Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГОЛОВКОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГОЛОВКОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
201
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESENTATION STRATEGIES / POLITICAL DISCOURSE / COMMUNICATION / HEADLINE / INTERNATIONAL RELATIONS / ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / КОММУНИКАЦИЯ / ЗАГОЛОВОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головина Анастасия Александровна

Автор статьи рассматривает коммуникативные стратегии, являющиеся важной частью коммуникационного политического дискурса. Как правило, в политическом дискурсе коммуникационные стратегии сводятся к презентациям с элементами манипулирования и условности, которые встроены в презентацию в качестве помощи для реализации цели и намерений общения. Поскольку процесс коммуникационных и коммуникативных решений имеет особое значение для выявления особенностей презентационных стратегий в политическом дискурсе, представляется целесообразным всесторонне рассмотреть назначение этих стратегий в коммуникативном пространстве современных международных отношений. Цель: рассмотрение языковых стратегий и средств в англоязычном масс-медийном политическом дискурсе и их дальнейшее изучение. Коммуникативные стратегии и их типология будут рассматриваться на примерах заголовков, что позволит раскрыть политическую составляющую, и отобразить роль заголовков в политической борьбе властных структур, их значимость в процессе формирования мировой политики, а также в борьбе англосаконского мира за удержание лидирующих позиций в международных отношениях. Методы и методология проведения работы. Анализ практического материала осуществлялся путем использования метода семантического анализа, дефиниционного анализа, интерпретационного анализа. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании таких курсов как «теория коммуникации», «политическое управление кризисами и коммуникация», «лингвополитология и анализ политического дискурса» и других. Результаты позволяют раскрыть политическую составляющую, и отобразить роль заголовков в политической борьбе властных структур, их значимость в процессе формирования мировой политики, а также в борьбе англосаконского мира за удержание лидирующих позиций в международных отношениях. Рассмотрение использования заголовков в реализации коммуникативных стратегий на примере политических дебатов позволяет нам сформулировать следующие выводы: - Политическая коммуникация предполагает формулировку дискурса и его заголовка, которые отражают специфику тематики политических дебатов и играют ключевую роль в реализации борьбы за власть. Для осуществления поставленных целей дебаты выступают в качестве площадки необходимого переговорного процесса, которые не просто выявят субъектов этой борьбы, их мотивацию и намерения, но и определят ближайшие процессы внутриполитического развития государства. - Будучи конфликтным жанром коммуникации, политические дебаты предполагают целый спектр используемых стратегий. Особая специфика их организации связана с присутствием на них слушателей и наблюдателей, а также с записью и фиксацией всего процесса при помощи видеоматериалов и стенограмм. - Основные коммуникационные стратегии направлены не только на манипуляцию как оппонентов, так и слушателей, но и в то же время на самопрезентацию. Огромная роль в этом процессе отводится СМИ, которые с помощью соответствующей формулировки заголовков молниеносно распространяют информацию с уже определенным посылом, который лежит в самом заголовке. Практическое применение. Результаты исследования могут найти применение в вузовских курсах по лексикологии, межкультурной коммуникации, семантике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF HEADINGS IN THE COMMUNICATION STRATEGIES IMPLEMENTATION AS IN THE CASE OF POLITICAL DEBATES

The author of the article considers communication strategies, which are an important part of communication political discourse. As a rule, in political discourse, communication strategies come down to presentations with elements of manipulation and conventions, which are built into the presentation as an aid to realize the purpose and intentions of communication. Since the process of communication and communication decisions is of particular importance for identifying the characteristics of presentation strategies in political discourse, it seems advisable to comprehensively consider the purpose of these strategies in the communicative space of modern international relations. Purpose: consideration of language strategies and tools in the English-language mass media political discourse and their further study. Communicative strategies and their typology will be examined using headlines, which will reveal the political component and reflect the role of headlines in the political struggle of power structures, their importance in the process of shaping world politics, as well as in the struggle of the Anglo-Saxon world to maintain a leading position in international relations. Methods and methodology of the work. Analysis of practical material was carried out using the method of semantic analysis, definition analysis, and interpretation analysis. The research results can be used in teaching such courses as “Theory of Communication”, “Political Crisis Management and Communication”, “Linguopolitology and Analysis of Political Discourse” and others. The results allow us to reveal the political component, and reflect the role of headlines in the political struggle of power structures, their importance in the process of shaping world politics, as well as in the struggle of the Anglo-Saxon world to maintain a leading position in international relations. Considering the use of headings in the implementation of communicative strategies as an example of political debate allows us to formulate the following conclusions: - Political communication involves the formulation of a discourse and its heading, which both reflect the specifics of the subject of political debate and play a key role in the implementation of the struggle for power. To achieve these goals, the debate acts as a platform for the necessary negotiation process, which will not only identify the subjects of this struggle, their motivation and intentions, but also determines the immediate processes of the state’s internal political development. - Being a conflicting genre of communication, political debate involves a whole range of strategies used. The specifics of their organization are associated with the presence of listeners and observers, as well as with the recording and recording of the entire process using video materials and transcripts. - The main communication strategies are aimed at manipulating both opponents and listeners and at the same time at self-presentation. A huge role in this process is given to the media, which, using the appropriate wording of the headings, instantly disseminate information with an already defined message that lies in the heading itself. Practical implications. The research results can be used in university courses on lexicology, intercultural communication, semantics.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГОЛОВКОВ В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ»

Doi: 10.12731/2077-1770-2020-1-57-78 УДК 811.11-112

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГОЛОВКОВ

В РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИй НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕБАТОВ

Головина А.А.

