Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИ МАСС МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КОРПУСА ТРЮМНОГО СУДНА ВНУТРЕННЕГО И СМЕТАННОГО ПЛАВАНИЯ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИ МАСС МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КОРПУСА ТРЮМНОГО СУДНА ВНУТРЕННЕГО И СМЕТАННОГО ПЛАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ежов Д. В.

Данная статья затрагивает вопросы исследования чувствительности модели масс металлического корпуса трюмного судна внутреннего и смешанного плавания численным методом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF SUSCEPTIBILITY OF THE MASS MODEL METALLIC HALL OF MERCHANT SHIP

The present article touch questions of investigation susceptibility of the mass model metallic hall of merchant ship by numeral method.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИ МАСС МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КОРПУСА ТРЮМНОГО СУДНА ВНУТРЕННЕГО И СМЕТАННОГО ПЛАВАНИЯ»

жающей среды нефтью и другими веществами, за столкновение с неподвижными и подвижными объектами.

Безусловно, кардинальным способом обновления парка флота является строительство новых судов и вывод из эксплуатации физически и морально устаревших. Однако, несмотря на государственную поддержку судостроения, строительство новых судов ведется в основном для морских перевозок; перспективы же судостроения для внутренних водных путей на ближайшие 5-10 лет представляются весьма проблематичными.

Реновацию и ремонт судов, как отработавших, так и не отработавших сроки службы, но востребованных на перевозках, следует считать одним из приоритетных направлений восстановления действующего флота.

При этом необходимо подчеркнуть, что продление судовладельцами сроков службы судов за счет обновления не может быть осуществлено директивно, т. к. оно диктуется совокупностью различных факторов - экономических, технических, организационных и т. д.

Наряду с реновацией необходим поиск альтернативных новому судостроению перспективных параллельных направлений сохранения и повышения конкурентоспособности речного флота.

A PROMISING DIRECTION OF THE FLEET'S RENOVATION

N.A. Efremov

A technical condition of the river fleet of Russia was analyzed and possible to he undertaken in order to solve the problem of ship's ageing were discussed The renovation of old ships is recognized to be one of the promising directions. In order to carry this direction into effect as soon as possible, a normative document of River Register was worked out and there were shown advantages of the ships renovated in compliance with this document in insurance and chartering markets.

УДК 629.12.01

Д. В. Ежов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИ МАСС МЕТАЛЛИЧЕСКОГО КОРПУСА ТРЮМНОГО СУДНА ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО ПЛАВАНИЯ

Данная статья затрагивает вопросы исследования чувствительности модели масс металлического корпуса трюмного судна внутреннего и смешанного плавания численным методом.

Исследование чувствительности модели масс предназначено для определения степени влияния основных элементов и характеристик грузового судна на величину массы металлического корпуса. В этом случае масса металлического корпуса называется откликом, а величины, влияющие на нее - факторами. Функциональная зависимость отклика определяется посредством активного многофакторного систематического эксперимента. Оценка чувствительности осуществляется численным методом с помощью ЭВМ. На основании эксперимента выявляется функциональная зависимость отклика на каждый отдельный фактор. При этом каждый фактор принимает значения,

Вестник ВГАВТ

регламентируемые правилами постройки и эксплуатации судов, а также, чтобы наиболее полно отражать функциональную зависимость. Факторы принимают значения, находящиеся в следующих диапазонах:

длина по. КВЛ Ь=50,0-130,Ом.; ширина В=12,0~17,0м.; высота борта Н=4,0~7,0м; осадка по КВЛ Т=2,0~4,0м; коэффициент общей полноты 5=0,75-0,86; мощность главного двигателя Ы=300~800кВт; предел текучести материала ат =235-315Мпа.

При исследовании суда объединялись в группы, которые компоновались по единому архитектурно-конструктивному типу, имели одинаковые элементы и характеристики, кроме варьируемого фактора.

В общем случае функция отклика представляется в виде

Рмк В, Н, Т, 5, N. а? —) (1)

По результатам исследования чувствительности отклика на фактор длина судна по сорока восьми виртуальным судам построена графическая зависимость (рис. 1). Полученные данные указывают на высокую и дифференциальную чувствительность отклика на изменение фактора Ь.

Из рис. 1 видно, что класс судна оказывает некоторое влияние на относительное изменение массы металлического корпуса при больших значениях длины судна. Следует отметить, что на данную зависимость слабо влияют значения других главных размерений и форма корпуса.

На рис. 2 представлена графическая зависимость относительного изменения массы металлического корпуса при относительном изменении кубического модуля.

