Научная статья на тему 'Исследование акцентуаций характера у студентов'

Исследование акцентуаций характера у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1329
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / СТРЕССОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование акцентуаций характера у студентов»

6OO

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

ID: 2016-05-1151-A-7126 Краткое сообщение

Бочкова Д.Б., Калашникова А.А., Ксенофонтова В.А., Усова Е.Н.

Исследование акцентуаций характера у студентов

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Ключевые слова: акцентуации характера, стрессогенные воздействия

Актуальность

Человек подвергается огромным стрессогенным воздействиям, умственным и психическим нагрузкам. Все это может послужить факторами развития выраженности и уязвимости некоторых черт характера. Акцентуация характера, как крайний вариант психического здоровья, является сложной проблемой как с социально-психологической, так и с медицинской стороны. Чрезмерно выраженные черты характера оказывают влияние на поведение людей, межличностные отношения, успеваемость в учебной деятельности и многое другое. Акцентуации характера часто (около 50-80%) встречаются в подростковом и юношеском возрастах. Педагогам нередко приходится вступать во взаимодействие с молодыми людьми, обладающими теми или иными акцентуированными чертами.

Цель: изучение выраженности акцентуаций характера у студентов.

Материал и методы

В исследовании был использован тест-опросник Г.Шмишека и К.Леонгарда «Методика акцентуации характера и темперамента личности» (1970). Методы математической статистики - метод корреляции Пирсона. Для количественной оценки результатов исследования использовались программы Microsoft Excels качестве респондентов выступили студенты первого и второго курсов Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского в возрасте 17-19 лет, выборка составила 49 человек (31 девушка и 18 юношей).

Результаты

В ходе исследования было выявлено, что наиболее часто встречающимися типами среди девушек являются следующие: циклотимный (7 респондентов), экзальтированный (6 респондентов), гипертимный (5 респондентов), эмотивный и демонстративный (по 3 респондента), тревожный и возбудимый (по 1 респонденту). Лиц с педантичным, неуравновешенным и дистимным типами выявлено не было; у пяти респондентов выраженные черты характера определены не были. Среди юношей были получены следующие результаты: гипертимный (8 респондентов), неуравновешенный - 4 респондента, демонстративный, дистимный и циклотимный - по 3 респондента, возбудимый тип - 2, педантичный и тревожный - по 1 соответственно, лиц с экзальтированным типом выявлено не было.

В содержательном плане для студентов с циклотимным типом акцентуации свойственна частая смена настроения, зависимость от внешних событий, так радостные события вызывают у них стремление к деятельности, повышенная говорливость, скачку идей, а печальные события — подавленность, замедленность реакций и мышления, смену манеры общения с окружающими людьми.

Для студентов с экзальтированным типом характерна крайняя впечатлительность, бурная реакция на жизнь, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью, одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных.

У лиц с гипертимным типом акцентуации наблюдается чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов и мимики; такие люди склонны к борьбе за лидерство, озорству, поэтому они трудно уживаются в условиях жестокой дисциплины, так же они неусидчивы и подвижны, в связи с этим часто отвлекаются от важных вещей.

У демонстративных типов главными особенностями являются жажда внимания к собственной персоне, легкостью в установлении контактов, а так же склонность к фантазерству, позерству и притворству.

Эмотивный тип характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, сопереживание людям, отзывчивость, мягкосердечность, впечатлительность, поэтому редко вступают в конфликты, обиды носят в себе.

У неуравновешенного типа преобладают такие черты, как нерациональность и импульсивность в поведении, у них крайне низкая терпимость в области социального взаимодействия.

Тревожному типу свойственна низкая контактность, робость, покорность, люди такого типа пугливы и не уверены в себе, поэтому не могут отстоять свою позицию в споре. Так же выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования.

Для возбудимого типа характерны такие черты, как недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, повышенная импульсивность. Для этого типа свойственны инстинктивность, гневливость, нетерпимость, склонность к конфликтам, поэтому у таких людей отмечается низкая контактность в общении.

Педантичный тип характеризуется пунктуальностью, аккуратностью, скурпулезностью, чистоплотностью и добросовестностью, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполнения работы, формализму.

Дистимный тип отличается серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий, пессимистическим отношением к будущему, заниженной самооценкой, низкой контактностью, немногословностью.

Выводы

По полученным в ходе исследования результатам, были выявлены как наиболее, там и наименее выраженные типы акцентуации у студентов. Причем, данные девушек и юношей отличны друг от друга. Таким образом, у девушек больше преобладает эмоционально неустойчивые типы, которые могут характеризоваться нестабильностью настроения, повышенной

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

возбудимостью и раздражительностью. У юношей наоборот: для них характерно подавленность настроения и серьезность. Выраженность педантичного и тревожного типов мала у студентов и женского, и мужского пола.

Литература

1. Ганнушкин, П.Б. Избранные труды / П.Б. Ганнушкин. - М.: Издательский центр «Академия», 1964. - 207с.

2. Леонгард К. Акцентуированные личности = Akzentuierte Persönlichkeiten. — Берлин, 1976. — 328 с. — ISBN 3-437-10447-0.

3. Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов - М.: Владос, 1997. - 513с.

4. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. -2003. с. 88

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.