УДК338.47; 621.397.63 ББК 65.38
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ «ЦИФРОВОГО ДИВИДЕНДА» В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Сайдуллаев Умеджон Уктамович,
соискатель кафедры многоканальных телекоммуникационных систем ХГУ им. акад. Б.Гафурова (Таджикистан, Худжанд)
ИСТИФОДАБАРИИ ТАЦРИБАИХОРИЦИИ ФУРУШИ «ДИВИДЕНДИ РАКАМИ» ДАР ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН
Сайдуллоев Умедцон Уктамович,унвоцуи
кафедраи системами бисйёршабакавии телекоммуникатсионии ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров (Тоцикистон, Хуцанд)
USING FOREIGN EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF «DIGITAL DIVIDEND» IN TAJIKISTAN REPUBLIC
Saidullaev Umedjon Uktamovich, claimant for candidate degree of the department «Multichannel Telecommunication Systems» under KhSUnamed after acad. B. Gafurov (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: радиочастоты, мобильный высокоскоростной Интернет, мобильные операторы, цифровое телевидение, цифровой дивиденд, аукцион, услуги Рассмотрены основные технико-экономические проблемы регулирования ограниченного национального ресурса радиочастот. Проанализирован экономический опыт зарубежных стран по реализации цифрового дивиденда на различных видах аукционов. Рассмотрены проблемы, снижающие эффективность деятельности телекоммуникационных компаний по предоставлению высокоскоростного мобильного Интернета. Выявлены и изложены эффективные варианты реализации цифрового дивиденда, способствующие развитию рынка высокоскоростного мобильного Интернета и ускорению процесса перехода к полному цифровому телевещанию в Республике Таджикистан. Предложен эффективный подход к определению методов взаимодействия государства с предпринимательскими структурами на взаимовыгодных условиях, способствующих переходу на цифровое телевещание. Проведён анализ основных экономических проблем при осуществлении полного перехода от аналогового к цифровому телевещанию в срок, установленный государственной программой и международными обязательствами РТ.
Калидвожа^о: радиобасомадуо, интернети баландсуръати мобили, операторони мобили, телевизиони рацами, дивиденди рацами, музояда, хизматрасони
Дар маццола масъалауои ицтисодию техникии танзими радиобасомадуо уамчун захираи маудуди милли барраси гардидааст. Тацрибаи давлатуои хорица оид ба фуруши ицозатномаи истифодаи дивиденди рацами дар музоядауои гуногун таулил карда шудааст. Муаммоуои асосии пастшавии самаранокии фаъолияти ширкатуои телекоммуникатсиони дар раванди пешниуоди интернети баландсуръати мобили
муайян карда шудаанд. Рощои самарабахши фуруши истифодаи «дивиденди рацамй» ошкор ва пешниуод шудааст, ки ба рушди бозори интернети балансуръати мобилй ва гузариши пурра ба пахши телевизиони рацамй дар Чумуурии Тоцикистон мусоидат мекунад. Усули самарабахши муайян кардани тарзуои уамкории самарабахши давлат бо сохторуои соуибкорй, ки ба уар ду тараф судоваранд ва ба гузариш ба телевизиони рацамй мусоидат мекунанд, пешниуод гардидааст. Муаммоуои асосии ицтисодии гузариши пурра аз пахши телевизиони аналогй ба рацамй дар муулати муцарраркардаи бар-номаи давлатй ва уудадориуои байналхалции Чумуурии Тоцикистон таулил шудааст.
Key words: radiofrequencies, mobile Internet of high speed, mobile operators, digital television,
digital dividend, auction, services
The article dwells on basic technical-economic problems of regulation of limited national resource of radiofrequencies .The author has analyzed an economic experience of foreign countries on realization of digital dividend at auctions of various types. He has canvassed the problems reducing the effectiveness of telecommunication companies in the items of mobile high-speed internet made available. Effective variants of realization of «digital dividend» promoting a development of the market of mobile high-speed internet and acceleration of the process of transition to complete digital telecasting in Tajikistan Republic are researched and suggested. An economically effective approach towards a determination of the methods of interaction between state and entrepreneurship structures on mutually profitable conditions promoting a transition to digital telecasting in Tajikistan Republic is proposed. The author has conducted an analysis of principal economic problems beset with effectuation of full transition from analogous telecasting to digital one within the term established with state programme and international duties of Tajikistan Republic.