Кривые относительного изменения отклика в зависимости от относительного изменения фактора ширина судна показаны на рис. 3. Полученные данные по тридцати шести виртуальным судам указывают на значительную и дифференциальную чувствительность отклика на изменение фактора ширина В. Класс судна оказывает небольшое влияние на относительное изменение массы металлического корпуса, а влияние других элементов и характеристик, на зависимость рис. 3 незначительно.

Д1-, %

—•—"О" -«—"М" —*-"М-СП"

Рис. I Графическая зависимость относительного изменения массы корпуса при относительном изменении длины судна

1_ВН, %

—•—"О" -ш-"М" —"М-СП"

Рис 2 Графическая зависимость относительного изменения массы корпуса при относительном изменении кубического модуля судна

В, %

—"О" -»-"М" —*—"М-СП"

Рис. 3. Графическая зависимость относительного изменения массы корпуса при относительном изменении ширины судна

—•— "О" -в-"М" —"М-СП"

Рис. 4. Графическая зависимость относительного изменения массы корпуса при относительном изменении высоты борта судна

Вестник ВГАВТ

Кривые относительного изменения отклика в зависимости от относительного изменения фактора высота борта судна показаны на рис. 4. Полученные данные по тридцати шести виртуальным судам указывают на умеренную чувствительность отклика на изменение фактора Н. Класс судна оказывает небольшое влияние на относительное изменение массы металлического корпуса, а влияние других элементов и характеристик, на зависимость рис. 4 незначительно.

Слабая чувствительность отклика была выявлена при исследовании чувствительности на фактор осадка. Максимальное относительное изменение массы металлического корпуса при варьировании осадки судна составляет не более трех процентов, что сравнимо с точностью расчетов на начальной стадии проектирования. Поэтому влиянием изменения осадки судна Т на массу Рмк можно пренебречь.

6 5 4

* т

5 л

О. о

< г-

1 О

Д5, %

Рис. 5. Г рафическая зависимость относительного изменения массы корпуса при относительном изменении коэффициента полноты водоизмещения судна всех классов

Графическая зависимость относительного изменения отклика в зависимости от относительного изменения фактора коэффициент полноты водоизмещения судна показаны на рис. 5. Полученные данные по сорока пяти виртуальным судам указывают на умеренную чувствительность отклика на изменение фактора 6. Класс судна не оказывает влияние на относительное изменение массы металлического корпуса, а влияние других элементов и характеристик, на зависимость рис. 5 незначительно.

ЬВН,мЗ

—»—"О" -»-"М" -*-"М-СП"

Рис. 6. Кривые изменения измерителя массы металлического корпуса при изменении кубического модуля судов разных классов

Слабая чувствительность отклика была выявлена при исследовании чувствительности на факторы мощность СЭУ судна и предел текучести материала конструкций несущих повышенную нагрузку (комингсы, ширстрек и пр.). Максимальное относительное изменение массы металлического корпуса при варьировании мощности СЭУ судна или предела текучести стали, составляет не более пяти процентов.

На рис. 6 представлены кривые, определяющие зависимость измерителя массы корпуса от кубического моду ля для судов разных классов. Измеритель массы металлического корпу са определяется по выражению, т/м3:

Ч^РмЛЬВН) (2)

Доли основных статей металлического корпу са по виртуальным судам показаны на рис. 7.

2

Рис. 7. Диаграмма распределения долей, составляющих массу металлического корпуса сухогрузного судна

1 - доля массы наружной обшивки Моб= 18,5-23,0 %;

2 - доля массы набора Мн- 36.0 -44.0 %;

3 доля массы переборок, настилов, комингсов и пр. Мпр=33.0~45,5 %

В результате проведенного исследования получены графические зависимости, позволяющие оперативно и с достаточной точностью на начальных стадиях проектирования оценить изменение массы металлического корпуса при обосновании главных размерений, формы корпу са судов внутреннего и смешанного плавания.

INVESTIGATION OF SUSCEPTIBILITY OF THE MASS MODEL METALLIC HALL OF MERCHANT SHIP

D. V. Ejov

The present article touch questions of investigation susceptibility of the mass model metallic hall of merchant ship by numeral method.

УДК 629.122.457.001

Д. В. Ежов, аспирант, В ГА ВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

МОДЕЛЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА МАССЫ КОРПУСА СУХОГРУЗНОГО ТРЮМНОГО СУДНА

Данная статья затрагивает вопросы разработки модели проектирования и расчета .массы метагпического корпуса сухогрузного трюмного судна с использованием традиционных и современных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.