Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ДУШЕВНОЙ БОЛИ У СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУШЕВНОЙ БОЛИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
душевная боль / шкала душевной боли / опросник Шкала душевной боли» Р. Холдена / mental pain / mental pain scale / questionnaire Mental pain scale by R. Holden

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е А. Сафронова, А А. Пескова

Изучение феномена душевной боли с точки зрения психологической науки, с одной стороны, можно называть достаточно старым и достаточно новым одновременно. В рамках нашего исследования описывается опыт использования адаптации методики Р. Холдена «Шкала душевной боли» Чистопольская К.А. Актуальность данного эмпирического исследования обусловлена новизной операционализации феномена «душевная боль».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е А. Сафронова, А А. Пескова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF MENTAL PAIN IN STUDENTS

The study of the phenomenon of mental pain from the point of view of psychological science, on the one hand, can be called quite old and quite new at the same time. In the framework of our study, the experience of using the adaptation of the method of R. Holden "Mental Pain Scale" Chistopolskaya K.A. is described. The relevance of this empirical study is due to the novelty of the operationalization of the phenomenon of "mental pain".

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ДУШЕВНОЙ БОЛИ У СТУДЕНТОВ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ДУШЕВНОЙ БОЛИ У СТУДЕНТОВ

Е.А. Сафронова, преподаватель А.А. Пескова, студент

Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-238-241

Аннотация. Изучение феномена душевной боли с точки зрения психологической науки, с одной стороны, можно называть достаточно старым и достаточно новым одновременно. В рамках нашего исследования описывается опыт использования адаптации методики Р. Холдена «Шкала душевной боли» Чистопольская К.А. Актуальность данного эмпирического исследования обусловлена новизной операционализации феномена «душевная боль».

Ключевые слова: душевная боль, шкала душевной боли, опросник Шкала душевной боли» Р. Холдена.

Термин «душная боль» можно встретить в работах разных ученых. З. Фрейд в своих работах «Скорбь и меланхолия» и «Торможение, симптом и тревога» связал душевную боль с тоской по утраченному объекту. В. Франкл объяснял душевное страдание чувством внутренней пустоты из-за потери смысла, которую можно смягчить благодаря нахождению нового смысла. Другие исследователи полагали, что душевная боль возникает из расхождения между образами идеального и реального «Я», основанных на понимании человеком его социальной роли, фактически означая разочарование в себе. Э. Шнейдман характеризовал душевную боль как «стимул» к совершению суицида, разъяснял ее появление фрустрацией базовых потребностей и феноменологически описывал как смесь различных неприятных эмоциональных переживаний: вины, стыда, утраты, отчаяния, одиночества, горя, безнадежности, гнева. Душевную боль также сравнивают с «социальной болью», так как она часто возникает в общении при отвержении. Область нейронауки также занималась исследованием феномена «душевной боли». В ходе проведенных исследований на пациентах с расстройствами настроения показали, что уровень душевной боли связан с повышенным риском суицидальных мыслей и действий, а также с недостаточной активацией мозговых областей, ответственных за обработку и регуляцию эмоций. Группа людей, не в суицидальном кризисе, но имевших суицидальные попытки, демонстрирует более высокую чув-

ствительность к социальному исключению и затруднения в разрешении с подобными ситуациями, что связано с дезактивацией орбито-фронтальной коры и может влиять на их способность разрешать социальные проблемы. Проводилось еще одно исследование, в ходе которого выяснилось, что активация медиальной префронтальной коры наблюдается при воспоминаниях о суицидальных действиях, тогда как душевная боль связана со снижением активности лобных долей, что ассоциируется с травматическим стрессом. Таким образом, предполагается, что целенаправленные действия могут привести к снижению интенсивности душевной боли. Авторы связывают результаты исследования с концепцией суицидального модуса поведения, который активируется определенными триггерами. Другие исследователи выявили взаимосвязь между низкой толерантностью к душевной боли и сниженной ориентацией на будущее (которая проявляется в уверенности, что боль со временем уменьшится) с диссоциативными симптомами и чувством отчуждения от собственного тела, что может способствовать возможности суицидальный акт (человек воспринимает свое тело как с объектом). Также отмечается, что низкая толерантность к душевной боли на фоне депрессии усугубляется, в то время как высокая переносимость физической боли связана с увеличением суицидальной активности, и сочетание этих факторов представляет особую опасность.

