Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА, ОКАЗЫВАЮЩИХ ГАРМОНИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА'

ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА, ОКАЗЫВАЮЩИХ ГАРМОНИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / психофизиология / музыкальная терапия / арт-терапия / акустика / вокалотерапия / пение / вокал / здоровье / медицина / psychology / psychophysiology / music therapy / art therapy / voice acoustics / vocal therapy / singing / vocal / health / medicine

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А.В. Данилов, Е.Ш. Давиденкова-Хмара

Изучение возможностей голоса человека как инструмента его психофизиологической трансформации находится на начальном этапе развития, будучи перспективным научным направлением. Данная статья посвящена исследованию частотных характеристик голоса, оказывающих глубинное терапевтическое воздействие на психику и физиологию человека. Данные о широком спектре воздействия голоса на организм человека может быть использован как в психологии, так и в медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHING ACOUSTIC CHARACTERISTICS OF VOICE THAT HAVE HARMONIZING INFLUENCE ON HUMAN PSYCHO-PHYSIOLOGICAL SYSTEM

The study of the human voice capabilities as a tool of psychological transformation is at the initial stage of development nowadays. Its significant perspectives as a scientific field are definitely clear. This article is devoted to the research of the frequency characteristics of the human voice, which have a deep therapy effect on the human psychology and physiology. A wide range of effects that voice parameters imply on human organisms can be used in both psychology and medicine.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА, ОКАЗЫВАЮЩИХ ГАРМОНИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 159.91

doi: 10.52470/2619046X_2023_3_81

ИССЛЕДОВАНИЕ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ГОЛОСА, ОКАЗЫВАЮЩИХ ГАРМОНИЗИРУЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

А.В. Данилов, Е.Ш. Давиденкова-Хмара

Аннотация. Изучение возможностей голоса человека как инструмента его психофизиологической трансформации находится на начальном этапе развития, будучи перспективным научным направлением. Данная статья посвящена исследованию частотных характеристик голоса, оказывающих глубинное терапевтическое воздействие на психику и физиологию человека. Данные о широком спектре воздействия голоса на организм человека может быть использован как в психологии, так и в медицине.

Ключевые слова: психология, психофизиология, музыкальная терапия, арт-терапия, акустика, вокалотерапия, пение, вокал, здоровье, медицина.

RESEARCHING ACOUSTIC CHARACTERISTICS OF VOICE THAT HAVE HARMONIZING INFLUENCE ON HUMAN PSYCHO-PHYSIOLOGICAL SYSTEM

A.V. Danilov, E.Sh. Davidenkova-Khmara

Abstract. The study of the human voice capabilities as a tool of psychological transformation is at the initial stage of development nowadays. Its significant perspectives as a scientific field are definitely clear. This article is devoted to the research of the frequency characteristics of the human voice, which have a deep therapy effect on the human psychology and physiology. A wide range of effects that voice parameters imply on human organisms can be used in both psychology and medicine.

Keywords: psychology, psychophysiology, music therapy, art therapy, voice acoustics, vocal therapy, singing, vocal, health, medicine.

О влиянии музыки на состояние здоровья и психики человека было известно с незапамятных времен. Если первые эксперименты по использованию музыки в качестве инструмента терапии описаны в легендах с огромным числом домыслов, то более поздние исследования этого феномена подтвердили реальность подобного воздействия на все без исключения системы организма человека. Так, Пифагор, излечивший буйствовавшего от любви юношу с помощью спондеической мелодии [18], или знаменитый кастрат Фаринелли, избавивший испанского короля Филиппа V от тяжелейшей длительной депрессии посредством звучания своего божественного голоса [24], были легитимизированы в качестве эффективных звукотерапевтов исследованиями, которые получили широкое распространение в ХХ столетии.

