Научная статья на тему 'Исповедь в цифровом измерении: единицы структурированного наблюдения'

Исповедь в цифровом измерении: единицы структурированного наблюдения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЛОШНОЕ СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПО ТИПУ ИСПОВЕДЬ / РЕЛИГИОЗНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО ХРАМОВ / STRUCTURED OBSERVATION / STRUCTURAL UNITS OF OBSERVATION / CONTENT ANALYSIS / THICK DESCRIPTION / RELIGIOUS COMMUNICATION / ORTHODOX DIGITAL LANDSCAPE OF YEKATERINBURG

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Островская Е.А., Алексеева Е.В.

Статья посвящена анализу структурных единиц наблюдения исповеди в цифровом пространстве взаимодействия. Современные социологи и антропологи религии проводят исследования в принципиальным образом изменившейся социокультурной реальности. Специфика этой реальности такова, что полноту транслируемых ею смыслов и коммуникаций можно уловить лишь при условии обследования всего многообразия коммуникативных пространств религиозных взаимодействий. Полевое наблюдение религиозных сообществ и организаций в его актуальном формате с необходимостью предполагает два измерения непосредственное, лицом к лицу, и виртуальное, онлайн, отслеживание структурных единиц наблюдения. Такая синхронизация открывает возможность установления разнообразия контекстов наблюдаемого взаимодействия и полноту коммуникаций, известных акторам, но далеко не всегда очевидных для исследователя. Авторы наглядно демонстрируют свою уникальную методологическую разработку применение метода сплошного структурированного наблюдения к объекту в его онлайн-самопрезентации. С помощью контент-анализа авторы выявляют, какие структурные единицы исповеди оказываются коммуникативно востребованы в контексте тематизированного взаимодействия vk.com-сообществ православных храмов Екатеринбурга. В статье содержится анализ параметров представленности каждой из коммуникативных единиц анализа исповеди в контексте взаимодействия сетевых сообществ православных храмов Екатеринбурга на их собственных сайтах и на платформе YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article investigates the digital dimension of confession using the methods of structured observation and content analysis. When investigating religious practices, contemporary sociologists and anthropologists undertake their inquiry in an essentially changed social and cultural reality. The specifics of this reality can only be understood provided that the whole range of communicative spaces of religious interactions is taken into account. Field observations of religious communities necessarily involve two dimensions of analysis: face-to-face and virtual forms of interaction. Virtual analysis implies the online monitoring of structural observation units. Synchronization of online and offline analysis dimensions allows the diversity of the interaction contexts under study to be revealed. In addition, it enables a researcher to grasp the communication that is taking place between the actors in its completeness, which is always a hard task. In this paper, for the first time, confession is investigated by analysing communication within Internet communities organized by Orthodox temples in the city of Ekaterinburg. Research data was collected using the methods of structured observation (on the complete enumeration basis) and content analysis. The research was carried out in the March 2018 July 2018 period. For the analytical purposes, we defined confession as a social interaction presented in structured units. These units included the priest, congregation, time of confession, space, confession as a ritual and confession as a sacrament. The results of the online structured observation of these units were presented in the form of tables. A unique methodological feature of this research consists in the application of the method of structured observation to an object in its digital self-presentation. The studied digital resources included the websites of Ekaterinburg Orthodox temples, YouTube channels and themed vk.com pages of believer communities. Using content analysis, we have identified which structural units of confession most frequently appear in virtual themed communication threads in Ekaterinburg.

Текст научной работы на тему «Исповедь в цифровом измерении: единицы структурированного наблюдения»

Е.А. Островская, Е.В. Алексеева

Санкт-Петербургский государственный университет Университетская наб., д. 7-9, Санкт-Петербург, 199034

Е-mail: e.ostrovskaya@spbu.ru Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина ул. Мира, 19, Екатеринбург, 620000 Е-mail: ekaterinaalexeeva@urfu.ru

ИСПОВЕДЬ В ЦИФРОВОМ ИЗМЕРЕНИИ: ЕДИНИЦЫ СТРУКТУРИРОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ

Статья посвящена анализу структурных единиц наблюдения исповеди в цифровом пространстве взаимодействия. Современные социологи и антропологи религии проводят исследования в принципиальным образом изменившейся социокультурной реальности. Специфика этой реальности такова, что полноту транслируемых ею смыслов и коммуникаций можно уловить лишь при условии обследования всего многообразия коммуникативных пространств религиозных взаимодействий. Полевое наблюдение религиозных сообществ и организаций в его актуальном формате с необходимостью предполагает два измерения — непосредственное, лицом к лицу, и виртуальное, онлайн, отслеживание структурных единиц наблюдения. Такая синхронизация открывает возможность установления разнообразия контекстов наблюдаемого взаимодействия и полноту коммуникаций, известных акторам, но далеко не всегда очевидных для исследователя. Авторы наглядно демонстрируют свою уникальную методологическую разработку — применение метода сплошного структурированного наблюдения к объекту в его онлайн-самопрезентации. С помощью контент-анализа авторы выявляют, какие структурные единицы исповеди оказываются коммуникативно востребованы в контексте тематизированного взаимодействия vk.com-сообществ православных храмов Екатеринбурга. В статье содержится анализ параметров представленности каждой из коммуникативных единиц анализа исповеди в контексте взаимодействия сетевых сообществ православных храмов Екатеринбурга на их собственных сайтах и на платформе YouTube.

