Научная статья на тему 'Исследование аэродинамических характеристик пары тел при больших сверхзвуковых скоростях обтекания'

Исследование аэродинамических характеристик пары тел при больших сверхзвуковых скоростях обтекания Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
239
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Хлебников В. С.

Проведено исследование обтекания пары тел (усеченный конус сфера), соединенных стропами сверхзвуковым потоком газа. Дан анализ картины симметричного и несимметричного обтекания модели пары тел в зависимости от длины строп и относительных размеров тел. Определены закономерности изменения аэродинамических характеристик моделей в соответствии с реализующейся между телами схемой течения, а также от угла атаки модели, чисел Маха и Рейнольдса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование аэродинамических характеристик пары тел при больших сверхзвуковых скоростях обтекания»

_________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ

Том XXIX 1998

№3-4

УДК 629.7.015.3.087.22

ИССЛЕДОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАРЫ ТЕЛ ПРИ БОЛЬШИХ СВЕРХЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ ОБТЕКАНИЯ

В. С. Хлебников

Проведено исследование обтекания пары тел (усеченный конус — сфера), соединенных стропами сверхзвуковым потоком газа. Дан анализ картины симметричного и несимметричного обтекания модели пары тел в зависимости от длины строп и относительных размеров тел.

Определены закономерности изменения аэродинамических характеристик моделей в соответствии с реализующейся между телами схемой течения, а также от утла атаки модели, чисел Маха и Рейнольдса.

Торможение различных объектов при сверхзвуковых режимах полета является одной из сложнейших проблем современной аэродинамики. Сложность ее заключается в том, что, во-первых, система груз — тормозное устройство является многопараметрической системой, во-вторых, на реализующееся между телами течение оказывают влияние параметры набегающего потока (числа М и Яе), в-третьих, образующееся около модели течение до сих пор недостаточно изучено.

На рис. 1, а, б представлены фотографии картины течения соответственно при симметричном и несимметричном полете моделей груз — торец на баллистической трассе, а на рис. 1, в — моделей груз — парашют. Уже беглый анализ приведенных фотографий показывает, сколь сложно течение, образующееся между грузом и тормозным устройством. Здесь есть отрывы и присоединение потока, взаимодействия скачков уплотнения, контактные разрывы, закрытые и открытые отрывные зоны, обтекание отдельных элементов системы неравномерным потоком и т. д.

Успешное решение этой проблемы при помощи вычислительных методов практически невозможно из-за того, что до сих пор не разработано достаточно надежных способов расчета течения около тел сложной конфигурации в широком диапазоне чисел М и Ле. Решение же ее экспериментальным путем затруднено невозможностью моделирования системы груз — тормозное устройство в современных аэродинамических установках.

Рис. 1. Фотографии картины течения при симметричном и несимметричном полете моделей груз — тормозное устройство на баллистической трассе:

в — симметричное обтекание моделей груз — торец; б — несимметричное обтекание моделей груз — торец; в — симметричное обтекание моделей груз — парашют

В силу сказанного целесообразно направить экспериментальные исследования на выявление закономерностей обтекания моделей систем груз — тормозное устройство и изменения их аэродинамических характеристик. Полученные результаты в дальнейшем необходимо апробировать в полунатурных и натурных испытаниях.

В настоящей работе рассмотрено обтекание пары тел (усеченный конус — сфера), соединенных стропами, при числе М = 6, температуре торможения 7о = 520 + 570 К, давлении торможения р$ = (10 -ь 50) х

х105 Н/м2; М = 8, Го = 720-И270 К, р0 = (23,5 + 28,5)• 105 Н/м2; М = 11—13, 7о = 1250-5-3250 К, р$ = (38,5 -ь 150)-105 Н/м2. Исследование проводилось в широком диапазоне чисел И.е (3 ■ 103 < Иед < 3 • 106) с целью определения закономерностей реализующихся между телами течений и зависимостей аэродинамических характеристик моделей от их углов атаки и чисел М и Ле. Число Яе вычислялось по параметрам набегающего потока и диаметру сферы Х>. Данная работа является продолжением исследований, начатых в [1].