Автор статьи рассматривает коммуникативные стратегии, являющиеся важной частью коммуникационного политического дискурса. Как правило, в политическом дискурсе коммуникационные стратегии сводятся к презентациям с элементами манипулирования и условности, которые встроены в презентацию в качестве помощи для реализации цели и намерений общения. Поскольку процесс коммуникационных и коммуникативных решений имеет особое значение для выявления особенностей презентационных стратегий в политическом дискурсе, представляется целесообразным всестороннерассмотреть назначение этих стратегий в коммуникативном пространстве современных международных отношений.

Цель:рассмотрение языковых стратегий и средств в англоязычном масс-медийном политическом дискурсе и их дальнейшее изучение. Коммуникативные стратегии и их типология будутрассматривать-ся на примерах заголовков, что позволит раскрыть политическую составляющую, и отобразить роль заголовков в политической борьбе властных структур, их значимость в процессе формирования мировой политики, а также в борьбе англосаконского мира за удержание лидирующих позиций в международных отношениях.

Методы и методология проведения работы. Анализ практического материала осуществлялся путем использования метода семантического анализа, дефиниционного анализа, интерпретационного анализа.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании таких курсов как «теория коммуникации», «политическое

управление кризисами и коммуникация», «лингвополитология и анализ политического дискурса» и других. Результаты позволяют раскрыть политическую составляющую, и отобразить роль заголовков в политической борьбе властных структур, их значимость в процессе формирования мировой политики, а также в борьбе ан-глосаконского мира за удержание лидирующих позиций в международных отношениях.

Рассмотрение использования заголовков в реализации коммуникативных стратегий на примере политических дебатов позволяет нам сформулировать следующие выводы:

- Политическая коммуникация предполагает формулировку дискурса и его заголовка, которые отражают специфику тематики политических дебатов и играют ключевую роль в реализации борьбы за власть. Для осуществления поставленных целей дебаты выступают в качестве площадки необходимого переговорного процесса, которые не просто выявят субъектов этой борьбы, их мотивацию и намерения, но и определят ближайшие процессы внутриполитического развития государства.

- Будучи конфликтным жанром коммуникации, политические дебаты предполагают целый спектр используемых стратегий. Особая специфика их организации связана с присутствием на них слушателей и наблюдателей, а также с записью и фиксацией всего процесса при помощи видеоматериалов и стенограмм.

- Основные коммуникационные стратегии направлены не только на манипуляцию как оппонентов, так и слушателей, но и в то же время на самопрезентацию. Огромная роль в этом процессе отводится СМИ, которые с помощью соответствующей формулировки заголовков молниеносно распространяют информацию с уже определенным посылом, который лежит в самом заголовке.

Практическое применение. Результаты исследования могут найти применение в вузовских курсах по лексикологии, межкультурной коммуникации, семантике.

Ключевые слова: презентационные стратегии; политический дискурс; коммуникация; заголовок; международные отношения.

use of headings in the communication

STRATEGIES IMPLEMENTATIon AS IN THE cASE

of political debates

Golovina A.A.

The author of the article considers communication strategies, which are an important part of communication political discourse. As a rule, in political discourse, communication strategies come down to presentations with elements of manipulation and conventions, which are built into the presentation as an aid to realize the purpose and intentions of communication. Since the process of communication and communication decisions is of particular importance for identifying the characteristics of presentation strategies in political discourse, it seems advisable to comprehensively consider the purpose of these strategies in the communicative space of modern international relations.

Purpose: consideration of language strategies and tools in the English-language mass media political discourse and their further study. Communicative strategies and their typology will be examined using headlines, which will reveal the political component and reflect the role of headlines in the political struggle of power structures, their importance in the process ofshaping world politics, as well as in the struggle of the Anglo-Saxon world to maintain a leading position in international relations.

Methods and methodology of the work. Analysis ofpractical material was carried out using the method of semantic analysis, definition analysis, and interpretation analysis.

The research results can be used in teaching such courses as "Theory of Communication", "Political Crisis Management and Communication", "Linguopolitology and Analysis of Political Discourse" and others. The results allow us to reveal the political component, and reflect the role of headlines in the political struggle ofpower structures, their importance in the process of shaping world politics, as well as in the struggle of the Anglo-Saxon world to maintain a leading position in international relations.

Considering the use of headings in the implementation of communicative strategies as an example of political debate allows us to formulate the following conclusions:

- Political communication involves the formulation of a discourse and its heading, which both reflect the specifics of the subject ofpolitical debate and play a key role in the implementation of the struggle for power. To achieve these goals, the debate acts as a platform for the necessary negotiation process, which will not only identify the subjects of this struggle, their motivation and intentions, but also determines the immediate processes of the state's internal political development.

- Being a conflicting genre of communication, political debate involves a whole range of strategies used. The specifics of their organization are associated with the presence of listeners and observers, as well as with the recording and recording of the entire process using video materials and transcripts.

- The main communication strategies are aimed at manipulating both opponents and listeners and at the same time at self-presentation. A huge role in this process is given to the media, which, using the appropriate wording of the headings, instantly disseminate information with an already defined message that lies in the heading itself.

Practical implications. The research results can be used in university courses on lexicology, intercultural communication, semantics.

Keywords:presentation strategies; political discourse; communication; headline; international relations.

Задача стратегии презентации в целом заключается в передаче знаний. Она выступает в качестве атрибутивной составляющей политического дискурса, который рассматривается как фактическое использование языка в социально-политической сфере общения. В связи с этим представляется важным сослаться на понятие «коммуникативная стратегия» применительно к дискурсу, которое М.Л. Макаров рассматривает в книге «Основы теории дискурса». Автор считает, что стратегия выступает в качестве центральной теоретической концепции в любой модели прагматики. В то же время

он отмечает, что прагматическая «глубокая грамматика» не поддается традиционной лингвистике, поскольку у прагматики есть стратегии, формальные правила лингвистики, а теория речевых актов методологически выстроена вокруг категории условности [4, с. 280].