Ключевые слова: сплошное структурированное наблюдение, контент-анализ, религиозное взаимодействие по типу исповедь, религиозные коммуникации, цифровое пространство храмов.

DOI: 10.20874/2071-0437-2018-43-4-204-212

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-03-00-387.

В реальности цифрового общества XXI в. социологи и антропологи религии, проводящие полевые исследования, располагают возможностью изучения коммуникативных аспектов взаимодействия путем наблюдения религиозных ландшафтов Интернета. Современные технологии позволяют применить техники «сплошного описания» (thick description) и структурированного наблюдения к сообществам, пространству, времени и коммуникациям на тематических интернет-сайтах и профилях в социальных сетях. Анализ цифрового формата жизнедеятельности религиозных сообществ и организаций — сравнительно свежий разворот социологических исследований как в России, так и за рубежом. В настоящий период изучение цифрового измерения общества пока закреплено за digital sociology, смело вторгающейся в различные дисциплинарные проблематики. Это новое направление социологических исследований ставит в центр внимания создание коммуникативных интернет-площадок, на которых ученые одной или нескольких смежных дисциплин могли бы обмениваться собранными данными, наработками, гипотезами, обсуждать методы и выводы. Особый акцент делается на использовании цифровых методов в гуманитарных исследованиях, на технической возможности актуализировать новое знание как наглядно транслируемое в своих интерфейсах и доступное для исследователей из разных стран [Marres, 2017, p. 217].

Основной проблемой исследования жизнедеятельности религиозного сообщества в сетевом ландшафте становится операционализация структурных единиц наблюдения. В своем привычном формате структурированное наблюдение предполагает очное присутствие и даже включение социолога/антрополога в деятельность религиозного сообщества. И в этой связи со всей очевидностью встает вопрос, а что именно станет единицами наблюдения в интернет-

пространстве того или иного религиозного ландшафта. Ответ на этот вопрос может быть получен только путем проведения подобного исследования, которое и выступает основной темой настоящей статьи.

В настоящей статье мы предлагаем анализ цифровых единиц структурированного наблюдения исповеди в формате интернет-коммуникации. Непосредственным объектом нашего исследования выступает религиозное взаимодействие по типу исповедь как интернет-коммуникация екатеринбургских православных приходов. Данное исследование является заключительной частью проекта, осуществленного в период январь — август 2017 г. — март — июль 2018 г. На отрезке январь — август 2017 г. мы операционализировали методологию «сплошного/толстого описания» применительно к полевому наблюдению исповеди — разработали структурные единицы этого наблюдения с выкладкой по протоколам и провели структурированное наблюдение исповеди как взаимодействия в 34 храмах г. Екатеринбурга по квотной выборке [Островская, Алексеева, 2018].

Наблюдение исповеди в цифровом формате мы проводили в марте — июле 2018 г. Здесь мы также использовали методологию сплошного структурированного наблюдения для изучения компонентов исповеди как взаимодействия в их коммуникативном интернет-формате. Выборка выстраивалась как сплошная, многоступенчатая, квотная. Из 34 православных приходов, изученных путем структурированного наблюдения на предшествующей стадии исследования, в нее попали только 24, представительствующие квоты храмов центра города, храмов спальных районов, храмов окраинных районов. Ключевым критерием отбора стало наличие собственных сайтов и профилей в популярных социальных сетях. Необходимо отметить, что из всего многообразия социальных сетей и интернет-ресурсов в выборку попали лишь vk.com, facebook.com и YouTube. Такая подборка интернет-ресурсов была обусловлена тем, что екатеринбургские храмы не обнаруживаются в социальных сетях Odnoklassniki.ru, Telegram, Instagram. За рамками нашего рассмотрения остались также сайты, содержащие описание архитектуры храмов, координаты или общие сведения (prihod.ru, sobory.ru, tripadviser, храмы-екатеринбурга.рф и др.). Используя схему, разработанную для презентации квотной выборки полевого наблюдения, мы получили сводные таблицы по всем единицам цифрового измерения исповеди в 24 храмах, попавших в выборку (табл. 1-3).

Ключевыми методами сбора и анализа данных на этапе изучения исповеди в цифровом пространстве храмов Екатеринбурга явились сплошное структурированное наблюдение и контент-анализ. Остановимся подробнее на каждом из методов применительно к объекту исследования.

Сплошное структурированное наблюдение представленности в интернет-коммуникации компонентов исповеди как взаимодействия мы проводили с использованием комбинации стратегии thick description в версии Н. Дензина [Denzin, 2002, p. 33, 55; Denzin, Lincoln, 2005, p. 429, 824, 832] и структурированного наблюдения в разработанной нами операционализации. Специфика метода сплошного описания в версии Дензина состоит в том, что наблюдению подлежат все без исключения структурные единицы взаимодействия. Внимание должно быть сосредоточено не только на ключевых акторах взаимодействия, их цели и средствах, но также на пространственно-временном его аспекте, теме и контексте [Denzin, 1969, p. 930; 2001, p. 55]. Применительно к нашему объекту привлечение стратегии «сплошного описания» позволило разработать протоколы наблюдения, охватывающие всю полноту компонентов взаимодействия и операционализировать их в структурные единицы. В цифровом пространстве жизнедеятельности приходов нас интересовал прежде всего коммуникативный аспект каждой из составляющих исповеди как взаимодействия. В свете избранной методологии потенциальными единицами изучения стали представители коллективов, пространство, время, общность цели и сообразные ей средства, тема, контекст.

