Научная статья на тему 'Исследование безаварийности пневмозаряжания скважин гранулированными взрывчатыми веществами (вв) при разработке полезных ископаемых'

Исследование безаварийности пневмозаряжания скважин гранулированными взрывчатыми веществами (вв) при разработке полезных ископаемых Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Шелехов П. Ю., Трощенко О. А., Сергеева Н. В.

Исследование безаварийности пневмозаряжания скважин гранулированными взрывчатыми веществами (ВВ) при разработке полезных ископаемых В статье на основании классической теории поля излагаются расчеты по определению напряженности электростатического поля в рассчитываемой точке шланга при пневмозаряжании гранулированных взрывчатых веществ; определяется относительная вероятность искрового разряда в потоке транспортируемого ВВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Шелехов П. Ю., Трощенко О. А., Сергеева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE HOLE PNEUMOCHARGING FAULT-FREE STADE WITH THE GRANULATED BLASTING SUBJECTS DURING THE MINERAL MINING

Basing on the Classical field theory, the article presents the calculating for the electrostatic field strength estimation in the calculated hose poind during the granulated blasting substances pneumo charing; the relative possibility of the spark discharge in the BS stream is found out.

Текст научной работы на тему «Исследование безаварийности пневмозаряжания скважин гранулированными взрывчатыми веществами (вв) при разработке полезных ископаемых»

© П.Ю. Шслсхов, O.A. Тропснко, Н.В. Сергеева, 2009

УДК 622. 235. 32:658.011. 54

П.Ю. Шелехов, О.А. Троценко, Н.В. Сергеева

ИССЛЕДОВАНИЕ БЕЗАВАРИЙНОСТИ ПНЕВМОЗАРЯЖАНИЯ СКВАЖИН ГРАНУЛИРОВАННЫМИ ВЗРЫВЧАТЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ВВ) ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Известно, что пневматическому транспортированию рассыпных ВВ и пневматическому заряжанию скважин сопутствуют процессы электризации транспортируемого материала и различных элементов пневмотранспортирующих систем. Параметры электростатических полей при пневмотранспортировании гранулированных ВВ могут достигать значений, достаточных для возникновения искрового разряда внутри транспортирующей магистрали, что в свою очередь, может вызвать взрыв аэровоздушной смеси ВВ.

На основании теоретических и экспериментальных исследований авторами установлена относительная вероятность возникновения искрового пробоя Ротн в пнемомагистрали, определяемая формулой [1]

P = 1 —

nr2 El el

2 q2Cl

1 - ,

V 4a2+r2;

где г - внутренний радиус пнев-мотранспортирующей магистрали, м; Е0 - напряжённость электрического пробоя воздуха при нормальных условиях (электрическая прочность среды); еа - абсолютная диэлектрическая проницаемость транспортируемого

ВВ; q - величина электрического заряда, К; С - число электрически за-

1 3

ряженных частиц в 1 м потока; I - длина области ВВ, имеющей равный удельный объёмный электрический заряд, м.

Анализ этого выражения позволяет сделать вывод, что основными величинами, влияющими на относительную частоту наступления искрового разряда в пневмомагистрали, являются величина электрического заряда q, концентрация частиц в аэровзвеси С и величина электрической прочности Е0. Изменение геометрических характеристик пнев-момагистрали и заряженной области не сказывается существенно на величине Рот,- Результаты определения относительной вероятности искрового пробоя РоТН при

Е0 = 3,6-106 В/м; г = 0,024 м; е0 = 0,196-10-9 Ф/м; I = 3,4м '

в функции электрического заряда частицы и концентрации частиц в аэровзвеси приведены на рис. 1.

Из приведенного анализа следует, что основными мероприятиями по снижению вероятности электрического разряда в пневмомагистрали должны быть следующие:

Рис. 1. График зависимости относительной вероятности искрового пробоя в пневмомагистрали от величины электрического заряда частицы

Иш-

пг2 Е V

(

■ = 0

1 2д 2С1

1 -

Л

а + г )

1. Снижение интенсивности электризации при пневмотранспор-тировании ВВ.

2. Подавление пылевыделения в транспортирующей пневмомагистрали.

Очевидно, что увеличение заряда частицы при фиксированном значении концентрации или увеличение концентрации частиц, наэлектризованных до определенной величины заряда, ведет к искровому пробою в магистрали [2]. Так как в выражении при

V

Иш РОТН = 1

С

то при условии равномерного распределения частиц в пневмомагистра-ли, это означает наступление электрического пробоя с вероятностью Р=1. Условия наиболее безопасного транспортирования имеют вид

( \2

пг2Е02 V = 2 д2С1

1 -

Л

а2 + г2 )

При а ^ 0, имеем пг2Е02 V = 2д2С1

Величина электрического заряда в этом случае не должна превышать значения

д =

пг Е0 5а

2 С1

С-10-5 100 80 60 40 2 20 1,5 2 3,0 4,5 6,0 7,5 9,0 10,5 12,0

Выражение позволяет определить связь между величиной допустимого безопасного значения электрического заряда частиц и текущей концентрации частиц в потоке транспортируемой аэровзвеси. Найдем значение дтах в диапазоне изменения концентрации электрически заряженных час-

Рис. 2. Номограмма для определения безопасных соотношений величин электрического заряда частицы и концентрации частиц в аэровзвеси ВВ:

1 - при Е0 = 3 -105 —; 2 - с учётом ослаб-

м

ления электрической прочности среды

тиц С=10 - 107 для граммонита 79/21Б влажностью х = 1%

11471-10-14 7 1

q = = 38,3-Ю- ^с.

Графики зависимости я=ЦС) приведены на рис. 2

Кривые рис. 2 имеют прикладное значение для определения безопасности пневмозаряжания гранулированных ВВ. Замерив значения величины электрического заряда частицы и

1. Емекеев В.И., Данилиди Г.И., Пе-кониди В. Г. Определение минимальной энергии воспламенения аэровзвесей некоторых гранулированных ВВ и их компонентов // М.: «Цветная металлургия», №13, 1975.

концентрацию мелкодисперсных частиц в аэровзвеси ВВ, можно найти на координатной плоскости д - С точку, 13,5 q -109 определяемую этими значениями.

Положение точки относительно кривой определяет возможность возникновения искрового пробоя в пневмотранспортирующей магистрали. При этом если точка находится левее кривой, то искровой разряд невозможен.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Шелехов П.Ю. Научно-методические основы создания безаварийной технологии пневмозаряжания скважин россыпными взрывчатыми веществами при добыче руд: Автореф. дис. докт. техн. наук. Владикавказ: СКГМИ (ГТУ), 2006. НЕЕ

— Коротко об авторах-

Шелехов П. Ю., Троценко О. А., Сергеева Н.В. - Северо-Кавказский горнометаллургический институт (государственный технологический университет.

Рецензент д-р техн. наук, проф. Ю.С. Петров, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.