Теоретические работы, описывающие влияние музыки на человека, начали появляться в XIX в. [например, 13], однако серьезную доказательную базу эти эмпирические наблюдения получили уже в наше время, в связи с созданием аппаратуры, способной зафиксировать реакцию физиологических систем человека, испытывающего то или иное звуковое воздействие. Сейчас мы можем обратиться к серьезным научным работам, описывающим разнообразные аспекты такого воздействия. В.Б. Полякова, М.Р. Могендович, Н.Н. Захарова, А.М. Авдеев своими исследованиями подтверждают влияние музыки на физиологические системы человека [14; 16; 19; 20]. А.С. Казаринова [15] и Л.С. Брусиловский [4; 5] доказывают благо-

Вестник МАСИ № 3 / 2023

81

московский информационно-технологическим университет -

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

творное воздействие музыки на психику. Среди зарубежных исследователей этого вопроса можно назвать имена таких ученых, как J. Alvin [25], H. Haschec [29], F. Licul [31], P. Nordoff, C. Robbins [33], M. Priestly [34] и др.

Данный список ни в коей мере нельзя считать полным. Литература о разнообразных эффектах воздействия музыки на человека насчитывает несколько сотен томов, и эта внушительная библиотека каждый год пополняется значительными трудамии, содержащими новые открытия. В наше время звукотерапия является общепризнанным фактом, имеющим под собой прочную научную основу. Однако в этом, казалось бы, хорошо изученном вопросе, существует один недостаточно освещенный нюанс, своего рода terra incognita на карте музыкальной терапии.

Дело в том, что музыкотерапия описывает эффекты стороннего воздействия на психику, когнитивные способности и состояние здоровья человека, когда источник звука находится вне его тела. А между тем, существует еще один источник звука, который всегда находится с человеком и который можно использовать в любой момент времени - его собственный голос. Можно посчитать невнимание к такому потенциально ценнейшему ресурсу недальновидным пренебрежением, однако в этом вопросе все не так просто, как кажется на первый взгляд.

Круг ученых, исследующий влияние музыки на человека, потенциально широк. Музыковеды, психологи и физиологи, имеющие достаточный уровень эрудиции на стыке этих наук, способны эффективно работать на ниве музыкальной терапии. Вокал представляет собой очень специфическую область знаний, не имеющую до сих пор единой общепризнанной теории голосообразования, что не мешает певцам-практикам создавать величайшие шедевры вокального искусства. Чудо человеческого голоса настолько объемно и многогранно, что объяснить даже какие-то отдельные его аспекты только научным языком не представляется возможным. Певцы и вокальные педагоги работают в строго ограниченной области воспитания вокалистов, не имея никакой нужды в экстраполировании своих знаний на более широкую аудиторию, да еще и с призрачно выглядящими терапевтическими целями.

К счастью, из этого правила все-таки существуют исключения. В.П. Морозов - создатель теории резонансного пения, которую мы считаем наиболее полной и актуальной теорией голосообразования на егодняшний день, - являлся не только биологом по образованию, но и пев-цом-любителем, знавшим не понаслышке «вокальную кухню». И хотя большинство его работ было посвящено нюансам звукоизлечения и слухового восприятия, он также описывал некоторые аспекты воздействия голоса на психику и здоровье человека [17; 32]. С.В. Шушарджан - бывший солист Большого театра и врач по первой профессии, - после завершения вокальной карьеры сосредоточился на изучении влияния голоса на состояние здоровья. Его исследования доказали безусловное влияние работы с голосом на физиологические системы организма человека и привели к созданию нового научного направления - вокалотерапии [21-23].

Один из авторов данной статьи также является профессиональным певцом и вокальным педагогом, заметившим безусловное гармонизирующее воздействие работы с голосом на психофизиологию человека. Годы исследования данного вопроса позволили создать целостную концепцию влияния голосовых техник на состояние психики и здоровья, теоретические аспекты которой отражены в монографиях и статьях [9-12].

Однако, даже при достаточно ясном понимании психофизиологических механизмов настройки голоса и использовании его в качестве инструмента коррекции деструктивных психофизиологических паттернов, остается открытым вопрос технических характеристик голоса, которые он приобретает в процессе специальной настройки и которые, в дальнейшем, являются наиболее значимыми акторами терапии. В данной статье, посвященной исследованию изменений параметров голоса в процессе настройки на естественную частоту его звучания, которая и производит то воздействие на состояние здоровья и психики человека, которые были зафиксированы в процессе нашей работы, мы постараемся устранить этот пробел.

