4. Pazhil'cev, I.V. Psihologicheskie osobennosti lichnosti sotrudnikov specpodrazdelenii MVD Rossii — uchastnikov kontrterroristicheskoi operacii na Severnom Kavkaze i ih psihoterapevticheskaya korrekciya: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk / I.V. Pazhil'cev. — SPb., 2007. — 20 s.
5. Burenina, I.A. Effektivnost' primeneniya massazhnoi krovati «Nuga-Best NM 5000» v kompleksnom lechenii
bol'nyh s vertebrogennoi lyumbalgiei / I.A. Burenina // Vestnik sovremennoi klinicheskoi mediciny. — 2008. — T. 1, vyp. 1.
6. Potapova, M.V. Ocenka effektivnosti deyatel'nosti medicinskogo uchrezhdeniya pri vvedenii sistemy menedzhmenta kachestva / M.V. Potapova, L.F. Sabirov, N.B. Amirov // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. — 2011. — № 11. — S.99—102.
© В.И. Айдаров, В.И. Красильников, 2014 УДК 615.851-057.36
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ ПРИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ТЕРАПИИ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И РАБОТНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР
В.И. АйДАРОВ, канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник, Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан, казань, Россия
В.И. КРАСИЛьНИКОВ. докт. мед. наук, профессор ГБоуВПо «казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, профессор кафедры криминалистики, судебной медицины и судебной психиатрии КЮИ МВД России, главный научный сотрудник РКБ МЗ РТ, Казань, Россия
Реферат. Разработан и используется в практической медицине инновационный психотерапевтический, соматосенсорный тренинг, основанный на совокупности психолого-педагогических методов формирования и обучения лиц, перенесших психотравмирующий стресс, обеспечивающий успешную социальную интеграцию в общество, новый, позитивный жизненный стереотип и улучшение качества жизни в целом.
Ключевые слова: реабилитация, инновационные технологии, психотерапия, соматосенсорный тренинг
USE OF HEALTH-SAViNG TECHNOLOGiES iN THE PRAOTiOE OF MEDiCiNE iN PSYCHO THERAPY COMBATANTS AND WORKERS' POWER STRUCTURES
V.I. AYDAROV, Ph.D., Senior Researcher, Republican Clinical Hospital, Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia
V.I. KRASILNIKOV, M.D., professor of SBEIHPE «Kazan State Medical University», professor of criminology, forensic medicine and forensic psychiatry QUY Russian Interior Ministry chief scientist RCH MOH, Kazan, Russia
Abstract. We have developed and used in an innovative medical practice psychotherapy, somatosensory training. It based on the aggregate of psychological and pedagogical methods of formation and training of patients new, positive life stereotype, which ensures its successfull social integration into society and improve the quality of life in general. Key words: rehabilitation, innovation technologies. psychotherapy, somatosensory training.
Актуальность. В современной науке существуют разнообразные подходы к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации инвалидов и лиц, перенесших психотравмирующий стресс. Так, анализ проблем инвалидизации в целом в социальной реабилитации может быть осуществлен в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов — с точки зрения социоцентристских теорий и с точки зрения антропоцентризма. Социоцентристские теории развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса и других изучали социальные проблемы конкретного индивида посредством рассмотрения его связей и опосредования с обществом в целом, его слоями и группами. На основе ант-ропоцентристского подхода Ф. Гидденгса, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хебермаса, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Г.М. Андреевой и других ученых изучали психологические подходы к вопросам повседневного межличностного взаимодействия.
Взаимодействие различных теоретических подходов привело к формированию социальной модели инвалидности, которая существенно отличается от медицинской, политической, правовой модели [2]. Именно на основе такого преимущественно социального подхода было сформулировано определение: социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма.
С начала 90-х гг. XX в. в России значительно возрос интерес к проблеме реабилитации инвалидов и лиц, перенесших психотравмирующий стресс. Она обрела новое актуальное звучание, усилилось ее значение в связи с разработкой новой методологической базы изучения реабилитации [7]. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями получила статус государственной проблемы первостепенной важности, что было обусловлено, во-первых, обще-
мировой тенденцией усиления внимания к реабилитации участников боевых действий, перенесших психотравмирующий стресс. Сотрудников органов внутренних дел, перенесших ранения и «профессиональное выгорание» в период несения службы.
Реабилитация в медицине — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Наряду с лечением отдельных заболеваний и локальным терапевтическим воздействием на нарушенные функции организма, важными являются и восстановление больного как личности, продление его активной жизнедеятельности, содействие возвращению к общественно полезному труду [2].
