Научная статья на тему 'Исследование достоинств и недостатков современной модели финансового супермаркета в России'

Исследование достоинств и недостатков современной модели финансового супермаркета в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ СУПЕРМАРКЕТ / БАНК / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / КОМИССИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ФИНАНСОВО-ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / FINANCIAL SUPERMARKET / BANK / INSURANCE COMPANY / COMMISSION / FINANCIAL AND BROKERAGE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганов А. А., Журавин С. Г., Брызгалов Д. В., Шевелев Н. А.

На основе современных статистических данных и собственных конъюнктурных опросов в материале анализируется актуальная модель банковско-страхового взаимодействия по продвижению страховых услуг и даются рекомендации по повышению ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of modern statistical data and our own business surveys current model of banking and insurance cooperation analyzed to promote insurance services and provides recommendations for improving its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Исследование достоинств и недостатков современной модели финансового супермаркета в России»

Цыганов А.А.,

д.э.н., проф., зав. кафедрой «Страховое дело», Финансовый университет при Правительстве РФ Журавин С.Г.,

д.э.н., к.т.н., доцент, профессор кафедры «Экономика и коммерция», Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова Брызгалов Д.В.,

к.э.н., руководитель ИП «Проект «Страховой маркетинг», Шевелев Н.А.,

специалист группы информационных технологий, дополнительный офис «Центральный» филиала ОАО «УРАЛСИБ» в г. Челябинске Эл. почта: [email protected]

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТОИНСТВ И НЕДОСТАТКОВ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСОВОГО СУПЕРМАРКЕТА В РОССИИ

На основе современных статистических данных и собственных конъюнктурных опросов в материале анализируется актуальная модель банковско-страхового взаимодействия по продвижению страховых услуг и даются рекомендации по повышению ее эффективности.

Ключевые слова: финансовый супермаркет, банк, страховая компания, комиссионное вознаграждение, финансово-посреднические услуги.

Bryzgalov D. V., Zhuravin S.G., Tsyganov A.A., Shevelev N.A.

RESEARCH OF ADVANTAGES AND

DISADVANTAGES OF MODERN FINANCIAL SUPERMARKET MODEL IN RUSSIA

On the basis of modern statistical data and our own business surveys current model

of banking and insurance cooperation analyzed to promote insurance services and provides recommendations for improving its effectiveness.

Keywords: Financial supermarket, bank, insurance company, commission, financial and brokerage services.

На современном российском финансовом рынке наиболее популярной моделью финансового супермаркета как особой бизнес-модели, предполагающей предоставление широкого спектра банковских и небанковских финансовых услуг (страхование, доверительное управление активами, операции с ценными бумагами) в одном месте, является взаимодействие кредитной организации со страховой компанией, или кредитной организации со страховой компанией, негосударственным пенсионным фондом, компанией, управляющей паевыми инвестиционными фондами и некоторыми другими поставщиками финансовых услуг [2,5,8].

Кредитные организации могут рассматриваться в качестве базы для интегрированной модели финансового супермаркета. Интегрированная модель является традиционной моделью, где имеется один приоритетный производитель финансовых услуг, на базе которого осуществляются продажи других финансовых услуг [6,9,10].

Независимая модель финансового супермаркета предусматривает полное разделение производителя и дистрибутора финансовых услуг, среди которых могут быть брокеры, автодилеры и иные независимые посредники. Выделение автодилерской модели финансовых супермаркетов связано с высоким объемом продаж страховых и банковских услуг, прежде всего автострахования и автокредитования.

Таблица 1 - Классификация финансовых супермаркетов по принципу «разделение-совмещение функций производителя и дистрибутора финансовых услуг»

Модель Подмодели Характеристика

Интегрированная Банковская интегрированная Объединение услуг производителя и продавца финансовых услуг на базе банков. Продающим звеном выступают менеджеры в отделениях банков или менеджеры по прямым продажам.

Страховая интегрированная Объединение услуг производителя и продавца финансовых услуг на базе страховых компаний. Продающим звеном, как правило, выступают агенты страховой компании.

Фондовая интегрированная Объединение услуг производителя и продавца финансовых услуг на базе негосударственных пенсионных фондов. Продающим звеном, как правило, выступают агенты и менеджеры НПФ.

Независимая Брокерская Функции производителя и продавца финансовых услуг разделены. Производителем финансовых услуг выступают банки, страховщики, НПФ и прочие финансовые институты. Продающие подразделения сосредоточены в независимом брокере.

