Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ БОДИ-АРТА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ БОДИ-АРТА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
боди-арт / татуировки / пирсинг / шрамирование / культурная идентичность / социальный статус / самовыражение / глобализация / традиционные практики / религиозные ритуалы / body art / tattoos / piercings / scarification / cultural identity / social status / selfexpression / globalization / traditional practices / religious rituals

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мэн Сяоюй

Статья посвящена изучению боди-арта как древней формы искусства и коммуникации, охватывающей различные культурные и исторические контексты. Автор рассматривает боди-арт не только как современное явление моды, но и как глубокий культурный феномен, существовавший на протяжении тысячелетий. Описываются различные формы боди-арта, включая татуировки, пирсинг, шрамирование и пластическую хирургию, а также временные изменения, такие как макияж и прически. В статье подчеркивается, что боди-арт является важным средством самовыражения и социальной идентификации, отражающим индивидуальность, статус и культурную принадлежность человека. Автор также акцентирует внимание на изменениях в восприятии боди-арта в различных культурах и на то, как глобализация влияет на значение и символику этих практик. Важной частью исследования является обсуждение культурных и социальных аспектов боди-арта, включая его роль в религиозных и духовных практиках, а также его значение в переходных ритуалах и жизненных этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF BODYART IN MODERN PAINTING

The article explores body art as an ancient form of art and communication, covering various cultural and historical contexts. The author examines body art not only as a contemporary fashion trend but also as a profound cultural phenomenon that has existed for millennia. Various forms of body art are described, including tattoos, piercings, scarification, and plastic surgery, as well as temporary modifications like makeup and hairstyles. The article emphasizes that body art is an important means of self-expression and social identification, reflecting an individual's personality, status, and cultural identity. The author also highlights changes in the perception of body art across different cultures and how globalization affects the meanings and symbols of these practices. An important part of the study discusses the cultural and social aspects of body art, including its role in religious and spiritual practices and its significance in transitional rituals and life stages.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ БОДИ-АРТА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ»

УДК 008

Мэн Сяоюй

выпускник Академия изящных искусств Неаполя (г. Шэньян, Китай)

ИССЛЕДОВАНИЕ БОДИ-АРТА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация: статья посвящена изучению боди-арта как древней формы искусства и коммуникации, охватывающей различные культурные и исторические контексты. Автор рассматривает боди-арт не только как современное явление моды, но и как глубокий культурный феномен, существовавший на протяжении тысячелетий. Описываются различные формы боди-арта, включая татуировки, пирсинг, шрамирование и пластическую хирургию, а также временные изменения, такие как макияж и прически. В статье подчеркивается, что боди-арт является важным средством самовыражения и социальной идентификации, отражающим индивидуальность, статус и культурную принадлежность человека. Автор также акцентирует внимание на изменениях в восприятии боди-арта в различных культурах и на то, как глобализация влияет на значение и символику этих практик. Важной частью исследования является обсуждение культурных и социальных аспектов боди-арта, включая его роль в религиозных и духовных практиках, а также его значение в переходных ритуалах и жизненных этапах.

Ключевые слова: боди-арт, татуировки, пирсинг, шрамирование, культурная идентичность, социальный статус, самовыражение, глобализация, традиционные практики, религиозные ритуалы.

Боди-арт - это не просто последний писк моды. На самом деле, если стремление к созданию произведений искусства является одним из определяющих признаков человечности, то тело вполне могло стать первым полотном. Наряду с рисунками на стенах пещер, созданными древними людьми более 30 000 лет назад, мы находим отпечатки ладоней и отложения охры, свидетельствующие о росписи тела. Некоторые из самых ранних известных

1772

мумий — например, "Ледяной человек" из Итало-австрийских Альп, известный как Отци, и другие из Центральной Азии, Анд, Египта и Европы — датируются 5000 годами. Люди были похоронены с украшениями, которые могли быть надеты через пирсинг, а на останках других людей видны намеренно удлиненные или приплюснутые черепа. Придание формы голове практиковалось 5000 лет назад в Чили и до 18 века во Франции. На каменных и керамических статуэтках, найденных в древних захоронениях, изображены люди со всеми известными сегодня видами боди-арта. Люди всегда отмечали свое тело знаками индивидуальности, социального статуса и культурной самобытности.

Нет такой культуры, в которой люди не делали бы или не подвергались раскрашиванию, пирсингу, татуировкам, изменению формы тела или просто украшали бы свое тело. Мода меняется, формы боди-арта приходят и уходят, но люди повсюду делают то или иное, чтобы "упаковать" свою внешность. Ни один здравомыслящий или цивилизованный человек не выходит на улицу в чистом виде, каждый ухаживает, наряжается или украшает какую-то часть своего тела, чтобы показать ее миру. Боди-арт отражает статус человека в обществе, демонстрирует достижения и кодирует воспоминания, желания и историю жизни.

