Научная статья на тему 'Использование возможностей «Паблик рилейшнз» в обеспечении открытости налоговой службы, приближения ее к интересам граждан'

Использование возможностей «Паблик рилейшнз» в обеспечении открытости налоговой службы, приближения ее к интересам граждан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
895
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» / НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Татьяна Владимировна

В статье анализируется роль подразделений по связям с общественностью в формировании благоприятного имиджа налоговой службы, в этой связи рассмотрены задачи PR-программы и методы ее реализации, высказаны предложения по использование рычагов социальной рекламы для формирования в обществе понимания общественной значимости налоговой политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей «Паблик рилейшнз» в обеспечении открытости налоговой службы, приближения ее к интересам граждан»

Т.В.Зверева

Использование возможностей «паблик рилейшнз» в обеспечении

открытости налоговой службы, приближения ее к интересам граждан

В условиях развития демократии и становлении гражданского общества необходимость взаимовыгодного сотрудничества, забота о благоприятном отношении общественности к деятельности органов власти - это основа проведения сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной ответственностью.

Властные структуры вынуждены вмешиваться в дела населения или выдвигать перед ним новые требования, и тогда люди либо поддерживают эти действия, либо вынуждены защищать свои интересы. В результате в демократическом правовом государстве общественное мнение становится общепризнанным инструментом и способом завоевания и удержания благоприятного имиджа власти.

Общественное мнение - это аккумулированные оценочные суждения (взгляды, побуждения) социальных групп, общностей по вопросам, представляющим их общие интересы. Какую бы из сфер жизни общества мы бы ни выделили - духовно-идеологическую, политическую, социальноэкономическую, культурную, общественное мнение во многом определяет характер их бытия и процессы развития.

Стратегической целью усилий службы по связям с общественностью («паблик рилейшнз» или PR) является ознакомление граждан с деятельностью налоговых органов, создание у них верного представления о том, чем живут налоговые службы.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу роли PR и методов работы с общественностью в деятельности налоговых служб приведем некоторые определения понятия PR.

PR является неотъемлемой частью эффективного управления любой организованной формы деятельности: государственной и муниципальной, производственной, коммерческой, общественной и т.д., включающих в себя престиж, авторитет, репутацию, доверие, взаимопонимание и т.д..

Существует множество определений понятия «связи с общественностью». Вот, например, трактовка Института связи с общественностью (Великобритания): «PR - это спланированные и осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью» [3].

Также распространено следующее определение: PR - это специальная наука и искусство управления социальной информацией в условиях внеценовой конкуренции: направленные на установление и поддержание открытого двухстороннего общения между службами и их общественностью; посредством положительных информационно разъяснительных материалов, активных акций и оценок ответных общественных реакций; основанных на правде, знании и гласности; с целью достижения взаимопонимания, согласия, социального партнерства и создания благоприятных обстоятельств [2].

Но, несмотря на, разнообразие определений, исследователи сходятся в одном: деятельность в сфере РЯ есть часть процессов управления

коммуникацией между организацией и ее целевой аудиторией.

Функционируя в духовной идеологической сфере, общественное мнение оказывает воздействие, прежде всего, на процесс восприятия и трансляции духовных ценностей. Кроме того в своей информационной функции общественное мнение служит в качестве источника информации для идеологов и средства обратной связи между ними и общественностью. Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения выживания и

развития. В обеспечении данных процессов общественное мнение участвует через функции воспитания и социализации. Так же следует отметить, что суждения и оценки общественности, это по существу, та среда, в которой живет идеология, и налоговая культура как часть идеологии.

Отношение с общественностью - это двусторонние взаимодействия и связи, разворачивающиеся в процессе взаимодействия между совместно действующими разнообразными участниками налогового процесса. Установление двустороннего общения как консенсусной коммуникации в рамках социальной ответственности обусловливает следующие потребности:

• для налоговой службы - добиваться благоприятного отношения к себе со стороны общественности посредством распространения разъяснительного материала о своей деятельности в интересах граждан;

• для общественности - добиваться реализации права налогоплательщиков знать все, относящееся к общественной жизнедеятельности в рамках деятельности налоговых органов и направления использования бюджетных средств.

