Научная статья на тему 'Исследование динамики изменения характеристик смазочного масла двигателей Raba-Man для нормирования оптимальных периодов смены масла'

Исследование динамики изменения характеристик смазочного масла двигателей Raba-Man для нормирования оптимальных периодов смены масла Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
388
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Малышев В. С., Коновалова И. Н., Берестова Г. И.

в статье представлены результаты исследования эксплуатационных масел Mobil 15W/40 и Powerway 15W/40, используемых в автобусных двигателях Raba-Man D 2156 HM6U, полученные комплексным методом с использованием инфракрасной спектроскопии и феррографии. На основании полученных результатов установлены оптимальные сроки смены смазочных масел Mobil и Powerway, рекомендованных для двигателей данного типа, и установлена динамика старения масла с учетом срабатывания органической основы масла и содержания в нем продуктов износа двигателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики изменения характеристик смазочного масла двигателей Raba-Man для нормирования оптимальных периодов смены масла»

Исследование динамики изменения характеристик смазочного масла двигателей RABA-MAN для нормирования оптимальных периодов смены масла

1 2 2 B.C. Малышев , И.Н. Коновалова , Г.И. Берестова

1 Политехнический факультет МГТУ, кафедра энергетики и транспорта

2 Технологический факультет МГТУ, кафедра химии

Аннотация. В статье представлены результаты исследования эксплуатационных масел Mobil 15W/40 и Powerway 15W/40, используемых в автобусных двигателях Raba-Man D 2156 HM6U, полученные комплексным методом с использованием инфракрасной спектроскопии и феррографии. На основании полученных результатов установлены оптимальные сроки смены смазочных масел Mobil и Powerway, рекомендованных для двигателей данного типа, и установлена динамика старения масла с учетом срабатывания органической основы масла и содержания в нем продуктов износа двигателя.

Abstract. In the paper the results of research of operational oils Mobil 15W/40 and Powerway 15W/40 used in the bus engine Raba-Man D 2156 HM6U obtained by a complex method of infra-red spectroscopy and ferrography have been considered. On the basis of these results the optimum terms of change of the lubricant oils Mobil and Powerway recommended for engines of the given type have been established, and dynamics of oil ageing has been established.

1. Введение

Обеспечение эффективной деятельности любого предприятия связано с необходимостью снижения эксплуатационных расходов. Для автотранспортного предприятия эти расходы обусловлены затратами на горюче-смазочные материалы и проведение восстановительного ремонта подвижного состава. Произошедшее в последнее время резкое повышение цен на топливо и смазку серьезно осложнило эту проблему. Путем ее решения может стать выбор рациональных сортов смазочных масел и определение оптимальных периодов их смены. С помощью современных инструментальных методов анализа возможно не только объективно оценить текущее состояние масел, но и определить техническое состояние двигателя по содержанию и виду продуктов износа в нем.

2. Методика и объекты исследования

Метод инфракрасной спектроскопии (ИКС) в настоящее время находит все более широкое применение в практике изучения эксплуатационных свойств смазочных масел. Этот метод позволяет определить структуру различных ингредиентов масла и добавляемых к нему присадок, изучить характер изменения масел в процессе их работы, а также исследовать поведение и взаимодействие присадок в маслах. В отличие от многих физико-химических методов, ИКС можно использовать при анализе многокомпонентных систем. В работах (Закупра и др., 1991; Данилова и др., 1990; Котова, Уланова, 1989; Shaoyi Jiang et al., 1996) предлагается использование инфракрасной спектроскопии для оценки состояния органической части масла: степени окисления, состояния антиокислительных и моющих диспергирующих присадок. ИК-спектры свежих и рабочих масел, а также их дифференциальные спектры снимали на двухлучевом спектрофотометре "Specord 80M" в режиме абсорбции с использованием кювет KBr с толщиной слоя 0.1 мм в интервале волновых чисел 2000-500 см-1 (при графическом изображении инфракрасных спектров чаще всего пользуются волновыми числами, показывающими, сколько раз волна данной длины умещается в отрезке длиной 1 см).