Испытания моделей груз — тормозное устройство проводились в аэродинамических трубах с осесимметричной рабочей частью и подогревом потока. В качестве модели груза использовался усеченный конус с диаметрами оснований с!0 = 5,5 мм и 11 мм и высотой А = 7 мм. Модели тормозного устройства представляли собой сферы с диаметром /) = 20 и 40 мм. Модели груза и тормозного устройства соединялись между собой при помощи восьми строп. Расстояние между миделевыми сечениями груза и тормозного устройства составляло I = 50, 90 и 130 мм. Фотогра-

фии некоторых испытанных моделей представлены на рис. 2. Модель груз — тормозное устройство крепилась сзади на державке, которая устанавливалась в гнезде электровесов сверхзвуковой аэродинамической трубы. Углы атаки модели при М = 6 изменялись от 0 до 16°, а при М = 8 — от 0 до 12°.

Остановимся коротко на картине течения между телами при симметричном и несимметричном обтекании [2].

При симметричном сверхзвуковом обтекании пары тел в зависимости от расстояния / между телами реализуется одна из двух схем течения: при I < Г — отрывная схема течения, в которой поток отрывается с переднего тела и присоединяется к заднему; при I > Г — схема с течением в донной области за передним телом и головным скачком уплотнения перед задним телом. Здесь Г — критическое расстояние между телами, при котором происходит перестройка одной схемы течения в другую. ■

При несимметричном обтекании модели пары тел реализуются схемы течения, отличные от схем течения при симметричном обтекании. Происходит это за счет проявления трехмерности течения [3]. При I < Г между телами наблюдается открытое отрывное течение. На наветренной стороне заднего тела для некоторых углов атаки модели возможно появление зоны взаимодействия головного скачка уплотнения от переднего тела со скачком уплотнения у поверхности заднего тела. При I > Г за передним телом образуется донное течение, а перед задним телом появляется головной скачок уплотнения. На наветренной стороне модели возникают области взаимодействия скачка уплотнения перед сферой с головным скачком уплотнения от переднего тела или со скачком уплотнения, замыкающим донное течение за усеченным конусом. Заметим, что перестройка течения между телами при несимметричном обтекании происходит на меньших расстояниях Г по сравнению с перестройкой течения для осесимметричного случая.

Наличие соединения между телами в виде строп может оказать заметное влияние на картину течения особенно при / > /* [4].

Отсюда следует, что перестройка течения между телами при симметричном и несимметричном обтекании резко меняет картину течения около модели, что существенным образом скажется на ее аэродинамические характеристики.

Приступим теперь к обсуждению результатов исследования. Зависимости аэродинамических коэффициентов сопротивления сх(а) и подъемной силы су(а) моделей усеченный конус — сфера представлены

Рис. 2. Фотографии некоторых испытанных моделей

на рис. 3. Здесь /), / и /* — отношения диаметра сферы Д расстояния I и критического расстояния перестройки Г к диаметру миделевого сечения модели груза й. При расчете коэффициентов сх и су в качестве

характерной площади использовалась площадь миделевого сечения тор-

2

мозного устройства Я = пВ /4.

Перестройка отрывного течения между усеченным конусом и сферой при гиперзвуковом обтекании сопровождается увеличением силы аэродинамического сопротивления модели пары тел во всем исследуемом диапазоне углов атаки а. Что касается аэродинамической подъемной силы, то при малых углах атаки а от 0 до 8 + 10° перестройка течения оказывает на нее слабое влияние, а при больших углах атаки влияние перестройки течения на величину аэродинамической подъемной силы быстро нарастает, что связано с возрастанием интенсивности скачков уплотнения в области взаимодействия с наветренной стороны модели.

Посмотрим, какое влияние оказывает диаметр тормозного устройства на коэффициенты сх и су модели для данного груза при фиксированных значениях параметров М, Лед и / (рис. 4). В результате анализа приведенных зависимостей установлено, что диаметр сферы И оказывает слабое влияние на величину аэродинамического коэффициента силы сопротивления при / < 7* до а = 4°, а при / > /* до а = 8°,. и на величину аэродинамического коэффициента подъемной силы при обоих значениях I до а = 10°. При углах атаки модели а, больших выше указанных значений, чем больше диаметр сферы /), тем больший вклад дает

Рис. 3. Зависимости аэродинамических коэффициентов сх(а) (кривые 1, 2) и

су (а) (3, 4) моделей усеченный конус — сфера при М=6 для ламинарного (а: Кео=4 104 —

В =1,82) и переходного

3,64) режимов обтекания соответственно при

7 = 4,5 < 7* (1, 3) и 7 = 11,8 > 7* (2, 4)

(б: Яед = 1,3 -106, £ =

Рис. 4. Зависимости аэродинамических коэффициентов сх{а) (кривые 1, 2) и

с у (а) (3, 4) моделей усеченный конус — сфера (кривым 1, 3 соответствуют Т> =1,82, а 2, 4 - Ъ = 3,64) при М = 6, ламинарном режиме обтекания (11ед=3105) для двух значений параметра 7: (а) 4,5 < 7* и (б) 11,8 > 7*

ее наветренная сторона в результирующую аэродинамическую силу, что существенным образом скажется на величине коэффициентов сх и су

(рис. 4).