Необходимо отметить, что в нашем исследовании речь шла не о наблюдении видеотрансляций или прямого тематизированного взаимодействия, а о выявлении смысловых корреляций каждой из выделенных единиц наблюдения исповеди. В фокус внимания был поставлен антропологический, или смысловой, компонент исповеди. Одним из центральных стал вопрос — каким образом исповедь как коммуникация (смысловой аспект взаимодействия) представлена в цифровом измерении жизни екатеринбургских приходов? В силу этого каждая из единиц наблюдения была операционализирована таким образом, чтобы отследить их тематизацию в сетевых пространствах приходов. Рассмотрим этот методологический аспект подробнее по единицам.

Таблица 1

Храмы центральных районов

Table 1

Temples of the central areas of the city

№ п/п Храм Священник Прихожане Собственные сайты; группы в vk.com; YouTube Исповедь в расписании служб Исповедь как ритуал Исповедь как таинство

1 Свято-Троицкий кафедральный собор Нет Нет st-tks.ru/; vk.com/club25347261 Ежедневно в 17.00 Нет Нет

2 Всех святых, в земле Российской просиявших (Храм-Памятник на Крови) Нет Нет hram-na-krovi.cerkov.ru/ vk.com/club25347261 Ежедневно с 16.30 до 18.00 В группе ук на интерактивной стене один пост (от 15.04.2018) о связи исповеди и причастия: цитата из речи патриарха Кирилла о взаимосвязи причастия и исповеди — о необходимости частого причащения, условием которого является исповедь Нет

3 Вознесения Господня Нет Нет voznesenka.cerkov.ru/ vk.com/ voznesenka ekb Ежедневно в 16.50-17.00 Нет Нет

4 Православный Приход Святителя Николая Чудотворца Нет Нет nikolahram.com/ oglasitelnye-besedy.html vk.com/nikolahram Не обозначена. В группе ук имеется рубрика «Расписание богослужений», исповедь в ней не обозначена На сайте в разделе «Медиа» записи телепередачи «Точка опоры», тема которых — исповедь и причастие. В цикле из 3 программ исповедь обсуждается как часть ритуала причащения На сайте в разделе «Медиа» есть запись беседы священника об исповеди, раскрывающая смысл таинства покаяния; а также записи лекций свящ. К. Корепано-ва, где разбирается покаянный канон Андрея Критского, запись передачи «Беседы с батюшкой» ТК «Союз», где подробно раскрывается смысл покаяния, предложены ответы на вопросы телезрителей о церковных предписаниях по исповеди

5 Всех Святых на Михайловском кладбище Нет Нет ekbsobor.ru/ vk.com/ekbsobor Ежедневно в 16.30. В группе ук в рубрике «Расписание богослужений» указано время исповеди Нет Нет

6 Часовня святой великомученицы Екатерины Нет В vk.com есть альбом с подписанными фотографиями прихожан «Приход в лицах» ekbsobor.ru/ vk.com/ekbsobor Еженедельно по субботам в 18.00; по воскресеньям в 9.00. В группе vk.com имеется рубрика «Расписание богослужений», время исповеди указано На интерактивной стене группы ук отчет о беседе со священником об исповеди; там же рассуждения бывшего православного пастора (ныне православный священник) о важности исповеди Нет

7 В честь иконы Божией Матери «Порт-Артурская» В группе ук. видеозапись передачи ТК «Союз» «Вторая половина» о матушке прихода Нет porta rturural.ru/ — vk.com/portarturura Ежедневно кроме воскресенья в 17.00 Нет В группе ук.сот обнаруживаются посты о важности участия в церковных таинствах; об их духовном смысле, о подготовке к ним

8 Иоанно-Предтеченский собор Описана роль священника в обряде исповеди, а также духовный смысл роли священника при покаянии Нет xn- 90agcbp5abiibfu0e. xn-p1ai/ vk.com/ivanovka_ekb Ежедневно в 17.00 Основные темы встреч прихрамового молодежного клуба, анонсированные в ук.: исповедь, покаяние, причастие, забота о ближнем. На сайте разъяснению обрядов исповеди и причастия посвящен специальный раздел. В нем рассмотрены: время проведения исповеди в храме, подготовка к обряду, порядок проведения. Здесь же есть рубрика, поясняющая разницу между индивидуальной и коллективной исповедями, и о значении записок, приведены примеры исповедей На сайте подробно говорится о духовном содержании исповеди как таинства и имеется отдельная рубрика о «напрасном страхе» перед исповедью и роли священника в покаянии