Особенность политической коммуникации состоит в том, что в речах политических деятелей отношения власти получают языковое выражение. Для достижения своих целей политики используют целый спектр речевых стратегий. Аргументация и убеждение нередко становятся определяющими в борьбе за власть, манипуляциях и столкновениях интересов. Все это находит отражение в политическом дискурсе. Заголовки в этой связи используются с особой грамотностью, поскольку являются частью коммуникативных стратегий. Показать это на примере политических дебатов видится крайне важным, поскольку они имеют свою специфику и фактически всегда освящаются ведущими СМИ. От заголовка зависит не только обусловленность интереса, но и степень внимания к обсуждаемому вопросу, т.е. политическая интрига с целью привлечения внимания широких кругов общественности, это то, что является одной из основополагающих задач коммуникативных стратегий, реализуемых в рамках коммуникативных стратегий. Поэтому использованию заголовков отводится особое внимание. Более того, в последнее время политические дебаты могут транслироваться напрямую, что делает возможным проследить за всеми нюансами и особенностями поведения представителей политических партий, движений, политиков и лиц, занимающих ведущие посты в структурах государственного управления.

Политические дебаты представляют собой наиболее яркий пример речевого поведения политических деятелей, которые в достижении поставленных целей опираются в большей степени на устную реализацию, диалог и полилог [4, с. 181-183]. Зачастую политические дебаты представляют собой конфликтный жанр коммуникации, поскольку предполагают сопряжение различных точек зрения на определенное положение дел, которое требует анализа и преобразования. Это происходит посредством речевого взаимодей-

ствия представителей партийных фракций, отражающие различные взгляды на обсуждаемое положение дел [7, с. 37-42].

При анализе политических дебатов, обращается внимание на характеристику политического деятеля как языковой личности, характеристику невербальных компонентов коммуникации и языкового пространства. Все это учитывается при формулировке заголовка тематики, освящаемой СМИ. Обращается внимание на яркость, лаконичность и емкость данной формулировки.

Поскольку в современных условиях политические дебаты фиксируются с помощью стенограмм, видеосъемок, их отличает публичность, доступность и транспарентность, то следует обратить внимание на несловесные составляющие общения. Эти составляющие отчетливо прослеживаются при анализе видеоматериалов и стенограмм политических дебатов. Все они имеют диагностическую ценность и обладают значительной информацией, которая показывает изменения эмоционального подъема или волнения, значимость происходящих событий для политика, страны и народа. Особо следует обратить внимание и на невербальный характер общения, в частности, на жесты, мимику, тон проведения политических дебатов и различного рода высказываний в ходе их проведения. Невербальное общение выдает собеседников и ставит под сомнение то, что было сказано, выделяя скрытое, что становится очевидным и явным для конкурентов, политических оппонентов и представителей общественности, интересующихся политической жизнью страны. Невербальная сторона общения занимает важное место в процессе межличностного взаимодействия [6, с. 65-68].

Рассматривая коммуникативные стратегии и использование заголовков для их продвижения, важно отметить, что публичные дебаты отличает двойная адресация, поскольку, как мы уже отмечали помимо активных участников (оппонентов), присутствует аудитория (слушатели). Присутствие слушателей или наблюдателей, даже если они публично не выражают свою реакцию, существенно влияет на речевое поведение участников дебатов. В данном контексте уместно говорить о различных видах манипулирования: оппо-

нентом и аудиторией. При этом в каждом случае мы обнаруживаем прямое и опосредованное манипулирование, т.е. воздействие на аудиторию через манипулирование недостатками оппонента, одновременное манипулирование, которое направлено на оппонента и «его» слушателей. Второй момент вытекает из первого и относится к конфликтогенности стратегий и дискурса в целом. Базовой оппозицией для политического дискурса выступает оппозиция свой - чужой. Коммуникативное и речевое поведение участников дебатов обусловлено не столько манипулированием и воздействием на оппонента, сколько завоеванием большего количества голосов как своего, так и чужого электората [7, с. 37-42]. Поэтому важную роль имеет помимо заголовка содержание всего дискурса, манера его подачи и структурированность, акценты, сделанные в рамках дискурса.

В контексте политических дебатов употребление аргументативных тактик предполагает порождение в речи смыслов, актуализирующих одну из положительных (когда речь идет о стратегии позитивной самопрезентации) или отрицательных (если речь идет о реализации стратегии негативной презентации оппонента) составляющих образа политика. Обратимся к примеру, который наглядно это продемонстрирует:

BROWN, «Like me or not, I can deliver that plan. The way to do it is with a majority Labour government» [10]. Тактики аргументации косвенно реализуются в высказываниях, поскольку выступают в качестве аргумента или тезиса в рамках доказательства какого-либо конкретного суждения. Это вызвано тем, что одним из самых ценных качеств политика для его избирателей является умение вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.

Отстаивая собственное мнение или опровергая доводы оппонента, политик совершает положительную презентацию себя или отрицательную презентацию оппонента: MCCAIN, «Is it expensive? Yes. But we all know, my friends, until we stabilize home values in America, we're never going to start turning around and creating jobs and fixing our economy» [11].

В данном примере Дж. Маккейн аргументирует в пользу государственных дотаций, которые направлены на помощь населению в

выплате ипотеки. Отстаивая свою точку зрения, политик пытается не просто добиться признания своей правоты, но и закрепить это видение в глазах его избирателей, что является одним из способов реализации позитивной самопрезентации.

Выражение положительных или отрицательных признаков может осуществляться не только эксплицитно, но и имплицитно или на пресуппозициональном уровне: MCCAIN, «And I still believe, under the right leadership, our best days are ahead of us» [11]. В данном примере имплицируется исполнитель действия: под «правильным руководством» подразумевается руководство Дж. Маккейна.

