Научная статья на тему 'Использование Web-технологий в образовании'

Использование Web-технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2925
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / РУССКИЙ ЯЗЫК / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / РЕСУРС СЕТИ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ РКИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СЕТЕВАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА / ВИРТУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатулина Ольга Ивановна

В статье рассматриваются возможные пути изучения русского языка с помощью сети Интернет и выявление наиболее популярных из них. Предлагаются методические рекомендации по использованию учебных Интернет-материалов в обучении русскому языку на профильном уровне, дается характеристика сфер применения многообразных возможностей Интернет-технологий, которые могут быть использованы в лингводидактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование Web-технологий в образовании»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Гизатулина О.И.

Гизатулина Ольга Ивановна - преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются возможные пути изучения русского языка с помощью сети Интернет и выявление наиболее популярных из них. Предлагаются методические рекомендации по использованию учебных Интернет-материалов в обучении русскому языку на профильном уровне, дается характеристика сфер применения многообразных возможностей Интернет-технологий, которые могут быть использованы в лингводидактической деятельности.

Ключевые слова: Интернет, русский язык, учебная деятельность, процесс обучения, ресурс сети, современное образование, информационно-образовательное пространство, коммуникативная компетенция, учебно-воспитательный процесс, дистанционное обучение РКИ, Интернет-технологии, Интернет-ресурсы, сетевая лингводидактика, виртуальная языковая среда обучения.

В условиях технических изменений современного образовательного процесса, учитывается необходимость достижения нового качества образования, обеспечения процесса целостного развития личности, можно говорить об актуальной необходимости научить каждого студента получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Для этого перспективным направлением развития современного образования является возможность создания комфортных условий с точки зрения обеспечения организации учебной деятельности, за счет создания информационно-коммуникационной образовательной среды. Основными составляющими этой среды стали достижения качества образования, диктуемые обновляющимися стандартами образования нового поколения и дидактическими возможностями средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и Web-технологий.

Развитие компьютерных и Web-технологий неизбежно ведет к информатизации всех видов образовательной деятельности, в частности — создания информационно-образовательного пространства. Приоритетными направлениями создания информационно-образовательного пространства являются внедрение и использование дидактических возможностей интернета, Web-технологий (Web-сервисы, образовательные Web-ресурсы, сетевые сообщества) в учебный процесс высшего образования, что позволят организовывать процесс обучения так, чтобы студенты активно, с интересом и увлечением работали на занятиях, видели результаты своего труда и могли самостоятельно их оценить. Помочь в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Использование компьютера на занятиях позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и интерактивным.

Сегодня выделяются следующие основные сферы применения многообразных возможностей интернет-технологий: как средство получения информации, как средство коммуникации, как средство развлечения, как средство обучения.

Остановимся подробнее на возможностях Интернет-технологий, которые могут быть использованы в лингводидактической деятельности.

Как источник информации интернет позволяет получить доступ к неограниченному количеству текстовых, звуковых и видеоматериалов на разных языках (электронные газеты и журналы, электронные версии печатных изданий, каталоги библиотек; архивы, сайты музеев, учебных заведений; транскрипты некоторых телевизионных программ, сценарии кинофильмов, веб-странички известных политических деятелей и деятелей культуры и т. д.). К источникам информации можно также отнести различные поисковые системы общего назначения (Google, Рамблер, Яндекс и др.) и специализированные поисковые системы, порталы и базы данных, систематизирующие ресурсы по определенной тематике и ориентированные на практические потребности пользователей.

Преподаватели, применяющие Интернет-технологии в процессе обучения русскому языку как иностранному, отмечают, что электронная коммуникация является эффективной языковой практикой, при которой осуществляется переход от формы к содержанию в сторону истинного общения.

Наибольший интерес представляет такая сфера применения Интернет-технологий, как средства обучения, т. е. обучающие ресурсы по русскому языку как иностранному, размещенные в интернете.