Заметим, что все сказанное справедливо в том случае, когда для данного / и различных значений параметра /) между, усеченным конусом и сферой реализуется один и тот же тип течения. В наших исследованиях, например, при / =8,2 и Б =3,64 между телами наблюдалось отрывное течение, а при /) = 1,82 — течение с головным скачком перед сферой.

Совпадение значений сх моделей при их осесимметричном обтекании при различных величинах параметра И можно объяснить на основе результатов, полученных в [5]. Так, при исследовании сверхзвукового обтекания сферы, расположенной в следе, было установлено, что относительный диаметр сферы Б оказывает слабое влияние на величину давления в ее полюсе и зависит, в основном, от типа течения между телами. Кроме того, и при отрывном обтекании, и при обтекании со скачком уплотнения перед сферой распределения давления р (ф) по ней автомодельны. Здесь р — отношение давления в некоторой точке сферы р к максимальному давлению на сфере ртах для данного испытания, а ф — центральный угол сферы. '

Исследования на моделях усеченный конус — сфера при больших числах М = 6; 8,4; 11 + 13 показали, что при умеренных числах Иед =

= 104 + 5 ■ 105 (ламинарном режиме обтекания) и малых углах атаки модели а <2° число М слабо влияет на величину коэффициента аэродинамической силы сопротивления сх как при отрывном обтекании, рис. 5, а, так и при обтекании с головным скачком уплотнения перед сферой, рис. 5,6.

Сравнительный анализ увеличения коэффициента сх модели после перестройки отрывного течения при умеренных сверхзвуковых и гипер-звуковых скоростях обтекания показал, что в первом случае это увеличение значительно больше, чем во втором (при этом размеры переднего и заднего тел приблизительно одинаковы). Так, при М = 1,7 коэффициент сх моделей цилиндр — торец (й =2) [6] после перестройки увеличился в 1,8—2 раза, а при М = 6 + 13 для наших моделей — примерно в 1,1—1,2 раза. Объясняется это тем, что при гиперзвуковом обтекании потери в головном скачке уплотнения перед моделью груза значительно больше, чем при сверхзвуковом обтекании.

При углах а > 2° и отрывном обтекании (/ = 4,5 < I*) чем больше число М набегающего потока, тем больше сопротивление модели (рис. 5, а), что связано с возрастанием давления торможения на разделяющей линии тока с ее наветренной стороны. После перестройки отрывного течения (/ = 11,8 > / *) и а > 2°, наоборот, сопротивление модели уменьшается с увеличением числа М набегающего потока (рис. 5,6), что обусловлено соответствующим изменением угла встречи в области взаимодействия между головным скачком уплотнения от переднего тела со скачком уплотнения перед сферой с ее наветренной стороны.

сх,с.

0,4

Рис. 5. Влияние числа М на величину коэффициента аэродинамической силы сопротивления модели усеченный конус — сфера при отрывном обтекании (о), 7 = 4,5 < 7*,

0=3,64 (кривая 1 — М = 6, Яе/, = 3,1 105, 2 - М = 8,4, Яед = 2 ■ 105, 3 - М = 12,9, Яе д = 5■105) и обтекании с головным скачком уплотнения перед сферой (б), 7 = 11,8 >7*, 5=1,82 (/-М = 6, Яео=4105, 2 - М = 8,4, Ке£, = 1,6 І03,

п4>

0,8

0,4

о) и „ 1О""

4 ш

б) і / / / / / 2/ ,

у О- ✓ / ✓ / / /

О

4”

3- М = 12,7, Яед =2,4- 10ч) .