Сама возможность имплицитного и пресуппозиционального представления смыслов в рамках аргументации связана с тем, что аргументация отличается от манипулирования не по способу конструирования смыслов - прямому или косвенному, явному или скрытому. Ее дифференцирует предполагаемый уровень восприятия смыслов адресатом - рациональный (в отличие от иррационального, характерного для манипулирования).

Таким образом, дискурс политических дебатов переполнен сочетанием различных тактик и стратегий, направленных на достижение поставленной цели. Содержание дискурса направленно на донесение с максимальной точностью определенного посыла, который будет иметь либо позитивные коннотации самопрезентеации политик или определенной политической партии, либо негативные, касающиеся его оппонентов. При этом в рамках политических дебатов сохраняется понимание возможности парировать, которая фактически всегда используется политическими оппонентами. Это также учитывается при подготовке содержания дискурса. Заголовок же, который формулируется СМИ после политических дебатов, четко отражает преимущества данного дискурса и задает тон его восприятия у представителей широкой общественности. Заголовки также отражают результаты использованных в рамках политических дебатов тактик и могут быть как конструктивными, так и деструктивными для отдельных политических сил и их представителей.

Использование манипулятивных тактик направлено на усиление эффекта от аргументации. Прежде всего, речь идет о вызове эмоциональной реакции. Как правило, основные усилия направлены на формулировку убедительной аргументации посредством апелляции к стереотипам, которые способны подвергаться критическому осмыслению. Помимо этого, важной функцией речевого манипулирования в политических дебатах является уход от невыгодных для политиков ситуаций. Среди них: предоставление неудобной для говорящего информации; ложный ответ на вопрос; определенные, емко сформулированные обещания. С целью завуалировать уход от такого рода стратегий и тактик, манипулятор может прибегнуть к эксплуатации определенных шаблонов речевого поведения или стереотипов коммуникации. В этом случае актуализация положительных или отрицательных составляющих образа политика может вообще не происходить.

Например: BROWN, «My first thoughts will always be for our troops, for our dedicated forces, our professional forces» [12]. В данном примере Г. Браун прибегает к манипуляции потребностью слушателей в уважении и почете. Достоинства политика не отмечаются ни на одном уровне - эксплицитном, имплицитном или пресуппозициональном. Вместе с тем, политик, для повышения своего позиционирования прибегает к использованию манипулятивных механизмов. Данное высказывание выполняет также функцию «эмоционального заражения» контекста, усиливая его воздействие на слушателей. В других случаях актуализация составляющих образа политика сопровождается некоторыми дополнительными деталями - дополнительными смыслами, которые не носят обязательного характера, но при отсутствии которых стратегия все равно реализуется: MCCAIN, «And the - the worst symptom on this disease is what my friend, Tom Coburn, calls earmarking as a gateway drug, because it's a gateway» [13].

Так, знание правильного применения манипулятивных технологий и тактик способно придать дискурсу дополнительные позитивные коннотации, которые направлены на закрепление намеченного эффекта и реализации поставленной цели. Рациональность, кон-

структивность, динамичность и некоторая экспрессивность позволяют самовыразиться в политических дебатах.

Политические дебаты могут быть представлены в разных форматах, от этого во многом будут зависеть и заголовки дискурса, с помощью которых будет доноситься информация до широкой общественности. Именно поэтому важным видится рассмотреть эти формы и их сущностные характеристики. Так, одной из форм политических дебатов выступают парламентские дебаты. Парламентский дискурс включает в себя следующие виды дебатов:

- дебаты по определенной узкой теме;

- дебаты на актуальную тему;

- общие прения;

- правительственный запрос.

Особая обстановка парламента, характеризуемая собственным жанровым пространством и специфическим хронотопом способна определять специфику адресации, оказывать определенное влияние на поведение участников политической коммуникации. Отличительные признаки парламентских дебатов детерминированы особенностями самой парламентской среды. Ключевая функция парламента состоит в обсуждении и принятии законов. Основной целью парламентских дебатов является проведение дискуссий и обсуждение новых законопроектов, а также принятие решений, касающихся внутриполитической ситуации в стране.

Парламентские дебаты в парламентском дискурсе реализуют наиболее важные характеристики политического дискурса. Среди них выделяется: институциональность, смысловая неопределенность, театральность, агональность, ритуальность, манипулятив-ность, идеологичность [8, с. 1568-1574].

Парламентские дебаты представляют собой важную составляющую институционального политического дискурса. Политические дебаты подразделяются на две основные группы:

- внутрипартийные и внутрифракционные дебаты, участники которых стремятся прийти к общему мнению в пределах партии и далее представить свою позицию общественности;

- парламентские дебаты и политические теледебаты ведутся перед публикой, которая непосредственно не участвует в дебатах и не принимает решений.

Другая исследователь Ж.В. Зигманн выделила две речевые функции политических дебатов [3, с. 8]:

- основную (воздействующее-агитационную);

- дополнительную (информативную).

Цель адресата направлена на достижение локальной победы над оппонентом, что обуславливает конфронтационный характер общения. В случае конфронтационного характера общения возможны два пути развития: либо оппоненты, основываясь на общепринятых нормах регламента, в ходе аргументации приходят к общему знаменателю, либо каждая сторона остается при своем, что ведет к использованию в речи повелительных высказываний, грубости, жаргонизмов и т.д. [5, с. 181-183].

При анализе политической коммуникации, как правило, обращается внимание на тот факт, что выступающий всегда будет стремиться избегать открытого выражения агрессии, поскольку это может нанести урон его имиджу. Именно с этой целью он будет использовать большое количество имплицитных средств, которые будут способствовать разрешению конфликта в пользу говорящего. Это характерно, в том числе, и для парламентских дебатов - особого жанра, в котором наиболее отчетливо проявляется необходимость кооперации, совместной работы для достижения общих целей.

