Научная статья на тему 'Использование языковых единиц разного уровня в построении текста'

Использование языковых единиц разного уровня в построении текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8751
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
язык / речь / слово / словосочетание / предложение / текст (макротекст и микротекст) / связная речь

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уракова Фатима Каплановна

В статье рассматриваются языковые единицы разного уровня, являющиеся сквозными и способствующими развитию связной речи учащихся, формированию их базовых коммуникативных умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the basic linguistic units through the concepts promoting development of connected speech of pupils and formation of their basic communicative skills.

Текст научной работы на тему «Использование языковых единиц разного уровня в построении текста»

Ф. К. Уракова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ РАЗНОГО УРОВНЯ В ПОСТРОЕНИИ ТЕКСТА

Работа представлена кафедрой русской филологии Адыгейского государственного университета.

Научный консультант — доктор педагогических наук, профессор М. Х. Шхапацева

В статье рассматриваются языковые единицы разного уровня, являющиеся сквозными и способствующими развитию связной речи учащихся, формированию их базовых коммуникативных умений и навыков.

Ключевые слова: язык, речь, слово, словосочетание, предложение, текст (макротекст и микротекст), связная речь.

F. Urakova USAGE OF LANGUAGE UNITS OF VARIOUS LEVELS IN TEXT CONSTRUCTION

The paper discusses the basic linguistic units through the concepts promoting development of connected speech ofpupils and formation of their basic communicative skills.

Key words: language, speech, word, word combinations, sentence, text (macrotext and microtext), connected speech.

Осознание практической значимости теоре- ченности языка, об особенностях функциони-

тических знаний о законах и правилах образо- рования языковых единиц в речи развивают язы-

вания и изменения слов, о речевой предназна- ковое сознание учащихся, их речевую память,

вербальное мышление учащихся. Поэтому наиболее продуктивным, позволяющим раскрыть возможности работы по развитию связной речи на уроках русского языка в современной школе является выделение разделов работы по разви-

тию речи в соответствии с основными единицами языка. Наглядное представление о соотношении единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи дается в следующей таблице.

Таблица 1

Соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи

Разделы школьного курса русского языка Единицы языка, изучаемые в этих разделах Разделы работы по развитию речи

Фонетика Звук Работа над звуковой стороной речи

Словообразование Части слова Работа над значащими частями слова

Лексика, морфология и фразеология Слово, фразеологизм Работа над значением слова, фразеологизмом

Синтаксис Словосочетание. Предложение. Сложное синтаксическое целое Работа над синтаксическими средствами речи

Культура речи. Стилистика. Связная речь Все единицы языка. Текст Работа над культурой речи, стилистикой, связной речью

В настоящее время достаточно четко выделился подход к изучению языковых явлений, при котором лингвистические единицы рассматриваются в плане их взаимной связи, контекстуальной обусловленности и текстообразующей специфики. Это связано с реализацией функционального подхода к языку, при котором структурные, системные и содержательные характеристики анализируются во взаимодействии и требуют интегрирующего изучения, «при котором язык изучается на основе коммуникативных единиц, неразрывно соединяющих в своей смыслозавершенности все звенья целого дискурса» [4, с. 48].

Как утверждают ученые, коммуникативная направленность обучения языку реализуется, если при рассмотрении грамматических правил и определений, анализе речевого материала движение осуществляется от функции к форме, а не наоборот. «Структура и содержание изучаемого материала должна носить функциональный характер: основное внимание учащихся при их усвоении должно быть на-

правлено на функцию усваиваемого материала. Лексические и грамматические единицы, изучаемые на уроках, должны быть включены сначала в соответствующие речевые образцы, а затем — в систему речевых действий, выполняемых учащимися в различных ситуациях общения» [3, с. 117]. Это позволит добиться того, что система языка и его законы будут усваиваться как функционально значимые, а не только как познавательно значимые. Поэтому при изучении единиц языка необходимо следовать от функции изучаемого факта к его характеристике. «Показать функционирование лексических, морфологических, синтаксических средств в тексте, научить учащихся ими пользоваться в своей речи можно лишь в том случае, если основной единицей при изучении программных разделов школьного курса русского языка будет текст» [1, с. 24].

