23.09.2015. - Дата доступа 11.02.2016.

8. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года» от 19 сентября 2007 г. № 1158 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minagro.gov.ua/apk?nid=2976. - Дата доступа 11.02.2016.

9. Преобразование сельского хозяйства Украины в движущую силу экономического роста. Стратегия развития сектора зерновых и масличных культур / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eba.com. ua/sites/default/files/files/comm_files/grain/EBA_Grain_Strategy_230112.pdf. -Дата доступа 11.02.2016.

Информация об авторе. Новак Инна Никоалевна - кандидат экономических наук, доцент, зам. декана по научной работе факультета менеджмента Уманского национального университета садоводства, г. Умань, Украина. Информация для контактов: E-mail: inna-novak@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.02.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.