Метод феррографии применяется с 70-х годов и позволяет исследовать дисперсный состав ферромагнитных и парамагнитных частиц рабочего масла. Феррография уже сейчас находит применение как средство прогнозирования повреждений и предупреждения выхода механизмов из строя из-за преждевременного износа деталей в объектах авиационной и судовой техники (Scott, Westcott, 1977; Baur, 1982; Голуб и др., 1993). В отличие от других методов (эмиссионного, атомно-абсорбционного), феррография позволяет обеспечить исследование значительно более широкого диапазона размеров частиц износа (от 0.1 до 3000 мкм) (Голуб и др., 1993; Scott, Westcott, 1977). Метод феррографии основан на осаждении частиц износа из проб смазочного материала на поверхности специальной пластины при пропускании пробы через магнитное поле. Для анализа использовали аналитический феррограф ОМ-1. Полученные феррограммы

рассматривались под микроскопом в отраженном, проходящем и бихроматическом свете. Результаты исследований подтвердили высокую информативность и объективность новых методов анализа.

В данной работе приведены результаты исследования динамики старения масел и накопления металлических продуктов изнашивания в двигателях автобусов ОАО "Автоколонны 1118" г. Мурманска. Масла марок Mobil 15W/40 и Powerway 15W/40 отбирались на анализ из двигателей Raba-Man D 2156 HM6U трех автобусов типа "Икарус 260" и "Икарус 280". Двигатель Raba-Man D 2156 HM6U является четырехтактным дизельным с непосредственным впрыском топлива и со сферической камерой сгорания в поршне. Основные технические данные двигателя D 2156 HM6U представлены в табл. 1.

Пробы масел отбирались из исследуемых объектов через определенный эксплуатационный период. Во время обкатки (первые 1000 км пробега) он составил приблизительно 300 км. Дальнейшие интервалы времени отбора проб составляли около 1000 км пробега. Начало проведения эксперимента совпало с введением в эксплуатацию исследуемых двигателей после проведения капитального ремонта.

Исследуемые образцы анализировались с использованием методов инфракрасной спектроскопии, феррографии и стандартных методов (определения кинематической вязкости, температуры вспышки, щелочного числа, механических примесей).

Таблица 1. Основные технические данные двигателя Raba-Man D 2156 HM6U

№ п.п. Наименование параметра Единица измерения Значение

1 Марка и тип Raba-Man D 2156 HM6U

2 Диаметр цилиндра мм 121

3 Ход поршня мм 150

4 Число цилиндров 6

5 Общий рабочий объем цилиндров см3 10349

6 Расположение цилиндров рядное горизонтальное

7 Степень сжатия 17

8 Мощность кВт 141

9 Объем системы смазки литр 22

3. Результаты исследования

В табл. 2 представлены результаты исследования эксплуатационных масел стандартными методами. В целом стандартные физико-химические показатели (кинематическая вязкость, температура вспышки, щелочное число) находятся в норме и не внушают опасений относительно качества масел даже после 9000 км пробега. Однако по данным физико-химического анализа (табл. 2) можно предположить попадание топлива в циркуляционную систему двигателей 1 и 2, о чем свидетельствуют снижение вязкости и температуры вспышки. В масле Powerway 15W/40 после 4160 км пробега наблюдалось значительное возрастание содержания сажистых частиц, что может быть следствием неполного сгорания топлива из-за перегрузки дизеля или использования топлива неподходящей марки. Следует отметить также, что после смены масла Powerway 15W/40 после 10180 км пробега наблюдалось повышенное (1.5 %) содержание механических примесей. Возможно, система смазки была недостаточно промыта перед сменой масла.

3.1. Результаты ИК-спектрального анализа

Результаты ИК-спектрального анализа представлены на рис. 1-3. ИК-спектры свежего и рабочих масел (рис. 1) значительно отличаются в областях волновых чисел 1720-1690 см-1, 1180-1135 см-1 и при значениях волновых чисел 1080 см-1, 608 см-1. Изменения в области 1720-1690 см-1 обусловлены увеличением поглощения карбонильной группы, что свидетельствует о возрастании содержания карбонильных соединений, накапливающихся в масле в результате окислительных процессов (Закупра и др., 1991). Максимумы на волновых числах 1172 и 1080 см-1 обусловлены поглощением сульфонатных групп моющих присадок (Котова, Уланова, 1989). Вследствие образования продуктов гидролиза моющих сульфонатных присадок в ИК-спектре эксплуатационного масла появляются полосы поглощения на волновых числах 1140 и 600 см-1, при этом наблюдается уменьшение поглощения на волновых числах 1172, 1080 см-1, что свидетельствует об уменьшении содержания сульфонатов. По изменению ИК-спектра рабочего масла на этих волновых числах можно судить о состоянии (или потере) моющей сульфонатной присадки.

