Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ ИЗ "СЕЛИЩА МАКСИМКОВО": ПРОБЛЕМА ТИПО- ЛОГИЗАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРНАМЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ ИЗ "СЕЛИЩА МАКСИМКОВО": ПРОБЛЕМА ТИПО- ЛОГИЗАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРНАМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕЛИЩЕ МАКСИМКОВО / ТЕКСТИЛЬНАЯ КЕРАМИКА / НИТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ / РЕКА КЛЯЗЬМА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Севостьянов Алексей Сергеевич

Настоящая статья посвящена изучению орнаментов, нанесённых на керамику, из коллекции «Археология» МБУК «Музейное объединение Музеи наукограда Королёв». В данном исследовании будут представлены древности, поступившие в музей в результате раскопок 1993-1994 гг. селища Максимково, датированного I тыс. до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CTRAMIC ORNAMENTS AND THE TECHNOLOGY OF THEIR APPLICATION OF TRE MONUMENT "SELISHCHE MAKSIMKOVO" MBUK М OC

This article is devoted to the study of ornaments applied to ceramics of the collection "Archeology" of the MBUK "Museum Association Museums of the Science city of Korolev". This study will present the antiquities that came to the museum as a result of the excavations of the 1993/94 settlement of Maksimkovo dated to the I millennium BC..

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ ИЗ "СЕЛИЩА МАКСИМКОВО": ПРОБЛЕМА ТИПО- ЛОГИЗАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРНАМЕНТОВ»

RAR УДК 930 ББК 63.4

DOI 10.34685/HI.2022.37.2.007

ИССЛЕДОВАНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ ИЗ «СЕЛИЩА МАКСИМКОВО»: ПРОБЛЕМА ТИПО-ЛОГИЗАЦИИ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРНАМЕНТОВ

Севостьянов Алексей Сергеевич,

научный сотрудник отдела «Усадьба Костино» МБУК «Музейное объединение «Музеи наукограда Королёв» Московская область, г.о. Королёв, ул. Ильича, д.1. Россия, 141080,

sev0styanov.a@yandex.ru

Аннотация

Настоящая статья посвящена изучению орнаментов, нанесённых на керамику, из коллекции «Археология» МБУК «Музейное объединение Музеи наукограда Королёв». В данном исследовании будут представлены древности, поступившие в музей в результате раскопок 1993-1994 гг. селища Максимково, датированного I тыс. до н.э.

Ключевые слова

Дьяковская культура, селище Максимково, текстильная керамика, нитчатый орнамент, река Клязьма.

Коллекция предметов ранне-железного века (I тыс. до н.э.), отнесённая археологами к Дьяковской культуре, появилась в нашем музее в результате раскопок селища Максимково. Раскопки селища Максимково производились в мкр. Первомайском города Калининграда (Королёва) в 1993-1994 гг. Исследования проводила экспедиция Сергие-во-Посадского музея-заповедника, руководитель к.и.н. В. И. Вишневский Предметы: различные орудия труда, украшения, остатки глиняной лепной посуды, кости животных, достаточно полно отражают быт, культуру, занятия, основные промыслы жителей селища. В настоящей статье будут представлены образцы керамики с данного памятника археологии, хранящиеся в коллекции музея. В 1993 году, когда состоялись раскопки, селище Максимково являлось единственным изученным памятником Дьяковской культуры на р. Клязьма в Московской области. Собрание древней посуды в своём подавляющем большинстве несло сетчатый (рябчатый) орнамент, украшавший поверхность

сосудов. Не редким был нитчатый орнамент, также покрывавший весь сосуд. Большинство образцов древней посуды коллекции, кроме украшения в виде сетчатого и нитчатого орнамента, покрывавшего поверхность сосудов, несла на себе разнообразную роспись в виде вдавлений, насечек, которые наносились различными инструментами.

Раскопкам селища Максимково, организованным в 1993 г, предшествовала интересная история открытия самого памятника. Селище Максимково впервые обнаружено осенью 1970 г. в ходе работ Московской археологической экспедиции (отряд Х. И. Крис) по изучению лесопаркового пояса Москвы. Был составлен инструментальный план, описание, вновь выявленный объект интерпретирован как памятник Дьяковской культуры. Вновь открытый памятник был ошибочно идентифицирован как Болшевское городище (Илл. 1,2.).

