УДК 004.4:378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЯ POWERPOINT
ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Ольга Станиславовна Мальченкова, канд. техн. наук, доцент
ФГБОУ ВО Великолукская государственная сельскохозяйственная академия,
Россия, г. Великие Луки
Актуальной задачей современного образования является использование интерактивных средств обучения, благодаря которым повышаются интерес к процессу обучения, возможность построить индивидуальную образовательную траекторию, удерживать внимание и активность обучающегося в течение длительного времени без накопления избыточной утомляемости и т.д. При этом сохраняются и цель, и содержание образовательного процесса, однако акцент переносится с «восприятия» на «взаимодействие». При этом взаимодействующей стороной может выступать преподаватель, если обучение построено по индивидуальной программе; другой обучающийся или небольшая группа обучающихся, если реализуются деловая или образовательная игра, а также обучающая компьютерная программа. В последнем случае может быть использован как профессиональный фирменный продукт, так и собственная разработка преподавателя, которая может учитывать не только его личный научный, профессиональный, педагогический и методический опыт, но и в большей степени может быть настроена на особенности конкретной аудитории, возраст, базовую подготовку, психологические и другие особенности учеников. Одним из популярных и уже освоенных широкой преподавательской аудиторией программных приложений является Microsoft PowerPoint, входящий в стандартный комплект Microsoft Office. Традиционно его используют в учебном процессе в ходе лекционных занятий или в поддержку занятий практических. Однако его возможности достаточно широки и позволяют создать полноценное интерактивное занятие. Причем при его разработке не потребуется длительно осваивать специальные приемы работы, временные затраты оказываются сопоставимы в этом смысле с любой другой методической разработкой. В данной статье описаны наиболее востребованные приемы приложения, а также возможности и особенности их реализации.
Ключевые слова: интерактивность, методика, взаимодействие, PowerPoint, презентация.
Интерактивный подход как тип деятельности в образовательном процессе предполагает выполнение обучающимися заданий, направленных на индивидуальное самостоятельное, коллективное в группе или с поддержкой преподавателя освоение нового материала.
Традиционно к таким занятиям кроме индивидуальных заданий относят работу в парах или малых группах, выполнение творческих заданий или проектов, прохождение обучающих ролевых, деловых или образовательных игр [3, 4].
Поддержкой при изучении нового материала могут служить мультимедийные технологии, разработка и создание которых представляет известные
трудности, требует от преподавателя значительных временных затрат, а нередко - специализированного программного обеспечения.
В этом смысле офисный программный продукт для создания презентаций PowerPoint является общедоступным, предоставляет достаточно широкие возможности, является простым в освоении, не требует при создании интерактивного занятия или задания слишком больших ресурсов времени. При этом сохраняется достаточно высокий уровень интереса к занятию, поскольку все задания могут быть подкреплены визуальными и звуковыми эффектами.
Наибольшей популярностью для создания интерактивных занятий PowerPoint пользуется у преподавателей, работающих с обучающимися младшего и школьного возраста. Однако и в условиях высшего учебного заведения данное приложение может быть актуально [2].
Одним из самых востребованных инструментов PowerPoint является интерактивная навигация, осуществляющая нелинейный переход по слайдам. Она реализуется с использованием гиперссылок, кнопок переходов, оглавлений или списков, организованных как оглавление. При этом не имеет значения ни внешний вид объекта, на основании которого создается переход (рисунок, фигура, текст, число), ни место его расположения на слайде (даже как содержимое ячейки таблицы).
Вторыми по популярности можно назвать многочисленные эффекты анимации, которые могут использоваться как в прямом, так и в обратном порядке (появление и исчезновение одного и того же объекта), что позволяет демонстрировать обучающимся не только последовательное появление объектов, иллюстрирующих учебный материал, но и их взаимосвязь, взаимодействие и влияние друг на друга.
Показ элементов схемы или объектов, влияющих на результат принятия решения поставленной задачи, может сопровождаться исчезновением неверных или отрицательно влияющих на решение/ситуацию элементов, а также появлением дополнительных участков схемы, которые дают возможность получить правильное или наиболее целесообразное решение. Выбор обучающимся неверного ключевого объекта может быть перенаправлен на слайд, объясняющий причину, по которой данное решение верным не является, и наоборот, выбор правильного объекта (в том числе слова, фразы, формулы) - перенаправлен на слайд, подтверждающий верность выбора. Для достижения эффекта психологической поддержки в случае правильного выбора презентация может сопровождаться также аудио или видеоэлементами или эффектами.
При этом появляется возможность показа результата или последствий неверных решений или выводов, которые могут быть снабжены звуковыми эффектами, соответствующими правильному или неверному подходу к рассматриваемой задаче.
Большие возможности предоставляет преподавателю, подготавливающему интерактивное занятие с использованием PowerPoint, так называемый триггер. Триггером является объект слайда, щелчок по которому запускает анима-
цию слайда. В определенном смысле наличие триггера придает занятию игровой смысл, что в целом положительно сказывается на его результативности, поскольку снимает усталость и психологическую напряженность, возникающую при освоении большого количества новой учебной информации.
