Научная статья на тему 'Использование Vr- и AR-технологий в туризме'

Использование Vr- и AR-технологий в туризме Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
4643
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ВИРТУАЛЬНАЯРЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯРЕАЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / ПРОБЛЕМЫ / РЕШЕНИЯ / РАСЧЁТЫ / CENTURY OF HIGH TECHNOLOGIES / VIRTUAL REALITY / AUGMENTED REALITY / TOURISM / PROBLEMS / SOLUTIONS / CALCULATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Глушкова Анастасия Сергеевна

В данной статье были рассмотрены возможности внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в сферу туризма РФ. Раскрыт понятийный аппарат данных явлений, приведены их основные различия.Так же в статье были выявлены преимущества использования VRи ARтехнологий в туризме. Проведён анализ отечественного опыта внедрения виртуальной и дополненной реальности в туристскую индустрию. На основе анализа были выявлены сдерживающие факторы развития данных направлений, а так же предложены способы решения проблем. Произведён расчёт внедрения VR-тренажёра в работу туристской организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of VR and AR technologies in tourism

The article is focused on opportunieties of virtual and augmented reality application. The adavntages of using VR and AR technolodgies in tourism are explored. The expierence of VR and AR technolodgies in russian tourism is analyzed. The problems are considered are solutions are suggested. The calculation of the implementation of the VR-simulator in the work of a tourist organization.

Текст научной работы на тему «Использование Vr- и AR-технологий в туризме»

Использование VR- и AR-технологий в туризме The use of VR and AR technologies in tourism

Глушкова Анастасия Сергеевна

Магистр, Санкт-Петербургский государственный университет

Россия, Санкт-Петербург glushkova-nastyusha@inbox.ru

Glushkova Anastasia Sergeevna

Magistr, Saint - Petersburg State University Russia, Saint-Petersburg glushkova-nastyusha@inbox.ru

Аннотация.

В данной статье были рассмотрены возможности внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в сферу туризма РФ. Раскрыт понятийный аппарат данных явлений, приведены их основные различия.Так же в статье были выявлены преимущества использования VVR^ Л^гехнологий в туризме. Проведён анализ отечественного опыта внедрения виртуальной и дополненной реальности в туристскую индустрию. На основе анализа были выявлены сдерживающие факторы развития данных направлений, а так же предложены способы решения проблем. Произведён расчёт внедрения VR-тренажёра в работу туристской организации.

Annotation.

The article is focused on opportunieties of virtual and augmented reality application. The adavntages of using VR and AR technolodgies in tourism are explored. The expierence of VR and AR technolodgies in russian tourism is analyzed. The problems are considered are solutions are suggested. The calculation of the implementation of the VR -simulator in the work of a tourist organization.

Ключевые слова: век высоких технологий, виртуальнаяреальность, дополненнаяреальность, туризм, проблемы, решения, расчёты.

Key words: century of high technologies, virtual reality, augmented reality, tourism, problems, solutions, calculation.

Глобальная цифровизация различных отраслей мировой экономики приводит к поиску новых способов взаимодействия человека с развивающимся цифровым миром, поэтому с каждым годом возрастает популярность применения VR- и AR-технологий.

Название AR-технологии произошли от английского словосочетания «augmentedreality», что означает "расширенная реальность". Применение AR-технологий позволяет использовать элементы цифровой среды в реальном мире с помощью специальных устройств[9]. Чаще всего для того, чтобы воспользоваться AR-технологиями пользователю достаточно иметьсмартфон и выход в интернет. Это делает их доступными и простыми в эксплуатации.

Создание виртуальной реальности (от анг. "virtualreality") задействует различные органы чувств человека: осязание, зрение, слух, обоняние и другие. Виртуальная реальность имитирует реальный мир и происходящие в нём процессы. Для перехода из реального в виртуальный мир необходимо использование специальных устройств: VR-очков, VR-костюмов и VR-комнат^]. Из-за необходимости наличия дорогостоящего оборудования и постоянного наблюдения специалистов использование VR-технологий становится не только более дорогим, но и более сложным для использования, поэтому этот сектор рынка развивается значительнее медленнее, чем сектор AR-технологий.

Согласно исследованию, проведённому в 2019 году Ассоциацией виртуальной и дополненной реальности России и СНГ, 85% промышленных предприятий в России предпочитают использовать больше

технологии дополненной реальности, чем технологии виртуальной реальности. В 2020 году уже более 68% промышленных предприятий в России собираются инвестировать в развитие АЯ-технологий[6].