82

Вестник МАСИ № 3 / 2023

московский информационно-технологическим университет -

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Теоретической основой данного исследования является концепция А.В. Данилова о наличии в голосе каждого человека, вне зависимости от его природной вокальной одаренности, специфических частот, наиболее полно соответствующих его психофизиологической индивидуальности. Это ограниченный диапазон его голоса в среднем регистре, в котором голос приобретает такие характеристики, как насыщенность тембра обертонами, звучность, полетность и т.д., в определенной степени соответствующие параметрам звука профессионального вокалиста. Необходимо понимать, что в данном случае речь не идет о звуке, пригодном для вокальной деятельности, хотя, в принципе, при достаточном количестве времени, в отдельных случаях его можно развить до приемлемого профессионального уровня. Сейчас мы рассматриваем голос обычного человека, свободный от мышечных зажимов и звучащий в наиболее комфортном для себя регистре, диапазоном в терцию или кварту.

Данная концепция перекликается с концепцией «примарного тона», характерного для немецкой вокальной школы, согласно которой, при обучении певца необходимо опираться на те несколько нот в диапазоне его голоса, которые звучат максимально естественно. И хотя мы имеем дело с голосами людей, до этого использовавших данный инструмент только при речевом общении, можно признать, что принцип «примарного тона» имеет универсальный характер. Во избежание путаницы с чисто вокальным термином А.В. Данилов назвал этот феномен Индивидуальной Частотой Тембра (ИЧТ) и далее в статье он будет использоваться под этим названием.

Механизм глубинного гармонизирующего психофизиологию воздействия ИЧТ является комплексным, включающим все значимые сферы жизнедеятельности человека. Для того, чтобы получить такой звук, человеку необходимо достичь оптимального уровня мышечного расслабления, синхронизировать между собой подачу дыхания, распространение в теле звуковой волны и насыщенность тембра обертонами, и поддержать эти достаточно детерминированные параметры такой эфемерной субстанцией, как эмоции. Без идеального совпадения всех этих компонентов, голос человека никогда не зазвучит мощно и свободно. Профессиональный певец может издать такой звук, даже имея широкий спектр психофизиологических блоков и зажимов, но для обычного человека, никогда не занимавшегося вокальным творчеством, такой результат достижим только при оптимизации физиологических и эмоциональных компонентов, наиболее полно соответствующей его природной психофизиологической конституции.

В исследовании принимали участие 14 человек (9 женщин и 5 мужчин). Для выявления наиболее полной картины нюансов настройки голоса к исследованию нами были привлечены одна профессиональная певица и четверо профессиональных музыкантов-инструменталистов, никогда не пробовавших себя на вокальном поприще, но имеющих солидную музыкальную подготовку. Все остальные участники эксперимента никогда не сталкивались с музыкальным творчеством даже на любительском уровне. Возраст участников - от 32 до 65 лет.

Запись производилась в условиях профессиональной студии, дабы избежать естественной реверберации обычного жилого помещения. Часть участников была записана с помощью микрофона ART M-ONE, другая группа испытуемых записывалась с помощью микрофона Rode K2.

Процедура эксперимента заключалась в следующем: каждый участник исследования протяжно фонировал поочередно гласные А, О, Ы, согласные С и З и фразу «Какой прекрасный день». Эта фраза исполнялась приемом мелодекламации, представляющей собой средний вариант между пением и разговором с использованием звуковысотности диапазоном от терции до квинты. Далее испытуемый проговаривал эту фразу в обычной разговорной манере.

Затем А.В. Данилов настраивал голос каждого участника исследования на ИЧТ в течение 7-10 минут, и следовал этап записи тех же звуков, но уже в новообретенном качестве. Мы сознательно ограничили время работы с каждым участником эксперимента, так как более длительная работа запускает психофизиологические процессы, которые переносят акцент с собственно

Вестник МАСИ № 3 / 2023

83

московский информационно-технологическим университет -

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

звука в сферу психики. Таким образом, данное исследование сконцентрировано только на изучении технических параметров изменения голоса человека в процессе настройки на ИЧТ.