Триггер дает возможность также организовать занятие с элементами тестирования, тренинга.
Поскольку создание триггера ограничивается определенным списком объектов, к которым он может быть применим, целесообразно помнить, что ряд объектов презентации имеют свою активную область (прямоугольник без фона, внутри которого располагается объект). В этом случае триггер может быть задан не для самого объекта (например, объекта WordArt), а для его активной области.
При необходимости внесения обучающимся ответов по типу «заполни пропущенное» используются текстовые поля, заполняемые в режиме показа слайдов. Для этого
1) в меню приложения добавляется элемент «Разработчик»;
2) на слайде создается текстовый объект, например, надпись
3) в местах, предназначенных для заполнения, кнопкой «текстовое поле» ® меню «Разработчик» создаются текстовые поля (рисунок 1).
В режиме показа слайдов заполнение таких полей не вызывает прерывания, а заполненные поля сохраняются и по окончании занятия могут быть проверены преподавателем.
Рисунок 1 - Текстовые поля в режимах создания (слева); демонстрации презентации и заполнения (справа)
Интересным расширением возможностей PowerPoint является макрос Drag&Drop, разработанный немецким программистом Хансом Хоффманом (русификация А.Н. Комаровского) [6]. Макрос позволяет в режиме демонстрации осуществлять перемещение объектов без прерывания показа. Кроме перемещения макрос позволяет уменьшать и увеличивать размеры объекта, зафиксировать его начальное и конечное положение, вставить текст или выражение, вычислить выражение, вставить гиперссылку.
В случае, если интерактивное занятие проводится при участии и поддержке преподавателя, эффектным инструментом, сопровождающим его, является перо. Данный инструмент нечасто используется при проведении занятий, поскольку скрывается в меню левой нижней части экрана во время демонстрации слайдов или в контекстном меню. В последнем случае положение указателя мыши значения не имеет (рисунок 2).
Рисунок 2 - Контекстное меню для использования инструмента «перо»
Перо может использоваться и обучающимися в задачах вида «выбери и подчеркни», «выбери и зачеркни», «обведи» и т.п., поскольку по завершении демонстрации приложение предлагает сохранить все сделанные пометки, а следовательно, предоставляет возможность для преподавателя создавать на этой базе вариант электронной рабочей тетради.
Определенный интерес представляют также анимированные шаблоны, которые можно найти в сети Интернет. Часть из них расположена на платных ресурсах, но можно найти и свободно распространяемые, например [1], или скачиваемые по подписке [5]. Такие шаблоны содержат набор разнообразных слайдов, дизайн и анимация элементов которых уже созданы, а пользователю остается лишь выбрать слайды, соответствующие содержанию разрабатываемого занятия/задания и заполнить их необходимым текстом. Пример такого шаблона приведен на рисунке 3. В левой части, в области эскизов, можно увидеть двенадцать из двадцати одного слайда, предлагаемого в нем.
Добавление популярных анимированных гиф фигур (рисунок 4) не всегда целесообразно, но кроме них некоторые ресурсы предлагают использование анимированных персонажей (сотрудников), которые могут быть использованы, если презентация сопровождается текстом лекции (теоретического занятия), записанного преподавателем в звуковой файл, и вставлена в презентацию в качестве речевого сопровождения.
_
Рисунок 3 - Анимированный шаблон
Рисунок 4 - Анимированные фигуры
Такой персонаж (рисунок 5) может быть создан на основе фотографии. Его создание, безусловно, потребует освоения и использования специализированных программных средств, предоставляемых платными ресурсами, однако созданный однажды на основе фотографии преподавателя, он может существенно повысить качество интерактивной презентации, интерес к ней и быть использован для всех подобных заданий/занятий в течение длительного времени.
Рисунок 5 - Анимированный реалистичный персонаж
Одной из целей, которую преследует интерактивное занятие или задание
- это создание комфортных условий в рамках образовательного процесса, способствующих успешному освоению нового материала и развитию самостоятельности и навыков самообразования. Программное приложение PowerPoint в полной мере отвечает реализации данной цели и с успехом может быть использовано, как один из инструментов преподавателя, поддерживающих его методическую работу.
Библиографический список
1. Анимация и трехмерное оформление. - Текст : электронный // Microsoft Office : сайт.
- URL: https://templates.office.com/ru-ru/анимация-и-трехмерное-оформление (дата обращения: 15.12.2021). - Режим доступа: свободный.
2. Информатика для гуманитариев : учебник и практикум для вузов / Г. Е. Кедрова [и др.] ; под редакцией Г. Е. Кедровой. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. -653 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14260-0. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/468135 (дата обращения: 15.12.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под редакцией А. П. Панфиловой. -Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 487 с. - (Высшее образование). -ISBN 978-5-534-03402-8. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/468767 (дата обращения: 15.12.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 151 с.