К концу прошлого века было накоплено огромное количество фактических и научных данных, подтверждающих деструктивное влиянии пост-травматического (постоперационного) стресса на психическое и соматическое состояние человека, перенесшего его. Несмотря на наличие множества научных публикаций, посвященных послеоперационной реабилитации больных, в практической медицине остаются не до конца разработанными методики профилактики дисадаптозов.
В США и странах Центральной Европы используются такие известные психотерапевтические методики, как TFH, BSFF, EFT, Deep PEAT, DP-4, TAT, которые разрешают ситуации, мучавшие пациентов многие годы, как это ни кажется парадоксально, буквально за несколько сеансов. Однако на освоение и обучение даже одной из перечисленных выше методик рекомендуются сроки стажировки от 3 мес до 2—5 лет. Стоимость же обучения с сопутствующими финансовыми затратами может составлять от 20—40 тыс. долларов до 200—300 тыс. долларов США.
Мы предлагаем разработанный и основанный на более чем 20-летнем практическом опыте, успешно использованный в практической деятельности отечественный психотерапевтический, соматосенсорный тренинг «Адаптивная методика — универсальные технологии» [1, 5, 6].
Цель тренинга «Адаптивная методика — универсальные технологии» — улучшение качества жизни пациентов и инвалидов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата (ОДА) и лиц, перенесших психотравмирующий стресс.
Задачи:
1. Пробудить внутреннюю потребность быть здоровым.
2. Обучить простейшим, доступным, эффективным и безопасным методам увеличения собственных возможностей организма.
3. Обучиться самому и помочь другим участникам группы овладеть приемами и способами повышения стрессоустойчивости и пробуждения адаптивных процессов внутренней саморегуляции.
4. Достигнуть самовоспитания и самооздоров-ления посредством активизации и использования скрытых резервных сил и способностей организма.
5. Перевести негативную энергию стресса в позитивную энергию саморазвития.
Материал и методы. Под нашим наблюдением находилось 56 пациентов мужского пола. Все пациенты являлись бывшими или действующими офицерами СА, МВД, МЧС или других силовых структур. Все без исключения имели в прошлом опыт боевых действий, и многие имели ранения и травмы центральной нервной системы и опорнодвигательного аппарата различного рода. Часть пациентов имела II или III группу инвалидности. У всех пациентов в большей или меньшей степени отмечались эмоционально-аффективные и полиморфные соматовегетативные нарушения.
Индивидуальная степень устойчивости к стрессу является одной из важнейших характеристик, которая была определена психофизиологическими методами, тестированием, использованием личностных опросников (MOS SF-36, EQ-5D, ВР!) [4]. На основе полученных результатов может быть сформирована индивидуальная тактика психотерапевтического процесса в рамках медико-реабилитационного кластера, направленная на предупреждение хронической посттравматической дезадаптации и вытекающих из этого тяжелых психосоматических расстройств.
Клинико-физиологическое обоснование
тренинга
Сущность метода данного тренинга заключается в том, что он биологичен и адекватен для больного человека. Его характерной особенностью является применение физических вибрационных упражнений, с вовлечением психических и соматических функций пациента, где он становится активным участником в лечебно-восстановительном процессе.
В основе теоретических позиций тренинга лежат знания анатомии, физиологии, психотерапии, психологии, а также многолетние практические навыки.
В основе терапевтического действия упражнений лежит процесс тренировки, прежде всего, центральной нервной системы. В результате ряда последовательных тренировок уравновешиваются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и подкорковых образованиях, устанавливаются и укрепляются новые условно-рефлекторные связи. В тренинге покой и движение не исключают, а всегда дополняют друг друга.
Тренинг является также методом профилактики, особенно при его длительном применении, ограничивая или предупреждая развитие ряда функциональных отклонений в организме путем повышения стрессоустойчивости, приводя в итоге к восстановлению адаптационных возможностей организма человека.
Тренинг имеет широкие показания к применению при заболеваниях и травмах ОДА и у лиц, перенесших психотравмирующий стресс, поскольку он является естественно-биологическим методом. Соматосенсорные физические упражнения обладают широким спектром влияния на организм человека и не оказывают побочного действия. Важным преимуществом осуществления тренинга является возможность пациенту самому по субъективным
ощущениям адекватно дозировать физические нагрузки. У тренинга практически нет возрастных ограничений.
Тренинг состоит из трех этапов:
1) подготовительный;
2) основной (собственно тренинг);
3) рефлексивный.
Группы комплектуются по специфике заболевания и возрастным критериям. Количество человек в группе составляет от 3—5 до 7—10. Занятия длятся от 50 мин до 1 ч 20 мин в зависимости от количества человек в группе и темпа проведения рефлексии.
Для профилактики общих заболеваний каждое упражнение в тренинге следует выполнять 1—2 мин.
