Научная статья на тему 'Использование задач на местном материале при изучении математики в 5-6 классах тувинской национальной школы'

Использование задач на местном материале при изучении математики в 5-6 классах тувинской национальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУЯЗЫЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ / ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ НА МЕСТНОМ МАТЕРИАЛЕ / ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ / BILINGUAL TEACHING MATERIALS / MATH PROBLEMS WITH LOCAL INFORMATION / EXAMPLES OF SUMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танова О. М., Кара-сал Н. М.

В данной статье описывается опыт использования задач на местном материале посредством экспериментального двуязычного учебного пособия по математике для 5-6 классов в сельских школах РТ. Рассматриваются текстовые задачи, содержание которых связано с краеведческими, историческими, географическими, бытовыми сведениями на местном материале. Материалы статьи могут быть использованы учителями математики в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MATH PROBLEMS OF LOCAL MATERIAL IN THE STUDY OF MATHMATICS IN 5 TH AND 6 TH GRADES IN A TUVAN NATIONAL SCHOOL

The experience of using math problems with the help of different experimental bilingual math teaching materials for children in the 5-6 grades in rural schools in the Republic of Tuva is taken into consideration in the article. The content of the math problems is connected with the various information of different character, such as regional studies, history, geography and so on. The material of the article can be widely used by school math teachers.

Текст научной работы на тему «Использование задач на местном материале при изучении математики в 5-6 классах тувинской национальной школы»

актуальных педагогических проблем, связанных с социальным опытом самих студентов, выявляется в процессе преподавания частных методик, где студенты проявляют наибольшую активность, что отмечено нашими коллегами.

В качестве резюме отметим: в преподавании педагогических дисциплин применение образовательных технологий, не активизирующих мыслительную и познавательную деятельность будущего учителя, воспитателя или логопеда, недопустимо в силу специфики педагогической деятельности. При выборе образовательных технологий необходимо руководствоваться не только программны-

ми (стандартными) требованиями, но и личностными возможностями себя как преподавателя, представляющего элитарную часть интеллигенции и педагогической науки, также и социокультурными и личностными потенциалами обучающихся, в перспективе рассматривая их как своих коллег.

Литература:

1. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. Т.А. Строкова и др.] / Под ред. В.И. Загвязинского. А.Ф. Закировой. - М.: Издательский Центр «Академия». 2008. -352с.

2.Шевелев А.Н. Тенденции исторического развития Петербургского учительства в период 19902010гг. / А.Н. Шевелев // Историко-педагогический журнал. - Нижний Тагил. -2011.-№2.-С. 84-97.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДАЧ НА МЕСТНОМ МАТЕРИАЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССАХ ТУВИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

О.М. Танова, Н.М. Кара-Сал

Тувииский государственный университет, г. Кызыл

USING MATH PROBLEMS OF LOCAL MATERIAL IN THE STUDY OF MATHMATICS IN 5™ AND 6th GRADES IN A TUVAN NATIONAL SCHOOL

O. Tanova, N. Kara-Sal

Tuvan state university, Kyzyl

В дайной статье описывается опыт использования задач на местном материале посредством экспериментального двуязычного учебного пособия по математике для 5-6 классов в сельских школах РТ. Рассматриваются текстовые задачи, содержание которых связано с краеведческими, историческими, географическими, бытовыми сведениями на местном материале. Материалы статьи могут быть использованы учителями математики в школе.

Ключевые слова: двуязычное пособие по математике, текстовые задачи на местном материале, примеры задач.

The experience of using math problems with the help of different experimental bilingual math teaching materials for children in the 5-6 grades in rural schools in the Republic of Tuva is taken into consideration in the article. The content of the math problems is connected with the various information of different character, such as regional studies, history, geography and so on. The material of the article can be widely used by school math teachers.

Key words: Bilingual teaching materials, math problems with local information, examples of

sums.

Современная школа находится на этапе поиска эффективных путей обучения и воспитания подрастающего поколения. Подтверждением этого является, в первую

очередь, внедрение новых образовательных стандартов (ФГОС), которые разработаны с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ

ВЕСТНИК Педагогические науки

2012/4

[5]. Поэтому необходимо создание такого содержания образования, которое предусматривает учет национально-региональных особенностей обучающихся.

Согласно ФГОС «учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные» [5].

Практика показывает, что преподавание школьных дисциплин не всегда осуществляется с учетом этих особенностей, в частности, в национальных школах РТ.