Данная ошибка нашла отражение в издании «Археологическая карта России. Московская область» (Т. 1 1994 г., Т. 4. 1997 г.).

Илл. 1. План селища Максимково.1975 г.

Илл.2. План раскопок 1993 г. Селище Максимково.

В 1993 г. произошло повторное открытие памятника археологии, которое завершилось раскопками древнего поселения. Благодаря научному сотруднику историко-краеведческого музея г. Калининграда1 Б. Я. Ежову селище было обнаружено летом 1991 г. Борис Яковлевич обратил внимание на проступающий культурный

слой в обрыве береговой возвышенности, определил принадлежность памятника к Дьяковской культуре. Осенью 1992 г. селище было осмотрено директором Мытищинского историко-художе-ственного музея к.и.н. Александром Каменским, который подготовил археологическую справку памятника. Весной следующего года публикация Б. Я. Ежова в городской газете «Калининградская правда» представила памятник археологии жителям города. Раскопки разрушающегося памятника были начаты осенью 1993 г. и продолжены летом 1994 г. Селище было подвергнуто как естественному разрушению: эрозия, осыпь культурного слоя в береговой части селища, так и антропогенному: в южной части селища производилась распашка земли под огороды, изъятие песка с территории селища. Во время раскопок Максимково в 1993-1994 гг. было исследовано 84 кв. м. культурного слоя, найдена 91 индивидуальная находка и 2.743 фрагмента керамики2. Во время раскопок селища были идентифицированы остатки жилой постройки. Жилищем служила столбовая постройка размером 4x8 м. Постройка была вытянута с севера на юг. Рядом с древним домом археологами были прослежены два параллельных ряда ямок, заглубленных в материк. Ямки простирались с запада на восток. Данная находка, вероятно, свидетельствовала о наличии лёгкой защитной ограды в виде плетёного тына. На памятнике были обнаружены и другие маркеры, свидетельствовавшие о возможных защитных сооружениях. Исследователями также отмечена большая яма в материке, которая простиралась вдоль края площадки раскопа с запада на восток. Яма имела глубину 0,5 м. — предположительно являлась защитным рвом. Мелкие ямки, обнаруженные на дне рва, интерпретировались как следы частокола3.

Раскопки селища Максимково сыграли важную роль в понимании истории территории, на которой сейчас расположен г. Королёв. (Илл. 3-4.).

После завершения археологических раскопок происходит обработка найденного материала,

1 Сегодня «Усадьба Костино» МБУК «Музейное объединение Музеи наукограда Королёв» г.о. Королёв Московская область.

Отчёт о раскопках Максимковского селища раннего-железного века в г. Калининграде Московской области в 1993 г. Вишневский В.И. Сергиев-Посад 1994 С. 11

Отчёт о раскопках Максимковского селища раннего-железного века в г. Калининграде Московской области в 1993 г. Вишневский В.И. Сергиев-Посад 1994 С. 9-10

2

археологи подготавливают документы, содержащие сведения о памятнике, предложения по его сохранению. Далее происходит передача предметов археологии в музей, научно-учебные заведения, начинается следующий этап жизни древних артефактов. В музее археологические находки становятся музейным предметом, из них формируется коллекция.

Илл. 3-4. Селище Максимково на современной карте Московской области.

Работа с коллекцией в музее предполагает два направления: сохранение предметов (оформление, учёт, реставрация); и презентация поступившей коллекции. Существует несколько способов презентации коллекций археологии в музее, каждый из которых связан с решением определённых задач. К традиционным способам представления коллекции археологии в музее относится: организация выставок, создание каталогов коллекций, написание научных публикаций. В последнее десятилетие одним из способов экспонирования не только коллекций археологии, но и других предметов, состоящих на хранении в музее, стал Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации4. В 2020 г. стали динамично развиваться формы дистанционного общения с посетителем, презентация музейных коллекций через сеть «интернет».

Керамика — практически целые или отдельные фрагменты древней посуды количественно преобладают в коллекциях археологии музеев нашей страны. В связи с чем, возникает проблема презентации данных предметов археологической коллекции. Презентации коллекции предшествует постановка целей, разработка

Федеральная государственная информационная система государственного учёта музейных предметов и музейных коллекций.