После завершения записи эти данные расшифровала и проанализировала Е.Ш. Дави-денкова-Хмара с помощью профессиональной аппаратуры.

В процессе акустического исследования были изучены звуковые стимулы, представляющие собой фонограммы образцов голоса реципиентов до и после настройки на ИЧТ. Спектральный анализ был проведен в ряде специальных программ, таких как Audacity, Spear, Wave Lab и Spectrlab. Сопоставив положения резонансной теории пения В.П. Морозова [32] и фундаментальные представления о звукообразовании голоса, представленные в трудах [26-28; 35-37], с результатами акустического анализа, можно уверенно говорить об убедительности подхода А.В. Данилова к раскрытию ИЧТ и выявлению индивидуальных параметров тембра голоса у участников исследования.

Обобщив полученные данные, можно констатировать, что после проведенной настройки в спектре голоса участников увеличивалась спектральная энергия, в результате чего выявлялись формантные зоны, особенно зона низкой певческой форманты, что приводило к повышению яркости, ясности и полетности голоса и позволяло раскрыть индивидуальные характеристики тембра. В фонограммах, записанных после настройки, можно обнаружить формирование иного алгоритма распределения дыхания, возникновение дыхательной опоры и, благодаря этому, высвобождение резонансных ресурсов гортани.

Результаты многочисленных исследований процессов речеобразования, обобщенные в труде Г. Фанта [27], показали, что полость гортани является естественным резонатором для речевых гласных, своего рода фильтром и усилителем высокой формантной зоны, фокусирующейся в диапазоне от 3000 до 5000 Hz. Во всех проанализированных образцах, записанных после проведенного с реципиентами комплекса упражнений, выявляется энергетический подъем в данной зоне, внутри которой наблюдаются резонансные пики, свидетельствующие о формировании в спектральной картине высокой певческой форманты. Так как высокая певческая форманта - это индивидуальный параметр спектра, данные резонансные локусы в высокой формантной зоне имеют разные числовые характеристики, в зависимости от природы голоса каждого из участников эксперимента, что подтверждает концепцию А.В. Данилова о значении ИЧТ для раскрытия индивидуальных тембральных ресурсов голосового спектра.

Акустический анализ лишь опосредованно может охарактеризовать эмоциональные параметры речи, зафиксированные фонограммой. Тембр как самая субъективная характеристика звука имеет многомерную природу [8], и одним из наиболее важных свойств тембровой природы звукового объекта является комплексная флюктуация стабильных характеристик, таких как звуковысотные координаты, артикуляционные и динамические нюансы, энергетическая плотность и насыщенность амлитудно-частотного комплекса всех парциалов. Сопоставление таких видов спектрального анализа, проведенных в ходе исследования, как расчёт распределения спектральной энергии, выявление алгоритмов частотной модуляции, определение резонансных зон, позволяют предположить, что в результате настройки голоса на ИЧТ возникает осознанная корреляция между контролем тембра и эмоциональным самоощущением. Более того, и на слушателя индивидуализированный тембр голоса, записанный после настройки, оказывает более сильное воздействие, включает эмоциональную эмпатию и усиливает концентрацию процесса прослушивания. Эти данные были нами получены в результате слухового опроса 12 реципиентов, в число которых вошли мужчины и женщины от 23 до 37 лет. Им было предложено вербально охарактеризовать тембры до и после настройки на ИЧТ, фрагменты были выбраны программой на основе алгоритма искусственного интеллекта, полностью рандомно, без участия ведущего. Наиболее частыми характеристиками голосов после настройки ИЧТ были: яркий, ясный, открытый, уверенный, звонкий.

Объективные характеристики спектров до и после настройки представлены в таблице 1.

