УДК 339
ИССЛЕДОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОЮЩИХ СРЕДСТВ И
ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ
Е.В. Сулик, магистрант УО «Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации» E-mail: fak_zkom@bteu. by
Аннотация
В работе рассмотрены основные современные тенденции в формировании ассортимента СМС, проанализирован сложившийся ассортимент в филиале райпо, исследованы покупательские предпочтения при покупке товаров данной группы, оценена отстирывающая способность современных СМС (на примере наиболее востребованных из них потребителями) с использованием инструментальных методов исследования, экспериментально определено качество отстирывающей способности стиральных порошков, зависимость отстирывающей способности от пенообразования, уровень рН-среды, образуемой оцениваемыми СМС, и, на этой сущностной основе, предложены пути оптимизации ассортимента рассматриваемых товаров.
Ключевые слова: ассортимент, синтетические моющие средства, оптимизация ассортимента.
Усложнение экономических связей, динамизм развития хозяйственной деятельности в последнее десятилетие стали характерными тенденциями современного рынка. Одна из важнейших проблем, с которой столкнулось белорусская экономика на фоне интеграции в мировое хозяйство, - качество и конкурентоспособность товаров и представляемых торговых услуг, предполагающая формирование принципиально новых подходов к исследованию и оценке этих аспектов. Товар становится индикатором силы, экономической безопасности и конкурентоспособности отечественного продуцента. Насыщение рынка товарами предполагает не только увеличение объема их производства, но и улучшение качества и ассортимента. Если потребительная стоимость отдельных товаров («индивидуальная потребительная стоимость») определяется, главным образом, их качеством, то потребительная стоимость совокупности товарной массы («совокупная потребительная стоимость») определяется как качеством, так и ассортиментом1.
В настоящее время ситуация на рынке синтетических моющих средств (далее - СМС) характеризуется разнообразием данных товаров, и проблема оптимизации структуры их ассортимента, оценки качества, конкурентоспособности представляет особую значимость как для сферы производства, так и для сферы торговли и потребителя. От того, на\сколько грамотно организована коммерческая деятельность в розничной торговле зависит полнота удовлетворения спроса населения и результативность хозяйственной деятельности организации. Отметим, что потребности в СМС за последние годы удовлетворены не полностью, несмотря на значительную долю в объеме продаж стиральных порошков и других синтетических моющих средств импортного производства2.
Современный ассортимент СМС, представленный на потребительском рынке страны, является исходной предпосылкой анализа его соответствия рациональным нормам потребления. Рациональная норма их потребления сегодня составляет 7,6 кг в расчете на душу населения Республики Беларусь, а фактическое их потребление - только 0,67 кг3.
Подбор целесообразного состава СМС позволяет легко вырабатывать его виды самого разнообразного назначения. Основную массу выпускаемых СМС составляют стиральные порошки. Это наиболее распространенное и эффективное средство для стирки белья и
одежды. Его моющее действие проявляется при довольно низких температурах по сравнению с мылом (40-50°С) и небольших концентрациях в растворе.
В связи с этим, проблема заключается в необходимости обеспечить широту и полноту ассортимента синтетических моющих средств, в том числе и стиральных порошков, создать условия, при которых покупатель бы имел бы возможность без лишних затрат времени приобрести нужное средство.
Ассортимент товаров в розничной торговле представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров, с тем, чтобы обеспечить выбор. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности.
Ассортимент СМС постоянно обновляется, что связано с модернизацией производства, а также с увеличением потребностей и требований покупателей к данной продукции. Как известно, ассортимент, качество и конкурентоспособность товаров оценивают потребители.