концепции выставки, решение соответствующих задач. Следует подробно разобрать технологические и функциональные особенности керамики как экспозиционного материала. Глиняные сосуды различной величины и предназначения играли важную роль в быту. Форма сосудов зависела от функционального предназначения посуды (хранение пищи, её приготовление). Важную роль керамика играла в ритуальных обрядах. С точки зрения экспозиционных возможностей керамика позволяет воссоздать (с учётом других археологических находок) технологию жизни древнего поселения. Керамика не только предмет способный рассказать о ремесленном занятии жителей, но и свидетельство достоверной картины бытовой и духовной сторонах жизни древнего человека.

Керамическое производство сложный технологический процесс. Представляется возможным при экспонировании керамики в музее для лучшего восприятия, понимания процессов, которые происходили с материалом (глиной) до его превращения в готовый продукт, продемонстрировать данное производство с помощью графических, мультимедийных средств, реконструкции. Представить посетителям материалы, отражающие технические особенности производства. При подготовке презентации керамики следует обратить внимание на процесс художественного оформления. Здесь заслуживает внимания инструмент, которым наносился орнамент, техника его нанесения. Декоративное оформление керамики демонстрирует мировоззрение, культуру оставившего её общества. Перечисленные особенности керамики, как экспонат, надо учитывать при решении проблемы экспонирования, данного вида предметов археологии.

По своей форме сосуды коллекции «селище Максимково» преимущественно горшки вытянутой формы. Реконструировать на данный момент удалось два сосуда, один с нитчатым орнаментом УШ-Ш вв. до н.э. и второй баночный, практически лишённый орнамента сосуд 1-11 вв. н.э. В коллекции преобладают фрагменты горшков с сетчатым (рябчатым) орнаментом, некоторые из образцов которых будут рассмотрены в настоящей статье. В коллекции присутствуют крупные фрагменты стенок горшков, с их доньями, которые дают представление о размере и форме всего сосуда. Для настоящего исследования были отобраны образцы с текстильным орнаментом,

дополнительно украшенные различными по форме вдавлениями.

Материалом для изготовления горшков коллекции «селище Максимково» служила глина местного происхождения. Вся керамика коллекции произведена исключительно методом лепки. Без гончарного круга также были изготовлены гладкостенные сосуды, в небольшом количестве найденные при раскопках селища. Гладкостенная посуда была отнесена исследователями к более позднему поселению, организованному на территории селища Максимково в I-II вв. н.э. В качестве примеси, направленной на предотвращение разлома сосуда в процессе обжига, служила дресва. В образцах коллекции на изломе черепков присутствуют крупные кварциты мелкого щебня от 3,5 до 6 мм. Сосуды коллекции формировались методом ленточного налепа. Обжиг посуды был костровым, неравномерным, что заметно по тёмным пятнам на изломе фрагментов керамики. О технике, применённой при изготовлении дна горшков, хорошо свидетельствует образец реконструированного большого горшка с нитчатым орнаментом и фрагмент дна сетчатого сосуда коллекции. Дно изготавливалось в форме лепёшки, у реконструированного горшка, судя по отпечаткам, она прикладывалась сначала одной, потом другой стороной к тканевой прокладке. Снаружи гончар тщательно сглаживал пальцами линию окружности дна сосуда и переход от его придонной части к тулову. Данный приём древнего мастера виден на примере реконструированного сосуда.

Сосуды нашей коллекции делятся на два вида: сетчатые и гладкостенные горшки. Археологами было отмечено соотношение найденной сетчатой керамики к гладкостенной 91,9 % и 8,1 % . Количество найденной гладкостенной посуды уменьшалось от поздних к более ранним слоям. В самом раннем слое содержалось 7,4 % гладкостенной керамики, в самом позднем — 15,6 % Исследователями при раскопках «селища Максимково» был отмечен факт преобладания керамики с сетчатым орнаментом над гладкостенной, что крайне редко встречается на памятниках археологии Подмосковья. Аналогия была проведена с Дьяковым городищем, на нём данное соотношение, сетчатой и гладкостенной посуды составляло 72 и 21 %, соответственно, а само Дьяково городище датировано VIII-III вв. до н.э. Исходя из этих особенностей, а также большого количества орнаменти-

рованных сосудов, «селище Максимково» было датировано ранним периодом бытования Дьяковской культуры VIII,VII — III веками до н.э.