Автодилерская Функции производителя и продавца финансовых услуг разделены. Производителем финансовых услуг выступают банки, страховщики, НПФ и прочие финансовые институты. Продавцами финансовых услуг выступают специальные менеджеры в автосалонах.

Иных нефинансовых посредников Функции производителя и продавца финансовых услуг разделены Продающим звеном, как правило, представители нефинансовых посредников, например, магазинов электронной техники.

Источник: разработано авторами

Надо отметить, что фондовая интегрированная модель встречается в современной практике редко в силу меньшего развития рынка НПФ по сравнению с банковским и страховым. В то же время если НПФ входит в группу со страховой компанией и/или банком, то его представители предлагают клиентам наиболее востребованные страховые (например, ОСАГО) и банковские услуги. Такие примеры в России уже есть.

Можно выделить несколько разно-векторных по своей экономической природе направления взаимодействия банка и страховых компаний:

■ страхование банковских рисков, в том числе имущественных;

■ акционерные отношения (владение долями и акциями, корректировка деятельности в рамках финансово-промышленной группы);

■ инвестиционные отношения, связанные с размещением в банках на депозитных счетах страховых резервов;

■ продажи через банки услуг страховой компании.

Страхование банковских рисков, акционерные и инвестиционные отношения банка и страховщика часто определяют возможность создания системы финансового супермаркета (например, для того чтобы банк продавал страховые услуги, страховщик должен разместить в банке определенную сумму страховых резервов), но не являются обязательным условием его функционирования. Понятие «финансовый супермаркет» связано с направлением сбыта финансовых услуг.

В данной статье будут рассматриваться особенности продаж страховых услуг через банки. Поэтому продажи страховых услуг через банки можно назвать элементом системы «финансовый супер-

маркет», в данном случае сформированной на базе коммерческого банка. Ни наличие страхования банковских рисков, ни акционерные и инвестиционные отношения без совместного продвижения финансовых услуг не позволяют называть такое взаимоотношение финансовым супермаркетом [3]. При этом отличие простой (агентской) реализации страховых услуг через банки от финансового супермаркета связано с получением дополнительного экономического эффекта от синергии маркетинговых усилий банка и страховой компании.

Можно выделить следующие виды страховых услуг, продаваемые через банки, в рамках банковской интегрированной модели финансового супермаркета:

1. Страховые услуги, связанные кредитными банковскими продуктами.

1.1 Комплексное ипотечное страхование.

1.1.1 Страхование жизни и здоровья заемщиков ипотечных кредитов

1.1.2 Имущественное страхование предмета залога (ипотеки).

1.1.3 Титульное страхование прав на предмет залога (ипотеки).

1.1.4 Страхование финансовых рисков, связанных с невыплатой ипотечного кредита.

1.2 Страхование жизни и здоровья потребительских кредитов.

1.3 Страхование предпринимательских рисков невозврата потребительских и других кредитов, в том числе связанных с потерей официальной работы.

1.4 Страхование держателей банковских карт и их имущественных интересов.

1.4.1 Страхование жизни и здоровья держателей банковских карт.

1.4.2 Страхование владельцев банковских карт в поездках.

1.4.3 Страхование имущественных интересов владельцев банковских карт, связанных с ее эксплуатацией.

1.5 Страхование жизни и здоровья заемщиков автокредитов.

1.6 Имущественное страхование предметов залога, в том числе КАСКО и ОСАГО по автокредитам.

2. Страховые услуги, связанные с другими банковскими продуктами.

2.1 Специальные программы личного страхования владельцев банковских депозитов.

2.2 Программы страхования имущества в банковских ячейках (в России применяется редко).

2.3 Программы страхования жизни со специальными условиями по банковским вкладам.

3. Страховые услуги, не связанные с банковскими продуктами.

3.1 Программы страхования жизни и здоровья клиентов банка.

3.2 Программы страхования имущества клиентов банка.

3.3 Программы страхования путешественников для клиентов банка.

3.4 Различные программы страхования, продаваемые через Интернет - банкинг и аналогичные механизмы.

Как правило, большинство видов страхования являются добровольными (за исключением страхования залогового имущества при ипотечном кредитовании).

Исследования проблем организации совместного предоставления банковских и страховых услуг в России с определенной регулярностью проводятся с начала 2000-х гг. [4], что косвенно указывает на значительное влияние данного канала продаж страховых продуктов на развитие российского страхового рынка.

