Научная статья на тему 'Исследование аспектов межкультурной адаптации иностранных курсантов и студентов в процессе обучения в вузе'

Исследование аспектов межкультурной адаптации иностранных курсантов и студентов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / КУРСАНТЫ / СТУДЕНТЫ / INTERCULTURAL ADAPTATION / HIGH SCHOOL / STUDENTS OF MILITARY AND CIVILIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Сергей Анатольевич, Емелин Александр Иванович

В данной статье приведены результаты исследования аспектов межкультурной адаптации иностранных курсантов, представителей стран СНГ, а также студентов-иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of research of aspects of intercultural adaptations of foreign students of military institutions of higher education, both from CIS and from other foreign countries.

Текст научной работы на тему «Исследование аспектов межкультурной адаптации иностранных курсантов и студентов в процессе обучения в вузе»

тации культурно обусловленных событий, высказываний и текстов в более широком контексте.

Как бы ни была важна международная кооперация в университетской сфере, межкультурная кооперация требует большего. Целенаправленной работой межкультурная кооперация стимулирует возникновение нового, ищет новое качество знания, открывает новые горизонты и ориентиры. К сложной области трилатеральных отношений Германии-Польши-России по сей день обращаются лишь немногие публицисты и историки, которые предпочитают осторожно обходиться с описанием немецко-русских или немецко-польских отношений. К уроку немецкого языка как иностранного в рамках кооперации польско-русских университетов, призванному обеспечить понимание в трилатеральных отношениях Германии-Польши-России, предъявляются, очевидно, высокие требования - однако, прокладыванием новых лингвокультурных путей к «пониманию чужого» такой урок привносит новое качество в международное сотрудничество.

Библиографический список

1. Altmayer, C. (2004): Kultur als Hypertext. Zu Theorie und Praxis der Kulturwissenschaft im Fach Deutsch als Fremdsprache. München: iudicium.

2. Bredella, L. (2000): „Fremdverstehen mit literarischen Texten“. In: Bredella, L. / Meißner, F.-J. / Nünning, A. / Rösler, D. (Hrgs.), Wie ist Fremdverstehen lehr- und lernbar? Tübingen: Gunter Narr Verlag, S. 133-163.

3. Bredella, L. (2003): „For a Flexible Model of Intercultural Understanding“. In: Alred, G. / Byram, M. / Fleming, M. (ed.) Intercultural Experience and Education, Clevedon: Multilingual Matters, S.31-49.

4. Knapp-Potthoff, A. (1997): „Interkulturelle Kommunikationsfähigkeit als Lernziel“. In: KnappPotthoff, A. / Liedke, M. Aspekte interkultureller Kommunikationsfähigkeit. München, S. 181-205.

5. Knight, J. (1997): Internationalisation of Higher Education: A Conceptual Framework. In: Knight Jane, De Wit, H. (ed.). Internationalisation of Higher Education in Asia Pacific Countries. Amsterdam: EAIE, S. 8

6. Pfeiffer, W. (2001): Nauka j^zykow obcych. Od praktyki do praktyki. Poznan: Wagros.

7. Röttger, E. (1998). „Dominanzkultur und Interkulturalität: Grenzen und Möglichkeiten interkultureller DaF-Didaktik in Griechenland“. In: Barkowski, H. (Hrsg.), Deutsch als Fremdsprache -weltweit interkulturell? Wien: Verband Wiener Volksbildung, S. 175-197.

УДК 378

Волков Сергей Анатольевич, Емелин Александр Иванович

кандидат психологических наук, доцент Военный финансово-экономический институт Военного университета, г. Ярославль

volko v. sergаnt@mаil. т

ИССЛЕДОВАНИЕ АСПЕКТОВ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В данной статье приведены результаты исследования аспектов межкультурной адаптации иностранных курсантов, представителей стран СНГ, а также студентов-иностранцев.

Ключевые слова: межкультурная адаптация, высшая школа, курсанты, студенты.