Колачев Н.И. и соавторы в своей статье [1] проверили психометрические характеристики

русскоязычных версий методик «Шкала душевной боли» Р. Холдена и «Шкала безнадежности» А. Бека, и установили нормативные показатели для обеих шкал. Контрольная выборка состояла из студентов разных вузов: для первой шкалы - 343 человека (281 женщин и 62 мужчин; возраст участников от 17 до 25 лет), для второй шкалы- 626 человека (282 женщин и 340 мужчин, 2 участника пол не указали; возраст тот же). Клиническая выборка состояла из 146 пациентов суицидального стационара (105 женщин и 41 мужчина; возраст от 16 до 48 лет). Исследования были направленны на изучение факторов суицидального риска, и участники заполняли слегка расходящиеся наборы опросников. Таким образом, проведенное исследование психометрических характеристик «Шкалы душевной боли» Р. Холдена и «Шкалы безнадежности» А. Бека доказало корреляцию. Оба опросника могут использоваться для диагностики суицидального поведения.

Золотарева А.А. в своей статье [2] ставит как цель исследования русскоязычную адаптацию полной и краткой версий «Шкалы душевной боли» Р. Холдена как инструмента для оценки нефизической боли. Выборка составила 562 русскоязычных респондента, которые заполнили «Шкалу душевной боли» и «Шкалы депрессии, тревоги и стресса». Полная и краткая версии «Шкалы душевной боли» показали высокие показатели внутренней надежности и конвергентной и факторной ва-лидности. Психометрическая оценка «Шкалы душевной боли» позволяет рекомендовать оба инструмента для исследований душевной боли у русскоязычных респондентов. Автор статьи исследует понятие «душевной боли» как интенсивные негативные переживания, такие как чувства вины, стыда, обиды, одиночества или разочарования, возникающие в результате психических расстройств или в ответ на потерю значимого и привлекательного объекта для человека.

Авторы в своей статье [3] адаптируют «Шкалы психологического напряжения» на российской выборке и проводят эмпирическую проверку теории суицидального напряжения. Нормативная выборка состояла из студентов от 17 до 28 лет, клиническая выборка состояла из пациентов кризисного стационара от 16 до 48 лет. Исследуемой мето-

дикой были Шкалы психологического напряжения. По результатам исследования, можно сделать вывод о том, что русскоязычная адаптация «Шкал психологического напряжения» была завершена успешно, что позволяет использовать их для исследовательских задач и в клинической практике. В частности, три из четырех его шкал (шкала напряжения ценностей, стремлений и совладания) могут быть применены в скрининговых исследованиях.

Скугаревский О.А. и соавторы в своей статье [4] рассматривают актуальные вопросы клинической феноменологии, диагностики и систематики постшизофренических депрессий в контексте суицидальной активности у пациентов с шизофренией. Освещается значимость своевременной диагностики указанных состояний. Различные подходы к исследованию эмоциональных проявлений у пациентов с шизофренией вне рамок стандартных методов оценки рассматриваются с точки зрения медицинской психологии. Особое внимание уделяется трансдиагностической категории «душевной боли», ее дефиниции и связи с су-ицидальностью у пациентов с постшизофренической депрессией. Заключение авторов указывает на неэффективность формализованной диагностики депрессии у пациентов с шизофренией при оценке суицидального поведения, а также подчеркивают необходимость изучения душевной боли при шизофрении, противоречащую устоявшемуся представлению об эмоциональных нарушениях при данном психическом расстройстве.

Коробицына М.Б. в своей статье [5] провела психологический анализ феномена душевной боли, выборка - дети в возрасте от 3 до 16 лет и взрослые. В ходе данного исследования было подтверждено утверждение о том, что потребность в безопасности формируется в раннем детстве, в первые месяцы жизни, и имеет значительное воздействие на психическое состояние и может привести к тяжелым и непредсказуемым последствиям. Не только реальные внешние факторы и изменения в среде, но и их потенциальная возможность могут создать угрозу для душевного равновесия и жизни человека. Чаще всего душевную боль у детей и большинства взрослых вызывают физическая боль, интенсивная тревога, страх, растерянность, беспомощность и отчаяние, чем другие причины. Автор статьи при

использовании литературы утверждает, что не существует единого понимания феномена «душевной боли». Феномен «душевной боли» был исследован как пограничное состояние психики между нормой и патологией. Исследования психологов были направлены на изучение феномена «душевной боли» в контексте исследования личности в состоянии стресса его последствий. Душевная боль относится к индивидуальному «Я» человека и предполагает переживание страданий, тоски, горя, унижения, стыда, вины, одиночества, безнадежности, печали, страха и других негативных эмоций внутри его личности. Это психическая боль, которую человек испытывает и воспринимает внутренне как негативный эмоциональный опыт.