О высоком значении банковского канала продаж страховых услуг свидетельствует тот факт, что в 2012 году через банки страховщики получили 106,2 млрд. рублей страховых премий, что составляет 13% всех премий по добровольным и обязательным видам (кроме ОМС).

Наибольшие темпы прироста по банковскому каналу продаж показали: страхование жизни (+69%), страхование от несчастных случаев (+30%), страхование финансовых рисков (+24%). Снижение премий в 2012 году через банки наблюдается по КАСКО и ОСАГО, а также страхованию имущества юридических и физических лиц (табл. 2, 3).

Таблица 2 - Динамика премий, собранных через банковский канал, _по различным видам страхования в 2010-2012 гг._

Вид страхования Премии в 2011 году, Премии в 2012 году, Прирост Прирост 2011/2010,

млрд. рублей млрд. рублей 2012/2011, % %

Страхование от 29,0 37,8 +30% +60%

несчастных случаев и болезней

Страхование жизни 17,7 30 +69% +108%

КАСКО 26,0 16,5 -37% +8%

Страхование финан- 8,4 10,4 +24% +68%

совых рисков

Страхование иму- 12,0 4,6 -62% -18%

ществ юридических

лиц

Страхование имущества физических лиц 3,6 3,5 -3% +16%

ОСАГО 4,0 0,8 -80% +8%

Прочие 2,0 2,6 +30% +5%

Источник: расчеты авторов по данным Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) и проекта «Страховой маркетинг» [7]

В динамике структуры банковского канала на страховом рынке за 2010-2012 гг. можно отметить следующие тенденции:

- увеличение доли премий по страхованию от несчастных случаев и болезней, по страхованию жизни и по страхованию финансовых рисков (доля трех видов 80%);

- снижение доли премий по КАСКО, ОСАГО и по страхованию имущества за счет юридических и физических лиц.

Подобные тенденции связаны с увеличением доли потребительского кредитования в структуре банковских кредитов физическим лицам, а также повышением доли охвата заемщиков в связи с разработкой и предложением новых программ личного страхования через кредитные организации. К тому же отмечается сдвиг автокредитования, а следовательно, и автострахования из банков в автосалоны.

Таблица 3 - Динамика структуры банковского канала продаж _в 2010-2012 гг. по видам страхования_

Вид страхования Доля 2010 году, % Доля в 2011 году, % Доля 2012 году, %

Страхование от несчастных случаев и болезней 23% 28% 36%

Страхование жизни 11% 17% 28%

КАСКО 31% 25% 16%

Страхование финансовых рисков 6% 8% 10%

Страхование имуществ юридических лиц 18% 12% 4%

Страхование имущества физических лиц 4% 4% 3%

ОСАГО 5% 4% 1%

Прочие 2% 2% 2%

Источник: Страховой маркетинг [7]

Возрастает значение продаж страховых услуг не только для страховых компаний, но и для кредитных организаций. В 2012 году комиссионные доходы банков в виде агентского вознаграждения по договорам страхования оцениваются проектом «Страховой маркетинг» в 85,6 млрд. руб-

лей, что на 97% больше показателя 2011 года

В 2012 году среднее отношение агентского вознаграждения по договорам страхования к общему комиссионному доходу кредитной организации составляет 14,1%. В 2011 году данный показатель

находился на уровне 9,2%, то есть можно констатировать увеличение вознаграждения по страхованию в комиссионном доходе кредитных организаций.

В среднем ведущие банки по страхованию взаимодействуют с 20 страховыми компаниями и предлагают 4 вида страхования.

Количество страховых компаний, с которыми работают кредитные организа-

ции, колеблется от 1 страховщика («Сов-комбанк») до 53 страховщиков («Сбербанк», «ВТБ24»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее частыми видами страхования, продвигаемыми банками, являются: страхование от несчастных случаев и болезней в части страхования заемщиков, страхование на случай потери работы, автострахование и ипотечное страхование.