Современные процессы мировой интеграции позволяют молодым людям обучаться в высших учебных заведениях своей страны и за рубежом. При этом большое значение приобретают процессы межкультурной адаптации иностранных студентов и курсантов высших военных заведений в период вузовского обучения. Проблема самоопределения человека в национальной и иноэтнической среде, его адап-

тация в изменившихся социокультурных условиям нашла широкий отклик в научных трудах отечественных психологов и педагогов. Исследованиями психологических проблем адаптации молодежи к иностранной культуре занимались И.А. Шолохов, И.А. Мнацаканян, Е.В. Будалина, Е.В. Витенберг, адаптацией личности к иной культурной среде - Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, В.Г. Крысько. Педагогические проблемы адапта-

© Волков С.А., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

Емелин А.И., 2010

Гистограмма 1. Изменение уровней и типов адаптации иностранных курсантов ВФЭА, г. Ярославль

Г истограмма 2. Изменение уровней и типов адаптации иностранных курсантов Костромской академии РХБ защиты

ции иностранной молодёжи исследовали А.Я. Алеева, М.И. Витковская, И.В. Троцук. Анализу процессов и трудностей адаптации военнослужащих посвящен ряд работ военных ученых -

A.Я. Анцупова (1995), В.В. Коннова (2000),

B.А. Мотолыцкого (2000), А.Г Караяни, П.А. Корчемного, а также военных педагогов - А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, В.Я. Слепова и др.

Для авторов статьи представляют интерес историко-педагогический анализ профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах А.А. Булкова [1], а также вопросы адаптации курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды, рассмотренные в диссертационном исследовании М.Г. Волковой [2]. В тоже время сопоставлению процесса межкультурной адаптации иностранных студентов и курсантов в процессе обучения в вузе не уделено достаточного внимания.

С целью выявления типов и уровней межкультурной адаптации при обучении в вузе были обследованы иностранные курсанты Военной финансово-экономической академии (ВФЭА) города Ярославль, Академии РХБЗ имени маршала Советского Союза С.К. Тимошенко города Костромы, а также студенты-иностранцы Ярославской медицинской академии (ЯМА) и Ярославского государственного технического университета (ЯГТУ). Выборку составили иностранные курсанты ВФЭА - 38 человек, Костромская академия РХБЗ - 43 курсанта, ЯМА и ЯГТУ - 36 человек, все представители мужского пола из стран Средней Азии и Закавказья. В качестве инструментария нами был использован адаптированный тест Л.В.Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде».

На гистограммах 1-3 показана динамика изменений уровней и типов адаптации иностранных

Гистограмма 3. Изменение уровней и типов адаптации иностранных студентов ЯМА и ЯГТУ

курсантов и студентов за период с начала учебного года по его окончание по каждой шкале данного теста. По тесту Л.В. Янковского до 6 баллов -это низкий уровень адаптации личности к новой социокультурной среде, с 6 до 12 - средний и с 12 до 16 - высокий уровень. Как мы видим, на данной гистограмме адаптивность, то есть уровень личной удовлетворённости, в положительном отношении к окружающим и принятии их, чувство социальной и физической защищённости находится на среднем уровне и с течением времени постоянно повышается с 6, 8 до 8,2 балла.

Интенсивность повышения уровня адаптивности довольно низкая. В начале семестра низкий уровень адаптивности имело 15,8%, средний -84,2%, в конце года - 2,6%, 94,8% соответственно и 2,6% - высокий уровень.

Конформность - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, зависимость от группы, ориентация на социальное одобрение - аналогично прогрессирует с 4,5 в начале учебного года до 5,8 балла в конце. В начале семестра зависимость от группы испытывало 31,6%, в конце года данное значение поднялось до 63,8%.

Интерактивность - активное вхождение в среду, настроенность на расширение социальных связей, чувство уверенности к собственному поведению, готовность к самопреобразованию, направленность на сотрудничество с другими - к середине учебного года доходит до среднего уровня с 5,6 до 6,2 балла, но к концу года снова падает до прежнего значения, с 6,2 до 5,4 балла. В начале учебного года с низким уровнем интерактивнос-

ти было 50%, в середине года - 31,6%, в конце же года снова достигло 52,6%.