В этом заключается определенная сложность положения сотрудников службы общественных связей, так как их работа направлена на обеспечение устойчивого положения государственной организации, но с соблюдением интересов общественности, что и позволяет достигать социального партнерства, согласия и спокойствия в обществе.

Деятельность службы по связям с общественностью в налоговой сфере включает в себя:

• любые действия, направленные на улучшение контактов между людьми или службами;

• все, что может предположительно улучшить взаимопонимание между налоговыми службами и теми, с кем они вступают в контакт как внутри, так и за их пределами;

• мероприятия, направленные на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания в сфере налогообложения;

• мероприятия, направленные на расширение сферы влияния службы средствами, адекватными поставленной цели и не противоречащими социальной этике;

• рекомендации по созданию благоприятного климата, укреплению общественной значимости налоговых служб.

Выступая в качестве элемента системы социального управления, деятельность PR направлена на создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности к деятельности налоговой службы. Данная функциональная ситуация связана с необходимостью создания благоприятного климата в обществе, обеспечивающего эффективное функционирование налогового процесса в государстве. Завоевание доверия требует систематического предварительного объяснения людям того, что им надо знать в профессиональном, обыденном и

эмоциональном смысле в сфере налогообложения.

Смысл деятельности PR в достижении данной цели: во-первых, в прояснении прав и обязанностей налогоплательщиков, за которые они несут ответственность;

во-вторых, в публичном выражении и защите прав налогоплательщиков; в-третьих, в приобщении к культуре уплаты налогов российских граждан.

Для решения данных задач нужна спланированная и непрерывная информационно-разъяснительная работа, постоянный диалог с широкой общественностью и активные акции, чтобы завоевывать доверие людей.

Налоговым службам для этого необходимо: правдиво и интересно

информировать людей о своей деятельности, планах; добиваться

идентификации «своих» ценностей с «общественными»; способствовать оформлению и институциализации общественностью своей поддержки

властных структур.

С другой стороны, задача РЯ-деятельности в организации обратной связи, как раз и состоит в том, чтобы прояснять интересы и ожидания общественности и тем самым:

• обеспечивать руководство налоговых служб информацией об общественном мнении и оказывать им помощь в выработке адекватных ответных мер;

• поддерживать руководство в состоянии готовности к различным переменам, путем заблаговременного предвидения тенденции.

Властные структуры вынуждены вмешиваться в дела населения или выдвигать перед ним новые требования, и тогда люди либо поддерживают эти действия, либо вынуждены защищать свои интересы. В результате в демократически правовом государстве общественное мнение становится общепризнанным инструментом и способом завоевания и удержания авторитета власти.

Кроме того, общественное мнение наряду с правовыми правилами, осуществляя функции регулирования, консультирования и контроля снизу, способствует снижению произвольности в осуществлении власти и злоупотреблении со стороны сотрудников налоговых служб. Данная критическая функция общественности является необходимой для создания форм демократического принятия решений, где центральной становится направленность коммуникаций органов власти и общественности на взаимопонимание в определении, планировании и осуществлении налоговой политики.

Чем выше обеспеченность уровня готовности налоговых структур действовать в кризисных ситуациях, тем быстрее и безболезненнее они разрешаются. Деятельность PR и направлена на убеждение людей в правильности работы налоговых структур и усилении самосознания общественным авторитетом, нахождении выходов в конфликтных ситуациях, опираясь на знания интересов и ориентацию общественности.

Функционируя в духовной идеологической сфере, общественное мнение оказывает воздействие, прежде всего, на процесс восприятия и трансляции духовных ценностей и ценностных ориентаций членов социума. Кроме того, в своей информационной функции общественное мнение служит значимым

механизмом формирования массовых социальных оценок для формирования таких духовных образований как стереотипы, традиции. Сформированный с детства стереотип законопослушного налогового поведения будет способствовать формированию и развитию в обществе налоговой культуры.

Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения выживания и развития. В обеспечении данных процессов общественное мнение участвует через функции воспитания и социализации. Так же следует отметить, что суждения и оценки общественности, это по существу, та среда, в которой живет идеология. Поэтому проблема формирования общественного мнения имеет большое значение и решить ее можно посредством широкой РЯ-компании.