Экономическое развитие телекоммуникационной отрасли невозможно представить без радиочастотного спектра, с одной стороны, являющегося ограниченным национальным ресурсом, а с другой, - экономическим потенциалом. Экономический спрос мобильных компаний на радиочастотный ресурс связан с перманентным развитием современных нанотехнологий связи, направленных преимущественно на повышение скорости Интернета и увеличение доходности вещательных компаний.
Этот вопрос актуален и для Республики Таджикистан, т.к. на рынке оказания услуг конкурирует достаточно большое количество мобильных операторов, оказывающих услуги. Соотношение общей численности населения и количества операторов в некоторых странах отражено в таблице 1.
Составлено автором [4; 5; 6; 7; 8].
В этих странах достаточно эффективно реализуется принцип цифрового дивиденда».
Кратко раскроем сущность этого понятия. Так, Международный союз электросвязи определяет термин «цифровой дивиденд» следующим образом: «Цифровой дивиденд - это спектр, который стал доступен в дополнение к той части спектра, которая требуется для предоставления существующих услуг аналогового телевидения в цифровом формате в диапазонах УВЧ» [1]. Цифровое телевизионное вещание предоставляет возможность для распространения нескольких компрессированных цифровых телевизионных каналов в одном стандартном канале. С переходом на цифровое вещание и отключением аналоговых передатчиков освобождаются наиболее востребованные диапазоны частот «цифрового дивиденда». Все европейские страны завершили переход к цифровому телевидению. Как указывалось выше, в данных странах применяются экономически выгодные стандарты БУБ-Т2 и БУБ-Т (табл. 2).
_Таблица №2
Бельгия DVB-T 2002 2010
Нидерланды DVB-T 2003 2006
Италия DVB-T2 2004 2012
Франция DVB-T 2005 2011
Чехия DVB-T2 2005 2012
Дания DVB-T 2006 2009
Эстония DVB-T 2006 2010
Люксембург DVB-T2 2006 2006
Австрия DVB-T2 * 2006 2011
Словения DVB-T2 2006 2010
Норвегия DVB-T 2007 2009
Литва DVB-T 2008 2012
Венгрия DVB-T2 2008 2012
Греция DVB-T2 2008 2012
Болгария DVB-T 2008 2012
Португалия DVB-T2 2009 2012
Словакия DVB-T 2009 2011
Польша DVB-T 2009 2013
Хорватия DVB-T2 2009 2010
Ирландия DVB-T 2010 2012
Кипр DVB-T 2009 2011
Мальта DVB-T2 2010 2012
Первой из европейских стран, а также из всех стран мира полностью перешла на цифровое телевидение Голландия. Для переподключения была использована приставка стоимостью 40-80 евро. Одним из факторов, стимулирующих переход на цифровое телевещание, было гораздо большее, по сравнению с аналоговым телевидением, количество каналов и соответствующая доходность. Более того, цифровое телевидение предлагалось по цене аналогового, что также ускорило процесс перехода.
Процесс перехода на цифровое телевещание в Великобритании начался в 1998 году, а
закончился в 2012 г. Достаточно длинный промежуток времени для подключения связан с тем, что изначально была выбрана некорректная политика в данной сфере. Цена за цифровое телевидение превышала цену за аналоговое, а технические возможности в тот момент не могли в полной мере привлечь потребителей, так как транслировалось не очень большое количество каналов, некоторые из которых периодически не действовали. Поэтому в первые несколько лет население не было заинтересовано в цифровом ТВ. С целью перехода к цифровому телевидению была создана организация иК, которая
занималась данными вопросами. С 2007 года началось активное информирование населения о достоинствах перехода на новый формат вещания посредством телевидения, радио, конференций и прочих методов. Также жителям были разосланы буклеты о порядке осуществления данного процесса и о необходимых мерах, которые они должны были принять. Более того, гражданам старше 75 лет, а также инвалидам предоставлялось бесплатное оборудование и оказывалась необходимая техническая поддержка для пользования цифровым ТВ. Это была продуманная, научно обоснованная экономическая политика.
