Научная статья на тему 'Использование возможностей глобальной навигационной спутниковой системы в уголовно- исполнительной системе'

Использование возможностей глобальной навигационной спутниковой системы в уголовно- исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / GLOBAL NAVIGATING SATELLITE SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котляр Владимир Николаевич

в статье рассматриваются вопросы использования Глобальной навигационной спутниковой системы в уголовно-исполнительной системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE OPPORTUNITIES OF GLOBAL NAVIGATING SATELLITE SYSTEM IN PENAL SYSTEM

in the article the issues of the use of Global navigating satellite system in penal system are considered

Текст научной работы на тему «Использование возможностей глобальной навигационной спутниковой системы в уголовно- исполнительной системе»

УДК 343.8 ББК 67.409.13 К73

ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2009. № 4 (67)

V.N. KOTLYAR*

USE OF THE OPPORTUNITIES OF GLOBAL NAVIGATING SATELLITE SYSTEM IN PENAL SYSTEM

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы использования Глобальной навигационной спутниковой системы в уголовно-исполнительнойсистеме.

Ключевые слова: уголовно-исполнительнаясисте-ма, Г лобальная навигационная спутниковаясистема

Annotation: in the article the issues of the use of Global navigating satellite system in penal system are considered.

Key words: penal system, Global navigating satellite system.

ВЛАДИМИР

НИКОЛАЕВИЧ

КОТЛЯР*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Одним из приоритетных направлений служебной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний в условиях реформирования, перехода на новую систему исправительных учреждений является выполнение задач по обеспечению надежной охраны объектов, недопущению побегов подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных из-под охраны. Директором ФСИН России А. А. Реймером ставится задача «...максимально использовать уже имеющиеся средства охраны и надзора, а также интегрированные системы безопасности, продолжать работу по внедрению инновационных технологий»1 .

Одно из наиболее перспективных направлений повышения надежности охраны подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных при конвоировании - использование возможностей Глобальной навигаци -онной спутниковой системы (ГЛОНАСС) в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономическогоразвития Российской Федерации» и Федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» в настоящее время проводится работа по выполнению Плана поэтапного внедрения навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в деятельность УИС на 2008-2020 годы.

Внедрение навигационной спутниковой системы организовано в три этапа:

1) изучение возможностей ГЛОНАСС, разработка нормативной правовой базы использования навигационной системы в УИС, определение источников финансирования (2008-2009 гг.);

2) мероприятия по опытной эксплуатации и модернизации навигационной аппаратуры (2010-2012 гг.);

* Кандидат педагогическихнаук доцент кафедры антикризисногоуправления в УИС (Академия ФСИН России).

E-mail: kotlyarrzn@mail.ru

Реформирование уголовно-исполнительной системы

Реформирование уголовно-исполнительной системы

3) оснащение аппаратурой ГЛОНАСС подразделений ФСИН России (2013-2020 гг.) и введение ее в действие.

Спутниковая система навигации - это комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения(географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости, направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов. Основные элементы спутниковой системы навигации:

- орбитальная группировка, состоящая из нескольких (от 2 до 30) спутников, излучающих специальные радиосигналы;

- наземная система управления и контроля, включающая в себя блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для ее последующей корректировки;

- приемное клиентское оборудование (спутниковые навигаторы), используемое для определения координат;

- информационная радиосистема для передачи пользователям поправок, позволяющих значительно повысить точность определения координат (опционально).

Российская спутниковая система навигации разработана по заказу Министерства обороны, может использоваться как в военных, так и в гражданских целях. Система принята в эксплуатацию в 1993 г., но из-за недостаточного финансирования все еще не работает в полном режиме.

Основой системы будут 24 спутника, движущиеся над поверхностью Земли в 3 орбитальных плоскостях с наклонением 64,8° и высотой 19 100 км. При доведении количества действующих спутников до 18 на территории России обеспечивается практически 100%-ная непрерывная навигация. На остальной части Земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории Земного шара обеспечивается при полной орбитальной группировке из 24 спутников с точностью до 30 метров.