Возможности Интернета огромны. Здесь мы найдем кучу информации: книги, журналы, телепередачи, фильмы, словари, справочники и так далее. Вы можете общаться с людьми, участвовать в конференциях, дискуссиях, конкурсах и олимпиадах. Именно это способствует повышению мотивации изучения русского языка, позволяет применять полученные знания на практике, обеспечивает «живое» общение со сверстниками.

Изучив интернет-ресурсы, которые способствуют изучению русского языка, мы можем выделить следующие наиболее эффективные:

• Самостоятельное изучение русского языка с помощью сайтов и сервисов.

• Участие в олимпиадах, конкурсах и тестированиях.

• Получение образования с помощью дистанционного обучения.

Интернет дает нам огромную возможность в самостоятельном изучении русского языка. В глобальной паутине существует множество сайтов, направленных на изучение языка. Здесь мы можем найти огромное количество справочного и учебного материала и пособий по пунктуации, орфографии, лексике, транскрипции, а также словари. Кроме этого, Интернет нам предоставляет видео-уроки, тесты, специальные программы. А также вы можете изучать русских язык с огромным удовольствие, читая книги и слушая аудиокниги, просматривая любимые фильмы на русском языке с субтитрами.

Следует отметить, что «использование Интернета на занятиях не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться». [6, с. 27]. Найти ответы на эти вопросы необходимо на этапе подготовки к занятиям.

Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования студентов, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Однако само по себе наличие доступа к

Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Они должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:

- аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);

- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;

- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;

- умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;

- умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

В дидактическом плане Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.

Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т. е. коммуникации посредством Интернет-технологий) — электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции и др., что можно использовать для овладения письмом и письменной речью. Например, сегодня с помощью интернета можно вступать в письменную коммуникацию в режиме on-line, создавая аутентичную ситуацию диалогического общения в письменной форме. Помимо этого, Интернет дает возможность реализации коммуникативного подхода к обучению, письменным видам речевой деятельности. В связи с тем, что сообщения в сети Интернет становятся, потенциально доступны всем пользователям, это повышает ответственность в познаниях языка (например, Chat, Instagram, WhatsApp, Skype). Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении русскому языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей в качестве средства поиска информации и доступа к знаниям. Поисковые системы «WWW» позволяют преподавателю использовать на занятиях аутентичные аудио, видео и текстовые материалы, знакомиться с художественными произведениями авторов из страны изучаемого языка, приобщиться к культуре и т. д.

Коллекция мультимедийных ресурсов:

1. «Learn Russian» (http://learnrussian.rt.com) - это сетевой мультимедийный учебник для начинающих изучать русский язык. Есть упражнения, аудио, отличные таблицы, топики от алфавита до научного стиля речи.

https://reaUanguage.club/russkij-yazyk/

2. Русский онлайн (http://www.rus-on-line.ru/index.html) - это интерактивные упражнения, наглядные таблицы.

3. Интерактивные тренировочные упражнения и тесты по грамматике от элементарного до продвинутого уровня:

http://www.russian.ucla.edu/flagship/russianflagship/Grammar.html

4. Русский язык для всех (http://www.russianforeveryone.com/) - начальный курс русского языка (алфавит, словарь, грамматика, игры).

Webквест (интернет-проект) — самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он предполагает проведение проекта. В интернете можно выполнять задания на написание web- вестов, которые впоследствии можно использовать при индивидуальной или групповой работе на занятиях: Например:

ВЕБ - КВЕСТ «Лексика русского языка»

http://elle903 .wixsite.com/leksika

ВЕБ - КВЕСТ «Великое наследие»

https://sites.google.com/site/muzejrusskogoslova/home

Используя Интернет в учебной деятельности, преподавателю необходимо определить целесообразность их применения, то есть на достижение каких целей и решение дидактических задач направлено использование того или иного ресурса. Образовательные Web-ресурсы можно использовать в различных видах учебной деятельности: использование аутентичных Web-ресурсов в рамках соответствующей темы занятия, самостоятельная работа студентов по поиску необходимой информации в рамках заданной темы.