- (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07623-3. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/470657 (дата обращения: 15.12.2021). - Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Результаты для «animated» Шаблоны презентаций, включая PowerPoint. - Текст : электронный // ENVATOELEMENTS : сайт. - URL: https://elements.envato.com/ru/presentation-templates/animated/compatible-with-powerpoint (дата обращения: 15.12.2021). - Режим доступа: свободный.
6. Тестирование в PowerPoint. - Текст : электронный // Россошанская школа-интернат : [сайт]. - URL: http://www.rosinka.vrn.ru/pp/ (дата обращения: 15.12.2021). - Режим доступа: свободный.
UDC 004.4:378
USING THE POWERPOINT APPLICATION WHEN DEVELOPING INTERACTIVE CLASSES
Malchyonkova Olga Stanislavovna, Candidate of Technologies, associate professor
State Agricultural Academy of Velikie Luki FGBOU VO, Velikie Luki, Russia
An urgent task of modern education is the use of interactive learning tools thanks to which students' interest in the learning process increases as well as they provide the ability to build an individual educational
plan. They also help keep the students' attention and activities for a longer time without excessive fatigue, etc.
At the same time, both the purpose and the content of the educational process are preserved but the emphasis is shifted from «perception» to «interaction». In this case, the teacher may be an interacting party, if the training is based on an individual program; or another student or a small group of students, if a business or educational game is being implemented, or a training computer program is used. In the latter case, both a branded product can be used and a teacher's own development that mirrors not only his personal scientific, professional and methodological experience, but also can be finely tuned to the specifics of an audience, its age and basic training as well as to psychological and other characteristics of students.
One of the most popular and in a wide use with teachers is the Microsoft PowerPoint, which is a part of the standard Microsoft Office suite. Traditionally, it is used in the educational process in the course of lectures or for supplementing practical classes. However, its facilities are wider and allow one to create a full-fledged interactive lesson. Moreover, when developing such a lesson, it will not take a long time to master special techniques of work, the time costs are comparable with any other methodological means. The article describes the most popular application techniques, as well as the possibilities and features of their implementation.
Key-words: interactivity, methodology, interaction, PowerPoint, presentation.
Bibliograficheskij spisok
1. Animaciya i trexmernoe oformlenie. - Tekst : e'lektronny'j // Microsoft Office : sajt. - URL: https://templates.office.com/ru-ru/animaciya-i-trexmernoe-oformlenie (data obrashheniya: 15.12.2021). -Rezhim dostupa: svobodnyj.
2. Informatika dlya gumanitariev : uchebnik i praktikum dlya vuzov / G. E. Kedrova [i dr.] ; pod redakciej G. E. Kedrovoj. - 2-e izd. - Moskva : Izdatelstvo Yurajt, 2021. - 653 s. - (Vy'sshee obrazovanie).
- ISBN 978-5-534-14260-0. - Tekst : eTektronnyj // Obrazovatelnaya platforma Yurajt : [sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/468135 (data obrashheniya: 15.12.2021). - Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pol'zovatelej.
3. Panfilova, A. P. Vzaimodejstvie uchastnikov obrazovatelnogo processa : uchebnik i praktikum dlya vuzov / A. P. Panfilova, A. V. Dolmatov ; pod redakciej A. P. Panfilovoj. - Moskva : Izdatelstvo Yurajt, 2021. - 487 s. - (Vysshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-03402-8. - Tekst : e'lektronny'j // Obra-zovatel'naya platforma Yurajt : [sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/468767 (data obrashheniya: 15.12.2021).
- Rezhim dostupa: dlya avtoriz. polzovatelej.
4. Plaksina, I. V. Interaktivnye obrazovatel'ny'e texnologii : uchebnoe posobie dlya vuzov / I. V. Plaksina. - 3-e izd., ispr. i dop. - Moskva : Izdatelstvo Yurajt, 2021. - 151 s. - (Vy'sshee obrazovanie). - ISBN 978-5-534-07623-3. - Tekst : e'lektronny'j // Obrazovatelnaya platforma Yurajt : [sajt]. -URL: https://urait.ru/bcode/470657 (data obrashheniya: 15.12.2021). - Rezhim dostupa: dlya avtoriz. pof zovatelej.
5. Rezultaty' dlya «animated» Shablony' prezentacij vklyuchaya, PowerPoint. - Tekst : elektronnyj // ENVATOELEMENTS : sajt. - URL: https://elements.envato.com/ru/presentation-templates/animated/compatible-with-powerpoint (data obrashheniya: 15.12.2021). - Rezhim dostupa: svo-bodnyj.
6. Testirovanie v PowerPoint. - Tekst : e'lektronny'j // Rossoshanskaya shkola-internat : [sajt]. - URL: http://www.rosinka.vrn.ru/pp/ (data obrashheniya: 15.12.2021). - Rezhim dostupa: svobodnyj.
E-mail: olga-luki@mail.ru
182112, Псковская область, г. Великие Луки, пр-т Ленина, д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА
Тел.: +7 (81153) 7-17-72