Таблица 4 - Сводная таблица анализа взаимодействия ведущих банков _и страховых компаний в 2013 году_

Кредитная организация Количество страховщиков Количество продвигаемых

- партнеров видов страхования

1 Хоум Кредит 8 6

2 Сбербанк 53 6

3 ВТБ24 53 5

4 Ренессанс Кредит 21 4

5 Совкомбанк 1 1

6 Альфа-Банк 16 8

7 Росбанк 20 4

8 Россельхозбанк 15 3

9 Ситибанк 2 3

10 Райфффайзенбанк 37 6

11 Азиатско-Тихоокеанский банк 13 3

12 Московский кредитный банк 4 4

13 Номос-Банк 12 4

14 МДМ Банк 23 3

15 Локо Банк 35 2

16 БИНБАНК 8 4

17 Уралсиб 20 3

18 Промсвязьбанк 42 6

19 ОТП Банк 20 5

20 Тинькофф Кредитные Системы 3 3

Источник: Страховой маркетинг [7]

Анализ программ страхования, продаваемых кредитными организациями, позволяет выделить следующие особенности банковской интегрированной модели финансового супермаркета:

1. Перекос страхового портфеля финансовых супермаркетов в сторону обязательного с позиций заемщиков страхования. Большую часть премий банковской приоритетной модели финансовых супермаркетов обеспечивает страхование, связанное с банковскими продуктами и предлагаемое банками в обязательном порядке.

2. Условия обязательного с позиций заемщика страхования (добровольного в документах и обязательного для получения кредита и лучших условий) имеют суще-

ственные ограничения по альтернативам в выборе страховой компании, рисков, типа программы и прочих условий.

3. Программы обязательного с позиции заемщика страхования, предлагаемые банками, направлены не на выполнение функций, присущих страхованию как экономическому механизму по защите имущественных интересов страхователя, а на защиту интересов банков, и, прежде всего, организацию получения скрытой комиссии по обслуживанию кредитов за счет неоправданно высоких страховых тарифов [11].

4. Предложения страховых услуг, не связанных с банковскими программами, сконцентрированы на личных видах стра-

хования. Программы страхования имущества и ответственности физических лиц практически полностью отсутствуют в банковской приоритетной модели финансовых супермаркетов.

5. Возникновение феномена межры-ночнной конкуренции при деятельности кредитных организаций в качестве финансовых супермаркетов [1].

6. В качестве положительного аспекта банковской интеграционной модели финансового супермаркета можно отметить совместную разработку банками и страховщиками специальных программ, не связанных с банковскими услугами, которые имеют льготные тарифы для клиентов банков, более выгодные по сравнению с приобретением аналогичных услуг напрямую в страховой компании.

Значительным недостатком банковской интеграционной модели финансового супермаркета следует признать высокую

Таким образом, на финансовом рынке в Российской Федерации возникла организационная дилемма, связанная с возрастающей ролью кредитных организаций на страховом рынке и наличием значительных недостатков в их деятельности в качестве интегрированной модели финансового супермаркета, в том числе по защите прав потребителей финансовых услуг.

В подобной ситуации возникает потребность в развитии независимой модели финансового супермаркета с акцентом на «финансово-посреднические услуги», которые включают:

■ типовую посредническую деятельность, то есть доведение информации о финансовых услугах страховщиков и осуществление продаж финансовых услуг;

■ разработку совместно с поставщиками финансовых услуг комплексных или

стоимость продвижения страховых услуг для страховщика.

По данным, полученным в ходе проведения конъюнктурного исследования «Банки на страховом рынке в 2012-2013 гг.: комиссионный доход по страхованию, премии и КВ по видам, банковско-страховые программы, перспективы сотрудничества», было установлено, что средний размер комиссионного вознаграждения (КВ) банков в 2012 году по договорам страхования составил 42,2%. В зависимости от вида страхования КВ банков колеблется от 15% до 58%. [7].

Размер комиссионного вознаграждения (КВ), фактически выплачиваемого банкам, у ведущих страховщиков колеблется от 8% до 91%. Самые большие КВ наблюдаются по страхованию жизни и страхованию от несчастных случаев, наименьшие - по страхованию имущества юридических лиц.

специальных финансовых услуг, часто основанную на собственной эксклюзивной информации финансового супермаркета;

■ разработку и предложение потребителям финансовых услуг комплексной сервисной составляющей, которая может отсутствовать внутри финансовых услуг;

■ организацию акций по стимулированию продаж финансовых услуг, в частности, различных программ лояльности, предоставления скидок, совместных программ и семплинг - программ;

■ защиту прав потребителей финансовых услуг через отбор поставщиков финансовых услуг по критериям надежности и платежеспособности, в том числе и через систему рейтингов и собственных разработанных методик оценки.