В настоящее время мы можем приобрести самоучители, учебные материалы и пособия для изучения русского языка, записаться в школу, на курсы или рассылки и изучать язык, не выходя из дома. Таким образом, дистанционное обучение предоставляет возможность выучить русский язык всем, у кого есть компьютер и интернет, дает возможность посещать занятия виртуальных школ и изучать русский язык в комфортной домашней обстановке и в любое удобное для вас время. Однако есть достоинства и недостатки такого изучения. Рассмотрим их.

Достоинства:

• Исключение личного контакта с преподавателем и с другими студентами, что в некоторых случаях поможет избавиться от психологического дискомфорта.

• Возможность создания гибкого и удобного графика занятий.

• Экономия. Даже если видео уроки платные, они все равно дешевле индивидуальных уроков.

• Обучение является интересным и позволяет применение разнообразного медийного материала, за счет чего усвоение материала идет лучше.

Недостатки:

• Отсутствия влияния преподавателя на учащегося, за счет чего теряется контроль и часто эффективность занятий.

• Ухудшение усвоения материала из-за отсутствия физического взаимодействия. Мимика и жесты преподавателя, а также его голос, тоже задействуют на запоминание материала.

• Необходимость качественной интернет связи, чтобы занятие не прерывалось и приносило максимальную пользу и эффективность.

Применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет и преподавателю реализовать свои творческие педагогические идеи, обменяться опытом с коллегами и получить оперативный отклик, а студентам дает возможность самостоятельно выбирать индивидуальный план обучения: систему тренировочных заданий и задач в зависимости от уровня владения языком, способы контроля и коррекции знаний. Таким образом, реализуется основное требование современного образования — выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, стимулирование их личностного развития.

Использование сети Интернет расширяет спектр реальных коммуникативных ситуаций, повышает мотивацию студентов, позволят эффективнее применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач. Очевидна актуальность и практическая необходимость применения Интернета в процессе обучения иностранному языку. Поскольку в рамках программы модернизации высшего образования, мы говорим о внедрении деятельностного подхода в обучении и успешном формировании коммуникативной и информационной компетенции студентов.

Список литературы

1. Ахмедов Н.Б. Формирование модели применения ИКТ в школе. Материалы Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» (ИТО-2004). М., 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ito.edu.m/2004/MoscowЛII/3/III-3-4153.html/ (дата обращения: 11.12.2018).

2. Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно -практической конференции. М., 2004.

3. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999/ (дата обращения: 11.12.2018).

4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 1-2.

5. Миловидова процесса коммуникативно-прагматического обучения русскому языку как иностранному в формате русско-финского сетевого диалога. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2007.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

SOME NOTES ON THE MEMOIRES OF BABUR Otaqulova D.

Otaqulova Dildora - Teacher, DISTRICT SCHOOL №18, BAYAUT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is aimed to comment the Memoires of one of the most prominent Central Asian scientist - Babur, and to reveal descriptions offlora and fauna made in that piece of writing.

Keywords: Babur, memoirs, description, flora, fauna, observer.

Babur was certainly one of the most illustrious sovereigns that ever filled an eastern throne. Haidar Mirza states that "...he [Babur] was a prince adorned with various excellences, and distinguished for his admirable qualities. Of all these qualities his generosity and humanity took the lead. In Turki poetry, after Mir Ali Shir, none equaled him". Of all his literary works, "Memoirs" is the most remarkable. His description of the countries he visited, their scenery, climate, productions, and works of art and industry are more full and accurate than will, perhaps, found in equal space, in any modem traveler, and considering the circumstances in which they were complied, are truly surprising.

The best thing in the Indian portion of the "Memoirs" is the description of India and of its flora and fauna, which covers about 20 pages of J. Leyden and W. Erskine's translation, and to this should be added the table of revenues. These descriptions occur not only in J. Leyden and W. Erskine's "History of India" [3], but also in Pavet de Courteille's translation of Babur's "Memoirs" into French [2]. Babur's description of India does much credit to his observation and industry, and we may say of it, as well as of the whole of his "Indian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.