9 Казанской иконы Божией Матери, Площадь центрального рынка, 6 Нет Нет kazansky.cerkov.ru/ vk.com/hramkazansky _ekb Ежедневно кроме воскресенья в 17.00 На сайте в разделе «Вопрос священнику» обнаруживаются вопросы прихожан об исповеди и о причастии. Все вопросы связаны в основном с конкретикой ритуала, подготовкой к нему Нет

10 Во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского Нет Нет propovednik2100.ru/ vk.com/st.innocentiy По вторникам и пятницам в 17.00 Нет Нет

11 Православный приход церкви «Большой Златоуст» Нет На сайте в разделе «вопрос священнику» задан вопрос как надлежит выглядеть женщине в храме bolshoi-zlatoust.ru; vk.com/club63682021 Время исповеди в расписании служб не обозначено. На сайте vk.com рубрика «Расписание богослужений», исповедь в ней не указана Рубрика собственного сайта «Блог настоятеля» содержит вопросы прихожане о трудноразрешимых ситуациях, связанных с ритуалом исповеди, и конкретные рекомендации священника. В ук.сот в рубрике «Обсуждения» есть тема «Вопросы батюшке», которая содержит вопросы по исповеди с ответами священника Нет

Применительно к единицам «священник» и «прихожане» надлежало отследить описания/обсуждения ценностно-нормативных аспектов их деятельности как акторов взаимодействия по типу исповедь. Структурная единица «пространство» в цифровом измерении — это «интернет-пространство конкретных приходов»: собственные сайты, группы в социальной сети vk.com, каналы на платформе УоыТиЬе. Отдельное внимание мы заострили на анализе всей полноты коммуникативного контента цифрового пространства приходов, его превалирующих тем и транслируемых смыслов. Такое расширение нам представлялось необходимым в перспективе определения доли коммуникации исповеди в общем объеме цифрового коммуникативного пространства приходов.

Таблица 2

Храмы «спальных» районов

Table 2

Temples «sleeping» areas of the city

№ п/п Храм Священник Прихожане Собственные сайты; группы в vk.com; YouTube Исповедь в расписании служб Исповедь как ритуал Исповедь как таинство

1 Градо- Екатеринбургская Симеоновская церковь-школа Нет На сайте указание на надлежащий внешний вид женщин simeone.ru; vk.com/simeone_ekb В пятницу и субботу в 17.00 На сайте тема «исповедь» помещается в разделе «Таинства». Здесь рассмотрены последовательность и правила ритуала исповеди, приведена молитва, которую положено читать перед ним Нет

2 Православный приход во имя Святого Преподобного Серафима Саровского Нет Нет prihodserafima.ru/zhizn-pri- hoda/videosyuzhety/7867 Ежедневно в 17.00 кроме понедельника Нет Нет

3 В честь Святых Целителей Космы и Дамиана Асийских На сайте подробно разъясняется роль священника как духовного наставника в процессе покаяния Нет parishioners.ucoz.ru/ vk.com/parishioners Ежедневно в 16.00 кроме воскресенья На сайте подробное описание проведения обряда исповеди, процесса подготовки, правильного поведения после, отдельно разъясняется, как правильно причащаться детям. Видеозапись фильма митрополита Иллариона «Человек перед Богом», посвященного исповеди На сайте подробное описание духовного смысла исповеди

4 Приход во имя Успения Пресвятой Богородицы (ВИЗ) Нет Нет www.sobor-uspenie.ru/contacts vk.com/sobor_uspenie www.youtube.com/ channel/ UCVTTQ ESVhlCk 59Y WpnDO Q Ежедневно в 15.50 кроме понедельника На сайте видеозаписи проповедей настоятеля о роли исповеди, причастия и покаяния На сайте аудиозаписи проповедей о причастии и исповеди; на YouTube видеозапись беседы со священником о покаянном настрое

5 Приход во имя святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны (Обитель Милосердия) Нет Нет www.sv-elisaveta.ru/ www.youtube.com/ channel/UCDkKq7NI4rgS 1UBqEFlr5UA Нет расписания Нет Нет

6 Во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца Нет В сообществе vk. помещен список прихожан, ответственных за различные направления работы храма со ссылками на их профили vk http://hram-ekb.ru/ https://vk.com/georgi_xram https://vk.com/kino_xram https://wwwyoutube.com/ channel/UCYdpWAP IM6fJR2a9MH7LgWw В расписании служб не обозначена. В группе vk.com имеется рубрика «Расписание богослужений», время исповеди не указано Нет Нет

7 Во имя Успения Пресвятой Богородицы (Эльмаш) Нет Нет https://vk.com/ uspenie.elmash По вторникам и пятницам в 8.00. В группе vk.com имеется рубрика «Расписание богослужений», исповедь в расписании не обозначена Нет Нет

8 Во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобной мученицы Елисаветы Нет Нет pravuralmash.ru/Sergiev-Elizabethan-temple vk.com/club45369030 Ежедневно с 9.30. В группе vk.com имеется рубрика «Расписание богослужений», время исповеди указано В группе vk пост о правилах подготовки ребенка к исповеди, подробный рассказ о подготовке и проведении обряда и об отличиях между взрослыми и детскими исповедью и причастием. Нет

