УДК 908
Хачатурян Карлен Гургенович
аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета тел.: (918) 305-74-49
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КАВКАЗА В РОССИЙСКОЙ НАУКЕ
В статье рассматривается становление и развитие науки в Черноморской губернии в конце XIX - нач. XX вв., уделено внимание развитию сельского хозяйства и санаторно-курортной отрасли, анализируется становление и развитие экскурсионного и музейного дела, различных научных дисциплин (этнография, археология, климатология, история, биология, география и другие).
Ключевые слова: наука, сельское хозяйство, интродукция, туризм, археология, климатология, бальнеология, этнография, палеонтология, музей, интеллигенция.
Khachaturyan Karlen Gurgenovich
Postgraduate Student of the Department of Pre-Revolutionary National History of Kuban State University tel.: (918) 305-74-49
STUDY OF THE BLACK SEA COAST OF THE CAUCASUS IN RUSSIAN SCIENCE
The article considers the formation and development of science in the Black Sea province in the late 19th - early 20th centuries. The attention is paid to the development of agriculture and sanatorium-and-spa treatment industries, establishment and development of excursion and museum business as well as other various scientific disciplines (ethnography, archeology, climatology, history, biology, geography, etc.) is analyzed.
Key words: science, agriculture, introduction, tourism, archeology, climatology, balneology, ethnography, paleontology, museum, intelligentsia.
В конце XIX - нач. ХХ в. в связи с модернизацией страны происходило бурное развитие науки, особенно в сферах естественнонаучных и гуманитарных знаний. В мировой науке по праву занимают своё место такие российские учёные, как П.Н. Лебедев, Н.Е. Жуковский и другие. При этом Москва и Санкт-Петербург были одними из признанных научных столиц мира. Достижения российской науки были невозможны без существования научных обществ, наиболее известными из которых были Императорское Русское техническое, Императорское археологическое и др. Данные общества объединяли вокруг себя не только профессиональных учёных, но и любителей, вносившие свой вклад в развитие отечественной науки. Кроме научной деятельности, научные общества занимались просветительством среди населения. Тогда же в научном сообществе усилиями учёных была создана атмосфера, в которой попытки судить учёных по политическим мотивам пресекались и подвергались бойкоту.
Подобные веяния не обошли стороной черноморское побережье Кавказа, где в силу бурного развития санаторно-курортной отрасли и сельского хозяйства научные исследования велись в данном русле. Ведь черноморское побережье Кавказа давно привлекала внимание крупных держав, стремившихся к укреплению своих позиций в данном регионе. К XIX в. здесь столкнулись интересы России и Османской империи, а также Великобритании и Франции. В результате подписания Адрианопольского мирного договора 1829 г. и окончания Кавказской войны, в 1864 г. регион был присоединён к Российской империи, в связи с чем встал вопрос изучения и освоения данной территории, которое стало интенсивно заселяться представителями разных народов, как Российской империи, так и других стран [1, с. 65].
Толчком к развитию садоводства и сельского хозяйства на черноморском побережье Кавказа послужила в 1895 г. экспедиция Клингена-Краснова в субтропические страны (Китай, Индия, страны Средиземноморья, Австралия и другие), откуда было вывезено большое количество посадочного материала. В этот период И.Н. Клинген был на службе в Главном управлении уделов, главной функцией которого являлось управление поместьями членов царской фамилии. Будучи в должности инспектора Кавказских удельных имений, И.Н. Клинген много работал, как учёный, изучая ряд районов Кавказа и Закавказья. Он изучил культуры плодоводства в заброшенных черкесских садах и высоко оценил данные сады, говоря о том, что «когда-то процветало, можно восстановить и даже улучшить, если современные общественно-экономические условия тому не препятствуют». Вопреки всем препятствиям, учёный настойчиво искал пути и средства для повышения продуктивности сельского хозяйства за счёт агрономических мероприятий. В результате он пришёл к выводу, что «пионер-культурой» для влажных субтропиков нашей страны может стать чайный куст; вёл плодотворную работу по интродукции субтропических растений на Черноморском побережье Кавказа. В своём труде «Восточный берег Чёрного моря - основы хозяйства Сочинского округа» он дал характеристику орографии, гидрографии, геологи-
ческой формации почв, климата и флоры Сочинского округа. А.Н. Краснов много сделал для изучения и освоения культуры чайного куста и других субтропических растений. Организованный им в Батуми ботанический сад стал центром интродукционной работы для распространения семян, посадочного и прививочного материала для всего региона. Членами экспедиции Клингена-Краснова в 1895 г. были агрономы Удельного ведомства В.О. Симонсон и Г.Г. Снежков, изучавшие субтропические растения для их интродукции на Черноморском побережье Кавказа. Во время экспедиции В.О. Симонсон собрал богатый материал о бамбуках и впоследствии создал капитальный труд «Бамбук, как промышленное растение в Закавказье. Культура и технология бамбука». До революции на основе их экспериментов частные владельцы земель в Сочи, как В.А. Хлудов, С.Н. Худяков и петербургский градоначальник А. Драчевский основали прекрасные парки и доходные сельскохозяйственные имения [2, Л. 3].