Таблица 5 - Средний КВ кредитных организаций по видам страхования в 2012 году

Вид страхования КВ, %

Страхование от несчастных случаев и болезней 53%

Страхование жизни 45%

Страхование финансовых рисков 58%

КАСКО 19%

Страхование имущества ЮЛ 15%

Страхование имущества ФЛ 23%

Источник: оценка авторов на основании данных СБРФР, проекта «Страховой маркетинг» [7]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брызгалов Д.В., Цыганов А.А. Особенности понятия конкуренции при различных подходах к определению страхования и страхового рынка // Современная конкуренция, № 1(37), 2013;

2. Григорьева Е.М., Тарасова Ю.А. Финансовые предпринимательские структуры: трансформация под влиянием рыночной конъюнктуры. СПб.: ИД «Петрополис», 2010;

3. Грызенкова Ю.В., Журавин С.Г., Соломатина А.С. Стратегическое управление персоналом в страховых компаниях: проблемы, теория и практика. М., НПО «МАКСС Групп», 2012;

4. Демченко В.Н., Цыганов А.А. Исследование проблем организации совместного предоставления банковских и страховых услуг в России// Практический маркетинг.-2004.-№3 (85);

5. Журавин С.Г. Особенности развития транснациональных страховых компаний в период рыночных преобразований в России. Магнитогорск, Изд. центр МГТУ, 2005

6. Кожевникова И.Н. Взаимоотношения страховых организаций и банков. М., Анкил, 2005

7. Маркетинговое исследование «Банки на страховом рынке в 2012-2013 гг.: комиссионный доход по страхованию, премии и КВ по видам, банковско-страховые программы, перспективы сотрудничества»/ Проект «Страховой маркетинг», 2013;

8. Мировой и отечественный опыт организации совместного предоставления страховых и банковских услуг: коллективная монография / Под ред. А.М. Марголи-на, А.А. Цыганова. М.: Изд-во РАГС, 2007;

9. Современные особенности осуществления деятельности финансовых супермаркетов в России / Под ред. С.Г. Жу-равина, А.А. Цыганова М., НПО «МАКСС Групп», 2013;

10. Страхование залогов: методология и практика. Методическое пособие / Под ред. А.А. Цыганова - М.: Изд. дом «Регламент», 2009

11. Цыганов А.А. Развитие институтов защиты и обеспечения прав страхователей в России. М., Изд-во РАГС, 2009

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Bryzgalov D.V., Tsyganov A.A. Osobennosti ponyatiya konkurentsii pri razlichnykh podkhodakh k opredeleniyu strakhovaniya i strakhovogo rynka // Sov-remennaya konkurentsiya, № 1(37), 2013;

2. Grigoryeva Ye.M., Tarasova Yu.A. Finansovye predprinimatelskiye struktury: transformatsiya pod vliyaniyem rynochnoy konyunktury. SPb.: ID «Petropolis», 2010;

3. Gryzenkova Yu.V., Zhuravin S.G., Solomatina A.S. Strategicheskoye upravleni-ye personalom v strakhovykh kompaniyakh: problemy, teoriya i praktika. M., NPO «MAKSS Grupp», 2012;

4. Demchenko V.N., Tsyganov A.A. Issledovaniye problem organizatsii sovmestnogo predostavleniya bankovskikh i strakhovykh uslug v Rossii// Praktichesky marketing.-2004.-№3 (85);

5. Zhuravin S.G. Osobennosti razviti-ya transnatsionalnykh strakhovykh kompany v period rynochnykh preobrazovany v Rossii. Magnitogorsk, Izd. tsentr MGTU, 2005

6. Kozhevnikova I.N. Vzaimoot-nosheniya strakhovykh organizatsy i bankov. M., Ankil, 2005

7. Marketingovoye issledovaniye «Banki na strakhovom rynke v 2012-2013 gg.: komissionny dokhod po strakhovaniyu, premii i KV po vidam, bankovsko-strakhovye programmy, perspektivy sotrudnichestva»/ Proyekt «Strakhovoy marketing», 2013;

8. Mirovoy i otechestvenny opyt organizatsii sovmestnogo predostavleniya strakhovykh i bankovskikh uslug: kollektiv-naya monografiya / Pod red. A.M. Margolina, A.A. Tsyganova. M.: Izd-vo RAGS, 2007;

9. Sovremennye osobennosti osushchestvleniya deyatelnosti finansovykh supermarketov v Rossii / Pod red. S.G. Zhuravina, A.A. Tsyganova M., NPO «MAKSS Grupp», 2013;

10. Strakhovaniye zalogov: metod-ologiya i praktika. Metodicheskoye posobiye / Pod red. A.A. Tsyganova - M.: Izd. dom «Reglament», 2009

11. Tsyganov A.A. Razvitiye institutov zashchity i obespecheniya prav strakhovateley v Rossii. M., Izd-vo RAGS, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.