9 Храм Рождества Христова (Уралмаш) Нет Нет pravuralmash.ru/ vk.com/hramrojdestva-hristova wwwyoutube.com/ channel/UC_aO29teMndIr mLZCXIpk-g В расписании не обозначена Нет Нет

10 Во имя Святой Блаженной Матроны Московской Нет Нет svma-trona.ru/content/hram-matrony- moskcvskoy-v-ekaterinburge vk.com/mosmatrona Нет расписания Нет Нет

Коммуникативный аспект единицы «время» операционализирован как интернет-расписание недельных служб. Смысловая составляющая единицы «цель и средства» — это исповедь как ритуал или это совокупность обсуждений, проповедей, лекций и т.п., раскрывающих смысл действий, нормативных и обязательных для данного ритуального взаимодействия.

Структурная единица «тема» применительно к изучению коммуникативного аспекта исповеди операционализирована как таинство. И, наконец, единица «контекст», как и в случае непосредственного наблюдения,— это комбинация перечисленных единиц в цифровом измерении конкретных храмов/приходов. Данные, полученные в результате сплошного структурированного наблюдения цифрового измерения исповеди, мы представили в виде таблиц, демонстрирующих все компоненты исповеди как коммуникации в их контекстуальности (табл. 1-3).

Таблица 3

Храмы окраинных районов

Table 3

Temples of the outskirts of the city

№ п/п Храм Священник Прихожане Собственные сайты; группы в vk.com; YouTube Исповедь в расписании служб Исповедь как ритуал Исповедь как таинство

1 Архиерейское подворье во имя святителя Саввы Сербского Нет Нет http://savva.cerkov.ru/ https://vk.com/ В расписании не обозначена Нет

2 Святого Равноапостольного Князя Владимира Нет Нет http://vladimir-ekbru https://vk.com/ vladimirekb.ru Ежедневно кроме вторника и четверга в 16.00. В группе ук имеется рубрика «Расписание богослужений», время исповеди указано Нет

3 Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах Нет Нет http://vladprihod.ru https://vk.com/ vladprihod https://www.youtube. com/channel/ UC8lHBxJ4b2L LevrzMEDh2aA Ежедневно кроме четверга в 16.00. В группе ук имеется рубрика «Расписание богослужений», время исповеди указано Нет На сайте Проект «Школа покаяния» — цикл бесед-занятий со священником. Позволяет прихожанину научиться осознанно подготовиться к исповеди и причастию; на УоиТиЬе циклы передач ТК «Союз»: «Школа покаяния», где очень подробно разбирается духовный смысл исповеди

Метод контент-анализа мы использовали при изучении частотности тех или иных коммуникативных тем взаимодействия прихожан и священников сетевых сообществ храмов. И здесь необходимо отметить, что собственно о взаимодействии можно говорить только применительно к сетевым сообществам храмов в ук.сот. Самопрезентация храмов на собственных сайтах и на платформе УоиТиЬе не является интерактивной и позволяет наблюдать единицы исповеди только в аспекте информации о них. Обратимся теперь к рассмотрению каждой из структурных единиц исповеди в их коммуникативной представленности в интернет-пространстве храмов.

Цифровое пространство храмов — это их собственные сайты, ук.сот и УоиТиЬе. Каждое из этих сетевых пространств отличается спецификой своего ландашафта — набором коммуникативных тем и взаимодействием вокруг них. Важно отметить, что только 3 из 24 обследованных приходов — храм-часовня великомученицы Екатерины, храм в честь Святителя Иннокентия, митрополита Московского, и приход во имя святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны (Обитель Милосердия) имеют собственные сообщества в РасеЬоок (аккаунты «Приход Собора Святой Великомученицы Екатерины», «Храм во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского» и «Храм Святой Елисаветы»). Кроме того, храм-часовня великомученицы Екатерины ведет собственное Соод!е-сообщество (аккаунт «Собор Святой Екатерины (Екатеринбург)»); а храм в честь Святителя Иннокентия, митрополита Московского, единственный есть в !пэ1адгат (аккаунт «ргороуе^1к 2100»).

Из 24 храмов, попавших в выборку, собственными сайтами располагают 23. Сайты структурированы разным количеством рубрик — от 6 до 32. В числе высокочастотных оказались рубрики: «Новости» — 21, «История храма или прихода» — 19, «Расписание богослужений» — 18, «Контакты» — 17. Среднечастотными являются рубрики: «Воскресная школа» — 15, «Служба милосердия» — 11, «Пожертвовать» — 10, «Фото/видео» — 8, «Святые» — 6, «Молодежный клуб» — 5. К низкочастотным относятся рубрики: «Слово пастыря» — 4, «Таинства» — 2. Контент-анализ подборки коммуникативных тем сайтов показал, что к высокочастотным относятся

расписание служб и торжественных богослужений, престольных праздников — 17 случаев из 23. Коммуникативная тема «Жизнь прихода» (встречи, паломнические поездки, беседы со священником, дни рождения) попала в среднечастотные — 11 случаев из 23. В числе низкочастотных оказались темы коммуникации об истории прихода или истории храма — 4 случая из 23. Исповедь как коммуникативная единица мало представлена на собственных сайтах храмов и обнаруживается только некоторыми своими единицами: исповедь как таинство; исповедь в расписании служб; исповедь как ритуал.