Боди-арт - это визуальный язык. Чтобы понять его, нужно знать словарь, в том числе общие символы, мифы и социальные ценности, которые написаны на теле. От татуировок до цилиндров, боди-арт делает заявление о человеке, который его носит. Но боди-арт часто неправильно понимают, потому что его идеи не всегда понятны в разных культурах. Искусно выполненная японская татуировка зародилась среди мужчин, принадлежащих к определенным профессиональным группам, и изображает подвиги героя-гангстера из китайского эпоса. Татуировки имеют большее значение для тех, кто знает истории, лежащие в основе изображений, чем для людей, незнакомых с этими сказками. Традиционная полинезийская татуировка в основном геометрическая и обозначает ранг и политический статус, но в последнее время стала

1773

использоваться для определения этнической идентичности в обществах тихоокеанских островов.

Во все более глобализирующемся мире дизайн, мотивы и даже техники модификации тела преодолевают культурные границы, но в процессе их первоначальное значение часто утрачивается. Изображение животного, которое носят в виде татуировки, вырезают на тотемном столбе или вплетают в одеяло, может означать принадлежность к определенному клану индейцев на Северозападном побережье Северной Америки, но когда его носят люди, не принадлежащие к этим культурам, рисунки могут просто указывать на идентификацию владельца с помощью альтернативного способа общения. жизнь. Полинезийские или индонезийские татуировки, которые носят жители Запада, вызывают восхищение из-за красоты их графики, но их изначальное культурное значение редко понимают. Когда-то татуировку на Борнео носили, чтобы осветить путь души человека после смерти, но в Нью-Йорке или Берлине она становится знаком протеста против культуры "пиджака и галстука".

Поскольку боди-арт - это такой очевидный способ выражения культурных различий, люди часто используют его для идентификации, экзотизации и остракизма других людей. Татуировки, нанесение шрамов или придание формы голове могут быть признаком высокого статуса в одной культуре и низкого - в другой, но постороннему наблюдателю эти практики могут показаться просто "нанесением увечий". Начиная с самых ранних путешествий, связанных с открытиями, и заканчивая современным туризмом, путешественники всех мастей — исследователи и миссионеры, солдаты и моряки, торговцы и туристы — привозили с собой образы людей, с которыми они встречались. Эти изображения иногда раскрывают не только то, как люди смотрят на боди-арт, но и то, как они его создают и носят. На некоторых ранних изображениях европейцев и американцев, сделанных не выходцами с Запада, акцент делался на тщательно продуманной одежде и растительности на лице. С другой стороны, западные изображения африканцев, полинезийцев и коренных американцев акцентировали внимание на отсутствии одежды и

1774

наличии татуировок, раскраски на теле и узоров из шрамов. Изображения боди-арта в гравюрах, картинах, фотографиях и фильмах являются мощными визуальными метафорами, которые использовались как для обозначения культурных различий, так и для провозглашения предполагаемого превосходства одной группы над другой.

Большинство людей думают, что боди-арт - это постоянное изменение кожи, мышц и костей. Но если рассматривать боди-арт как форму коммуникации, то нет никакой логической причины отделять постоянные формы боди-арта, такие как татуировки, шрамирование, пирсинг или пластическая хирургия, от временных форм, таких как макияж, одежда или прически. Панки и артисты шоу-бизнеса могут создавать что-то похожее на экстремальный боди-арт, но каждый делает это так или иначе. Все эти модификации передают информацию о личности человека.

Тем не менее, некоторые виды боди-арта, несомненно, более долговечны, чем другие. Решение о нанесении татуировки, очевидно, отличается от решения изменить цвет губной помады или покрасить волосы. Татуировки, пирсинг и нанесение шрамов, скорее всего, являются способами обозначения своего места в обществе или необратимого жизненного этапа, такого как переход из детства во взрослую жизнь. Временные формы боди-арта, такие как одежда, украшения и живопись, чаще всего знаменуют собой определенный момент или просто следуют моде. Но в разных культурах эти различия не выдерживают пристального внимания: татуировки и шрамы часто наносятся в честь какого-либо события, а смерть или стрижка волос, хотя и временные, могут свидетельствовать о событии, меняющем жизнь, таком как свадьба или похороны.

Представления о красоте в разных культурах различаются. Некоторые антропологи и психологи считают, что взрослые во всех культурах положительно реагируют на определенные типы лиц. Красивое тело часто ассоциируется со здоровым телосложением и неопасными выражениями лица и жестами. Но это не значит, что красота определяется одинаково во всех

1775

культурах. Представления людей о том, как должен выглядеть здоровый человек, не во всех культурах одинаковы: некоторые считают, что жир является признаком здоровья и богатства, в то время как другие считают совсем наоборот. В одних культурах люди восхищаются признаками старения и уважают их, в то время как другие делают все возможное, чтобы скрыть седину и морщины.

Несмотря на то, что родители часто принимают решения за своих детей, например, прокалывать или не прокалывать уши младенцам, в целом я бы сказал, что для того, чтобы боди-арт считался искусством, а не просто маркировкой, в его создании должна быть определенная доля свободы и намеренности. Клейма, нанесенные на порабощенных людей, или номера, вытатуированные на жертвах концентрационных лагерей, или шрамы, оставшиеся от нежелательных травм, - это знаки отличия на теле, а не боди-арт.