В раках нашего исследования для сбора данных использовался опросник русскоязычной версии «Шкала душевной боли»

Р. Холдена (адаптация Чистопольская и др.). Опросник являлся анонимным и добровольным. Выборка состояла из студентов ИПП ПетрГУ (п = 30), половая принадлежность и возраст не указывались. «Шкала душевной боли» состоит из 13 утверждений, составляющих единую шкалу. Оценивание происходит по 5-балльной шкале ликертовского типа: чем выше балл, тем сильнее душевная боль. В инструкции указывается, что респондент отвечает, насколько интенсивна его душевная боль на протяжении последних 7-14 дней.

Результаты исследования душевной боли относительно нашей выборки показали, что только 1 респондент (0,3%) имеет высокий уровень душевной боли, 14 респондентов (4,2%) имеют умеренный уровень душевной боли, 15 респондентов (4,5%) имеют низкий уровень. Процентное соотношение по каждому пункту опросника приведены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень душевной боли (кол-во респондентов, %)

Вопрос 1-никогда 2-иногда 3-часто 4-оченеь часто 5-всегда

1 Я испытываю душевную боль 45 33 13 6 3

2 У меня щемит внутри 30 56 7 7 0

3 Моя душевная боль хуже любой физической боли 30 47 3 7 13

4 От этой боли хочется кричать 53 30 10 0 7

5 Из-за этой боли я живу как во тьме 47 33 7 0 13

6 Я не понимаю, почему я страдаю 47 47 3 3 0

7 Психологически я чувствую себя ужасно 30 47 13 7 3

8 Я испытываю боль из-за внутреннего чувства пустоты 47 30 13 7 3

9 У меня болит душа 33 54 10 0 3

10 Я не могу больше терпеть эту боль 28 24 34 11 3

11 Из-за этой боли моё состояние невыносимо 27 20 30 20 3

12 Из-за этой боли я словно разваливаюсь 23 17 13 40 7

13 Моя душевная боль влияет на всё, что я делаю 18 17 21 34 10

Библиографический список

1. Колачев Н.И., Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Дровосеков С.Э. «Шкала душевной боли» Р. Холдена и «Шкала безнадежности» А. Бека: диагностические возможности для предсказания суицидального риска // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2023. - Т. 16. № 90. - С. 1-40.

2. Золотарева А.А. Шкала душевной боли: психометрическая оценка полной и краткой версий // Вопросы психологии. - 2022. - Т. 68. № 1. - С. 148-155.

3. Чистопольская К.А. Адаптация Шкал психологического напряжения и эмпирическая проверка теории суицидального напряжения на российской выборке / К.А. Чистопольская, НИ. Колачев, С.Н. Ениколопов [и др.] // Суицидология. - 2023. - Т. 14, № 1(50). - С. 14-37.

4. Скугаревский, О.А. Феномен душевной боли в контексте суицидального поведения при постшизофренической депрессии: обзор литературы / О.А. Скугаревский, В.В. Савицкая,

B.Г. Объедков // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2022. - Т. 13, № 1. -

C. 72-78.

5. Коробицына М.Б. Психология преодоления душевной боли у детей и взрослых / М.Б. Коробицына // Вюник Одеського нащонального ушверситету. Психолопя. - 2012. - Т. 17, № 8(20). - С. 506-513.

A STUDY OF MENTAL PAIN IN STUDENTS

E.A. Safronova, Lecturer A.A. Peskova, Student Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The study of the phenomenon of mental pain from the point of view of psychological science, on the one hand, can be called quite old and quite new at the same time. In the framework of our study, the experience of using the adaptation of the method of R. Holden "Mental Pain Scale " Chisto-polskaya K.A. is described. The relevance of this empirical study is due to the novelty of the operation-alization of the phenomenon of "mental pain".

Keywords: mental pain, mental pain scale, questionnaire Mental pain scale by R. Holden.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.