Педагогические науки
УДК 37.01
Поздеева Светлана Игнатовна Svetlana Pozdeeva
Швецов Михаил Юрьевич Mikhail Shvetsov
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
STUDY OF THE DYNAMICS OF MODERN STUDENT'S VALUES
Статья посвящена исследованиям ценностных ориентиров современных студентов в современных социокультурных условиях. Изложены вопросы трансформации ценностных структур, определяющих своеобразие отношений молодёжи к обществу, делу, жизни. Указываются и объясняются изменения в динамике содержания жизненных и профессиональных ценностей и целей современных студентов, затронута проблема личностно-смыслового потенциала будущего педагога.
Ценностные представления и приоритеты рассматриваются в качестве критериев профессионального становления
The article deals with value orientations of students in modern social and cultural conditions. The article describes the transformation of value structures. These structures define specific relations of young people to society, business and life. The authors point out and explain the changes in the dynamics of the content of life and professional values, goals of modern students, the problem of personality meaning potential of future teacher
Ключевые слова: личностно-смысловой потенциал, ценностные ориентиры, сущность ценностного отношения, трансформация ценностных структур
Key words: the personality meaning potential, values, essence of value relations, transformation of value structures
Педагогическая деятельность требует от человека постоянной творческой готовности, поиска нетривиальных и в то же время оптимальных решений в профессиональных нестандартных ситуациях, непрерывной самореализации, саморазвития.
Своеобразным «ядром» личности педагога следует признать ее личностно-смыс-ловой потенциал, который представляет собой сложную, определяющую гуманистическую направленность мировосприятия и миропонимания, действий и поступков
педагога, его высокую адаптивность, способность к творческой самореализации и духовному саморазвитию в вероятностном пространстве социальной и профессиональной жизни.[5] Поэтому в современных социокультурных условиях именно ценностно-опосредованный личностно-смысловой потенциал будущего педагога и должен, на наш взгляд, стать основным объектом внимания в процессе развития его личности.
Следует сказать, что проблема нравственной культуры молодежи не нова. Мы
продолжительное время занимаемся исследованием данной темы и отслеживаем все изменения в приоритетах жизненных взглядов, целей и ценностей современных студентов.
Согласно полученным результатам, следует отметить, что здоровье во все времена имело важное значение для определенной части молодежи (в 2007 г. — 57 %; в 2010 г. - 73,4 %).
Дом, семья для большинства студентов имеют большое значение и остаются важными в их жизни, поэтому многие респонденты отмечали как ценность счастливую семейную жизнь (в 2007 г. — 72 %; в 2010
г. — 52 %).
%
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
На вопрос: какие цели ставили и ставят перед собой студенты, ответы распреди-лились следующим образом (рис. 2).
Стать высококвалифицированным специалистом (в 2007 г. — 16 %; в 2010 г. — 44,8 %), стать богатым (в 2007 г. — 11 %; в 2010 г. — 26,9 %), стать человеком высокой культуры (в 2007 г. — 11 %; в 2010 г. — 26,9 %), жить в свое удовольствие (в 2007 г. — 12 %; в 2010 г. — 28, 6 %).
Однако такие ценности как интересная, престижная работа потеряли свою значимость для большинства студентов (в 2007 г. — 74 %, 73 %; в 2010 г. — 12,5 % , 28,7 %).
Если в предыдущие годы мы отмечали, что не претерпела больших изменений динамика роста такой социальной ценности, как служение людям (в 2007 г. — 41 %; в 2010 г. — 12,5 %), и это настораживало, то теперь эта ценность и ценность овладения знаниями, культурой потеряли свою значимость для большей части молодежи (в 2007 г. — 63 %; в 2010 г. — 22,8 %) (рис. 1).
Овладение знаниями, культурой
Что думают молодые люди о своей будущей работе? Заниматься любимым делом стало не столь важно для большей части молодежи (в 2007 г. — 41 %; в 2010 г. — 5,3 %) , важнее достичь материального благополучия (в 2007 г. — 10 %; в 2010 г. — 25 %), самореализоваться ( в 2007 г. — 21 %; в 2010 г. — 37,6 %) (рис. 3).
—
г г
Здоровье Счастливая Интересная Престижная Служение семейная работа работа людям
жизнь
□ — 2007 г. | | — 2010 г.
Рис. 1. В какой степени являются важными для Вас нижеперечисленные ценности?