В условиях жёсткой конкуренции для торговых организаций важно правильно выбрать ассортиментную политику с целью более полного удовлетворения возросших требований населения в высококачественной и конкурентоспособной продукции. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Основными источниками поступления СМС в торговую сеть филиала ОБЛПО являются белорусские производственные предприятия: ПФ «Бархим» г. Барановичи, бывший «Борбытхим» г. Борисов сегодня в составе Борисовского завода пластмассовых изделий, ИЧПУП «Сонца», г.Осиповичи, ООО «Аквасан» г.Минск, Волковысская межрайбаза, а также коммерческие структуры: УП «Дансис Плюс», ПК ООО «Белтрамп» г. Минск, «Химитэкс» г. Гродно и др., поставляющие СМС как отечественного, так и зарубежного производства (Россия, Польша, Англия и др.). Удельный вес отечественных СМС в общем объеме поставок в 2014 г. составил 30,7%, в 2015 г. — 44,4%, в 2016 г. — 74,1%, увеличение - на 43,4%, т. к. СМС отечественного производства пользуются спросом у населения данного района.
Рассматривая ассортимент СМС в разрезе поставщиков и видов за 2014-2016 гг. в Волковысском филиале Гродненского облпо (Приложение Д), отметим, что максимальный объем их поставки в 2014 и 2015 гг. приходился на ПФ «Бархим», КФ «Викон» г. Гродно, межрайбазу г. Волковыск. В 2016г. - на ПФ «Бархим», ООО «Аквасан». Лидирующее положение на протяжении 3-х лет занимает ПФ «Бархим».
Рассмотрим структуру ассортимента СМС за 2014-2016гг. по назначению (таблица 1).
Таблица 1 - Структура ассортимента СМС по назначению
Назначение 2014 год 2015 год 2016 год Отклонени
объем удельны объем удельн объем удель е по
поставк й вес, % поставк ый вес, постав ный удельному
и, кг и, кг % ки, кг вес, % весу, (+; -) 2016г. от 2014г.
Универсальные 19367,4 83,5 19237 76,2 22462 83,6 + 0,1
СМС, в т.ч. с
биодобавками 3220,3 5873,4 5324,7
Средства для
стирки изделий из
хлопка, льна и
смешанных 3828 16,5 6010 23,8 4422,4 16,4 - 0,1
волокон
Всего 23195,4 100,0 25247 100,0 26884,4 100,0 —
Примечание - Собственная разработка на основании данных организации
Из таблицы следует, что в общем объеме СМС значительны поставки универсальных средств. Отсутствие средств для стирки изделий из шерстяных, шелковых и синтетических тканей, средств комплексного действия обусловлено узостью их ассортимента. Желательно было бы, чтобы по 1-2 их наименования были представлены в ассортименте СМС.
Проанализируем структуру ассортимента СМС по видам и разновидностям: ассортимент СМС представлен продукцией отечественного и импортного производства. Причем, наибольший удельный вес из года в год в общем объеме поставок занимают отечественные СМС. Так, увеличены объемы поставок таких СМС, как Универсал, БИОавтомат, Новый лотос. Имеется на рынке СМС и продукция ООО «Аквасан» - линейка СМС «Виксан», «Белль» и др.
Рассмотрим структуру ассортимента СМС в Волковысском филиале Гродненского облпо по такому признаку классификации, как консистенция СМС (таблица 2).
Таблица 2 - Структура ассортимента СМС по консистенции в в Волковысском филиале Гродненского облпо за 2014-2016гг.
Консистенция 2014 год 2015 год 2016 год Отклонен
объем удельн объем удельн объем удельны ие по
поставк ыи вес, постав ыи вес, поставк и вес, % удельному
и, кг % ки, кг % и, кг весу, (+; -) 2016г. от 2014г.
Жидкие (Ангора, 50 0,3 100 0,4 132 0,5 + 0,2
Белль-Автомат,
Маг, Фея, Няня,
Бонус)
Пастообразные Винни) 650 2,8 320 1,3 117 0,4 - 2,4
Порошкообразные (остальные) 22495,4 96,9 24827 98,3 26635,4 99,1 + 2,2
Всего: 23195,4 100,0 25247 100,0 26884,4 100,0 —
Примечание - Собственная разработка на основании данных организации
В результате проведенного исследования (анкетирования) по изучению покупательских предпочтений и анализа структуры предложения СМС, можно сделать вывод, что ассортимент в розничной торговле субъекта хозяйствования представлен не в полном объеме.