Депрессия - дисгармония личности, невозможность реализации своего уровня ожиданий, связанного с социальной и профессиональной позицией, пониженная самооценка, чувство подавленности, опустошённости и изолированности - стоит на довольно низком уровне и в течение года постоянно понижается с 3,2 до 2,2 балла. В начале года депрессия выходила на средний уровень лишь у 5,2% учащихся, в конце года таковых не наблюдалось.

Ностальгия - внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединённости с традиционными ценностями и нормативами, тоска по родным местам, мечтательность -стоит на среднем уровне, но к середине учебного года она опускается с 7,9 до 7,2 баллов, а к окончанию снова возрастает до 7,8 баллов. Возможно, сказывается усталость студентов и постоянные мысли о предстоящем отпуске.

Отчуждённость - неприятие нового социума, низкая самооценка, несогласованность притязаний и реальных возможностей, озабоченность своей идентичностью и своим статусом - стоит на низком уровне и постоянно понижается с 2,9 до 2 баллов.

По данным гистограммы 2 адаптивность у курсантов Костромской академии РХБЗ также находится на среднем уровне и в течение учебного года постоянно возрастает с 6,9 до 8,6 баллов.

Конформность аналогично данным по ВФЭА г. Ярославля повышается с 5,1 до 6,4 баллов. Интерактивность повышается к середине учебного

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

213

Таблица1

Курсанты ВФЭА Курсанты КАРХБЗ Студенты

Адаптивность

Начало учебного года 6,868421 6,976744 7,555556

Завершение семестра 8,236842 8,674419 9,111111

Конформность

Начало учебного года 4,526316 5,093023 5,527778

Завершение семестра 5,868421 6,395349 4,361111

Интерактивность

Начало учебного года 5,684211 5,744186 6,333333

Завершение семестра 5,447368 5,488372 7,666667

Депрессия

Начало учебного года 3,184211 3,069767 3,694444

Завершение семестра 2,263158 2,651163 3,555556

Ностальгия

Начало учебного года 7,921053 7,465116 5,0

Завершение семестра 7,842105 7,744186 4,194444

Отчуждение

Начало учебного года 2,947368 3,604651 3,111111

Завершение семестра 2,078947 2,953488 2,75

года от 5,7 до 6,3 баллов, а затем опускается даже ниже своего первоначального значения - до 5,4. Депрессия - в течение года понижается с 3,0 до 2,6 баллов. Ностальгия - к середине года уменьшается с 7,4 до 6,8 баллов, но к окончанию вновь повышается до 7,7 баллов. Отчуждение - имеет низкий уровень и снижается с 3,6 до 2,9 баллов.

Данные гистограммы 3 демонстрируют изменение уровней и типов адаптации иностранных студентов ЯМА и ЯГТУ

Адаптивность у студентов также находится на среднем уровне и в течение учебного года постоянно повышается с 7,5 до 9,1 балла.

Конформность - по этой шкале мы видим существенные отличия в динамике значений от исследования курсантов. В начале учебного года конформность приближается к среднему уровню - 5,5 балла, но в последующем непрерывно понижается и доходит до 4,3 балла.

Интерактивность - в отличие от курсантских подразделений значения данной шкалы в группе

иностранных студентов постоянно повышается с 6,3 в начале года до 7,6 балла в конце.

Депрессия - у студентов практически весь год на одном низком уровне с незначительным понижением с 3,7 до 3,5 балла.

Ностальгия - в студенческой среде значения данной шкалы стоят на низком уровне и в течение года понижаются с 5,0 до 4,2 балла. Возможно, что не все студенты уезжают на летние каникулы в свои государства.

Отчуждённость - также находится у студентов на низком уровне и постоянно понижается с 3,1 до 2,75 балла.

Мы исследовали полученные результаты по различным группам. Сравнение средних исследуемых показателей представлены нами в таблице 1.