Специалисты по PR в государственных структурах руководствуются следующими правилами, механизмами формирования общественного мнения (ОМ).

Во-первых, учет уровней ОМ:

• уровень массовой оценки, ценностного отношения к явлениям;

• уровень массово-волевого побуждения к действию,

• стремление к изменениям;

• уровень массового поведения, т. е. слияние настроений и действий;

Во-вторых, учет этапов формирования ОМ:

• возникновение чувств и представлений (общая информированность);

• столкновение различных мнений (обработка одних другими);

• распространение «типизированного» мнения в определенном социальном ареале;

• воздействие ОМ на поведение людей.

В-третьих, учет механизмов формирования ОМ:

• спонтанно, в процессе жизнедеятельности людей (образ жизни, массовая культура и т. д.);

• организационно-информационных: пропаганда, реклама, СМИ.

Всем известно: рекламу создают для того, чтобы побудить человека предпринять какое-то действие, например, купить товар. Создатели социальной рекламы такой задачи не ставят. Цель социальной рекламы в налоговой сфере общественной жизни - изменить отношение граждан к процессу налогообложения, а в долгосрочной перспективе - выработать новые социальные ценности. Предметом социальной рекламы является идея, отвечающая миссии корпоративного взаимодействия в налоговой сфере -законопослушное налоговое поведение.

В связи с этим преимущественно желательно использовать следующие методы:

• регулярное проведение пресс-конференций, брифингов;

• периодические публикации материалов о деятельности налоговых органов;

• организовать интервью на телевидении с руководителями ИФНС по актуальным вопросам налогообложения;

• информация о суммовом выражении налоговых поступлений и направлениях их использования.

В качестве примера работы с общественностью можно назвать учреждение дня налогоплательщика, что способствовало бы развитию налоговой культуры, формированию личности добропорядочного гражданина, а так же созданию положительного имиджа налоговой службы. Для этого дня может быть разработана специальная программа, которая позволит обеспечить усиление внимания общества к законопослушному налоговому поведению.

Таким образом, коммуникативный подход позволяет взглянуть на проявление механизмов функционирования и технологии управления PR, которые способствуют установлению и поддержанию в обществе уз взаимопонимания, расположения и сотрудничества между государством и его налогоплательщиками.

Деятельность СМИ в обществе развертывается благодаря широкому комплексу их функций, методов и форм, что обеспечивает их значительное влияние на общественное мнение и сознание, на массовое поведение людей.

Собственно управленческий эффект журналистики проявляется в преобразовании социальной действительности, главным образом, в изменении поведения массовой аудитории, институтов, коллективов, социальных групп и отдельных личностей.

Стратегическая цель усилий по связям с общественностью - ознакомить граждан с деятельностью налоговой службы, создать у них верное представление о деятельности последней.

Цель РЯ-программы предполагает решение следующих задач:

• проинформировать аудиторию об истории налогообложения;

• разъяснить ее роль в развитии социальной сферы;

• информирование общественности о существе принимающих решений;

• привлечь внимание граждан к важности законопослушного налогового поведения;

• установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и государственными организациями;

• анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;

• прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;

• формирование благоприятного имиджа налоговой службы.

Функции управления процессом налогообложения неизбежно включают в себя и функции управления связями с общественностью, порождают специальные государственные и муниципальные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими усилиями органов власти.

Возможности РЯ могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. И,

напротив, закрытость властных институтов, их слабое взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, при этом она сама становится вещью в себе и в конечном итоге теряет свой внутренний смысл, что чревато нарастанием противоречий и социальной напряженности.

Проблема собираемости налогов, формирования в обществе понимания общественной значимости налоговой политики, по многим показателям ее социальной направленности, необходимое условие деятельности любого правительства. Налоговая политика - область поиска консенсуса и поле для постоянного совершенствования деятельности. Максимально широкие возможности здесь находятся на уровне деятельности в сфере «паблик рилейшнз».