Выбор текста в качестве дидактической единицы, обеспечивающей синтаксическую основу изучения всех явлений языка и речи, находит теоретическое обоснование не только в

исследованиях, связанных с функциональным подходом к описанию фактов языка и его законов, но также и в системном подходе к обучению.

Системный подход в обучении предполагает изучение русского языка на основе системных связей его единиц и тем самым сближения процессов изучения языка и обучения речи в школе.

В связи с тем, что во всех исследованиях коммуникативной лингвистики основной единицей не только речи, но и языка признается соотношение текста с единицами других уровней, все средства языка в тексте становятся коммуникативно-значимыми, коммуникативно обусловленными, объединенными в определенную систему, «в которой каждое из них наиболее полно проявляет свои сущностные признаки и обнаруживает новые, текстообразующие функции». Следовательно, конечное назначение каждой единицы языка — «это тот вклад, который вносится ею в образование текста-сообщения» [3, с. 9].

Исходя из того, что основной целью обучения русскому языку в национальной школе является речевое развитие учащихся, мы опираемся на следующие сквозные лингвистические понятия: слово, словосочетание, предложение и текст, которые соотносятся с номинативными единицами языка (слово, словосочетание) и коммуникативными единицами языка (предложение, текст). Рассмотрение данных единиц на уровне сквозных понятий обязывает изучать их с разных сторон на протяжении обучения всем разделам русского языка.

Слово как первоэлемент высказывания изучается на всех этапах обучения русскому языку, в различных разделах. Так, с точки зрения фонетической рассматривается звуковая оболочка; выделяются гласные и согласные звуки, которые составляют слово; определяется слог, на который падает ударение и т. д. От знания лексического значения слова зависит правильность понимания высказывания и всего текста в целом, а также понимание изобразительно-выразительных средств и выразительность собственной речи.

Процесс овладения словом включает не только усвоение значения слова, его правопи-

сания, но и сочетательные возможности данного слова, практическое овладение нормами согласования и управления. Сочетаемость рассматривается как основное свойство языковых единиц, обеспечивающих их функционирование в речи. Ее можно назвать органическим, постоянным свойством языковых единиц, которые употребляются в речи в зависимости от целей и задач общения.

Анализируя различные синтаксические модели, Г. А. Золотова утверждает, что «синтаксические возможности слова обусловлены прежде всего его категориальной семантикой» [2, с. 59]. Вступая в предложение конкретной структуры на основе определенных функций своего класса, синтаксема приобретает статус его компонента.

В основе анализа предложения лежит учение о членах предложения, которые не только выражают синтаксические (грамматические) функции слов в предложении, но и имеют непосредственную связь с содержанием мысли, так как единицы синтаксиса являются средством формирования и выражения мысли и выполняют определенную текстообразующую роль.

Словосочетание — самостоятельная языковая единица, отличающаяся от слова и предложения и занимающая промежуточное положение между ними.

В иерархической системе синтаксических единиц предложение занимает центральное положение, и его, как и словосочетание, можно рассматривать «снизу» и «сверху»: идти от слов и словосочетаний к предложению и вычленять предложения из текста.

В процессе образования предложения происходит выбор структурной схемы и ее наполнение лексическим материалом. Предложение образуется тогда, когда есть потребность в выражении мысли. Обычно такая потребность обусловлена актом общения. В этом раскрывается коммуникативная сущность предложения. Выбор схемы определяется формой мысли и характером ее членимости. Членение предложения на «данное» и «новое» дополняет логико-структурное членение в акте коммуникации.