Среди школьных дисциплин математика имеет огромные возможности для реализации требований ФГОС в той части, которые касаются национально-региональных особенностей детей. Одной из этих возможностей является использование различных форм и средств организации учебной деятельности школьников при изучении математики.

В данной статье остановимся на опыте использования задач на местном материале посредством экспериментального двуязычного учебного пособия по

Основная часть пособия отведена задачному материалу. Среди множества задач в практической части работы выделяются текстовые задачи, призванные реализовать, в первую очередь, воспитывающую функцию задач. Текстовое содержание этих задач дополнено близкими для учащихся краеведческими, историческими, географическими, бытовыми сведениями на основе местного материала.

математике для 5-6 классов в некоторых сельских школах РТ. Пособие выйдет в свет в 2013 году. Особенностью данного пособия является изложение учебного материала на русском и тувинском языках. При разработке пособия учитывалось то. что у ребенка раскрывается весь творческий потенциал, повышается мотивация, когда в обучении используется родной язык.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по математике для 5-6 классов, в котором приведено примерное планирование учебного материала по математике.

Пособие состоит из различных глав с соответствующими темами программы. Каждая глава содержит теоретический материал с выделением основных правил, формул и словаря русско-тувинских терминов. В конце каждого пункта даются вопросы для повторения, упражнения трех уровней. Отметим, что каждая страница разделена на две половинки, где материал излагается параллельно на двух языках.

Приведем пример словаря при изучении темы «Числовые и буквенные выражения».

Тяблниа 1

Пример 1. Самая высокая вершина в мире - пик Эверест. Его высота 8848 м. А высота одной из высоких гор Тувы -Монгулек составляет 3485 м. На сколько метров выше пик Эверест, чем гора Монгулек?

Пример 2. На летний сезон 2012 года в детский оздоровительный лагерь «Чагытай» было запланировано на 46% путевок больше, чем в лагерь «Байлак». По различным причинам 22 путевки в лагерь

Словарь

верное равенство шын децнел

выражение квргузуг

числовое выражение сапны? квргузуг

числовое равенство санныг децнел

буквенное выражение ] -Ж] кт} -г кврг\ ■з] г

значение выражения квргузугнр1 значениези

знак демдек

действие кылдыныг

«Байлак» не были использованы. Сколько было продано путевок в лагерь «Чагытай», если в лагере «Байлак» отдыхало 156 детей?

Пример 3. Длина трассы «Кызыл -Чадан - Хандагайты» равна 320 км. 11звестно. что от города Чадана до поселка Хандагайты путь составляет 80 км. Сколько частей это составляет от длины всей трассы?

Пример 4. Тува вошла в состав СССР в 1944 году. В каком году наша республика будет отмечать 75-летний юбилей вхождения в СССР?

В пособии можно встретить задачи, составленные по сюжетам тувинских народных сказок. Такие задачи обладают богатым познавательным и

воспитательным потенциалом' и они вызывают большой интерес у учащихся.

В качестве примера можно привести такую задачу.

Пример 5. Toc оолдуг Токтагана кадаи чурттап чораан. О.ч атпаразын ажыдыпкаш, ча-согун уштуп эккелгеи. У луг оглу: «Ону кымга белекке бээр сен, aeaù?» - den агппырган. Авазы: «Эц-не эртемпчг оглумга бээр мен» - den харыылааш, оолдарынга мындыг бодалганы салган. «Караты-Хаан одээнде xeii чузун малдыг. Малыныц чартык кезгшн акызынга, а 2/3 кезиин дуцмазынга, 2 муцун

Пример 8. Постройте столбиковую диаграмму, отражающую данные таблицы 2.

В пособии также приведены задачи практического характера, основная цель которых - пропедевтическая работа по формированию у школьников умений и навыков работать с чертежными

оглунга узуп берген. Карсппы-Хаанныц малы чежел?»

Перевод: Жила-была старуха Токтагана с девятью сыновьями. Однажды она открыла сундук и достала лук со стрелой. Старший сын спросил: «Кому ты хочешь подарить, мама?», на что мама ответила: «Самому рассудительному сыну подарю, а для этого вы должны решить задачу: У Караты-Хаана имелось много скота разных мастей. Половину скота он он отдал брату, 2/3 - сестре, а оставшиеся 2 тысячи - сыну. Сколько было скота у Караты-Хаана?»