84

Вестник МАСИ № 3 / 2023

Вестник МАСИ №3/2023

Таблица 1

Объективные характеристики спектров голоса

Реципи-

ент

Спектр акпшв-ная зона на звуке «А» до

Спектр акпшв-ная зона на звуке «А» после

НПФ

до

НПФ

после

ВПФдо

ВПФ после

Индивидуаль-ноат тембра до

Индивидуаль-носпа тембра после

Спшбиль- Спшбиль-

ноешь ноешь шона

тона до поаге

Нет ров- Ровно

ноети ды~ по дыханию

хания, нет е опорой

стабиль- на низкую

ноети спектраль-

оп ры, ную зону,

звуковы- звуковысот-

сотность ная стабиль-

неточная ноеть

Неста- Ровность

бильная дыхания,

звуковы- более

сотность, точная

неконтро- звуковысот-

лируемое ность, ста-

вибрато, бильность

нет ров- тембра

ноети

распре-

деления

дыхания

А

1969

г.р.,

ж.п.

190-2000 Hz С высшими формантами до 5200 Hz

190-4600 Hz С высшими формантами до 6800 Hz

Область 380 Hz Выражена слабо

Область 400 Hz Область подъема

3000 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра

3200 dB Яркий резонансный подъем

Резко выражены формантные зоны, слабое раскрытие обертонов, низкое распределение высокочастотной энергии

Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ

В

1965 г.р., м.п.

170-3500 Hz С высшими формантами до 6100Hz

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15СМ200 Hz С высшими формантами до 7200 Hz

Область

310Hz

Вы-

ражена

слабо

Область 350 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты

2200

dB

Выражен

слабо,

на треть

тише

основной

зоны

спектра

2300 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов

Резко выражен резонанс в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии

Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ

ИАи

СО

СП

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Вестник МАСИ №3/2023

со

О)

Реципи- ент Спектр активная зона на звуке «А» до Спектр акпшв-ная зона на звуке «А» после НПФ до НПФ после ВПФ до ВПФ после Индивидуальность тембра до Индивидуаль-носпа тембра после Спшбиль-носпа тона до Стабильность топа после

с 1957 г.р., ж.п. 230-3800 Hz С высшими формантами до 6000 Hz 200-4200 Hz С высшими формантами до 7250 Hz Область 450 Hz Выражена слабо Область 460 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фун-дамен-тальной частоты 3400 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 3500 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Явные провалы между формантными зонами, низкое распределение высокочастотной энергии Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

ULl iki,.

D 1959 г.р., ж.п. 200-3200 Hz С высшими формантами до 5800Hz 200 -7000 Hz С высшими формантами до 7000 Hz Область 330 Hz Выражена слабо Область 340 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты 3500 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 3500 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Спектр идет на энергический спад после второй формантной зоны, низкое распределение высокочастотной энергии lliu Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, подъем после зоны ВПФ Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

К

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Вестник МАСИ №3/2023

Реципи- ент Спектр активная зона на звуке «А» до Спектр активная зона на звуке «А» после НПФ до НПФ после ВПФ до ВПФ после Индивидуальность тембра до Индивидуальность тембра после Спшбиль-ность тона до Стабильность топа после

Е 1970 г.р, ж.п. 180-2900 Hz С высшими формантами до 6100 Hz 180-6200 Hz С высшими формантами до 7200 Hz Область 370 Hz Выражена слабо Область 350 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты 4800 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 4800 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Резко выражены резонансы в активной зоне, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, яркий подъем после ВПФ Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

UL

ii,

F 1955 г.р., ж.п. 220-2800 Hz С высшими формантами до 5900 Hz 19СМ500 Hz С высшими формантами до 6800 Hz Область 330 Hz Выражена слабо Область 330 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты 3700 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 3700 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Резко выражен резонанс в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии А Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

^jk nib.. ШШШк

со

"J

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Вестник МАСИ №3/2023

со

со

Реципи- ент Спектр активная зона на звуке «А» до Спектр активная зона на звуке «А» после НПФ до НПФ после ВПФ до ВПФ после Индивидуальность тембра до Индивидуальность тембра после Спшбиль-ность тона до Стабильность топа после

G 1958 г.р., ж.п. 200-3500 Hz С высшими формантами до 5100 Hz 200-5900 Hz С высшими формантами до 7700 Hz Область 290Hz Вы- ражена слабо Область 290 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты 3400 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 3500 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Резко выражены резонансы в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии * 1 Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ 1Ш Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

Ими.

