Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ БУЛЛИНГА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ У ПОДРОСТКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ БУЛЛИНГА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
буллинг / школьное насилие / враждебность / агрессия / тревожность / самооценка.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина Карина Булатовна

В данной статье представлены результаты исследования психологических особенностей буллинга среди подростков обычно включающие в себя динамику отношений между участниками буллинга, распределение ролей жертвы, буллера и свидетелей, а также механизмы поддержки или осуждения в социальной среде подростков. Понимание этих психологических особенностей помогает разработать эффективные стратегии предотвращения и интервенции в случаях буллинга среди подростков. Исследование базируется на применении методик, таких как "Буллинг-структура" разработанная Норкиной Е.Г. для выявления структуры буллинга, опросника Спилбергера-Ханина для измерения тревожности и методики Г.Н. Казанцевой для оценки уровня самооценки личности. Полученные данные позволяют более глубоко понять процесс буллинга в подростковой среде и выявить связь между тревожностью, самооценкой личности и этим явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бородина Карина Булатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ БУЛЛИНГА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.922.7

ИССЛЕДОВАНИЕ БУЛЛИНГА И ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ У

ПОДРОСТКОВ.

БОРОДИНА КАРИНА БУЛАТОВНА

Магистрант, Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова, Казахстан, г, Усть-Каменогорск

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования психологических особенностей буллинга среди подростков обычно включающие в себя динамику отношений между участниками буллинга, распределение ролей жертвы, буллера и свидетелей, а также механизмы поддержки или осуждения в социальной среде подростков. Понимание этих психологических особенностей помогает разработать эффективные стратегии предотвращения и интервенции в случаях буллинга среди подростков. Исследование базируется на применении методик, таких как "Буллинг-структура" разработанная Норкиной Е.Г. для выявления структуры буллинга, опросника Спилбергера-Ханина для измерения тревожности и методики Г.Н. Казанцевой для оценки уровня самооценки личности. Полученные данные позволяют более глубоко понять процесс буллинга в подростковой среде и выявить связь между тревожностью, самооценкой личности и этим явлением.

Ключевые слова: буллинг, школьное насилие, враждебность, агрессия, тревожность, самооценка.

Задача социально-психологических исследований и психологии как прикладной науки в сфере создания профилактической программы мер против проявлений буллинга в школьной, подростковой среде не может быть выполнена без всестороннего исследования важнейших аспектов данного негативного явления. Буллинг, являясь одной из форм деструктивного взаимодействия в социальных группах, в том числе и в малых группах, состоящих из подростков должен по возможности пресекаться даже в самых начальных его проявлениях со стороны педагогов и психологов образовательных учреждений.

Вопросы психологических особенностей буллинга в подростковом возрасте, и иные вопросы, касающиеся рассматриваемой темы, исследовались такими учеными, как: О.О. Андронникова, И.А. Коновалов, С.В. Кривцова, М. П. Малыгина, М. А. Мильченко, М. А. Новикова, М.А. Одинцова, Е. Н. Ожиева, А.А. Реан, В.Я. Рыбальская, Л.Е. Тарасова, Д.И. Фельдштейн, А. Н. Шапкина, и др [1. с.219].

Однако, несмотря на большую значимость работ этих авторов, многие стороны названной темы до настоящего времени малоисследованы. Имеются как теоретические проблемы в названной сфере, так и проблемы, возникающие на практике, поэтому необходима дальнейшая научная разработка заявленной научной проблемы и проведение эмпирических исследований, направленных на дальнейшее выявление психологических особенностей буллинга в подростковом возрасте.

Выявление «буллинг-структуры», уровня самооценки личности, наличие тревожности в изучаемой выборке испытуемых осуществлялось путем анализа основных описательных статистик с учетом результатов проверки нормальности распределения. При нормальном распределении наиболее показательной мерой центральной тенденции является среднее (арифметическое) значение, иначе - медиана; наиболее показательными мерами изменчивости - стандартное отклонение и квартили соответственно [2, с. 49].

Основные описательные статистики по шкалам методики на выявление «буллинг-структуры» Норкиной Е.Г. с учетом результатов проверки нормальности распределения в изучаемой выборке испытуемых представлены в таблице ниже.

Таблица 1. Основные описательные статистики по методике на выявление «буллинг -структуры» Норкиной Е.Г. в исследуемой выборке

Шкала Нормальное распределение Минимум 1-й квартиль Медиана 3-й квартиль Максимум

Методика на 0.001*** 48 52 56 59 70

выявление «буллинг-

структуры»

Как видно из таблицы, индивидуальные показатели испытуемых варьировали в диапазоне от 48 до 70 баллов. Средние (по медиане) показатели испытуемых по шкале 56.