Как метод лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата выполнение каждого упражнения в тренинге длится 2—3 мин.
После каждого упражнения — РЕЗОНАНС с закрытыми глазами.
Первый шаг — наблюдение за резонансом тела предпочтительно с закрытыми глазами, отслеживание процессов внутри себя для более глубокого познания и понимания ощущений своего физического тела.
Второй шаг — акт благодарения — благодарности своему организму, группе, руководителю, родным и близким людям. Принцип благодарения позволяет избавиться от негативных мыслей и патологических установок.
Третий шаг — акт прощения и любови себя, родных и близких людей, ощущений, процессов, происходящих внутри организма (работа с каждым из внутренних органов с акцентом на чувствование «любимого», «больного» органа).
По окончании (открыть глаза) — РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection) — мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений и т.д. [2]. Каждому участнику тренинга необходимо поделиться своими ощущениями и наблюдениями друг с другом и с «кругом».
Психотерапевтическая коррекция позволяет изъять из подсознания негативные психоэмоциональные блоки, вызванные дистрессом, пережитым в прошлом, возвратить спокойное деятельное и эмоционально уравновешенное отношение к действительности.
Результаты. Мы получили четкие многолетние положительные результаты и приостановили запущенные программы деструктивного функционирования у 51 пациента из 56. Пять человек самовольно прекратили занятия по разным причинам.
Заключение. Реализация отечественных здоровьесберегающих технологий на основе личностно ориентированного подхода к пациенту, по нашему мнению, является одним из основополагающих аспектов в реабилитационном кластере, раскрывающим целевую суть всех реабилитационных мероприятий. Восстановление трудоспособности, обретение социальной, психологической, нравственной устойчивости обеспечивает реабилитанту
улучшение качества жизни и наиболее быструю адаптацию в социуме.
Тренинг «Адаптивная методика — универсальные технологии» может применяться на лечебновосстановительном и реабилитационном этапах, а также в профилактическом и общеоздоровительном направлениях.
Освоение методов «малой психотерапии» вполне осуществимо при наличии хорошо выраженной мотивации в стенах практически любого медицинского учреждения или отделения многопрофильного стационара, а эффективность их использования на практике вполне компенсирует затраченные на них силы и время.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айдаров, В.И. Психолого-педагогическое сопровождение реабилитации пациентов и инвалидов с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата: метод. рекомендации / В.И. Айдаров,
С.З. Хайбуллина. — Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2010. — 47 с.
2. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — 3-е изд. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — С.469.
3. Лежепекова, Л.Н. Психогигиена и психопрофилактика в работе практического врача / Л.Н. Лежепекова, Б.А. Якубов. — Л., 1982. — С.340.
4. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.: Питер Ком, 1999. — С.752.
5. Хайбуллина, С.З. Методы психолого-педагогического сопровождения реабилитации инвалидов, перенесших ТЭТС / С.З. Хайбуллина, В.И. Айдаров // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 11. — С.51—56.
6. Айдаров, В.И. Наш опыт по раннему восстановительному лечению пациентов после эндопротезирования тазобедренного сустава / В.И. Айдаров // Практическая медицина. — 2011. — № 7(55). — С.43—45.
7. Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб. — М., 2002. — С.318.
REFERENCES
1. Aidarov, V.I. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie reabilitacii pacientov i invalidov s zabolevaniyami i travmami oporno-dvigatel'nogo apparata: metod. rekomendacii / V.I. Aidarov, C.Z. Haibullina. — Kazan': Kazan. gos. tehnol. un-t, 2010. — 47 s.
2. Mescheryakova, B.G. Bol'shoi psihologicheskii slovar' / pod red. B.G. Mescheryakova, V.P. Zinchenko. — 3-e izd. — SPb.: Praim-Evroznak, 2006. — S.469.
3. Lezhepekova, L.N. Psihogigiena i psihoprofilaktika v rabote prakticheskogo vracha / L.N. Lezhepekova, B.A. Yаkubov. — L., 1982. — S.340.
4. Karvasarskii, B.D. Psihoterapevticheskaya enciklopediya / pod obsch. red. B.D. Karvasarskogo. — SPb.: Piter Kom, 1999. — S.752.
5. Haibullina, S.Z. Metody psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya reabilitacii invalidov, perenesshih TETS / S.Z. Haibullina, V.I. Aidarov // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. — 2008. — № 11. — S.51—56.
6. Aidarov, V.I. Nash opyt po rannemu vosstanovitel'nomu lecheniyu pacientov posle endoprotezirovaniya tazobedrennogo sustava / V.I. Aidarov // Prakticheskaya medicina. — 2011. — № 7(55). — S.43—45.
7. Social'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii: stat. sb. — M., 2002. — S.318.