При этом стоит отметить, что огромную лепту вносили как простые поселяне губернии, так и сельскохозяйственные общества. Так, в начале 1870-х гг. семена казанлыкской розы привёз выходец из города Казанлыка болгарин Каракановский и посадил их в урочище Широкое ущелье под Новороссийском. Вторая попытка разведения этого сорта розы связана с именем Я.П. Страшкеви-ча в конце XIX в. под Туапсе. Одним из первых на призыв о разведении культуры казанлыкской розы в пределах Черноморской губернии откликнулось Сочинское общество сельского хозяйства 8 ноября 1909 г. А в декабре 1909 г. подобные обсуждения прошли в заседаниях Сухумского общества сельского хозяйства.
Особую роль играло распространение агрономических знаний среди поселян Черноморской губернии для развития сельского хозяйства. Для этого использовались учебные заведения специализированного профиля; сельскохозяйственные общества и их отделения; владельцы культурных участков; садово-сельскохозяйственные опытные станции и питомники, ботанические сады. Так, в Сочинской садово-сельскохозяйственной опытной станции, организованной в 1894 г., работали Г.Т. Селяни-нов, В.Ф. Хмелевский и др. Кроме того, на станции были химическая лаборатория и метеорологическая станция. При этом также проводились различные сельскохозяйственные выставки и конкурсы, которые также способствовали распространению агрономических знаний и навыков ведения хозяйства [3, Л. 4].
В связи с развитием санаторно-курортной отрасли внимание уделялось исследованиям географии и истории черноморского побережья Кавказа, начавшиеся еще в период Кавказской войны. Ярким примером являются записки офицера-разведчика, барона Ф. Торнау. Данные исследования продолжились во второй половине XIX в., преследуя научные и практические цели. Например, в июне 1886 г. в Новороссийск приехала археологическая комиссия под руководством председателя Московского археологического общества графини П.С. Уваровой. С 26 по 28 июня экспедиция проводила раскопки в 9 верстах от Новороссийска по Анапской дороге. По результатам археологических исследований в окрестностях Новороссийска и в Черноморском округе П.С. Уварова выпустила книгу в 1891 г., не потерявшую актуальности и в наши дни. Тогда же она посетила хутор Ф.И. Гейдука. О нём она писала в своих воспоминаниях: «... На участке Гейдука, перевитом во всех направлениях виноградом, мы видели два дольмена в полуразвалившемся положении. Видели мы также до 10 насыпей, по которым расположены глыбы серого песчаника, разрабатываемого на ближайшей горе. По моему мнению, подобные валуны послужили для постройки дольменов. Раскопки этих насыпей нам не удалось произвести, так как в разгар сельских работ мы не могли найти довольного количества рабочих. С Гейдуком мы осмотрели курганы на участке, где были вынуты кувшинчик, железные сабли, ножи, бронзовый напёрсток; причём не могу не упомянуть о позументе, тиснённом на тонкой бронзовой проволоке... Вечер провели в семье Гейдука в распросах и рассказах о крае и его нуждах. Из всего видно, что край нуждается в разумных поселенцах и, в особенности, в разумной администрации, деятельность которой была бы направлена к сохранению, а не уничтожению богатств края...» [4, с. 12].
Свою лепту в развитие краеведения внесли братья А.В. и П.В. Верещагины. Занимаясь изучением данного региона, они оставили немало публицистических работ, одной из которых являются «Путевые заметки по Черноморскому округу». Результатом этих работ стало привлечение внимание многих государственных деятелей к нуждам черноморского побережья Кавказа и проблеме капиталовложений для его развития. В 1898 г. по инициативе министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова и члена Государственного совета Н.С. Абазы начала работу комиссия по изучению черноморского побережья Кавказа, выделенного в 1896 г. в Черноморскую губернию. Целью работы являлось изучение возможностей использования природноклиматических лечебных факторов региона для создания бальнеологических и климатических курортов. В состав комиссии входили: географ и профессор-климатолог А.И. Воейков; профессор-гидролог А.И. Лебедев; профессор медицины Ф.И. Пастернацкий и горный инженер М.В. Сергеев. По итогам работы комиссии был составлен отчёт, представленный на I Всероссийском съезде по
климатологии, гидрологии и бальнеологии. Косвенным результатом работы комиссии стал огромный толчок в развитии Черноморской губернии, как курортной местности в начале XX в.