Обратимся к орнаменту горшков коллекции «селище Максимково». На фрагментах сосудов из нашей коллекции мы наблюдаем различные варианты украшения. Рисунок имеет самые разнообразные художественные формы: вдавления от гребенчатого штампа, ямочные вдавления, тычковые вдавления, узор в виде розеточки. Проанализируем возможный инструмент и технику с помощью которых, перечисленные виды орнамента наносились. Орнамент в виде наклонных тычков жители селища делали узкой щепой, или прутиком. При нанесении данного орнамента инструмент располагался под наклоном5. Тычки располагались в один или два ряда, в более редких случаях могли быть пущены зигзагом, покрывавшим поверхность сосуда под венчиком, с захватом перегиба плеча сосуда. В нашей коллекции данный редкий тип орнамента присутствует (Илл. 5.).

Илл. 5. Фрагмент сосуда, обработанного гребенчатым штампом, с зигзагообразным орнаментом, нанесённым методом тычка.

Схожим инструментом наносился орнамент в виде круглых вдавлений, инструмент располагался перпендикулярно к стенке сосуда.

Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.//Ответ-ственный редактор Макаров Н.А. Москва, 2014. С 110.

5

Гребенчатый штамп — достаточно распространён на посуде «селища Максимково» штамп — имел рабочую поверхность зубчатой формы. Ямочный орнамент наносился прутиком, либо костью круглого сечения. Орнамент в виде розеточки — расщеплённой палочкой, в финале она подкручивалась и получалось круглое вдавление в центре узора6. (Илл. 6.) .

приемов, которыми пользовались древние гончары для нанесения орнамента.

Илл. 7. Фрагмент сосуда с нитчатым орнаментом.

Илл. 6. Фрагмент сосуда с орнаментом в форме розеточки.

Как мы видим, продемонстрированные украшения покрывали венчик, плечо, частично тулово сосуда. Если мы обратим внимание на весь сосуд, то заметим, что вся площадь его поверхности также несёт на себе орнамент. Сейчас мы видим образец с сетчатым (рябчатым) орнаментом и фрагменты посуды с нитчатым орнаментом (Илл. 7,8.).

Раскопки производились в 1993-1994 гг. к тому времени в Отечественной Археологической науке уже сформировался определённый опыт в различении этих двух типов орнамента. Были выделены области, в которых более преобладал нитчатый орнамент и регионы с доминированием сетчатого рисунка. К настоящему времени появились новые взгляды, на теории происхождения данных орнаментов, закреплённые практическими опытами. Данные работы археологов направленны на поиск предметов,

Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.//Ответ-ственный редактор Макаров Н.А. Москва, 2014. С. 111.

Илл. 8. Стенка сосуда с сетчатым орнаментом.

Изучение техники нанесения данного типа орнамента, как и текстильного (нитчатого)

имеет богатую историю, другие известные названия сетчатого орнамента: рябчатый, ногтевой, полулунный, двойной штрих, с мелкоячеистой фактурой. В 70-е гг. К.А. Смирновым в исследованиях отмечалось, что для средней Волги характерен текстильный нитчатый орнамент, ряб-чатый для Верхней Волги7. И.Л. Чернай (1981 г.) называл нитчатый — Окским, рябчатый — верх-неволжским8. Параллельно в науке проводились исследования и обсуждение способов нанесения этого характерного на вид орнамента, выделение наиболее вероятных из них. Исследователи связывали эти типы орнамента с общей проблемой формообразования сосуда. В результате анализа накопленных сведений были выделены наиболее вероятные способы: конструирование в рельефной ёмкости (кожа, ткань, желудок животного), выбивание (колотушкой через рельефную прокладку), прокатывание рельефным валиком, штампование. О.А. Лопатиной были проведены экспериментальные исследования, в результате которых наиболее подходящим для нанесения текстильного орнамента был признан способ прокатывания рельефным штампом9. Данный способ применялся как для нанесения нитчатого орнамента, так и сетчатого. Чтобы нанести нитчатый рисунок гончар применял валик, обмотанный нитями. Поиск предмета, который использовался для предания поверхности будущего сосуда характерного украшения в виде ряби, или сети привёл в результате к еловой шишке. Для прокатывания использовалась ошелушенная искусственно, либо естественно грызунами сердцевина шишки.