В зависимости от времени работы масла было прослежено изменение величин абсорбции на волновых числах, характеризующих состояние моющих сульфонатных присадок (1172 и 1080 см-1), содержание продуктов окисления (1704 см-1), а также величин абсорбции, характеризующих продукты гидролиза сульфонатных присадок - сульфаты (1140, 600 см-1). Данные представлены на рис. 2.

В качестве антиокислительных присадок в исследуемых маслах используются алкилдитиофосфатные соединения. Их наличие можно идентифицировать по полосам поглощения на волновых числах 1000-1010 см-1, 650 см-1и 540 см-1 (Shaoyi Jiang et al., 1996), обусловленным скелетным колебанием связи Р-О-С и антисимметричными и симметричными колебаниями связи фосфор - сера. Анализ ИК-спектров рабочих моторных масел показал, что при увеличении времени эксплуатации уменьшается интенсивность поглощения на волновых числах 1000, 650 и 540 см-1 и одновременно возрастает степень окисления масел, что, по всей видимости, обусловлено уменьшением концентрации алкилдитиофосфатов, то есть срабатыванием антиокислительной присадки (рис. 3).

Таблица 2. Физико-химические показатели эксплуатационных масел, определенные стандартными методами

Пробег двигателя, км Работа масла, км Кинематическая вязкость, ССт Температура вспышки, 0С Щелочное число, мгКОН/г РН Мех. примеси, %

Двигатель 1, масло Mobil 15W/40

0 0 14.48 203 10.26 7.85

200 200 12.87 182 8.93 7.64 0.02

550 550 12.92 189 8.21 6.95 0.02

900 900 12.36 189 8.82 6.8 0.1

После обкатки

2000 1000 13.39 195 9.56 7.8 0.3

3146 2146 13.15 195 8.63 7.2 0.4

5724 4724 13.1 210 8.13 7 0.42

7124 6124 12.87 200 6.86 6.75 0.41

9324 8324 13.08 198 6.43 6.5 0.41

12704 11704 13.21 198 5.84 6.1 0.45

14029 13029 13.5 200 6.88 6.4 2.5

14916 13916 13.6 200 6.25 6.25 2.8

Двигатель 2, масло Powerway 15W/40

0 0 14.65 202 8.76 7.71

200 200 13.86 202 7.36 7.48 0.02

525 525 13.75 202 6.9 7.43 0.03

850 850 13.69 201 6.59 7 0.05

После обкатки

2000 1000 13.65 182 8.75 6.7 0.8

3000 2000 13.45 189 8.25 6.64 1.8

4000 3000 13.55 192 7.97 6.52 2

5160 4160 13.95 192 7.7 6.5 3.5

7110 6110 13.41 192 6.49 6.74 3.9

8099 7099 12.58 192 5.78 6.38 4.1

9160 8160 13.87 200 5.17 6.14 4

После смены масла

10180 1020 13.78 210 9.98 7.14 1.5

13080 3920 13.83 202 9.05 7.05 1.8

15840 6680 14.04 202 4.46 6.18 2.3

17119 7959 14.48 202 4.39 5.93 3.2

18294 9134 14.3 202 3.68 5.57 3.5

Двигатель 3, масло Powerway 15W/40

1000 1000 13.19 205 6.67 7.42 0.2

После обкатки

2000 1000 12.78 196 7.21 7.3 0.22

3210 2210 12.32 189 6.06 7.05 0.25

4140 3140 12.93 192 5.87 6.67 0.3

5140 4140 12.91 192 5.31 6.17 0.33

После замены вкладышей

6154 1014 13.24 196 6.75 7.45 0.16

7354 2214 13.26 195 6.13 7.2 0.18

8946 3806 13.17 195 6.02 7.01 0.2

свежее масло после обкатки I ООО км после обкатки 7099 км

2000

1500 101

-]

волновое число,см

500

Рис. 1. ИК-спектры масла Powerway 15W/40, отобранного в разные периоды эксплуатации

Рис. 2. Динамика изменения поглощения на волновых числах 1172 см-1 и 1140 см-1, двигатель 2, масло Powerway 15W/40

Рис. 3. Динамика изменения поглощения на волновых числах 1716 см-1, 1000 см-1 и 660 см-1, двигатель 1, масло Mobil 15W/40

Результаты исследования масел (табл. 2, рис. 2, 3) показали, что по данным физико-химического анализа масло не достигло браковочных показателей. По данным ИК-спектрального анализа проб масла Powerway 15W/40, проработавшего 7099 км после обкатки (рис. 1), можно с уверенностью сказать, что к этому моменту качество масла значительно ухудшилось. Степень окисления достигла 18.7 абс/см. По методике БМП (Инструкция по браковочным..., 1991) для судовых моторных масел, степень окисления более 20 абс/см является недопустимой. Одновременно с этим существенно снизилось содержание дитиофосфатов и сульфонатов в масле, увеличилось содержание сульфатов - продуктов срабатывания моющих присадок. Также наблюдалось значительное возрастание содержания частиц износа в масле.