Для обоснования достоверной разницы между типами межкультурной адаптации среди курсантских подразделений и иностранных студентов был применён метод Стьюдента для незави-

Таблица 2

Курсанты ВФЭА и студенты в конце года Курсанты ВФЭА и КАРХБЗ в конце года

t при p=0,05 Значимость различий t при p=0,05 Значимость различий

Адаптивность 2,414 Значима Адаптивность 1,202 Не значима

Конформность 5,48 Значима Конформность 1,501 Не значима

Интерактивность 7,516 Значима Интерактивность 0,113 Не значима

Депрессия 4,72 Значима Депрессия 2,092 Значима

Ностальгия 9,224 Значима Ностальгия 0,226 Не значима

Отчуждение 3,508 Значима Отчуждение 4,432 Значима

симых выборок, результаты которого отражены в таблице 2.

Как ясно из таблицы 2, существует разница между двумя выборками (курсантами ВФЭА и студентами). Особенно по таким шкалам, как Конформность (зависимость от группы у иностранных студентов не просматривается), Интерактивность (в конце года она у курсантов понижается) и Ностальгия (в конце года она повышается, возможно, из-за того, что все иностранные курсанты на лето уезжают в свои государства).

Таким образом, в ходе нашего исследования мы выяснили, что типы межкультурной адаптации среди иностранных студентов и курсантов в процессе обучения в вузе значительно отличаются. В то же время мы наблюдаем не достоверную разницу между типами адаптации иностранных курсантов ВФЭА города Ярославль и Кост-

ромской академии РХБ защиты имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко по таким шкалам, как Адаптивность, Конформность, Интерактивность, Ностальгия. Мы продолжим свои исследования с целью вариативного анализа процессов межкультурной адаптации иностранных студентов и курсантов высших военных заведений в период вузовского обучения.

Библиографический список

1. Булков А.А. Историко-педагогический анализ профессиональной подготовки иностранных военнослужащих в российских военных вузах // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2006. -№2. - С. 174-178.

2. ВолковаМ.Г. Адаптация курсантов военного вуза в условиях изменения социальной среды: Дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2003. - 154 с.

УДК 371

Чернобай Ольга Леонидовна

Сибирский институт международных отношений и регионоведения, г. Новосибирск

olgachernobaj@ya.ru

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ТЕХНИКИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА

В 1990-х гг. Новосибирская область осуществляла международные связи по целому ряду направлений: в сфере здравоохранения, науки, образования, культуры. Обращает на себя внимание тот факт, что появившаяся в начале 1990-х гг. политическая составляющая в международных связях области продолжала набирать обороты. В результате развития международного сотрудничества регионов России вырабатывались новые формы сотрудничества и взаимодействия.

Ключевые слова: международное сотрудничество, межрегиональные контакты, гуманитарные и культурные связи.

На развитие российской науки, культуры и образования, а также на международное сотрудничество в этих сферах большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической областях. Политику в этих сферах конкретизировали специальные акты (законы, указы, постановления). Однако острейшим вопросом оставалось выполнение государством обширного перечня взятых на себя обязательств, их ресурсное обеспечение, создание организационных и правовых механизмов их реализации на федеральном и региональном уровнях. Экономический и политический кризис в стране привёл к коренному изменению в сфере управления этими областями. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре вни-

мания оказалась активизация внутренних сил, усиление самоорганизации культурных, научных и образовательных процессов. Был взят курс на самоорганизацию культурной, научной, образовательной жизни. В основу деятельности всей гуманитарной сферы был положен принцип обеспечения многообразия, который предполагал многосубъектность деятельности, альтернативность проектов, программ, концепций и идей. Эта ситуация не могла не отразиться и на международной деятельности.

Интересной формой сотрудничества является участие регионов в международных организациях и конференциях. Большой опыт такого сотрудничества имеет Европа, где созданы общеевропейские, европейские региональные и субрегиональные организации. Основная цель данных

© Чернобай О.Л., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

215

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.