Другие способы были отсеяны, внутренняя часть желудка по причине особенности своего строения, которая оставляет крайне характерные следы на поверхности. Присутствие которых не было замечено на изученной керамике. «При способе прокатывания, а не выбивания на поверхности присутствует характерный при-

знак — расположение элементов «текстильных» отпечатков относительно протяжёнными рядами, образующими не только прямые, но дуговидные линии, часто повторяющие профилировку сосуда»10. Приёмы выбивания и прокатывания на керамике были связаны с разными группами населения, в связи с чем важно различать эти два технических способа.

В исследовании 2019 г.11 А.С. Сыроватко данные выводы о возможном инструменте нанесения сетчатого рисунка были проанализированы с точки зрения доступности материала, то есть наличия хвойных лесов. Исследователем были проанализированы данные палинологического метода исследования и сведения об изменениях климата. В результате чего представлены современные границы ареала ели — южная граница ареала ели проходит по левому берегу Оки, сформирована в эпоху «малого ледникового периода». Границы периода похолодания 650-280 гг. до н.э. Основываясь на результатах известных в настоящее время данных палинологических разрезов, сделаны выводы относительно наличия хвойных лесов на определённых территориях современного Московского региона. Палинологические разрезы на Дьяковских памятниках коломенской группы — распространение тёмно-хвойной тайги в период похолодания. Средняя Ока — данных нет. Также исследованы разрезы в районе Куликова поля, бассейне верхней Оки, центральном — лесном заповеднике, Смоленско-Московской возвышенности — в южной части территории содержит минимум пыльцы. Части исследованные в Московской области и Тверской в центре Восточно — Европейской равнины указывают на увеличение количества ели. По разрезу из оз. Долгого в Московской области известна дата максимума пыльцы ели, это 6 век до н.э.12. Сокращение ареала и замещения ели берёзового-сосновыми лесами происходило в течение последних 2 тыс. 13. По существующим на настоящее время данным

7 Смирнов К.А. Дьяковская культура: городища междуречья Оки и Волги. Москва 1970.

8 Чернай И.Л. Выработка текстиля у племён дьяковской культуры // Советская Археология. Москва 1981. № 4. С. 76.

9 Лопатина О.А. К изучению приёмов нанесения «текстильных» отпечатков на керамике Дьяковской культуры // Самарский научный вестник. 2015. № 3. С. 107 .

10 Там же С. 109

11 Сыроватко А.С. О еловой шишке, сетчатой керамике и переменах климата// Эпоха Бронзы и ранний железный век. Материалы III международной научной конференции «Ананьинский мир: культурное пространство, связи, традиции и новации» № 4. 2017

12 Там же С. 318

13 Там же С. 319

рябчатый орнамент характерен для Верхней Волги и Москвы-реки. Наиболее вероятное время, когда сетчатый орнамент мог начать вытесняться нитчатым, конец 3 — начало 2 в. до н.э. — потепление Римского времени.

Вернёмся к собранию керамики селища Мак-симково. В самом раннем слое памятника было обнаружено 450 фрагментов сетчатой керамики, 49 образцов из них несли орнамент. В двух последующих, более поздних слоях присутствовало 673 фрагмента в одном слое, 88 из которых с орнаментом, во втором, самом позднем слое присутствовало 179 фрагмента сетчатой посуды, на 35 из которых нанесён орнамент. Сетчатый орнамент полученный в результате неоднократного прокатывания, особенно чётко проявлен на одном образце стенки сосуда коллекции (Илл. 9.).

Илл. 9. Фрагмент стенки сосуда с сетчатым орнаментом, многократное прокатывание.

