Исправление депривационных нарушений и профилактика
депривации.
Светлана Мельникова
Анализ психологических источников по проблеме психической депривации показал, что психическая депривация индивида является этапом, который возникает в ситуации длительного недовольства его жизненно важных потребностей.
Слово депривация широко используется сегодня в психологии и медицине. В русский язык он пришел из английского и означает «лишение или ограничение возможностей удовлетворить жизненно важные потребности». Во многих исследованиях авторы выражают общее мнение о негативном влиянии длительной психической депривации на развитие личности.
В психическом развитии человека может прослеживаться несколько видов деприваций: социальная, когда речь идет об уменьшении коммуникаций; эмоциональная, когда происходит упрощение эмоционального тонуса при взаимодействии с персоналом; и когнитивная — когда регламентируется жесткая организация окружающей среды.
Таким образом, психическая депривация, возникающая в ситуации длительного недовольства жизненно важных потребностей индивида, признается учеными одним из самых сложных и разрушительных симптомов негативного влияния воспитания при отсутствии семейных взаимодействий на личностный рост.
Проявления психической депривации могут охватывать всю шкалу от легких странностей, еще совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражении развития интеллекта и характера. Они могут представлять пеструю картину невропатических, психопатических и даже психотических признаков, а иногда могут проявляться также бросающимися в глаза соматическими особенностями.
На практике мы опираемся на конвергенцию определенных характерных результатов обследований в анамнезе, а также в медицинском и психологическом исследованиях [1].
Важнейшей составной частью диагностики является, конечно, собственно психологическое исследование, проводимое прицельными пробами и долговременным методическим наблюдением за ребенком в его естественной среде.
Основными направлениями в психопрофилактике по предупреждению депривации являются следующие уровни:
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как "нормальные«, так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).
Именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику.
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10.
Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.
Вопросы психического здоровья подрастающего поколения не могут решаться методами и технологиями одной-двух научно-практических дисциплин. Для этого требуется четкое распределение функций и определение плоскости интеграции в комплексном решении задач, вынесенных за границы каждой конкретной специальности. Необходимо сотрудничество специалистов, способных к такой интегрированной работе.
Рассмотрим содержание психопрофилактической работы.
Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа. Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителям. Самое главное — дать возможность всем до единого детям попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей.
В сложном комплексе условий, формирующих личность, обычно выделяют два основных фактора — семью и школу.
Развивающая программа, которую разрабатывает психолог, как правило, не только академическая, учебная, — она гораздо шире. Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, — игру, учебный процесс, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, походы в театр и на природу, предметные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.
Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
Предупредительная программа, должна отвечать таким требованиям: во-первых, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированности и временной последовательности. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка, так как и поздняя, и преждевременная стимуляция малоэффективны, а иногда и вредны. Во-вторых, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний. Они должны иметь подкрепляющее значение прежде всего в области желательного поведения. В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой. В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли [2].
Психологи следят за соблюдением в детском саду, школе и других психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.
Литература
1. Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Личность; Развитие;
Современный мир: Учебное пособие для вузов. — СПб.: 2009, 96 с.
2. Калашникова М.Б. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебные
материалы к курсу. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. — 64 с.
3. Психология депривированного ребенка /А. Фурманов. М.: Просвещение, 2014. — 319 с.
4. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов.
— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014, — 319 с.