В уголовно-исполнительной системе ГЛОНАСС планируется к внедрению на автомобильном и железнодорожномспецтранспорте в целях обеспечения надежной охраны подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных при конвоировании, для повышения дисциплины среди сотрудников несущих службу в

карауле, законности при выполнении служебных задач, соблюдения защиты прав и законных интересов сотрудникови спецконтингента, немедленного реагирования на поступление сигнала «Тревога».

Спутниковая навигационная система позволит отслеживать реальное местоположение спецтранспорта, соблюдение установленного маршрута движения, скоростного режима, длительность стоянок, отсутствие незапланированных остановок в пути следования и других чрезвычайных происшествий, учитывать пробег спецавтомобилей и расход топлива.

Спецавтомобили (опытные образцы) оборудуются специальной антенной, закрепленной на крыше кабины и навигационным контроллеромс 81М-картой, который установлен для удобства обслуживания возле кресла начальника караула. С целью недопущения несанкционированного доступа внутрь устройство находится в металлической коробке, запирается на ключ и пломбируется.

Использование в навигационном контроллере 81М-карты даст возможность осуществлять связь с начальником караула, находящимся в кабине спецавтомобиля, с помощью сотового телефона и таким образом контролировать несение службы на маршруте движения.

В кабине спецавтомобиля устанавливается кнопка «Тревога», с помощью которой через навигационный контроллер передается сигнал тревоги посредством 8М8-сообщения на сотовый телефон оперативного дежурного.

В дежурной части будет находиться компьютер с соответствующим программным обеспечением. На экран монитора выводится электронная карта местности, на которой отображается местоположение объекта. Карта может отображаться в 4 видах: обыкновенная карта, вид со спутника, смешанная и карта федеральных дорог. По мере поступления сообщений от объекта они автоматически появляются на карте в виде знака с красной стрелкой, которая указывает направление движения объекта в данный момент времени. При наведении курсора на объект на карте выводится подробная информация: имя объекта, время, местоположение, скорость. При необходимости система позволяет осуществить принудительный запрос о месторасположении объекта.

При обработке данных, полученных от объектов, реализуется возможность выполнять различного рода отчеты. Они позволяют контролировать движение спецавтомобилей в любой промежуток времени. Эти данные хранятся в памяти компьютера.

Отчеты могут показывать такую информацию, как начало и конец маршрута движения, количество обработанных сообщений, пройденный путь (км), общее время в движении (ч и мин), общее время стоянки (ч и мин), среднюю скорость (км/ч).

На карте можно будет проследить все стоянки спецавтомобиля по маршруту движения за сутки.

Планируются следующие работы по совершенствованию системы: применение микрофонов в камерах спецавтомобилей, видеокамер слежения за поведением конвоируемыхлиц, приборов, выдающих тревожное сообщение при нападении или отклонении от маршрута, открытии или закрытии дверей, способных по команде заглушить двигатель, заблокировать двери и т. д.

Использование глобальной системы слежения в практической деятельности способствует:

- недопущению нарушений законности при несении службы;

- профилактике неслужебных связей со спецконтингентом;

- обеспечению безопасности личного состава и спецконтингента по всему маршруту конвоирования.

При установке оборудования единой системы слежения существует возможность централизованного мониторинга подвижных объектов по всей территории Российской Федерации. Кроме того, использование возможностей Г ЛОНАСС будет направлено на обеспечение исполнения наказаний без лишения свободы (контроль при домашнем аресте), позволит контролировать сотрудников осуществляющих надзор и охрану в учреждениях в УИС, поможет в розыске лиц, уклоняющихся от наказания.

Во ФСИН России уже реализованы несколько пилотных проектов, которые выявили определенные проблемы использования возможностей ГЛОНАСС в уголовно-исполнительной системе. В настоящее время ведется работа над их решением.

1 Реймер А.А. Вопросы реформирования уголовно-исполнительнойсистемы: Материалы науч-практ. конф. 10 сентября2009 г. // Ведомости УИС. 2009. N° 10. С. 10.

Реформирование уголовно-исполнительной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.