ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Жоробеков Б.А, Сабиров И.О., Зулпуев С.М., Жакыпджанова В.С.
ИСПЫТАНИЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКОГОРЬЯ
Ошский технологический университет, Баткенский государственный университет
Ключевые слова: проходимость, плавность хода, динамичность, топливная экономичность, управляемость автомобиля.
Аннотация: работа посвящена исследованию технических и эксплуатационных параметров автомобилей, таких как проходимость, плавность хода, динамичность, топливная экономичность и управляемость. Исследование проводилось на примере автомобилей марки Зил-431410 и Камаз-5320 при эксплуатации их по высокогорной автодороге Ош-Эркештам Алайского района Кыргызской Республики.
Keywords: passability, smoothness, agility, fuel efficiency and controllability of the car.
Abstract: Study the technical and operational parameters of vehicles, such as passability, smoothness, agility, fuel economy and handling of cars ZIL-431410 and Kamaz-5320 in the operation of their high-mountain road Osh-Erkeshtam Alay district of the Kyrgyz Republic.
В целях выявления надежности и долговечности основных деталей, агрегатов и узлов в дорожных условиях движения было проведено исследование показателей параметров работы автомобиля Зил-431410 и Камаз-5320 с номинальной грузоподъёмностью 6 и 10 тонн. Эксплуатация автомобилей осуществляется на высокогорной автодороге Ош-Эркештам Алайского района Кыргызской Республики.
Для получения эксперементальных данных показателей параметров автомбилей использован универсальный режимометр марки RM-10-24 для записи на бумажную ленту показателей параметров движения автомобилей в выскогорных условиях.
Работа прибора начинается с момента включения муфты сцепления автомобиля. Питание прибора осуществляется от аккумуляторной батареи с напряженем U=24 В. С помощью вышеуказанного прибора на бумажную ленту записываются основные параметры,
характеризующие дорожные условия и параметры движения автомобиля.
Прибор включается при преодолении перевалов Чыйырчык (2400м), Талдык (3587м), 40лет Кыргызстана (3481м), Тее-Мурун (3847м). Эксплуатация автомобилей по этой трассе имеет широкий спектр природно-климатических условий. Автомобили в течение одного рейса по маршруту Ош-Эркештам пересекают различные климатические зоны, встречая на своем пути перепады различных температурных режимов, изменения атмосферного давления, повышенную солнечную радиацию и преодолевая ряд высотных преград горных хребтов. Автомобильная дорога имеет разнообразную специфику горных условий.
В процессе обработки результатов испытаний все отказы подразделяются на две группы:
- отказы, по числу которых можно построить графики, характеризующие долговечность и безотказность агрегатов, узлов и деталей в целом;
- отказы, имеющие случайный характер, числа которых незначительны.
Используя полученные данные показателей параметров автомобилей при испытании подсчитываются средние пробеги деталей и узлов до первой замены или ремонта, которые определяются по формуле:
£ Nxm
ПСр зам рем. (!)•
где, ^число замен или ремонта за пробег П,
П - пробег до первого ремонта или замены в км.
После подсчетов средних пробегов деталей и узлов до первой замены или ремонта определяется средний пробег безотказной работы деталей или узлов в целом по формуле:
£ Л^еХПср.зам.рем.
ПСр без. ^ (2)*
где Псрбез- средний пробег безотказной работы, в км
№ - количество автомобилей, находящихся на испытаниях.
Полученные данные, характеризуют фактический срок службы автомобилей в целом и его агрегатов в отдельности. В данных специфических условиях конструктором приходится выявить слабые
места в конструкции автомобилей и разработать мероприятия по их устранению. Автотранспортным предприятиям, экспериментальные данные испытания позволяют уточнить нормы проведения текущего ремонта автомобилей, периодичность норм на техническое обслуживание (ТО-1) и (ТО-2), выявить номенклатуру запасных частей, характерных для высокогорных условий эксплуатации автомобилей, определить фактическую потребность в автозапчастях.