Н 1978 г.р., ж.п. 200-3200HZ С высшими формантами до 6100Hz 15(M200Hz С высшими формантами до 7200 Hz Область 310Hz Вы- ражена слабо Область 350 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты 2200 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 2300 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Резко выражен резонанс в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии Ь* Повышена общая яркость и гармоничность спектра, появление ярких гармонических подъемов, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Вестник МАСИ №3/2023

Реципи-

ент

160-3500 Hz 16СМ300 Hz Область

С высшими С высшими 300 Hz

формантами формантами Вы-

до 6500Hz до 7200 Hz ражена

слабо

Спектр активная зона на звуке «А» до

Спектр активная зона на звуке «А» после

НПФ

до

НПФ

после

ВПФдо

ВПФ после

Индивидуальность тембра до

Индивидуальность тембра после

Стабильность тона до Стабильность тона после

Неста- Ровность

бильная дыхания,

звуковы- более

сотность, точная

неконтро- звуковысот-

лируемое ность, ста-

вибрато, бильность

нет ровности распределения дыхания тембра

Неста- Ровность

бильная дыхания,

звуковы- более

сотность, точная

неконтро- звуковысот-

лируемое ность, ста-

вибрато, бильность

нет ровности распределения дыхания тембра

I

1988 г.р., м.р.

Область 320 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты

3800

dB

Выражен

слабо,

на треть

тише

основной

зоны

спектра

3800 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов

Резко выражен резонанс в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии

Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

||^

j

1973 г.р., ж.п.

230-3500 Hz С высшими формантами до 6000 Hz

200-4200 Hz С высшими формантами до 7500Hz

Область 310 Hz Выражена слабо

Область 350 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты

4200 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра

4300 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов

Резко выражен резонанс в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии

Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ

СО

<£>

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Вестник МАСИ №3/2023

<£>

О

Реципи- ент Спектр активная зона на звуке «А» до Спектр активная зона на звуке «А» после НПФ до НПФ после ВПФ до ВПФ после Индивидуальность тембра до Индивидуальность тембра после Спшбиль-ность тона до Стабильность топа после

к 1969 г.р., ж.п. 210-3500 Hz С высшими формантами до 5900Hz 24СМ200 Hz С высшими формантами до 7400 Hz Область 340 Hz Выражена слабо Область 350 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фундаментальной частоты 4600 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 4700 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Резко выражены резонансы в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии иь Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, подъем и долгий спад после ВПФ Ни Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

L 1973 г.р., м.п. 170-3500 Hz С высшими формантами до 6000Hz 160-4100 Hz С высшими формантами до 7200 Hz Область 300 Hz Выражена слабо Область 320 Hz Область подъема, выше динамически чем зона фун-дамен-тальной частоты 3200 dB Выражен слабо, на треть тише основной зоны спектра 3200 dB Яркий резонансный подъем и выраженная группа формантных обертонов Резко выражен резонанс в середине активной зоны, гармоники выражены слабо, низкое распределение высокочастотной энергии Шк Повышена общая яркость и гармоничность спектра, заполнена и ярко выражена зона до резонансного подъема в зоне ВПФ, долгий спад после ВПФ шш Нестабильная звуковысотно сть, неконтролируемое вибрато, нет ровности распределения дыхания Ровность дыхания, более точная звуковысотно сть, стабильность тембра

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

МОСКОВСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ -МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

и 1

е I

a S к $

& д 3 й и а К ю

д

PQ

р

-

«

М <D Й У 0 >-■> Q-, £Д м л о н о a s to К й m К

и

&

л п

2 ^ Ы Й

та X ^

И -в1 о

I § I ™ 3 1 £

о. S д д *е< о

г

1

oq

гч m

I

<U

сЗ О

a lS

3 Щ

го Д ffl о

>K

О

И

w

о

К

з S o~

§ I'S

° i к

CO ffl О

)S

о

И

w

о

К

| I

^ S5

£

<U <u

a a

2 я

К «

д

& д ? s

Д £3

£

<и <и

а а

2 я д «

д

& щ

? 2 Д <3 о S

$

& <8

«§§

л

к о

U *8

сз t;