В соответствии с госстандартами в программу по математике на всех ступенях обучения включены задачи с элементами математической статистики и теории вероятностей. Учитывая этот факт, задачный материал также дополнен рядом примеров, составленных на основе статистических данных Республики Тыва.

Рассмотрим примеры таких задач.

Пример 6. По данным Госкомстата России численность населения Республики Тыва на начало 2012 г. составляло 309347 жителей, в том числе городское население - 165756 человек. Сколько человек живет в сельской местности?

Пример 7. Заполните последний столбец таблицы 2, показывающей численность населения Республики Тыва в разные годы.

Таблица 2

инструментами, в частности с линейкой и циркулем. Приведем примеры.

Пример 9. Измерьте на карте Тувы с помощью линейки расстояние между городами Кызыл и Ак-Довурак, а затем измерьте это же расстояние по автомобильной дороге на карте с помощью нитки. Переведите длину нитки с помощью

ГоОы Численность населения Численность тувинцев % тувинцев от всей численности населения

1959 171928 97996

1989 308557 198448

2002 305510 235313

2010 307930 249299

ВЕСТНИК Педагогические науки_

линейки в сантиметры. Сравните полученные значения в процентном отношении.

Пример 10. Измерьте с помощью нитки на карте Тувы длину части реки Енисей, протекающей на территории Тувы. Переведите полученную длину в километры, учитывая масштаб карты. Зная всю длину реки Енисей (4000 км), вычислите, сколько процентов составляет длина реки в Туве по сравнению с общей длиной реки по территории России.

Отметим, что по некоторым темам учебного материала по математике для 5-6 классов разработаны тесты для самоконтроля учащихся.

В отзывах учителей математики сельских школ Республики Тыва, работавших по рукописному варианту данного пособия, отмечено, что оно является очень востребованным в свете требований к современной модели национальной школы.

Таким образом, использование задач в пособии, которое учитывает региональный

_____2012/4

аспект образования и особенности региона, богатство национально-региональной культуры, традиций и ценностей народа, проживающего в определенном регионе, способствует развитию духовной культуры школьников и их творчества, и в целом повышению качества математического образования детей.

Литература:

1. Атлас: экономически потенциал Тувы (20032004 гг) / Научи, ред. В.И. Лебедев, Ю.Г. Полуляк. -Кызыл: ТувИКОПР СО РАН. 2005. - 60 с.

2. Интернет-ресурсы: www.tuvastat.ru.

3. Математика. 5: Учебник для 5 класса средней школы. / Н.Я. Виленкин, A.C. Чесноков, С.И. ШварцбурД, В.И. Жохов.-М.: Просвещение. 1992.

4. Математика: Учебник-собеседник для 5-6 кл. средней школы / Шеврнн Л.Н., Геин А.Г.. Коряков И.О.. Волков M.B. -М.: Просвещение, 1989.

5. Примерная основная образовательная профамма образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение. 2011 -— 342 с.

6. Танова О.М., Монгуш A.C. Задачи на проценты: Пособие для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учебных заведений / О.М. Танова. A.C. Монгуш. - Кызыл: Изд-во ТывГУ. 2004. - 49 с.

7. Тувннскне сказки / Пер. и сост. М.А. Хадаханэ.-Кызыл: Тув.кн.изд-во, 2000. - 104 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ТАБЛИЦ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ТРИГОНОМЕТРИИ

Н.М. Кара-Сал, О.М. Танова

Тувинский государственный университет, ?. Кызыл

USING TABLES AND SCHEMES IN THE PROCESS OF LEARNING

TRIGONOMETRY

N. Kara-Sal, O. Tanova

Tuvan state university, Kyzyl

В данной статье рассматриваются возможности применения таблиц и crew в обучении учащихся тригонометрии в школе. Приведены примеры построения таблиц и схем по основным блокам, соответствующим содержанию школьного курса тригонометрии. Построение и использование таблиц и схем способствует обобщению и систематизации знаний учащихся на различных этапах изучения тригонометрии.

Ключевые слова: систематизация и обобщение знаний, использование и построение таблиц, схем, повышение качества знаний школьников.

This article discusses the possibility of using tables and charts in the training of students to promote generalization and systematization of knowledge at various stages in the study of trigonometry in school.

Key words: systematization and generalization of knowledge, using and creating tables and schemes, rising the level of pupils' knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.