Аналогичная ситуация наблюдалась в Испании. Изначально высокие цены на цифровые каналы демотивировали население, поэтому пришлось пересмотреть и скорректировать процесс их внедрения.
Во Франции проблемы внедрения цифрового телевидения решались путем его субсидирования государством в размере 15 млн евро. Это было сделано для того, чтобы сделать цифровые приставки более доступными для малоимущих граждан. Идея предоставления гражданам субсидий для активизации приобретения оборудования для цифрового телевидения применялась также в Италии.
Особенностью перехода Германии на цифровое телевидение явилась высокая популярность в стране кабельного и спутникового ТВ. В связи с этим было достаточно сложно внедрять новые технологии. Поэтому было принято решение внедрять цифровое телевидение постепенно, начиная со столицы. Также было предоставлено от 3 до 12 месяцев на то, чтобы приобрести необходимое оборудование до момента переподключения.
Согласно резолюции, принятой по итогам Всемирной конференции радиосвязи, проведённой МСЭ в 2007 году, и конференции 2012 года, в полосах радиочастот аналогового телевидения 790-862 МГц и в полосах радиочастот аналогового телевидения 694790 МГц появилась возможность для реализации цифрового дивиденда с целью развития беспроводных мобильных сетей после полного перехода от аналогового к цифровому телевидению. Данные полосы радиочастот использовались и для аналогового телевидения, и после реализации могут быть применены и для мобильной связи, и для развития высокоскоростного беспроводного Интернета по технологиям '1МАХ. В связи с тем, что процесс перехода к цифровому телевидению в каждой стране протекает по-разному, вопрос о реализации цифрового дивиденда решается на национальном уровне [11].
Согласно государственной программе, стоимость процесса перехода к цифровому телевещанию в Республике Таджикистан составляет 17,9 млн сомони (примерно 2 млн долларов США), в том числе 9,3 млн сомони (примерно 1 млн долларов США) планируются из государственного бюджета [2].
Для реализации цифрового дивиденда в Республике Таджикистан необходимо применить опыт развитых стран мира по проведению аукционов. Проведение аукционов -эффективная форма торгов, более прозрачная и публичная.
Развитие цифрового телевидения в странах СНГ
Страна Государст- Радиочастотный план Решения об Количество
венная присвоений отключении программ в
программа аналогового ТВ, социальном
развития количество пакете
цифрового работающих (общедоступном)
теле- аналоговых ПРД в
видения диапазоне 694— 790/ 470—694 МГц
Армения Разработана Разработан 1.06.2015. 54/283 9 (1-й МП) 6 (2-й, 3-й, 4-й МП)
Азербайджан Разработана Разработаны ЧП для 2-х МП в диапазоне 470—790 МГц (БРЬГ) Отключено в конце 2013 г. 57/186 10
Беларусь Утверждена Разработаны ЧП для 2-го и 3-го МП в диапазоне 470—790 МГц (БЕЫ) 1.08.2013. 16/123 8 + 1РБ
Казахстан Разработана Разработан ЧП для 1-го Начало отключения 15
отраслевая МП в 2015 г. 91/1397
программа
Кыргызстан Утверждена Разработан частично для 1-го МП 17.06.2015. 35/102 Не определено
Молдова Не Разрабатываются для 2- 17.06.2015. Не менее 8
разработана х МП в диапазоне 470—790 МГц (БЕЫ) 40/107
Россия Утверждена Разработаны ЧП для 1-го и 2-го МП, для 3-го МП разрабатывается в диапазоне 470—790 МГц (БЕЫ) 17.06.2015. 1281/7474 10 + 3 РВ
Таджикистан Разработана Используется диапазон 622—734 МГц 2018 г. 10 + 16 РВ
Украина Утверждена Разработан ЧП для 4-х МП 470—822 МГц 01.01.2016. 378/1184 32
Узбекистан Утверждена Разработан и утвержден ЧП для первого МП После 2017 г. 20/387 12
Аукцион в США по реализации цифрового дивиденда, проведенный в 2008 году, пополнил бюджет страны на 19,6 млрд долларов. Аукцион по реализации радиочастот, проведённый в Германии в 2006 году, пополнил бюджет этой страны на 56,1 млн евро [3].