Порядок слов в предложении устанавливает последовательность различных по коммуни-

кативной значимости компонентов высказывания, что служит более точной передаче смысла высказывания. При разном порядке слов меняется коммуникативное назначение предложения, его смысл.

Функционирование языковых единиц в процессе речевой деятельности (тексте) обусловлено их семантикой и грамматическими свойствами. Чтобы научить учащихся определять смысловое назначение и роль единиц языка в построении речи, необходимо рассматривать их в контексте, а не изолированно. Именно в контексте реализуется семантика единиц всех уровней (Г. В. Колшанский).

Единицей, которая объединяет все элементы языка в определенную стройную систему, является текст, основная единица речи, «высшая единица синтаксического уровня» [5, с. 9]. Мы рассматриваем текст как результат речевой деятельности в устной или письменной форме, обладающий смысловой завершенностью и структурным единством.

Бесспорно, основным элементом структуры текста является предложение, или по-другому высказывание, фраза, текстема. Предложение в тексте осознается и воспринимается не само по себе, а «в отношении своих связей с другими предложениями, как часть целого, как компонент, “клеточка” текста» [6, с. 17]. В одном предложении нельзя выразить мысль полностью, лишь какую-либо ее часть, какую-либо сторону, потому что полный смысл раскрывается только в группе предложений, куда входит данное. Эти предложения могут предшествовать ему или следовать за ним. Наиболее часто встречающееся обозначение группы предложений, связанных по смыслу, — сложное синтаксическое целое (ССЦ) и сверхфразовое единство (СФЕ). Это сложные структурные единства, состоящие более чем из одного самостоятельного предложения, обладающие смысловой целостностью в контексте связной речи и выступающие как часть завершенной коммуникации. Таким образом, в лингвистике текста различаются два основных объекта:

1) макротекст — текст в широком смысле этого слова — законченное произведение, под-

чиняющееся определенным законам строения и характеризующееся определенным набором специфических текстовых признаков — категорий (И. Р. Гальперин);

2) микротекст — текст в узком смысле слова — когда предметом изучения становится сверхфразовое единство (Н. Д. Зарубина, О. И. Москальская, Г. Я. Солганик).

Микротексты и макротексты обладают всеми признаками и категориями единого текста-произведения. Более того, макротекст — это всегда совокупность микротекстов, расположенных в виде иерархически организованной линейной последовательности.

Смысловая связь между предложениями в тексте обеспечивается соответствующими лексико-грамматическими средствами. Чаще всего предложения в тексте связаны цепной или параллельной связью. Цепная связь реализуется посредством повторения в том или ином виде какого-либо члена предыдущего предложения, развертывания части его структуры в последующем предложении. Повтор в данном случае выражает структурную соотнесенность предложений, их теснейшую связь.

При параллельной связи предложения, входящие в ССЦ, более самостоятельны. В них обычно наблюдается синтаксический параллелизм, который выражается в использовании одинаковых структурных типов предложения (нераспространенные или распространенные, двусоставные или односоставные, простые или сложные, неосложненные или осложненные), одинаковый порядок расположения членов предложения, совпадение видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Некоторые авторы выделяют и третий тип связи в ССЦ. Это смешанная связь (В. В. Ба-байцева, Г. А. Золотова, Л. М. Лосева). В сложных синтаксических целых со смешанной связью совмещается параллельная и цепная связь. Для них более характерной является связь от параллельной к цепной связи.

Анализ языковых единиц, их грамматических особенностей способствует не только взаимосвязи изучения единиц языка разных уровней, но и тому, что изучение грамматических явлений становится доступным и интересным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. М.: Флинта: Наука, 1998. 144 с.

2. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 368 с.

3. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. М.: Флинта: Наука, 1998. 176 с.

4. Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М., 1980. 149 с.

5. Москальская О. И. Грамматика текста. М., 1981. 183 с.

6. Шендельс Е. И. Грамматика текста и грамматика предложения // Иностранные языки в школе. 1985. № 4. С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.