В конце 2019 года на сайте министерства экономического развития Российской Федерации была опубликована дорожная карта развития технологий виртуальной и дополненной реальности. По благоприятным прогнозам министерства России через 5 лет сможет выйти на мировой VR- и AR-рынок и занять не менее 15%мирового рынка VR и AR-технологий [7].

VR- и AR-технологии в России только выходят на массовый рынок, поэтому привлекают внимание своих потенциальных покупателей. Современный покупатель предпочитает покупать не конкретные товары и услуги из-за их полезных потребительских свойств, а эмоции, которые он испытает от эксплуатации этих товаров и услуг. Эта тенденция привела к развитию экономики впечатлений, которая стимулирует продавцов постоянно придумывать и предлагать необычные услуги и товары, которые могли бы подарить покупателю необычный опыт и мотивировать его на новую покупку[5].

На данный момент VR- и AR- технологии используются в образовании, медицине, социальных сетях, торговле и недвижимости, маркетинге. Однако применение данных технологий в развитии российского туризма достаточно ограничено.

Одним из наиболее значимых проектов является гид по российским музеям с дополненной реальностью "ARTEFACT". Проект был запущен в 2017 году и на данный момент в системе зарегистрировано 157 музеев, среди которых знаменитый Русский музей, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и многие другие. Принцип работы приложения довольно простой: пользователь наводит на объект показа камеру своего смартфона и получает полную информацию. Он может услышать не только экскурсию от аудиогида, но и увидеть недостающие фрагменты произведения, эскизы, вид до реставрации. Кроме того туристы в разделе "Каталог" могут просматривать объекты показа в любом из понравившихся музеев из любой точки мира[1].

Создатели проекта "Виртуальный гид" решили использовать возможности создания 360° фото- и видеосъёмки и создали информационный портал, предлагающий виртуальные туры по заведениям и достопримечательностям города Уфы и Республики Башкортостан[2]. Несомненным достоинством проекта является возможность оценки средств размещения, пунктов питания и городской инфраструктуры ещё до совершения путешествия. Таким образом, турист сможет сделать более обоснованный выбор.

Нельзя не отметить высокое качество изображений, использующихся при создании 3D туров. Многие люди (особенно молодые поколения) ориентируются на визуальное восприятие продукта. В большинстве случаев, если внешний вид товара привлекает покупателя, то велика вероятность совершения покупки. Именно поэтому проект может служить средством привлечения дополнительного турпотока из других городов России.

Привлечь внимание к своему бренду с помощью VR- и AR- технологий решили и владельцы сети отелей "Intercontinental". В 2016 году один из отелейв Москве оборудовал очками виртуальной реальности свою клубную гостиную для того, чтобы гости смогли совершить виртуальное кругосветное путешествие и посмотреть другие отели сети, расположенные в разных уголках земного шара[4].

Какие преимущества от использования технологий виртуальной и дополненной реальности в туризме можно выделить?:

Во-первых, возможность быстрого и комплексного знакомства с предполагаемой дестинацией. При использовании технологий виртуальной реальности клиент получает возможность задействовать не только органы зрения, но и слух, обоняние, осязание и получает более точные данные, на основе которых и принимается решение о поездке.

Во-вторых, использование виртуальной реальности открывает доступ к любым путешествиям людям с ограниченными физическими возможностями. Они могут побывать в самых труднодоступных местах без нанесения ущерба своему здоровью.

В-третьих, использование дополненной может стать отличным дополнением к экскурсионной программе, если объект показа сохранился частично или находится в труднодоступном месте. С помощью новых технологий любой человек сможет увидеть, как жили люди в различные эпохи, как выглядели города несколько тысяч лет назад.

В-четвёртых, демонстрация туристскойдестинации в виртуальном пространстве позволяет задавать любые условия для показа: менять погоду, время года, количество отдыхающих. Турист может получить более полную информацию о жизни в дестинации в разных условиях и более осознанно подойти к подготовке своего путешествия.

В-пятых, внедрение VR- и AR-технологий расширяет возможности бюджетных путешественников, которые предпочитают самостоятельно планировать маршрут, искать информацию о дестинациях и объектах показа, бронировать билеты и средства размещения. Новые технологии позволяют получить любую информацию с помощью нескольких кликов.

