Since 1999 ISSN 2226-7425
Журнал научных статей «Здоровье и образование вXXI веке» (Серия медицина), 2012, том 14 [1]
—-----------------------—
Novichkova O.N.
School 2009, Moscow
e-mail: onovichkova@sch2ooQ.net
USING HEALTH PRESERVING TECHNIQUES DURING RUSSIAN AND LITERATURE CLASSES MOSCOW
During Russian classes based on the nervous system of each student different individual approaches are used. Thus, various assignments which differ in terms of difficulty are given to each individual. In order to prevent students from getting tired, types of assignments are alternated breaks are given and games are played. Also, the method of V.F. Bazarny is used during the lessons.
Key words: health preserving techniques, workability and individual capacity, type of nervous system, sports warming-up, dynamic breaks.
Новичкова О.Н.
ГБОУ СОШ №2009, г. Москва
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
На уроках русского языка применяется индивидуальное дозирование учебной нагрузки, соответственно типам нервной системы даются задания разного объёма и разной сложности, во избежание усталости учащихся чередуются виды работ, проводятся физкультминутки и эмоциональные разгрузки, используются игровые паузы и применяется методика В. Ф. Базарного.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, работоспособность и индивидуальное дозирование, тип нервной системы, физкультминутки, динамические позы.
Русский язык и литература - серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Немалую роль играет обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха; освещение класса и доски. Не менее значимым является применение индивидуального дозирования объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени при помощи гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
На своих уроках я предлагаю учащимся с высокой работоспособностью и сильным типом нервной системы сложные и большие по объему задания. Школьникам со средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даю задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Обучающимся со средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности. Например, предлагаю решить кроссворд, лото, домино или выполнить задания других тематических игр.
Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы, которые не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности, предлагаю больше разных нетрудных заданий, осуществляя систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением. Например, предлагаю выполнить задания карточек-загадок, таблиц- распределителей, тренажеры по составлению слов и т.д.
На уроках литературы, например, предлагаю учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспроизведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень сложности предполагает какие-либо формальные, фактические наблюдения (например, найти стилистические фигуры и тропы), а задания третьего
Since 1999 ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine), 2012, tom 14 [1]
уровня сложности - целостное восприятие произведения - в единстве формы и содержания (например, определить композиционную роль того или иного эпизода).
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Периодическая смена поз - один из эффективных способов активизации учебной деятельности учащихся. Для этого, например, на уроках русского языка учащиеся “пишут” предложенные учителем слова различными органами тела: рукой, глазами, носом и т.д. Возможен другой вариант, когда учащиеся по очереди выходят к доске и записывают словарные слова.
На каждом уроке в любом классе в течение урока провожу физкультминутки (2-3 раза), дела-
ются игровые паузы, зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональная разгрузка (2-3 минуты). Сегодня всем известна методика периодически меняющихся динамических поз доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. Режим динамических поз осуществляется следующим образом: учитель периодически переводит (через 12-15 минут) детей из положения сидя в положение свободного стояния, чередует умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для стимулирования мышления).
Не следует пренебрегать простым правилом: каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.