Для правильной интерпретации результатов анализа важно рассматривать все данные во взаимосвязи, привлекая более информативные методы. Например, при определении щелочности стандартным потенциометрическим методом получились высокие значения щелочных чисел (табл. 2). Завышенные значения щелочных чисел при определении их стандартным методом можно объяснить тем, что при проведении потенциометрического титрования проба коагулировала. Очевидно, данный метод для марок Powerway 15W/40 и Mobil 15W/40 не дает объективной и полной информации о состоянии моющих присадок. Метод ИК-спектроскопии позволяет определить щелочность без недооценки или переоценки качества масла. Он характеризует изменение смазочного материала из-за воздействия различных неблагоприятных факторов и, таким образом, позволяет выявить причины отклонения в работе механизма на ранней стадии. Данные ИК-спектрального анализа хорошо

коррелируют с результатами феррографических исследований. Значительное снижение качества масла после 7000 км пробега сопровождалось возрастанием количества и размеров металлических частиц износа двигателя.

На основании результатов, полученных с помощью метода ИК-спектроскопии, можно сделать вывод о достижении критических параметров и практически полном срабатывании антиокислительных присадок дитиофосфатного типа и моющих сульфонатных добавок в масле Powerway 15W/40 после 7000 км пробега, а Mobil 15W/40 - после 10000 км пробега.

3.2. Результаты феррографического анализа

Результаты феррографического анализа представлены в табл. 3 и на рис. 4-7. В период обкатки (первые 1000 км пробега) наблюдалось значительное снижение содержания частиц износа, наибольшее количество которых составляли мелкие (размером до 1 мкм) ферромагнитные частицы, расположенные на феррограмме рядами вдоль силового поля. На рис. 4 и 5 представлена динамика изменения суммарного содержания металлических частиц износа и мелких ферромагнитных частиц в пробах масел, отобранных из систем двигателей 1 и 2. Разрывы на графиках показывают момент замены масла в двигателе. В период обкатки также были обнаружены частицы белого серебристого металла (олова). После обкаточного периода и до 7000 км пробега концентрация частиц износа в обоих двигателях имела стабильное значение, далее в пробах масла Powerway 15W/40 (двигатель 2) наблюдалось резкое возрастание её значения. В пробах масла Mobil 15W/40 (двигатель 1) концентрация частиц износа увеличивалась равномерно и незначительно.

По цвету, форме, размерам и количеству частиц износа можно установить вид и степень изнашивания механизмов. В исследуемых образцах автобусных масел наблюдались мелкие ферромагнитные, пластинчатые, хлопьевидные и сферические частицы, осколки, частицы с формой мелкой металлической стружки. Мелкие ферромагнитные частицы размером до 1 мкм, блестящие в отраженном свете, расположенные рядами вдоль силового поля, характеризуют нормальное изнашивание. Пластинчатые частицы с гладкой поверхностью, размером от 1 до 40 мкм, с отношением большого размера к толщине 10:1 характеризуют изнашивание отслаиванием. Металлические осколки гребней (впоследствии дробятся и удаляются в виде длинных плоских частиц, отдельные со шлифованной поверхностью) с прямолинейными кромками размером от 15x20 мкм до 110x840 мкм характерны для периода приработки двигателя. Хлопьевидные частицы неправильной формы с гладкой поверхностью и неровными краями размером от 12x20 мкм до 110x840 мкм (такие крупные частицы обнаружены в последней пробе масла Powerway 15W/40 после пробега 9160 км) образуются при усталостном выкрашивании и адгезионном изнашивании. Частицы с формой мелкой металлической стружки серебристого и желтого цвета с толщиной от 5 до 18 мкм и длиной от 300 мкм до 2500 мкм свидетельствуют об изнашивании при микрорезании. Одновременно при данном виде изнашивания образуются мелкие частицы в виде кусочков проволочек длиной 100-200 мкм. Сферические частицы диаметром от 2 до 50 мкм образуются в результате взаимодействия смазки и поверхностных трещин, давления материала вследствие мгновенного повышения температуры при скольжении, скатывании плоских частиц изнашивания. Частицы цвета "побежалости", имеющие гладкую поверхность и неправильную форму, образуются при работе зубчатых зацеплений в результате высоких нагрузок и скоростей, сопровождающихся значительным выделением тепла и повышением температуры. Частицы голубого цвета свидетельствуют о высоких температурах (частицы углеродистой стали при нагревании до 320° С приобретают голубой цвет). Данные частицы наблюдались в пробах масла Mobil 15W/40 после 3146 км пробега и пробах масла Powerway 15W/40 после 7110 км пробега.