Политик во время своей речи выбирает имплицитные речевые средства выражения конфликта или критики еще и по той причине, что общение на уровне импликатур - наиболее престижный вид вербальной коммуникации. Как отмечает В.В. Богданов, «импликатура дает возможность говорящему выглядеть в глазах адресата умным, нестандартно мыслящим и разбирающимся в тонкостях речевого общения» [1, с. 21]. Таким образом, использование имплицитных речевых средств позволяет политику одновременно применять сразу две основные речевые стратегии политической коммуникации: стратегию дискредитации и стратегию самопрезентации [2, с. 117-122].

Рассматривая коммуникативные стратегии и их использование на примере политических дебатов, важным видится обратиться к самим заголовкам, представленным в СМИ. Так, в частности, весьма популярными являются заголовки политических дебатов Британского парламента. К примеру: «Brexit debate on Theresa May's deal in British parliament» [9]; «Watch: the best of Bercow setting the record straight in the Brexit debate» [14]; [14] «What is Theresa May's view on Brexit?» [14]. Анализ данных заголовков позволяет отметить намеренность их формулировок с тем посылом, что позиция Т. Мэй очень жесткая в этом вопросе. В то же время данные заголовки свидетельствуют и о накаленной ситуации в самом Британском Парламенте. Все эти заголовки сопровождаются не только статьями, но и видеоматериалами. Аудитория может составить собственное мнение о происходящем, однако заголовки задают некоторый тон восприятия и направляют формирование определенного видения проблематики.

Так, следует отметить, что заголовки дискурса имеют не только заданность и целевую постановку, но и способность посредством подкрепления видеоматериалами и стенограммами представить истинное положение дел и позиции участников политических дебатов.

Одним из последних наиболее ярких примеров могут послужить заголовки ведущих СМИ о результатах выборов в Европарламент в 2019 г.

Прежде всего, следует отметить неоднозначность самой ситуации, в которой происходили предвыборные дебаты и сами выборы в Европейский парламент. Кризис европейских институциональных структур, нарастание евроскептицизма, Brexit, проблемы миграционного характера, противостояние с Россией, нашедшее выражение в санкциях, охлаждении сотрудничества и соответствующей риторике, а также усилении мер, направленных на борьбу с российской пропагандой и дезинформацией, способной оказать влияние на исход парламентских дебатов и европарламентских выборов.

Так, к примеру, на сайте Euronews можно встретить следующие заголовки: «Candidates for EU Commission presidency lock horns in latest debate» [15]; «European elections 2019: winner, losers and the shrinking Centre» [16]; «European Parliament election 2019: is politics in Europe

fragmenting?» [17]; «European elections 2019: What were the clear trends?» [18]; «BBC push European elections remain 'victory' claim» [19]. Из данных примеров заголовков становится понятным, что ситуация вокруг этого события довольно напряжена, есть и понимание возможного изменения расстановки сил и фрагментационного характера самой политики ЕС. Вместе с тем, данные заголовки сформулированы таким образом, что они не оставляют безучастными противников и сторонников тех или иных политических сил, а приковывают пристальное внимание всех независимо от их политических предпочтений.

Кроме того, есть примеры заголовков, отражающих сущность проблемной ситуации проведения и результатов выборов в Евро-парламент: «How Brexit party won Euro elections on social media -simple, negative messages to older voters» [20]; «European election voting problems 'were evident five years ago'» [21]; «Spanish court blocks jailed Catalan leader from joining EU parliament» [22]; «EU citizens' voting rights: ministers accused of 'shocking complacency'» [23]; «BBC's EU election graphic showing win for anti-Brexit parties was 'lapse of editorial standards'» [24].

Следует заметить, что политические дебаты в Европарламенте отличались особой напряженностью в 2019 г., и проблема здесь не только в кризисной ситуации, сложившейся в ЕС, но и в попытках ведущих политических сил одного из самых демократичных органов - Европейского парламента - обеспечить максимальную явку на эти выборы, чего и удалось добиться. В то же время следует отметить прозрачность и транспарентность многих процессов, имеющих место в Европейском парламенте.

Весьма интересными представляются и политические дебаты, ведущиеся на Западе в отношении России и ее электорального процесса. При этом сами политические дебаты представлены широкой западной аудиторией, позволяющей формировать определенные прогностические интенции, обладающие манипуляционным воздействием в широком смысле.

Среди наиболее ярких заголовков нам удалось выделить следующие: «What's Missing in Democratic Debates About Russia and Election Security»

[25]; «2018 election is no problem for Putin - but what about 2024?» [26]; «The "2024 Putin transit" and Russia's political future» [27]; «DEBATE: Putin in Power until 2024: What Does it Mean?» [28]; «Three ways Putin could stay in power after 2024 following his re-election as Russian president» [29]; «The Russian elite is jostling to solve Putin's '2024 problem'» [30]; «Where's Putin? President's party pulls election disappearing act» [31].

Данные заголовки отчетливо демонстрируют интерес к предстоящим выборам в России, поскольку ожидаются перемены как в самой России после ухода В. Путина, так и в ее внешней политике. Падение или ослабление путинского режима отчетливо прослеживается в ожиданиях представителей западного сообщества, поскольку это принесет ключевые изменения для позиций России в так называемой «большой игре» потенциально сильных игроков. Кроме того, намеренно сформулированные в основном в форме вопросов, они отражают неясность перспектив России и провоцируют скрытую неуверенность ее способности удержать свои позиции после окончания режима Путина.