Коммуникативное разнообразие взаимодействия храмовых сетевых сообществ в самом презентном виде обнаруживается в социальной сети vk.com. Из 24 обследованных храмов собственными группами в социальной сети vk.com располагают 22. Среднее число подписчиков для сетевых сообществ vk.com екатеринбургских храмов — 486 чел. Коммуникативное содержание взаимодействия в этих группах структурировано с помощью 11 рубрик, которые являются стандартными для этой социальной сети: «Информация», «Новости», «Участники», «Ссылки», «Фото», «Видео», «Мероприятия», «Контакты», «Аудио», «Обсуждения», «Документы». Вместе с тем подборка рубрик из этого стандартного набора создается администраторами групп. Анализ этих подборок позволяет утверждать, что в 21 случае из 22 наиболее востребованными в сетевом взаимодействии прихожан оказываются следующие: «Информация», «Контакты», «Участники», «Фото», «Видео», «Ссылки». Контент-анализ частотности тем коммуникации на интерактивных стенах групп и под указанными рубриками позволил выделить три наиболее востребованные темы — православное воспитание и образование (14 случаев из 22); жизнь прихода — службы и молебны, беседы, паломнические поездки (8 случаев из 22); расписание служб (6 случаев из 22). Исповедь принадлежит к числу низкочастотных коммуникативных тем для взаимодействия внутри храмовых сообществ vk.com.

Применительно к ландшафту платформы YouTube мы обнаружили, что из 24 храмов лишь 7 располагают собственными каналами. Наряду с этим 10 храмов Екатеринбурга, не имеющих собственных каналов, представлены на платформе YouTube роликами православного телеканала «Союз» (табл. 1, № 1-4, 6-8, 11; табл. 2, № 8; табл. 3, № 1). Из 7 каналов только 2 (табл. 2, № 4; табл. 3, № 3) содержат коммуникацию «исповедь».

«Исповедь в расписании служб». Из 23 сайтов храмов 2 сайта не содержат рубрики «Расписание служб». Из 21 сайта, на которых есть расписание, время исповеди указано на 17. Расписание служб храмов центра структурировано по-разному. В одних храмах оно вообще не обновляется и представлено информацией за прошедшие годы. В других — обновление проводится либо раз в два месяца, либо раз в неделю. В расписании, как правило, обозначено, какой сегодня день по церковному календарю, память какого святого почитает церковь, какие службы проводятся, будет ли проходить исповедь. Содержание расписания в храмах варьируется по комбинациям этих рубрик. В некоторых случаях обнаружено подробное расписание служб на неделю, но время исповеди в нем не указано. В храмах «спальных» районов ситуация обстоит иначе: в 2 случаях (табл. 2, № 5, 10) на сайте нет расписания; в 4 случаях (табл. 1, № 11; табл. 2, № 6, 9; табл. 3, № 1) расписание служб представлено на сайте, но время исповеди в нем не указано; в 1 случае (табл. 2, № 1) исповедь проводится еженедельно по пятницам и субботам, в вечернее время. Из трех сайтов храмов окраинных районов расписание служб имеется у каждого, но исповедь указана только у двух (табл. 3, № 2, 3).

Как показал анализ взаимодействия сетевых сообществ храмов в vk.com, структурная единица «время» — расписание служб — является высокочастотной темой коммуникации. Однако применительно к исповеди коммуникативная единица «время» оказалась мало актуализируемой — в большинстве сообществ время исповеди в расписаниях служб вообще не указано. Исповедь представлена единицей «время» в двух сетевых сообществах храмов центра (табл. 1, № 5, 6), в одном vk.com-сообществе храма «спального» района (табл. 2, № 8), двух сообществах храмов окраинных районов (табл. 3, № 2, 3). Отметим, что эти указания соотнесены с информацией на собственных сайтах соответствующих храмов.

«Священник». В цифровом пространстве храмов упоминание о священнике встречается два раза (табл. 1, № 8; табл. 2, № 3) — рассматривается роль священника в исповеди с точки зрения проведения обряда и принятия покаяния прихожанина. В храмах окраинных районов упоминаний о священнике нами не обнаружено.

«Прихожане». На собственных сайтах храмов коммуникативная единица «прихожане» встречается редко, и соответственно ценностно-нормативная составляющая религиозного дей-

ствия прихожан не в фокусе коммуникации. Нами обнаружено два упоминания (табл. 1, № 11; табл. 2, № 1) о регламентации поведения и самопрезентации прихожанок — в рекомендации приступать к причастию в надлежащей одежде без макияжа и в ответе священника на вопрос прихожанки о внешнем виде на исповеди. Еще в одном случае (табл. 2, № 6) представлен список прихожан храма, ответственных за различные направления деятельности прихода, со ссылками на их профили в vk.com. В контексте нашего исследования структурных единиц исповеди информативной оказалась рубрика «Контакты» сетевых vk.com-сообществ приходов. Ее изучение позволило установить, что именно прихожане являются в большинстве случаев создателями храмовых сообществ vk.com. Лишь в 5 случаях из 22 создателями выступили настоятели приходов (табл. 1, № 6, 10, 11; табл. 2, № 6; табл. 3, № 3). В одном случае группу администрирует матушка прихода (табл. 2, № 7). Следует отметить, что в vk.com возможно отследить, кто администрирует контент, но остается открытым вопрос о модерировании и тематизации самого взаимодействия сообщества в vk.com. Кроме того, в одном из сетевых сообществ (табл. 1, № 6) обнаружен фотоальбом «Приход в лицах».