Kl(f

ферромагнитные общее

500 1000 1500

часы работы двигателя

Рис. 4. Динамика изменения содержания

Рис. 5. Динамика изменения содержания

металлических частиц, двигатель 2, масло Powerway 15 W/40 —»—двигатель 1 —*—двигатель 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20(100

пробег двигателя, км Рис. 6. Динамика изменения доли превышения содержания больших частиц над малыми

металлических частиц износа, двигатель 1, масло Mobil 15W/40

«1000

4000 6000 пробег двигателя, км

10000

Рис. 5. Динамика изменения содержания медных частиц износа (двигатель 3)

Таблица 3. Результаты феррографического анализа

Пробег двигателя, км Содержание металлических частиц износа, мкм2/мл

Общее Большие (более 5 мкм) Ферромагнитные Хлопьевидные Прозрачные "осколки" Частицы микрорезания Сферические Желтые (медь)

Двигатель 1, масло Mobil 15W/40

200 15822698 406251 15420000 12430 20805 364845 3553 4115

550 6918870 103380 6815490 0 5600 97780 0 4240

900 2144383 346353 1798030 246689 10570 85460 0 3634

После обкатки

2000 343085 165760 177325 20120 20785 112355 0 0

3146 670007 262103 409104 190120 42925 14140 8478 840

5724 2041529 411129 1640110 74540 123139 165390 37090 1260

7124 3041529 485405 2556124 78055 135690 259070 40000 1288

9324 3500890 520035 2890850 79043 140890 268000 32005 1290

12704 3800450 596700 3203750 81056 151200 275050 45080 1604

14029 3804405 694425 3109980 92032 247000 263040 9702 1640

14916 4282840 783932 3514928 113952 375588 267640 8802 1930

Двигатель 2, масло Powerway 15W/40

200 27592045 192045 27400000 10475 16820 164750 0 0

525 16287340 277340 16010000 105280 46400 124620 0 14540

850 7802390 60390 7742000 5010 0 55380 0 0

После обкатки

2000 1276217 708627 567590 447254 134443 104600 0 680

3000 668935 45895 623290 8150 7295 100 0 100

4000 388440 193430 195010 48680 37700 96300 0 20550

5160 856046 284556 585156 14814 138317 82580 10740 279

7110 8721888 3954516 4784614 2825220 1001790 97275 8149 4840

8099 6863990 3424550 3439440 1836470 1084205 221300 17773 2070

9160 6898802 3834646 3064156 2182520 1354320 282920 8322 30508

После смены масла

10180 1044806 40187 990569 9650 4692 9750 0 2045

13080 2824834 546619 2332713 181248 109102 184500 17271 6500

15840 2956700 490464 2466236 192500 110600 180054 1006 6304

17119 8719502 4127443 4592059 3724001 131140 246900 18997 6405

18924 9800050 5644780 4155270 4549978 794402 278560 15060 6780

Двигатель 3, масло Powerway 15W/40

1000 23666030 1767980 21989952 26053 1096045 546660 0 8080

После обкатки

2000 11902711 660291 11353994 58720 150890 337350 0 1757

3210 30993624 4990624 26208077 533272 4063485 167500 7755 13535

4140 39798985 10407985 29481190 1736724 8312448 179135 19034 118454

5140 14786997 4819897 9979592 42400 3948485 773750 1 6020 260

После замены вкладышей

6154 13262169 769454 1261622G 1557G 19548G 41918G 5652 1GG67

7354 9622174 815761 89G6183 8614G 41251G 2G532G 2512 1721

8946 2GG266G 46556G 16G9132 133644 21323G 1445G 31GG1 12G3

Для количественной оценки полученных феррограмм находили площадь металлических частиц, содержащихся в 1 мл исследуемого образца масла, долю больших частиц (размером более 5 мкм) и процент превышения содержания больших частиц над малыми по методикам, предложенным в работе (Голуб и др., 1993). На рис. 6 представлена динамика изменения этих показателей в исследуемых образцах масел. В исследуемых образцах, отобранных после пробега двигателя около 7GGG км, были обнаружены частицы очень больших размеров (объемные осколки 45Gx66G мкм, 12Gx19G мкм; частицы микрорезания длиной до 15GGG мкм; хлопьевидные частицы размером 32Gx21G мкм), что свидетельствует о большой степени износа двигателя и внушает серьезные опасения.