В-шестых, VR- и AR-технологии одновременно и дают возможности для развития туристского бизнеса. Для туроператоров это возможность сократить расходы и время на просмотр и изучение различных дестинаций, трансферов, средств размещения и пунктов питания. Но качество итогового турпродукта не пострадает, так как туроператор сможет оценить всю необходимую инфраструктуру в виртуальном пространстве.

В - седьмых, использование новых технологий может подтолкнуть клиентов к совершению покупки. В первую очередь это касается потребителей, которые привыкли платить за результат. Демонстрация итогового турпродукта поможет туристу сформировать своё отношение к покупке и, если сформировались позитивные ассоциации, подтолкнёт к покупке тура [3].

Возможности применения VR- и AR-технологий в туризме неограниченны:

- демонстрация объектов показа в AR-пространстве на выставках, в музеях для того, чтобы показать дополнительные свойства объекта или возможности его применения в реальном мире;

- использование VR-технологий для совершения виртуальных туров с целью оценки инфраструктуры и дестинации;

- использование AR-технологий в аэропортах, средствах размещения, пунктах питания для получения необходимой информации (например, с помощью QR-кодов);

- использование AR-технологий при создании мобильных гидов по туристским дестинациям позволяет туристам не только получить необходимую информацию, но и посмотреть на дестинацию в различные периоды её существования.

- использование VR-технологий, как отдельного аттракциона в туристской дестинации.

Однако у развития VR и AR-технологий в России существует несколько сдерживающих факторов:

Во-первых, нехватка квалифицированных специалистов, которые могли бы работать над созданием и продвижением VR/AR-технологий. Сейчас на рынке чувствуется острая нехватка квалифицированных разработчиков сценариев и программного обеспечения. Для того, чтобы удовлетворить этот спрос необходимо обеспечить квалифицированную подготовку специалистов в технических вузах. Например, в 2019 году в Высшей инжиниринговой школе НИЯУ МИФИ была запущена новая образовательная программа магистратуры "Технологии виртуальной и дополненной реальности для проектирования технологических систем", где

студенты будут участвовать в разработке проектов уже с первого курса[10]. Однако подобные программы открыты не во всех высших учебных заведениях, поэтому дефицит специалистов будет расти, а немногие квалифицированные кадры предпочтут работать в крупных компаниях с широкими финансовыми возможностями, чем в маленьких стартапах. Учитывая то, что туристический рынок в основном занимают представители малого и среднего бизнеса, которые не смогут предложить необходимым специалистам достойные условия труда и высокую заработную плату.

Во-вторых, стоимость внедрения АЯ/УЯ-технологий в производство. Многие технологические стартапы (в том числе и в туризме) разрабатывают свои пилотные проекты благодаря энтузиазму разработчиков, но, к сожалению, не реализуются из-за отсутствия необходимых финансовых вложений.

Проведём расчёт приблизительных инвестиций для внедрения УЯ и АЯ технологий в туристский проект. Для примера рассчитаем стоимость внедрения УЯ-очков в туристкой организации для того, чтобы демонстрировать потребителю конечный турпродукт.

Согласно исследованию, проведённому ТАЭУ^ег, ориентировочная стоимость пилотного проекта по внедрению УЯ тренажёра равняется 10 млн. рублей. Примерный срок реализации проекта - 5-6 месяцев. Для реализации проекта потребуется собрать команду из 7-8 человек.

Для разработки и внедрения УЯ-тренажёра потребуется:

- специальное оборудование;

- разработка специального программного обеспечения;

- создание необходимых сценариев;

- наполнение контентом;

Согласно проведённому исследованию ТАЭУ^ег , большая часть бюджета идёт на разработку контента

- 65%.

10 000 000 / 100 *65 = 6 500000 рублей

Разработка одного из сценариев занимает 15% от бюджета:

10 000 000/100*15 = 1 500 000 рублей

На закупку специального оборудования отведено 10% от бюджета:

10 000 000/100*10 = 1 000 000 рублей

И на разработку специального программного обеспечения и интеграцию проекта отводится по 5 % от бюджета:

10 000 000/100*5= 500 000 рублей [8]

Однако выше был приведён расчет внедрения УЯ-очков только с одним виртуальным пространством (контентом) и сценарием, то есть турист сможет увидеть с их помощью только один конечный турпродукт, что совершенно невыгодно для турагентов и туроператоров. Предположим, что на запуске проекта было решено продемонстрировать потенциальным туристам 5 конечных турпродуктов. Рассчитаем общую стоимость работ по разработке контента и сценариев.

