ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Международный опыт свидетельствует, что развитие инновационных систем и инновационных процессов в зарубежных странах связано с политикой кластеризации. В статье рассмотрены и обобщены проблемы организации, формирования и развития инновационных территориальных кластеров в контексте необходимости обеспечения инновационного развития российской экономики. Ключевые слова: инновационное развитие, инновационный территориальный кластер, кластерная политика.
APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The international experience shows that development of innovative systems and innovative processes in foreign countries is connected with clusterization policy. In the article problems of the organization, forming and development of innovative territorial clusters in the context of need of innovative development of the Russian economy are considered and generalized.
Keywords: innovative development, innovative territorial cluster, cluster policy.
В зарубежной практике накоплен целый спектр дифференцированных моделей организации территориальных кластеров. Так, например, для модели кластеров «промышленные округа» характерен высокий уровень концентрации малых предприятий, что позволяет им конкурировать с крупными транснациональными компаниями (ТНК). Такой тип кластера получил название «протокластер». Другим примером модели организации кластера является индустриальный кластер, который формируется в форме сетевой периферии предприятий, которые сгруппированы вокруг одного центра, которым может выступить крупная ТНК, научная лаборатория или университет (по такому принципу организованы кластеры на севере Японии, некоторые кластера Франции и Германии, а также Южной Кореи). Третьей наиболее часто применяемой в международной практике моделью является модель инновационных кластеров (США, Швейцария, некоторые страны Юго-Восточной Азии и Скандинавии). Для такого типа кластеров характерна система взаимосвязей фирм, близко расположенных друг к другу, а также их клиентов и поставщиков с крупнейшими университетами и исследовательскими центрами, генерирующими новые знания и обеспечивающими их интенсивную реализацию.
Для инновационного территориального кластера характерно наличие всей инновационной цепочки (от генерирования знаний к формированию на их базе идей развития бизнеса и до реализации готовой продукции на традиционном или новом рынке). Особенностью такого кластера также является производство экспорто-ориентированной продукции и технологий. В эффективном территориальном кластере процесс разработки и внедрения инноваций ускорен, поэтому они формируются в отраслях, ожидающих инновационного прорыва с последующим освоением новых сегментов рынка. Гибкость структур управления позволяет весьма быстро реализовать инновационные идеи в кластере, поэтому, как отмечают исследователи, в последние два десятилетия в странах Европейского союза (ЕС) процессы кластеризации идут высокими темпами [3].
Тематика инновационных территориальных кластеров весьма популярна в разного рода исследованиях, по результатам которых было выявлено, что большинство кластеров формируется по
УДК 339.94 С.В. Поспелов
Sergey Pospelov
© Поспелов С.В, 2016
модели «снизу», однако, с учетом их позитивного влияния на развитие региональной экономики, администрации разных территорий стремятся ускорить этот процесс при помощи специальных мер [7]. Так, в странах ЕС, это происходит на уровне региональной, промышленной и инновационной политики. В итоге инновационная направленность кластеров ЕС позволяет им успешно конкурировать за внутренний и зарубежные рынки, чему также оказывает содействие государство, формируя спрос на товары и услуги, производимые в кластере [9].
Анализируя методики реализации кластерной политики за рубежом, следует обратить внимание на два направления данного процесса: либеральное и дирижисткое. При либеральном подходе кластер рассматривают в качестве рыночного механизма с минимальным государственным регулированием. Такая модель характерна для США, Великобритании, Канады и Австралии. Для дирижистко-го направления (страны Скандинавии, Япония, Южная Корея, Франция) роль государства в развитии кластеров более весома, поскольку здесь государство участвует даже в выборе приоритетных направлений развития кластеров и их финансировании. Однако национальные политики кластеризации экономики характерны для многих субъектов современного мирового хозяйства [6].
Для российской экономики изучение зарубежного опыта играет важную роль. Политика формирования отечественных кластеров начала реализовываться в 2005-2006 гг. В некоторых регионах началась и продолжается работа по формированию инновационных кластеров. В качестве ключевых мер по государственной поддержке кластеров был рассмотрен ряд направлений, среди которых к наиболее значимым мы относим: субсидирование бюджетом регионов РФ на цели развития пилотных территориальных кластеров, привлечение государственных структур к реализации региональных программ развития кластеров, всемерное стимулирование крупных государственных компаний для реализации программ их инновационного развития в территориальных инновационных кластеров.