Не менее интересными видятся заголовки ведущих западных новостных агентств об отношениях США и Китая, которые в значительной степени обострились в последнее время и являются предметом бурных политических дебатов как в элитарных политических кругах, так и среди широкой общественности. Основная проблематика сводится к торговой войне между данными странами, новостные заголовки отражают специфику сложившейся ситуации и поиск путей достижения договоренностей. Так, в частности, следует выделить следующие новостные заголовки: «The US and China have announced a preliminary trade agreement» [32]; «Trump 'signs off' on deal to pause US-China trade war» [33]; «US postpones next tariffhike after China trade talks» [34]; «Trump says U.S. and China "very close" to a trade deal» [35]; «America and China: why the trade war won't end soon» [36]; «US-China trade talks are at a critical juncture» [37]; «The US-China trade war isn't getting better. This week showed why it could get worse» [38].

При анализе данных заголовков довольно отчетливо просматриваются доминирующая роль США и поиск решения сложившейся проблемной ситуации именно этой страной как потенциальным

глобальным лидером. Заголовки сформулированы таким образом, что они фактически скрывают суть проблемы, акцентируя внимание на выработке США перечня условий и договоренностей, которые будут направлены на решение проблем.

Все это позволяет заключить, что заголовки оказывают влияние на тематику политических дебатов, а также на их восприятие. От формулировок заголовков зависит тон обсуждения наметившихся проблем среди представителей политической элиты на мировом рынке и во многом восприятие имиджа формулирующей их державы. Почти все приведенные нами заголовки использовали манипу-ляционные тактики и техники, обусловленные разными целевыми установками, в процессе реализации коммуникативных стратегий.

Анализ заголовков и содержания политического дискурса в реализации коммуникативных стратегий позволяет нам заключить, что их выбор и формулировка являются частью политической коммуникации представителей властных структур. Ввиду этого используются специальные риторические приемы и линии речевого поведения, лаконичность и емкость формулировок с сохранением их целевого назначения. Манипуляция, дезинформация, самопрезентация, политическая пропаганда, лозунги, призывы нередко используются для достижения нужного эффекта. При этом принимаются во внимание особенности коммуникативной среды, что влияет на выбор приемов воздействия на публику, типологию дискурса и его содержательное наполнение. Заголовок также формулируется исходя из определенной тактики. Оценочный статус нередко используется для систематизации данных, которые лягут в основу дискурса. СМИ широко использует заголовки политических дискурсов, формируя тем самым определенное общественное мнение, имидж политиков, политических партий и фракций, а также взгляды оппонентов и сторонников определенных политических сил.

Список литературы 1. Богданов В.В. Речевое общение. Прагматические и семантические

аспекты. Л.: ЛГУ, 1990. 88 с.

2. Вознесенская Ю.В. Скрытые речевые средства ведения политической борьбы в немецкой политической коммуникации // Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 9. Вып. 1. С. 117-122.

3. Зигман Ж.В. Структура современного политического дискурса: речевые жанры и стратегии: Автореферат канд. филол наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. 28 с.

4. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: ИТДГК «Гнозис». 2003. 280 с.

5. Мельничук Н.В. Политические дебаты как конфликтный жанр в политической коммуникации // Языковой дискурс в социальной практике. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2017. С. 181-183.

6. Лашко Ю.В., Главан А.А. Сопоставительный анализ вербальных и невербальных средств коммуникации в публичном политическом дискурсе (на материале Парламентских выборов Великобритании) // Север России: стратегии и перспективы развития материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 65-68.

7. Сейранян М.Ю. Конфронтативные стратегии и тактики в политических дебатах // Вестник МГОУ Серия Лингвистика. 2011. №1. С. 37-42.

8. Спиридовский О.В. Парламентские дебаты как жанр политического дискурса // Научный альманах. 2015. №9 (11). С. 1568-1574.

9. Brexit debate on Theresa May's deal in British parliament. https://www. youtube.com/watch?v=mdHTmBqH4FM (дата обращения: 01.12.2019).

10. Gordon Brown's labour conference speech in full. https://www.theguard-ian.com/politics/2009/sep/29/gordon-brown-labour-conference-speech-in-full (дата обращения: 01.12.2019).

11. Long History for proposal by McCain on Mortgages. https://www.ny-times.com/2008/10/08/us/politics/08mortgage.html (дата обращения: 02.12.2019).

12. Second prime ministerial debate 22 April 2010. Transcript. http://news. bbc.c0.uk/2/shared/bsp/hi/pdfs/23_04_10_sec0nddebate.pdf. (дата обращения: 05.12.2019).

13. Commission on presidential debates. Осtober 07, 2008 Debate Transcript. http://www.debates.org/index.php?page=october-7-2008-de-bate-transcript. (дата обращения: 09.12.2019).

14. Watch: the best of Bercow setting the record straight in the Brexit debate . https: //www.euronews.com/2019/01/29/watch-the-be st-of-ber-cow-setting-the-record-straight-in-the-brexit-debate (дата обращения: 01.12.2019).

15. Candidates for EU Commission presidency lock horns in latest debate. https://www.euronews.com/2014/05/14/candidates-for-eu-commis-sion-presidency-debate-brussels (дата обращения: 03.12.2019).

16. European elections 2019: winner, losers and the shrinking Centre. https://www.euronews.com/2019/05/27/european-elections-2019-win-ners-losers-and-the-shrinking-centre (дата обращения: 07.12.2019).

17. European Parliament election 2019: is politics in Europe fragmenting? https://www.euronews.com/2019/05/23/eu-elections-what-do-the-550-party-lists-in-the-running-reveal-about-politics-on-the-conti (дата обращения: 02.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. European elections 2019: What were the clear trends? https://www.bbc. com/news/world-europe-48420024 (дата обращения: 04.12.2019).

19. BBC Push European Elections Remain 'Victory' Claim. http://news-watch.co.uk/bbc-push-european-elections-remain-victory-claim/ (дата обращения: 09.12.2019).