%
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
:
■
1
1НРВЩ
. 1
г Г г
I 1 I 1 1 1
Стать высококвалифицированным специалистом Стать Жить в свое Стать человеком богатым удовольствие высокой культры
□ - 2007 г.
| | - 2010 г.
Рис. 2. Какие цели Вы имеете?
%
45 40 35 30 25 20
15 10
5 0
л
1
Заниматься любимым делом
Достичь материального благополучия
Сохранить здоровье, жить спокойно
Заслужить уважение друзей
□ - 2007 г. | | - 2010 г.
Рис. 3. Что Вы думаете о своей будущей работе?
Молодежь отмечает, что существуют проблемы в отношениях между поколениями (в 2007 г. - 71 %; в 2010 г. - 72 %). Если раньше в этих проблемах их волновали непонимание старшими поколениями младших (в 2007 г. - 59 %; в 2010 г. - 57,3 %), неприятие прежних идеалов (в 2007 г. - 26 %; в 2010 г. - 17,9 %), что отмечается и на данный момент, то сейчас к ним добавились такие, как разрыв культурной преемствен-
ности (19,7 %), неприятие молодежью традиций и обычаев (23,3 %).( рис. 4)
Что характеризует молодежь в современном обществе? Студенты называют качества, присущие молодым людям - индивидуализм (в 2007 г. - 62 %; в 2010 г. -59 %), самостоятельность (в 2007 г. - 62 %; в 2010 г. - 25 %), целеустремленность (в 2007 г. - 62 %; в 2010 г. - 37,6 %) (рис. 5).
%
70 60 50 40
30 20
10
0
\1\ П II
Непонимание
младшими поколениями старших
Неприятие прежних идеалов
□ - 2007 г.
Разрыв Неприятие
культурной молодежью
преемственности традиций и обычаев
| | - 2010 г.
Рис. 4. Что в этих проблемах Вас более всего волнует?
% 70 60
■
50 40 30 20 10 0
■ ]
— 1
п
гЛ „1 ..
Индиви Само- Целе- Бездухов- Вера в свои Пессимизм
дуализм
стоя-тель-ность
устремленность
□ - 2007 г. | | - 2010 г.
Рис. 5. Что характеризует молодежь в современном обществе?
Следует отметить, что молодежь стала более пессимистична (в 2007 г. - 5 %; в 2010 г. - 23 %). Видимо, это вызвано тем настроением, которое характерно для них в настоящее время (26 % - пессимистичес-
кое настроение) и объясняет то, с каким настроением молодые люди смотрят в будущее (тревожно - 25 %, со страхом - 3,5 %) (рис. 6).
ность
%
60 50 40 30 20
10
0
Оптимистическое
Спокойное
Затрудняюсь ответить
Пессимистическое
□ - 2007 г. | | - 2010 г.
Рис. 6. Какое настроение характерно для Вас в настоящее время?
Какой представляют будущую жизнь наши студенты? Долг и достоинство стали менее значимы в жизни молодых людей. Снизился процент студентов (в 2007 г. — 71 %; в 2010 г. — 26,8 %), которые в своей жизни придерживаются принципа «нужно помнить о долге и поступать в соответствии
с ним». Однако возросло число молодых лю-
%
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
дей, которые руководствуются следующими принципами: можно прожить, не имея идеалов, но имея много денег (в 2007 г. — 8 %; в 2010 г. — 22 %), лучше поступиться достоинством и достичь благополучия, чем быть благородным и бедным (в 2007 г. — 5 %; в 2010 г. — 17,9 %) (рис. 7).
Нужно помнить о своем долге и поступать в соответствии с ним
Можно прожить не имея идеалов, но имея много денег
□ — 2007 г.
Лучше поступиться достоинством и достичь благополучия, чем быть благородным и бедным
| | — 2010 г.
Родина, хорошая или плохая, всегда остается Родиной
Рис. 7. Выразите свое отношение к приведенным высказываниям?
Студенты стремятся стать высококвалифицированными специалистами (в 2007 г. - 30 %; в 2010 г. - 46 %), культурными людьми (в 2007 г. - 20 %; в 2010 г. - 22,8 %), достичь самосовершенствования (в 2007 г. - 27 %; в 2010 г. - 27,3 %). Боль-
шинство из них считает, что в учебном заведении для этого созданы условия (в 2007 г. - 30 %; в 2010 г. - 68 %), некоторые из них отмечают, что условия недостаточны (в 2007 г. - 66 %; в 2010 г. - 32 %) (рис. 8).