х ^ ^ сз tj

о го m d, о

a n

ш я

ю

л

к о

и

ю -я. 3 р 2

^Д ДУ 2? Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О го щ Л о

2

I 1 2

ass s I ° й

™ О о О •& «

£

!! 2 ass I I ° я S'" ™ О о О •& «

S

5 = 3. к

Q ^ «н

£

ш

II

й л40 о о

О ^ й

&

д

Г' . 1Л В С“\ м

Ills

in a s <s

m о S 2

о Й

о О о нО-&У

&

'-:

i>

о\

Вестник МАСИ № 3 / 2023

91

московский информационно-технологическим университет -

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В таблице 1 рассмотрены основные параметры тембров голоса и показаны их изменения в процессе постановки эксперимента.

Полученные нами результаты позволяют убедиться в научной значимости концепции А.В. Данилова о наличии в голосе ИЧТ и практической эффективности методов ее настройки. Работа с ИЧТ может стать значимым ресурсом и для психофизиологической настройки организма и для улучшения эстетических характеристик голоса, и для сонастройки человека с его внутренним звуковым камертоном. Возвращаясь к начальной мысли статьи о влиянии музыки на состояние здоровья и психики человека, мы можем дополнить ее следующим выводом - влияя на собственный голос, раскрывая его ресурсы, гармонизуя свою природу с помощью раскрытия ИЧТ, мы получаем эффективный и мощный инструмент для развития тембра, что, в свою очередь, может послужить основой для любых психофизиологических трансформаций личности в целом.

Научный и практический метод работы с голосом по выявлению его форматных ресурсов, который разработан профессором А.В. Даниловым убедительно доказывает чрезвычайную значимость присутствия нижней певческой форманты в спектре голоса для раскрытия потенциалов не только голосового аппарата человека, но и его психофизиологической индивидуальности. Проведенные исследования образцов записей голосов реципиентов до и после упражнений, выполненных согласно рассматриваемой системе, показали, что помимо усиления форматных зон, объёмности и ровности тембровой картины, менялись и такие факторы как характер дыхания (которое становилось более ровным и долгим), усиливалась разборчивость и яркость подачи, уверенность и спокойствие реципиента. Система А.В. Данилова можем быть в дальнейшем исследована и с других ракурсов, позволяющих рассмотреть более углубленно влияние метода на психические и физиологические процессы. Также этот метод работы с голосом может быть рекомендован для изучения профессиональными педагогами-вокалистами и самими певцами. Таким образом, сфера дальнейшего изучения и внедрения системы работы с голосом профессора А.В. Данилова может простираться от психологии и медицины до вокального искусства и акустики певческого голоса.

Библиографический список

1. АлдошинаП., ПриттсР. Музыкальная акустика: учебник для высших учебных заведений. СПб., 2006.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

3. БарабановР.Е., ДергачевА.В., КостюшинаЕ.В. Социально-психолого-педагогический консилиум как форма организации взаимодействия участников социально-психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетнего // Преемственность в образовании. 2020. № 25 (03). С. 20-25.

4. Брусиловский Л.С. Использование музыки при групповом аутотренинге в комплексном восстановительном лечении психических больных // Труды Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института. 1975. Т. 76. С. 97-101.

5. Брусиловский Л.С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных // Труды Ленинградского НИИ психоневрологии. 1969. Т. 49. С. 115-123.

6. Давиденкова-Хмара Е.ШК вопросу об акустической природе интонирования в горловом пении // Третий международный семинар: язык, музыка и компьютерные технологии. СПб., 2019. С. 46-48.

7. Давиденкова-Хмара Е.Ш. Резонансная теория пения // Современные аудиовизуальные технологии: тезисы XI Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2019. С. 57-59.

8. Давиденкова-Хмара Е.Ш. Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры: дис. ... кандидата искусствоведения. СПб., 2011.

9. Данилов А.В. Голос человека как инструмент психологической коррекции личности и улучшения социальных коммуникаций. М., 2016.