В результате увеличивается поток туристов, большое значение для этого имело создание в 1901 г. в Москве «Русского горного общества», которое ставило своей целью содействие развитию экскурсий на Кавказе. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц, а в районе Красной Поляны были открыты приюты. С 1902 г. на черноморском побережье Кавказа начали действовать отделения Кавказского горного клуба. Инициатором его создания был известный ученый С.Д. Иловайский. В состав правлений в городах Черноморской губернии входили не только местные жители, но и приезжие туристы из других городов страны. Целью изучения данного общества было всестороннее изучение Кавказа, включая сельское хозяйство, горное дело, археологию, этнографию. Кавказский горный клуб устраивал экскурсии в окрестностях Сочи, после чего члены общества выступали с сообщениями в Сочи и Санкт-Петербурге. Кроме того, была налажена связь с Крымским и Пятигорским горными обществами. Собранные в ходе деятельности клуба экспонаты стали основой фонда музея истории города-курорта Сочи [5, с. 254].
Огромную роль в распространении научных знаний в регионе играло появление музеев в Туапсе (1904 г.) и Новороссийске (1916 г.) и научных обществ. Свою музейную коллекцию имело сочинское отделение Кавказского горного клуба. Особая роль принадлежит музею в Новороссийске, основанном в 1916 г. Тогда же общим присутствием Черноморской губернии был зарегистрирован устав музея, определявший задачи музея следующим образом: «Музей имеет целью: а) изучение и исследование Черноморского побережья Кавказа и прилегающих к нему местностей других губерний и областей в естественно-историческом и историко-этнографическом отношении; б) собирание, обработка и хранение всевозможного материала по природе и истории края, а также содействие в этом же специальным правительственным и частным учёным, учреждениям, обществам и лицам; в) распространение об этом в крае достоверных сведений и широкое популяризование его, а равно содействие развитию в нём естественно-исторических сведений.» [6, с. 86].
Летом 1916 г. состоялось общее собрание учредителей, на котором было избрано правление создаваемого музея. Председателем правления был избран черноморский вице-губернатор Л.А. Сенько-Поповский, а хранителем - Г.Н. Сорохтин, чьи коллекции по минералогии, геологии и палеонтологии легли в основу фондов музея. Осенью 1916 г. городская управа передала в фонды музея предметы старины, хранящиеся в городской библиотеке. Всего было передано 52 предмета, представляемые собой археологические находки, переданные библиотеке В.П. Сафроновым, А.И. Горским, найденные в имении Абрау-Дюрсо, П.Д. Дубровиным, найденным в кургане близ Архипо-Осиповки, и Н.И. Бутковым, найденные в Широкой балке. «Имущество по описи было принято инженером Михеевым для учреждения музея» [7, с. 87]. К концу 1916 г. состоялось открытие экспозиции музея. Разместили музей в одноэтажном строении бывшего Горно-Морского клуба, купленном на пожертвования ростовского купца А.А. Феофани. На вывеске над входом значилось: «Музей Природы и Истории Черноморского побережья Кавказа» [8, с. 5].
Так как черноморское побережье Кавказа на рубеже XIX-XX вв. становилось популярной курортной зоной, регион стал излюбленным местом для летнего отдыха многих представителей российской интеллигенции. Например, в Сочи жил известный русский литературовед и лингвист Д.Н. Овсянико-Куликовский. Научная жизнь в Черноморской губернии играла важную роль в развитии отечественной науки. Особое развитие получили такие науки и производные от них дисциплины, как география, история, биология, этнография, краеведение, климатология, бальнеология и другие. Несмотря на события отечественной истории в начале ХХ в., это обстоятельство позволило российской науке выстоять и продолжить своё развитие.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Щетнев С.В., Смородина Е.В. История Кубани ХХ в. Краснодар, 2001.
2. Музей истории города-курорта Сочи (муз. ист. г.-кур. Сочи). Ф. 2. ИРК-1. МО-12. Д. 4. Л. 3.
3. Там же. Л. 4.
4. Кавказ. Абхазия. Аджария. Шавшетия. Псхувский участок. Путевые заметки гр. Уваровой. М., 1892.
5. Гордон К.А. Сочи в конце XIX- начале XX вв. Сочи, 2005.
6. Записки музея природы и истории черноморского побережья Кавказа. Новороссийск, 1916.
7. Там же.
8. Исторические записки Новороссийского государственного музея-заповедника. Новороссийск, 1996. Вып. 2.