При проведении феррографического анализа проб масел, отобранных из двигателя 3 после 321G км пробега, было обнаружено повышенное содержание как мелких - картина "сплошным полем", так и крупных частиц износа - осколки с острыми краями и размерами до 35Gx17G мкм. В следующей пробе масла, отобранной из двигателя этого автобуса, наблюдалось резкое повышение содержания крупных блестящих плоских осколков с острыми краями и частиц желтого цвета (медь). Результаты представлены в табл. 3 и на рис. 7. Эти факты позволили сделать предположение о значительном износе подшипника. Двигатель был выведен из эксплуатации, и при его осмотре было обнаружено разрушение вкладышей подшипника.

Картина частиц износа, состав, концентрация и распределение частиц по размерам представляют собой информацию о состоянии поверхности износа. Поскольку износ развивается от нормального через повышенный к аварийному, то размер частиц и концентрация увеличиваются с большой скоростью. При нормальном износе механизма наблюдались частицы до 2G мкм. При повышенном износе частицы увеличивались в размере до 2GG мкм и их концентрация возрастала на порядок. При этом наблюдались значительные изменения в типе частиц, концентрации и распределении по размеру. Значительное увеличение концентрации частиц износа за короткий промежуток времени может служить доказательством того, что развивается определенная модель износа. На основании анализа полученных экспериментальных данных был выявлен повышенный износ подшипниковых узлов, а также деталей цилиндро-поршневой группы исследуемых двигателей.

3. Заключение

Основываясь на результатах, полученных с использованием методов феррографии и ПК-спектроскопии, рекомендуется заменять масло после пробега двигателя приблизительно в 7GGG км. Данные результаты применимы только для масел Mobil 15W4G и Powerway 15W4G, используемых в двигателях Raba-Man D 2156 HM6U, так как условия работы смазочных масел зависят от типа двигателя и от качества смазочного масла, используемого в нем. Анализируя динамику изменения различных показателей качества масел в зависимости от пробега двигателя (табл. 1, 2, рис. 4, 5), можно сделать вывод о том, что более стабильным и надежным является масло марки Mobil 15W/4G.

Таким образом, комплексное и систематическое исследование моторных масел с использованием методов феррографии и ИКС значительно расширяет информацию о качестве моторного масла, о состоянии его присадок, позволяет делать практические выводы о необходимости доливки, дополнительной очистки или замены масла и оценивать соответствие свойств масел условиям их применения в конкретных механизмах. Кроме того, применение феррографии и ИКС позволяет объективно оценивать состояние двигателя и контролировать процессы его износа без выведения из эксплуатации.

Литература

Paul S. Baur. Ferrography. Machinery wear analysis with a predictable future. Power Magazine, October, 1982.

Scott D., Westcott V.C. Predictive maintenance by ferrography. Wear, v.44, N 1, 1977.

Shaoyi Jiang, Siddharth Dasgupta, Mario Blanco. Structures, vibration and force fields of dithiophosphate

wear inhibitors from ab initio quantum chemistry. J. Phys.Chem., v.1GG, N 39, p.1576G-15769, 1996. Голуб E.C., Мадорский E.3., Розенберг Г.Ш. Диагностирование судовых технических средств:

Справочник. М., Транспорт, 15G е., 1993. Данилова Е.В., Дуркин В.А., Савельева Г.Я., Ткачев В.Т. Новые методы физико-химических

исследований моторных масел. Двигателестроение, № 12, с.25-27, 199G. Закупра В.А., Резников В.Д., Полетуха В.В., Павлов А.Г. Определение состава работающих моторных масел методами хроматографии и спектроскопии. Химия и технология топлив и масел, № 12, с.27-29, 1991.

Инструкция по браковочным показателям судовых моторных масел. РД31.27.44-91, ЦНИИМФ, СПб, 1991. Котова Г.Г., Уланова А.С. Исследование срабатываемости присадок в дизельном масле. Нефтепереработка и нефтехимия, № 10, с.20-21, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.