По методике на выявление «буллинг-структуры» в группе испытуемых распределение испытуемых по показателям позволило выявить, что подавляющее большинство испытуемых 95% имели средний уровень, у 5% испытуемых определялся высокий уровень. Таким образом, согласно результатам опроса испытуемых, лиц с низкими показателями среди испытуемых выявлено не было. Данные предоставлены на рисунке 2.2.7.

100% -

90% -

80% -

70% -

60% -

50% -

40% -

30% -

20% -

10% 0%

низкий

Рис. 1. Статистические данные по методике «буллинг-структуры» Норкиной Е.Г.

Таким образом, мы смогли выявить из результатов методики «буллинг-структуры» Норкиной Е.Г., что в данной выборке преобладают участники, занимающие роль защитника 80%, что может указывать на сильную солидарность и поддержку. Однако небольшое число инициаторов 10% указывает на наличие участников, которые инициируют случаи буллинга. Эти люди могут выступать в качестве агрессоров или провокаторов в конфликтных ситуациях, 7% жертв указывает на то, что имеются люди, которые подвергаются агрессии и дискриминации со стороны других участников и небольшое число помощников 2% свидетельствует о том, что лишь немногие готовы оказывать поддержку и содействие в ситуациях буллинга. Это может указывать на низкую эмпатию или страх со стороны членов группы, что может свидетельствовать о наличии случаев буллинга в группе. Наблюдатели 3%

средий высокий

также имеются, что указывает на осведомленность о происходящем, но возможно, свидетельствовать о том, что не все реципиенты осознают или активно реагируют на случаи буллинга. Данные предоставлены на рисунке 2.2.8.

Рис. 2. Результаты по методике «буллинг-структуры» Норкиной Е.Г.

Основные описательные статистики по шкалам методики уровень тревожности - тест Спилбергера-Ханина с учетом результатов проверки нормальности распределения в изучаемой выборке испытуемых представлены в таблице ниже.

Таблица 2. Основные описательные статистики по методике Уровень тревожности -тест Спилбергера-Ханина

Шкала Нормальное распределение Минимум 1-й квартиль Медиана 3-й квартиль Максимум

Методика уровень 0.219 26 38 43 49 68

тревожности - тест

Спилбергера-Ханина

Как видно из таблицы, индивидуальные показатели испытуемых варьировали в диапазоне от 26 до 68 баллов. Средние (по медиане) показатели испытуемых по шкале 43.

По методике на выявление уровня тревожности - тест Спилбергера-Ханина в группе испытуемых распределение испытуемых по показателям позволило выявить, что подавляющее большинство испытуемых 87% имели средний уровень, у 3% испытуемых определялся высокий уровень, у 10% испытуемых определялся низкий уровень. Таким образом, согласно результатам опроса испытуемых, лиц с высоким уровнем тревожности среди испытуемых выявлено не было. Данные предоставлены на рисунке 2.2.9.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рис. 3. Статистические данные по методике Спилбергера-Ханина

Основные описательные статистики по шкалам методики изучение общей самооценки (методика Г.Н. Казанцевой) с учетом результатов проверки нормальности распределения в изучаемой выборке испытуемых представлены в таблице ниже.

Таблица 3. Основные описательные статистики по методике Г.Н. Казанцевой

Шкала Нормальное распределение Минимум 1-й квартиль Медиана 3-й квартиль Максимум

Методика общей 0 27 34 36 41 60

самооценки Г.Н.

Казанцевой

Как видно из таблицы, индивидуальные показатели испытуемых варьировали в диапазоне от 27 до 60 баллов. Средние (по медиане) показатели испытуемых по шкале 36.

По методике на выявление уровня самооценки Г.Н. Казанцевой в группе испытуемых распределение испытуемых по показателям позволило выявить, что большинство испытуемых 53% имели средний уровень, у 40% испытуемых определялся высокий уровень, у 7% испытуемых определялся низкий уровень. Таким образом, согласно результатам опроса испытуемых, выявлены лица с высокой и средней самооценкой, лица с низкой самооценкой выявлены в наименьшем колличестве. Данные предоставлены на рисунке 2.2.10.

низкий средний высокий

Рис. 4. Статистические данные по методике изучение общей самооценки Г.Н. Казанцевой.

Применение статистических методов при обработке материалов психологических исследований дает большую возможность извлечь из экспериментальных данных полезную информацию. Одним из самых распространенных методов статистики является корреляционный анализ [3, с. 131].

Термин «корреляция» впервые применил французский палеонтолог Ж. Кювье, который вывел «закон корреляции частей и органов животных» (этот закон позволяет восстанавливать по найденным частям тела облик всего животного). В статистику указанный термин ввел английский биолог и статистик Ф. Гальтон (не просто «связь» - relation, а «как бы связь» -corelation) [4, с. 159].

