Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ YOUTUBE В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ YOUTUBE В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровой маркетинг / маркетинг территорий / туристический маркетинг / YouTube / digital marketing / territory marketing / tourism marketing / YouTube

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В.А. Храбрый, Е.И. Лоцан

В данной статье описано использование интернет-платформы YouTube в качестве инструмента туристического маркетинга с точки зрения туристических организаций и туристов. В статье также подчеркивается растущая роль индивидуального потребителя в туристическом маркетинге, что отражается в доминировании туристических видеороликов, созданных реальными туристами, а не официальными туристическими организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING YOUTUBE AS A TRAVEL MARKETING TOOL

This article describes the use of the Internet platform YouTube as a tool for tourism marketing from the point of view of tourist organizations and tourists. The article also highlights the growing role of the individual consumer in tourism marketing, which is reflected in the dominance of tourist videos created by real tourists, rather than official tourist organizations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ YOUTUBE В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА»

УДК 338.48

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ YOUTUBE В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

В. А. Храбрый Научный руководитель — Е. И. Лоцан

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: god siberia@mail.ru

В данной статье описано использование интернет-платформы YouTube в качестве инструмента туристического маркетинга с точки зрения туристических организаций и туристов. В статье также подчеркивается растущая роль индивидуального потребителя в туристическом маркетинге, что отражается в доминировании туристических видеороликов, созданных реальными туристами, а не официальными туристическими организациями.

Ключевые слова: цифровой маркетинг, маркетинг территорий, туристический маркетинг, YouTube

USING YOUTUBE AS A TRAVEL MARKETING TOOL

V. A. Khrabry Scientific supervisor — E. I. Lotsan

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: god siberia@mail.ru

This article describes the use of the Internet platform YouTube as a tool for tourism marketing from the point of view of tourist organizations and tourists. The article also highlights the growing role of the individual consumer in tourism marketing, which is reflected in the dominance of tourist videos created by real tourists, rather than official tourist organizations.

Keywords: digital marketing, territory marketing, tourism marketing, YouTube

Маркетинг туристических продуктов быстро меняется по мере того, как потребности, желания и ожидания туриста становятся все более требовательными. Благодаря использованию сети Интернет соотношение сил между отдельным туристом и туристическим сектором меняется в пользу потребителя. Чтобы максимизировать шансы на привлечение новых потребителей, маркетологи вынуждены взаимодействовать со своими потенциальными потребителями как можно раньше в процессе принятия решений путем предоставления гораздо большего количества предварительной информации о пункте назначения или продукте. Традиционные методы массового маркетинга, такие как брошюры, телевизионная реклама, потребительские выставки и шоу, становятся все менее актуальными для новых потребителей туризма. Как утверждает Джон Кинг в своей работе, «именно клиент может решать, как и когда он получит доступ к своей информации о путешествиях и туризме» [1]. Это не означает отказа от традиционных методов марктинга, но по мере того, как туристический рынок становится более переполненным, поскольку цены снижаются, а

доступ к новым направлениям и продуктам становится проще, возрастает необходимость использования всех возможных инструментов и методов для охвата потенциальных потребителей.

Одним из таких новых методов является использование визуального пользовательского контента (UGC) через сайты обмена видео, такие как YouTube, которые все чаще играют важную роль как в формировании имиджа места назначения и продукта, так и в противодействии любому негативному восприятию, напрямую связываясь с туристом. В отличие от традиционных методов маркетинга, такие сайты, как YouTube, Twitter*, Instagram*, Facebook*, ВКонтакте, облегчают двусторонний поток информации, позволяя потребителю «говорить» не только с туристическим бизнесом, но и с другими потребителями [2]. Следует признать, что традиционные основные туристические организации больше не являются единственным игроком, продающим пункт назначения или продукт - интернет предлагает возможность каждому туристу продать пункт назначения или продукт, прокомментировав его предложение. Такие сайты, как YouTube, TripAdvisory и YouTravel.me, также предоставляют пользователям форум для обмена и оценки своего опыта, и поэтому любой, кто комментирует пункт назначения или продукт, теперь является частью маркетингового процесса. Поскольку туристы все больше интересуются реальными и подлинными впечатлениями в свободное время, а их время становится все более ограниченным, они ищут источники информации, которые, насколько это возможно, усилят их впечатления и уменьшат их шансы на разочарование. Туристы распаковывают различные элементы отдыха, предоставляемые туристическими организациями, и теперь создают свой собственный набор впечатлений.

YouTube - это сайт, на котором пользователи могут загружать, делиться и смотреть видео, и он является мировым лидером на рынке потокового видео, на котором по данным «YouTubePress» ежедневно на нем просматривается 1 миллиард часов видео [3]. YouTube стал общедоступным в декабре 2005 года и за это время пережил поразительный уровень роста. Учитывая большую аудиторию, которую они привлекают (2 миллиарда активных пользователей ежемесячно и более 30 миллионов ежедневных пользователей по данным на 2021 год), неудивительно, что маркетологи используют YouTube в качестве инструмента туристического маркетинга [3]. Однако, как утверждает Рейнхард, их успех был ограниченным и что, «в то время как отдельные люди использовали YouTube в качестве платформы, чтобы оказаться в центре внимания, большинство брендов остались позади или в тени», то есть потенциал YouTube не был полностью реализован [4]. Рейнхард также отмечает, что для достижения долгосрочного успеха на YouTube маркетологи должны постоянно и часто публиковать освежающий контент, который имеет внутреннюю ценность для онлайн-аудитории. Эта неспособность обновлять свой контент является одном из наиболее частых критических замечаний со стороны потребителей онлайн-туристической информации [4].