Необходимо обеспечивать наличие в ассортименте вспомогательных средств для стирки (хотя бы по 1-2 наименованиям каждого вида: отбеливатели, подсинивающие средства, антистатические, кондиционеры).
Сложившаяся структура ассортимента СМС в Волковысском филиале Гродненского ОБЛПО, на основании анализа покупательских предпочтений и фактических данных организации, является удовлетворительной. Однако их ассортимент в розничной торговле субъекта хозяйствования представлен не в полном объеме. Для её оптимизации в структуре закупа должно больше присутсовать СМС отечественного производства, т. к. они не уступают по качеству импортным СМС, но значительно дешевле. В этой связи целесообразно сократить список поставщиков, отдав предпочтение наиболее ответственным и проверенным, способным обеспечить требуемый ассортимент. Предпочтительнее, если ими будут являться предприятия-изготовители. Очень важно систематически проводить целевые опросы для своевременного выявления актуальных требований конкретных обслуживаемых
сегментов потребителей, периодически использовать методы стимулирования и рекламу. Реклама помогает в выборе лучшего, более качественного товара.
Важно учитывать при закупе ассортимента СМС весомость их свойств для разных потребительских сегментов, например, универсальность, отбеливающую способность, запах, возможность использования для цветных изделий, пониженное пенообразование, консистенцию и уровень рекламируемости товара.
При формировании ассортимента следует учитывать, что СМС при стирке пользуются все покупатели, мылом хозяйственным и вспомогательными средствами меньше. Причем, молодежь и покупатели пожилого возраста предпочитают СМС и мыло хозяйственное, среднего возраста — СМС и вспомогательные средства для стирки. Мужчины при стирке пользуются в основном СМС и мылом хозяйственным, а женщины — всеми их видами. Большинство потребителей (96%) удовлетворяет представленный на рынке ассортимент СМС. И только 4% респондентов высказали неудовлетворенность (отмечали недостаточное количество СМС для стирки детской одежды). При этом консистенция СМС важна для 57% (отмечали их привычность в виде гранул), для 36% консистенция не имеет значение, и только для 7% респондентов предпочтительнее моющее средство в виде пасты. В целом покупатели отдают предпочтения импортным СМС, и только покупатели пожилого возраста
— отечественным. Среди отечественных торговых марок наибольшим спросом пользуются линейки таких СМС как: Маг, Мара, Новый Лотос, Айсберг, Виксан, Белль, а из импортных
— стиральные порошки Ариель, Тайд, Персил, Лоск, БиМакс, Икси.
Примечания
1 Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М.: Экономика, 2001. С. 147; Гурская, Е.В. Планирование ассортиментной политики предприятия // Планово - экономический отдел. -2012. - №8. - С. 51.
2 Егоршин, А. П. Товароведение хозяйственных товаров - М.: Экономика, 2009. С. 122
3 Казанцева, Н. С. Товароведение непродовольственных товаров: учебное пособие - Изд. торг. корпорация «Дашков и К», 2010. С. 233; Кутянин, Г.И. Пластические массы и бытовые химические товары: учеб. для студентов вузов: 2-е изд., перераб - М.: Экономика, 1988. С. 76
STUDY OF THE ASSORTMENT OF SYNTHETIC DETERGENTS AND PECULIARITIES
OF ITS OPTIMIZATION
E. V. Sulik, undergraduate student of the Belarusian Trade and Economic University of
Consumer Cooperatives E-mail: fak_zkom@bteu. by
Abstract
In the paper, the main current trends in the formation of the CMC assortment are analyzed, the existing assortment in the Raypo branch is analyzed, consumer preferences are analyzed when purchasing goods of this group, the tearing ability of modern SMS (using the most popular ones among consumers) is estimated using the instrumental methods of research, Washing ability of washing powders, dependence of washing ability on foaming, level PH-environment formed by the estimated SMS, and, on this essential basis, proposed ways to optimize the range of goods in question.
Keywords: assortment, synthetic detergents, assortment optimization.