Несмотря на меры, принимаемые в сфере инновационной кластеризации в нашей стране, развитие кластеров пока нельзя назвать эффективным. Первопричиной этого является следующее: те структуры, которые в России именуются «инновационными кластерами» не соответствуют их европейским аналогам, а представляют, скорее, имитацию, т.е. так называемые квазикластеры. Важнейшим началом для организации кластера является его формирование в деловой среде с открытыми механизмами конкуренции, высокой степенью взаимодоверия субъектов хозяйственной деятельности, действием и соблюдением правовых норм всеми участниками, наличием инновационной инфраструктуры. Почти ни одному критерию отечественные кластеры не соответствуют. На практике вместо реальных инновационных кластеров формируются структуры, которые в большей степени можно назвать протокластерами или территориально-производственными комплексами, а данные структуры существовали в стране и ранее. Кроме того, следует отметить что в структуре российской экономики преобладают монополизированные структуры, горизонтальные связи ограничены, а государство доминирует над бизнесом и наукой, блокируя поступательное развитие инновационных процессов [5]. Следует помнить, что кластер представляет собой рыночный механизм, создаваемый рынком и конкуренцией, поэтому нецелесообразно применять здесь директивные методы.
В целом современную экономическую политику развития инновационных кластеров в России нельзя признать эффективной. Чтобы она принесла ожидаемый результат, необходимо осуществить ряд организационных мероприятий. Государство начинает формировать определенный методический подход к политике кластеризации. Необходимо усиливать роль государственного регулирования при разработке механизмов поддержки наиболее перспективных кластеров, которые станут долгосрочными институтами и механизмами инновационного развития, а не очередным способом перераспределения средств государственного бюджета.
В данном контексте важно отметить, что для современной экономической науки последних лет характерен так называемый «некритический трансферт» в российские условия ряда зарубежных концепций и теорий, что само по себе не совсем удачно. В условиях российской экономики имеются условия для эффективной кластеризации только в некоторых отраслях (например, оборонно-промышленного комплекса или добывающих отраслей). В качестве положительных факторов, которые будут обеспечивать процесс кластеризации в стране, следует назвать: высокий уровень образования населения, налаженные еще с советских времен кооперационные связи центров образования и производств. Однако необходима последовательность и системность мер государства в области реализации кластерной политики. Если говорить более конкретно, то необходимо синхронизировать действия субъектов кластера на местном, региональном и федеральном уровнях, а также на уровне отдельных предприятий, образовательных и научных центров. Роль координатора должна выполнять специальная региональная структура, являющаяся своего рода управляющей компанией. Данный механизм уже предусмотрен в государственной программе развития кластеров, однако его явно недостаточно, поскольку нужен рынок управляющих компаний.
Инновационный сценарий развития российской экономики имеет множество ограничений для реализации [2]. Между тем необходимо учитывать его социальную ориентацию, которая предполагает децентрализацию инновационных процессов и их постепенное смещение на региональный уровень, что одновременно призвано обеспечить совершенствование методических основ управления природно-ресурсного потенциала и региональных экономических систем. Не стоит забывать о том, что анализ возможностей развития кластеров в России необходимо рассматривать с применением известной модели «тройная спираль», что позволяет установить диалектическую взаимосвязанность жизненного цикла инноваций и этапов развития интегрированных образований. В этом смысле при создании кластеров необходимо учитывать многосубъектность, гибридные формы организации, трехстороннее управление, что является важным аспектом уменьшения транзакционных издержек, которые в кластерах ниже, чем у рыночной и иерархической форм организации [11]. Чтобы реализовать инновационный потенциал кластера, отношения с участием субъектов кластера необходимо структурировать определенным составом институтов (формальных и неформальных) [1].
В России, с учетом культурных и исторических особенностей развития, а также неоднородной территории страны, значение государства в реализации кластерной политики должно быть более весомым, нежели механизм рыночного саморегулирования. Также следует учесть, что в нашей стране высокотехнологичные производства в силу ряда причин традиционно концентрируются в подотраслях оборонно-промышленного комплекса, поскольку при СССР именно эта отрасль являлась флагманом разработки и внедрения инноваций. К настоящему времени кластеры сформировались в авиационно-космической и атомной отраслях, частично - в лесопереработке, автомобилестроении, фармацевтике и текстильной отрасли. Почти во всех регионах сформирована институциональная среда, направленная на формирование кластеров, однако далеко не везде имеется необходимая инновационная инфраструктура (образовательная, энергетическая, транспортная).