Страна Год проведения аукциона Диапазон частот Итоговая сумма реализации
Австрия 2013 800, 900 МГц, 1800 МГц 2 млрд евро
Австралия 2013 700 МГц, 2,5 ГГц $2 млрд
Аргентина 2014 700-800 МГц, 1,7-1,9, 2,1 ГГц $2,2 млрд
Бельгия 2014 800 МГц 360 млн евро
Бразилия 2014 1,8, 1,9 и 2,5 ГГц $3,6 млрд
Великобритания 2000 1,9-2,1 ГГц 16,1 млрд евро
2013 800 МГц, 2,6 ГГц 2,6 млрд евро
Германия 2000 1,9, 2,1 ГГц 50,8 млрд евро
2006 3,4-3,6 ГГц 56,1 млн евро
2010 800 МГц, 1,8, 2,0 и 2,6 ГГц 4,4 млрд евро
2015 700, 900 МГц, 1,5 и 1,8 ГГц 5 млрд евро
Индия 2015 800 и 900 МГц, 1,8 ГГц, 2,1 ГГц $14,6 млрд
Ирландия 2012 800, 900 МГц, 1,8 ГГц 854 млн евро
Испания 2011 800, 900 МГц, 2,6 ГГц 1,8 млрд евро
Италия 2008 3,4-3,6 ГГц 136,3 млн евро
Канада 2008 700 МГц $4,8 млрд
2014 700 МГц $5,2 млрд
Китай (Гонконг) 2011 800 МГц $251 млн
2014 1,9-2,2 ГГц $312 млн
Норвегия 2013 800, 900 МГц, 1,8 ГГц 212 млн евро
2015 1,8 ГГц 94,3 млн евро
Сингапур 2005 2,3 ГГц, 2,5 ГГц $78 млн
2013 1,8 и 2,5 ГГц $283,4 млн
Словакия 2014 800 МГц, 1,8 ГГц, 2,6 ГГц 163,9 млн евро
США 2008 700 МГц $19,1 млрд
2015 700 МГц $44,9 млрд
Тайвань 2013 700, 900 МГц, 1,8 ГГц $4 млрд
Франция 2007 3,4-3,6 ГГц 125,8 млн евро
Чехия 2013 800 МГц, 1,8 ГГц, 2,6 ГГц 316 млн евро
Швейцария 2012 800 и 900 МГц, 1,8 ГГц, 2,6 ГГц 824,7 млн евро
Швеция 2011 800 МГц 199,5 млн евро
В Республике Таджикистан частоты выдаются по частным заявкам операторов, что не полностью соответствует национальным экономическим интересам по реализации ограниченных национальных ресурсов. Проведение публичных аукционов можно рассматривать как метод успешного управления радиочастотным ресурсом, с помощью которого можно частично или полностью покрыть все затраты государства на переход к цифровому вещанию.
Поэтому мобильные операторы являются крупными телекоммуникационными компаниями, предоставляющими комплекс услуг в этой сфере. Особый интерес мобильных
операторов к цифровому дивиденду объясняется тем, что с приобретением прав на использование этих частот появляется возможность для внедрения передовых широкополосных технологий с высокой рентабельностью и эффективностью.
Цифровое эфирное вещание осуществляется с использованием радиочастотного спектра и затрагивает вопрос об эффективном распределении и управлении этим общественным ресурсом. В этой связи целесообразно принимать все решения по осуществлению данного процесса на государственном уровне, с учётом мнения всех участников рынка. При этом выбор той или иной экономической модели перехода с целью формирования соответствующей цифровой технической инфраструктуры, обеспечивающей передачу сигнала всему населению республики, связан со значительными инвестициями как из государственного бюджета, так и из частных источников. В такой ситуации особое значение приобретает экономический контроль государства над их правильным распределением, что, в свою очередь, отражается на графике реализации проекта. Однако реализация цифрового дивиденда имеет сложности и преграды.
