Научная статья на тему 'Использование возможностей коллегиального управления гимназией при проектировании и реализации инновационных программ'

Использование возможностей коллегиального управления гимназией при проектировании и реализации инновационных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова М. И., Шаврова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей коллегиального управления гимназией при проектировании и реализации инновационных программ»

М. И. Морозова, Т. Г. Шаврова

Использование возможностей коллегиального управления гимназией при проектировании и реализации инновационных программ

В условиях активно развивающегося общества особое значение приобретают инновационные педагогические идеи и их реализация в образовательных учреждениях. Одним из стимулов инновационных процессов в образовательных учреждениях (ОУ) стал национальный проект «Образование», создавший для педагогических коллективов условия для определения перспектив интенсивного развития ОУ.

Кадровый потенциал гимназии как учреждения, осуществляющего повышенный уровень образования, предполагает наличие высококвалифицированных специалистов. Это условие определяет инновационные возможности педагогического коллектива, достаточные для восприятия и реализации новшеств, а также для их создания. Поэтому одна из задач гимназии - вовлечение педагогов в процесс сотворчества по повышению качества образовательного процесса, определению перспектив развития образовательного учреждения и активной деятельности по их реализации. Решение такой задачи обеспечивает субъектность позиции учителей в совершенствовании педагогической системы, является важным условием успешности деятельности образовательного учреждения, эффективности инновационных процессов.

Анализ опыта работы гимназии № 406 Пушкинского административного района Санкт-Петербурга показывает, что наиболее эффективное влияние на развитие инновационных процессов в учреждении повышенного уровня образования имеет коллегиальность управления этими процессами. Три уровня: стратегический (педагогический совет), тактический (научно-методический совет, методические объединения, совет руководства), оперативный (творческие группы) - в их оптимальном вариативном сочетании позволяют эффективно организовать коллегиальное управление инновационным процессами.

Рассмотрим использование возможностей такого управления на примере разработки и внедрения программ, обеспечивающих развитие образовательного учреждения и совершенствование педагогического процесса. К числу таковых сегодня относят образовательную и воспитательную программы, программу развития учреждения, а также образовательную программу и программу развития отделения дополнительного образования, созданного при ОУ. Поскольку разработка и реализация каждой программы пред-

182

ставляет собой процесс рождения и внедрения инновации, то логика его описания (как и организации) должна соответствовать этапам нововведенческой работы.

При проектировании программы создаются условия для появления группы лиц, из числа которых сформируется «актив» новаторов, способных участвовать в разработке и внедрении программы, взять на себя управление ее реализацией. Остановимся подробнее на некоторых этапах этого периода.

Проектирование программы начинается с появления стимула (или нескольких стимулов), побуждающих группу педагогов включиться в ее разработку. Внешний стимул возникает как требование «извне»: рекомендации от органов управления системой образования, объявление конкурсов программ и т. п. Особое значение приобретают мнения, пожелания гимназистов, их родителей. К внутренним стимулам следует отнести неудовлетворенность педагогов организацией педагогического процесса, необходимость поиска решения «наболевших» проблем, стремление обобщить (и тем самым качественно переосмыслить) интересный опыт работы, а также возникновение оригинальной идеи. Поэтому на данном этапе наряду с кругом лиц, призванных заниматься разработкой программ по своим функциональным обязанностям, появляются педагоги, желающие активно включиться в этот процесс. Из их числа и возникает «золотой фонд» энтузиастов, принимающих на себя бремя ответственности за разработку и внедрение программы.

Важным для всей последующей работы над программой является этап «Локализация проблем. Выдвижение цели». Локализация проблем означает не только их выявление, но и определение их характерных особенностей для данной педагогической системы. Большое значение имеет качество проведенной диагностики, объективный ретроспективный анализ деятельности, научно обоснованная интерпретация результатов. Для разносторонности и объективности диагностики важно вовлечение в этот процесс всего педагогического коллектива: через участие в сборе диагностического материала, педагогические советы, работу научно-методического совета и методических объединений и т. п.

Широкое открытое обсуждение проблем в коллективе позволяет не только объективно и глубоко провести проблемно ориентированный анализ состояния педагогической системы, ее элементов, выявить приоритетные задачи, но и определить творческую группу по разработке программы. Сопоставление сегодняшнего состояния объекта диагностики и желаемого проектного результата позволяет сформулировать проектную задачу, решение которой требует эвристического подхода.