Возможности для развития кластеров есть в тех регионах России, где сложились территориальные системы распределения ресурсов, разделение труда, а также специализация производственных комплексов, присутствует государственная поддержка на региональном и федеральном уровнях. К факторам, благоприятствующим развитию кластеров, относятся: выгодность экономико-географического положения, развитость транспорта, наличие конкурентоспособных предприятий и исследовательских центров, мегаполисов, высокая плотность населения и качественный кадровый потенциал [8]. Поэтому наиболее перспективно развитие кластеров в Центральном федеральном округе, ряде северных регионов, на юге Западной и Восточной Сибири, а также в южных регионах Дальнего Востока. Вместе с тем на сегодняшний день наибольшей степени достигла концентрация
кластеров в Поволжье, что обеспечено благоприятным налоговым климатом и прочими льготами для предприятий (в этой части следует отметить прогрессивное законодательство об инвестициях в Ульяновской области, устанавливающее налоговые льготы по реализации инвестиционных проектов в течение восьми лет с момента введения в эксплуатацию предприятия, причем независимо от того, когда наступит срок окупаемости) [10].
В целом, процесс развития инновационных кластеров в настоящее время в России заторможен, несмотря на то, что данный аспект был обозначен еще в 2008 г., когда Министерство экономического развития РФ разработало специальные рекомендации по реализации кластерной политики в регионах страны [4]. В этих рекомендациях были обозначены, в частности территориально-производственные кластеры, которые ориентируются на развитие высокотехнологичных производств, кластеры в слабоосвоенных регионах и туристко-рекреационные кластеры. Однако необходимо масштабировать ряд направлений развития кластеров на основе развития бизнес-инкубаторов за счет государственно-частного партнерства, стимулирования спроса на инновационную продукцию, стимулирования качества оказываемых образовательных услуг и стимулирования международных связей (развитие трансграничных и транснациональных кластеров).
Мы отмечаем, что объективными возможностями развития кластеров в России являются: рост доли сектора информационных услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), реализация политики импортозамещения в стране, наличие у ряда компаний заделов в части разработки и производства инновационной продукции, наличие реального взаимодействия исследовательских институтов, учреждений образования и промышленных предприятий, возможность международной кооперации и создания международных центров разработок зарубежных компаний на территории нашей страны. Вместе с тем следует учитывать ряд факторов, могущих оказать негативное воздействие на развитие кластеров в стране. Среди них: последствия применения экономических санкций в отношении нашей страны, возрастающая конкуренция со стороны стран Азии, слабая государственная поддержка инновационной деятельности в стране, наличие административных и налоговых барьеров, слабая степень патентной защиты, ориентация потребителя на инновационную продукцию зарубежных производителей, отсутствие система трансфера инновационных идей в прочие отрасли экономики, отсутствие необходимой материально-технической базы, возможность прекращения зарубежных поставок ключевых комплектующих и материалов для производства, риск уменьшения внешних кредитов и инвестиций.
Библиографический список
1. Бурков, А. В. Интегрированная система учета на малых предприятиях как способ совмещения бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов / А. В. Бурков, Е. А. Мурзина // Инновационное развитие экономики. - 2012. - № 8. - С. 104-116.
2. Инновационная стратегия развития России в условиях усиления международной конкуренции: монография / Под ред. Л. А. Толстолесовой. - Новосибирск : СибАк, 2013. - 172 с.
3. Королев, В. И. Инновационные территориальные кластеры: зарубежный опыт и российские условия / В. И. Королев // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 11. - С. 22.
4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ от 26.12.2008 г. № 20615-ак/д19) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113283/ (дата обращения : 20.09.2016).
5. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для бакалавров / Под ред. Р. К. Щенина, В. В. Полякова. - М. : Юрайт, 2014. - 446 с.
6. Порваткина, М. В. Зарубежный опыт формирования и развития региональных кластеров в экономически развитых странах / М. В. Порваткина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 12. - С. 113.
7. Садыков, И. М. Зарубежный опыт финансирования кластеров и возможность его применения в России / И. М. Садыков // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2015. - № 2-3. - С. 27.
8. Смирнов, Е. Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран) : учеб. пособ. / Е. Н. Смирнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2009. - 406 с.
9. Смирнов, Е. Н. Механизм инновационного обновления промышленности Европейского Союза в современных условиях / Е. Н. Смирнов // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013. - № 2. - С. 210-217.
10. Шадрина, Т. Дорога в паритете [Электронный ресурс] / Т. Шадрина // Российская газета - Экономика. -2012. - № 5894(221). - Режим доступа : https://rg.ru/2012/09/26/doroga.html (дата обращения : 16.09.2016).
11. Ялялиева, Т. В. Проблемы и стратегия развития государственного контроля как одного из самых эффективных функциональных элементов управления / Т. В. Ялялиева // Инновационные технологии управления и права. - 2012. - № 1-2. - С. 50-59.