Так, в 2018 году основным фактором, влияющим на скорость мобильного Интернета в Республике Таджикистан, являлась ограниченность частотного ресурса у мобильных операторов. Это снижает прибыль и экономическую эффективность в целом. В связи с отсутствием необходимого спектра частот остаётся нереализованным имеющийся потенциал технологии 40-ЬТБ. Государственное регулирование ограниченного национального ресурса радиочастот и его правильное перераспределение в интересах общества будет способствовать перманентному экономическому развитию всей отрасли телекоммуникаций. Введение в коммерческую эксплуатацию нового поколения технологий высокоскоростного Интернета 50 ожидается к 2020 году. Для его внедрения потребуется ещё большее количество радиочастот.
В сложившейся в РТ ситуации одним из экономически выгодных вариантов является привлечение мобильных операторов к процессу перехода к цифровому вещанию взамен выдачи полос частот из цифрового дивиденда. Это способствует эффективному распределению частотного ресурса. Государство сможет значительно ускорить процесс перехода на цифровое вещание без привлечения дополнительных бюджетных средств. Мобильные операторы, инвестировавшие средства в цифровое телевещание, смогут значительно расширить возможности своей сети за счет дополнительных полос частот из цифрового дивиденда.
Исходя из экономических интересов мобильных операторов, можно предложить им инвестировать средства в цифровое телевещание определенной области республики и взамен получить полосы частот в пределах этой области.
К сдерживающим экономическим факторам перехода на цифровое телевещание в Республике Таджикистан можно отнести два обстоятельства:
1. Недостаточное финансирование закупки необходимого оборудования.
2. Неготовность малоимущего населения принять цифровые телевизионные сигналы, так как необходимо покупать новый телевизор или аналого-цифровую приставку.
К решению этих задач можно привлечь инвестиции мобильных операторов, которые выгодны государству и бизнесу. Это позволит государству решить социально важную проблему перехода от аналогового к цифровому телевещанию и тем самым выполнить обязательства по Международному соглашению, принятому в Женеве в 2006 году [9].
На территории Согдийской области функционируют одна региональная Государственная телевизионная компания ТВ «Сугд» и 13 региональных независимых телекомпаний. Основным источником доходов всех региональных независимых телекомпаний является доход от рекламы. В связи с тем, что их аудитория ограничена, стоимость рекламы ниже, чем у общереспубликанских телекомпаний. Региональные независимые телекомпании СМ-1, ТРК «Азия» и ТВ «Танин» включены в сетку вещания в открытом доступе у кабельного оператора ТВ «АНТ» в цифровом формате вещания. Каждая из этих телекомпаний выплачивает ТВ «АНТ» за ретрансляцию по 1 500 сомони в месяц. Остальные телекомпании доступны только в аналоговом формате вещания через собственные передатчики, что не способствует реализации Государственной программы развития цифрового телевизионного вещания в Республике Таджикистан [10].
Для повышения эффективности реализации цифрового дивиденда в Республике Таджикистан можно предложить:
1. Согласно опыту зарубежных стран, реализовать освободившиеся в результате перехода на цифровое вещание частоты цифрового дивиденда через аукцион. Вырученные средства могут покрыть затраты на переход к цифровому телевещанию.
2. В практике перехода к цифровому вещанию и реализации цифрового дивиденда использовать опыт Бразилии и высвободить для аукциона одну полосу частот по всей республике (перераспределение частот). Вырученные средства направить на обеспечение малоимущего населения цифровыми приставками и закупку необходимого оборудования для перехода к цифровому телевещанию.
3. Предложить крупным телекоммуникационным компаниям (мобильным операторам) инвестировать в процесс перехода на цифровое телевещание взамен полос частот из цифрового дивиденда.
Таким образом, можно заключить, что Республике Таджикистан необходимо выбрать наиболее экономически выгодный вариант реализации цифрового дивиденда.