Таш-Эркештам
Результаты обработки ленты с записью и подсчета мощности на преодоление силы сопротивления ветра, дороги и других сил, действующих на автомобиль по маршруту Ош-Эркештам и учитывая запас мощности автомобилей Зил-431410 и Камаз-5320 и изучив материалы исследования, надежности и долговечности деталей, узлов и агрегатов в пределах среднего пробега 200тыс. км в высокогорных условиях Ош-Эркештам позволяет сделать следующие выводы:
1. Автомобиль 3ил-431410 при эксплуатации в специфических высокогорных условиях, зарекомендовал себя как один из лучших моделей отечественного автомобилестроения. Несмотря на то, что на высоте свыше 4000м над уровнем моря двигатель из-за разряжения атмосферного воздуха теряет некоторые мощностные показатели, однако, тяговые качества автомобиля остаются достаточно высокими, которые позволяют использовать данные автомобили без снижения номинальной грузоподъемности.
2. При эксплуатации автомобилей марки Камаз-5320 в специфический высокогорных условиях при преодолении высоких перевалов 4000м над уровнем моря (н.у.м) произошли большие перегревы двигателя, т.е. нарушения теплового режима двигателя -перегревы системы охлаждения, что привело к большим потерям эффективной тяговой мощности и динамичности из-за недостаточности кислорода, так как на автомобиль Камаз-5320 установлен дизельный двигатель, а дизельные двигатели работают при коэффициенте избытка воздуха (а=13-26). На основании вышеуказанных недостатков автомобиль Камаз-5320 выбыл из последующих испытаний.
3. Из-за достаточно высокой плотности передаточных чисел коробки переменных передач (КПП) автомобиля Зил-431410 не только обеспечивают автомобилям высокие тяговые качества и проходимость, но и его хорошую динамичность и управляемость.
4. Система охлаждения двигателя четырехрядными радиаторами обеспечивают хорошее охлаждение при движении на затяжных подъемах и спусках при нормальном функционировании термостатов.
5. Подвеска автомобиля и рулевое управление с гидравлическими усилителями значительно снижает утомляемость водителя при длительной работе на дорогах с плохими дорожными покрытиями (типа стиральной доски), однако надежность подвески высокая. После 30тыс. км нарушается нормальная работа амортизаторов, имеет место поломки передних рессор, пробег у которых составляет 70-80 тыс. км.
6. По двигателю наиболее слабым узлом является кронштейн передней опоры двигателя, средний срок службы у которого 80-90тыс. км, в последствии заводом разработана новая передняя опора двигателя.
7. По трансмиссии наиболее слабым узлом автомобиля является карданный вал, средний срок службы крестовин кардана составляет 50тыс. км, из-за которого введена новая конструкция крестовин с торцевыми уплотнителями и консистентной смазкой.
8. Наиболее низкий срок службы деталей подвески автомобиля (в среднем в пределах пробега 70-80 тыс.км) наблюдается в массовой поломке листов передних рессор.
9. По переднему мосту у 50% автомобилей при среднем пробеге 150 тыс.км вышли из строя поворотные кулаки. Средней срок службы шкворней и шайб опорного подшипника составляет до 150 тыс.км.
10. По рулевому управлению отмечается низкий срок службы втулок крестовин карданного вала руля, соответственно из-за этого заводом устанавливаются игольчатые подшипники на кардан руля, в последствие средний срок службы у которых составил до 60тыс.км.
11. Кабина водителя с вентиляционными окнами на крыше обеспечивает хорошую вентиляцию при высоких температурах окружающего воздуха, однако при работе автомобиля в высокогорных условиях при низких температурах в системе отопления кабины не поддерживается нормальный температурный режим. Для повышения эффективности обогрева кабины автомобилей Зил-431410 заменены на отопительные радиаторы повышенной производительности.
Список литературы
1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В. Проблемы автотранспортного обеспечения агропромышленного производства // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 5-3 (16-3). С. 11-13.
2. Загородних Н.А., Загородних А.Н., Дуров К.А., Ромашов С.Н. Математическое моделирование обеспечения безопасности дорожного движения для водителей транспортных средств // Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 31-36.
3. Зулпиев С.М., Асамидинов Ф.М., Дуйшоева Г.М. Экспериментальное исследование резин различных марок для установки в шарнирно-рычажной муфте // Синергия. 2016. № 3. С. 8894.
4. Ромасевич Ю.А., Ловейкин В.С. Оптимизация режимов движения мостовых кранов // Синергия. 2016. № 2. С. 73-80.
5. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Автотранспорт в системе логистической оптимизации деятельности предприятия // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 4-1 (15-1). С. 433-436.