Если представить возможным инструментом нанесения сетчатого рисунка еловую шишку, учитывая преобладание именно данного орнамента на поверхности посуды найденной на «селище Максимково», можно сделать предположение о доминировании в период функционирования поселения в округе хвойных лесов. После окончания раскопок селища Максимково, археологами были приняты крайними даты — VIII-VII века до н.э. Внимание уделялось значительному количеству орнаментированной керамики, соотношению гладкостенных фрагментов сосудов

к сетчатым. При анализе височной, бронзовой, умбоновидной подвески, обнаруженной при раскопках селища Максимково (Н.А. Кренке 2011) данное украшение и подобные ей, были датированы около V-III (II) вв. до н.э. Датировка была произведена на основании сопутствующей керамики найденной при раскопках на селищах Дунино-4 и Максимково-114. Учитывая данные о преобладании хвойных лесов в период VI-V вв., можно сделать предположение о более поздней дате существования селища Максимково, V-III век до н.э. При раскопках обнаружено значительное количество костей животных, которые активно использовались для изделий различного функционального назначения: ритуальные подвески, оружие, ремесленные орудия труда. Разнообразные по форме кости, прутики, древки стрел служили основным инструментом для украшения керамики. Обладание подробными сведениями о процессе производства посуды, технике обработки её поверхности, инструментах, которыми украшали сосуды, предоставляет более широкие возможности для презентации данной части коллекции «селище Максимково».

Список литературы 1. Отчёт о раскопках Максимковского селища раннего железного века в г. Калининграде Московской области в 1993 г. Вишневский В.И. Сер-гиев-Посад, 1994.

2. Актуальные проблемы изучения древнего гончарства (коллективная монография). Самара: Издательство Самарского Государственного Педагогического Университета, 1999. 233 с.

3. Вишневский В.И. Максимковское селище дьяковской культуры на р. Клязьме // ТАС. Тверь. Выпуск 7.

4. Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. // Отв. Ред. Макаров Н.А. Москва, 2014. 548 с.

5. Кренке Н.А. Тавлинцева Е.Ю. Чаукин С.Н. Новые направления в изучении памятников Дьяковской культуры // КСИА. Вып. 242. Москва, 2016. С. 60-69.

6. Лопатина О.А. К изучению приёмов нанесения «текстильных» отпечатков на керами-

14 Кренке Н.А. Дьяково городище: культура населения бассейна Москвы - реки в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. М.: 2011 С. 79.

ке Дьяковской культуры // Самарский научный вестник. 2015. № 3 С. 107-113.

7. Лопатина О. А. О происхождении одного вида отпечатков на поверхности текстильной керамики // КСИА. 2015. Вып. 240 С. 163-171.

8. Лопатина О.А. Керамика Москворецких и Окских памятников Дьяковской культуры, как исторический источник//Дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук/Институт археологии РАН. Москва, 2019. 246 с.

9. Лопатина О.А. Рельефное прокатывание поверхности как приём создания так называемых «текстильных» отпечатков на древней керамике //Археология Евразийских степей № 4. 2017. С. 287-297.

10. Розенфельдт И.Г. Керамика дьяковской культуры// Дьяковская культура: Сборник статей/ Отв. Ред. Ю.А. Краснов. М.: Наука, 1974. 280 с.

11. Смирнов К.А. Дьяковская культура: городища междуречья Оки и Волги. Москва, 1970. 441 с.

12. Смирнов К. А. Два района появления сетчатой керамики//Керамика раннего железного века и средневековья Верхневолжья и соседних территорий / Ответственный редактор В. В. Седов. Тверь: Тверской Государственный Университет. 1991.

13. Сыроватко А. С. О еловой шишке, сетчатой керамике и переменах климата// Эпоха Бронзы и ранний железный век. Материалы III международной научной конференции «Ана-ньинский мир: культурное пространство, связи, традиции и новации» № 4. 2017. С. 316-319.

14. Чернай И.Л. Выработка текстиля у племён дьяковской культуры // Советская Археология. Москва 1981. № 4. С. 70-86.

TYPES OF CTRAMIC ORNAMENTS AND THE TECHNOLOGY OF THEIR APPLICATION OF TRE MONUMENT "SELISHCHE MAKSIMKOVO"

MBUK МOC

Sevostyanov Alexey Sergeevich,

research worker MBUK MOK Ilicha str. 1, 141080 Moscow region, Korolev, Russia,

sev0styanov.a@yandex.ru

Abstract

This article is devoted to the study of ornaments applied to ceramics of the collection "Archeology" of the MBUK "Museum Association Museums of the Science city of Korolev". This study will present the antiquities that came to the museum as a result of the excavations of the 1993/94 settlement of Maksimkovo dated to the I millennium BC.. Keywords

Dyakovskaya culture, Maksimkovo settlement, textile ceramics, thread ornament, Klyazma River.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.