«Исповедь как ритуал». На собственных сайтах храмов коммуникативная единица исповедь как ритуал введена в 7 случаях из 23. Отметим, что подробное рассмотрение процедурных правил исповеди как ритуала в цифровом пространстве храмов центра имеется в 4 случаях (табл. 1, № 4, 8, 9, 11). На сайтах храмов «спальных» районов информация о ритуальной стороне исповеди обнаружена в 3 случаях (табл. 2, № 1, 3, 4). Среди сайтов храмов окраинных районов информации об исповеди не содержит ни один ресурс. В сетевых vk.com-сообществах коммуникативная единица исповедь как ритуал обнаружена в 5 случаях из 22: в 4 группах храмов центра и в 1 храме «спального» района (табл. 1, № 2, 6, 8, 11; табл. 2, № 8). На канале YouTube из 24 храмов коммуникацией о взаимодействии по типу исповедь как ритуал располагает лишь 1 храм (табл. 3, № 3): в рамках цикла передач под общим названием «Школа покаяния» имеются беседы-уроки о покаянии и об исповеди, в которых предложены ответы на часто задаваемые прихожанами вопросы.

«Исповедь как таинство». На собственных сайтах храмов коммуникация исповедь как таинство обнаруживается в 7 случаях их 22. В храмах центральных районов рассмотрение исповеди как таинства встречается в 2 случаях из 11 (табл. 1, № 4, 8). В разделах подробно обсуждаются вопросы покаяния, частоты и нормативных правил совершения обряда. На сайтах храмов «спальных» районов специальных разделов, посвященных исповеди, нет. Исповедь как таинство вскользь упоминается в беседах со священником и записях проповедей в двух случаях (табл. 2, № 3, 4). В храмах окраинных районов исповедь как тема найдена лишь в одном случае (табл. 3, № 3) как курс бесед-лекций для прихожан в рамках проекта «Школа покаяния». На сайте YouTube из 7 представленных там храмов коммуникативная единица исповедь как таинство обнаружена лишь на одном канале (табл. 2, № 4), где содержится беседа со священником об исповеди как таинстве, длительностью 46 минут.

В сетевых сообществах vk.com подробное интерактивное рассмотрение исповеди как таинства обнаружено в 3 случаях из 22: храмы центрального и «спального» районов (табл. 1, № 6, 8; табл. 2, № 4). В каждом из трех случаев коммуникация единицы «таинство» раскрывается в беседах прихожан со священниками по темам духовной соотнесенности исповеди и причастия, доктринального смысла покаяния, ценностное содержание этого таинства.

Подведем итог. Наше исследование включало операционализацию структурных единиц наблюдения коммуникативного аспекта исповеди в интернет-формате приходов Екатеринбурга. Цифровое коммуникативное содержание исповеди как взаимодействия рассматривается в соответствии со следующими ее структурными единицами — священник, прихожане, сайты (пространство взаимодействия), время служб, исповедь как ритуал, исповедь как тема. Мы разработали демонстративный способ выкладки единиц анализа в табличном виде. В таблицах по квотам храмов представлен наглядный формат контекста исповеди как коммуникации в виртуальном пространстве храмов.

Цифровое пространство конкретных приходов ограничено только их собственными сайтами, каналами на платформе YouTube и профилями в социальной сети vk.com. Единицы «священник» и «прихожане» не могут быть разложены на дробные компоненты, поскольку за редким исключением какая-либо информация или обсуждение по ним отсутствуют. Изучение тема-тизированности исповеди в контексте сетевого взаимодействия храмовых сообществ в vk.com позволило установить, какие структурные единицы исповеди в принципе востребованы в циф-

ровом взаимодействии храмовых сообществ и каков содержательный объем коммуникации по теме исповедь. Исповедь как коммуникация здесь относится к числу редко встречающихся тем. Отдельные единицы исповеди как коммуникации обнаружены только в 9 храмовых сообществах ук.сот. Проведенный анализ показывает, что из единиц исповеди в коммуникации отмечаются такие единицы, как «время», «ритуал», «таинство» и «прихожане».