20. How Brexit party won Euro elections on social media - simple, negative messages to older voters. https://www.theguardian.com/politics/2019/ jun/29/how-brexit-party-won-euro-elections-on-social-media (дата обращения: 01.12.2019).

21. European election voting problems 'were evident five years ago'. https:// www.theguardian.com/politics/2019/jun/21/european-election-vot-ing-problems-were-evident-five-years-ago (дата обращения: 06.12.2019).

22. Spanish court blocks jailed Catalan leader from joining EU parliament. https://www.theguardian.com/world/2019/jun/14/spain-blocks-cata-lan-leader-oriol-junqueras-joining-eu-parliament (дата обращения: 03.12.2019).

23. EU citizens' voting rights: ministers accused of 'shocking complacency'. https://www.theguardian.com/politics/2019/jun/04/eu-vot-ing-rights-row-ministers-accused-of-shocking-complacency (дата обращения: 05.12.2019).

24. BBC's EU election graphic showing win for anti-Brexit parties was 'lapse of editorial standards'. https://www.pressgazette.co.uk/bbcs-eu-election-grapMc-showing-win-for-anti-brexit-parties-was-lapse-of-edi-torial-standards/ (дата обращения: 02.12.2019).

25. What's Missing in Democratic Debates About Russia and Election Security. https://fortune.com/2019/06/29/democrat-debate-election-secu-rity-russia-trump/ (дата обращения: 06.12.2019).

26. 2018 election is no problem for Putin - but what about 2024? https:// www.theguardian.com/world/2018/feb/06/2018-election-is-no-prob-lem-for-putin-but-what-about-2024 (дата обращения: 09.12.2019).

27. The "2024 Putin transit" and Russia's political future. https://atlan-tic-community.org/the-2024-putin-transit-and-russias-political-future/ (дата обращения: 08.12.2019).

28. DEBATE: Putin in Power until 2024: What Does it Mean? https://be-sacenter.org/online-debates/putin-presidential-term/ (дата обращения: 02.12.2019).

29. Three ways Putin could stay in power after 2024 following his re-election as Russian president. https://www.scmp.com/comment/insight-opinion/ artide/2137794/three-ways-putin-could-stay-power-after-2024-follow-ing-his (дата обращения: 04.12.2019).

30. The Russian elite is jostling to solve Putin's '2024 problem'. https://the-bell.io/en/the-russian-elite-is-jostling-to-solve-putin-s-2024-problem/ (дата обращения: 08.12.2019).

31. Where's Putin? President's party pulls election disappearing act. https:// www.politico.eu/article/putin-russia-party-pulls-election-disappear-ing-act/ (дата обращения: 05.12.2019).

32. The US and China have announced a preliminary trade agreement. https:// www.bbc.com/news/business-50784554?intlink_from_url=https:// www.bbc.com/news/topics/cp7r8vgl2lgt/donald-trump&link_loca-tion=live-reporting-story (дата обращения: 01.12.2019).

33. Trump 'signs off' on deal to pause US-China trade war. https://www. bbc.com/news/business-50765743 (дата обращения: 07.12.2019).

34. US postpones next tariff hike after China trade talks. https://www.bbc. com/news/business-50020574 (дата обращения: 04.12.2019).

35. Trump says U.S. and China "very close" to a trade deal. https://www. youtube.com/watch?v=eGyDGcKUyZ8 (дата обращения: 01.12.2019).

36. America and China: why the trade war won't end soon. The Economist. https://www.youtube.com/watch?v=ErwIlvQ_RVk (дата обращения: 03.12.2019).

37. US-China trade talks are at a critical juncture. https://markets.busi-nessinsider.com/news/stocks/trump-us-china-trade-war-timeline-of-everything-thats-happened-2019-8-1028474486 (дата обращения: 06.12.2019).

38. The US-China trade war isn't getting better. This week showed why it could get worse. https://edition.cnn.com/2019/11/22/business/china-us-trade-cold-war/index.html (дата обращения: 09.12.2019).

References

1. Bogdanov V. V. Rechevoe obshchenie. Pragmaticheskie i semanticheskie aspekty [Speech communication. Pragmatic and semantic aspects]. L.: LGU, 1990. 88 p.

2. Voznesenskaya Yu.V. Skrytye rechevye sredstva vedeniya politicheskoj bor'by v nemeckoj politicheskoj kommunikacii [Hidden speech means of political struggle in German political communication]. Vestnik SPb-GU. 2010. Ser. 9. Issue 1, pp. 117-122.

3. Zigman Zh.V. Struktura sovremennogo politicheskogo diskursa: rechevye zhanry i strategii [The structure of modern political discourse: speech genres and strategies]. M.: MGU im. M.V. Lomonosova, 2003. 28 p.

4. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa [Fundamentals of the discourse theory]. M.: ITDGK «Gnozis». 2003. 280 p.

5. Mel'nichuk N.V. Politicheskie debaty kak konfliktnyj zhanr v politicheskoj kommunikacii [Political Debate as a Conflict Genre in Political Communication]. Yazykovoj diskurs v social'nojpraktike. Sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Language discourse in social practice. Collection of scientific papers of the international scientific-practical conference]. 2017, pp. 181-183.

6. Lashko Yu.V., Glavan A.A. Sopostavitel'nyj analiz verbal'nyh i never-bal'nyh sredstv kommunikacii v publichnom politicheskom diskurse (na materiale Parlamentskih vyborov Velikobritanii) [Comparative analysis of

verbal and non-verbal means of communication in public political discourse (based on the UK Parliamentary elections)]. Sever Rossii: strategii i perspek-tivy razvitiya materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [North of Russia: strategies and development prospects materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference]. 2016, pp. 65-68.