Боди-арт приобретает особое значение в разных культурах. Он может служить связующим звеном с предками, божествами или духами. Помимо того, что он является декоративным, татуировки, краска и шрамы могут опосредовать отношения между людьми и сверхъестественным миром. Украшенное тело может служить щитом для отражения зла или средством привлечения удачи. Татуировки в центральной части Борнео имели тот же дизайн, что и предметы повседневного обихода, и защищали людей от опасных духов. Мужчины племени селкнам на Огненной Земле раскрашивали свои тела, чтобы превратиться в духов для церемоний посвящения. Австралийские аборигены рисовали похожие узоры на стенах пещер и на своих телах, чтобы указать местоположение священных мест, которые они видели во сне.

Смена статуса и идентичности, например, переход от детства к взрослой жизни, часто воспринимается как опасное время. Боди-арт защищает уязвимого человека, будь то новичок, невеста или умерший, на этом переходном этапе. Чтобы обеспечить невесте удачу, руки и ноги индийской невесты покрывают узорами из хны, которые также подчеркивают ее красоту. Для защиты во время инициации тело девушки из племени чокве из Центральной Африки покрывают

1776

белым каолином. Во многих обществах как умерших, так и тех, кто их оплакивает, покрывают красками и порошками для украшения и защиты.

Путешествия по всему миру, массовая миграция и растущий доступ к глобальным коммуникационным сетям означают, что боди-арт сегодня представляет собой калейдоскопическую смесь традиционных практик и новых изобретений. Материалы, дизайн и приемы переходят из одного культурного контекста в другой. Традиционные практики боди-арта обретают новое значение по мере того, как они преодолевают культурные и социальные границы.

Боди—арт постоянно меняется и в той или иной форме всегда привлекателен: он позволяет людям переосмысливать себя - бунтовать, следовать моде или играть и экспериментировать с новыми образами. Подобно перформансистам и актерам, люди в повседневной жизни используют боди-арт, чтобы преодолеть границы гендера, национальной идентичности и культурных стереотипов.

Боди-арт может быть выражением индивидуальности, но он также может быть выражением групповой идентичности. Боди-арт - это конформизм и бунтарство, свобода и авторитет. Его послания и значения имеют смысл только в контексте культуры, но, поскольку это настолько личная форма искусства, оно постоянно бросает вызов культурным представлениям об идеальном, желанном и уместно представленном теле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. The Body, in Theory. Энн Арбор: University of Michigan Press, 1994: 20;

2. Гарсия Майнар, Л. М. 'Избегание эссенциализма в "Визуальном удовольствии и нарративном кино" у Малви'. Atlantis, 1997, 19 (2): 113-23;

3. Грицанов, А. 'Катартический Метод'. В Новейший философский словарь. Москва: Книжный Дом, 1999. Доступно по ссылке:

1777

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/570/%D0%9A%D0%90%D0%A2%D0%90% D0%A0%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%99;

4. Гройс, Б. Комментарий к искусству. 2-е изд. Художественный журнал, 2003: 28;

5. Джонс, А. '"Присутствие" в отсутствии: переживание перформанса в документации'. Art Journal, 1997, 56 (4): 12;

6. Колленберг-Плотников, Б. 'Клемент Гринберг и Арнольд Гелен о современности искусства'. Логос, 2015, 25 (4): 60;

7. Кляйн, Дж. 'Богиня: феминистское искусство и духовность в 1970-х'. Feminist Studies, 2009, 35 (3): 580;

8. Мерло-Понти, М. Видимое и невидимое. Минск: И. Логинов, 2006: 189;

9. Крист, К. 'Почему женщинам нужна богиня'. В Женские исследования в религии, ред. К. Макинтош и К. Багли, 2015: 4;

10. Уорр, Т., Джонс, А., ред. Тело художника. Темы и движения. Лондон: Phaidon, 2000: 7

Meng Xiao Yu

Academy of Fine Arts of Naples (Shenyang, China)

STUDY OF BODY ART IN MODERN PAINTING

Abstract: the article explores body art as an ancient form of art and communication, covering various cultural and historical contexts. The author examines body art not only as a contemporary fashion trend but also as a profound cultural phenomenon that has existed for millennia. Various forms of body art are described, including tattoos, piercings, scarification, and plastic surgery, as well as temporary modifications like makeup and hairstyles. The article emphasizes that body art is an important means of self-expression and social identification, reflecting an individual's personality, status, and cultural identity. The author also highlights changes in the perception of body art across different cultures and how globalization affects the meanings and symbols of these practices. An important part of the study discusses the cultural and social aspects of body art, including its role in religious and spiritual practices and its significance in transitional rituals and life stages.

Keywords: body art, tattoos, piercings, scarification, cultural identity, social status, self-expression, globalization, traditional practices, religious rituals.

1778

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.