183

Поиск привлекательной, общественно и личностно значимой идеи является ключевым моментом проектирования программы и чаще всего осуществляется небольшой группой единомышленников. С рождением идеи тесно связано и появление названия программы. Оно должно отражать суть идеи и, в тоже время, быть ярким, образным, привлекательным. Это своеобразный «бренд» программы, поэтому к творческому поиску названия можно подключать всех членов коллектива.

Последующие фазы работы над программой - концептуальное обоснование идеи, уточнение цели, отбор содержания, определение механизмов реализации программы - осуществляются сложившейся творческой группой, как правило, без привлечения всего педагогического коллектива. Четко определяется замысел, выстраивается теоретически обоснованный путь его реализации, формулируются основные принципы, содержание и этапы реализации. Наряду с постановкой задач продумываются и способы диагностики их достижения. Определяются этапы освоения содержания с четкой характеристикой их результатов, что обеспечивает эффективность их диагностирования.

Не менее важный момент - трансформация, преобразование выделенных этапов в этапы личностного роста воспитанников. Понятные, привлекательные для воспитанников этапы становятся стимулом их личностного роста.

Организационно-управленческие вопросы: связь с внешней средой, материальная база, источники финансирования, требования к кадровому обеспечению и другие - обсуждаются и решаются творческой группой на советах руководства, научно-методических советах, с привлечением родительского комитета, попечительского совета и т. п.

Таким образом, проектирование программы вплоть до ее структурного оформления происходит при сочетании самостоятельной работы творческой группы новаторов и работы с привлечением как отдельных специалистов, так и всего педагогического коллектива. Это требует умелого управления проективной деятельностью со стороны научного руководителя, директора ОУ, его заместителя по НМР, лидера творческой группы новаторов.

Как известно, наибольший результат деятельности достигается в условиях педагогики сотрудничества (сотворчества). Идея программы должна заинтересовать и организаторов, и участников. Поэтому на этапе запуска программы тщательно продумывается и осуществляется знакомство с ней педагогического коллектива. В процессе коллективного обсуждения отдельные элементы программы могут претерпевать уточнение. Важно, чтобы она стала личност-но значимой для членов педагогического коллектива и, по

184

возможности, родителей учащихся. Была ими не только понята, но и принята.

На этапе реализации программы коллегиальность управления играет особую роль. Творческие группы при внедрении проектов могут образовывать творческие лаборатории по доминантным направлениям их реализации. Непосредственное руководство инновационной работой лабораторий осуществляет научнометодический совет. В его функции входит: утверждение планов работы лабораторий; осуществления координации взаимодействия лабораторий, методическая помощь в реализации планов; осуществление текущей оценки деятельности лабораторий; экспертиза результатов внедрения проектов; обобщение и распространение позитивного опыта.

Научно-методический совет и творческие лаборатории как совокупные субъекты управления вовлекают в деятельность по доминантным направлениям развития гимназии:

- педагогический коллектив (через педагогические советы, работу предметных секций, индивидуальную работу над методической темой, обучающие семинары, семинары по обобщению и распространению инновационного опыта, индивидуальную работу и другие формы);

- гимназистов (через учебную и внеклассную работу, деятельность УНИО, детского общественного объединения, работу органов соуправления);

- родителей учащихся (через родительские конференции, работу родительского комитета, индивидуальную работу с родителями);

- общественности (через деятельность попечительского совета, сотрудничество с другими организациями района, Санкт-Петербурга, России).

Результаты инновационной деятельности апробируются на научно-методической конференции гимназии, обсуждаются на других конференциях, районных и городских семинарах по обобщению и распространению опыта.

Таким образом, коллегиальность руководства инновационными процессами в гимназии способствует созданию условий для объективного определения состояния педагогической системы, возникновения оригинальных идей ее развития, вовлечения большинства членов педагогического коллектива в их реализацию, повышения профессионализма, творческого самораскрытия, профессиональной самореализации педагогов, что, в конечном итоге, ведет к повышению эффективности образовательного процесса гимназии, созданию атмосферы комфортности, творческого вдохновения для участников педагогического процесса.

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.