7. Sejranyan M.Yu. Konfrontativnye strategii i taktiki v politicheskih de-batah [Confrontational strategies and tactics in political debate]. Vestnik MGOU. Seriya Lingvistika. 2011. №1, pp. 37-42.

8. Spiridovskij O.V. Parlamentskie debaty kak zhanr politicheskogo di-skursa [Parliamentary debate as a genre of political discourse]. Nauchnyj al'manah. 2015. №9 (11), pp. 1568-1574.

9. Brexit debate on Theresa May's deal in British parliament. https://www. youtube.com/watch?v=mdHTmBqH4FM

10. Gordon Brown's labour conference speech in full. https://www.theguardian. com/politics/2009/sep/29/gordon-brown-labour-conference-speech-in-full

11. Long History for proposal by McCain on Mortgages. https://www.ny-times.com/2008/10/08/us/politics/08mortgage.html

12. Second prime ministerial debate 22 April 2010. Transcript. http://news. bbc.c0.uk/2/shared/bsp/hi/pdfs/23_04_10_sec0nddebate.pdf

13. Commission on presidential debates. Ostober 07, 2008 Debate Transcript. http://www.debates.org/index.php?page=october-7-2008-debate-transcript

14. Watch: the best of Bercow setting the record straight in the Brexit debate. https://www.euronews.com/2019/01/29/watch-the-best-of-bercow-setting-the-record-straight-in-the-brexit-debate

15. Candidates for EU Commission presidency lock horns in latest debate. https://www.euronews.com/2014/05/14/candidates-for-eu-commis-sion-presidency-debate-brussels)

16. European elections 2019: winner, losers and the shrinking Centre. https://www.euronews.com/2019/05/27/european-elections-2019-win-ners-losers-and-the-shrinking-centre

17. European Parliament election 2019: is politics in Europe fragmenting? https://www.euronews.com/2019/05/23/eu-elections-what-do-the-550-party-lists-in-the-running-reveal-about-politics-on-the-conti

18. European elections 2019: What were the clear trends? https://www.bbc. com/news/world-europe-48420024

19. BBC Push European Elections Remain 'Victory' Claim. http://news-watch.co.uk/bbc-push-european-elections-remain-victory-claim/

20. How Brexit party won Euro elections on social media - simple, negative messages to older voters. https://www.theguardian.com/politics/2019/ jun/29/how-brexit-party-won-euro-elections-on-social-media

21. European election voting problems 'were evident five years ago'. https:// www.theguardian.com/politics/2019/jun/21/european-election-vot-ing-problems-were-evident-five-years-ago

22. Spanish court blocks jailed Catalan leader from joining EU parliament. https://www.theguardian.com/world/2019/jun/14/spain-blocks-cata-lan-leader-oriol-junqueras-joining-eu-parliament

23. EU citizens' voting rights: ministers accused of 'shocking complacency'. https://www.theguardian.com/politics/2019/jun/04/eu-vot-ing-rights-row-ministers-accused-of-shocking-complacency

24. BBC's EU election graphic showing win for anti-Brexit parties was 'lapse of editorial standards'. https://www.pressgazette.co.uk/bbcs-eu-election-graph-ic-showing-win-for-anti-brexit-parties-was-lapse-of-editorial-standards/

25. What's Missing in Democratic Debates About Russia and Election Security. https://fortune.com/2019/06/29/democrat-debate-election-secu-rity-russia-trump/

26. 2018 election is no problem for Putin - but what about 2024? https:// www.theguardian.com/world/2018/feb/06/2018-election-is-no-prob-lem-for-putin-but-what-about-2024

27. The "2024 Putin transit" and Russia's political future. https://atlan-tic-community.org/the-2024-putin-transit-and-russias-political-future/

28. DEBATE: Putin in Power until 2024: What Does it Mean? https://besa-center.org/online-debates/putin-presidential-term/

29. Three ways Putin could stay in power after 2024 following his re-election as Russian president. https://www.scmp.com/comment/insight-opinion/ar-ticle/2137794/three-ways-putin-could-stay-power-after-2024-following-his

30. The Russian elite is jostling to solve Putin's '2024 problem'. https://the-bell.io/en/the-russian-elite-is-jostling-to-solve-putin-s-2024-problem/

31. Where's Putin? President's party pulls election disappearing act. https:// www.politico.eu/article/putin-russia-party-pulls-election-disappearing-act/

32. The US and China have announced a preliminary trade agreement. https:// www.bbc.com/news/business-50784554?intlink_from_url=https://www. bbc.com/news/topics/cp7r8vgl2lgt/donald-trump&link_location=live-re-porting-story

33. Trump 'signs off' on deal to pause US-China trade war. https://www. bbc.com/news/business-50765743

34. US postpones next tariff hike after China trade talks. https://www.bbc. com/news/business-50020574

35. Trump says U.S. and China "very close" to a trade deal. https://www. youtube.com/watch?v=eGyDGcKUyZ8

36. America and China: why the trade war won't end soon. The Economist. https://www.youtube.com/watch?v=ErwIlvQ_RVk

37. US-China trade talks are at a critical juncture. https://markets.busines-sinsider.com/news/stocks/trump-us-china-trade-war-timeline-of-every-thing-thats-happened-2019-8-1028474486

38. The US-China trade war isn't getting better. This week showed why it could get worse. https://edition.cnn.com/2019/11/22/business/china-us-trade-cold-war/index.html

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Головина Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин, аспирантка

Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, г. Москва, 129226, Российская Федерация nastya5946@mail.ru

DATA ABouT THE AUTHOR Golovina anastasia alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Humanitarian and Natural Sciences, Postgraduate Student

Moscow City Pedagogical University

4, 2nd Selskohozyaystvenny proezd, Moscow, 129226, Russian

Federation

nastya5946@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.