Стоимость разработки контента в этом случае составит:

6 500 000 * 5= 32 500 000 руб.

Стоимость разработки сценариев составит:

1 500 000 * 5=7 500 000 руб.

Таким образом, конечная стоимость работ по внедрению УЯ-очков в туристской организации будет составлять:

32 500 000 + 7 500 000+ 1 000 000 + 500 000 + 500 000 = 42 000 000 руб.

Можно сделать однозначный вывод о том, что внедрение VR и AR технологий в туризме требует дополнительного притока денежных средств со стороны частных инвесторов, либо государства, так как средняя туристская компания на рынке с прибылью до 500 тыс. рублей не сможет позволить себе реализацию данного проекта.

В-третьих, сопротивление руководства, которое не желает переходить на новые методы работы. Это одна из особенностей нашего менталитета - движение по уже наработанным схемам. Любое отклонение у руководства вызывает страх, который и мешает решиться на эксперимент [8].

Способы решения данных проблем:

- поиск инвесторов заинтересованных в крупных туристских проектах;

- сотрудничество с технологическими стартапами и разработчиками ПО на выгодных условиях;

- получение государственного финансирования в виде денежных грантов на реализацию технологических проектов в туризме;

- поиск и сотрудничество с талантливыми студентами технических вузов;

- обмен опытом с зарубежными коллегами;

- демонстрация руководству положительного зарубежного опыта.

Таким образом, использование УИ/ЛЯтехнологий позволит увеличить внутренний и въездной турпоток, сократить время и расходы на поиск информации о туристских дестинациях и планирование тура как для бюджетных путешественников, так и для туристских организаций и расширить возможности экскурсионной программы. Однако на данный момент развитие УЯ/ЛЯтехнологий в туризме затруднено из-за наличия проблем, требующих решения.

Список используемой литературы:

1. ARTEFACT [Электронный ресурс]: сайт проекта.- URL: https://ar.culture.ru/national-project-culture2024 (Дата обращения:28.01.2020)

2. Виртуальный гид [Электронный ресурс]: сайт проекта. - URL:https://virtualgid.ru/ (Дата обращения:28.01.2020)

3. Виртуальная реальность в туризме [Электронный ресурс]: специализированный магазин устройств виртуальной, дополненной и смешанной реальности "Виртуальные очки".- URL: https://virtualnyeochki.ru/stati/virtualnaya-realnost-v-turizme (Дата обращения: 28.01.2020)

4. InterContinentalMoscowTverskaya — первый в России отель с виртуальной реальностью [Электронный ресурс]: информационное издание "Lofficielvoyage." - URL: https://www.lofficielvoyage.ru/gde-to-tam/intercontinental_virt/ (Дата обращения: 28.01.2020)

5. Комарова К.О. Феномен экономики впечатлений [Электронный ресурс]: международный студенческий научный вестник. - URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13481 (дата обращения: 29.01.2020).

6. Мотренко Е. VR перемен: как измененная реальность завоевывает реальную [Электронный ресурс]: информационное издание "Известия.RU".- URL: https://iz.ru/951621/elena-motrenko/vr-peremen-kak-izmenennaia-realnost-zavoevyvaet-realnuiu (Дата обращения: 28.01.2020)

7. Россия может к 2025 году занять 15% мирового рынка VR/AR[Электронный ресурс]: информационное издание Телеспутник. - URL: https://telesputnik.ru/materials/tekhnika-i-tekhnologii/news/rossiya-mozhet-k-2025-godu-zanyat-15-mirovogo-rynka-vr-ar/ (Дата обращения: 28.01.2020)

8. Рынок промышленных VR/AR-решений в России Исследование TAdviser[Электронный ресурс]: база знаний о технологиях, ИТ - проектах и профессионалах отрасли TADViser.-URL:http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Рьшок_промьIшленньIх_'VR/ЛR_решений_в_России_(исследование _TAdviser) (Дата обращения:28.01.2020)

9. Скрынникова А. Все, что нужно знать про VR/AR-технологии [Электронный ресурс]: информационное издание "Rusbase".-URL:https://rb.ru/story/vsyo-o-vr-ar/ (Дата обращения: 28.01.2020)

10. Специалистов по VR и AR технологиям для индустрии будут готовить в МИФИ [Электронный ресурс]: информационное издание "Интерфакс".-URL: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/3273/ (Дата обращения: 28.01.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.