Использование рычагов социальной рекламы, представляющей общественные и государственные интересы [1], может стать решающим фактором воздействия на сознание общества, особенно в сфере налоговых правоотношений. Социальная реклама, как важнейший инструмент «паблик рилейшнз» призвана удовлетворять запросы общественности и в этом проходит существенная грань отличия последней от пропаганды и торговой рекламы. В социальной рекламе важно четко обозначить необходимость каких-либо общественно полезных действий, разъяснить пользу, которую получит общество. Еще одно условие действенности социальной рекламы суметь представить именно ту информацию, которая интересует общественность.

Применительно к ПР-деятельности в налоговой сфере можно выделит информационную и стимулирующую функции. Информационная функция состоит в том, чтобы донести до сознания налогоплательщиков и общества в целом содержание и сущность налоговой политики. Стимулирующая функция ПР-деятельности является средством и прямым подтверждением информационной функции. Смысл ее воздействия на общественное сознание состоит в том, чтобы побудить налогоплательщиков к конкретным действиям. Реализация информационной и стимулирующей функций

протекает в единстве и взаимосвязи и может привести к следующим результатам:

• изменениям в налоговой политике государства;

• изменениям в деятельности налоговых служб;

• изменениям в сознании и поведении людей, функционирующих в сфере налогообложения.

Для Федеральной налоговой службы России одной из основных целей в работе с общественностью является достижение взаимопонимания и сотрудничества с налогоплательщиками. Чтобы добиться партнерства в данной сфере нужно выполнить как минимум три условия:

Во-первых, обеспечить широкое и полное информирование, как всей общественности, так и отдельных социальных и специализированных групп.

Во-вторых, организовать эффективную обратную связь с информируемыми группами.

В-третьих, привлечь общественность к участию в процессе обсуждения и принятия решений, связанных с интересами различных социальных групп.

Налоговые инициативы правительства, ведущие к усилению роли государства в экономической сфере, во многих странах во все времена вызывали отторжение в обществе. Для того чтобы это не приняло необратимый характер и нужна повседневная ПР-работа со всеми проводниками информации. Только полная, адекватная и общественно адаптированная информация может прижиться в обществе. Поэтому для управления по информационной политике ФНС Росси работа в этом направлении является одной из приоритетных задач.

В своей деятельности ФНС России надо учитывать тот факт, что большинство налогоплательщиков являются законопослушными гражданами и их не надо принуждать и штрафовать, нужно лишь создать максимально комфортные условия для исполнения обязанности по уплате налога. Так же следует провести комплекс мероприятий по популяризации деятельности налоговых органов. РЯ-компания должна быть направлена на создание

благоприятного общественного мнения в отношении деятельности органов Федеральной налоговой службы России по налогам и сборам.

Зрелость структур гражданского общества характеризуется высоким уровнем политической, в том числе налоговой культуры граждан, взаимным стремлением всех сторон к сотрудничеству, цивилизованному разрешению конфликтов. В таком обществе высока степень принятия всеми группами населения основных ценностей. Российское общество должно сформировать в своем сознании понимание и осознание необходимости и политической значимости уплаты налогов каждым дееспособным гражданином. Только в обществе с развитыми рыночными отношениями, сформировавшейся системой политических, экономических и культурных отношений будет присутствовать высокая степень принятия всеми группами населения основных ценностей. Поэтому роль и задачи подразделения по связям с общественностью в первую очередь находятся в сфере работы по формированию в сознании общества определенной системы предпочтений и приоритетов.

Признание прав и интересов отдельных социальных групп государством должно всегда всесторонне пересекаться с жестким принятием «правил игры», в основе которых лежит достижение консенсуса между государством и обществом, правовое регулирование деятельности самостоятельных хозяйствующих субъектов. Государство, политическая власть должны зародить и укрепить в сознании общества необходимость уплаты налогов. Приоритетная задача деятельности ФНС Росси и ее подразделений по связям с общественностью - обозначить жесткую позицию государства в этом вопросе. Использование всего комплекса «паблик рилейшнз» мер информационного, просветительного и рекламного характера в рамках корпоративного взаимодействия должно дать в конечном итоге существенный положительный социальный эффект.

Список литературы

1. Федеральный закон «О рекламе» принят государственной Думой 22.02.2006, №38-Ф3. Система правовой поддержки КонсультантПлюс».

2. Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. - М., 1996. - 30с.

3. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Новости, 1990. - 114с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.