Корреляционный анализ - это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двумерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками [5, с. 207].

Корреляционный анализ для двух случайных величин заключает в себе:

1. Построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы;

2. Вычисление выборочных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений;

3. Проверку статистической гипотезы значимости связи.

Основное назначение корреляционного анализа - выявление связи между двумя или более изучаемыми переменными, которая рассматривается как совместное согласованное изменение двух исследуемых характеристик [6, с. 208].

Сила связи напрямую указывает, насколько ярко проявляется совместная изменчивость изучаемых переменных. В психологии функциональная взаимосвязь явлений эмпирически может быть выявлена только как вероятностная связь соответствующих признаков.

В качестве числовой характеристики вероятностной связи используют коэффициенты корреляции, значения которых изменяются в диапазоне от -1 до +1. После проведения расчетов исследователь, как правило, отбирает только наиболее сильные корреляции, которые в дальнейшем интерпретируются.

В настоящее время разработано множество различных коэффициентов корреляции. Для переменных с интервальной и с номинальной шкалой используется коэффициент корреляции Пирсона (корреляция моментов произведений). Если, по меньшей мере, одна из двух переменных имеет порядковую шкалу или не является нормально распределенной, используется ранговая корреляция по Спирмену.

Коэффициент Спирмена широко используется в психологических исследованиях. Например, в работе Ю. В. Бушова и Н. Н. Несмеловой [7, с. 117].

Так как этот коэффициент - аналог г-Пирсона, то и применение его для проверки гипотез аналогично применению коэффициента г-Пирсона. То есть проверяемая статистическая гипотеза, порядок принятия статистического решения и формулировка содержательного вывода - те же.

Для анализа взаимосвязи между шкалами был использован корреляционный анализ.

Использовался коэффициент корреляции Спирмена. Данные представлены в Приложении Е.

Таблица 4. Эмпирические значения корреляционного анализа.

Опросник Спилберга-Ханина Методика Казанцевай Г.Н.

Методика Норкина Е.Г. 0.078 -0.088

Опросник Спилберга-Ханина -0.358***

Были выявлены значимые умеренные отрицательные взаимосвязи между шкалой «Опросник Спилберга-Ханина» и шкалой «Методика Казанцевай Г.Н.» (г=-0.343***, p<0,001). С увеличением показателей по шкале «Опросник Спилберга-Ханина» уменьшаются показатели по шкале «Методика Казанцевай Г.Н.». Данные предоставлены на рисунке 2.2.11.

и J

IT] i

и £

s Ч

о I-о

о

ПО

LO (N

О (N

1.0

1.5

2.0

2.5

3.0

Опросник Спилберга-Ханина

Рис. 5. Взаимосвязи между шкалами.

Выявленная корреляция показывает, что в нашей выборке наблюдается следующая закономерность: характеристика личности, связанная с буллером и завышенной самооценкой, не имеет значимого влияния на исследуемую переменную, что подтверждается незначительным коэффициентом корреляции (г = -0.088, р > 0.05). В то же время, характеристика личности, связанная с жертвой и высокой тревожностью, также не оказывает значимого влияния на исследуемую переменную, что подтверждается умеренным отрицательным коэффициентом корреляции (г = -0.358, р > 0.05). Таким образом, результаты указывают на отсутствие статистически значимых различий между рассматриваемыми характеристиками личности и исследуемой переменной в нашей выборке.

Буллинг не является современным феноменом по своей сути, конфликты и ситуации травли существовали всегда, и представляет собой длящийся конфликт с элементами травли (в том числе, и в подростковой среде), характеризуемый определенными особенностями, тем не менее, наиболее активно данное явление подверглось изучению представителями науки психологии только в двадцатом веке, но продолжает представлять научный интерес и в настоящее время.

Таким образом, в итоге экспериментального исследования стало ясно, что завышенная самооценка не является характеристикой личности, присущей лишь буллерам. Также обнаружено, что повышенная тревожность не может служить определяющим критерием для идентификации жертв буллинга. Полученные данные экспериментальной диагностики не соответствуют основной предполагаемой гипотезе, что указывает на необходимость дальнейших исследований для более точного понимания психологических механизмов буллинга в подростковой среде.

1. Андронникова О.О. Генезис виктимности личности: диссер д. психол. наук. Специальность ВАК РФ 19.00.13. - М., 2021. - 616 с.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. — СПб.: Речь, 2007. — 392 с.

3. Шишлянникова Л.М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 1. С. 98-107.

4. Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.

5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.

6. Романко В. К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов. М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.