М = 12,1, 11ед = 7,6 ■ 103) и об-При уменьшении числа Яе текании со скачком уплотнения

(Яед < 8 -103) для обеих схем течения меж- ^ред сФеРой (^)> / - 11,8 >7 ,

„ О =1,82 (кривым 1, 3 соответ-

ду грузом И тормозным устройством на- м-т о Т 7 щ4

блюдается существенное возрастание величины коэффициента аэродинамической силы сопротивления сх(а), в то время как

коэффициент аэродинамической подъемной силы су(а) практически

остается неизменным (рис. 6, а и б). Из приведенных зависимостей следует, что во всем исследуемом диапазоне углов атаки для близких значений числа М в невозмущенном потоке коэффициент сх модели

при числах Яе/) = (3 + 7,6) • 103 на 40—45% больше, чем при Яед = (2,3 + 5)-104. Возрастание сх модели в этом случае, возможно, связано с взаимодействием, индуцированным затуплением тонкого тела (модель груз — тормозное устройство со стропами можно рассматривать в качестве тонкого затупленного конуса), а возможно, и с вихревым взаимодействием [7].

При увеличении числа 11е (Яед > 106) наблюдается существенное возрастание величины коэффициента аэродинамической силы сопротивления модели сх при малых углах ее атаки, в то время как коэффициент аэродинамической подъемной силы су практически остается не-

Рис. 6. Влияние малых значений числа Рейнольдса на величину аэродинамических коэффициентов сх(а) (кривые /,

2) и Су(а) (3, 4) моделей усеченный конус — сфера при отрывном обтекании (а), 7 = 4,5 <7*, 0=3,64 (кри-

вым 1, 3 соответствуют М = = 12,9, Яед = 5 ■ 104 , 2, 4 -

ствуют М = 12,7, Лед =2,3-10 2, 4-М = 12, ]*ео = 3103)

изменным (рис. 7). Для малых с*>с> углов атаки а < 2° аэродинамическое сопротивление модели при 0,4 I большем значении числа Рейнольдса на 15—20% больше, чем при малом, что связано с переходом ламинарного течения в турбулентное в пограничном слое на поверхности сферы. Рче 7. Влияние перехода ламинарного обте-

Анализ представленных ВЫ- кания В турбулентное модели усеченный КОнус — сфера на величину ее аэродинамиче-

ше результатов показал, что наи- ских коэффициентов (а) (кривые 2) и больший эффект при ИСПОЛЬЗО- - - _

вании заднего тела в качестве сУ'а> ^ при / = 11>8>/> -0=3,64, тормозного устройства во всем М = 6 и Лед =4 Ю5 (/, 3) и 1,3-106 (2, 4) исследованном диапазоне чисел

Ми Яед, а также параметров / и /) будет достигаться при размещении

его на расстояниях / , больших 7*.

В заключение заметим, что проведенное исследование имеет большое значение и при изучении обтекания других пар моделей груз — тормозное устройство. Количественно будут получены другие результаты, но качественно зависимости сх(а, М, Яе^) и су(а, М, Яед)

моделей сохранят свой вид.

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (фант № 96-01-00949).

ЛИТЕРАТУРА

1. Томе И. К., Хлебников В. С. Экспериментальное исследование жестких моделей системы тел спускаемый груз — тормозное устройство, соединенных стропами, при числах М = 6 и

Ле*, = (8,4 + 33,4)-106//Труды ЦАГИ.- 1976. Вып. 1798.

2. Хлебников В. С. Картина сверхзвукового обтекания пары тел и перестройка течения между ними//Изв. АН МЖГ.— 1994, № 1.

3. Еремейцев И. Г., Пилюгин Н. Н., Хлебников В. С.,

Ю н и ц к и й С. А. Исследование аэродинамических характеристик и теплообмена тел в неравномерных сверхзвуковых потоках газа.— М.: Изд-во МГУ,- 1988.

4. Хлебников В. С. О влиянии соединения пары тел на распределение давления и теплового потока по поверхности заднего тела при сверхзвуковом обтекании//Труды ЦАГИ.— 1986. Вып. 2334.

5. Хлебников В. С. Осесимметричное обтекание пары тел сверхзвуковым потоком газа//Ученые записки ЦАГИ,— 1978. Т. IX, № 6.

6. Хлебников В. С. Об аэродинамическом сопротивлении пары тел при транс- и сверхзвуковом обтекании//Изв. АН СССР, МЖГ,— 1990, № 3.

7. X е й з У. Д., П р о б с т и н Р. Ф. Теория гиперзвуковых течений.—

М.: Изд-во иностр. лит.— 1962.

Рукопись поступила 29/IV 1997 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.