Нет никаких сомнений в том, что технологии меняют способ представления туристических направлений и продуктов потребителю. Потенциальный турист теперь может посмотреть видео о том, как кто-то купается на Мальдивских островах, взбирается на вулкан Батур на острове Бали, проплывает под парусом Большой Барьерный риф или прогуливается по национальному парку Сьерра-де-Ирта, не вставая со своего места. Использование глянцевых брошюр для продажи нам изображения местаназначения или продукта быстро подходит к концу, поскольку статического визуального образа места назначения и продукта, фиксированного во времени уже недостаточно, чтобы привлечь потенциальных туристов.

* Запрещенные на территории РФ социальные сети

Благодаря таким сайтам, как УоиТиЬе, туристы могут получить немедленное и очень реальное представление о том, куда они хотят отправиться, просматривая видео, загруженные другими туристами.

Туристы не хотят, чтобы их пассивно развлекали, они хотят контролировать и определять, что происходит во время их отпуска, и УоиТиЬе предлагает им возможность искать очень конкретные мероприятия, смотреть обзоры и обращаться за помощью и советом о своем пункте назначения. Именно демократия таких сайтов, как УоиТиЬе, освобождает туриста. Теперь они могут решить, что они хотят делать, основываясь на опыте других туристов-единомышленников, поскольку туристы не хотят, чтобы им продавали пункт назначения или продукт, скорее они хотят быть активными в создании собственного опыта, основанного на опыте других единомышленников.

К таким туристам-единомышленникам можно отнести УоиТиЬе-канал «Туристы», который ведут Евгений и Лилия Дереновские с аудиторией более чем в 170 тысяч человек [5]. Это канал про путешествия, который не стремиться продать или продвинуть конкретное направление, а показывает места такими, какие они есть, с их плюсами и минусами. Показывает нетипичные места отдыха, которые обычное туристическое агентство не включит в тур.

Другой канал под название «Туту.ру», является проектом одноименного популярного на сегодняшний день онлайн-сервиса путешествий и ярким примером применения УоиТиЬе в качестве инструмента туристического маркетинга [6]. Хоть аудитория канала не столь велика (почти 18 тысяч человек) по сравнению с другими обозревателями путешествий, канал имеет популярность среди аудитории и ролики набирают сотни тысяч просмотров. Их контент весьма разнообразен и крайне полезен. Рубрика «Фокусы путешествий» рассказывает о тревелхаках и фишка путешествий, которые пригодятся каждому новичку или уже опытному путешественнику. «Туту.руЫуе» - это еженедельные прямые эфиры, в которых ведущие проекта показывают интересные места, ведут интервью с заядлыми путешественниками или рассказываем деятельности компании Туту.ру. Рубрика «Дух путешествий» является неким лекторием, в котором популярные путешественники описывают свой практический опыт в разных странах.

УоиТиЬе также является полезным маркетинговым инструментом для сектора размещения, поскольку он позволяет им создавать рекламные видеоролики, которые затем могут быть просмотрены людьми, ищущими их на УоиТиЬе. Использование каналов на видеохостингах является сейчас обычной практикой таких крупных сетей отелей как мНШоп, Л21ши1Но1еЮгоир и другие. Главное преимущество размещения видео наУоиТиЬе с точки зрения маркетинга заключается в том, что может привлечь внимание потенциальных клиентов к отелям. Однако УоиТиЬе также может выступать в качестве глаз и ушей потребителей и имеет возможность различать переднюю сцену (официальные изображения) и закулисье (неофициальные изображения), поскольку потребитель может загружать свои видео на УоиТиЬе, и это может изменить соотношение сил между потребителем и поставщиком услуги. Одна из скрытых опасностей УоиТиЬе с точки зрения компании заключается в том, что недовольные сотрудники также могут загружать бесполезные изображения за кулисами, и это может негативно сказаться на любой тщательно разработанной маркетинговой кампании, так же, как и на потребительском видео [7].

Есть веские основания полагать, что туристические организации должны использовать УоиТиЬе в рамках своей деятельности, так как он является весьма эффективным инструментом маркетинга. Однако идея, которая в равной степени применима и к другим инструментам, заключается в том, что туристические организации должны начать понимать, что туристы не хотят чувствовать, что им что-то продают. Хитрость туристических организаций заключается в том, чтобы заставить туристов поверить, что то, что они видят, реально. Это одна из причин, почему кампания «Туту.ру» и канал «Туристы». Именно этому

трюку туристические организации должны научиться в будущем, если они хотят добиться успеха в использовании новых маркетинговых каналов, таких как YouTube.

Библиографические ссылки

1. Кинг Дж. Маркетинговые организации назначения: объединение опыта, а не продвижение места // JournalofVacationMarketing. 2002. №8(2). С. 105-108.

2. Балакина О. Как с помощью UGC повысить доверие к бренду [Электронный ресурс]. URL: https://yagla.ru/blog/marketing/kak-s-pomoshchyu-ugc-povysit-doverie-k-brendu--2109m 94955/ (дата обращения 25.04.2022).

3. Статистика YouTube - 84 главных показателя [2021 год] [Электронный ресурс]. URL: https://logotip.online/blog/statistika-youtube/? (дата обращения 25.04.2022).

4. Рейнхард К. Бренды YouTube: 5 выдающихся лидеров в маркетинге YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://mashable.com/archive/youtube-brands (дата обращения 25.04.2022).

5. Официальный канал «Туристы» YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/c/Туристы (дата обращения 25.04.2022).

6. Официальный канал «Туту.ру» на YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCpHUd2qGOgguruwyg2ZQHfQ (дата обращения 25.04.2022).

7. Овчинникова Е.С. Особенности использования видеохостинга YоuТuве для продвижения бренда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-videohostinga-youtuve-dlya-prodvizheniya-brenda (дата обращения: 25.04.2022).

© Храбрый В. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.