10. Данилов А.В. Исследование влияния голосовых, дыхательных и телесно ориентированных психологических практик на физиологические системы человека // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2020. № 1. URL: http://pem.esrae.ru/27-288 (дата обращения: 18.02.2023).

11. Данилов А.В. Психология голосовой трансформации и коррекции личности. М., 2018.

92

Вестник МАСИ № 3 / 2023

московский информационно-технологическим университет -

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

12. Данилов А.В. Психофизиологическая матрица человека. Что управляет нашей жизнью? Ridero, 2021.

13. Догель И.М. Влияние музыки на человека и животных. Казань, 1888.

14. Захарова Н.Н., Авдеев В.М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журнал высшей нервной деятельности. 1982. Т 32. Вып. 5. С. 915-929.

15. КазариноваА.С. Музыка в системе психопрофилактики // Труды Ленинградского НИИ психоневрологии. 1976. Т. 78. С. 89.

16. Могендович М.Р., Полякова В.Б. К физиологическому анализу влияния музыки на человека // Совещание по проблемам высшей нервной деятельности. 21-е: тезисы докладов. М., 1966. С. 204-205.

17. Морозов В.П. Психологические основы теории и практики резонансного пения // Вопросы вокального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Санкт-Петербургская Государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб, 2008. С. 42-59.

18. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. М., 2001.

19. Полякова В.Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека // Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. Пермь. 1967. Вып. 7. С. 111-114.

20. Полякова В.Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. М., 1969. С. 103-104.

21. Шушарджан С.В. Опыт применения вокалотерапии в клинике внутренних болезней. СПб., 1995.

22. Шушарджан С.В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно-восстановитель-ных эффектов музыко-вокалотерапии: дис. ... д-ра мед. наук. М., 1994.

23. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека: дис. ... канд. мед. наук. М., 1994.

24. ЭнгусХ. Кастраты в опере. М., 2001.

25. Alvin J. Music therapy. 1966.

26. Berg J.VD. Myoelastic-aerodynamic theory of voice production // J. of Speech and Hearing Research. 1958. V. I. № 3. P. 227-244.

27. Fant G. Acoustic theory of speech production. S-Gravenhage, 1960 (2nd ed. 1970).

28. Fuks L. From air to music. Acoustical, physiological and perceptual aspects of reed wide instrument playing and vocal-ventricular fold phonation. Stockholm, 1999.

29. HaschecH. Music and medicine // Wien. med. Waschr. 1978. Bd 128. № 1. S. 1-9.

30. Husson R. Physiologie De La Phonation. Paris, 1962.

31. Licul F. Music therapy // Lijesen. Vjesn. 1974. Vol. 96. № 10-11. P. 675-684.

32. Morozov VP. Resonance theory of singing and vocal therapy. Mechanisms of professional singer’s larynx protection from overload (psychological aspects) // 1-st international congress «Music therapy and recreative medicine in XXI century». Moscow, 2000.

33. Nordoff P., Robbins C. Musik als Therapie fur behindene Kindder. Kiett-Cotta, 1983.

34. PriestlyM. Music Therapy in Action. London, 1975.

35. Stevens K.N., House A.S. Studies of formant transitions using a vocal tract analog // He journal of the Acoustical society of America. N.Y., 1956- Vol. 28. P. 578-585.

36. Sundberg J. Articulatory interpretation of the Singing formant // J. Acoust. Soc. Amer. 1974. Vol. 55. P. 838-844.

37. Sundberg J. The science of the singing voice. Dekalb, Illinois, 1987.

А.В. Данилов

доктор психологических наук, профессор, действительный член МАПН, ПАНИ, МАИ

Психолог

Международная академия психологических наук, Казахстанский филиал, г. Алматы

Е-male: danilov. 18@mail.ru

Е.Ш. Давиденкова-Хмара

кандидат искусствоведения

доцент кафедры оркестровки и общего курса композиции, композитор, звукорежиссер, психоакустик

Санкт-Петербургская государственная консерватории им. Н.А. Римского Корсакова

Е-male: k_davidenkova@mail.ru

Вестник МАСИ № 3 / 2023

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.