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что антропологическая составляющая исповеди, ее ценностно-нормативный аспект, вообще слабо прочерчена в цифровом пространстве храмов. Так, нормативные процедуры и правила взаимодействия по типу «исповедь» обсуждаются во взаимодействии сетевых сообществ ук.сот только в 4 случаях из 22. На собственных сайтах храмов единица «исповедь как таинство» в большинстве случаев находится в рубриках, посвященных причастию, или в рубрике «Вопросы и ответы». За редким исключением такие обязательные коммуникативные составляющие исповеди, как цель и средства, вообще не обнаруживаются в интернет-взаимодействии. Проведенное исследование показывает, что коммуникативный аспект взаимодействия по типу «исповедь» слабо востребован в цифровом пространстве взаимодействия приходов Екатеринбурга. Полная номенклатура единиц наблюдения отмечена лишь в трех храмах (табл. 2, № 8; табл. 3, № 2, 3). Здесь обнаруживают себя пять единиц из введенных в наблюдение шести: раскрывается исповедь как тема взаимодействия и как контекст, описаны последовательность выполнения обряда и его духовное содержание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Островская Е.А., Алексеева Е.В. Структурированное наблюдение как метод изучения религиозного ландшафта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 2. С. 71-115. doi: 10.14515/monitoring.2018.2.04.

Denzin N.K. Symbolic interactionism and ethnomethodology: a proposed synthesis // American Sociological Review. 1969. Vol. 34. Iss. 6. P. 922-934.

Denzin N.K. Interpretive Interactionism: (Applied social research methods). 2nd ed. London: Sage, 2002. 208 p.

Denzin N.K., Lincoln Y.S. The SAGE Handbook of Qualitative Research. 3rd ed. Thousand Oaks, CA: Sage. 2005. 1210 p.

Denzin N.K., Lincoln Y.S. The SAGE Handbook of Qualitative Research. 4th ed. Thousand Oaks, CA: Sage. 2011. 784 p.

Marres N. Digital Sociology. Cambridge: Polity Press, 2017. 232 p.

Приход Собора Святой Великомученицы Екатерины // Facebook. 2018. URL: https://www.facebook.com/ ekbsobor1/.

Собор Святой Екатерины (Екатеринбург) // Google+. 2018. URL: https://plus.google.com/communities/ 115980374045531792124.

Храм во имя святителя Иннокентия митрополита Московского // Facebook. 2018. URL: https:// www.facebook.com/groups/propovednik/about/.

Храм святой Елисаветы // Facebook. 2018. URL: https://www.facebook.com/groups/350413231701998. propovednik 2100 // Instagram. 2018. URL: https://www.instagram.com/propovednik2100.

E.A. Ostrovskaya, E.V. Alexeeva

Saint Petersburg State University Universitetskaya nab., 7/9, Saint Petersburg, 199034, Russian Federation

E-mail: e.ostrovskaya@spbu.ru Ural Federal University Mira st., 19, Ekaterinburg, 620000, Russian Federation E-mail: ekaterinaalexeeva@urfu.ru

DIGITAL DIMENSION OF CONFESSION: RESULTS OF STRUCTURED FIELD OBSERVATION

This article investigates the digital dimension of confession using the methods of structured observation and content analysis. When investigating religious practices, contemporary sociologists and anthropologists undertake their inquiry in an essentially changed social and cultural reality. The specifics of this reality can only be understood provided that the whole range of communicative spaces of religious interactions is taken into account. Field observations of religious communities necessarily involve two dimensions of analysis: face-to-face and virtual forms of interaction. Virtual analysis implies the online monitoring of structural observation units. Synchronization of online and offline analysis dimensions allows the diversity of the interaction contexts under study to be revealed. In addition, it enables a researcher to grasp the communication that is taking place between the actors in

its completeness, which is always a hard task. In this paper, for the first time, confession is investigated by analysing communication within Internet communities organized by Orthodox temples in the city of Ekaterinburg. Research data was collected using the methods of structured observation (on the complete enumeration basis) and content analysis. The research was carried out in the March 2018 — July 2018 period. For the analytical purposes, we defined confession as a social interaction presented in structured units. These units included the priest, congregation, time of confession, space, confession as a ritual and confession as a sacrament. The results of the online structured observation of these units were presented in the form of tables. A unique methodological feature of this research consists in the application of the method of structured observation to an object in its digital self-presentation. The studied digital resources included the websites of Ekaterinburg Orthodox temples, YouTube channels and themed vk.com pages of believer communities. Using content analysis, we have identified which structural units of confession most frequently appear in virtual themed communication threads in Ekaterinburg.

Key words: structured observation, structural units of observation, content analysis, thick description, religious communication, Orthodox digital landscape of Yekaterinburg.

DOI: 10.20874/2071-0437-2018-43-4-204-212

REFERENCES

Denzin N.K. (1969). Symbolic interactionism and ethnomethodology: A proposed synthesis. American Sociological Review, 34( 6), 922-934.

Denzin N.K. (2002). Interpretive Interactionism: (Applied social research methods), 2nd ed., London: Sage.

Denzin N.K., Lincoln Y.S. (2005). The SAGE Handbook of Qualitative Research, 3rd ed., Thousand Oaks, CA: Sage.

Denzin N.K., Lincoln Y.S. (2011). The SAGE Handbook of Qualitative Research, 4th ed., Thousand Oaks, CA: Sage.

Marres N. (2017). Digital Sociology, Cambridge: Polity Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ostrovskaya E.A., Alekseeva E.V. (2018). Structured observation as a method of the religious landscape studying. Monitoring obshchestvennogo mneniia: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, (2), 71-115. doi: 10.14515/monitoring.2018.2.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.