УДК 796.332
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ
ВРАТАРЕЙ В ФУТБОЛЕ
Игорь Владимирович Акинфеев, соискатель,
Юрий Валерьевич Тихомиров, кандидат педагогических наук, доцент,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Московская область, пос. Малаховка
Аннотация
В статье представлены результаты проверки экспериментальной методики занятий с юными вратарями на основе использования прыжков в различных направлениях.
Ключевые слова: подготовка вратарей в футболе, прыжки, скоростно-силовые и координационные способности.
APPLICATION OF JUMPING EXERCISES DURING PREPARATION OF GOALKEEPERS IN FOOTBALL
Igor Vladimirovich Akinfeev, the competitor,
Yury Valerevich Tikhomirov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Moscow State Academy of Physical Training,
Moscow Region, settlement Malakhovka
Annotation
The article presents the results of control of the experimental methodology directed at the young goalkeepers training on the basis of application of the different directions jumps.
Keywords: training of goalkeepers in football, jumps, speed - power and coordination abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным для теории и практики тренировочной деятельности является разработка средств, форм и методов развития координационных способностей у юных вратарей. Игра вратаря осуществляется в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности [1].
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [4].
В период с 14 до 17 лет совершенствуется координационные способности, диф-ференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. В связи с этим необходим подбор адекватных средств и упражнений тренировки для футболистов, особенно вратарей [3,4].
МЕТОДИКА
С целью повышения уровня развития координационных и скоростно-силовых способностей у юных вратарей в тренировочный процесс была внедрена методика занятий с использованием комплексов упражнений в прыжках с мячом и без мяча. В экспериментальной группе в течение трех месяцев с вратарями использовались прыжковые упражнения в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) толчком одной и двух ног (правой, левой и двумя) и их сочетания. В каждой тренировке (до 2-х часов) количество прыжков составляло от 25 до 35 упражнений в подготовительной и от 20 до 40 прыжковых упражнений и их серий - в основной части учебнотренировочного занятия. При этом используется различное сочетание прыжковых упражнений, как с мячом, так и без мяча, с ловлей мяча и отбиванием (одной и двумя руками, головой и ногой). (Рис.1).
Рис.1. Схема комплексирования упражнений в прыжках с мячом и без мяча в подготовке юных вратарей в футболе
Для оценки скоростно-силовых, скоростных и двигательно-координационных возможностей юным футболистам был использован тест «крест», разработанный В.Е. Даевым, который информативен при ориентации вратарей и нападающих [2] (рис.2).
Условные обозначения: 1 - прыжок лицом вперед; 2,3 - боком; 4 - спиной вперед.
Рис.2. Схема проведения тестового задания «крест» (по В.Е. Даев, 2007) РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В эксперименте участвовали две группы вратарей (14-15 лет) по 12 человек.
В результате применения комплекса специальных прыжковых упражнений на учебно-тренировочных занятиях у юных вратарей экспериментальной группы увеличилась длина прыжков по сравнению с первоначальными и данными, полученными у вратарей из контрольной группы (таблица 1).
Таблица 1
Результаты длины прыжков (см | у юных вратарей Д .Е. В о (п m) + (М+ у) в е а
Сроки педагогического эксперимента ЭГ (12 чел) КГ (12 чел) р
В начале 339+11 341+12 >0,05
По окончанию 378+12 351+11 <0,05
р <0,05 >0,05
ВЫВОД
Таким образом, применение комплекса специальных прыжковых упражнений в различных направлениях и их сочетаниях на учебно-тренировочных занятиях позволило повысить уровень развития координационных и скоростно-силовых способностей юных вратарей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
2. Даев, В.Е. Оптимизация спортивного отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Даев Вячеслав Евгеньевич. - Малаховка, 2007. - 176 с.
3. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М. : Изд-во «АСТ», 1998. - 272 с.
4. Шамардин, А.А. Координационные способности юных футболистов как критерий прогнозирования их специфических двигательных возможностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 (25). -С.115-117.
Контактная информация: tixomirov1965@mail.ru УДК 796.8
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕТОДИКОЙ, И ПРЕДЛОЖЕННОЙ СИСТЕМОЙ ТРЕНИРОВОК СТЮАРТОМ МАК РОБЕРТОМ (США), В
БОДИБИЛДИНГЕ
Александр Владимирович Барабанов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты рандомального исследования, характеризующего различия между классической системой тренировок в бодибилдинге, и методикой тренировок, предложенной Стюартом Мак Робертом, опубликованной им в ряде изданий, под названием «Думай».
Ключевые слова: бодибилдинг, методика тренировки, сравнение, нагрузка.
DIFFERENCES BETWEEN THE CLASSICAL TRAINING METHODOLOGY AND STUART MCROBERT’S TRAINING SYSTEM IN BODYBUILDING
Alexander Vladimirovich Barabanov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
This article presents the results of randomized research characterizing the differences between the classical training methods and training method proposed by Stuart McRobert.
Keywords: bodybuilding, training methodology, comparison, load.