%
50 45 40 35 30
25 20 15 10 5 0
Стать высоко-квалифицированным человеком
Получить знания, стать культурным человеком
□ - 2007 г.
Для самосовершенствования
Получить диплом
| | - 2010 г.
Рис. 8. Вы учитесь для того, чтобы:
Известно, что ценности служат регу-лятивами, определяющими поведение личности в ситуации выбора, выступая для нее своего рода ориентиром.[6] В зависимости от ценностей и происходит заполнение мо-тивационного поля личности, которое динамично и гибко обозначает цели, а также средства их достижения.
Таким образом, мы наблюдаем изменения в приоритетных ценностях молодежи. Происходит трансформация ценностных структур, определяющих своеобразие отношений молодежи к обществу, к делу, к жизни.
Было бы несправедливо по отношению к современной молодежи заострять внимание только на тех негативных, на наш взгляд, изменениях, которые произошли в их духовном мире.
Существенные социальные перемены в стране повлекли достаточно стойкие изменения как в массовом, так и в индивидуальном сознании. Подобные изменения хорошо видны в динамике содержания жизненных и профессиональных ценностей и целей современной молодежи. Несмотря на эти изменения, для наших студентов приоритетными остаются нравственные ценности. Это подтверждают студенты (в 2007 г. - 15 %; в 2010 г. - 57,3 %), которые сферу нравственного воспитания считают наиболее важной в настоящее время (рис. 9).
Приоритет ценностей в сознании человека проявляется в его стремлении привлечь других людей к его сопониманию, сопереживанию, совместному осмыслению.
%
70 60 50 40 30 20 10
Патриотическое
Нравст- Граж-венное данское
Интер-национальное
Физи- Правовое Эконо- Эколо- Эстетическое мическое гическое ческое
□ — 2007 г. | | — 2010 г.
Рис. 9. Какие сферы воспитания Вы считаете наиболее важными?
0
Важным условием успешного профессионального становления современного студента является формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности. Сущность ценностного отношения характеризуется переходом, трансформацией структурных составляющих профессионализма как социально значимых педагогических ценностей в их реализации в деятельности. Сложившиеся ценностные представления выступают в качестве кри-
териев профессионального становления. Специфика их проявления у студентов в том, что они не проверены собственным трудовым опытом, но их роль возрастает от курса к курсу. По результатам диагностики социальных ценностей мы отмечаем, что студенты 1 курса ставят группу профессиональных ценностей только на третье место, тогда как студенты 4 курса отводят ей первое место.
Литература
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 5. С. 63-70.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды: в 2-х т., Т. I. М., 1980. 232 с.
3. Андреева В.Г. Социальная психология. 2-е изд. М., 1988. 432 с.
4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999, № 5. С. 38-44.
5. Власова Т.И. Духовно-ориентированная парадигма воспитания // Педагогика. 2006. № 10. С.123-127.
6. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С. 86-99.
7. Гусельцева М.С. Проблемы личности и её исследования — на стыке психологии и истории культуры // Вопросы психологии. 2006. № 8 С. 160-164.
8. Копытов А.Г. Формирование мотивации и организация личностного самоопределения студентов // Прикладная психология, опыт и перспективы: сб. статей. Красноярск, 1990. С. 222129.
9. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005.№ 1. С. 116-126.
10. Серый А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1999. С. 354-360.
11. Юсова В.И. Самоопределение личности: философский, социологический, психологический, педагогический аспекты // Вестник ЧитГУ. Чита, 2009. № 2. С. 75-80.
Коротко об авторах_
Поздеева С.И., ст. преподаватель, каф. БЖД, Забайкальский государственный университет [email protected]
Научные интересы: педагогика, социальная психология, деловая культура, коммуникативная культура, исследовательская деятельность
Швецов М.Ю., д-р пед. наук, профессор, декан факультета социальных и политических систем, Забайкальский государственный университет [email protected]
Научные интересы: педагогика, психология, социология, политические науки
_Briefly about the authors
S. Pozdeeva, senior teacher, safety of life department, Transbaikal State University
Scientific interests: pedagogic activities, social psychology, business and communicative culture, research activities
M. Shvetsov, Doctor of Pedagogic Sciences, professor, dean of Social and Political Systems faculty, Transbaikal State University
Scientific interests: pedagogic activities, psychology, sociology, political sciences