Список использованной литературы:
1. Международный союз электросвязи. Задачи и возможности в сфере управления использованием спектра, связанные с переходом на цифровое наземное телевизионное радиовещание в диапазонах УВЧ // Отчет МСЭ^ Серия: Управление использованием спектра. 2015. 5М2353-0. С.4.
2. Государственная программа развития цифрового телевизионного вещания в Республике Таджикистан на 2010-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 27 февраля 2010 года, № 76.
3. Аверочкина Ю., Щедерин А., Деушева К. Торговля радиочастотами // Радиочастотный спектр. - 2009.- №1.- С. 36-39.
4. Мобильная связь Индии /Режим доступа: https://www.indostan.ru/indiya/99_2645_0.html
5. Мобильный Интернет в Индии /Режим доступа: https://euroroaming.ru/kak-kupit-sim-kartu-za-granitsey/mobilnyj-internet-v-indii/
6. Операторы сотовой связи России / Режим доступа: https://www.topnomer.ru/blog/operatory-sotovoy-svyazi-rossii.html
7. Мобильный Интернет в Китае /Режим доступа: http://mobiletrip.net/countries/china/
8. Статистика в реальном времени. Данные о населении любой страны / Режим доступа: http://countrymeters.info/ru/
9. Сайдуллаев У. У. Конкурентоспособность внедрения технологии MMDS в сети цифрового кабельного вещания в Республике Таджикистан // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова. Серия «Естественные и экономические науки». Худжанд, 2017. - №4.- C.143—146.
10. Сайдуллаев У.У., Исмаилов М.М. Новые способы внедрения платного телевидения в Республике Таджикистан // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия «Естественные и экономические науки». -Худжанд, 2016.-№3.-C.118-123.
11. Корж В.А., Дотолев В.Г. Внедрение и проблемы развития наземного цифрового телевизионного вещания в администрациях связи РСС//Электросвязь. - 2014.-№10. - С.27-33.
Reference Literature:
1. International Association of Electro-Communication. Goals and Potentialities in the Sphere of the Field of Management with Utilization of Spectrum Beset with Transition to Terrestrial Telebroadcasting in the Wave Bands of Very High Speed // MSE-R Report. Series: Management with Spectrum Utilization. 2015. SM / 2353-0. - p. 4
2. State Program of Digital Telecasting Development in Tajikistan Republic for 2010 - 2015 Validated with the Enactment of Tajikistan Republic Government from February 27, 2010, N76.
3. Averochkina Yu., Tschederin A., Deusheva K. Trade with Radio Wave Bands //Radio Wave Band Spectrum. - 2009. N1. - pp. 36-39
4. Mobile Communication of India // Regime of availability: https://www.indostan.ru/indiya/99_2645_0.html
5. Mobile Internet in India // Regime of availability: https://euroroaming.ru/kak-kupit-sim-kartu-za-granitsey/mobilnyj-internet-v-indii/
6. Operators of Cellular Communications of Russia // Regime of Availability: https://www. topnomer.ru/blog/operatory-sotovoy-svyazi-rossii.html
7. Mobile Internet in China //Regime of Availability http://mobiletrip.net/countries/china/
8. Statistics of Real Time. Data about any Country's Population // Regime of Availability: http://countrymeters.info/ru/
9. Saidullayev U. U. Competitiveness Related to MMDS Technology Engrafting in the Network of Digital Cable Casting in Tajikistan Republic // Scientific Notes of Khujand State University named after acad. B. Gafurov. Series "Natural and Economic Sciences". 2017, N4. - pp. 143-146
10.Saidullayev U. U., Ismailov M. M. New Modes of Engrafting Paid Television in Tajikistan Republic // Scientific Notes of Khujand State University named after acad. B. Gafurov. Series "Natural and Economic Sciences". -Khujand, 2016, N3. - pp. 118 - 123
11.Korzh V. A., Dotolev V. G. Instillation and Problems of Development of Terrestrial Digital Telecasting in Administrations of Cellular Communication of Russia (CCR) // Electrocommunication. 2014, N10. - pp. 27 - 33